Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 236/24364/8 ДЕКАБРЯ 2012 НАВСТРЕЧУ РОЖДЕСТВУ Клирик Никольского храма г. Липецка протоиерей Иоанн Гординский — частый гость на страницах нашего выпуска. Он охотно отвечает на вопросы читателей, разъясняет, дает духовные наставления. Сегодняшняя наша беседа с отцом Иоанном посвящена некоторым моментам, связанным с Рождественским постом, который продолжается уже больше недели. Мы — православные Выпуск «Мы» подготовили Александр Хаустов, Галина Чернышова, Сергей Кибальниченко, Галина Кожухарь, Максим Ионов, Анастасия Карташова. Тел.: 30-82-36, 22-78-16. E-mail: fplo@yandex.ru. Использована информация сайта fnpr.ru. Общественный консультативный совет редакции «Мы»: заместитель главы администрации области, координатор областной трехсторонней комиссии Дмитрий МОЧАЛОВ; председатель Федерации профсоюзов Липецкой области Анатолий ЖИДКИХ; председатель обкома профсоюзов работников жизнеобеспечения Виктор СЕМЕНОВ, председатель областного суда, заслуженный юрист РФ Иван МАРКОВ; Уполномоченный по правам человека в Липецкой области Николай ЗАГНОЙКО; Высокопреосвященнейший НИКОН, архиепископ Липецкий и Елецкий; начальник управления труда и занятости Липецкой области Петр ЯИЦКИЙ; президент ЛООО содействия малому бизнесу Алексей КРУТЬКО. Памятная поездка Минувшим летом побывал в поездке к одному святому месту. Воспоминания остались самые благоприятные. ... По елецкой трассе, пролегающей в зелени деревьев, доезжаем до поворота на Задонск. Он справа в двадцати километрах. Но цель нашей поездки — Свято-Тихоновский Преображенский монастырь со святым источником, вырытым, как люди говорят, самим святителем Тихоном Задонским, в честь коего он и назван. Поворачиваем влево от трассы на шоссе, ведущее к источнику и к монастырю. Стоит чудесный июнь. Небо, наполненное синевой, определяет погоду нежаркого дня. Простор по бокам трассы открывается неописуемый. Справа и слева — пологое снижение ландшафта с буйным разнотравьем и многоцветьем в широкие долины. Земляничные и грибные места! А на горизонте вверху большой лес. Но вот торчат, как мачты целой эскадры парусников, обгоревшие в 2010 году полосы деревьев. Их не так и много по сравнению с другими местами липецкой земли. Но все же эти деревья смотрят на нас укоризненно. Ничто не спасло их от огненной стихии. Наконец, сворачиваем вниз в густой массив. Странно на первый взгляд, но здесь-то как раз и не видно ни единого лесного погорельца. А если все же хорошенько поразмышлять, то ничего в этом нет удивительного — место-то святое. А вот и источник под горой. Над ним на стене часовни — икона святителя Тихона, Задонского чудотворца. Приехавших за святой водой примерно человек двадцать-тридцать. Судя по номерам автомобилей, много здесь и православных из других областей. Очередь идет медленно, так как люди набирают воду даже в двадцатилитровые баклажки. А справа деревянный домик с церковным куполом — в нем купель. Паломники из очереди, группами заходят окунуться в студеную воду. Над кранами источника — кружка. С разрешения впереди стоящих наливаю в нее водицы. Пью не торопясь. На автоплощадку прибывает автобус с очередной группой, и очередь сзади нас удлиняется чуть ли не вдвое. Люди разглядывают товары в церковной лавке. Приобретают книги, иконы... Мои спутники также что-то выбирают. Товара, к счастью, — изобилие, на всех хватит. Монахиня из монастыря с красивым расписным подносом — на нем деньги, это пожертвования желающих. Множество автомобилей в этой низине первозданного леса. Великолепная природа. Всю эту повседневную жизнь обители питает святой источник чудотворца Тихона Задонского. Алексей Шишкин, г. Липецк. — Батюшка, о постах так много рассказывает- ся в средствах массовой информации, Интернете, что только ленивый или не желающий может быть не просвещен в каких-то вопросах. Тем не менее да- вайте напомним нашим чи- тателям, в чем смысл этого длительного (целых сорок дней) ограничения? — Верующий человек в дни поста отказывается от привычных телесных удовольствий, ограничивает себя в пище для достиже- ния главной цели, духов- ной — встречи с Господом Богом в своем сердце. Эта традиция уходит в глубь веков, ветхозаветные време- на. С давних пор верующие люди добровольно лишали себя удобств, удовольствий, жизненного комфорта, про- тивопоставляя этому пост, молитвенные бдения, па- ломничество ко святыням. А взять времена Нового За- вета. СамГосподьнашИисус Христос, святые апостолы тоже постились. Об этом есть упоминания в Библии. В одном месте там прямо сказано, что Христос, из- гнав беса из некоего юноши, сказал апостолам: «сей же род изгоняется только мо- литвою и постом» (Мф. 17, 21). Вспомним наставления отцов и учителей Церкви. «Поститься христианину необходимо для того, — говорит святой праведный Иоанн Кронштадтский, — чтобы прояснить ум и воз- будить, и развить чувство, и подвигнуть к благой дея- тельности волю». Поститься надо. Но не наскоком и бездумно. И главное, не перепоститься. Почему? «От чрезмерного воздержания и происходя- щего от него изнеможения человек делается неспо- собным к духовным под- вигам, — пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). — Сколь вредно невоздер- жание, столь вреден (или еще более) неумеренный пост. Слабость тела, проис- ходящая от недоедания, не позволяет совершать молит- вы в должном количестве и с должной силой». —Понятно, ограничение в пище во время поста — не главное… — Смотрите, что полу- чается. Человек начинает впервые поститься. Необду- манно и поспешно, безмерно и строго. Отказывается от привычных мяса, сливочно- го масла, молока, яиц, сыра и так далее. У него появля- ется чувство голода, диском- форта, он расстраивает свое здоровье, становится не- терпеливым, вспыльчивым, раздражительным, злится на всех и вся, свое такое настроение часто переносит на окружающих, особенно на родных и близких. И, глядишь, пост для такого человека становится уже не- выносимым, и он прекраща- ет его. Этохорошо?Конечно, плохо, ибо о духовности в таких случаях говорить уже не приходится. — Но что делать и как приучить себя к посту? — Для начала надо пой- ти к священнику в близле- жащий храм или в тот, где человек чаще всего бывает, к коему больше душа ле- жит. Следует поговорить с батюшкой, рассказать ему о своем духовном и физиче- ском состоянии и испросить благословения на соверше- ние поста. Это обязательно надо сделать. А многие ли у нас приступили к Рожде- ственскому посту с благо- словения священника? Вот то-то и оно. А ведь через свя- щеннослужителя Господь Бог благословляет человека на то или иное благое дело. Поскольку основа по- ста — борьба с грехом через воздержание от пищи, а не изнурение тела, то и правила его соблюдения каждый должен соизме- рять со своими силами, со степенью своей подготовки к посту. Думаете, все так просто? Мол, не буду есть мясо и колбасу, что-то там еще из скоромного, да и все на этом. Нет! Пост — это аскетический подвиг, требующий подготовки и постепенности. Вступать в него необходимо поэтапно, начав хотя бы с воздержа- ния от скоромной пищи в среду и пятницу в течение всего года. А впоследствии каждый сам должен опре- делить, сколько ему требу- ется в сутки пищи и питья, насколько возможно посте- пенно уменьшать их коли- чество. Но не надо доводить организм до ослабления, изнурения, неспособности к делу. Господу Богу вряд ли угодно, чтобы у чело- века голова кружилась от голода. Ему угодно, чтобы мы учились воздержанию. Вы очень любите сладости, чай или кофе, выпить и по- курить, поспать, посетить увеселительное мероприя- тие, посмотреть телевизор и так далее и тому подобное? Так урежьте себя в дни поста в своих пристрасти- ях на треть, наполовину, на две трети, насколько получится. Вот вам уже и воздержание. И так шаг за шагом, постепенно на- копите опыт в соблюдении телесного поста. А на фоне ограничений себя в пище и других пристрастиях, что очень важно, постарайтесь пройти сорок дней поста с молитвой и покаянием, уча- стием в таинствахЦеркви, с добрыми делами и поступ- ками, любовью к ближним, дабы с чистым сердцем, душой и телом, с духовной радостью встретить Рожде- ство Христово. — Отец Иоанн, какое значение имеет пост для здоровья? —Самое благоприятное. Мы переходим с более пи- тательной пищи на менее питательную, делаем себя более легкими и подвиж- ными, более способными к духовной жизни. Да это каждый может определить и на собственном опыте. Вот вы сытно и плотно по- обедали, чего вам после этого хочется? Умственной работой заняться? А я ду- маю, что подремать хочется, расслабиться. А если же поменьше покушал, да еще и постную пищу, то в теле и легкость появляется, и ум работает яснее и чет- че. Однако замечу, что и в постной пище надо соблю- дать умеренность. Чувство перенасыщения и желание подремать может появиться и после нескольких тарелок вареной картошки с сольюи хлебом. Ну а то, что пост ни- сколько не вреден, а, наобо- рот, полезен для здоровья, это видно, особенно нам, священникам, из практики. Люди, ограничивающие себя в скоромной пище, меньше болеют да и живут зачастую не меньше, а доль- ше, нежели не постящиеся. Мне вот, к примеру, далеко за седьмой десяток давно перевалило, а я очень бодро себя чувствую во время по- ста. Но это так, к слову. Вообще же, многие великие постники жили до восьми- десяти, девяноста, ста и более лет. А ведь некоторые из них употребляли только просфоры да святую воду. Часто люди после поста вообще бросают пить, ку- рить, избавляются от дур- ныхнаклонностей,желаний и пристрастий. Духовное здоровье у кого-то приходит в норму, человек чаще посе- щает храм, прощает друга, перестает обижаться, таить злобу, становится участли- вее и доброжелательнее к людям, не слушает сплетни и ужтемболее не участвует в них. Разве все это не полезно для здоровья? —Все это замечательно. А вот как поститься по- жилым, больным людям, детям? — По этому поводу вот что пишет святитель Фео- фан Затворник: «Относи- тельно поста, когда нет здо- ровья, — терпение болезни и благодушие во время ее, заменяют пост. Поэтому из- вольте употреблять пищу, какая требуется по свой- ству лечения, хотя она и не постная». Церковью допускаются послабления. Часто пожи- лые, больные люди, дети, а также беременные жен- щины освобождаются от строгого поста, для них до- пускаются послабления. Правда, при этом жела- тельно посоветоваться со своим пастырем, взять у него благословение напосла- бление в посте. Какправило, священники с пониманием относятся к таким людям. Ведь главное — искреннее желание человека постить- ся ради собственных души и тела, во славу Божию. 6 Постись, но... не во вред Александр Хаустов расспрашивал протоиерея Иоанна Гординского о некоторых особенностях Рождественского поста Церковь и общество — О здравии поминаю тех людей, с которыми у меня молитвенное общение. Если очень тяжелый пациент и предстоит сложная операция, могу заказать молебен. В операционной больного перекрещу и помолюсь, чтобы Господь помог. СО СКАЛЬПЕЛЕМ И МОЛИТВОЙ О православном враче рассказывает Ольга КЛЕКОВКИНА Уже семь лет в нашей области действует общество православных врачей. Это профессионалы, которые стараются жить и работать по христианским, заповедям. Люди в белых халатах лечат и относятся к пациенту, как страдающему брату или сестре. К этому не обязывают современные медицинские стандарты, но так воплощается евангельский принцип любви к ближнему. По мере сил и возможностей такой доктор — проводник в часто неведомый больному мир веры. А рядом с согласия пациента священник — для беседы, крещения, исповеди, причастия, соборования. Русская медицинская традиция всегда понимала миссию врача как дело служения, любви и сострадания, а не дохода. Если такого понимания нет, то врачебная практика становится отвлеченным «подведением» больного под абстрактные понятия болезни и лекарства. О чем может беседовать с пациентом православный врач, в чем его предназначение, мы говорим с хирургом-онкогинекологом областного онкологического диспансера Ириной Можаевой. Сегодня она принимает участие в VIII Международном форуме «Задонские Свято-Тихоновские образовательные чтения», который проходит в Липецке по благословению архиепископа Липецкого и Елецкого Никона. — Ирина Олеговна, как ста- новятся православным врачом? — В институте православной медицине не учат и диплома такого, конечно, не выдают, но каждый к вере приходит сам. Мне помогли прийти к вере пациенты. Я никогда их не забуду — это монахиня Иллария и раба Божия Татиана. Прошли годы, но воспо- минания о них живы по сей день. — Вы работаете в особой хи- рургии, когда человек, можно ска- зать, на пороге… Всегда ли врач в состоянии помочь пациенту? —В онкологии, увы, не всегда. Эта болезнь возникает внезапно, вдруг, ниоткуда. До определенно- го момента все протекает вообще бессимптомно. Неожиданно чело- век, живший активной жизнью, оказывается таким беспомощ- ным…Тут и приходит понимание, насколько нужна поддержка свыше, именно Божия помощь. Врачу необходима особая духов- ная связь с больным. Твердо знаю — нельзя просто зайти в палату и сухо спросить: как дела? Помню, у меня какой-то период в одной палате все бабушки были на лу- чевом лечении, после операции. Я с ними всегда шутила: ну, у нас с вами санаторий! Лечение прохо- дило хорошо. А все равно каждый день жаловались: у кого-то где-то кольнуло, и я в десятый раз объ- ясняла, что так и должно быть, у вас рубец, боль будет тянуть еще полгода. Обычное слово, но они каждый деньждали его. Ухожу из палаты, а все уже улыбаются. Ле- чение — не только в лекарствах, но и в таком вот, может, даже со- всем простом участии…Бабушки- то мои выздоровели! —Помню, как я лежала у вас, в онкодиспансере, после опера- ции. И вы вдруг приходите в па- лату, улыбаетесь: с сегодняшнего утра втягивайте в себя живот, потом надувайте его — это будут ваши восточные танцы. А через день: ложитесь на живот, уже можно. Иснова улыбаетесь, амыс соседкойдаже не сразу поняли: се- рьезно сказано или нет? Но потом сообразили: конечно, серьезно, и радовались — еще один шажок вперед! А вот чем вас-то можно порадовать? —Одна бывшая пациентка не- давно принесла набор из Дивеево. К святителю Серафиму Саров- скому у меня вообще особое от- ношение, я так люблю его, и даже у меня связано с ним маленькое чудо. Более 12-ти лет назад я была в Воронеже, на обучении. И вот уезжаю в Липецк, а в Покровский собор привезли частичку мощей Серафима Саровского с иконой. Несколько тысяч человек стоят. У меня через час автобус домой! Мы в студенчестве этот собор знали, ходили, и тут я подошла почему- то к боковой двери. В этот момент дверь открывается и священник нас, троих женщин-врачей, запу- скает туда. Разве не чудо! Позже, с сыномчерез воскреснуюшколумы попали в Серафимо-Дивеевский монастырь… И вот когда эта моя пациенткапринесла святыни: пла- точек, маслице освященное, мне настолько светло стало! Это ведь сам святой Серафим Саровский подарок принес! Такие радости бывают, несказанные, нечаянные! — А вы молитесь о больных? — О здравии поминаю тех лю- дей, с которыми у меня молитвен- ное общение. Если очень тяжелый пациент и предстоит сложная операция, могу заказать молебен. В операционной перекрещу боль- ного и помолюсь, чтобы Господь помог. У меня своих грехов так много, что надо о себе прежде всего молиться, сугубо. Спасись сам, и тысячи спасутся вокруг тебя — всегда помню эти золотые слова Серафима Саровского. Во время операции, случается, по- вторяю: «Господи, да будет воля Твоя, помоги мне сейчас выйти из этой ситуации!» Иногда заранее обращаюсь к священнику: «Мне предстоит особо тяжелая опера- ция, батюшка, благословите!» Каждое утро просишь: «Господи, помоги мне во всех моих делах, в работе и в общении с людьми!» Перед операцией читаю молитву «Трисвятое» или своими словами молюсь. Я люблю всех своих больных. Но перед моей памятью в большей степени стоят умершие люди. Вот у молодой женщины, совсем девочки, во время беременности обнаружили рак. Сделали кесаре- во сечение, родился сын, Ванечка. Света лечилась у нас, а одна из пациенток, которая лежала в этой же палате, была крестной мате- рью Ванечки. Света умирала, и та ухаживала за ней. Сама по себе больного — судьба: 22-летний че- ловечек, за 7месяцев до ее болезни умерла мама, молодая, 57 лет, скоропостижно. Остались отец- алкоголик и сестра-алкоголичка. Но хорошие муж и свекровь. А отец тянул из Светочки все жилы, вместо того чтобы поддержать, звонил, требовал денег. Она была под таким прессом! Казалось бы, человеку перенести это нереально! Плакала: как ей было понять, по- чему она умирает? Я помню наши с ней разговоры: «Света, вот тебе такая участь — нести крест». И не сомневаюсь, что ей на небесах сейчас хорошо. Она очень воцер- ковилась за время своей болезни. Соборовалась, читала молитвы. — Ирина Олеговна, вы рас- сказали такую пронзительную историю! Как бывшая пациентка знаю: онкологический диспансер — особый мир, не только боли, но добра, готовности медиков в любой момент прийти на помощь больному. Всякое ведь случается. Давайте скажем и про вашу до- мовую церковь. — В областном онкологиче- скомдиспансере есть своя домовая церковь во имя иконы Божи- ей Матери «Всецарица». Здесь проходят службы, сюда можно прийти и больному, и сотруднику поставить свечу. Здесь же можно получить Молитвослов, другие духовные книги. Священник наш — отец Алексий Гузенко, он служит в Христо-Рождествен- ском кафедральном соборе. Очень поддерживает больничный храм главный врач диспансера, доктор медицинских наук Сергей Алек- сеевич Шинкарёв. Теперь такие домовые церкви и молитвенные комнаты есть во многих наших больницах. Во- обще, благодаря обществу право- славных врачей под председатель- ством главного врача областного наркологического диспансера Михаила Ивановича Коростина в Липецкой области большая часть медицинских учреждений окорм- ляется священниками. Этот союз медицины и Церкви — во благо людям. Руководит медицинским отделом Липецкой и Елецкой епархии протоиерей Сергий Ко- сых. За год чего у нас только не бывает: и духовно-медицинские конференции, и сборники свои общество православных врачей выпускает.Много публикаций на- ших православных врачей в прес- се, выступлений по телевидению. Нынешним летом 33 человека были награждены по благосло- вению архиепископа Липецкого и Елецкого Никона «за труды, понесенные в деле духовно-нрав- ственного просвещения» особыми архиерейскими грамотами. А про себя знаю: я должна забыть свои проблемы, когда об- щаюсь с больными. Ты — врач, от тебя ждут помощи, на тебя на- деются. А тебе помогает Господь. Радуюсь за всех больных, кого удалось исцелить. — А я добавлю слова из Би- блии: «Почитай врача честью по надобности в нем, ибо Господь создал его, и от Вышнего — вра- чевание» (Сир 38:1—2). ФОТО АНАСТАСИИ КАРТАШОВОЙ ФОТО ИЗ РЕДАКЦИОННОГО АРХИВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz