Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
№ 239/24367/13 ДЕКАБРЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА И. Неверов Новые технологии соблазняют и провоцируют той легкостью, с какой можно теперь про- слыть репортером, поэтом, режиссером. Помести в ЖЖ меланхолические размышле- ния об утреннем похмелье, и вот тебя уже читают, обсужда- ют, а главное — знают. Вывеси стишок в духе незабвенного Незнайки: «Коротышка был голодный, проглотил утюг холодный», и тут же обзаве- дешься поклонниками кроме жены, тещи и соседа по даче. Сними на мобильник уличную разборку, и с ходу станешь ньюсмейкером, оператором, режиссером. Границы между професси- ональным творчеством и диле- тантством, а то и графоманией размываются. Хмурые киноте- оретики пытаются их восстано- вить, напоминая, что, допустим, есть фильмы и «не-фильмы». «Любой «не-фильм», — сурово констатируют они, — с той или иной степенью добросовест- ности выполняет только одну функцию — информирования, то есть является в чистом виде продуктом СМИ, но никак не высокоорганизованным ото- бражением действительности». Я бы покривил душой, если бы уверял, что на прошедшем в рамках кинофестиваля «Липец- кий выбор» первом, пилотном, конкурсе документальных лент местных авторов «не-фильмов» не было. Были. Они даже преоб- ладали. Иногда, подустав от оби- лия визуальной информации, лишенной хотя бы намека на публицистическое осмысление фактов, на метафорическое их преображение, на личностную, неповторимую интонацию, чле- ны жюри шепотом досадовали: господи, какие возможности упущены! Ведь весь исходный материал буквально подталки- вал к острому авторскому ре- шению темы. Есть интересный, обаятельный герой, на которого хочется смотреть, которого интересно послушать. Есть со- бытие. Есть социальный, нрав- ственный, духовный посыл. А в итоге—не сложилось.Не обрело форму. Композиционно рассы- палось или, в лучшем случае, осталось на уровне поверхност- ного новостного телесюжета, растянутого по времени. Особенно досадно было, когда человек, появившийся в кадре, действительно, вызывал сим- патию и уважение, как, напри- мер, председатель сельхозкоо- ператива «Воловский» Юрий Сомов из пятнадцатиминутной картины, так и названной, не мудрствуя лукаво, — «Пред- седатель». Вообще-то история исключительная. Сомов воз- главлял хозяйство тридцать лет, стало быть, еще с советских времен. Он не дал его разорить, растащить. Люди ему верят. Кооператив живет. Это уже до- стойно внимания, если угодно, изучения. Но в фильме, снятом и смонтированном бойко и, уж простите,шаблонно, нет ничего, кроме ликующей иллюстрации: как здорово идут у Сомова дела. Ни намека на драматизм, на преодоление, на сверхусилия, которых стоило сохранение «Воловского» в эпоху смуты, перестроек-перекроек. Не чув- ствуется и желания понять, объяснить сомовский феномен, всмотреться в самобытность это- го русского характера. Экранис- точаетоптимистическийелей. За кадром звучат обкатанные еще в «Новостях дня» (был когда-то такойкиножурнал) тексты. Да и синхроны, когда рядовые члены говорят в объектив о своем лиде- ре, тоже достаточно дежурные. Не получилась и другая картина опять же о крупном, сильном, духовно одаренном человеке. Успешный предпри- ПОСТФАКТУМ | Заметки с фестиваля документального кино «Сами себе режиссеры» ниматель бросает налаженный бизнес и надевает облачение священнослужителя. Фильм о нем «Первый шаг к Богу. По- иски добра» обещал многое. Самого протоиерея Стахия, мне кажется, можно бы снимать, так сказать, в режиме телевизи- онного монолога — он способен держать внимание зрителя, он по-настоящему значителен и притягателен. Однако созда- тели ленты до конца в него не поверили. Они вывели его на природу, оживили исповедь ба- тюшки красивыми пейзажами и присутствием в кадре слуша- тельницы, эпизодами богослу- жения и т.д. Это оказалось чисто внешним «оживляжем», не ра- ботающим на сюжет духовных исканий героя. Агитационная задача измельчила замысел, обернулась многословием (не героя, а авторов), когда уже давно пора поставить точку, но она опять и опять превращается в запятую или многоточие. Казалось бы, вывод из по- добного рода опытов прост: благие намерения не заменяют не только мастерства, но и эле- ментарного владения ремеслом, азбукой киноязыка. Однако это одна сторона медали. Давайте- ка припомним, часто ли солид- ныепрофессионалыобращаются к материалу, который в меру своих возможностей пытаются освоить их провинциальные коллеги? Когда вы в последний раз видели на телеэкране (о ки- нотеатрах я и не говорю) лентыо российской глубинке, о русском крестьянстве, о людях, отыскав- ших в путанице идей, учений, теорий, конфессий путеводную нить веры своих дедов и праде- дов? Ответыпрогнозируются без труда. Так что, может, и не надо так уж небрежно относиться к благим намерениям? Может, в нынешней ситуации, при ны- нешней моде на разноликую, иногда изощренно аранжиро- ванную «чернуху» стремление запечатлеть на пленке приметы достойного человеческого суще- ствования, примеры душевной твердости и духовного здоровья тоже чего-то стоят? Вместе с липчанами в жюри документального конкурса ра- ботала гостья из Москвы ино- киня Ольга. Строго оценивая конкурсные фильмы, она, тем не менее, отреагировала на того же «Председателя»: «Он мне поднял настроение, я увидела, что в российской глубинке все не так плохо, как внушают нам жаждущие безрадостных сенсаций СМИ. Наш народ не опускает рук». Да не прозвучит это черес- чур неожиданно, но матуш- ка Ольга была единственным среди нас профессиональным кинематографистом. Сюжет ее жизни похож на судьбу героя «Поисков добра». В фильме к служению Богу приходит биз- несмен. А инокиня когда-то резко изменила вектор своей жизни, оставив ради Церкви успешную актерскую стезю. В шестидесятые годы она была исполнительницей заметных ролей в известных фильмах. Ее партнеры — молодой Никита Михалков, АндрейМягков. Кто видел на экране Ольгу Гобзеву, тот не забудет эту тоненькую девушку с огромными глазами, по-детски звучавшим голосом. Она словно излучала доброту, искренность, чистоту. Но вернемся к фестивалю, к соотношению, а нередко ик кон- фликту замысла и воплощения, социального, этического начала и его творческой реализации. Сергей Тихомиров представил на конкурс три картины. «Пу- тешествие во времени» — но- стальгическое воспоминание о некогда популярном в Липецке вокально-инструментальном ансамбле. «На задонской зем- ле» — видовой познавательный фильм о Задонщине. И «Опа- ленные войной» — картину, построенную на рассказах дере- венскихженщин, вюностипере- живших немецкую оккупацию. Тихомиров, спасибо ему, успел их снять. Неспешные, горькие свидетельства о трагедии волов- ских сел сохранятся для внуков иправнуков. Это дорогого стоит. Не отметить такую работу ди- пломом было невозможно. Между прочим, СергейТихо- миров—отменный знатоккино. Вперестроечные годыоноргани- зовал в Липецке замечательный клуб, где сотни людей испытали потрясение, впервые посмотрев шедевры Пазолини, Сокурова, Антониони, Бергмана. А потом сам взял в руки кинокамеру. Похоже, страсть к кино иной раз передается генетически. В спор с отцом за фестивальные призы вступила дочь Сергея — Анастасия. Она предъявила жюри два фильма, сделанные в трудном жанре кинонаблюде- ния. «Трам-тамтусеньки-та-та» держитсяна синхроне. Сельская жительница хлопочет в избе, во дворе, возится с внучкой, с утра до вечера вся в нехитрых делах и заботах. За нею всюду неотступно следует кинокамера, в которую она отрывочно, то устало, то весело, то печально бросает реплики, перебирая события своей жизни. То же происходит и в фильме «Саша» — беспокойном, не уклоняю- щемся от тревожных вопросов о потерянной молодежи. Саша работает в секс-шопе. Картина начинается томительным дол- гим планом, где она, устроив себе перекур, опустошённо, кажется, без всяких мыслей и чувств, сидит с сигаретой ря- дом с этим магазинчиком. Кадр выразительный и сильный. А затем мы увидим ее путеше- ствие с подругой на дискотеку. Молоденькие девушки, сделав уродливый, отталкивающий макияж, веселятся, когда от них, как от выходцев из преис- подней, шарахается старушка в электричке. Далее—дискотека, пустота в жирно подведенных черным глазах и возвращение в секс-шоп. Фильму не хватило финаль- ного аккорда — мысли, образа, ударного кадра, который бы вы- вел увиденное на иной уровень обобщений, раздумий о беде, случившейся с Сашей. Но тем не менее сделанное Анастасией Тихомировой побуждает пове- рить: онанеслучайно обратилась к кинематографу.Жюри прису- дило ейДипломс красноречивой формулировкой — «Надежда фестиваля». В конкурсе участвовали двадцать шесть фильмов. Са- мых разных — от четырехми- нутного музыкального клипа «Какжизнь прожить» Дмитрия Подхалюзина из добринского села Демшинка до упомяну- того кинопортрета «Председа- тель», репортажей о Крестном ходе опытного режиссера и оператора Владимира Ковшова, творческом объединении «Па- раллели» Геннадия Никитина и принципиально важного до- кументального повествования ельчанкиГалиныГубаревой, по- ведавшей о трагической участи священнослужителей — жертв репрессий. Двадцать шесть, откровенно говоря, даже для самого терпе- ливого и добросовестного жюри многовато. В сущности фести- валь носил ретроспективный характер, поскольку демон- стрировались не только новые работы, но и снятые десять лет назад. Устроители опасались, что первый блин выйдет комом из-за дефицита конкурсной про- граммы, и включили в нее все, что предлагали авторы. При- мерно половина фильмов напо- минала семейные альбомы или домашнее видео.Длявладельцев альбомов любая фотка мила и дорога, но к произведениям ис- кусства такие снимки касатель- ства не имеют, посторонним их навязывать не резон. Зато на этом фоне особенно очевидны были удачи, не ли- шенные просчетов, но, безуслов- но, заслуживающие поддержки. Хотя бы любопытно задуман- ный фильм Игоря Чичинова «Дыханье бунинской России». Автор назвал его элегией. Че- реда пейзажей черноземного края озвучены стихамиБунина. Причем их читают не артисты, а обычные люди — немолодые сельчане, мужчины, женщи- ны, очаровательная девчушка. Жюри присудило Чичинову один из дипломов. Произвел впечатление и фильм, созданный на епар- хиальной студии монахиней Агафоной (Шнейдер), — о па- ломничестве наших земляков в московский храм, где они поклонились поясу Пресвятой Богородицы. В отличие от сде- ланной темже авторомкартины «Поиски добра» лента «Дорога к любви» (на мой вкус, точнее бы сказать «Дорога любви») более цельная, эмоционально заря- женная. Особая заслуга в этом оператора Геннадия Никитина, отмеченного фестивальной на- градой. И, наконец, ставший облада- телем, как говорится, Гран-при фильм«ВернутьТолстого?». Его автор — талантливый журна- лист Александр Косякин. Так- тично, но честно размышляет он о разрыве великого русского писателя сПравославной церко- вью. Возможно или нет спустя сто с лишним лет вернуть Тол- стого в ее лоно, как о том просят потомки Льва Николаевича? Вопрос не из легких. Длякого-то отрицательный ответ на него — хороший повод предъявить счет РПЦ. Правы ли, однако, те, кто настаивает на посмертной цер- ковнойреабилитацииклассика? Да и захотел ли бы этого он сам, отнюдь не самый покладистый, не чуждый гордыни человек? Александр Косякин занима- ется кино давно и увлеченно. В нынешнем году он подготовил более двадцати серий к 200-ле- тию Отечественной войны 1812 года. Они были показаны на ТВ. Сейчас Александр реализу- ет проект липецкой «ЖЗЛ» и мечтает взяться за сериал оПер- вой мировой войне. Последние фильмы Косякина в сравнении с «Вернуть Толстого?» дина- мичнее, их закадровый текст уже не преобладает над изобра- зительным рядом, не подменяет его, а точно и убедительно с ним взаимодействует. То есть лауреат фестиваля уже многое в своей второй профессии освоил и продолжает в ней совершен- ствоваться. Чего хочется пожелать и всемдругимучастникампервого и, скорее всего, не последнего в Липецке большого смотра кино- документалистики. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz