Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
№ 236/24364/ 8 ДЕКАБРЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 — Если спросить даже у образованного липчанина, кто из литераторов-земля- ков ему известен, боюсь, больше двух-трех имен он не назовет. Ну, да, Бунин, Пришвин, да, Замятин — и на том поставит точку. —Скорее всего.Амногие вообще удивятся, перечисли им, сколько уроженцев ре- гиона и тех, чья судьба так или иначе связана с ним, сыграли исключительную роль в русской культуре, литературе. — Нет пророка в своем Отечестве. Между тем из литераторов, названных Буниным, по крайней мере, половина — либо коренные липецкие, либо жившие у нас и запечатлевшие в кни- гах то, что увидели, узнали именно здесь. Допустим, Глеб Успенский. Он был на наших минеральных водах и даже хотел редактировать курортную газету. Или Ма- рина Цветаева, в голодное послереволюционное время приезжавшая в эти места за мукой, крупой. Среди лип- чан, ельчан, долгоруковцев, десяток, вернее десятки пи- сателей не регионального, а всероссийского масштаба: кроме Бунина, Пришвина, Замятина — Левитов, Эр- тель, Марко Вовчок, поэт и философАлексейХомяков, критик Дмитрий Писарев, историк Бартенев... —Вы упомянули людей, писавших в дооктябрьский период, преимущественно в девятнадцатом веке, да и то далеко не всех. А были еще и очень яркие литераторы советской поры. Но я бы хотела поставить под вопрос сам стереотип автоматиче- ского деления писателей на великих и маленьких, так сказать, местного значения, как бы заведомо второсте- пенных. — Вы правы. Настоя- щим поэтом может быть и тот, кому не повезло про- греметь на всю страну. Откроешь его тощенький малотиражный сборничек на дешевой желтой бумаге, а там такие пронзительные строчки... —Нередконе толькопро- изведения, но и сама судьба безвестного сочинителя за- служивает уважения, по- учительна иинтересна. Вот у Алексея Липецкого, кстати, тоженесправедливозабытого талантливого поэта и проза- ика, в поэме «Городок» мне запало в память навеянное провинциальной жизнью признание: «Здесь людипол- зают улитками, ни доброде- тельны, ни злы...» А теперь представьте: какие усилия, какая страсть к знаниям, к творчеству понадобились томужеАлексеюЛипецкому или сыну сапожника, внуку крестьянина из глубинного села Павлу Трефильевичу Шацких, чтобы не ползать, как все, по-улиточьи, не рас- твориться в обывательском полурастительном суще- ствовании. У Шацких была огромная жажда самовыра- жения. Стихи этого человека выходили в Москве. Обидно, что в нашей библиотеке его книжек нет. Их не удалось найти даже в электронном каталоге Российской нацио- нальной библиотеки. Но это был все же поверхностный поиск. Думаю, когда за рабо- ту возьмется профессиональ- ный исследователь, музей- щик, результат будет иным. — То есть в литератур- ном музее должен найтись уголок каждому, кто держал в руках перо и не был гра- фоманом, обладал способ- ностями? — Безусловно. Тут не следует упускать еще одну сторону дела. Вам вот что- либо говорит имя елецкого поэта-самоучки Егора На- зарова? —Нет, не говорит. — Он тоже сумел пре- одолеть провинциальную пустоту, пошлость, безду- ховность. «Читал, учился, тянулся вверх так, что, как говорится, «косточки тре- щали, мозги дымились». С ним-то и встретился восем- надцатилетнийИванБунин. Назаров его поразил. Бунин потом вывел ЕгораИванови- ча в повести «Деревня». Там есть такой персонажКузьма Красов, пытающийся спасти от одичания и себя, и окру- жающих. Кроме того, Наза- рову посвящена бунинская статья «Поэт-самоучка». Знакомствосэтимземляком, намойвзгляд, сталодляИва- на Алексеевича ступенькой в писательской биографии, ступенькой той лестницы, по которой он поднимался к нобелевской вершине. Заметка на полях. Зачем нужен литературный музей? Уже после разговора сВа- лентиной Митрофановной мне повезло посмотреть фильм об Ариадне Эфрон. Дочь Марины Цветаевой мечтала устроить музей матери в родовом гнезде, в доме, где жил еще ее дед. Но цветаевский дом снесли. Подогнали бульдозер и об- рушили. Близкие Ариадне Сергеевне люди свидетель- ствуют: эта женщина, которую не сломали ни пытки, ни голод, ни лагеря, пришла в отчаяние. Фильм закончился, а я думал о том, сколько раз то же самое происходило в моем родном Липецке. Так получилось, что в городе с некороткой и достойной историей изначально было немного, выражаясь ка- зенным стилем, объектов культурно-исторического значения. Кажется, уж к ним бы надо относиться с особой бережностью, тре- петностью. Но у меня на глазах они исчезали один ИНТЕРВЬЮ С ЗАМЕТКАМИ НА ПОЛЯХ | Музейный проект Острова в океане И. Неверов Когда-то Иван Алексеевич Бунин объяснял литературоведам, рассуждавшим об особенно- стях языка Льва Толстого: «Нет, это не толстов- ские, это наши общие особенности: особенности языка той сравнительно небольшой местности, самые дальние окружные точки которой суть Курск, Орел, Рязань и Воронеж. И разве не тем же языком пользовались чуть ли не все крупней- шие русские писатели? Потому что чуть ли не все они — наши... Жуковский и Толстой — тульские, Тютчев, Лесков, Тургенев, Фет, братья Киреев- ские, братья Жемчужниковы — орловские, Анна Бунина и Полонский — рязанские, Кольцов, Никитин, Гаршин, Писарев — воронежские... Даже и Пушкин с Лермонтовым отчасти наши...». Бунинские строчки Валентина Виноградова напомнила мне с ходу, прямо по телефону, когда мы только уславливались о встрече. — Это же и о нашем крае! Он столетия был хранителем русского языка и растил, подпиты- вал лучших отечественных писателей и поэтов, — сказала она. Валентина Митрофановна руководит библиогра- фическим отделом областной научной библиоте- ки. Литературное краеведение — ее конек. Потому я и попросил, чтобы она прокомментиро- вала идею открытия в Липецке литературного музея. за другим. Мальчишкой я наблюдалметодичное унич- тожение храманатепереш- ней Театральной площади. Мне, малолетнемуневежде, было неведомо, что в этом храме венчались предки Пушкина. Но интересно: были или нет осведомлены о том люди, отдавшие при- каз — ломать? Сгинуло и каменное строение, име- нуемое конторой Петра Первого, и здание курзала, в котором в конце позапро- шлого и начале прошлого веков выступали прослав- ленные столичные певцы и актеры. А совсем недавно исчез скромный домик того самого Алексея Липецкого. Теперь там никогда не бу- дет музея поэта… Сейчас мы все охотно готовырассуждать о бренде города, о брендинге региона. Но, положа руку на серд- це, что можно показать туристу, экскурсанту в областном центре о его историческом прошлом? Немного. Познавательные маршруты будут куцыми, убогими. Выход один: не сумели сохранить — по- пробуем если не воссоздать утраченное (кому это под силу?), то хотя бы создать новые точки притяжения, способные напомнить о достойном прошлом края. И литературный музей наверняка станет такой «точкой». — Скажите, Валентина Митрофановна, а к солид- ному списку писателей, чьи биографии переплетались, пересекались с нашей об- ластью, в последние годы какие-то имена прибави- лись? Я имею ввиду забы- тые, не попадавшие прежде в поле зрения литературове- дов, краеведов, историков… — ...Или оказавшиеся под запретом по цензур- ным, идеологическим со- ображениям? Разумеется, прибавились. В вышедшем в тысяча девятьсот восемь- десят шестом году стара- ниями краеведа Куркова и нынешнего заместителя директора нашей библио- теки Ларисы Тихоновны Самойловой первом выпу- ске очень добросовестного библиографического указа- теля «Писатели Липецкого края» нет, к примеру, за- мечательного публициста Василия Розанова. Сейчас оннеобычайнопопулярен.И мы гордимся, что он долгое время жил в Ельце, что елецкие годы страшно мно- го ему дали как человеку и литератору. Понятно, авто- ру, категорически не при- нявшему революцию, по тогдашней терминологии, «реакционеру», странич- ки в указателе советского времени не нашлось. Как и другому «ретрограду»—по- эту-монархисту, эмигранту Сергею Бехтееву. —Да, да, это тотБехтеев, чьи стихи «Молитва» хра- нила в Ипатьевском доме накануне расстрела цар- ской семьивеликаякняжна. Поначалу не знали, кто их написал, предполагали, она сама. — И еще один прекрас- ный писатель, философ Сергей Иосифович Фудель. Десять с лишним лет он провел в наших местах. Это был духовный подвижник, православный мыслитель, великолепно владевший пером. В позапрошлом году к стодесятилетию со дня рожденияФуделяобластная библиотека издала неболь- шой, но насыщенный ин- формацией сборник «Смысл жизни страшно прост...» — с биографическими мате- риалами, отрывками из вос- поминанийоСергееИосифо- виче, его стихами, перечнем сочинений. — Библиотекари, дей- ствительно, вносят колос- сальный вклад в сохране- ние, возвращение памяти. Ваши библиографические издания, ежегодники па- мятных дат чрезвычайно ценны. — Ну, не случайно зна- ток, защитник, рыцарь культуры академик Лиха- чев называл библиотеки и музеи главным культур- ным фондом нации. Мы десятки лет работаем над уникальным краеведче- ским каталогом. Он ведет- ся аж с тысяча девятьсот ФОТО АЛЕКСАНДРА ЮШКОВА Раиса Усович, член Союза писателей «Воинское содружество» Данковский театр всего на год моложе липецкого, ныне академического театра драмы. Но несмотря на почтенный возраст, до сих пор остается любимцем публики. В 1969 году Данковскому драматиче- скому кружку присвоено почетное звание «Народный самодеятельный театр». А началась история театра в далекие годы после окончания гражданской войны. Впрочем, о дате рождения Данковского народного театра существуют две версии. По одной — это 1913 год. В этом предвоен- ном году в зале земства прошла первая постановка Данковско- го музыкально-литературного кружка. Однако сами студийцы, какимногие поклонники театра, за точку отсчета принимают осень 1922 года. Именно тогда данковские парни и девчата, со- биравшиесяна танцыв народном доме, вспомнили о довоенных спектаклях, которые устраива- лись в здании бывшего земства для избранной публики. И ре- шили ставить свои, но бесплатно, для всех желающих. Руководить драматическим кружком на общественных на- чалах пригласили председателя трудовой артели по уходу за са- дами села Баловнево и деревни БарановкаМихаила Волжского. Бывший актер, скучавший по сцене, был несказанно этому рад. Для начала кружковцы ре- шили поставить сатирическую комедию Квитко-Основьянен- ко «Шельменко-денщик». От желающих принять участие в спектакле не было отбоя.Новоис- печенные артисты готовы были до седьмого пота отрабатывать движения, проходы, интонацию. В день премьеры зал стал наполняться зрителями задолго ЮБИЛЕЙ | Данковскому самодеятельному театру — девяносто лет По велению сердца ФОТО ИЗ АРХИВА ТЕАТРА Ольга Щетинина, ведущий архивист Государственного архива Липецкой области Эти стихи написаны как будто о нем, Сергее Богатикове: Русский парень от пуль не бежит, Русский парень от ран не стонет, Русский парень в огне не горит, Русский парень в воде не тонет… Он никогда не уклонялся от опасности. Он был человеком долга. И, казалось, сама судьба благоволит к храброму, мужественному воину, хранит его в бою. Сергей был ранен, контужен, но вернулся домой живой, думал о будущем. Однако война догнала и добила его, уже когда он снял форму. Ранения не прошли бесследно. Богатиков ушел из жизни в двадцать шесть лет. О нем, о его подвиге я узнала от мамы Сергея Ольги Валерьев- ны. Она передала в нашархив до- кументы, связанные с ее сыном. …Указ Президента РФ от 22.12.1999.«Младшемусержанту Богатикову Сергею Николаевичу присвоено звание Героя Россий- скойФедерации замужество и ге- роизм, проявленныеприисполне- ниивоинскогодолгавРеспублике Дагестан». Сергею Богатикову был вручен знак особого отли- чия — медаль «Золотая Звезда» № 0521. Он получил ее в Кремле из рук Владимира Путина. Доармейская биография бу- дущего Героя России мало чем отличается от биографий ты- сяч его сверстников. Родился в январе 1980 года в Ельце. Рос здоровым и крепким. Учился в елецкой школе № 5 (ныне это лицей). После окончания девяти классов поступил в профессио- нальный лицей № 2. Там полу- чил специальность электромон- тера по ремонту и обслуживанию электрооборудования. А в 1998 году его призвали в ряды Вооруженных сил РФ. Вначале довелось служить в Мо- сковском военном округе вНаро- Фоминске в воздушно-десантных войсках. Затем—119-й Гвардей- скийпарашютно-десантныйполк знаменитой 106-й Гвардейской Краснознаменной ордена Ку- тузова 2-й степени воздушно- десантной дивизии. Батальон, в котором оказался гвардии младший сержант Богатиков, дислоцировался в Дагестане. Время было очень неспокой- ное. Сергей исполнял обязан- ность командира взвода. В тот день он с товарищами находился в Новолакском районе. При вы- полнении задания взвод был окружен боевиками. И только благодаря хладнокровию, если угодно, командирскому талан- ту Сергея враг ничего не смог сделать с нашими ребятами. Богатиков организовал оборону, а потом вывел из окружения двадцать солдат к своим. Все остались живы — никто не был даже ранен. За это он и удосто- ился высокого звания. Потом была Чечня, новые бои, новые испытания. А когда срок службы закончился, Сергей приехал в родной Елец. Работал электриком на заводе «Эльта» и часто встречался с подростками, КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА ДОЛГ И ПАМЯТЬ | Завтра в России отмечается День Героев Отечества «Русский парень от пуль не бежит…» школьниками, студентами, рас- сказывал о боевых товарищах, о себе. Ему хотелось, чтобы они, если потребуется, так же честно защищали интересы страны. Многие из них хорошо запомни- ли эти воспоминания молодого Героя России. …Передо мной любительская фотография, переданная Ольгой Валерьевной. Она сделана в день принятия Сергеем присяги. Он еще не знал, что ждет его впере- ди, но слова солдатской клятвы были для новобранца не данью ритуалу, он осознавалих особый, глубокий смысл. «Русский парень от пуль не бежит…». Так и было. И сегодня о русском парне Сергее Богати- кове, рано ушедшем из жизни, помнят не только родные люди. 10 сентября 2009 года на здании лицея № 5 установлена мемори- альная доска в честь его бывшего ученика, Героя России. до начала спектакля. Заняты оказались не только все ска- мейки, но и проходы. Успех, по свидетельствам очевидцев, был колоссальный. По окончании спектакля восторженные зри- тели вместо «браво!» и «бис!» по-пролетарски кричали «ура!». Чтобы все желающие смогли посмотреть спектакль, его при- шлось повторить несколько раз. К концу двадцатых годов театральные постановки стали еженедельными. Использовался в основном классический репер- туар: пьесы Островского, Чехо- ва, Горького, Пушкина. Позже наравне с классикой ставили пьесы советских драматургов — Лавренева, Тренева, Арбузова, Корнейчука, Макаёнка. Среди режиссеров драмкруж- ка были Григорий Кириллов, Евгений Деребизов, Владимир Петров, расстрелянный в 1937 году Михаил Игнатов, а позже его сын Николай Игнатов. Целая эпоха в жизни театра — с 1937 по 1954 год — принад- лежит Валентине Новожиха- ревой, репетиций которой вся труппа ждала с нетерпением. Порой дискуссии об искусстве, литературе продолжались дале- ко за полночь. Никаких денег на драмкружок не отпускалось. Весь необходимый для спекта- кля реквизит приносили из дома илимастерили своимируками. А какие это были декорации! Для пьесыКуличенко «Садыцветут» цветы яблонь делали всем кол- лективом. Когда открылся зана- вес, зрители ахнули — на сцене был настоящий яблоневый сад! Когда в начале семидесятых годов прошлого века режиссе- ром театра стал приехавший из Свердловска Вадим Фенченко, о Данковском народном театре узнала вся страна. Передача о нем прошла по центральному телевидению. До сих пор помнят данковча- не и замечательные постановки другого талантливейшего режис- сера, выпускника Щукинского училища ВладимираХальченко, которые, по мнению многих, не уступали мхатовским. В числе режиссеров любительского теа- тра был и народный артист Рос- сии, лауреат Государственной премии Михаил Янко. Среди бывших актеров те- атра немало участников Ве- ликой Отечественной войны. Студийцы свято хранят память об Олеге Пантелеймоновиче Воз- несенском, зверски замученном в плену фашистами, и Николае ФедоровичеКузовкине, который ушел на фронт добровольцем, участвовал в боях за Берлин. Валентина Еремеева, придя в театр в 1937 году еще юной де- вушкой, отдала ему тридцать лет жизни. Порывистая и веселая, она играла таких же, как сама, молодых героинь, а позже пере- шла на возрастные роли. Когда театр оказался на грани развала, Валентина Ивановна взяла на себя и тяжелейшую роль режис- сера. И выдюжила, сохранила народный театр. В 1969 году Данковскому драматическому кружку присвоено почетное зва- ние «Народный самодеятельный театр». С 2002 года театр возглавляет ЕленаКурбакова. Веепостановке вышло немало замечательных спектаклей, полюбившихся зри- телям. Любовь и преданность актерскому делу — вот что объ- единяет всех трехсот актеров, в разное время выступавших на сцене Данковского любитель- ского театра. Это были в полном смысле слова народные артисты, которые играли не за деньги, а по велению сердца. Эту традицию достойнопродолжилиихмолодые коллеги: Светлана Баскакова, Юлия Шустикова, Николай Гу- ров, СветланаТодорова,Николай Баскаков, Галина Мызникова, АнтонПинаев, ДмитрийПетухов идругие.Данковскийнародныйи дальше намерен радовать своих зрителей интересными и яркими постановками. пятьдесят пятого года. Это, если угодно, чудо. В нем вы найдете сотни персоналий начиная с восемнадцатого века. Теперь он существует и в электронном виде. Мы не упускаем любые под- робности, любые крупицы информации. Библиотека имеет и полнотекстовую электронную базу данных «Память Липецкого края», в которой накоплен огром- ный материал. Используем ресурсы Российской наци- ональной библиотеки, от- куда, к примеру, получены электронные копии всех номеров первой городской газеты «Липецкий летний листок». У нас хороший контакт с соседями, хотя бы рязанцами: объединив усилия музеев, архивов и библиотек наших областей, мы издали сборник мате- риалов о Петре Петровиче Семенове-Тян-Шанском, нашем общем земляке. В со- ставлении библиографиче- ского указателя по Бунину участвовали и мы, и ученые Елецкого университета, и воронежские, и орловские коллеги. Так что для буду- щего литмузея библиотека- ри уже немало сделали. — Я сейчас подумал: а ведь идеальный вариант, если бы этот музей и ваша библиотека оказались под одной крышей... — Пожалуй. Но сегодня в стенах библиотеки музей разместить просто невоз- можно. Заметка на полях. С надеждой на продолжение Кстати, идея писа- тельского музея не нова. В девяностые годы вовсю шла подготовка к его от- крытию. Историк, краевед Светлана Кукрак и ее по- мощники собрали экспона- ты, разработали концеп- цию экспозиции. В нашей газете печатались призывы к неравнодушным людям передать книги, рукописи, снимки, вещи для будущего собрания. Но потом как-то не срослось. Не стану дока- пываться до причин. Экспо- наты, слава Богу, по боль- шей части попали в фонды областного краеведческого музея. Но красивый проект так и не был реализован. Сегодня, в преддверии ше- стидесятилетнего юбилея области, к нему, по-моему, стоит вернуться. —К стыду своему, я пло- хо осведомлен: есть ли лит- музеи в соседних областных центрах? —Где-то есть персональ- ные музеи, построенные на жизни и творчестве одного писателя-земляка. А, на- пример, в Орле существует и музей писателей-орлов- цев. — Вы убеждены, что липецкий литературный музей по-настоящему не- обходим, актуален? —На мой взгляд, бунин- ское размышление о черно- земных корнях русского языка и лучших произве- дений нашей словесности предопределяет ответ: да, необходим, актуален, по- лезен. В стране все меньше читателей. А даже у слу- чайного посетителя литму- зея наверняка проснется интерес к каким-то персо- нажам, книгам, событиям. Конечно, при условии, что в музейных стенах не про- сто экспонаты под стеклом, что во всем будет жить дух творчества, стимулирую- щий открытия, диалог с прошлым. Заметка на полях. Чтобы сберечь, надо беречь Если говорить о тех объ- ектах, которые работают как бренды, то в послед- ние годы в Липецке сдела- ны принципиальные шаги, позволяющие удлинить и насытить туристские маршруты. Видимо, самое важное событие — рекон- струкция «Дома Губина», где, наконец, разместилась областная картинная га- лерея. Вместе с областным музеем, Домом Мастера, выставочным залом, го- родским Музеем народного и прикладного искусства это уже неформальный комплекс, позволяющий показать «товар лицом», продемонстрировать и ми- нувшее, и солидный совре- менный творческий потен- циал области. И тем не менее этому комплексу многого недо- стает. Вероятно, следует обсудить его перспективы. Разве не был бы уместен в городе металлургов музей металла (что-то подобное у нас уже было) или музей народных ремесел? И, ко- нечно, одним из украшений маршрута мог бы стать литературный музей. Моя собеседница посо- ветовала мне, однако, ре- ально оценить сложность и масштаб усилий по его созданию: — Для того, кто возь- мется за такое дело, оно будет главным в его жизни. Точь-в-точь как в «Ци- тадели» Экзюпери. Там в первой строчке автор напи- сал: он меняет свою жизнь на эту книгу. Но, право же, хороший музей не меньше, а может, и больше хорошей книги. Аспециалисты, гото- вые вложить в него все зна- ния, талант, энтузиазм, найдутся. Да они уже есть в томже областном краевед- ческом. Кстати, литмузей логично бы сделать филиа- лом ведущего музейного уч- реждения региона. Особенно с учетомнакопленныхтам материалов. Простой закон: что- бы сделать, надо делать. Чтобы сберечь, надо беречь. Ему следуют и елецкие бу- ниноведы из университе- та, и жители данковского селаПерехваль, открывшие скромный, но достойный музей своего земляка писа- теля Ряховского, и другие энтузиасты—поклонники литературы и патриоты «малой родины». Липецку негоже от них отставать. ...Может, зря я все о брен- дах да брендинге? Есть мотивы поважнее. В суе- те и пестроте дней, ког- да недосуг остановиться, оглянуться, навестить стариков-родителей, когда мы своих детей видим пят- надцать минут в сутки, насущнее чем в любые преж- ние времена потребность в островках тишины, со- средоточенности, разду- мий. В храме. В щебечущем сумраке леса. В шелестя- щем страницами читаль- ном зале. Музеи в этом же ряду. Там настоящее встречается с минувшим. Там собираешь самого себя в кучку, осознавая, чтотыне мотылек, непонятно зачем выпорхнувший из небытия, чтобы в нем же бесследно исчезнуть. И уж точно не улитка, которая не отли- чаетдобро отзла, а память от беспамятства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz