Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Страница выходит по благословению архиепископа Липецкого и Елецкого Никона Ведущий рубрики Александр Косякин Д орога к Храму АРХИВ | Осторожно : фальсификация Истории С ног на голову Александр Косякин В последнем зарубежном многосерийном фильме «Напо- леон» войне в России отведено 6 (шесть) минут. Да и те больше посвящены жестокосердным казакам, которые убивают безоружных французов… Через два года, когда Европа с помпой отметит 200-летие битвы при Ватерлоо, о русском оружии, будьте уверены, не вспомнят вовсе. Уж если сейчас Запад вовсю тянет одеяло на себя, доказывая, что Вторую мировую войну выиграли аме- риканцы…Но самое постыдное заключается в том, что нам постоянно внушают: мы все время перед кем-то виноваты, что-то кому-то должны… ВпоследниймесяцГода истории (как, впрочем, и в любой другой год) нужно чаще вспоминать Александра Пушкина, его знаменитое, пророческое и по-хорошему злое «Клевет- никам России». Бессмысленно прельщает вас Борьбы отчаянной отвага – И ненавидите вы нас. За что ж? – ответствуйте: за то ли, Что на развалинах пылающей Москвы Мы не признали наглой воли, Того, пред кем дрожали вы? За то ль, что в бездну повалили Мы тяготеющий над царствами кумир И нашей кровью искупили Европы вольность, честь и мир? В подтексте стихотворения присутствует тема Христа и антихриста. Пусть и косвенно, но Пушкин уподобляет со- временную ему Европу иудеям, участвовавшим в распятии Христа: за искупительный подвиг освобождения от Напо- леона европейские народывоздалиРоссиинеблагодарностью и ненавистью. Более чем актуально! Отечественная война 1812 года стала испытанием веры русского народа. Именно России предстояло остановить Бонапарта. Европа к тому времени ему уже покорилась и не мешала мечте о мировом господстве, а он отрицал установ- ленный Богом порядок, попирал алтари и престолы. Не зря Священный Синод объявилНаполеона антихристом. Вновь Россия должна была показать миру, что именно она явля- ется оплотом православия… И она показала! Вспомним, как все начиналось. 6 июля 1812 года импе- ратор Александр I обратился к поданным с высочайшим манифестом. Был в неми такой призыв: «...соединитесь все, с крестом в сердце и с оружием в руках и никакия силы человеческия вас не одолеют». В храмах в то лето читалась особая, составленная к случаюмолитва: «ГосподиБоже сил, Боже спасения нашего, Боже, творяй чудеса един, призри в милости и щедротах на смиренныя рабы Твоя, и человеко- любно услыши и помилуй нас…» Не все знают, что 9 мая, в День Победы, в храмах слу- жатся благодарственные молебны. Причем они включают имолитву, составленнуюв благодарностьХристуСпасителю за победу в Отечественной войне 1812 года. ПЯТНИЦА , 14 ДЕКАБРЯ 2012 № 240 (24368) КРАЙ РОДНОЙ | Святыни земли липецкой Храмы нас оберегают Елена Болотских Храм Александра Невского в селе Воловчик Воловского района по постановлению главы админи- страции Липецкой области от 27 февраля 1992 года находится под охраной государства как памят- ник архитектуры регионального значения. Это если по бумагам. А для сотен верующих он не только памятник архитектуры, но в первую очередь сердце села. Здесь озвучиваются всуе и в мыслях вся боль и надежда на радость. У этого храма, как и у любого другого в России, своя история. В июне 1883 года по прошению стро- ителя церкви села Воловчиково тогда ещёЛивенского уездаОрлов- ской губернии Архипа Клевцова была утверждена документацияна постройку каменного храма. В этомже году и приступили к делу. Спустя несколько лет по его же прошению проект был изменён, и строительство продолжено. Насе- ление принимало в этом самое непосредственное участие. Одни помогали мастерам, другие соби- рали пожертвования, давали ло- шадей для подвоза материалов. В начале 90-х годов XIX века храм был освящён. В середине 30-х годов века ХХ церковь согласно указаниюфинан- сового отдела была отдана колхозу имени Будённого для зернохрани- лища. А в 1939-м согласно поста- новлению президиума Курского облисполкомаАлександро-Невская церковь Воловского района была закрыта якобы по «ходатайству преобладающего населения». Впе- реди была война, оккупация… В 1942 году здесь находился немецкий склад. По воспоминани- ямстарожилов, «боль за храмбыла невыносимой, как за сыновей и мужей, воевавших на фронтах…» Церковь заработала спустя пару лет, когда Совет народных комис- саров СССР разрешил открывать ранее закрытые храмы…Но спустя время колхоз имени Будённого вновь сталпретендовать на церков- ное здание, мотивируя это тем, что когда-то выкупил его под зерно- хранилище. Местное община храм отстояла. До начала 90-х годов церковь Александра Невского была един- ственной на всю округу. Её посе- щали жители района, а также КурскойиОрловской областей. На территории храма находится мо- гила игумена Антония, в миру Василия Афанасьевича Орлова. Он был участником Великой Оте- чественной войны. Подвижниче- ская деятельность его во времена атеизма вызывала уважение и любовь прихожан. Настоятелем Воловчинского храма он был 42 года. После его смерти священни- ки менялись. С 2003 года здесь служит протоиерей Михаил Юхно. Сейчас храму нелегко. Уже не- сколько лет здесь идут ремонтные работы. Конечно, не так быстро, как хотелось бы. Люди помогают, чем могут. Два года назад были приобретены новые колокола. А не так давно был освящён новый крест. Старый, сделанный в 50-х годах из труб, пришёл в не- годность. Народу пришло много, все друг друга поздравляли с праздником. Это и вправду был праздник. Каждому предостави- лась редкая возможность прикос- нуться к кресту. А теперь на него можно только любоваться. ...В старинном храме тихо, со стен смотрят лики святых. За по- следние несколько лет в церкви уже не раз побывали чудотворные иконы и частицы святых мощей. С утра и до позднего вечера сюда спешит народ, местный и приез- жий. Сейчас не то, что в прежние времена — народу в селе несколь- ко тысяч, много молодых. С года- ми молодежь всё чаще тянется сюда. Чуть что — хорошее и пло- хое—не только за советом к роди- телям, но и в храм. Помоги, Боже, спаси, Боже, помилуй... КСТАТИ 6 ЛИПЕЦКАЯ газета Русскому народу пришлось воевать без конца : уже с 1055- го по 1462 год историки насчитывают 245 нашествий на Русь . С 1240 по 1462- й почти ни единого года не обходилось без войны . Из 537 лет , прошедших со времени Куликовской битвы до момента окончания первой мировой войны , Россия провела в боях 334 года . За это время ей пришлось 134 года воевать против различных антирусских союзов и коалиций , причем одну войну она вела сразу с девятью врагами , две — с пятью , двадцать пять раз ей пришлось воевать против трех и тридцать семь — против двух противников . Большинство войн было спровоцировано врагами Православия . ЕПАРХИАЛЬНЫЙ ВЕСТНИК Юные паломники ГРЯЗИ . Паломничество к святым местам Воронежа совершили воспитанники воскресной школы Свято - Никольского храма Грязей . Они смогли приложиться к мощам святителя Митрофана , а также посетили Благовещенский кафедральный собор города , где находятся мощи епископа Воронежского . В нижнем храме кафедрального собора был отслужен молебен трем святите - лям : Митрофану Воронежскому , Тихону Задонскому , Дмитрию Ростовскому , частицы мощей которых хранятся в Благовещен - ском соборе . В Алексеево - Акатовом женском монастыре ребят и их родите - лей ждала экскурсия по обители . Паломникам также удалось при - ложиться к частицам мощей святых угодников . А монастырская трапеза удивила всех вкусным разнообразием простой пищи . С благодарным поклоном воронежской земле и ее святыням паломники отбыли домой . Запечатленный ангел ЗАДОНСКИЙ РАЙОН . В библиотеке села Донское организована выставка работ детей , занимающихся в православном кружке художественного творчества при воскресной школе Богоявленского храма . Занятия кружка , как и факультатив по основам православной культуры , проходят в местной школе . Ученики под руководством псаломщика Богоявленского храма Ольги Архаровой изображают храмы , красоту природы , ангелов , праздничные и библейские сюжеты . Таким образом , через рисунок , выжигание и роспись по дереву дети закрепляют полученные на уроках основ право - славной культуры знания . На выставке представлено более 30 работ , над которыми трудились 22 юных автора . Основные темы , запечатленные в рисунках , это красота сотворённого мира , события Ветхого и Нового Заветов , а также попытка иконописного изображения . Неделя православной культуры ЧАПЛЫГИН . Неделя православной культуры « Мы дети России , Святой Руси , земли Раненбургской » прошла в школе № 1 города Чаплыгин . Такие мероприятия традиционно проводятся в школах района по инициативе отдела религиозного образования и катехизации и центра « Возрождение » Липецкой и Елецкой епархии . На уроках учащиеся смогли прикоснуться к истории святынь нашей земли , узнали о жертвенном подвиге российских новомученников , о творчестве поэта - земляка Сергея Бехтеева . В рамках недели православия для учеников 4 класса был про - веден урок на тему « Святые источники земли Раненбургской ». В классе была организована выставка рисунков и фотоматериалов о святых источниках . На уроке дети вспоминали о своей поездке в Петропавловскую пустынь и на источник Тихвинской иконы Бо - жией Матери , а также с радостью узнавали знакомые и родные им места – источники в селах Дубовое , Воскресеновка , источник в честь Ильи - пророка . Традиции предыдущих поколений верующих людей , их любовь к родной земле не должна стереться из памяти . Такие уроки не позволят вырасти детям Иванами , родства не помнящими . Публикацию подготовила Мария Гурова ПОДВИЖНИКИ | Миссия православного врача Поездки в старом автомобиле Ольга Клековкина Дело, которым занимается доктор Борис Михайлюк, заслу- живает особого признания: уже почти двадцать лет он регулярно обходит и объезжает все технику- мы, а также школы Усманского района с фильмами «Безмолв- ный крик» и «Внутриутробное развитие ребенка». В первом показан процесс аборта с помо- щью ультразвукового метода исследования. То, как ребенок мечется в теле матери, пытаясь избежать скальпеля, производит тяжелое, отрезвляющее впечат- ление на любого человека, имеющего хоть каплю совести. ФильмыБорис Павлович полу- чил в Москве, в Российском меди- ко-православномцентре «Жизнь», от священника Максима Обухова. Сначала он показал их в Усман- ской центральной районной боль- нице всем врачам. После этого один гинеколог сразу отказалась делать аборты. Затем Борис Ми- хайлюк, который, кстати, входит в Общество православных врачей России имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого), решил: надо показывать фильмы молодежи. Двадцать лет назад это было вооб- ще непросто. Не в каждой школе имелась видеоаппаратура. А как добраться до дальней деревни? Но нашлись понимающие люди: по- могли и с аппаратурой, да и с ма- шиной. Позже кто-то подарил старый автомобиль. После просмотра фильмов пар- нии девушки взволнованно обсуж- дают увиденное. Борис Павлович задает вопрос: «Можно ли ходить на дискотеку беременной?» Очень часто звучит отрицательный ответ. Ребята уже знают, что громкая музыка плохо влияет на плод. А доктор рассказывает о благотвор- ном воздействии классической музыки, народных песен и мело- дий, прогулок на природе…Обяза- тельно скажет и о курении, о пиве и наркотиках. Спрашивает: «Ребенок живой с момента зачатия или с момента родов?»Большинство отвечает, что с момента зачатия. «Есть душа у человека?»—«Есть». ТутжеБорис Михайлюк задает вопрос: «А от- куда душа у человека? Кто ее дает вмоментзачатия?»Чащеотвечают: «Бог». Доктор говорит: «Если Бог дает душу человеку, еслиОн хочет, чтобыродился новыйЛомоносов, а мы этого человека убиваем, то бу- дем ли наказаны за это?» Ребята отвечают: «Да». — Сегодня телевидение и дру- гие СМИ призывают нас: «Бери от жизни всё». Ешь, пей, веселись, блуди, кури, колись! — говорит Борис Михайлюк. — Из людей старается сделать бездумных жи- вотных. Но вряд ли серьезный па- рень будет искать для создания семьи девушку среди сверхоголен- ных, без меры накрашенных. Мы забыли о прекрасном понятии це- ломудрия. Как красиво звучит: целостностьимудрость! Случается, ребята меня спрашивают: «Как быть, если девушка поверила юно- ше, у них должен быть ребенок, но тот бросил ее или требует избавить- ся от плода?» Мой ответ: «Зачем тебе такой муж, который необяза- телен, нечестен и толкает на убий- ство? Счастье с нимвряд ли будет». Нередко он делится с ребятами случаями из своей медицинской практики. Борис Павлович рас- сказывает о так называемом по- слеабортном синдроме, когда жен- щине во сне является ребенок и спрашивает мать: «Зачем ты меня убила?» И никакие снотворные ей не помогают. Она мечется, слезы льет, впадает в депрессию, глотает лекарства. Борис Павловичу при- ходилось лечить таких женщин от депрессии, когда они оставались совершенно одни. Подводя итог беседы, Борис Михайлюк раздает ребятам букле- ты, брошюры и всегда желает им создать настоящую семью для рождения здоровых детей, обяза- тельно венчаться — то есть полу- чить Божие благословение на со- вместную жизнь. …И так почти двадцать лет. Чего же добился доктор Михай- люк? Число абортов снизилось в Усманском районе за эти годы в три раза. Оказывается, такое по силам даже одному человеку в от- дельно взятом районе! С1996 годаБорисПавлович вы- пускает газету «Усмань православ- ная», учредителем которой стал приходБогоявленскогохрама горо- да. Первая часть издания — дайд- жест. Тщательноотбираютсясамые лучшие,самыеважныепубликации из других СМИ, из Интернета. Вто- рая часть — православная жизнь Усманского благочиния. Когда весной нынешнего года в управле- нии Липецкой и Елецкой епархии проходил День православной кни- ги, Бориса Павловича попросили рассказать о работе над газетой. И оказалось, что при верстке первого номера «Усмань православная» в Воронежском издательстве ком- пьютер стал «глючить», а потом и вовсе «завис». Оператор компью- терной верстки ничего не мог по- делать. Он менял программы, за- новонабиралтекстыстатей,форма- тировалдиски: ничтонепомогало… Причем когда брался за другие из- дания, все шло нормально и без сбоев. Вернувшись из Воронежа в Усмань, Борис Михайлюк расска- залобовсемпротоиереюВладимиру Баязову. Тот отслужил особый мо- лебен. И верстка православной га- зетыпошла, какпомаслу, никаких проблем больше не было. —После этого специалист-ком- пьютерщик, прежде твердивший, что он в Бога не верит, заявил: Бог есть! — заключил православный врач. Двенадцать лет назад Промыс- лом Божиим врач Михайлюк, ко- торый еще и возглавляет регио- нальное отделение общероссий- ской общественной организации «За жизнь и защиту семейных ценностей», стал старостой строя- щегося усманского собора во имя Богоявления Господня (взорванно- го в 30-е годы прошлого столетия). С раннего утра до позднего вечера он находится на стройке. Без вы- ходных и каких-либо отпусков. Только недавно пришлось отка- заться от врачебнойпрактики—не успевал. …А поездки, теперь уже в но- вом автомобиле, по Усманскому району продолжаются. У Бориса Михайлюка график составлен на каждый новый учебный год. И вновь он показывает фильм «Без- молвный крик», и уже новые парнии девушки волнуются, впер- вые понимая, что нельзя убивать неродившегося человека. ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО | О чем предупреждают юродивые Жизнь на особинку Виктор Александров На пресс-конференции по поводу открытия кинофестиваля «Ли- пецкий выбор» члену жюри, в прошлом известной актрисе Ольге Гобзевой, а ныне инокине в постриге матушке Ольге был задан вопрос о популярном актере и шоумене Иване Охлобы- стине, который еще недавно был священником отцом Иоаном. Как и подобает монахине, матушка прямых оценок не дала, а выска- залась в том смысле, что у Охлобыстина трудности в семье, у него много детей и их кормить надо, а то, чем он сегодня зани- мается, — это временное, такое ... —… юродство? — пришла под- сказка из зала. Ответа не последовало, но жур- налистыпродолжилипо обыкнове- нию ворчать-комментировать: «Раньше-то юродивые с кваса на воду перебивались да в лохмотьях ходили…» «Ну да, а этот юродивый с брю- ликами ходит…» Между тем тот разговор дает нам повод поговорить о юродстве. Как о явлении русскойжизни. Как о высоком предназначении чело- века. Существуют как минимум два взгляда на это явление: мирской и церковный, канонический. Нач- немспервого. Вкаждомгороде есть люди, отличающиеся от нас. Не вполне, скажем так, адекватные. Недалекие и злые смеются им вслед, но большинство все же жа- леет. Потому что за каждым таким случаем своя конкретная история: несчастная любовь, потеря близ- ких, болезнь, травма. В общем, то, что в принципе может случиться с каждым. От тюрьмы, сумы да по- мешательства не зарекайся… Но среди этих не вполне, ска- жем помягче, «в себе» людей, есть совсем особые — те, которые, со- храняя облик ненормального, на самом деле являются провидцами ипророками,Божиимилюдьми. Со времен первых Романовых их на- зываютюродивыми. Свсклокочен- ными бородами, часто полуобна- женные (даже в лютыймороз!), они бродили по свету и обличали всех — князей, вельмож, царей. Их не очень жаловали при жизни, зато после все было иначе, ибо нет про- рока в своем Отечестве. В честь одного из них построен самый, по- жалуй, красивый храм в Москве — Василия Блаженного. Народ чтит блаженную Ксению Петер- бургскую: эта женщина после смерти мужа надела его одежду, продала имение, раздала все ни- щим и пошла странствовать по свету, говоря слово Божие. У Ивана Бунина есть рассказ о том, какхоронилиюродивуюДуню в Ельце. Там же, в Знаменском монастыре, жила, приняв на себя крест юродства, затворница Мела- нья—к ее могиле и сегодня едут со всех концов России. А в житии святителя Тихона Задонского есть история с юродивым, который на- ставил самого Угодника: он под- бежал к епископу, подумавшему о себе что-то хорошее, и со словами «Не высокоумь!» ударил по щеке. Старец сразу же очнулся, поблаго- дарил блаженного и велел выдать ему сколько-то денег… А теперь — аналогия. Вот и Россия—такаяже. Онаюродивая. Она блаженная. Раздала все дру- гим (и даже сегодня опять ссужает третьим странам). Она простила долгислишкоммногим, не дождав- шись благодарности. Она смиренна и долготерпелива, ее пинают чу- жие, над ней смеются свои Тит Титычи и Борис Ефимычи. Но она всегда молит Господа за других, сбивает ноги в крестных ходах, целует иконы и плюет вслед бога- чам. Еще недавноЕвропа принима- ла ее в передней или на крылечке барского дома, но теперь ее слуша- ют и боятся. Потому что ее проро- чества сбываются, устами своих святых и праведников она всегда говорила и говорит миру: «Не вы- сокоумь!» Святые отцы учат, что только под маской юродства можно жить совершенно свободной жизнью. Вот к этой свободе Россияи стреми- лась всегда. Нет, она никогда не была святой, но всегда стремилась к святости. И в этом всегда было ее особое отличие от остальногомира. Вопрос нашим читателям : как вы думаете , сегодня есть юродивые или надобность в них отпала ? ОБСУДИМ? ФОТО ЕЛЕНЫ БОЛОТСКИХ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz