Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

№ 240/24368/ 14 ДЕКАБРЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото Лида П. Никогда в нашей ру- брике не появлялась такая взрос- лаядевочка. Вернее, уже девушка. Но это было решение Лиды, кото- рая не рассталась с мечтой жить дома, с семьей. В августе Лиде исполнилось шестнадцать лет. А с пяти лет она живет в учреждениях поддержки детства. Удивительно добрая и отзывчивая. Скромная. Чистюля и первая помощница взрослых во всех делах. Лида никогда не пройдет мимо человека, которому нужныпомощь и сочувствие, всег- да поддержит. Все эти качества определили и выбор профессии: девушка решила стать медицин- ской сестрой. Лида — еще и творческая лич- ность. Активно участвует в работе кружка «Умелые руки». Она хорошо вяжет, вышивает, занимается бисероплетением. Ее работынеоднократно занимали призовые места в област- ных и городских конкурсах. Около них задерживаются, улыбаются. Золотые руки у девушки. К тому же Лида ещё и очень общительная, хотя немного волновалась во время нашей встречи. Вспоминать свою жизнь очень непросто. Отца нет — он пропал без вести. В отношении мамы — тоже проблемы. У старшей сестры своя семья — сын и дочь. Поэтому Лида старается какможно чаще бывать со своиммладшим братом Сережей, которому отдает много тепла и ласки. Хороший мальчик, хотя пошалить и слегка полениться может. Сережа Г. Сережа родился в марте 1999 года. Голубоглазый блондин. Серьезныйицелеустрем- ленный. Парнишка любит исто- рию и биологию, но главное его занятие и увлечение — это спорт. «Человек может быть крепким и сильным, не курить, не пить, только сила воли нужна,—сделал свой вывод Серёжа. И добавил: — Тогда можно многого в жизни добиться». Непридуманные мыс- ли, и уже не детские. Хотя мечта мальчишеская есть — иметь свой футбольный мяч. Сергей так лю- бит футбол (и, кстати, неплохо играет), что всегда просит раз- решения посмотреть по ТВ матч сборной России, если транслиру- ется он в позднее время. «Хорошего отцаСережке, замечательныйчеловекиз него бы вырос», — заметила воспитательница. УСережи есть старшая сестра—Наташа. В этом году она заканчивает 11-й класс. Но пока они вместе. Яна А. Чем не фотомодель?! Хотя об этой карьере активная, жизнерадостная, энергичная девочка не думает. Она любит поговорить, но сердце, душу от- крывает редко. Яна участвует во всех меро- приятиях детского дома. На сцене держится легко. В течение не- скольких лет она — бессменная ведущая всех торжественных и праздничных мероприятий. Пре- красно запоминает текст, импро- визирует. Яна — лидер по натуре, но никого не подавляет. Наверное, поэтому пользуется авторитетом среди сверстниц. Но при этом, как ни удивительно, смелая, сильная девочка очень ранима. Слишком мало тепла и любви ей досталось от самых близких людей. Хотястаршие братисестраонейпомнят.Ноунихсвояжизнь. Недавно Яне исполнилось тринадцать лет. Она собирает- ся статьжурналистом. Покаже девочка старается побольше читать. ГОД ИСТОРИИ | Исполнилось 190 лет нашему земляку Николаю Данилевскому Мыслитель мирового уровня Сергей Малюков «Будучи чужда европейскому миру по своему, внутреннему складу, будучи, кроме того, слишком сильна и могуществен- на, чтобы занимать место одного из членов европейской семьи, быть одною из великих европей- ских держав, Россия не иначе может занять достойное себя и Славянства место в истории, как став главой особой, самостоятель- ной политической системы государств и служа противовесом Европе во всей еe общности и целости», —писал полтора века назад русский мыслитель Нико- лай Данилевский. «Настольной книгой каждого русского» назвал его монументальный труд «Россия и Европа» Фёдор Достоевский. Николай Яковлевич родился 190 лет назад в селе ОберецЛивен- ского уезда Орловской губернии. Cейчас это Измалковский район нашей области. Философ, публи- цист, культуролог, Данилевский оказал значительное влияние на умы современников как один из идеологов панславизма и основа- телей цивилизационного подхода к истории. Не менее актуально звучат его идеи и в наши дни. Ожизни и взглядах нашего вы- дающегося земляка мы беседуем с докторомисторических наук, про- фессором исторического факуль- тета Липецкого государственного педагогического университета Леонидом Земцовым. — Леонид Иосифович, по- чему, на ваш взгляд, имя такого мыслителя мирового уровня, как Данилевский, оказалось незаслу- женно в тени и мы только сравни- тельно недавно открыли для себя его теории? — На протяжении второй по- ловины девятнадцатого века на передний план общественноймыс- ли выдвинулись так называемые «прогрессивные» течения. Их суть сводилась к требованиюнемедлен- ных коренных перемен в стране, безжалостному слому старой си- стемы. Ярчайший представитель этого марксистского направле- ния — другой наш выдающийся земляк, Георгий Валентинович Плеханов. Николай Яковлевич Данилев- ский в спорах о будущем России стоял на совсем иных позициях. Я быназвал их национально-консер- вативными. Он и его единомыш- ленники на первый план выдвига- ли самобытные русские ценности — в том числе самодержавие, как систему взаимоотношений между властью и народом, и отстаивали своеобразие национального пути развития. Если сторонники ли- беральных и социалистических взглядов ратовали за интеграцию России в Европу и единый путь развития человечества, то консер- ваторы стояли на том, что у страны и ее народа своя особая миссия. Первым с таких позиций вы- ступил Карамзин, позднее тему развили славянофилы вместе с нашим выдающимся земляком АлексеемХомяковым.Продолжил эту линию и Данилевский уже на новом, более высоком научном уровне. Естественно, на фоне все настойчивее звучавших призывов к революционным преобразовани- ям в стране взглядыДанилевского выглядели старомодно и даже не- уместно. Хотя тот же Достоевский сразу подчеркнул, что это книга всех русских… То, что о его работах, оппони- ровавших марксистским теориям, у нас после 1917 года постарались забыть—вполне закономерно. Нет пророка в своем отечестве — гла- сит библейское изречение. Но сей- час справедливость восстановлена, и имя Данилевского вновь заняло достойное место в истории русской общественной мысли. — Труд «Россия и Европа» сразу же вызвал неоднозначную реакцию в обществе. Одни вос- хищались идеями Данилевского, называя книгу «катехизисом славянофильства», другие ярост- но полемизировали с ними. А насколько его идеи о самобытном пути развития России актуальны сегодня, в век глобализации? —Уверен, чтовнашиднионине менее актуальны, чем полтора века назад. Тогда Данилевский обратил внимание на то, что не существует единого потока развития челове- чества. Культурно-исторические типы каждой цивилизации могут заметно отличаться по целому ряду базовых ценностей. Для середины XIXвекаонвыделилдвакультурно- историческихтипа:развивающийся славяно-русский и романо-герман- ский, считая, что последний достиг пика своего развития, и вскоре славяно-русский займет важное, подобающее ему место. Сегодня в исторической науке преобладает точка зрения, что на- циональный характер, менталитет существенным образом влияют на ход исторического процесса, таким образом, идеи Данилев- ского получают новую жизнь. В наши дни в прессе можно нередко встретить публикации, смысл ко- торых сводится к тому, что Россия должна сделать всё, чтобывлиться в единый поток развития западной цивилизации. Авторы утвержда- ют, что Россия исчерпала себя, сошла с исторической арены, она должна войти в Европу и предпри- нять целый ряд мер, в результате которых русский человек, как но- ситель определенных ценностей, полностью растворится в глоба- лизированном мире. Читая при- зывы направлять всех офицеров для стажировки в войска НАТО и повсеместно изучать прежде всего английский язык, не можешь скрыть изумления. Тема сохранения националь- ной самобытности, развитая Да- нилевским, сегодня важна как никогда. Ещё Пушкин писал: «Россия никогда не имела ниче- го общего с Европой. История её требует другой мысли, другой формулы…». Это слова человека, воспитанного на культуре Запада. Над этим, право, стоит серьезно задуматься. Нужно добиваться усиления роли и значения нашей страны, русского человека в мире, не сидеть сложа руки, ведь именно за это ратовал Данилевский. — В чем же ещё заключаются по Данилевскому особенности «русского пути» развития? — Данилевский подчеркивал, что у романо-германского культур- но-исторического типа на первый план вышло чрезмерно развитое чувстволичности,индивидуалисти- ческие ценности. Определяя цен- ности русского человека, он в пер- вую очередь отметил терпимость, качество, выработанное веками существования народа в тяжелых климатических условиях, когда только в коллективе можно было вести сельскохозяйственное про- изводство, когда в общине человек должен выстраивать систему взаи- моотношений с соседями. Поэтому у русских столь велик приоритет коллективного, семейного начала. Он утверждал, что главнымдля русскихлюдейявляетсянекорыст- ный интерес, а внутреннее нрав- ственное сознание, стремление к справедливости. В соответствии с таким пониманием справедливо- сти самое важное—коллективное владение землей. Отталкиваясь от этих особенностей, Данилевский приходит к выводу о специфике исторического развития России. С его точки зрения, миссия России — успешно разрешить проблемы, стоящие в каждом из четырех раз- рядов человеческой деятельности, тогда как романо-германский тип концентрируется лишь на двух. Главнейшим он считал рели- гиозный разряд — Россия как крепкое, независимое, православ- ное государство. В общественно- экономическомразряде признавал приоритет крестьянской общины, коллективного владения землёй. Политический разряд — мощная империя с самым большим насе- лением в Европе, простирающаяся на карте отюжных гор до северных морей. Недаром один из современ- ников Данилевского писал, что Западная Европа — всего лишь полуостровкРоссийскойимперии. И, наконец, культурный разряд. Он вспоминает, как много миру дали славяне — учёные, писате- ли, художники, композиторы, а впереди — ещё большие успехи... Уровень культуры России ока- зывает громадное воздействие на всю мировую цивилизацию. По мнению Данилевского, славяно- русский культурно-исторический тип неизбежно займет главен- ствующее положение и коренным образом повлияет на историческое развитие всего человечества. По- следовательно отстаивая эту идею, он написал целую главу «Европей- ничанье — болезнь русской жиз- ни». Нужно развивать собствен- ные ценности, незачем смотреть, каким путём и куда идет Европа, у нас свои приоритеты, на них-то мы и должны равняться, считал Данилевский, и время доказывает его правоту. — А что известно о самой лич- ности мыслителя, каким челове- ком он был? —РодилсяНиколайЯковлевич в семье прославленного генерала и дипломата, участника Отече- ственной войны 1812 года. Как и Пушкин, закончил Алексан- дровский лицей. Интерес привел его вольнослушателем в Санкт- Петербургский университет, где он впоследствии защитил маги- стерскую диссертацию. Серьезно увлекался ботаникой, при этом живо интересовался новыми соци- ально-экономическими теориями, активно участвовал в обществен- ной жизни. В середине сороковых годов XIX века часто посещал заседания кружка «петрашевцев». В 1849 году он был арестован по делу Петрашевского и сто дней провел в Петропавловской крепости. Как известно, 21 из 22 «петрашевцев», в том числе иДостоевского, приго- ворили к смертной казни, заменив в момент приведения приговора в исполнение каторжными работа- ми. Данилевскийже был отпущен, поскольку он объяснил свой инте- рес к социализму исключительно экономической теорией. Его направили на службу в Во- логду, там он начал заниматься биологическими исследованиями ипрактическойорганизациейрыб- ного хозяйства. Всюжизнь провел в экспедициях, знакомясь с рыб- ными богатствами России, иссле- довал Волгу, Белое и Каспийское моря. Оставил немало публикаций по этой тематике, непосредственно участвовал в разработке законода- тельства, регулировавшего рыбное хозяйство России. В 1884 году он получил чин тайного советника. Но значитель- но больший интерес для него пред- ставляли социально-политиче- ские идеи. В конце шестидесятых годов Данилевский опубликовал свою знаменитуюкнигу «Россия и Европа». В ней он сформулировал идеи, сделавшие его одним из вы- дающихся русских мыслителей, внесших значительный вклад в мировую мысль. Скончался Николай Яковлевич в Тифлисе в 1885 году в ходе своей послед- ней экспедиции. Похоронен в собственном имении в Крыму. После революции, к сожалению, его могила была утрачена. В де- вяностых годах прошлого века на месте предполагаемого захороне- ния Данилевского был воздвигнут памятный крест. —Что делается для того, чтобы вернуть память о выдающемся мыслителе и его идеях землякам- липчанам? — Мыслителей такого уровня не так уж много. О Данилевском пишут на Западе как о челове- ке, опередившем время. По его стопам пошли Освальд Шпрен- глер, писавший о закате Европы, Арнольд Тойнби, автор «Пости- жения цивилизации» и другие видные мыслители. Данилевский без всякого сомнения заслуживает того, чтобы достойно почтить его память. У нас в педагогическом уни- верситете в рамках подготовки к 60-летию Липецкой области пройдет научная конференция, на которой будем говорить о вкладе НиколаяЯковлевича в обществен- ную мысль. Хочется верить, что к его 200-летию в областном центре или на родине, в Измалковском районе, появится памятник Да- нилевскому. Учитывая значение трудовНиколаяЯковлевичаДани- левского, наш вуз, на мой взгляд, достоин носить имя замечатель- ного русского учёного и патриота, своими работами прославившего липецкую землю. Ольга Шкатова Съезды мастеров производственного обучения в регионе проводятся с 2007 года по инициативе главы администра- ции области Олега Королева с целью модернизации и дальнейшего развития начального и среднего профессио- нального образования. Открывая нынешний форум, начальник областного управления образования и науки Юрий Таран подчеркнул, что с самого начала основной задачей съездов было повышение престижа профессии мастера производственного обучения, и многое удалось в этом направлении сделать. Более того, эффект превзошел ожидания: сегодня в системе профессионального образо- вания мастерам не уступают преподаватели и спецдисци- плин, и общеобразовательных предметов. Цифры и факты 57 тысяч молодых лю- дей учатся сегодня в 18 профессиональных учи- лищах, 21 ссузе и 21 вузе области. Они получают 62 профессии и 70 специаль- ностей. В регионе создано восемь ресурсных центров по семи профилям. В них проходят переподготовку более тысячи человек в год. Тем не менее система подго- товки кадров по-прежнему не удовлетворяет запросов рынка труда. Из-за это- го молодежь испытывает большие трудности при трудоустройстве. Об этом с трибуны фо- рума говорил первый заме- ститель начальника управ- ления образования и науки Липецкой области Сергей Косарев, поднявший в своем докладе тему повышения качества подготовки ра- бочих кадров через кла- стерный подход в системе начального и среднего про- фессионального образова- ния. Он подчеркнул, что летом будущего года эта система должна перейти на двухуровневое образование, а это означает, что ссузам и училищам надо готовиться к слиянию. Кадровый голод В чем же состоит основ- ная проблема? На этот во- прос постарался ответить старший мастер производ- ственного обучения про- фессионального лицея№12 Алексей Добрынин. — Стабильно развиваю- щиеся предприятия стара- ются вовремя обновлять обо- рудование. К сожалению, в образовательных учрежде- ниях такого не происходит, — заметил он. — Поэтому мы сталкиваемся с пробле- мой длительной адаптации молодых специалистов к новым условиям труда. Узким местом остается кадровый голод: нехватка мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин. Уровень заработной платы работни- ка предприятия намного выше, чем доход мастера производственного обуче- ния. Поэтому очень трудно смотивировать даже специ- алиста с педагогическим образованием работать в системе профессионального образования, не говоря уже о профессионале с опытом работы на предприятии. Молодежь, способная к обучению и переучиванию, не идет работать в систему, потому что не имеет матери- ФОРУМ | В Липецке прошел IV съезд мастеров производственного обучения региона Отраслевой кластер: реальный путь профессионала альной заинтересованности. Заработная плата выпуск- ника педагогического вуза составляет восемь тысяч рублей. Повысить свой раз- ряд и, соответственно, зар- плату он может только через несколько лет. Поэтому в первые два года молодежь уходит из системы профес- сионального образования. Возникаетпротиворечие, ко- торое трудноразрешить, под- черкнулАлексейДобрынин. Искать новое И все же профессиям наших детей учат толковые специалисты, такие как победитель и призеры кон- курса «Мастер года-2012», получившие на съезде за- служенные награды. Обла- дательница третьего места Светлана Вошина вот уже полтора десятка лет готовит будущихповаров в профучи- лище №33, расположенном в поселке АгрономЛебедян- ского района. — Важно не только дать профессию, но и сориенти- ровать на работу в той сфере, которую человек выбрал, — считает СветланаИвановна. — Мы с ребятами все дела- ем вместе: готовим новые блюда, осваиваем новые направления. Инициатива чаще исходит от них. Все идеи реализуемна практике в открытом в училище кафе- лаборатории. Четверть века учит мо- лодежь делать стрижки и прическиНаталья Гордеева, мастер Липецкого технику- ма сервиса и дизайна. Ей на областном конкурсе доста- лось почетное второе место. — Я считаю, что свой опыт надо обязательно пере- давать ученикам, — ут- верждает она. — В каждой профессии важна преем- ственность поколений. Надо вернуть в трудовые коллек- тивы наставничество, тогда дело пойдет в гору. Наталья Владимировна убеждена: чтобы состояться в профессии, надо следовать велению своего сердца и выбирать то, что по душе. Только тогда достигнешь совершенства и будешь вос- требован на рынке труда. Победителем же област- ного конкурса стал мастер производственного обуче- ния профессионального ли- цея № 12 Михаил Полухин. Он учит работать с деревом будущихмастеров столярно- мебельного производства, пойдя по стопам отца. За десять с небольшим лет в лицее Михаил Анатольевич убедился в том, что моло- дежь, которую частенько ругают, действительно ме- няется, но не в худшую сторону. В последнее время больше стало тех, кто плани- рует своюжизнь, стремится зарабатывать на производ- ственнойпрактике, на кани- кулах, после занятий. — Для молодых надо быть примером, — убежден он. — Для этого надо зани- маться самовоспитанием и самообразованием. Если ты знающий профессионал—и ребятам будет с тобой инте- ресно работать. Кого сейчас удивишь традиционными технологиями?! Надо по- стоянно искать что-то новое, повышать уровень своей компетенции. Союз с работодателем Мастера производствен- ного обучения, к которымдо сих пор предъявляют массу претензий, готовыменяться и перестраиваться вместе со всей системой профес- сионального образования. Конкретные предложения по этому поводу на съезде высказали сразу несколько участников. В рамках модернизации профессионального обра- зования в регионе будут созданы шесть отраслевых кластеров. Для этого есть все предпосылки. Благода- ря только национальному приоритетному проекту «Образование» восемь ве- дущих учебных заведений обновили свою материаль- но-техническую базу. Дело за малым — объединиться и работать в одном направ- лении, удовлетворяя по- требности регионального рынка труда в высококва- лифицированных кадрах. Как это сделать, рассказала директор Липецкого метал- лургического колледжа На- талья Золотарева, приведя в пример металлургический производственно-образо- вательный кластер, созда- ние которого происходит в настоящее время. В него войдут НЛМК, профессио- нальный лицей№10, ЛМК, Липецкий машинострои- тельный колледж и ЛГТУ. Кластер этого профиля обе- спечит непрерывное обра- зование, подготовку специ- алистов и гарантированное трудоустройство выпуск- ников. Понятно, что ключевая фигура кластера — работо- датель. Оказывается, пред- приятий, желающих при- нимать на работу хорошо обученную молодежь, в об- ласти не так уж и мало. И вот пример. —Нашим базовым учеб- ным заведением является профессиональное училище № 1. Оно готовит для нас помощников машинистов, — рассказал начальник локомотивно-эксплуатаци- онного депо «Елец-Север- ный» Сергей Ладесов. — В прошлом году мы приняли на работу 63 выпускника этого училища. Заработок помощника машиниста со- ставляет 30 тысяч рублей. Ребята на предприятие идут охотно, но не всехмыможем трудоустроить. При приеме на работу создается комис- сия, которая оценивает так называемые морально-дело- вые качества претендента. Учитывается все: как учил- ся молодой человек, какие знания и навыки имеет, на- сколько дисциплинирован. Так что конкуренция есть. Это примеры того, как надо перестраиваться, успе- вая за временем. Входе съез- да на это обратил внимание и начальник управления образования и наукиЛипец- кой области Юрий Таран, высказав мысль о том, что если у сотрудников образо- вательного учреждения нет желанияразвиваться, никто и ничто извне не подтолкнет их вперед. Диплом за победу в конкурсе вручается Михаилу Полухину: есть с кого брать пример. ФОТО АЛЕКСАНДРА ЮШКОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz