Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 226/24354/ 24 НОЯБРЯ 2012 6 Церковь и общество Выше любви нет ничего ВРЕМЯ ВЕЧНЫХ ВОПРОСОВ Ноябрь по праву считается особым месяцем в календаре каждого православного человека. В самом его начале люди, причисляющие себя к наиболее распространенной в нашей стране конфессии, отмечают праздник Казанской иконы Божией Матери, который с 2005 года стал в России еще и Днем народного единства. В конце же месяца по традиции начинается Рождественский пост. Именно в такие момен- ты лучше всего хотя бы на минуту отвлечься от мирской суеты, задуматься о духовной стороне жизни и все-таки по- пытаться понять — «кто мы?», «откуда пришли?» и «куда пролегает наш путь?». Очень символично, что именно в это благодатное время нашему корреспонденту удалось встре- титься с правящим архиереем Липецкой и Елецкой епар- хии, Высокопреосвященнейшим архиепископом Никоном и поговорить с ним на эти и многие другие темы. Максим Ионов затронул актуальные темы в беседе с Высокопреосвященнейшим Никоном, архиепископом Липецким и Елецким Слово пастыря А как относились к просящим святые нашей православной церкви? Например, святитель Тихон Задонский? К нему часто приходили люди с бедой, в том числе погорельцы. Были среди них и обманщики. Святитель Тихон видел горе людское и хотел помочь каждому. Но известны случаи, когда мнимые погорельцы получали от святителя Тихона деньги, а потом возвращались к своему жилищу и видели, что дом-то сгорел. Хотели нажиться, а получили пепелище. Каинова печать О попрошайничестве и мнимых нищих рассуждает настоятель Липецкого храма преподобного Сергия Радонежского, протоиерей Сергий Косых Выпуск «Мы» подготовили Александр Хаустов, Галина Чернышова, Анастасия Карташова, Максим Ионов, Сергей Кибальниченко и Галина Кожухарь. Тел.: 30-82-36, 22-78-16. E-mail: fplo@yandex.ru. Использована информация сайта fnpr.ru. Общественный консультативный совет редакции «Мы»: заместитель главы администрации области, координатор областной трехсторонней комиссии Дмитрий МОЧАЛОВ; председатель Федерации профсоюзов Липецкой области Анатолий ЖИДКИХ; председатель обкома профсоюзов работников жизнеобеспечения Виктор СЕМЕНОВ, председатель областного суда, заслуженный юрист РФ Иван МАРКОВ; Уполномоченный по правам человека в Липецкой области Николай ЗАГНОЙКО; Высокопреосвященнейший НИКОН, архиепископ Липецкий и Елецкий; начальник управления труда и занятости Липецкой области Петр ЯИЦКИЙ; президент ЛООО содействия малому бизнесу Алексей КРУТЬКО. Храм — лучший памятник Последние несколько лет в областном центре не утихают споры по поводу памятника, который неравнодушные горожане предлагают установить в честь победы в Великой Отечественной войне. Постоянно возникающие разногласия между общественностью и авторами предложенных проектов мешают сторонам прийти к единому мнению. А что если по-иному взглянуть на ситуацию? Лучшим памятником, призванным увековечить великое историческое событие, на Руси всегда считался православный храм. Вспомним победу России в Отечественной войне, 200-летие которой мы отмечали в этом году. В XIX веке во многих уголках России построили православные церкви в честь этого события. Главным символом нашей победы над Наполеоном стал Храм Христа Спасителя в центре Москвы. Красивейший памятник сохранился и на территории Липецкой области. Речь идет о церкви Рождества Христова в селе Круглое, что в Данковском районе. Причем возвели её на несколько лет раньше, чем Храм Христа Спасителя. Что касается Великой Отечественной войны, то к 50-летию победы над Германией в Москве возвели храм Георгия Победоносца. Еще одна церковь построена в Бресте —но это уже территория другого государства. Остается надеяться, что со временем в России появятся десятки православных храмов, воздвигнутых в честь Великой Победы. Если же говорить про сегодняшний день, то благородную роль первопроходцев могут взять на себя липчане. И пусть уже другие города поддержат наш почин! Одним словом, вместо скульптурной композиции в Липецке надо возвести величественный православный храм, призванный прославить в веках подвиг нашего народа. Лучшего памятника и представить себе нельзя. Построив храм, мы ничуть не погрешим против истины и истории. Сегодня в нашем обществе постепенно происходит осознание роли Православной Церкви во время Великой Отечественной войны. В те годы по всей стране в храмах служились молебны о даровании победы. В приходах проводился сбор средств на нужды обороны, на содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах. Главное же заключается в том, что крепостью духа мы оказались сильнее Германии, благодаря чему и сломили врага. Господь совершил великое чудо, даровав нашим отцам и дедам победу. Дело же благодарных потомков — построить Господу Храм. Сергей Кибальниченко. —Ваше Высокопреосвя- щенство, совсем недавно в России отмечался день Ка- занской иконы Божией Ма- тери. Такслучилось, что этот православный праздник оказалсянеразрывносвязан с общественно-политиче- ской историей страны. Че- тыреста лет назад 4 ноября силамнародного ополчения при мощной духовной под- держке со стороны Церкви удалось изгнать из Москвы польско-литовских интер- вентов и тем самым поло- житьконец«русскойсмуте». Однако впоследствии наше государство пережило еще не один раскол. Да и сегодня общество выглядит раз- деленным по целому ряду признаков. Есть ли в нашей жизни ценности, способные по-настоящему сплотить российский народ? — Человеческое обще- ство и российское в том чис- ле, к сожалению, устроено так, что не может на опре- деленных этапахобходиться без смут и расколов. В этом, безусловно, просматрива- ется злая воля дьявола, который всегда, прежде всего, старается столкнуть людей друг с другом, по- сеять взаимную ненависть и, следовательно, заставить нас отвернуться от Господа. Ведь Бог, как известно, есть любовь. Но если человек не любит себе подобных, смо- трит на них со злобой и за- мышляет против ближнего разные козни, разве может он быть вместе с Богом? Ко- нечно, нет. Есливнимательнопосмо- треть на историю России, то мы найдем множество примеров, когда наши граж- дане вдруг начинали бес- смысленно враждовать друг с другом и этой ситуацией всегда пользовались третьи силы. Вспомните хотя бы междоусобицы XIII века или то же «смутное время» и бедствия, которыми они оборачивались для России. Однако, в непростой период обязательно находились люди, которым удавалось преодолевать распри. Это и Александр Невский, и ДмитрийДонскойиМинин с Пожарским. Их подвиги до- казывают, что в тот момент, когда брат в России понима- ет брата, отец—сына, а жи- тель одной земли —жителя другой, ее никто не сможет сломить и подчинить. Вме- сте с тем нам очень важно научиться добиваться един- ства, без смут и войн. Как это сделать? Каждый из нас долженпонять, что внутрен- ние раздоры всегда играют на руку нашим врагам и несут угрозу потери госу- дарственности. Но главное — научиться любить Бога и своих близких. Необходимо уяснить, что выше этой люб- ви нет ничего на свете. — Вы упомянули о злой воле дьявола. Не кажется ли вам, что в современной жизни, когда грань между добром и злом постепенно размывается, а суетные страсти оставляют человеку все меньше времени, чтобы подумать о вечном, поддать- ся ей намного проще, чем раньше? — Одна из главных про- блем, на мой взгляд, заклю- чается в том, что люди ста- новятся легко внушаемыми. Многие готовы пойти за лю- бым«предводителем», кото- рый пообещает какие-либо земные блага здесь и сейчас, не поинтересовавшись даже толком, куда и ради чего он их увлекает. Некоторые бездумно погружаются в новейшие технологии, тот жеИнтернет, непредставляя себе, как можно почерпнуть оттуда полезную и добрую информацию и уберечься от вредной и злой. При этом мало кто задумывается, что все лжепророки и всякая вредоносная информация являются порождением лу- кавого. С их помощью он и сбивает с истинного пути обессиливших волей людей. Несколько лет назад нас пугали, что наступит время, когда каждому человеку под кожу вживят микрочип, с помощьюкоторого недобрые силы смогут парализовать сознание личностии, вконце концов, начнут манипули- ровать обществом в своих интересах. Но получается, что никаких электронных устройств не требуется. Ведь люди попадаются в самые простые ловушки. С этим необходимо бороться! Побе- дить дьявола можно только любовью к Богу. Если чело- век тщательно занимается духовным самовоспитанием — внимательно читает Свя- щенное Писание, посещает Божий храм и учится от- личать добро от зла, а зерна от плевел — он никогда не поддастся на злокозненные уловкиисохранитдушувчи- стоте в течение всей жизни. — Владыко, некоторое время назад по стране про- катилась волна вандализма против церковных святынь. Об этом сказано уже многое. Но как вам, например, та- кая оценка этих событий — что «крестоповалы» и про- чие варварские действия невольно поспособствовали укреплению нашей веры? Иными словами, посмотрев на творившиеся бесчинства, люди, долгое время пре- бывавшие в «религиозном сне», поняли, насколько важное место в их жиз- ни занимает Православие. Многие даже выразили го- товность защищать святы- ни самым решительным образом. — Гонения на христиан и Церковь в истории слу- чались много раз. Римский император Нерон однажды обвинил последователей Христа в поджоге Вечно- го города и в этой связи устроил над ними кровавую расправу. Было страшное время и в нашей стране, когда после 1917 года унич- тожались храмы, а священ- нослужители ссылались в лагеряилиприговаривались к расстрелу. Мол, мешали они строить «рай на земле». Этот этап мы уже прошли и очень печально видеть, что неприязненное отношение к Церкви возвращается, пусть и в иных формах. Не могу осуждать людей, ведущих себя столь вызывающе, но, честное слово, не понимаю, чем они руководствуются? Если хотят пойти против Бога, то это просто глупо. Господа невозможно осквер- нить никакими действиями, как невозможно и поругать святыню, дорогую сердцам миллионов россиян! Един- ственное, чего они могут добиться, так это нанести глубокую духовную травму самим себе. Такие раны обычно не проявляются сразу, но обязательно да- дут о себе знать в будущем. Быломного примеров, когда люди, долго выставлявшие на показ свое богохульство, со временем приходили в церковь и каялись, просили Бога о помощи. Обычно это происходило, когда вжизни они сталкивались с пробле- мами, которые просто не могли разрешить земными средствами. Чтокасаетсяукрепления веры, то, если оно и в самом деле имело место после всех случившихся безобразий, это хорошо. Но я все-таки надеюсь, что ничего подоб- ного больше не повторится и некоторые наши сограждане перестанут идти по пути вандализма и разрушения. Молюсь и буду молиться об этом каждый день. —В декабре в нашей об- ласти пройдут Восьмые За- донские Свято-Тихоновские образовательные чтения. В чем, на ваш взгляд, основ- ная значимость этого меро- приятия и почему в течение многих лет оно вызывает столь большой интерес у верующих людей? — Эти чтения каждый раз помогают нам понять и прочувствовать жизненный и духовный опыт одного из самых почитаемых Русской Церковью святителей—Ти- хонаЗадонского.Онбылпро- стоудивительнымчеловеком и подлинным духовным на- ставником для всех право- славных христиан! Никогда не имея много денег, живя в нужде и нанимаясь порой на работу за кусок хлеба, свя- титель Тихон в то же самое время обладал удивитель- ным духовным богатством и огромной внутренней силой. За советомипомощьюкнему шли как простые люди, так и богачи. Он, как мог, ста- рался утешить, поддержать и наставить каждого. Слова чудотворца разжигали в сердцах людей огонь добра и милосердия, помогали им становиться лучше и чест- нее. Этот огонь не угас и в наши дни, он поддержива- ется, в том числе и на Свято- Тихоновских чтениях. Во многом, поэтому, так много людей стремится в них по- участвовать. Мне также очень прият- но, что постепенно начинает развиваться Задонск — го- род, в монастыре которого святитель Тихон прожил по- следние годы своей жизни. Многое для этого делают и глава администрации регио- наОлегПетровичКоролев, и областной Совет депутатов, и наша епархия. Задонск — настоящая православная жемчужина Липецкой об- ласти, имеющая огромную важность и для всей России. Приезжая сюда, каждый че- ловек может залечить свои душевные раны и многое изменить в себе к лучшему. — 28 ноября начинает- ся Рождественский пост. Какое напутствие вы, Вла- дыко, могли бы дать верую- щим людям накануне этого события? — Пост — это прежде всего разгрузочное время для тела и духа. Причем для духа в первую очередь. В такие дни особенно важно воздерживаться от мирских страстей и безудержного веселья. Некоторых людей это первое времяпугает. Они спрашивают себя: «Как это я могу на целых 40 дней отка- заться от привычного образа жизни?». Между тем такие мысли возникают только в начале поста. Со временем, если неукоснительно соблю- дать его долгое время, все страхипроходят инаступает недоступная в обычные дни благодать. Проверено не од- нимпоколением верующих. В дни поста лучше поддер- живать себя чтением Свя- щенного Писания и другой духовной литературы, хо- дить на службы в храм. Это хорошо помогает отвлечься от мирских соблазнов и, в кои-то веки, посмотреть на жизнь с другой стороны. Однако самое важное—про- вести постные дни в мире и согласии со своими родны- ми, близкими, да и вообще со всеми окружающими людьми. Именно этого я от души желаю всем верным чадам Липецкой и Елецкой епархии, жителям области! Мужчина ушел, и что-то мне подсказывало, что его семья вовсе не погибала. Конечно, я мог бы легко проверить, лжет ли тот че- ловек, но ведь сама ситуа- ция, которую он описывал, выглядела правдиво. Даине должен священник оскор- блять прихожанина своим неверием. Я стал молиться, чтобы сказанное им ока- залось обманом: лишь бы люди были живы! Наутро к нам в храм никаких гробов с покойными не привезли. И я был рад и благодарил Господа. Ко мне приходят про- сить денег не так уж ред- ко, почти каждый день. Называют даже конкрет- ные суммы. Или говорят: «На хлеб». В основном это мужчины. Я предлагаю человеку поработать на строительстве нашего хра- ма преподобного Сергия Радонежского: разровнять землю, щебень или вы- полнить еще что-нибудь. Обещаю просящим хорошо накормить их в трапезной, отблагодарить деньгами, одеждой. И, пожалуй, толь- ко один из ста, даже еще реже, соглашается. Часто в ответ слышу такую от- борную брань, такие не- приличные слова! Смысл возмущения один: чтобы я, да еще работал! А как относились к просящим святые нашей православной церкви? На- пример, святитель Тихон Задонский? К нему часто приходили люди с бедой, в том числе погорельцы. Были среди них и обманщи- ки. Святитель Тихон видел горе людское и хотел по- мочь каждому. Но известны случаи, когда мнимые пого- рельцы получали от святи- теля Тихона деньги, а потом возвращались к своему жи- лищу и видели, что дом-то сгорел. Хотели нажиться, а получили пепелище. Вы- ходит, святой давал деньги и тем самым предоставлял Господу самому объяснить людям их неправоту. Был даже случай с одним свя- тым, который брал в рукипо воскресным дням мешочек с деньгами, шел по городу Прибегает ко мне молодой мужчина, возбужденный, плачет: «Батюшка, беда, помогите!» Рассказывает, что в автокатастрофе погибла вся его семья. Для четверых родственников он купил гробы, а для матери — денег не хватило. «Можно ли обряд отпевания провести в вашем храме?» — спрашивает. «Можно, — говорю, — но как же ваша мама, без гроба?»—«А вот как раз, — отвечает, —я у вас и хотел попросить на него денег». Дал ему требуемую сумму. Договорились, что все пять гробов с телами погиб- ших привезут для отпевания утром. и раздавал нуждающимся деньги. Однажды ему по- мощник сказал: святитель, посмотри, вот эти двое под- ходят уже третий раз, они тебя обманывают. Святи- тель ответил: дай им денег снова, не Господь ли меня искушает… В одной из Десяти За- поведей Господних Вет- хого Завета сказано: «Не лжесвидетельствуй» (Исх 20:16). Вообще есть великая опасность во лжи. Помню себя школьником, раз уж очень не хотел утром вста- вать. Говорю: «Не встану, не хочу». «Так что ты ска- жешь в школе-то?»— спро- сила мама. — «Скажу, что бабушка умерла». Мама руками всплеснула: «Да что ты, можно ли так говорить про живого человека!» Это в совести каждого должно быть записано. Мама четко знала, что лгать нельзя. Мигом меня, конечно, с кровати сдернула, и в шко- лу я пошел. В православных храмах обычно висит табличка: «Не подавайте пьяницам, а молитесь за них». Можно купить им, что они попро- сят. Я так делал. Но что обычно получается? Вот приходят ко мне и просят: нужны очки. Говорю: дай- те, пожалуйста, рецепт. Приносит этот человек ре- цепт, он оказывался оче- видной подделкой, простой бумажкой. Денег я не дал. Но мне, конечно, этих го- ремык очень жалко. Тут я, как врач, который уже не может помочь неизлечимо- му больному и все же дает ему лекарство. Не всем даю деньги, иногда отказываю, и после этого у меня порой болит сердце, так думаю: лучше б я дал денег. Пусть не столько, сколько про- сили, но дал бы. Ведь про- сят именем Христовым, вот что мучительно для меня. В то же время не хо- чется потакать страстям, не хочется приучать… В такой ситуации не может быть однозначного отве- та. Апостол Петр говорил: «…покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассу- дительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь» (2 Пет. 1:5). А апостол Иаков так сказал: «Чистое и непо- рочное благочестие перед Богом и Отцем есть то, что- бы призирать сирот и вдов в их скорбях» (Иак. 1:27). Значит, проявляемая на деле забота о неимущих — неотъемлемая составляю- щая христианства. Однако при этом в Книге притчей Соломона (Притч. 14:15) сказано: «Глупый верит всякому слову, благоразум- ныйже внимателенкпутям своим». Верующий человек понимает, что не должен позволять другим обманы- вать себя именем Христа. Лживые языки порочат Его имя, и нам не следует поощрять их хищнические дела своими подаяниями. Но особенно страшно, когда просят со спящими младенцами на руках. Про- ходишь мимо — ребенок крепко спит. Возвращаешь- ся — и вновь видишь ту же самую картину. Да уж сво- им ли сном спит младенец? Не накачан ли алкоголем и наркотиками? Вот о чем душа болит. Наша прихо- жанка рассказывала мне, как умагазина сиделамоло- дая женщина с маленьким ребенкомна руках. Ребенок постоянно спал. Прихожан- ка стала подавать деньги, а однажды спросила: «Что у вас случилось, какая беда?» Да вот, отвечает, деньги нужны на операцию стар- шей девочке трех лет. Боль- ны почки. Операция очень дорогая. —Куда-нибудь обраща- лись за помощью? Женщина что-то путано стала говорить про соци- альную защиту. Понимая, что такие операции — за- бота совсем не этого ведом- ства, наша прихожанка обратилась в региональ- ное отделение Российского Детского Фонда, где сказа- ли: «Поскорее дайте ей наш телефон, пусть позвонит и приезжает». Прихожанка отнесла просившей пода- яние женщине листочек с телефоном. Но она так и не позвонила, но больше к магазину просить не при- ходила. В Библии, в Ветхом За- вете, естьистория о том, как Каин лишил жизни своего брата Авеля. С тех пор Каи- номназывают тяжкого пре- ступника, убийцу. Есть вы- ражение «Каинова печать». Если у той женщины дей- ствительно есть здоровая дочка, то страшнойпечатью станет для нее ложьматери. Каинова печать ляжет на нее, ибо Господь — Всеви- дец, а слово материально. Настоящим гробом для ма- теримогла обернуться ложь того человека, о котором я рассказал вначале. Поэтому я и молился... ФОТО ГАЛИНЫ ГРИГОРЬЕВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz