Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 228/24356/28 НОЯБРЯ 2012 3 ОБРАЗОВАНИЕ | Когда раскрываются способности школьника Разыскиваются... таланты Софья Вобликова Владимир Абинякин, выпускник липецкой гимназии № 64, неодно- кратно с успехом выступав- ший на Всероссийской олимпиаде школьников, а ныне — студент Санкт- Петербургского государ- ственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина, стал областным стипендиатом. Данная награда предназна- чена для отличившихся в науках и творчестве юношей и девушек, в этом году ее получают сорок восемь молодых и талант- ливых жителей региона. Поиск и поддержка ода- ренных детей — одно из ключевых направлений се- годняшнего российского об- разования. И вручение по- добных стипендий — лишь часть той работы, что пред- усмотрена и приоритетным национальнымпроектом«Об- разование», и президентской инициативой «Наша новая школа». Распознать юный талант призваны многочисленные соревнования, участвовать в которых может практически каждый ученик. Cтепень их авторитетности разная. Но абсолютная вершина — это Всероссийская олимпиада школьников. Ежегодно в ней участву- ют тысячи юных жителей области. Испытания прово- дятся по всем предметам, изучаемым вшколе. Лучшие из лучших, набравшие опре- деленное количество баллов на региональном уровне, представляют Липецкую область на всероссийском соревновании. И здесь нам есть кем гордиться. Напри- мер, в прошлом учебном году кроме Владимира Абиняки- на, ставшего первым среди школьников по знаниям в мировой художественной культуре, победителем Все- российской олимпиады по немецкому языку стала и выпускница липецкой гим- назии№12 Наталия Орлова. Еще тринадцатьребят заняли призовые места. При этом число «олимпиоников» год от года растет — в 2006-м, например, их было лишь девять. Наибольшего успеха ученики из нашей области добиваются, в основном, в предметах гуманитарного цикла. Высокие результаты в точных науках — задача на перспективу. Ради этого, кстати, в 2010-м году была открыта областная очно-за- очная школа «Одаренный ребенок», занятия в которой проводят в дистанционном режимеиочнопреподаватели вузов. В Липецке же создан центр дополнительного об- разования «Стратегия». Конечно, взращивание талантов — дело тонкое, и сводить все к количествен- ным показателям нельзя. Тем не менее статистика результатов регионального этапа соревнования может служитьсвоеобразнымтермо- метром, отражающим градус работы на местах по поис- ку и поддержке способных ребят. Традиционно лидеры по количеству победителей и призеров на областной сту- пени олимпиады — Липецк и Елец. В большинстве муни- ципалитетов каждый год на пьедестал почета поднимает- сяпонесколькоребят. Так, за последние триучебных года в Лебедянскомрайоне воспита- ли шестнадцать победителей и призеров, в Долгоруков- ском — пятнадцать. Сразу десятьшкольниковпокорили вершинывЗадонскомрайоне в прошлом году. А вот в Во- ловском районе пока так и не сумелиподготовитьниодного призера. — К сожалению, школь- ников в нашем районе не очень много — сейчас чуть более тысячи трехсот. Но среди них есть ребята и та- лантливые, и трудолюбивые. Этовиднопорезультатамдру- гих конкурсов: мы занимаем первые места в областных соревнованиях по футболу, фитнес-аэробике, добиваемся хороших результатов в эко- лого-биологическом направ- лении, с успехом участвуем в молодежнойнаучнойвыстав- ке «Шаг в будущее». И если при этом оказывается, что воловские школьники не го- товыпобеждатьна областном уровне в олимпиаде школь- ников, то надо признаться: здесь недоработка учителей, руководителейобразователь- ных учреждений, — считает начальник районного отдела образования Ирина Дими- тренко. Ирина Александровна уверена: если верно выстро- ить работу со способными ребятами, то достижения обязательно появятся. Глав- ное — заинтересовать в этом деле ипедагогов, и учеников, и их родителей, которые ча- сто считают, что лучше ре- бенок съездит лишний раз к репетитору по ЕГЭ, чем будет тратить время на подготовку к олимпиаде. —Высокие баллына ЕГЭ и на олимпиаде — это все- таки разные вещи. В первом случае их можно достичь благодаря некоему «ната- скиванию», зубрежке, во втором — это всегда плоды более сложной, кропотли- вой деятельности, раскры- вающей неординарность ребенка, его творческий по- тенциал,—продолжает тему начальник отдела общего и дошкольного образования областного управления об- разования и науки Елена Черкасова. —Конечно, если выпускник честным трудом получает на итоговой атте- стации сто баллов или около того — это свидетельство одаренности. И если при этом он никак не участвовал в олимпиадном движении, не блеснул нигде, то значит, школа, учителя проглядели такой талант, не смогли или не захотели развить его должным образом. Надо отметить, что по- беда на всероссийском этапе школьной олимпиады, а так- же первые места во многих вузовских соревнованиях, проводимых под эгидой Рос- сийского совета олимпиад школьников, дает их облада- телямправо внеконкурсного поступления в выбранный вуз на любимую специаль- ность. Но поступление в вуз —это лишь одиниз стимулов в развитии олимпиадного движения. С каждым годом растет число состязаний, ориентированных на уче- ников невыпускных клас- сов, увеличивается и число их участников. Как можно раньше привить вкус к по- знанию, творчеству, интерес к интеллектуальному труду стремятся и в альма-матер Владимира Абинякина — гимназии № 64. Здесь, как гласит ее сайт, «обучается 1368 надежд Рос- сии» — чуть больше, чем во всех воловскихшколах. А по количествулауреатовВсерос- сийской олимпиады гимна- зия в числе «передовиков»: например, в прошлом учеб- ном году на региональном этапе их было двадцать, трое из которых стали затем луч- шими в стране. Да и в других престижных соревнованиях ее воспитанники добиваются признания. Выходит, здесь большинство детей — ода- ренные? —Я бы не говорила «ода- ренные», это немного коро- бит. Лучше «высокомотиви- рованные»дети,—поправля- ет директор гимназии Ольга Карташова. — Поиск таких ребят идет у нас буквально со второго полугодия первого класса, когда мы начинаем проводить классные и парал- лельные олимпиады: сначала по русскому и математи- ке, затем добавляем другие предметы. Уже в начальной школе начинают работать и факультативы углубленного изученияпредметов, которые ведут учителя из старшей школы. Есть в гимназии и своя академия, в рамках которой проходят занятия с юными талантами. — Ведут их как учителя, так и преподаватели вузов. Дипломантов чествуют на торжественных слетах и ли- нейках, о них обязательно рассказывают на встречах с родителями. Одним словом, способных детей в гимна- зии поддерживают в полном смысле этого слова. Здесь даже предусмотрено свобод- ное посещение уроков для участников олимпиады во время подготовки к соревно- ванию и его проведению. Двигателем же всего этого процесса Ольга Кар- ташова считает, конечно, учителей. — Только высокомоти- вированный педагог может воспитать таких же уче- ников, — убеждена она. — Если рядом с детьми чело- век творческий, постоянно стремящийся вперед, то он и ребят увлечет за собой. Си- стема, выстроенная в школе еще Вячеславом Алексан- дровичем Котельниковым, ее первым директором, сформированный коллек- тив единомышленников — все это позволяет нам держать высокую планку. Что отрадно: энтузиазм учителей гимназии находит не только моральную под- держку, но и материаль- ную. И все же деньги—при- ятный, но совсемне главный момент. — Я сама постоянно учусь, открываю новые темы. Математика настоль- ко безгранична, что — мама моя дорогая! Эти в хорошем смысле по- детски восторженные слова корреспондент «Липецкой газеты» услышала от одного из ведущих педагогов гимна- зии—Елены Пендюр. Перечисление ее воспи- танников, добившихся успе- хов не только на соревнова- ниях, но и в жизни, заняло бы еще много места. И это неудивительно, ведь, как было сказано, от искры воз- горится пламя. Слово обозревателю Вы чьё, старичьё? Елена Бредис В древней Японии существовал обычай: относить немощ- ных стариков на вершину горы и оставлять их там, чтобы они умерли голодной смертью. Таким образом элемен- тарно избавлялись от лишних ртов. Наши далекие предки, чувствуя приближение смерти, говорили близ- ким, что вот сегодня они умрут. После чего топили баню, одевались во все чистое и ложились на полати, смиренно и просветленно ожидая ухода в вечную жизнь. Все домо- чадцы, от детей до правнуков, ощущали сакральную важность этих мгновений и не оскорбляли их ни внутрен- ним ропотом, ни поторапливанием. Нынешние обеспеченные современники, особенно на Западе, с чувством выполненного долга отдают престаре- лых родителей в пансионы, где тем обеспечивают достой- ное и даже красивое доживание. О тношение к смерти и старости зависит и от эпохи, и от религии, и от традиций народа. При- чем жестокость некоторых обычаев часто объясняется тяжелой экономической ситуацией. Но это – в древ- ности. Амы-то с вамиживем уже в двадцать первом веке и в цивилизованном мире. В этом мире резонно принято считать, что чем развитее страна, тем дольше в ней продолжительность жизни. Разумный такой, справед- ливый критерий. Но это – в теории. А на практике как раз в самых развитых стра- нах вдруг обнаружилась «страшная проблема»: год от года увеличивается доля пожилого населения, кото- рому надо платить пенсии. То есть плохо, конечно, ког- да люди умирают во цвете лет. Но и когда слишком уж задерживаются на этом свете — тоже не слишком хорошо, особенно в услови- ях кризиса. Условия эти, будь они трижды прокляты, наперекор всем либераль- но-демократическим цен- ностям тихонько подсказы- вают: самый оптимальный вариант – это чтобы человек умирал на второй день после торжественных проводов на пенсию. Дело тут не в цинизме и не в кровожадном оскале капитализма. Просто такова реальная экономическая и демографическая ситуация, в том числе и в России. Да, пенсионеров становится больше, чем работающего населения, тут уж ничего не поделаешь. Стало быть, необходимо что-то менять в самой системе пенсионного обеспечения. Вокруг чего, собственно, и ведутся бур- ные споры. О дни предлагают уве- личить пенсионный возраст, другие – тру- довой стаж, третьи – не платить пенсии работаю- щим пенсионерам. Нахо- дятся и те, кто советует законодательно переложить содержание стариков на плечи детей. Этим, дескать, и бюджет сэкономим, и рож- даемость стимулируем. Ведь чем больше у тебя детей, тем выше уровень твоейжизни в старости. Разработчики обновлен- ной «Стратегии-2020» при- водят два аргумента в поль- зу лишения работающих пенсионеров пенсий: «По определению, пенсия – это страховка от нетрудоспособ- ности. Получается абсурд- ная ситуация, когда человек работает, и в то же время считается нетрудоспособ- ным, и ему, как нетрудоспо- собному, платится пенсия. Этот абсурд нужно изжить». Второй аргумент: доходы работающих пенсионеров и так слишком велики. Де- скать, у девяноста процен- тов они выше, чем средние по России. Ну тут наши экс- перты либо лукавят, либо очень уж далеки от народа. Много ли получают санитар- кив больницах, воспитатели и нянечки в детских садах, уборщицы в учреждениях или билетерши в театрах? Да ровно столько, сколько нужно, чтобы, добавив к пенсии, внести коммуналь- ные платежи и прожить месяц. А кто из молодых и трудоспособных согласится занять их место? Смешно, ей-Богу. А как быть с тем, что средний возраст школьных учителей и профессорско- преподавательского состава в вузах давно уже предпен- сионный и пенсионный? Их тоже пенсий лишим? Тогда наших детей будет некому учить, поскольку все не- молодые педагоги бросят работу и подадутся в репети- торы. Вотличие от министра образования мы-то с вами знаем, что более чем скром- ная зарплата вузовского профессора никоим образом не зависит от уровня его профессиональной квали- фикации. Эта зарплата плюс столь же небольшая пенсия – элементарный способ не испытывать нужду и думать не о выживании, но и о под- готовке молодых специали- стов. Я уж не говорю о том, что, согласно Конституции РФ, «каждому гарантиру- ется социальное обеспечение по возрасту», так что утрата трудоспособности тут ни при чем. Н о оставим в стороне чисто экономический подход. Хотя бы по- тому, что этот подход уже привел к тому, что пожилые стали восприниматься обще- ством как тяжкая обуза. Нам каждый день твердят: нынешнее молодое работа- ющее поколение обеспечи- вает пенсиями стариков. Поскольку большинство из нас слабо разбирается в экономике и финансах, вы- вод напрашивается один: старики сами себе пенсию не заработали. Всей своей жизнью, упорной, а то и непосильнойработой, трудо- вымиподвигамиилишения- ми во имя светлого будущего для потомков. То есть – для нынешних молодых и тру- доспособных. Получается, вся жизнь старшего поко- ления была совершенно на- прасна? И сегодня эти люди – всего лишь нахлебники, приживалы и паразиты на здоровом теле «креативно- го класса»? А коли таких «нахлебников» слишком много, то с этим надо что-то делать. В «Независимой газе- те» читаю: «пенсионеры объективно мешают актив- ному работающему населе- нию получать стандартные медуслуги». «Старческий по типу дискурс оказывается господствующим в обще- стве». «Бесплатные, то бишь государственные системы социального обеспечения… отбирали у человека его субъективность. В этой за- боте государства человек не ощущал ответственности ни за жизнь тех, кто его родил, ни за жизнь тех, кого он родил». Выходит, наши ветераны не только никчемные, они еще и без- ответственные. Один мой знакомый ска- зал: «Не обязательно быть врагом народа, достаточно быть просто дураком, чтобы все испортить». В данном случае я просто теряюсь в догадках: либо иные из экономистов-финансистов не ведают, что творят, либо «творят» с вполне опреде- ленной целью. Для того, чтобы уничтожить народ, можно не бомбить и не мо- рить голодом. Достаточно у поколения «next» создать иллюзию, что оно ничем не обязано всем предыдущим поколениям, что молодые и «продвинутые» всего сами достигли и добились, а их мамы, папы, бабушки и де- душки – «лохи» и «лузеры». Достаточно исподволь вну- шить: традиционные цен- ности давно устарели, как, впрочем, и само понятие традиций. И все. И великого народа не станет. Останется популяция «продвинутони- стов», никакне укорененная в российскойпочве ироссий- ской истории. А ведь всего-то и надо: доступным языком объяснить людям, с чем связана необходимость проведения пенсионной реформы. Такой диалог с обществом уже ведется, и есть крепкая надежда, что непродуманных, скоропа- лительных решений не по- следует. НА СПОРТИВНЫХ АРЕНАХ | Минувшая неделя порадовала липецких болельщиков С победным настроением Михаил Абрамов Хоккейный клуб «Липецк» дважды обыграл на выезде ХК «Тамбов» — 5:2, 4:0. Наша команда продлила свою победную серию до 15-ти матчей. В первой встрече дважды отличился форвард «красно- жёлтых» Алексей Котов, ещё по одной шайбе в ворота хозяев забросили Максим Балмочных, Вадим Навроц- кий и Сергей Бочкарёв. На следующий день голы на свой счёт записали Алек- сандр Дударов, Андрей Во- ронков, Михаил Семенцов и Алексей Котов. После вояжа в Тамбов ХК «Липецк» имеет в своём активе 59 очков и отстаёт от лидера — смоленского «Славутича» — на 3 очка. В прошедшем туре смоляне дважды переиграли на своём льду глазовский «Прогресс» —3:1, 8:4. * * * Липецкиемини-футболи- сты на прошлой неделе про- вели два матча чемпионата России на своём поле. И в обоих одержали победы. Сначала «Энерком» ока- зался сильнее глазовского «Прогресса» — 7:4. Первый тайм завершился со счётом 3:1. Во второй половине хо- зяева увеличили своё пре- имущество до 6:1, после чего глазовцы заменили вратаря напятогополевогоигрока.Но «Энерком» сумел выстоять и довести дело до победы. В воскресенье липчане одержалитруднуюпобедунад нижегородским «Футболом- Хоккеем НН». —3:2. В первом тайме на пло- щадке шла обоюдоострая борьба. Счёт на 18-йминуте в быстройконтратаке открыли гости. Впрочем, через три минутыСергейАфанасовбук- вально вколотилмячв ворота гостей, удачно сыграв на до- биваниипослемощногоудара Сергея Кондратьева —1:1. За минуту до окончания первого тайма вновь вышли вперёд. И всё же на перерыв команды ушли при равном результате.СначалаАлексан- дра Сивца сбили в штрафной гостей, но пенальти не сумел реализовать Сергей Кондра- тьев — голкипер нижегород- цевВиталийКарасёв отразил удар. А затем, за 33 секунды до сирены, дабл-пенальти забил сам Сивец. Карасёв среагировал на удар, но мяч отруквратарявлетелв сетку. Во втором тайме игра была более закрытой. Впро- чем, голевые моменты регу- лярно возникали то у одних, то у других ворот, но вратари были на высоте. Единствен- ный гол, решивший судьбу встречи, забилАлександрПа- ламарчук. На 38-й минуте он замкнул прострел Михаила Сухарева —3:2. Остаток матча нижего- родцы провели в атаках, но уйтиотпоражениянесумели. «Энерком» одержал вторую победу подряд и поднялся на пятое место в таблице. * * * Липецкие баскетболисты дважды обыграли одного из главных конкурентов. Во Дворце спорта «Ди- намо» в рамках первенства Центрального федерально- го округа (первая лига) по баскетболу «Армастек-Ли- пецк» принимал соперников из БК «Тула» и дважды по- бедил—83:68, 86:80. Самым результативным в составе команды Владимира Морозова в первый день стал Антон Гулин, набравший 34 очка. В повторной встрече отличился Андрей Гришин – 25 очков. 1 и 2 декабря липчане дома примут команду «Тулу- Щекино-Азот». ТЕЛЕМОСТ | Социальная адаптация инвалидов : новые подходы Окно в большой мир Сергей Малюков Проблемы социальной адаптации людей с ограни- ченными возможностями обсудили на международ- ном телемосте, организо- ванном по инициативе департамента по работе с населением и связям с общественностью админи- страции Липецка, межреги- онального «БлогоЦентра» при поддержке липецкого филиала «Ростелекома». Высокоскоростной интер- нет соединил Липецк с реги- онами России и зарубежья, благодаря чему в мероприя- тииврежимеонлайнприняли участиепредставителиАстра- хани, Бреста (Белоруссия), Грозного, Санкт-Петербурга, Омска, Уфы и Хабаровска. В студии Липецкого фи- лиала «Ростелекома» собра- лись активные липецкие блогеры, журналисты, со- трудники городской адми- нистрации, участники обще- ственной палаты Липецка и региональных организаций инвалидов. На мероприятии выступили заместитель гла- вы администрации Липецка Антон Курочкин и директор ЛипецкогофилиалаОАО«Ро- стелеком» Дмитрий Аверов. Участники телемоста об- судили актуальные вопросы социализации людей с огра- ниченными возможностями, проблемыинформационного взаимодействия, перспек- тив развития программы по созданию карт-скидок для инвалидов «Паралимпизм». — Ежедневно мы ведем активнуюработувблогосфере и СМИ, привлекая внимание общественностикпроблемам, с которыми сталкиваются инвалиды в мире «нормаль- ных» людей, — подчеркнул модератор конференции, по- сол «Живого Журнала», ру- ководитель липецкого «Бло- гоЦентра» Алексей Логинов. — Цель нашего телемоста —собратьпредложенияреги- онов по созданию механизма информационной, социаль- ной и ресурсной поддержки людей с ограниченными воз- можностями, чтобы выра- ботать конкретные решения развития доступной среды в городах России. Входе видеоконференции участники делились опытом реализациипроектов в своих регионах и обменивались мнениями. Успешный при- меррешенияпроблемыбезба- рьерной среды, озвученный работниками администра- ции Астрахани, по словам участвовавшего в телемосте вице-мэра Липецка Антона Курочкина, станет дополни- тельным стимулом и приме- ром для нашего города. Липчане, в свою очередь, презентовалипроект «Окно в мир», реализованный обще- ством инвалидов при под- держке администрации горо- да и представителей бизнеса. ГОД ИСТОРИИ | Посвящается Ломоносову «Дерзайте ныне ободренны…» Андрей Снегов У многих молодых нет сегодня идеалов, героев, с которых стоит делать жизнь. Слишком часто одного за другим сталкивали с пьедесталов тех, кто — заслужен- но или незаслуженно — считался образцом для подра- жания. Но Михайло Ломоносов остается в памяти потомков вечным примером научного дерзания и патриотизма. Прикосновение к его судьбе и творчеству и через триста лет способно помочь выстроить жизнь, обрести опору, укрепить душу. Такую мысль озвучила студентка филологическо- го факультета Липецкого педуниверситета Софья Со- болева на Вторых Ломоно- совских чтениях, завершив- шихся на днях. По мнению одного из организаторов Чтений доцента кафедры отечественной истории, кандидата исторических наук Людмилы Зудиной , это — главный итог диало- га, вдохновленного лично- стью русского гения. — В минувшем году, — рассказала она корре- спонденту «Липецкой га- зеты», — в честь юбилея Ломоносова в педунивер- ситете прошла научно-тео- ретическая конференция. Но на сей раз мы решились раздвинуть рамки наше- го начинания. В Чтения включились, помимо исто- рического факультета, сту- денты физмата, филфака и группа старшеклассников липецких школ, гимназий, лицеев. Такого прежде не было. А все потому, что мои коллеги по университету ведут занятия в различных учебных заведениях города. (К примеру, ученые-исто- рики Виталий Томилин, Леонид Земцов и другие). Я сама хорошо знаю ребят из шестьдесят восьмойшколы. На нашем факультете учит- ся немало ее выпускников. Между прочим, сложилась традиция: в декабре прово- дить в этой школе торже- ственную церемонию посвя- щения старшеклассников в изучение истории. Есть даже специальный значок, который им вручается. Су- ществует связь с гимнази- ями, лицеями и на других факультетах, в том числе на физмате. Спотенциальными абитуриентами работают, в частности, доцент, кандидат наук ТатьянаФомина, аспи- рант ПавелАзаров. Поэтому на Ломоносовских чтениях мы услышали достойные внимания выступления учащихся математических классов. Тематика Чтений была разнообразной. Были со- общения о Ломоносове как просветителе, педагоге, о его взаимоотношениях с выдающимися современни- ками, например Эйлером, о влиянии Михаила Василье- вича на преемников, продол- жателей — Лобачевского, Чебышева. Благодаря универсализ- му, энциклопедическому размаху ученых и творче- ских интересов от Ломоно- сова, на любом факультете есть точки пересечения с на- шим великим соотечествен- ником. В дальнейшем мы предполагаем еще больше расширить круг участников Чтений, которые станут традиционными. В их ор- биту будут втянуты препо- даватели и студенты других факультетов, старшекласс- ники многих школ Липец- ка. Это хорошая площадка для молодых исследовате- лей, да и для воспитания гражданственности. Как писал Михаил Васильевич в своей прославленной оде: «Дерзайте ныне ободренны раченьем вашим показать, что может собственныхПла- тонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать!». ФОТО СЕРГЕЯ МАЛЮКОВА Вас заинтересовала тема , поднятая обозревателем , и есть что сказать в ее продолжение ? Предлагаем вы - сказать свою точку зрения и в письме в редакцию , и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? Елена Пендюр из числа тех педагогов, которые щедро делятся с учениками огнем творчества и стремлением к познанию. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz