Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
№ 229/24357/ 29 НОЯБРЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 3 Слово обозревателю Между толпой и народом И. Неверов А ведь мы превращаемся в цивилизацию зрителей. Если уже не превратились. Мы — публика, которая смотрит со стороны. Что-то ей занятно, любопытно, но настоящего интереса, когда готов вмешаться, участвовать, действо- вать, нет. Как будто сидим у телевизора: вот футбольный матч, вот картинка после теракта или стихийного бед- ствия — раненые, убитые, кого-то вытаскивают из-под развалин. Но мы-то при чем? В домашних тапочках глупо орать «Гол!» и «Судью на мыло!» А уж жертвам стихии, сидя на диване, и подавно не поможешь. Однако в том-то и дело, что человек с психологией зрителя и на происхо- дящее в реальности реагирует как на виртуальное шоу. Н есколько дней назад увидел двух деру- щихся парней. Пока подошел, все закончилось. Драка была молчаливой, злой и скоротечной. Тот, что посильнее, избивал кулака- ми и ногами, а его жертва даже не отмахивалась, лишь прикрывала окровавленное лицои головуруками.Место действия — улица Совет- ская, там, где она впадает в площадь Победы. Люди обтекали дерущихся, иные замедляли шаг, косились, но не пытались разнять. Двое приятелейпарня, одер- жавшего верх, тоже ничего не предпринимали, а лениво советовали: «Ну, вмажь ему еще разок, Саня, да и пой- дем. Колька-то ждет, а нам еще пивом затариваться». Саня послушался. Все трое удалились, не оглядываясь, обсуждая что-то не имеющее касательства к мордобою. Избитый встал с закапан- ного красным асфальта и начал неуверенно искать отлетевшую куда-то кепку. Не буду утверждать, что публикой стали все пого- ловно. Вот у моего давнего знакомого есть, по мнению близких, плохая привычка: не умеет пройти мимо чело- века, лежащего на земле. А тем более — на снегу, да еще в мороз. Начинает тор- мошить, дергать за рукав, ставить на ноги, интересо- ваться, где живет. Бывает, и в автобус посадит, а то и до дому проводит. Однажды бросил по до- роге в магазин жену с доч- кой и повез гражданина, невнятно промычавшего адрес, из центра Липец- ка аж в поселок Дачный. Жена обиделась. Он потом оправдывался: как было не подойти? А вдруг у бедняги что-нибудь с сердцем или давление зашкалило? Да и пьяного не оставлять же посреди городской улицы замерзать. Это все-таки не ямщик в степи глухой... Попадал мой чудак и в курьезные истории. Кинул- ся раз по своему обыкнове- ниюк неподвижнойфигуре, прикорнувшей на обочине: «Вам худо, вам что-то нуж- но?» Фигура приоткрыла один глаз и сурово осведо- милась: «А у тебя что — с собой есть?» Но приятелю такие уроки — не впрок. Он не способен на роль безу- частного зрителя. Яего давненьконе видел. А вспомнился он мне в со- всем неожиданный момент — в музее «Дом Мастера» на открытии выставки ху- дожника Сергея Алферова. Из Москвы на вернисаж приехали друзья живопис- ца, искусствоведы, кол- лекционеры алферовских работ. Они и рассказали, что Сергея семь лет уже нет на белом свете. Он умирал на глазах множества лю- дей. Лежал возле большого дома чуть ли не полсуток. Проходящие, похоже, при- нимали его за пьяного. А у художника был проломлен череп. Кто-то ударил его и скрылся. Не оказалось поблизости человека, похожего намоего приятеля. Алферов погиб в пятьдесят три года. Он был фантастически талантлив. Впрочем, моему знакомому все равно, кому помогать — гению или бомжу. В советские времена за- читывались романом «Я отвечаю за всё». Книжка неплохая, но вот название меня смущало. Кто он, ее герой, — человек или Бог? Человеку отвечать за все не дано. Даже царю, генсеку, президенту. Но вот сейчас тот горделивый девиз заменен слоганом, противо- положным по смыслу: «Мы не отвечаем ни за что». По- рою даже за себя. Это куда хуже претензии отвечать за все.Мы, действительно, ста- липубликой. Иногда безраз- лично, иногда ворчливо на- блюдаем, как загажен двор, в котором играют наши дети. Молчаливо слушаем в автобусе матерящегося хама. Включаем погромче телек, если за стенкой со- сед чересчур громко учит уму-разуму жену. Запом- нилась история про пожар. Полыхала изба на окраине села. Прибыли пожарные и удивились: люди, соседи толпились поодаль и никто палец о палец не ударил, чтобы остановить огонь. «Что ж вы так, мужики?» — спросили у них. А они от- ветили: «Ты на работе, ну, и туши, старайся. Амынынче свое отработали». И столь же мы безраз- личны, когда затаптывают, высмеивают то, чем столе- тиями держалась, спаса- лась страна: веру, предания, были, трагедии, победы предков. Опять помалкива- ем. Безучастность посторон- них. Молчание ягнят. Тема, между прочим, не новая. Скорее даже древ- няя. Есть народ, есть толпа. Народ живет осмысленно, ответственно. Защищает себя, своих детей, свою веру, свою страну. Для него не пустые слова «долг», «родина», «сострадание ближнему». Для толпы они непонятны. Она подчинится любому демагогу, который будет управлять ею, по вы- ражению Бальзака, взывая к страстям и корысти. Но существует еще и третье со- стояние населения, массы — публика. Эта промежу- точная стадия, на полпути от народа к толпе, зафикси- рована еще в эпоху поздней античности. Тогдашние граждане тоже трансфор- мировались в зрителей. Им нравились спортивные со- стязания, цирк. Проповед- никиломали головы, каким соперничать с борцами на арене, как привлечь в хра- мы поклонников зрелищ. Чем все закончилось для древних греков и древних римлян, известно из школь- ных учебников. Публика еще не толпа, но она уже бессильна действо- вать коллективно, соборно, солидарно. Только глазеет. А в наше время еще и сни- мает на мобильник. Теперь свидетели дорожных аварий не бросаются на выручку пострадавшим, а торопли- во запечатлевают чужую беду мини-камерой. Потом кадры можно выложить в Интернете и таким образом увеличить ряды зрителей, для которых трагедия не более чем занятный, щеко- чущий нервы сюжет. И все-таки, не ради оп- тимистического фи- нала этих заметок, а по справедливости, должен признать: то роковое превра- щение еще, слава Богу, не завершилось, не сделалось необратимым. Недавно я встретился с фельдшером из воловского села Татьяной Николаевной Паршиковой. Это она спасла из огня трех- летнюю девчушку. Я был покорен ее достоинством, спокойной, непоказной человечностью. С легкой улыбкой она вспоминала, как ее поступок обсуждали знакомые. Сильные мужи- ки признавались: они бы не решились. А Паршикова удивлялась: если не спасти ребенка, можно ли после этого жить? К тому же, разве нас на каждом шагу проверяют, экзаменуют экстремальные обстоятельства? Гораздо чаще и нужно-то пожертво- вать лишь толикой покоя, протянув руку попавшему в трудную полосу жизни, не побоявшись потратить немного тепла и сочувствия на другого — ближнего или дальнего. Боюсь, это все звучит элементарно, кажется уны- лым поучением и не идет ни в какое сравнение с между- народнымфутбольныммат- чем или битвой экстрасен- сов. Кто-то, наверное, и до- читывать колонку до конца не захочет. Как не хотели слушать ничьи докучные проповеди и предупрежде- ния жители Древнего Рима накануне его падения. Вас заинтересовала тема , поднятая обозрева - телем , и есть что сказать в ее продолжение ? Предлагаем высказать свою точку зрения и в письме в редакцию , и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? Как показывает время, «историческая статусность» — не только почетная, но и очень тяжелая миссия. Не каждому она по силам. С каждым годом проблема сохранности памятников материальной и духовной культуры все острее дает о себе знать. Кажется, теперь мы достигли той точки не- возврата, когда не осталось времени на поиск реше- ний. Когда надо действовать здесь и сейчас. О проблеме сохранения культурных ценностей как основы развития муни- ципального округа Ельца честно, а потому временами эмоционально и горячо, го- ворилиучастникинедавнего «круглого стола». Организа- тор—городское управление культуры — пригласило на переговорную площадку представителейместнойвла- сти и тех, кто создает куль- туру, сохраняет и оберегает ее. Руководители музеев, библиотек, театра, ученые ЕГУ имени И.А.Бунина, представители духовенства и общественных органи- заций — по-настоящему неравнодушные к судьбе родного города люди. Им было что сказать. И о чем спросить. Вопросы адресо- вались к тем, кто напрямую курирует практическую составляющую спасения «капитала невозместимых ценностей». Однако за «круглым столом» не оказалось ни представителей городско- го комитета архитектуры, ни Госдирекции по охране культурного наследия ре- гиона. Потому и некому было ответить на вопрос, почему табачная фабрика, выстроенная два века назад купцом-меценатом Алек- сандром Заусайловым, на- ходясь под федеральным ох- ранным крылом, «уплыла» в частные руки и пришла в упадок. Или что делать с за- сильем пластика на фасадах старинных домов? Каким, наконец, видят професси- ональные архитекторы из окон своих кабинетов цель- ный облик Ельца? У руководителя воен- но-исторического клуба «Копье» Павла Семенова свое понимание ситуации: утрату патриархального ОБЩЕСТВО | В Ельце озаботились сохранением объектов культурного наследия Статусность на все времена Милада Федюкина Два года назад российским законодательством был определен список так называемых исторических поселе- ний, который в десять раз урезал существовавший с 1970 года аналогичный реестр. В XXI веке от пятисот населен- ных пунктов с памятниками, ансамблями, достопримеча- тельными местами и «прочими культурными ценностя- ми, созданными в прошлом и имеющими эстетическую, историческую и архитектурную ценность», осталось всего сорок. В Липецкой области древний Елец — единствен- ный из этого списка. На его территории находится около сотни объектов культурного наследия (каждый десятый памятник — федерального значения, остальные — регио- нального. — Прим. автора ). И еще порядка двухсот — из числа так называемых «вновь выявленных». облика старинного горо- да безжалостно фиксирует объектив его фотокамеры. Семенов убежден: без об- ременения собственников «исторических» домов Елец не спасти. Житейская логи- ка подсказывает, что бремя историческойпамятиможет вынести только человек обеспеченный. Так, значит, заключает молодежный ли- дер, властямнадо предметно решать вопрос переселения тех, кто не способен оплачи- вать проживание на «особом положении» и продавать дома людям обеспеченным. А главное — контролиро- вать выполнение взятых ими обязательств. Кстати, у самого Семе- нова есть личный опыт со- хранения культурно-исто- рического памятника. Клуб с помощью региональной и местной власти смог не просто реконструировать помещения XIX века, но и создать внихисторико-куль- турный комплекс «Русское подворье». По сути, «живой музей», который всегда от- крыт для посетителей всех возрастов. С Павлом Семеновым согласна декан факульте- та социально-культурного сервиса и туризма госуни- верситета Раиса Иванова: «Проблема заключается в современном законодатель- стве: владелец дома-объ- екта культурного наследия ремонтирует его исходя из своих финансовых возмож- ностей и вкусов. Так проис- ходит практически во всех исторических городах. Мы рискуем потерять основной ресурс развития туризма в Ельце (выделено авт.). А ведь облик города, его объ- екты культурного наследия — это тот капитал, который при эффективном управле- нии и использовании может стать одним из важнейших ресурсов экономики. И на- оборот: неграмотное разви- тие туризма может нанести существенный вред куль- турному наследию». Она же предложила и два решения проблемы. Во- первых, необходимо все- рьез заняться частно-госу- дарственным партнерством (требуется правовая про- работка). Второй путь менее бюрократичен: совместные усилия общества и власти предлагается направить на кампаниюпоформированию позитивноймотивации, свя- занной с сохранением обли- ка города. В восьмидесятых годахуникальныйисториче- ский ансамбль центральной части Ельца был сохранен. Сейчас это один из основных ресурсов развития туризма, здесь возникла прекрасная площадка для проведения мероприятий событийного туризма и экскурсий. Удаст- сялипреодолетьпрагматизм XXI века и достучаться до сердца каждого жителя, убедить его протянуть руку помощи родному Ельцу? Если получится, то осу- ществятся и многочислен- ные творческие задумки директора краеведческого музея Елены Андросовой, готовой со своими коллега- ми уже сейчас «оживить» старинный особняк Заусай- лова, а сам музей предста- вить купеческой усадьбой с гостевым, каретным двором и ожившей фотолаборато- рией. Однако нынешние реалии (во дворе музея проч- но обосновались частные продуктовые магазины с запахом просоленной рыбы) заметно остужают твор- ческий посыл креативно- го директора. В городской администрации, разделяя беспокойство работника культуры, активно решают, как помочь «купеческой усадьбе». Пока же «пена», всплывшая на поверхность в смутные девяностые годы XX века, на дно не осела. Опытомсохраненияисто- рического наследия поде- лился с участниками «кру- глого стола» председатель городской Общественной палаты Виктор Федяинов. Он напомнил о программе малых и средних городов России, в которой Елец шел первым пунктом, и где был четко «пошагово» прописан каждый этап работы: «Ино- гда, чтобыдвигаться вперед, не мешало бы оглядываться и назад, вспоминать, что было сделано предшествен- никами». — Очень важно, что се- годнянавсехуровняхвласти чиновники слышат обще- ственность, от каждого из нас хотят услышать кон- кретные предложения. Мы обязанысохранить Елецкак туристический центр, как живую историю. И свиде- тельством поддержки вла- стейкакраз иявляетсяболее миллиарда рублей, которые получает город по федераль- ной программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011 — 2018 годы»,—резюмировал председатель Общественной палаты. Озвученные на «кру- глом столе» предложения были включены в итого- вую резолюцию. Наиболее интересные из них лягут в основу программы город- ских мероприятий по со- хранению и популяриза- ции объектов культурного, исторического и археоло- гического наследия Ельца. Принято решение провести мониторинг объектов как специфических туристских ресурсов с учетом особенно- стей территориального пла- нирования туризма, а также разработать систему мер по развитию частно-государ- ственного партнерства. ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ X Окончание. Начало на 1-й стр. — Хотелось бы вовлечь в эту работу и молодежные парламенты, которые созданы на региональном уровне, в городах и райо- нах, —сказал он. —В любом случае нужен неординарный подход, выдумка. Может быть, даже стоит устроить дискотеку для молодых избирателей. В свою очередь, директор Издательского дома «Липецкая газета» Петр Игнатов по- обещал,чтоколлективредакциинеостанется в стороне от работы с молодыми избирателя- ми и обязательно придумает свои «фишки». Пользуясь представившейся возмож- ностью, журналисты задали гостям мно- жество вопросов. Так, у заместителя пред- седателя облизбиркома Бориса Лунева они поинтересовались, какие выборы ему запомнились больше всего. — Одинаковых кампаний не бывает, — ответил он. — Каждый раз думаешь: эта — самая насыщенная и интересная, но проходит время и появляется нечто более любопытное и запоминающееся. И действительно, у журналистов, осве- щающих избирательные баталии, нет не- достатка в интересных фактах, ведь совер- шенствуется выборное законодательство, увеличиваетсячислополитическихпартий, внедряются современные технологии. Одно из знаковых явлений нового времени—по- явление на участках комплексов обработки избирательных бюллетеней. Журналисты поинтересовались, когда эти умные маши- ны появятся на всех участках. —Пятнадцать миллиардов рублей зало- женоПравительствомРоссиинатехническое переоснащение избирательной системы, но сегодняпроизводствоКОИБовна времяпри- остановлено, так как, скорее всего, их будут модернизировать,—сказалЮрийАлтухов. Одно из предложений разработчиков комплексов — указывать в бюллетене не полное название политической партии, а толькопорядковыйномерв списке, который будет вывешен в каждой кабине для голосо- вания. Такаяинициативапока обсуждается. Она вызвана многократным увеличением политических партий, одно перечисление которых занимает несколько страниц. А потому вводить такой длинный бюллетень в КОИБ технически сложно. Под занавес встречипредседательобласт- ной избирательной комиссии наградил По- четными грамотами и благодарственными письмамижурналистовИздательского дома «Липецкая газета». Кстати, следующий год является юбилейным не только для нашего издания (напомним, что первый номер был выпущен 6 января 1918 года), но и для российской избирательной системы. Она отмечает свое двадцатилетие. Уже сейчас и нафедеральном, ина региональномуровнях объявленытворческиеконкурсыдляжурна- листов, пишущихна темувыборов.Ихитоги будут подведены к концу следующего года. Не страдая от нехватки тем Елена Панкрушина Пышная испанская юбка, яркие цветы-заколки, пояс из монет, увесистое металличе- ское колье, множество брасле- тов от запястья до локтя, яркий макияж— какая из модниц не оценит все эти детали костюма. —Подобная яркость вызыва- ет удивление у зрителей, незна- комых с новым танцевальным направлением «трайбл», — го- ворит руководитель липецкого трайбл-коллектива «Венеды» Ольга Раздорских. Когда она, лауреат и победитель многочис- ленных фестивалей и конкурсов спортивного бального танца, впервые увидела выступление последовательниц этого жанра, то раз и навсегда решила для себя, что обязательно освоит этот жанр. Танцевальный коллектив «Венеды», созданный ею, суще- ствует вЛипецке два года. Сегод- ня в нем шестнадцать липчанок разного рода занятий от пят- надцати до пятидесяти лет, но трайбл оказался интересен всем. —Это танец экспрессии, им- пульсивности и независимости, —считает участница липецкого трайбл-коллективаЕленаДрозд, занимающаяся в «Венедах» вместе со своей пятнадцатилет- ней дочерью. — Для нас это не просто хореография, но и само- выражение. Трайбл основан на этниче- ских элементах, прошедших современную обработку. Его создателями были американки, взбунтовавшиеся в середине прошлого века против танцажи- вота, который — при всей своей зрелищности и полезности для здоровья—является всё же тан- цем чувственности и соблазна. Современным леди — неза- висимым и самодостаточным —хотелось танцевать «восток», но не чувствовать себя при этом наложницами в гареме. Они жаждали свободы, а заодно признания и узнаваемости. Для этих целей добавили в трайбл ещеи«штрихи»испанскогофла- менко, марокканского шааби, индийской, малазийской хоре- ографии и многое другое — всё, что нравилось. — Несмотря на такое разно- образие, в трайбле существуют ОБРАЗ ЖИЗНИ ЗДОРОВЫЙ | « Венеды » приобщают к пластике и красоте Держи спину прямо и общие правила, — поясняет Ольга Раздорских. — Напри- мер, обязательным является правильная осанка. Научиться держать спину — пожалуй, самое сложное для начинающих трайболистов, но и самое главное. После этого им предстоит освоить базу танца, представляющую собой ком- плекс определенных связок, движений и своеобразных клю- чей-сигналов. Ими могут быть повороты головы, движения руками, наклоны. Их на сцене выполняет однаиз танцовщиц— «лидер». Другие участницы сле- дят за посылаемыми ею знаками и понимают, какие конкретные па им предстоит сделать в следу- ющую минуту. Эти движения в трайбле являются едиными для всех стран и континентов. — Любая из нас, не зная ни музыки, ни своих партнерш по выступлению, сможет станце- вать довольно большуюпрограм- му,—говоритОльгаРаздорских. —Причем зрители даже не заме- тят, что это была импровизация. Липчанок прельщает особое течение трайбла — фьюжн. Это уже не экспромт, а отрепети- рованные танцы, требующие, тем не менее, полета фантазии. Творчество в этом случае про- является на этапе постановки. Фьюжн не предъявляет строгих требований к костюмам, он допускает разнообразную хоре- ографию и любую аранжиров- ку. К примеру, «Венеды» уже выступали и под популярную современную музыку, и под классику («Шторм» Вивальди). Каждая постановка отличается от предыдущей. — Я очень противоречи- вый человек, — рассказывает шестнадцатилетняя участница ансамбля «Венеды» Анастасия Коренева. — Поэтому фьюжн оказалсямне близокпонатуре. В немможноменяться, примерять на себя новые образы. При всем этом неотъемлемым атрибутом танца остается красота женской пластики. В ее недельном распорядке танцы занимают важное место — две репетиции в студии, еже- дневные занятия дома. Кроме того, недавно Анастасия сама стала преподавать трайбл — возглавила детскую группу «Венед». Под ее началом за- нимаются девочки от восьми до четырнадцати лет. — Трайбл полезен в любом возрасте, — говорит Анастасия Коренева. —Нагрузка на позво- ночникраспределяетсяправиль- но, поскольку его положение со- ответствует системейоги.Осанка же способствует гармоничному развитию организма. Кстати, «трайбл» перево- дится с английского, как «ро- довой». Это название было дано танцевальному направлению с легкой руки одного из зрителей. Впрочем, неважно, как они на- зываются, главное, что их объ- единяет. Есть много интересных занятий для того, чтобы жить насыщенно, быть здоровыми и красивыми. Важно сделать правильный выбор, а не «уби- вать время» в тоске и вредных увлечениях, ведущих в никуда… ФОТО ЕЛЕНЫ ПАНКРУШИНОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz