Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

ПЯТНИЦА, 10 ФЕВРАЛЯ 2012 №25(24153) Ведущий рубрики Александр Косякин История далекая и близкая... Подвиги вели­ ких и мужество простых людей. Что все это значит для нас? Как прошлое помогает нам? Как мы заботимся о своем прошлом, думая о будущем? Бывает ли история местного значе­ ния или каждый ее факт — достояние Отече­ ства? Вечные вопросы. Нужно постараться ответить на них честно. К этому сегодня есть повод — Президентом Дмитрием Медведе­ вым подписан Указ о проведении в стране Года российской истории. Сегодняшний выпуск «Дороги к Храму» посвящен этому событию. ВОПРОС-ОТВЕТ О канонизации Евгения Родионова Причисление к лику святых —событие для Православ­ нойЦеркви крайне редкое, тем более, если святого прихожане знали лично. И вот на днях в Германии канонизирован антифашист Александр Шморель. Этни­ ческий немец, родившийся в Оренбурге, был одним из участников Движения сопротивления, он был казнен фашистами. Важная деталь: он отказался совершить побег, который подготовили товарищи. Значит —сознательно шел на своюГолгофу? Александр и на суде не предал своих убеждений, и был приговорен к гильотине. На иконе новомученик Александр изображен с белой розой. «Белой розой» называлось движение немецкого подполья. В редакционной почте есть письмо от Тамары Сте­ пановны Стрешневой. У нее вопрос: «В православных храмах давно уже продают­ ся иконы с ликом Евгения Родионова, погибшего за верувЧечне. АЦерковью он до сих пор не прославлен. Почему?» И еще — из сообщений прессы. В храме Святителя Луки при Пензенском об­ ластном онкологическом диспансере замироточила икона Евгения Родионова, казненного в Чечне в 1996 году за то, что он отказался отречься от православной веры. Поскольку вопрос имеет исключительно канониче­ ское звучание, мы обрати­ лись к мнению профильного специалиста Церкви. Впря­ мом эфире православного телеканала «Союз» глава нССинодалрн^оро дхтдвла шо «'Шзаимод'ейстеидО’«'Воору- ■''‘АсенныМИ сйламиАтротоие- рейДимитрий Смирнов зая­ вилопрославлении русского воина-мученика Евгения Родионова, народное почи­ тание которого ширится с каждым днем. На вопрос одного из теле­ зрителей, почему комиссия по канонизации Русской Православной Церкви от­ казалась причислить Евге­ ния Родионова к лику свя­ тых, отец Димитрий отве­ тил, что «не то что отказано — отложено». Категориче­ ского отказа нет. «Прошло еще немного времени. Реше­ ние всего лишь откладыва­ ется, — заявил священник. — Ведь для прославления человека весьма желательно его всенародное почитание, которое сейчас только ши­ рится. Даже храмы в честь Жени Родионова строят не только у нас в стране, но и в других странах. Это будет аналогично канонизации царской семьи, и в этом нет никаких сомнений». По словам протоиерея, прославлению воина Евге­ ния «помешало то, что те люди, которые были свиде­ телями этого подвига, уже давно убиты», и что доку­ ментальных источников .. его, ПОАвиге , :<гц^н^> 1 ЙАО.ы»Для 1 Церкви эт'р ра^но, чедь у нас также мало документов и о мучениках первых веков христианства, но мы их всё равно почитаем, и ни у кого нет сомнений в их подвиге и святой жизни. Так же, я думаю, будет и с Евгением Родионовым, любовь к кото­ рому в народе растёт с каж­ дым днём», — заключил Димитрий Смирнов. из почты I Что заставляет . человека отправляться в путь «Яко тут, так и там...» Последние сообщения прессы вызывают жалость и сочувствие к соотече­ ственникам, оказавшимся в беде на чужой стороне. Мне кажется, случаи эти участились. Причины разные —то турфирма людей «надует», то само­ леты не полетят, то даже наручники наденут, но скорбь одна. Уменя самой маленький опыт зарубежных вояжей. Один раз была в Болгарии по путевке и то неудачно. Во- первых, меня там ограбили — буквально отняли сто долларов. Во-вторых, забо­ лела дочка, и никто из мест­ ных врачей не мог ей по­ мочь. Вернее — мог, но за деньги. А деньги украли. Еле-еле выбрались домой. И — зареклись: без особой нужды из России ни ногой. Но это мой личный опыт, и я понимаю, что он поперек жизни. На эту тему и хоте­ лосьбы поразмышлять. Тем более, что и меня коснулась эта проблема —внук уезжа­ ет учиться в Германию. Приходит день, и что-то заставляет человека сни­ маться с насиженного, как говорится, места. Сказано как о птице, которая долго­ долго выхаживала своих птенцов и вдруг вспорхнула и улетела. Птицей движут инстинкты — просто так от гнезда она не улетит. А что движет человеком. Мы гово­ рим — обстоятельства, мы вздыхаем —такова жизнь... Конечно, бывают такие жизненные обстоятельства — война у твоего порога, стихийные бедствия, потеря крова, кормильца. Бывает, что, у кого-то дети оказались далеко и в трудной ситуации и им нужна помощь. А у кого-то —старенькие роди­ тели ждут помощи. Тут уж долг совести велит собирать­ ся в дорогу. А если —просто поездки с курорта на ку­ рорт? Из страны в страну? Что говорят по этому по­ воду люди духовно опыт­ ные? А вот что: без крайней нужды покидать свой дом старцы никогда не советова­ ли. Когда у старца Павла его духовные чада просили бла­ гословение куда-либо пере­ ехать, он бргш в руки свою палку и, постукивая о пол, говорил: «Яко тут, так и там, яко там, так и тут». Этим самым он указывал на то, что жизнь наша зависит вовсе не от внешних усло­ вий, а от внутреннего устро­ ения самого человека. Да и народная мудрость учит: от себя не убежишь... Но ведь обстоятельства. Говорила об этой проблеме с батюшкой. Он посоветовал: в любом случае, прежде чем принять решение покинуть отчий дом, следует спросить совета у своего духовника, которому дано прозревать —что нам полезно, а что нет. А еще батюшка дал мне к случаю молитву, ее читают перед выходом из дома, пре­ жде чем переступить порог. Вот она: «Отрицаюсь тебе, сатана, гордыни твоей и служению тебе, и сочетаюсь Тебе, Христе, во имя Отца и Сына и С вятага Духа . Аминь». Есть более корот­ кая: «Господи, направи ко благу путь мой и избави мя от всякого искушения». Перекреститесь. И ступайте себе с миром. Так советует священник, а я передаю его слова — может, кому-то пригодятся... Мария Кожевникова, пенсионерка г. Липецк Дорога кХраму ГЛАВНАЯТЕМАI Размышленыя краеведа в Год российской истории Были и небылицы старины глубокой ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а Страница выходит по благословению архиепископа Липецкого и Елецкого Никона Александр Косякин Наш сегодняшний собесед­ ник —задонский историк- краевед Леонид Морев. Именно он взял на себя непростую задачу —вести тему Года истории в «Задонской правде», где работает техническим редактором.И районка уже опубликовала первую из серии тематическую полосу под рубрикой «2012 —Год истории». Впрочем, кому как не ему вести эту тему. Ведь помимо десятков публика­ ций в периодике, на счету Морева авторские работы о Задонске и его монасты­ рях, ряд книг по церковной истории нашего края, он соавтор «задонского» тома серии «Храмы и монасты­ ри Липецкой и Елецкой епархии». —Признаюсь, любимым предметом у меня в школе была история. Каждый урок начинался с магической фразы учителя: «Итак, во­ йдемте в историю...» Для меня она звучала почти буквально. Сегодня предмет изучения прошлого — что Золушка. Но вот ее пригла­ сили на бал: 2012 -й — ее год... А у тебя какие ощуще­ ния? —Поводдля положитель­ ных эмоций, безусловно, имеется. Но и для опасений —тоже. Оживление интереса к истории, как любое движе­ ние, может и пену поднять. А ее сегодня и так много. В со­ ветское время историческая наука развивалась вжестких политических рамках, не предполагавших разброса мнений по фактам, признан­ ным идеологически важны­ ми. Но, тем не менее, остава­ лась наукой, хоть и практи- ^ к:Ц93лрй‘,чйс)!^'<у,М0АЧ^?я. С тех пор ед' 0 циал 1 ^ 9 .тами по прошлому стали буквально все — от академиков есте­ ственных наук до провинци­ альных литераторов. Кроме того, в последние годы в университеты пре­ вратились почти все вузы России. А ведь университет должен давать академиче­ скую подготовку, готовить ученого-исследователя, в отличие от педагогического института, где, в первую очередь, учат грамотно пре­ подавать в школе. Теперь же все смешалось да плюс еще и образование на коммерче­ ской основе! И воспитанни­ ки этой системы образова­ ния несут знания не только в школе, но и вузах. Тем не менее и в липец­ ких университетах сформи­ ровался костяк ученых- историков достойного уров­ ня. Вот их и надо бы при­ влечь к работе, намеченной в регионе в рамках меропри­ ятий Года истории. Это по­ зволит избежать ошибок. Замечу, что Липецкой об­ ласти повезло и сэнтузиаста­ ми: тандем Александр Кло­ ков, председатель областно­ го краеведческого общества, и Андрей Найденов, дирек­ тор Госдирекции по охране культурного наследия —вот уже много лет работает над тем, чтобы вывести липец­ кое краеведение на научный почин против сквернословия в средней школе № 3 города Усмани прошел «круглый стол» на тему «Сквернословие и здоровье». Его провёл настоятель Христо- Рождественского храма села Поддубровка иерей Василий Языков. В разговоре приняли участие учащиеся девя­ тых классов. Они подгото­ вили доклад о вреде сквер­ нословия и пришли к вы­ воду, что раны от слов оказываются более глубо­ кими и болезненными, чем раны телесные. Научные данные под­ тверждают, что ненорма­ тивная лексика ведёт к гормональным нарушени­ ям, между тем, люди, ис­ пользующие в своей речи добрые слова, меньше подвержены заболевани­ ям. Анастасия Хохлова Вид на Богородицкий мужской монастырь в Задонске. Литография 1870-х гг. Вид на город с колокольни Троицкого собора в Раненбурге. Фото начала XXвека. Вознесенский собор в Ельце. Фото конца XIXв. Заведение минеральных ванн в Липецке. Фото 1860-х гг. Троицкий монастырь в Лебедяни. Фото начала XX в. уровень. И, конечно, отрад­ но, что этуработу возглавила такой инициативный и мо­ торный человек как замести­ тель главы региона Людми­ ла Куракова. —Существует, знаешь, и такое мнение, что от вас, историков и краеведов, го- 'рцда 1 > 1 .ц цецям,,,бодьшой вред..., 1 —Любопытно, чем это и кому мы навредили? — А принципиальность все свою показываете. Ну, к примеру, существуют какие- то местные предания, леген­ ды, а вы их —под нож ... То есть там, где можно смол­ чать или слегка прищурить (не закрыть, а прищурить) глаза, вы начинаете опро­ вергать. Так ни одного тури­ ста не заманишь... — Прищуриться, гово­ ришь? Но наша история бо­ гата и без этих выкрутасов. Просто для того, чтобы это понять, надо потрудиться. А пересказать чужую байку всегда легче. Йомню , в середине 1990-х были споры по пово­ ду крепости Тешев, якобы стоявшей на месте Задонска и оборонявшей южные рубе­ жи от татарских набегов, а потом ими сожженной в XVI веке. Но исторической нау­ кой еще до революции было доказано, что заселение По- донья в наших краях проис­ ходит лишь после основания Воронежа и Ельца, то есть — с конца XVI века. А на месте Задонска в 1615 году числились только мона­ стырь да к нему слободка на шесть дворов. Но вот один авторитет­ ный местный патриот при­ водит такой контраргумент: «Работал у меня главный инженер —умнейший чело­ век, с дореволюционным образованием. И он читал в одной книге, что была кре­ пость Тешев. Вот только за­ был я, как книга называ­ лась. Был бы он жив ...» Ком 1 У(ентар 1 }и, как. грворит- ся, излишни. . ' > . . —И все-таки та же цер­ ковная историография, как я понимаю, кроме сохранив­ шихся документов, летопи­ сей, вынуждена иногда опи­ раться на предания. Поясню свою мысль. К примеру, в Задонске расскажут о за ­ ступничестве Владимир­ ской иконы, и это, к слову, будет совпадать с канониче­ ской точкой зрения. — Такая ситуация ти­ пична, когда рассказ о годах минувших оказывается в руках радетелей за славное прошлое милого сердцу уголка, из числа тех, кому, как говорится, каждое лыко в строку, независимо от до­ стоверности источника. Осо­ бенно крепкими подобные «исторические» рекон ­ струкции оказываются в случае их практической востребованности — для привлечения туристов или паломников. Или вот пример, мне бо­ лее близкий. В 1991 году началось воссоздание мона­ стыря на берегу речки Про­ ходни, у источника, по пре­ данию обустроенного святи­ телем Тихоном Задонским. Но паломникам хотелось не одной только памяти о ред­ ких уединенных трудах и молитвах Чудотворца у лес­ ного источника, а чего-либо более осязаемого. И ответ на их чаяния был дан — уже вскоре экскурсоводы воз­ никшего на старых руинах Свято-Тихоновского Йреоб- раженского женского мона­ стыря показывали «келью» Тихона. А чуть позже на стене часовни над источни­ ком оказалось изображение , 3.йДонрцогр .Чудотворца. ■,Е 9 те(;твёцн. 6 ,' это изображе­ ние воспринималось как иллюстрация рассказов ино- кинь-экскурсоводов. На все это пришлось обратить вни­ мание епархиального руко­ водства. Картину убрали, о «келье» рекомендовано было говорить как омемори­ альной. Но слово не воробей, и до сих пор угловая башня позиционируется в расска­ зах паломников как стоя­ щая на месте «кельи» святи­ теля Тихона. А в основе всего этого — совмещение предания о свя­ тителе Тихоне, изредка по­ сещавшем этот лесной уго­ лок, и фактов из жития здешнего насельника — иеромонаха Тихона (Крив- ского), почитавшегося как подвижник благочестия в дореволюционном Тихонов­ ском монастыре — предше­ ственнике нынешнего жен­ ского. Подобные предания, не имеющие под собой до­ стоверной фактической ос­ новы, — утешение приход­ ского священства и насель­ ников монастырей. Что же касается церковных истори­ ков, то они умеют отличать факты от вымысла не хуже светских. Знаменитый в наших краях задонский летописец XIX столетия иеромонах Геронтий в своих трудах четко отделяет сообщения, основанные на фактах, от основанных на преданиях. Причём особо досужие «предания» подвергает де­ тальной, аргументирован­ ной критике. А в одном случае, не без юмора, поды­ тоживает: «народное же предание, по обычаю свое­ му; 'бёз указаййя тбда а с благоговейным усердиё!Л'* облекло упомянутые пред­ положения как драгоцен­ ную святыню в верование и истину»... — Сегодняшние краеве­ ды не похожи на древних летописцев. Те гусиным пером скрипели, а у вас на столе навороченный ком­ пьютер. Легче ли стало до­ бираться до истины? — Да, благодаря разви­ тию Интернета и доступа к нему, для провинциальных историков-краеведов откры­ ты уникальные возможно­ сти, непредставимые ещё лет 10 назад. И это касается и светской, и церковной истории. Ведь революция и граж­ данская война, а следом — порожденные ими разруха и политические преследова­ ния, сурово обошлись с книжными собраниями на местах. В итоге труды доре­ волюционных краеведов Воронежа, немало сделав­ ших для публикации архив­ ных источников, оказались в советское время труднодо­ ступны. Вот почему после них стали «изобретать вело­ сипед» и «наступать на граб­ ли». Местная история виде­ лась не глазами ученых, в свое время ее исследовав­ ших, а была пропущена че­ рез призму восприятия не всегда добросовестных пере­ сказчиков, а то и просто со­ чинителей. Так получилось у нас в Задонске. И проверить все вымыс­ лы и домыслы, а также вы­ явить идейно обусловлен­ ные умолчания оказывалось крайне непросто. Богомоль­ ный «русский Иерусалим» для советских историков ■был темой непривлекатель­ ной. Что же до обращения к изданиям дореволюцион­ ным, то Липецк, ставший областным центром уже после Великой Отечествен­ ной, естественно, богатым книжным собранием того времени похвастаться не может. В бывшем губерн­ ском Воронеже тоже сохра­ нилось далеко не все. А до Москвы и Питера, согласи­ тесь, неблизко... Но в последние годы про­ делана огромная работа по размещению в свободном интернет-доступе как публи­ каций исторических источ­ ников, так и монографиче­ ских трудов. Занимаются этим и частные лица, и — главное — крупнейшие би­ блиотеки. Например, Рос­ сийская государственная библиотека выложила на своем сайте полную подбор­ ку «Журналов Задонского уездного земского собрания* с 1867 по 1915 годы, что по­ зволило совсем недавно точ­ но установить историю стро­ ительства и «сдачи» в 1908 году здания бывшей гимна­ зии, занимаемого ныне го­ родской школой № 2 . В общем, добросовестно­ му исследователю прошлого — будь то история России или история нашего края — есть где почерпнуть ин­ формацию, не всегда тра­ тясь на билеты до столиц. ИСТОКИI к 200-летию изгнания Наполеона из России Когда «враг восстал на ны»... Павел Глебов Отечественная война 1812 года стала испытанием веры русского народа. Именно России предстоя­ ло остановить Бонапарта. Европа к тому времени ему уже покори­ лась и не мешала мечте о мировом господстве, а он отрицал установ­ ленный Богом порядок, попирал алтари и престолы. Не зря Свя­ щенный Синод объявил Наполео­ на антихристом. Известно, что 6 июля император Александр I обратился к подданным с высочайшим манифестом. Был в нем и такой призыв: «.. .соединитесь все, с крестом в сердце и с оружием в руках и никакия силы человече- ския вас не одолеют». Послеэтого самодержец попросил известного церковного авторитета и вероучителя преосвященного Авгу­ стина составить особую «молитву от нашествия супостата». 16 июля «мо­ литва» была доставлена ЕгоИмпера­ торскому Величеству и по прочтении была высочайше одобрена. Москов­ ская Синодальная типография напе­ чатала ее первые 1500 экземпляров. Незамедлительно молитва стала возноситься во время Божественной литургии во всех православных хра­ мах. Вот ее слова. «Приими оружие и щит, и восстани в помощь нашу: да постыдятся и посрамятся мыслящий нам злая: да будут пред лицем верна- го Ти воинства, яко прах пред лицем ветра, и ангел Твой да будет оскор- бляяй и прогоняяй их: да приидет на них сеть, юже не сведают: и ловите, юже сокрыша, да обымет их: да па­ дут под ногами рабов Твоих, и в по­ прание воем нашим да будут. Госпо­ ди, не изнеможет у Тебе спасати во многих и в малых: Ты еси Бог, да не превозможет противу Тебе человек ». Эти высокие, таинственные слова звучали на Бородинском поле перед сражением.Апослездесь возносилась другая молитва, которая укрепляла вдов погибших... После гибели люби­ мого мужа молодого генерала Марга­ рита Тучкова из глубины собственно­ го сердца написала свою молитву: «Господи, дозволь мне сохранить па­ мять того, кого я любила, с кем в не­ изреченные минуты Твоей милости Ты соединил меня через таинства брака... Я с ним увижусь —увижусь там, где нет ни смерти, ни разлуки...» Вдова долго искала тело любимо­ го, но не нашли и клочка одежды — его разорвало снарядом. И тогда Маргарита поставила на поле снача­ ла крест, а потом часовню. Государь император Александр I пожаловал ей на благое дело 10 тысяч рублей. Спустя годы она постриглась в мо­ нахини и основала здесь Спасо- Бородинский монастырь, где стала первой игуменьей. А монастырь действует и доныне. В 1812 году архимандрит Задонского Богородицкого монастыря Евграф с бра­ тией пожертвовали на защиту Отечества 5 000 рублей наличными, направив и> ■ Воронежскую казенную палату. Кроме тоге, на эти же цели братия выделила около шести фунтов серебряных с позолотой вещей, несколько драгоценных камней, жемчуга и разных вещей. А елецкий купец Дмитрий Ростовце^ ■ ■ вечного поминовения I брани пожертвовал Богородицкому и Тол- шевскому Преображенскому монастырям лавку в Красном ряду в Ельце. ^^^^^и^шп^е^3980^^^1ипецI<^^у^^осI<ОЕ^^ 1Ш1 |1Ш | |№ I ■«.' I |№ 1 |

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz