Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
№ 229/24357/29 НОЯБРЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА У ТЕЛЕЭКРАНА | О том , что покажут по « ящику », и о тех , кого мы там часто видим ПРОГРАММА ТЕЛЕВИДЕНИЯ С 3 ПО 9 ДЕКАБРЯ 2012 ГОДА ПЕРЕКЛЮЧАЯ КАНАЛЫ Главная роль Исаак Розенфельд Официальная табель о рангах в искусстве не вызыва- ет большого доверия. Уж если Высоцкий, которого поэт Вознесенский однажды назвал «всенародным Володей», не получил титула «народный артист», то о чем говорить. А случается и наоборот. На днях где-то между юби- леями Эльдара Рязанова и Михаила Ульянова канал «Культура» громко отпраздновал круглую дату одной средней руки беллетристки. Ее миленькие книжки, бесспорно, легко читаются и еще легче выветриваются из памяти. Но она в течение нескольких вечеров удо- стоилась прайм-тайма и на фоне просторного новорус- ского интерьера вальяжно демонстрировала свое место в отечественной литературе. Такое нечасто выпадало на долю даже классиков. Вообще эпитеты «выдающийся» и «великий» мы настойчиво выхолащиваем, обесцениваем. Они, в сущ- ности, становятся синонимами понятия «популяр- ный». Снимается какой-нибудь мужественный обаяш- ка-актер в сериалах, мелькает в ток-шоу, заседает в жюри очередных «Фабрик звезд» или чего-то подоб- ного —ну разве же он не великий, не прославленный? Лишь изредка растранжиренное направо-налево при- лагательное «великий» обретает свой изначальный смысл и вес. Например, когда мы говорим: великий Михаил Александрович Ульянов. Юбилей актера, если не ошибаюсь, первый после его смерти, на ТВ, слава Богу, не пропустили. На той же «Культуре» показали фильм «Председатель», почему-то надолго забытый всеми каналами. То и дело крутят лубочные колхозные комедии вроде «Солдата Ивана Бровкина», а яростная, бескомпромиссная, честная картина режиссера Алексея Салтыкова и за- мечательного прозаика и сценариста Юрия Нагибина лежит да лежит себе в госфильмофондовских запасни- ках. А лента, между тем, абсолютно не устарела. Ни по языку, ни по манере игры, ни, представьте, по сути. Из двадцать первого века фильм пятидесятилетней давности видится, пожалуй, еще значительнее. Он жестко и честно объясняет, где истоки нашей драмы конца двадцатого столетия. Как возникла, как росла трещина, спустя годы разломившая державу, отделив- шая жизнь народа от благородной идеи, засыпавшая обломками спасавшую нас, державшую в пору самых тяжких испытаний веру. В кино эпохи соцреализма обожали и до крайности засалили, замусолили сюжет о руководителе, который, возглавив отстающее предприятие или колхоз, выво- дит его в передовые. Но в «Председателе» эта схема наполнилась живой кровью, драматизмом, болью и остротой. Никаких поддавков и оптимистических штампов вроде всезнающего, вспонимающего обкомов- ского либо райкомовского секретаря, чья мудрость спасает положение, подбадривает гонимого лидера- новатора и заставляет трусливо ретироваться его про- тивников — бюрократов, карьеристов, демагогов, за- вистников. Герой «Председателя» фронтовик-инвалид Егор Трубников бьется один против всех. Сперва с самими колхозниками, уставшими от безнадеги, не видящи- ми смысла работать за палочки-трудодни. Он то ла- ской, то крепким словцом гонит их пахать, сеять, косить. А потом расплачивается с ними полновесны- ми деньгами и продуктами. Но еще труднее ему бо- роться с системой, а точнее — с круговой партномен- клатурной порукой. Он, истово, одержимо веруя в справедливость, хочет, чтобы на столе кормильцев России был хлеб, чтобы не протекала кровля в избе тракториста, доярки, свекловичницы. Но чинуши из коридоров власти, прикрываясь святыми словами о благе народа, спокойно и привычно готовы держать трубниковских колхозников на голодном пайке ради дутых рекордов по надоям-привесам и гордых отчетов «наверх» о выполнении-перевыполнении. Они лома- ют, запугивают, вяжут Трубникова по рукам и ногам. А он с мужицким упорством и лукавством, рискуя головой, не ломается, не пугается, рвет их путы. По- тому что знает: с нищеты начинаются унижение, бесправие, безверие. Вот этого-то человека и сыграл Михаил Ульянов. Сыграл, по слову поэта, на разрыв аорты. Из дневников актера видно, чего ему это стоило, насколько мучи- тельно давалось. Но дар Ульянова — и актерский, и, наверное, в не меньшей мере гражданский, помог ему вложить в Егора колоссальную силу, одержимость, герой его излучает потрясающую энергетику. В филь- ме Трубников устоял, не сдался. Как в жизни не сда- вался Орловский, реальный руководитель колхоза, с которого Нагибин и «списал» своего председателя. Но Орловских и Трубниковых на всю державу не хватило. Поэтому и держава стала сегодня другой… Кто-то считает Трубникова лучшей работой Улья- нова. Об этом можно долго спорить. На сцене, в кино, на ТВ он играл героев Шекспира, Бабеля, Шолом- Алейхема, Хемингуэя, он представал Наполеоном и маршалом Жуковым. А уже в постперестроечные времена вновь сказал свою дерзкую, горькую правду о судьбе русского человека в стране, где тот неизменно оказывается лишним, беззащитным и вынужден пре- ступать писаные законы во имя закона божеского, во имя любви, достоинства, чести. Вспоминая об улья- новских спектаклях и фильмах, даже самых давних, молодых, поневоле повторяешь вслед за Блоком, что подлинный творец навсегда остается величиной неиз- менной, как бы не изменялся мир, в котором он живет или жил. ФОТО С САЙТА KINO-TEATR.RU Легкий фильм об искусстве жить Сегодня, 29 ноября, в российский прокат выхо- дит новый фильм Ивана Вырыпаева «ТанецДели». Он поставлен по его же собственной пьесе и состо- ит из семи новелл. Место действия одно: это больница, а вернее ее коридор с кафельной сте- ной, полом, выстланным плиткой, и скамейкой. Герои в каждой из частей фильма одни и те же — де- вушка (Каролина Грушка), ее умирающая мать (Ксе- ния Кутепова), подруга девушки, балетный кри- тик (и та и другая—Арина Маракулина), молодой че- ловек девушки (Игорь Гор- дин) и медсестра (Инна Сухорецкая). Каждая но- велла строится вокруг поч- ти одинаковых ситуаций — кто-то из героев умер или вот-вот умрет, другие ожидают в коридоре. Крас- ной нитью через все корот- кометражки проходит не- кий танец «Дели», кото- рый исполняет главная героиня, вдохновившись путешествием в Индию. Внесовершенство клас- сической формы повество- вания Иван Вырыпаев уве- ровал, видимо, всерьез и фильм за фильмом пере- ламывает привычному ки- нематографу хребет, при- зывая к этому все свое да- рование драматурга. В «Танце Дели» он пытается совместить западнуюфило- софиюи восточные учения, из-за чего кажется, что фильм, а точнее текст пье- сы, мутирует в манифест. Построенный на бесконеч- ном повторении одних и тех же фраз, вложенных в уста то одного, то другого героя, автор констатирует, что «лучше плохо прожить свою жизнь, чем хорошо чужую» или «нет двух чаш на весах, а есть одна боль- шая чаша, пить из которой необходимо до дна». Герои «Танца» не стре- мятся собой или своими действиями указать на об- щественные и социальные проблемы. Создателине раз заявляли, что снимали «легкий фильм». И несмо- тря на то, что основными темами картины являются страдания и смерть, можно сказать, что это фильм об искусстве жить. В нем все переворачивается с ног на голову — человеческие муки становятся источни- ком вдохновения, рождаю- щим невиданной красоты танец. Вообще на многие вопросы, ответынакоторые казалисьвполне определен- ными и однозначными, предлагаются другие, вре- менами полностью проти- воположные общепризнан- ным ценностям. По форму- ле режиссера улыбнуться можно всему и принять аб- солютно все, и в этом смыс- ле обращение к восточной философской традиции получается оправданным. «Пятый» находит новых зрителей Пятый канал продол- жает увеличивать аудито- рию. С рекордной долей аудитории 6,0 процента по аудитории «Все 25-59» он занял шестую позицию, а по аудитории «Все 18+» (одной из двух базовых аудиторных категорий), с долей аудитории 6,2 про- цента поднялся на 5 пози- цию среди двадцати наци- ональных телеканалов. Пятый канал как веща- тель федерального уровня собирает у экранов аудито- рию разного возраста, со- циального статуса и геогра- фического расположения. Это диктует необходимость «выжимать максимум» из форматов, рассчитанныхна все категории зрителей. Традиционно сильны- ми программными пред- ложениямиПятого канала являются выпуски инфор- мационной программы «Сейчас», доля аудитории итоговых выпусков по буд- ням в 22.00 в ноябре со- ставляет (7,1 процента), В фильме «Танец Дели» герои убеждают зрителей, что нет двух чаш на весах, а есть одна большая чаша, пить из которой необходимо до дна. сериалы собственного про- изводства «След» (по буд- ням доля в прайме состав- ляет 7,3 процента) и «Де- тективы» (показывпрайме собирают 5,8 процента ау- дитории) . Отлично зареко- мендовали себя рубрики Пятого, зрители с увлече- нием смотрят фильмы, выходящие в линейке «Ле- генды нашего кинемато- графа» (доля 6,0 процен- та), качественную аудито- рию по пятницам собирает «Родное многосерийное кино» (доля 7,4 процента), частным гостем в эфирных топах канала является «Детское утро на Пятом» (доля 7,5 процента). В предпрайме высоким спро- сом широкой аудитории пользуется прямоэфирное актуальное шоу «Откры- тая студия», которое в но- вомсезоне было существен- но переформатировано (доля проекта в ноябре со- ставляет 6,4 процента «Все 18+»). «Своя игра» исчезнет из эфира НТВ Телеканал НТВ отка- залсяпродлевать контракт с телекомпанией «Студия 2В», которая производит программу «Своя игра». Как сообщил в своем блоге в LiveJournal редак- тор «Своей игры» Максим Руссо, съемочная группа уже получила распоряже- ние об отмене декабрьских съемок. Съемки этой пере- дачи в 2012 году ранее пре- рывались из-за разногла- сий между создателями программы иНТВ, но в тот раз сторонамудалось прий- ти к соглашению. Руссопредположил, что интеллектуальнаявиктори- на «не гармонирует» с дру- гими программами НТВ. «Сейчас я буду рассылать письма с извинениями участникам планировав- шихся съемок, — пишет редактор.—Номывсе-таки надеемся, что нам удастся встретиться вновь на дру- гом канале». Ранее «Своя игра» уже уходила сНТВ: в период2000—2001 годов ее транслировал канал ТВ-6. «Своя игра» представ- ляет собой аналог амери- канского телевизионного шоу Jeopardy! и произво- дится по его лицензии. Первый выпуск програм- мы появился в эфире в 1994 году, и до перехода на НТВ в 1997-м она выходи- ла на РТР. Бессменным ведущим викторины явля- ется Петр Кулешов, кото- рый за свою работу в 2005 году был награжден пре- мией ТЭФИ. По материалам интернет- порталов kino-teatr.ru, televesti.ru подготовил Игорь Капустин.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz