Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Выпуск подготовили Владимир Петров и Виктор Манаенков. 4 ЛИПЕЦКАЯ газета ПЯТНИЦА , 14 ДЕКАБРЯ 2012 № 240 (24368) Форум Дискуссионный клуб «Липецкой газеты» Ушли в прошлое бесконечные раздраженные разговоры о несовершенстве «знаменито- го» 307-го постановления, предложения о необходимости его корректировки. Новые правила предоставления и расчетов платы за ЖКУ определены новым постановлением правительства № 354 и вступили в силу с 1 сентября текущего года. Документ не отме- няет полностью старые нормы, многие он повторяет, но введены и новые. Отметим существенное новшество: правилами устанавливается, что собственники жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах отдельно оплачивают услуги, потребляемые как непосредственно в квартирах, так и на общедомовые нужды. Что должно отражаться (расшифровываться) в платежном документе. Еще особенность: если в доме установлен общедомовой прибор учета коммунальной услуги, то оплата за нее должна рассчитываться, исходя из его показаний. Если дом не оснащен таким прибором, то в основу берется установленный органами власти субъекта РФ норматив. Владелец квартиры обязан вносить только ту часть платы за ЖКУ на общедомовые нужды, которая приходится на его жилое (нежилое) помещение. Размер платы для каждого рассчитывается исходя из отношения площади его квартиры к общей площади всех жилых и нежилых помещений многоквартирного дома. Факторов ценообразования два: есть ли в доме общедомовой прибор учета и установле- ны ли индивидуальные приборы учета в квартирах. Оптимальные расчеты можно достичь лишь при наличии этих двух факторов. Если часть квартир счетчиков не имеет, то расчеты вести сложнее. Но реальный объем потребленных услуг должен быть опла- чен — уже с применением нормативов потребления для тех, кто приборов не имеет. Таковы требования. Начался новый отопительный сезон. И в редакцию вновь «посыпались» вопросы на хронически больную тему. Например, такие: почему расчет оплаты на общедомовые нужды ведется по метражу квартиры, а не по количеству проживающих жильцов? Почему берут оплату за «отопление» подвалов и чердаков? Почему непомерно велики суммы оплаты за электроэнергию, идущую на общедомовые нужды? Читатели нередко приходят к нам с пачкой документов: жалоб, переписки с инстанциями, судебных решений. Как же оцениваются идущие, и далеко не однозначные, процессы в сфере предоставления коммунальных услуг? Как известно, этот вопрос на контроле главы области Олега Королева: на одной из оперативок в администрации он был важнейшим. Дать свои оценки мы попросили представителей областных управлений ЖКХ, энергети- ки и тарифов, Госжилинспекции, поставщиков ресурсов — ОАО «ЛГЭК», Восточного филиала ОАО «Квадра», управляющих компаний. Получился заочный «круглый стол», который позволил нам если не ответить на множество вопросов, но хотя бы уяснить ситуацию в целом. С тем, чтобы вопросов становилось как можно меньше. Отопительный сезон: экзамен будет строгим Подготовку объектов энергетики к отопительно- му периоду 2012-2013 годов следует признать удовлетворительной — такова оценка проделан- ных работ в ходе прошед- шей ремонтной кампании этого года областным управлением энергетики и тарифов. К его началу (15 октя- бря) в области подано тепло в 4131 жилой дом и на 844 объекта социальной сферы, сообщили нам из управле- ния. В ходе гидравлических испытаний теплосетей в му- ниципалитетах было ликви- дировано 1263 порыва, что на 22 процента больше, чем в 2011 году. В ряде районов, в Ельце и Грязях велись работы по оптимизации и энергоэффективности си- стем теплоснабжения. Все тепло- и электроснабжаю- щие организации области, а их 51, паспорта готовности получили до официального начала отопительного пе- риода. Кроме того, была про- ведена проверка готовно- сти субъектов электроэнер- гетики, в перечень кото- рых включено двенадцать территориальных сетевых организаций, владеющих объектами электросетевого хозяйства высшим классом номинального напряжения 110 кВ. Все они в установ- ленный срок также полу- чили паспорта готовности. Запасы резервного топлива созданыв нормативных объ- емах, так же как и резервы других необходимых мате- риальных ресурсов. Безусловно, указанная информация, какикачество подготовки, вовсе не означа- ет, что отопительныйпериод будет пройден без серьезных испытаний. У природных стихий — свои законы. Но высокая готовность системы снижает степень рисков. Благополучное прохож- дение отопительного пери- ода, величина начисляемой платы за ЖКУ в огромной мере зависят от состояния жилого фонда, каждого до- ма в отдельности. Переселе- ние из ветхого и аварийного жилья, качество проводи- мых ремонтов, состояние инженерных коммуника- ций — все влияет на цено- образование. «Липецкая газета» неоднократно писа- ла о том, как решаются эти проблемыв регионе. Еще раз обращаем внимание на то, какой огромный объем ра- бот был проведен в текущем году, по данным областного управления жилищно-ком- мунального хозяйства. До конца текущего года планируется ликвидировать восемь тысяч квадратных метров аварийного жилья в десяти муниципальных образованиях Липецкой области и переселить в бла- гоустроенное жилье более 500 человек. На эти цели направлено 218 миллионов рублей из всех источников финансирования. Завершается капиталь- ный ремонт запланирован- ных 127 многоквартирных домов в семнадцати муни- ципальных образованиях области, на что предусмо- трено 339 миллионов ру- блей. Практически во всех муниципальных образова- ниях капитальный ремонт многоквартирных домов за- вершен, работает комиссия по их приемке. На сегодня потребность в расселении граждан из ава- рийного жилищного фонда в области велика. Предстоит ликвидировать аварийного жилья в объеме 89 тысяч квадратных метров, в кото- рых проживает более шести тысяччеловек.Попредвари- тельным расчетам, потреб- ностьже в проведении капи- тального ремонта составляет более 4 миллиардов рублей, предстоит отремонтировать более двух тысячмногоквар- тирных домов. Одной из приоритетных задач остаетсяи обеспечение населения области каче- ственнойпитьевойводой.На реализациюмероприятийпо водоснабжению и водоотве- дениюиз областного бюдже- та ежегодно направляется 150-200 миллионов рублей. Однако сохраняется ряд проблем: высокая степень износа сетей, локальное загрязнение водоносных горизонтов, дефицит воды в летний период, отсутствие централизованного водо- снабжения в некоторых на- селенных пунктах. Для повышения каче- ства предоставляемых ком- мунальных услуг населе- нию и уровня эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения, для разви- тия отрасли создано ОГУП «Региональная компания водоснабжения и водоотве- дения», которое внастоящее время осуществляет произ- водственную деятельность в пяти районах области. Разработана и реализуется программа проведения ком- плексных ремонтов, ведется модернизация систем водо- снабжения с применением энергоэффективного обору- дования, позволяющие экс- плуатировать водонапорные башни в «зимнем» режиме, во избежание замерзания при низких наружных тем- пературах. Что дает воз- можность сократить потери воды и снизить затраты на ее добычу и транспорти- ровку. Плакали денежки по открытой форточке Размер оплаты за жилищ- но-коммунальные услуги станет ниже лишь при эффективной экономии энергоресурсов. Прежде всего — в жилых домах. Такие выводы делает Государственная жилищ- ная инспекция по Липец- кой области. Согласно постановлению №354жителиобязаныопла- чивать весь объем потребля- емых многоквартирным домомкоммунальныхресур- сов, как и по постановлению № 307. В многоквартирных домах, оснащенных общедо- мовыми приборами учета, начисление производится в соответствии с фактически потребленным объемом теп- ла. Если прибора в доме нет, то размер платы за тепло рассчитывается по норма- тиву. Следует отметить, что норматив теперь будет одинаковымна протяжении всего отопительного сезона. Новый норматив по теплу зависит от этажности зда- ния и других параметров, поэтому в разных домах он различен. Еще одним нововведе- нием является отмена пе- рерасчета по итогам года, что было связано с дона- числениями по количеству поданного жителям тепла в соответствии с постанов- лением № 307. Расчеты по оплате тепла будут прово- диться по фактическому потреблению ежемесячно. Размер платы в квитанции указывается отдельно — на индивидуальное потребле- ние (потребление в жилом или нежилом помещении) и на общедомовые нужды (ОДН). В домах, не оборудован- ных общедомовыми прибо- рами учета, плата за ОДН начисляется по нормати- вам. Еслиже многоквартир- ный дом оснащен прибором учета тепла, то разницу между показаниями обще- домового прибора учета, индивидуальных счетчиков и нормативов, по которым производится начисление потребителям, не имеющим индивидуальных приборов учета, рассчитывается и распределяется пропорцио- нально размеру общей пло- щади, принадлежащейкаж- дому потребителю жилого или нежилого помещения. Очевидно, что больше за общедомовые нужды при- дется платить владельцам крупногабаритных квар- тир, независимо от количе- ства зарегистрированных в них людей. В расчетах участвуют и собственники так называемых «нулевых» квартир и нежилых поме- щений. Новые правила, как ви- дим, включают принцип оплаты коммунальных ус- луг по факту их потребле- ния. Это подтверждается показаниями общедомовых приборов учета. Немало- важным является и то, есть ли в здании автоматизиро- ванные узлы регулирова- ния, которые подают ров- но столько тепла, сколько требуется для конкретного дома в конкретных погод- ных условиях. Наличие автоматики позволяет зна- чительно уменьшить плату за отопление. Нужно иметь в виду, что индивидуально сэко- номить на тепле в домах, построенных по устарев- шим типовым проектам, не получится. В таких домах стояки отопления прохо- дят вертикально поэтажно через каждую квартиру, и прибором учета тепла невозможно определить, какое количество тепла по- требляет каждая квартира в отдельности. В таких до- мах экономить тепло надо сообща, всемжильцам. Для чего необходимо следить за сохранением тепла в квар- тирах, не оставлять откры- тыми окна и форточки и в подъездах, и в квартирах, закрывать двери, следить за исправностью работы запирающих устройств на дверях подъездов, за общим состоянием многоквартир- ного дома. Общедомовые приборы учета тепла следует уста- новить в первую очередь, поскольку именно они опре- деляют объем ресурса, по- данного в многоквартирный дом. Решение об установке общедомовых приборов уче- та принимается на общем собрании собственников жилья, на котором также определяется, сколько не- обходимо на это средств, и доли, вносимой каждым собственникомжилого и не- жилого помещения. Советам многоквартир- ных домов необходимо кон- тролировать управляющую компанию, следить за тем, чтобы общедомовые при- боры учета были исправны и находились на коммер- ческом учете. Поскольку экономия тепла экономит деньги жителей. Прямой контакт требует корректировки Как расценивают ситуацию с предо- ставлением жилищно-коммунальных услуг в ОАО «ЛГЭК»? Мы вновь акцентируем внимание на этой проблеме, в этом вопросе много недоразумений во взаимоотношени- ях квартиросъемщиков и коммуналь- щиков. Свою точку зрения имеет на этот счет генеральный директор компании Александр Парий. — ОАО «ЛГЭК», как известно, перешло на прямые поставки энерго- ресурсов потребителям. Но повышение оплатыза коммунальные услугиникак не связано с этим. Методика расчетов для населения одинакова, независимо от того, осуществлен ли переход на прямые поставки, или жители по- прежнему платят за энергоресурсы управляющим компаниям. Что мы видим сегодня? С 1 сентября возрос- ли тарифы на коммунальные услуги. Кроме того, вступило в силу постанов- ление№354, которое предусматривает введение новых нормативов потребле- ния тепла, горячей и холодной воды. Изменилась и методика расчетов: для неоприборенных домов введена оплата по нормативам общедомовых нужд. Новые правила предоставления коммунальных услуг требуют, чтобы показания приборов учета передава- лись с 23-гопо 25-е числокаждогомеся- ца.Многие законопослушные граждане сразу бросились передавать данные. Чтобыобъяснить населениюситуацию, в компании установили дополнитель- ные телефоны. В отдельные дни к нам поступало свыше 3000 звонков. С чем пришлось столкнуться? В первые дни половина позвонивших пыталась передать в ЛГЭК показания своих электросчетчиков, не зная о том, что это совсем не по адресу. Продажей электроэнергии в Липецке с апреля 2006 года занимается «Городская энергосбытовая компания» (ГЭСК). Чтобы снизить ажиотаж, мы были вынуждены принимать показания индивидуальных приборов учета по горячей и холодной воде. Но для того только, чтобы затем передать их в рас- четно-вычислительные центры. То есть временно взяли на себя не свойствен- ную нам функцию. Специфика ЛГЭК—большое число объектов и сетей. Отказавшись от услуг 14 управляющих компаний и перейдя на прямые поставки, ЛГЭК взяла на обслуживание свыше 145000 лицевых счетов. А это материальные затраты, масса организационных проблем. Про- ще заключить договор с предприятием «Объединенные вычислительные цен- тры», что и было сделано. У ОВЦ есть информационная база, компьютерные программы, его специалисты произ- водят все начисления для населения. Именно туда следует обращаться по вопросам правильности начислений. Для решения проблемы задолжен- ностисо стороныГУКовнашакомпания вынуждена сделать следующий шаг. Дляболееэффективногоуправленияжи- лым фондом, улучшения прозрачности расчетов ЛГЭК намерена в ближайшее время создать собственную управля- ющую компанию — ООО УК «ЛГЭК», которая будет заниматься обслужи- ванием муниципального жилищного фонда. Планируется также покупка долей в уставных капиталах ГУКов для осуществления прямого управления деятельностью наиболее проблемных управляющих компаний города. А за дом мы не в ответе Наш «генеральный» поставщик тепла — Восточный филиал ОАО «Квадра», — который наряду с ЛГЭК предоставляет эту услугу населению области и областного центра. Каковы особенности его работы с потребите- лями в текущем году? Газете отвеча- ет заместитель директора филиала по сбыту Валерий Ровдо. — Одним из значимых событий текущего года дляВосточного филиала и наших потребителей стал переход на новую схему расчетов с населением. Для организации этой работы у нас были открыты отделения расчетов в городах Липецк, Данков, Грязи, Елец, Чаплыгин, Лебедянь, Задонск и Усмань. Жители могут получить консультацию по оплате и расчетам за тепловую энергию, передать показа- ния индивидуальных приборов учета, а также оплатить квитанцию. Работа огромная: сегодняколичество лицевых счетов превысило 50 тысяч. Все расчеты с потребителями про- изводятся в соответствии с законода- тельством на основании показаний общедомовых и индивидуальных приборов учета. Если приборы учета не установлены, то расчеты ведутся по нормативам, утвержденным об- ластным управлением энергетики и тарифов. С 1 сентября утверждены новые правила предоставления коммуналь- ных услуг, которые ввели в обиход новый термин «общедомовые нужды (ОДН)». Плата за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды рас- считывается для всех потребителей — независимо от наличия или отсутствия индивидуальных приборов учета про- порционально площади занимаемых ими помещений. При этом у потребителей, где дома не оборудованы общедомовым прибо- ром учета тепловой энергии, плата за отопление и горячее водоснабжение в большинстве случаев выше, чем у по- требителей, имеющих общедомовой прибор, поскольку оплата произво- дится по нормативам. Восточный филиал обслуживает тепловые сети только до стеныжилого дома, поэтому в соответствии с законо- дательством показания общедомовых приборов учета, а также информацию об объеме площади, входящей в состав общедомового имущества, передают жилищные организации, отвечающие за обслуживание дома. Другим нововведением правил стало определение сроков передачи показаний индивидуальных приборов учета. Населению необходимо пере- давать эти данные не позднее 26 числа расчетного месяца любым из доступ- ных способов, указанных в платежном документе. В первую очередь — это заполнение соответствующих строк в квитанции. Если потребитель не успе- вает оплатить заполненнуюквитанцию до 26 числа, тогда передать показания можно по указанному в квитанции те- лефону, Е-mail: teplo@lipetsk.quadra. ru или воспользовавшись сайтом де- партамента жилищно-коммунального хозяйства города Липецка — http:// depgkh48.ru/sent counters. Квартплата через... суд Взгляд на проблему высказали и некоторые руководители управляю- щих компаний. Приведем точку зрения Василия Вострикова, дирек- тора ООО «Кантри». —Спринятием354федеральногопо- становлениядлякоммунальщиковмало что изменилось. Главнуюпроблему с не- платежами мы фактически не решили. Как имелась большая задолженность жильцов, онаиосталась.Внашемобслу- живаниинаходится50домов,ивкаждом есть немало должников. Общая сумма коммунальной просрочки составила около 8 миллионов рублей. Приходится «собирать» деньги через суд. Нет меха- низма и нет законодательного докумен- та, который бы обязывал горожан рас- плачиваться вовремя с управляющими компаниями за тепло и свет. Есть и еще одна проблема: в 12 из 50 домов вышли из строя общедомовые приборы учета тепловой энергии. Тех- ника сложная, с электроннойначинкой и, какоказалось, вовсене рассчитанана то, чтобы после так называемой опрес- совки в нее попадала с водой и грязь. В Германии, где делают такие приборы, подобной практики, видимо, нет, а у нас есть. Ского спросить за то, что аппа- рат не исправен и сколько гигакалорий «насчитал»?ПоэтомуЛГЭКотказывает нам вести расчет по показаниям счет- чиков, а только по нормативу. Отсюда и рост квартплаты за теплоэнергию. Да, с себя винумыне снимаем, пото- му что технически оказались не готовы ктакойситуации.Но, с другойстороны, где ремонтировать приборы учета? В Липецкеихналадкойиобслуживанием занимаетсятолькооднафирма—«Взлет Л».Ноиона сложныйремонтне делает. Надо везти в Москву, в Ленинградскую область, откуда ждать отремонтиро- ванные приборы и запчасти к ним при- ходитсямесяцами. Вобластинужно от- КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА крывать свой сервисный центр. Боюсь, как бы заваленные заказами на ремонт московскиеисанкт-петербургскиепред- приятия не взвинтили тарифы, и тогда нам придется еще труднее. Претензийже к самому постановле- ниюправительства нет. Разве что к той формуле, по которой якобы жильцам легко можно самим вычислить, сколь- ко они должныкаждый месяц платить за коммуналку. Она сложна. Мой вы- вод таков: постановление может тогда эффективно действовать, когда удастся выстроить нормальную схему взаи- моотношений между поставщиками тепла, управляющими компаниями и населением. Пока же управляющие компании не успевают принимать рас- серженных жильцов и пояснять им, почему в их квитанциях совсем не та сумма, которую они хотели видеть. ОСОБОЕ МНЕНИЕ «Претензии предъявляйте аргументированно» В потоке читательских пи - сем немалую долю составля - ют письма - жалобы , письма - претензии на тему предостав - ления коммунальных услуг . Порой это целые подборки переписок с инстанциями , в которых истина так и не обнаружена . А некоторые ав - торы приводят собственные расчеты стоимости предо - ставляемых ЖКУ — и весьма доказательно . Вопрос в том , помогут ли они делу ? Такой расчет представ - лен , например , липчанином Владиславом Михайловичем ШУБИНСКИМ . Он прямо ут - верждает , предваряя свои математические выкладки : « Мои заметки касаются всех потребителей . Будьте внима - тельны и выстраивайте свои претензии аргументированно . Тогда вас услышат ...». Из анализа счета , выстав - ленного за коммунальные услуги за ноябрь ( в его при - мере — стоимость горячей воды ), получается , что пере - плата по дому по этой услуге составляет почти 70 тысяч рублей . То есть горячая вода в объеме 603 кубических метра « ушла » на так называемые общедомовые нужды ( ОДН ). Этот пример расчетов не единичен в читательской по - чте . И он достаточно красноре - чив : внутридомовые расходы ЖКУ , предъявляемые к оплате жильцам многоквартирных до - мов , — тот узел , где завязано множество проблем . И раз - вязывать его надо совместно .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz