Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

№ 235/24363/ 7 ДЕКАБРЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Александр Косякин Неспроста гоголевского Чичикова провинциаль- ные чиновники принима- ли за Наполеона. Писа- тель только подчеркнул историческую данность: образ злодея прочно застрял в умах людей. Но человечество продол- жает говорить о злодее и возвышать Бонапарта. Только книг о Наполеоне — более двухсот тысяч. И в них по-прежнему мало страниц о великом позоре, который постиг этого человека в России осенью 1812 года. С охранилась запись, сделанная француз- ским летописцем еще до начала сражения при Бородино. Оттого и восторг в каждой строчке: «Пре- красное зрелище являли наши войска в своем оду- шевлении. Ясное небо и за- ходящее солнце усиливали красоту спектакля. Осталь- ная армия следила со своих позиций за двигавшимися войсками, гордыми тем, что им первыми выпала честь открыть сражение. Она при- ветствовала их криками одобрения». Всего через пару меся- цев их вождь и кумир ска- жет: «Довольно отваги. Мы слишкоммного сделали для славы. Теперь время думать только о спасении остатков армии!». Было поздно. Оставив в России полмиллиона жиз- ней, сам Наполеон бежал, спасаясь ради новых битв и человеческих жертв. Ко- нечно, прежде всего он думал о себе. Солдаты для него были расходным ма- териалом. Не зря же он хвастался: «В день я могу позволить себе тратить (те- рять убитыми. — Прим. авт. ) 30 тысяч человек». А при отступлении на пере- ГОД ИСТОРИИ | Редакция « Липецкой газеты » завершает совместный проект с телестудией « Задонская звонница » Как синоптики Наполеона подвели праве через Березину, гля- дя, как его гвардейцы тонут в воде, он сказал: «Они по- хожи на жаб...». Вообще Наполеон ста- рался выглядеть элегант- ным мосье. Может быть, поэтому уже два века его носит на руках либеральная общественность Европы и экзальтированные дамоч- ки всех времен? На поле сражения он произносил фразы и следил, чтобы их спешно записывали исто- рики. Был любезен с жен- щинами. Своих генералов старался не расстреливать. Прослезился, глядя на горя- щую Москву. И велел снять крест с колокольни Ивана Великого. Однако осенью1812 года это был уже другой человек: вор, трус, проигравшийся в крупной игре, униженный побоями. И это уже, как сказали бы врачи, была клиника. 29 октября Кутузов из- дал приказ, в котором были такие строки: «Земля рус- ская, которую неприятель мечтал поработить, усеет- ся костями его. Настанут зимы, вьюги и морозы, но нам ли бояться их, дети Севера? Железная грудь нашане страшитсянипогод, ни злости врагов. Старые служивые дадут пример молодым. Пусть всякий помнит Суворова, который учил сносить голод, холод, когда дело шло о победе и славе русского народа. Идем вперед, с нами Бог, перед нами разбитый неприятель, за нами будут тишина и спо- койствие». В Россию Наполеон при- вел 608 тысяч солдат. Но у Бородино их было 135 000, и с ними — важный аргу- мент тех лет — 587 пушек. Куда делись остальные во- ины? 20 тысяч Бонапарт потерял уже на границе, в Смоленске. Остальные силы он вынужден был оставить для защиты своих растя- нувшихся на тысячу верст коммуникаций, к тому же обозы французов уже нача- ли беспокоить партизаны и небольшие армейские части. Немало солдат и офицеров заболели, не выдержав тя- желого пути. Были и дезер- тиры. Ф ранцузы уходили восвояси… Они бы бежали, да откуда силы? Россия истощила за- воевателя, которому здесь ничего не удалось заво- евать. По своему кровавому следу из России уползал зверь, которого в Европе все называли Бонапартом. Позже, на склоне лет, он будет говорить про русскую зиму и какие-то позици- онные промашки. Спустя 129 лет другой завоеватель, Гитлер, тоже будет корить русскую зиму… Хотя оба пользовались услугами синоптиков. Тот же Напо- леон изучил прогнозы по- годы в России за последние двадцать лет. Ему сказали: морозы в этой стране на- чинаются только в дека- бре. Он решил: до холодов успеем. В ноябре уже было минус двадцать… История предлагает нам такие параллели. В войне 1812 года на стороне фран- цузов воевало немало нем- цев. В декабре 1941 года под Москвой, уже в составе сил вермахта, —французы. Их собрали из отщепенцев в Париже и бросили на Вос- точный фронт. Всего около 6000 человек. Воевать отще- пенцыне умеют. Потому что не за что. Для них, как и для немцев, все кончилось пло- хо. Немногих уцелевших, обмороженных и деморали- зованных срочно отправили на запад. Осенью 1812 года фран- цузы превратились в армию мародеров, положив грязное пятно на изысканную репу- тацию всей нации. Пример им показал главнокоманду- ющий. Наполеона считают не просто полководцем, но и реформатором, знатоком искусств. Он писал стихи и даже романы, читал про- светителей. Так вот этот высокоинтеллектуальный человек ограбил Москву, разорил храмы. Захвачен- ные в побежденных странах произведения искусства по приказу Бонапарта выстав- лялись впарижскихмузеях. Для сравнения. Импе- ратор Александр Первый, войдявПарижпобедителем, сказал, что этот город явля- ется идеальной оправой для произведений искусства, и распорядился ничего там не трогать. О ни шли домой. Так им казалось… Это от- ступление дало пищу карикатуристам. У них был повод: армияБонапарта осе- нью 1812-го превратилась в сборище бродяг и воров. Сержант Бургон из старой гвардии, выживший и до- тащивший награбленное до дома, вспоминал, что лежа- ло в его ранце: «…несколь- ко фунтов сахару, костюм китаянки из шелковой ма- терии, обломок креста с колокольни Ивана Велико- го, женская амазонка, под- битая зеленым бархатом, две серебряных картины, несколько медалей, усыпан- ная бриллиантами звезда, распятие из серебра и золо- та, китайская ваза». В числе тысяч францу- зов, покидавших разгра- бленную Москву, брел за телегой интендант армии Анри Бейл, будущий знаме- нитый писатель Стендаль. Как и многие, в подкладку своей шинели он зашил на- грабленные золотыемонеты. Все зашивали, и он зашил. Совсем скоро французынач- нут грабить уже собственные обозы, а потом бросать на- грабленное — лишь бы спа- стись, уйти, убежать от этой страшной русской зимы… Уже в первую по-настоя- щемуморознуюночь уфран- цузовоколело3000лошадей. Для них это был удар, без лошадейонибылиобречены. Когда зима разыгралась по- настоящему, обмороженные солдаты обезумели, они лез- ли в печи в русских избах, к разведенным кострам, где, случалось, и сгорали. ИзписьмаКутузоважене Екатерине Ильиничне: «Все мыгонимся за неприятелем, и он мертвыми теряет еще более прежнего, так что на одной версте от столба до столба сегодня сочли 117 тел. Эти дниморозы здесь 22 градуса, и солдаты все пере- носят без ропота, говоря: «Французам хуже нашего, они иногда не смеют и огня разводить: пускай дохнут». В разоренном и голод- ном Смоленске французы продуктов нашли только для старой гвардии. Осталь- ные части просто не пустили в город, и они за ночь съели 215 коней, а утром сломали ворота инапалина своихже, гвардейцев. Поистине: сы- тый голодного не разумеет. ПодМалоярославцемНа- полеона чуть было не взяли в плен казаки. Отбили подо- спевшие поляки. Вечером Бонапарт приказал доктору дать ему пузырек с ядом на случай плена. Позже, уже в Фонтебло, последней своей резиденции, потеряв и проиграв все, что можно, он вспомнит про этот пузыреки попробует отравиться. Док- тора откачают несчастного… Карикатуры на Наполеона. Россия. Осень 1812-го. РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ | Можно ли доверять « корочке »? Цена рейтинга Елена Бредис Родители абитуриентов делят- ся на три категории. Одни выбирают для своих чад те вузы, в которых дается самое качественное образование. Другие — те, где для поступле- ния требуется наименьший балл по ЕГЭ. Третьи, с толстым кошельком, тупо платят деньги — и официально в кассу, и просто «в зачетку». В итоге «на выходе» мы имеем мизер высококлассных специ- алистов, определенное количе- ство крепких середнячков и массу вполне невежественных обладателей вузовских коро- чек. Впрочем, эти различия стираются на торжественной церемонии вручения дипломов. Проверка вузов и выстраи- вание их по «рейтингу эффек- тивности» выглядят логичным и обоснованным делом: дей- ствительно, если вуз не справ- ляется с главной задачей, тогда непонятно, зачем он вообще существует. Однако не обошлось без скандала. В число неэффек- тивных неожиданно попали старейший элитарный Москов- ский архитектурный институт иЛитературныйинститут имени М. Горького. Абсурд этот быстро исправили, но осадок, как го- ворится, остался. Как осталась и очень непростая, если не ска- зать — критическая, ситуация в системе высшего образования. Вот что думает об этом кандидат химических наук, доцент ЛГПУ Валентин ШАБАРШИН. — Что касается рейтингов, то они мало что говорят об уров- не образования в том или ином вузе. Причина проста: те, кто разрабатывал критерии эффек- тивности, вместо творческого подхода использовали подход «казарменный»: все по ран- жиру, все одинаково, все фор- мально. Например, количество баллов по ЕГЭ, с которыми при- ходят абитуриенты. Помилуйте, но тогда у нас самые эффектив- ные вузы в южных регионах, поскольку там на ЕГЭ сплошь стобалльные результаты. А как судить об уровне подготовки сту- дентов по вузовским площадям? Понятно, что техническому вузу с многочисленными лаборатори- ями нужно больше площадей, чем лингвистическому. А что это за показатель—«количество иностранных студентов»? О чем он может свидетельствовать? Еслиже вести речь о творческих вузах, то к ним все предложен- ные критерии вообще непри- менимы. —Но вы не будете отрицать, что за минувшие десятилетия во многих вузах высшее об- разование превратилось в про- фанацию… — Конечно! Особенно — в расплодившихся филиалах. Но у нас, когда не могут из- менить принципы системы, начинают разные организаци- онные мероприятия. Оценка эффективности — как раз из этого ряда. Вот скажите мне, что такое бюджетный вуз? Это плоть от плоти государства. Представьте себе многодетную мать, которая говорит кому-то из своих детей: «Вот ты, ты и ты — какие-то хиленькие, не- мощные, откажусь-ка я от вас». Такое возможно? А у нас так и получается. На мой взгляд, проверять в первую очередь надо коммерческие вузы. —Но сейчас многие государ- ственные структурыобвиняются в том, что они занимают ижди- венческую позицию. — Да при чем тут иждивен- чество! У многих вузов, особен- но у педагогических, главная проблема — в недокорме. Вот пример: министерство закупает компьютеры, но они — «пу- стые». Значит, необходимое программное обеспечение и си- стемы тестирования на местах должны приобретать за счет собственных средств. Другой пример. Два года назад я был в МВТУ имени Баумана. Там нам продемонстрировали учебную лабораторию по общей химии, в которой любая лабораторная работа делается не более чем полчаса. На каждом столе — лабораторная установка завод- ского изготовления, датчик и запись на ноутбук. Результаты студент сбрасывает на флешку и дома обрабатывает. Два часа — четыре работы. Мы же за два часа проводим только одну «лабораторку» и качеством ниже, потому что оборудование допотопное. Это наша вина? Вы скажете, нет денег? А посчитай- те средства, которые своровали в ГЛОНАССе, что присвоила ком- пания «Славянка». И так далее. Этого хватило бы не только на модернизациюоборудования, но и на увеличение зарплаты всем вузовским преподавателям. — А вам объяснят: МВТУ имени Баумана — элитарный вуз. Он имеет право на все самое лучшее. АЛипецкий педунивер- ситет «фасадом не вышел». — Тогда и требования надо предъявлять разные. Для се- рьезной научно-исследователь- ской работы—это ведь тоже был один из критериев оценки вузов —необходим доступ к электрон- ным базам зарубежных научных журналов. Одна такая база на год стоит от пятисот тысяч руб- лей до миллиона. Почему каж- дый вуз должен приобретать их сам?Аведь министерство обязы- вает это делать. ЛГПУ закупает такие базы, но на многое средств не хватает. Между тем раньше зарубежными журналами вузы обеспечивало государство. И уж советские журналы, в том числе и реферативные, в нашей об- ластной библиотеке были. Даже в вузах федерального значения финансирование очень избира- тельное: на «это» дадим, и мно- го, а на фитюльку, без которой «это» не будет работать, — не дадим. Допустим, купим очень задорого сложнейший ЯМР- спектрометр. Для того, чтобы он нормально работал, нужен инженер? А вот денег на ставку инженера не выделим. Пусть справляется лаборант за пять тысяч. В итоге прибор стоит, как, например, в Воронежском государственном университете. Вот и получается, что средства потрачены неэффективно, не- рационально. — На ваш взгляд, главные проблемы в нашем образовании связаны с недофинансирова- нием? — Не только. Образованию было нанесено несколько уда- ров. Первый — это переход на двухуровневое образование и в школе, и в вузе. По сути дела, после девятого класса уже ни- чего нового не проходят, только занимаются натаскиванием для ЕГЭ. Значит, разрушена линейная система прекрасно- го образования, которое было в Советском Союзе. В вузах с бакалавриатом ситуация еще хуже. На Западе предпо- лагается, что первокурсник после школы уже готов к са- мостоятельной работе. Но вот наш первокурсник к этому не готов. Его сначала нужно научить думать системно, без чего работать самостоятельно не получится. А на это нужно время. Хотя бы первый курс. Кстати, коли мы хотим перейти на бакалавриат, давайте снача- ла подготовим хотя бы систему учебников, программу. Но ведь и этого нет. Нет учебных ком- плектов: подробный учебник, практикум, задачник. В совет- ское время существовал такой вид занятий: самостоятельная работа студентов под руковод- ством преподавателя. Теперь отменили. Прежде в рамках специалитета по биологии и химии было два часа лекций, четыре часа лабораторных ра- бот и два-три часа той самой самостоятельной работы сту- дентов под руководством пре- подавателя в неделю. Сейчас в рамках бакалавриата по той же специальности мы имеем один час лекций в неделю и два часа практики. Так кого мы готовим и выпускаем, зачем тратим на эту профанацию деньги? — Предполагается, что го- товим специалистов двадцать первого века… — Чтобы развивать мышле- ние, творческийпотенциал, надо со студентом много говорить, включая его в диалог, полилог. А это опять же время. Казалось бы, какая проблема? Вводите «чистые» специальности. На- пример, не учитель биологии и химии, а учитель биологии или учитель химии. Кто мешает? Но так мы обречем выпускников на безденежье. Количество часов на естественные науки в базовых классах настолько сократилось, что вшколах учителю-естествен- нику не хватит этого на ставку. А если рядом второйшколынет? Волей-неволей нужно вести вто- рой предмет. —Выговорили, что «ударов» по образованию было несколь- ко... — Второй удар в прошлом году нанесло введение в каче- стве обязательного экзамена при поступлении в педвузы ЕГЭ по обществознанию. Теперь выпускники, поступающие на биологические и биолого-хи- мические специальности, во всех вузах сдают только три экзамена: биологию, обще- ствознание — по решению министерства — и русский язык. Химию они не знают. И в вузе их научить из-за малого количества часов невозможно. То же с физико-математиче- скими дисциплинами. На со- ответствующие факультеты принимают с сертификатами по математике, русскому языку, обществознанию. Итак, в вуз приходят ребята, не знающие химию. Они начинают учить химию не школьную, а вузов- скую, и, конечно, ничего не по- нимают. Аналогичная картина с физикой. Сейчас поступают студенты без мотивации — ладно, ее можно сформировать. Не знающие школьных азов предмета — ладно, можно на- учить. Но нужно много часов, чтобы из такого исходного материала вылепить будущего специалиста. —Еслиразобраться, то имен- но отшкольного учителя зависит будущее страны. И если уровень педагогического образования понизится, неизвестно, что нас ждет. — Нельзя допускать, чтобы реформами образования зани- мались кабинетные люди. Это должны делать профессионалы, знающиеизнутриработувшколе и в вузе. Мне порой кажется, что иным реформаторам закрыть один вуз и открыть новый — все равно что поменять телевизор или стиральную машину. Но вуз — это не только стены, это традиции, это опыт, это инепере- даваемые через тексты умения. Это — культура. Это, в конце концов, коллектив сподвижни- ков. И все это нарабатывается десятилетиями. Но при этом ни- как не учитывается в рейтингах. ОТ РЕДАКЦИИ Сегодня в сетке веща - ния телекомпании « Ли - пецкое время » на кана - ле « Звезда » в проекте « Французы в Отечестве » в 20.05 будет представлена последняя серия фильма о войне 1812 года . Однако осенью 1812 года это был уже другой человек: вор, трус, проигравший- ся в крупной игре, униженный побоями. И это уже, как сказали бы врачи, была клиника. ” ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото Сергей Я. Мальчику уже три- надцать лет. Но мысли о семье его не оставляют. «Только на- деждына то, что я в ней окажусь, все меньше», — заметил Сережа и задумался. Маленькую пау- зу нарушили сверстники. «Он хороший друг, не подведет», — дружно сказали мальчишки. Это действительно так. Воспитанник детского дома — общительный, обаятельный, жизнерадостный мальчик. А сколько в нем до- броты: поможет старшим, поде- лится последней конфетой, если увидит, что кто-то из новичков загрустил. И девочек не дает в обиду. Сережа очень подвижный. Но это нисколько не мешает ему быть аккуратным. Он за- нимается самбо, футболом. Болеет крайне редко. Мечтает стать автомехаником. Ему очень нравятся машины. А еще Сережа очень хочет побывать в Италии — увидеть горы, искупаться в море и послушать местные песни. Его старший брат, который получает профессию в училище, говорит, что хорошие мечты обязательно сбы- ваются. Только нужно не лениться и оставаться добрым человеком. Илья С. Родился в январе 1999 года. Открытый, светлый ребенок, всегда улыбчивый. Солнышко подарило ему много- много веснушек. Илья любит фантазировать, увлекая своими рассказами ребят самых разных возрастов. Он очень искусно ма- стерит: практически из ничего соберет машину, вертолетик. И они обязательно будут дви- гаться, вызывая восхищение и радость как младших, так и старших воспитанников детско- го дома. А сколько Илья почи- нил телефонов — не сосчитать. За этот удивительный талант его стали называть «наш Само- делкин». А еще он очень любит животных. И даже бродячая кошка или собака обязательно подбегут к Илье. Может быть, хороший ветеринар из парнишки получится. К тому же самый любимый предмет воспитанника детского дома — биология. Артем Г. Артему тоже три- надцать лет. Мальчик очень ранимый и впечатлительный. У Артема много хороших качеств и разнообразных талантов. Он хорошо поет и читает стихи. Выступает не только в детском доме, участвует и в областных конкурсах, где не раз занимал призовые места. К тому же он замечательно рисует, лепит, конструирует. Любит поиграть в футбол, повеселиться. Охотно идет на контакт со взрослыми и детьми. Артем очень хочет жить в семье. «Думаете, возьмут?» — спросил он, прощаясь. Маль- чишки, что неспокойно сидели на диване, вдруг затихли и дополнили: «Поймите, он всю жизнь по детским домам перемещается». А может быть, кому-то нужен такой парнишка: прак- тически взрослый сын. Вдруг в какой-то семье его долго ждут?.. Акценты смещаются X Окончание. Начало на 1-й стр. Городская клиническая в 8-м микро- районе и называться теперь будет боль- ницей скорой медицинской помощи. Согласитесь, что и район, и условия, и уровень технической оснащенности боль- ше подходит для крупнейшего в городе многопрофильного лечебного учреждения, где оказываетсявысокотехнологичная спе- циализированная медицинская помощь… — А что будет с больницей им. Влади- мира Макущенко? — Она останется с именем этого ле- гендарного врача и будет больницей те- рапевтического профиля для пациентов с уже установленным диагнозом, которые нуждаются в регулярном укрепляющем лечении, но не имеют возможности прохо- дить его в условиях дневного стационара. — Кстати, — добавляет Людмила Летникова, — создание такой больницы — это инициатива области, на ее содер- жание выделено 70 миллионов рублей. Это к тому, что в регионе модернизируют здравоохранение не только в рамках госу- дарственной программы, но и вносят свой вклад в повышение качества идоступности медицинской помощи на местах. — Теперь БСМП в 8-м микрорайоне значительно увеличилась. Комфортно ли там размещаются структуры «переехав- шей» больницы? — Нет, койкомощность там не увели- чилась, — отвечает Людмила Летникова. — Потому что в соответствии с совершен- ствованиемиусилениемспециализирован- ныхслужбнесколькоотделенийиз бывшей ЛКЦБ переведены в онкологический диспансер, что позволит оказывать более квалифицированнуюпомощьмногимболь- ным с серьезными проблемами. С этой же целью онкологическому диспансеру пере- даны помещения бывшей 3-й городской больницы. —ДмитрийВладимирович, что еще вы отнесли бы к главным итогам уходящего года и каковы цели на будущий? Всё-таки декабрь на дворе… — В плане доступности и качества ме- дицинской помощи важным мне кажется создание отделения экстренной помощи — с должным оснащением и кадрами — в больнице «Липецк-Мед». Главныеже цели у руководства области и сферы здравоох- ранения — обеспечить такой уровень тех- нической оснащенности, квалификации кадров, в целомматериально-технической базы всех лечебных учреждений области, какой достигнут в результате модерниза- ции, к примеру, в роддоме№1, в поликли- нике №7 города Липецка. Из недавних событий отметил быполу- чение новых 56машин для службы скорой помощи. Готовим кадры для работы в сфе- ре здравоохранения, строим общежитие для молодых специалистов. Но не устаю повторять: состояние здоровья зависит от самих людей. Программа госгарантий оказания бесплатной медицинской помощи не ос- вобождает самих граждан от обязанности заботиться о своем здоровье. Акценты в сфере здравоохранения решительно сме- щаются от лечения к предупреждению заболеваний. Не надо бравировать своим физическим состоянием, провоцировать организмна срыв. Как в сахарномдиабете, в начале которого ещеможно скорректиро- ватькакие-тоизмененияздоровымобразом жизни и полезными привычками, так и любое заболевание можно предупредить теми же методами. Многие не хотят отказывать себе в удо- вольствиипоесть, выпить, покурить, не ду- мая о последствиях. Но уже запущенный механизм того же диабета, других серьез- ных заболеваний остановить невозможно. Поэтому берегите себя и своих близких.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz