Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 225/24353/ 23 НОЯБРЯ 2012 15 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Продолжение на 16-й стр. Продолжение. Начало на 5–14-й стр. Таблица 2.16.1.3.3. Показатели предельно допустимых нагрузок на рекреационные леса (приоритетный вид использования лесов — осуществление рекреационной деятельности) Условия, регламентирующие допустимые рекреационные нагрузки Площадь рекреационных лесов, га Предельно допустимое число посетителей леса (рекреационная нагрузка), чел. на 1 га площади на общую площадь (по среднему показателю нагрузки) 1 2 3 4 Типы условий местопроизрастания: — А 2 , А 4 , А 5 - 2 — 4 - — А 3 , В 5 , С 5 , Д 5 - 3 — 5 - — В 2 , В 4 , С 4 , Д 4 - 4 — 8 - — В 3 , С 2 , С 3 , Д 2 , Д 3 1270 6 — 10 10160 Итого 1270 10160 Сохранение площади лесных земель в составе арендных лесных участков является важнейшей задачей органов управления и контроля. Выполнение этой задачи зависит от фиксации состояния земель на дату передачи лесного участка в аренду. Эта работа выполняется в соответствии со ст. 69 Лесного ко- декса РФ (проектирование лесных участков) при наличии целевого финансирования или в процессе производства натурных работ при составлении «Проекта освоения лесов». Фиксация состояния площадей позволит осуществить контроль условия ст. 41 Лес- ного кодекса РФ о возведении временных построек и осуществлении их благоустрой- ства на нелесных и не покрытых лесом землях. Антропогенное воздействие на леса, связанное с эксплуатацией этих объектов, определяется их целевым назначением и уменьшением их отрицательного воздействия, связанного с рекультивацией нарушенных при строительстве земель, противопожарным обустройством прилегающих территорий. Целевые показатели антропогенных нагрузок на леса определяются по трем направ- лениям: — строительство и эксплуатация технических объектов, влияющих на лес; — осуществление всех видов лесопользования; — организация мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Задача снижения антропогенных нагрузок при строительстве технических объектов определяется действием Федерального закона от 01.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», по требованию которого в проектах строительства производится оценка вредного воздействия проектных мероприятий на окружающую среду (ОВОС). Правильность решений, заложенных в проектах строительства и эксплуатации, кон- тролируется в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе». Задачей органов управления и контроля в области лесного хозяйства в отношении таких объектов является проверка соблюдения требований по прохождению экологиче- ской экспертизы и контроля за исполнением проектных решений. Антропогенное влияние на лес в процессе всех видов лесопользования регулирует- ся системой мероприятий, разрабатываемых в «Проектах освоения лесов». В условиях области, при наличии предпринимательской деятельности, наибольшее антропогенное воздействие оказывают рекреация, заготовка древесины, осуществление видов дея- тельности в сфере охотничьего хозяйства, выполнение работ по разработке месторож- дений полезных ископаемых. К целевым показателям по уменьшению антропогенного воздействия в отношении рекреационных объектов следует отнести следующие условия, в обязательном порядке закладываемые в «Проекты освоения лесов»: 1. Проектирование возведения временных целевых сооружений только на нелесных и не покрытых лесом землях, с сохранением лесных земель не менее 50-60% общей площади лесного участка. 2. Проектирование специальных мероприятий по уменьшению дигрессии среды, при этом на участках с третьей и более степенью дигрессии такие мероприятия обязатель- ны. 3. При преобладании в составе лесного участка нелесных или не покрытых лесом зе- мель проектируются мероприятия по увеличению покрытых лесом земель. В объектах, арендуемых для заготовки древесины, процесс антропогенного воздей- ствия регламентируется комплексом мер по соблюдению «Правил…», «Наставлений…» по всему технологическому циклу от проектирования способов заготовки до лесовос- становления вырубленных площадей, Дополнительно к определенному комплексу мер в условиях области устанавливает- ся требование по запрещению переруба и равномерному освоению расчетных лесосек в пределах хозсекций (пород). Использование расчетной лесосеки, ввиду применения экономических и техниче- ских условий, устанавливается как среднее за 5-летний период. При осуществлении ви- дов деятельности в сфере охотничьего хозяйства целевым показателем по уменьшению нагрузки на лес является требование по сохранению оптимальной численности живот- ных, и прежде всего копытных. Обязательства пользователей животного мира по предотвращению ущерба среде обитания закреплены в статье 26 «Закона о животном мире». Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и сре- де их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба живот- ному миру, а при их отсутствии — по фактическим затратам на компенсацию обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. В случае невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизнеде- ятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному хозяйству, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным ми- ром является членом такого фонда. Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закре- пленных за ними территориях, акваториях. В случаях если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объек- тов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйствам, ответственность за нанесенный ущерб несут должност- ные лица соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Применение указанной статьи зависит прежде всего от выполнения значений опти- мальной численности и, следовательно, от величины отстрела. Существенный вред лесным экосистемам наносит разработка месторождений по- лезных ископаемых. Основной мерой, обеспечивающей восстановление лесной среды после разработки месторождений, является рекультивация земель. Технология ре- культивации, график ее проведения детально рассматриваются в «Проектах освоения лесов», и задача органов управления состоит в надлежащем контроле за ходом работ по рекультивации. Третья группа факторов, оказывающих влияние на лес, представлена мероприяти- ями по охране, защите и воспроизводству лесов. Эти мероприятия призваны улучшать состояние лесов, обеспечивают его охрану и защиту, их проведение регламентируется комплексом нормативных документов. При практическом применении возможных тех- нических решений предпочтение следует отдавать мероприятиям с меньшим объемом искусственного воздействия на леса. 2.16.2. Нормативы мероприятий по защите лесов от вредных организмов 2.16.2.1. Нормативы мероприятий по защите лесов от вредных организмов Мероприятия по защите лесов от вредных организмов предусмотрены Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. № 414, приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 г. № 523 «Руководство по планированию, организации и ведению лесопа- тологических обследований. Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий. Руководство по локализации и ликвидации очагов вредных организмов. Руководство по проведению лесопатологического мониторинга». Общее санитарное состояние лесов Усманского лесничества на момент переработ- ки (корректировки) лесохозяйственного регламента является неудовлетворительным. Лесохозяйственным регламентом с учетом данных лесничества объем сухостойного леса определен в 116,51 тыс. м 3 , или 2,7% от общего запаса лесных насаждений. Общий объем захламленности определен в объеме 58,85 тыс. м 3 , или 1,4% от обще- го запаса. Выявленный объем сухостойного леса и захламленности — в основном это результат лесных пожаров 2010 года. Общая площадь лесопокрытых лесной растительностью земель, пройденная по- жарами, составляет от общей площади земель лесного фонда и 2,1% площади лесных земель. Площадь низкополнотных лесных насаждений (0,3 — 0,5) составляет 940 га, или 4,0% лесопокрытых лесной растительностью земель. На территории лесничества согласно материалам лесоустройства 2001 года и дан- ным лесничества, с учетом текущих изменений в лесном фонде (2002 — 2010 гг.) на дан- ный момент площадь лесных насаждений с наличием вредных организмов составляет 2566 га, или 11,0% покрытых лесной растительностью земель, в том числе: — корневая губка 1216 га (5,2%); — стволовая гниль мягколиственных и твердолиственных пород 1350 га (5,8%). Насаждения с наличием вредных организмов, кроме насаждений с наличием корне- вой губки, существенного негативного влияния на санитарное и экологическое состо- яние лесов лесничества не оказывают, хотя и снижают эстетическую и рекреационную привлекательность лесных насаждений. В целях оздоровления насаждений и недопущения распространения вредителей и болезней леса, необходимо ежегодно проводить на территории лесничества лесоза- щитные мероприятия и санитарно-оздоровительные мероприятия, связанные с выруб- кой погибших и поврежденных деревьев. В лесах лесничества (категории защитных лесов — леса, расположенные в водо- охранных зонах) при проведении лесозащитных мероприятий не рекомендуется при- менять ядохимикаты, а следует ориентироваться на механические, биотехнические и лесохозяйственные меры борьбы. Таблица 2.16.2.1. Нормативы мероприятий по защите лесов от вредных организмов № Мероприятия Един. измер. Рекомендуемые объемы Сроки проведения 1 2 3 4 5 1. Лесопатологическое обследование тыс. га 6,0 Ежегодно 2. Локализация и ликвидация очагов вредных организмов га По мере необходимости в полном объеме 3. Биотехнические меры борьбы: изготовление и развешивание искусственных гнездовий шт. 150 Ежегодно изготовление и развешивание кормушек для птиц шт. 20 Ежегодно 4 Организация уголков защиты шт. 4 Постоянно 5 Опрыскивание питомников га 3 Ежегодно В зависимости от появления и развития очагов вредителей и болезней леса, измене- ния санитарного состояния насаждений, рекомендуемые виды и объемы лесозащитных мероприятий должны уточняться и корректироваться на основании лесопатологических обследований. При выполнении мероприятий по лесозащите необходимо руководствоваться Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Прави- тельства Российской Федерации 29.06.2007 г. № 414, а также приложением 4 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 г. № 523 «Руководство по ло- кализации и ликвидации очагов вредных организмов». Примечание: при передаче лесных участков в аренду лесозащитные мероприятия на арендных лесных участках предусматриваются проектом освоения лесов и в полном объеме выполняются арендатором лесных участков. 2.16.2.2. Нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий Таблица 2.16.2.2. № п/п Показатели Един. измере- ния Рубка погибших и повреж- денных лесных насаждений Очистка лесов от захлам- ленно- сти Итого всего в том числе: сплош- ная выбороч- ная 1 2 3 4 5 6 7 8 Группа пород — хвойные Преобладающая порода — сосна 1. Выявленный фонд по лесоводственным требованиям га 1106,6 430,3 676,3 107,3 1213,9 т. м 3 сыр. сух. 7,95 79,91 7,87 67,06 0,08 12,85 - 4,06 7,95 83,97 2. Срок вырубки или уборки лет х 3 3 3 х 3. Ежегодный размер пользования: площадь га 368,8 143,4 225,4 35,8 404,6 выбираемый запас: — корневой т. м 3 сыр. сух. 2,65 26,63 2,62 22,35 0,03 4,28 - 1,35 2,65 27,98 — ликвидный т. м 3 сыр. сух. 2,38 22,38 2,36 19,89 0,02 2,49 - 2,38 22,38 — деловой т. м 3 сыр. сух. 1,59 7,06 1,58 6,58 0,01 0,48 - 1,59 7,06 Итого хвойных: 1. Выявленный фонд по лесоводственным требованиям га 1106,6 430,3 676,3 107,3 1213,9 т. м 3 сыр. сух. 7,95 79,91 7,87 67,06 0,08 12,85 - 4,06 7,95 83,97 2. Ежегодный размер пользования: площадь га 368,8 143,4 225,4 35,8 404,6 выбираемый запас: — корневой т. м 3 сыр. сух. 2,65 26,63 2,62 22,35 0,03 4,28 - 1,35 2,65 27,98 — ликвидный т. м 3 сыр. сух. 2,38 22,38 2,36 19,89 0,02 2,49 - 2,38 22,38 — деловой т. м 3 сыр. сух. 1,59 7,06 1,58 6,58 0,01 0,48 - 1,59 7,06 Группа пород — твердолиственные Преобладающая порода — дуб 1. Выявленный фонд по лесоводственным требованиям га 313,8 26,9 286,9 2,4 316,2 т. м 3 сыр. сух. - 7,42 - 4,12 - 3,33 - 0,05 - 7,47 2. Срок вырубки или уборки лет х 3 3 3 х 3. Ежегодный размер пользования: площадь га 104,6 9,0 95,6 0,8 105,4 выбираемый запас: — корневой т. м 3 сыр. сух. - 2,48 - 1,37 - 1,11 - 0,01 - 2,49 — ликвидный т. м 3 сыр. сух. - 1,39 - 0,83 - 0,56 - - 1,39 — деловой т. м 3 сыр. сух. - 0,27 - 0,21 - 0,06 - - 0,27 Преобладающая порода — ясень обыкновенный 1. Выявленный фонд по лесоводственным требованиям га 9,6 - 9,6 - 9,6 т. м 3 сыр. сух. - 0,11 - - 0,11 - - 0,11 2. Срок вырубки или уборки лет х 3 х 3. Ежегодный размер пользования: площадь га 3,2 - 3,2 - 3,2 выбираемый запас: — корневой т. м 3 сыр. сух. - 0,04 - - 0,04 - - 0,04 — ликвидный т. м 3 сыр. сух. - 0,02 - - 0,02 - - 0,02 — деловой м - - - - - Преобладающая порода — ясень зеленый 1. Выявленный фонд по лесоводственным требованиям га 9,3 - 9,3 - 9,3 т. м 3 сыр. сух. - 0,11 - - 0,11 - - 0,11 2. Срок вырубки или уборки лет х 3 х 3. Ежегодный размер пользования: площадь га 3,1 - 3,1 - 3,1 выбираемый запас: — корневой т. м 3 сыр. сух. - 0,03 - - 0,03 - - 0,03 — ликвидный т. м 3 сыр. сух. - 0,01 - - 0,01 - - 0,01 — деловой т. м 3 сыр. сух. - - - - - Преобладающая порода — ильмовые 1. Выявленный фонд по лесоводственным требованиям га 1,1 - 1,1 - 1,1 т. м 3 сыр. сух. - 0,02 - - 0,02 - - 0,02 2. Срок вырубки или уборки лет х 3 х 3. Ежегодный размер пользования: площадь га 0,4 0,4 - 0,4 выбираемый запас: — корневой т. м 3 сыр. сух. - 0,01 - - 0,01 - - 0,01 — ликвидный т. м 3 сыр. сух. - 0,01 - - 0,01 - - 0,01 — деловой т. м 3 сыр. сух. - - - - - Итого твердолиственных: 1. Выявленный фонд по лесоводственным требованиям га 333,8 26,9 306,9 2,4 336,2 т. м 3 сыр. сух. - 7,69 - 4,12 - 3,57 - 0,05 - 7,74 2. Ежегодный размер пользования: площадь га 111,3 9,0 102,3 0,8 112,1 выбираемый запас: — корневой т. м 3 сыр. сух. - 2,56 - 1,37 - 1,19 - 0,01 - 2,57 — ликвидный т. м 3 сыр. сух. - 1,43 - 0,83 - 0,60 - - 1,43 — деловой т. м 3 сыр. сух. - 0,27 - 0,21 - 0,06 - - 0,27 Группа пород — мягколиственные Преобладающая порода — береза 1. Выявленный фонд по лесоводственным требованиям га 10,9 10,5 0,4 6,7 17,6 т. м 3 сыр. сух. - 1,69 - 1,68 - 0,01 - 0,12 - 1,81 2. Срок вырубки или уборки лет х 3 3 3 х 3. Ежегодный размер пользования: площадь га 3,6 3,5 0,1 2,2 5,8 выбираемый запас: — корневой т. м 3 сыр. сух. - 0,56 - 0,56 - - 0,04 - 0,60 — ликвидный т. м 3 сыр. сух. - 0,37 - 0,37 - - - 0,37 — деловой т. м 3 сыр. сух. - 0,06 - 0,06 - - - 0,06 Преобладающая порода — ольха черная 1. Выявленный фонд по лесоводственным требованиям га 3,2 2,7 0,5 16,4 19,6 т. м 3 сыр. сух. - 0,44 - 0,42 - 0,02 - 0,43 - 0,87 2. Срок вырубки или уборки лет х 3 3 3 х 3. Ежегодный размер пользования: площадь га 1,1 0,9 0,2 5,5 6,6 выбираемый запас: — корневой т. м 3 сыр. сух. - 0,15 - 0,14 - 0,01 - 0,15 - 0,30 — ликвидный т. м 3 сыр. сух. - 0,02 - 0,02 - - - 0,02 — деловой т. м 3 сыр. сух. - - - - - Преобладающая порода — осина 1. Выявленный фонд по лесоводственным требованиям га - - - 0,9 0,9 т. м 3 сыр. сух. - - - - 0,04 - 0,04 2. Срок вырубки или уборки лет х 3 х 3. Ежегодный размер пользования: площадь га - - - 0,3 0,3 выбираемый запас: — корневой т. м 3 сыр. сух. - - - - 0,01 - 0,01 — ликвидный т. м 3 сыр. сух. - - - - - — деловой т. м 3 сыр. сух. - - - - - Итого мягколиственных: 1. Выявленный фонд по лесоводственным требованиям га 14,1 13,2 0,9 24,0 38,1 т. м 3 сыр. сух. - 2,13 - 2,10 - 0,03 - 0,59 - 3,59 2. Ежегодный размер пользования: площадь га 4,7 4,4 0,3 8,0 12,7 выбираемый запас: — корневой т. м 3 сыр. сух. - 0,71 - 0,70 - 0,01 - 0,20 - 0,91 — ликвидный т. м 3 сыр. сух. - 0,39 - 0,39 - - - 0,39 — деловой т. м 3 сыр. сух. - 0,07 - 0,07 - - - 0,07 Всего по лесничеству: 1. Выявленный фонд по лесоводственным требованиям га 1454,5 470,4 984,1 133,7 1588,2 т. м 3 сыр. сух. 7,95 118,12 7,87 101,67 0,08 16,45 - 4,70 7,95 122,82 2. Ежегодный размер пользования: площадь га 484,8 156,8 328,0 44,6 529,4 выбираемый запас: — корневой т. м 3 сыр. сух. 2,65 39,36 2,62 33,88 0,03 5,48 - 1,56 2,65 40,92 — ликвидный т. м 3 сыр. сух. 2,38 24,20 2,36 21,11 0,02 3,09 - 2,38 24,20 — деловой т. м 3 сыр. сух. 1,59 7,40 1,58 6,86 0,01 0,54 - 1,59 7,40 Согласно пунктам 30, 31 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 г. № 414, при вы- явлении лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, ко- торые не предусмотрены лесохозяйственным регламентом, а также проектом освоения лесов, указанные мероприятия планируются на основании материалов лесопатологиче- ского обследования. По результатам лесопатологического обследования осуществляется корректировка лесохозяйственного регламента или проекта освоения лесов. Единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов и других негативных факторов воздействия на лес, а также санитарные требования к ис- пользованию лесов, направленные на поддержание полезных функций леса, регламен- тируются: — постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. № 414 «Правила санитарной безопасности в лесах»; — приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 г. № 523 «Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследо- ваний. Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий. Руковод- ство по локализации и ликвидации очагов вредных организмов». В целях осуществления санитарной безопасности в лесах осуществляются: — лесозащитное районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесо- патологической угрозы); — лесопатологическое обследование и лесопатологический мониторинг; — авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов; — санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламленности, загрязнения и иного негативного воздействия и другие); — установление санитарных требований к использованию лесов. Проведение лесопатологических обследований не может быть возложено на лицо, использующее леса (арендатора, пользователя). Исполнителями работ являются организации, в установленном порядке выигравшие конкурс. Планирование лесопатологических обследований В соответствии с пунктом 14 Правил санитарной безопасности в лесах (2007 г.) лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, при обнару- жении признаков появления вредителей, болезней и других факторов обязаны в 5-днев- ный срок проинформировать об этом лесничество или управление лесного хозяйства Липецкой области. Информация направляется в письменном виде путем заполнения листка сигнализа- ции. Учет листков сигнализации ведется в лесничествах в журнале учета листков сигна- лизации. Листки сигнализации хранятся в лесничестве не менее 5 лет. Проверка листков сигнализации и определение необходимых мероприятий по защи- те лесов проводятся в 30-дневный срок с даты получения информации. Если это невоз- можно осуществить в указанный срок по объективным причинам (окончание вегетации или перехода вредителя в фазу, недоступную для учета), то данная информация исполь- зуется для планирования текущих лесопатологических обследований. Мероприятия по защите лесов от воздействия неблагоприятных факторов планиру- ются на основании: — информации из листков сигнализации; — результатов лесопатологического мониторинга; — информации, полученной в процессе осуществления авиационных и наземных ра- бот по охране и защите лесов; — результатов предыдущих лесопатологических обследований. Лесопатологические обследования планируются лесничествами и направляются для утверждения в управление лесного хозяйства Липецкой области. Документированная информация, получаемая при осуществлении лесопатологиче- ских обследований, является основанием для проведения санитарно-оздоровительных и других мероприятий по защите лесов, если они не были предусмотрены лесохозяй- ственным регламентом лесничества, проектом освоения лесов. Санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. № 414, Руководства по проведению санитарно-оздоровительных меропри- ятий (Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 29 декабря 2007 г. № 523) и имеют своей целью улучшение санитарного состояния лесных насаждений, уменьшение угрозы распространения вредных организмов, обеспечение выполнения лесными на- саждениями своих целевых функций, а также снижение ущерба от воздействия неблаго- приятных факторов. Выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляется в соот- ветствии со статьей 19 ЛК и Правилами санитарной безопасности в лесах путем разме- щения заказов на выполнение этих работ, кроме случаев, когда это возложено на лица, использующие леса. Лица, использующие леса в соответствии с договором аренды, выполняют сани- тарно-оздоровительные мероприятия (все или их часть) за собственные средства на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологических обследований с учетом требований Руководства по проведению санитарно-оздоровительных меропри- ятий (Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 29 декабря 2007 г. № 523). К санитарно-оздоровительным мероприятиям относятся: выборочная санитарная рубка; сплошная санитарная рубка; уборка захламленности; защита заготовленной древесины от поражения вредными организмами, в том числе карантинными; профилактические мероприятия; прочие мероприятия, направленные против негативного воздействия на леса (кроме мероприятий по локализации и ликвидации вредных организмов). Санитарно-оздоровительные мероприятия планируются лесничеством в пределах переданных полномочий. Основанием для планирования являются: — результаты лесопатологических обследований; — данные лесопатологического мониторинга; — проект освоения лесов. Необходимость включения лесного участка в план санитарно-оздоровительных мероприятий определяется на основе оценки санитарного состояния лесов с учетом их целевого назначения, категорий защитных лесов, зоны лесопатологической угрозы, транспортной доступности, а также с учетом экологической и экономической целесоо- бразности. Планирование производится в виде годового плана и поквартальных планов-кор- ректировок к лесохозяйственному регламенту в порядке, установленном пунктами 8-14 «Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений» (приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 4 апреля 2012 г. № 126). В планы-корректировки включаются санитарно-оздорови- тельные мероприятия в лесных участках, не вошедших в лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов. Сведения о видах и объемах санитарно-оздоровительных мероприятий, планируе- мых к проведению лицами, использующими леса на основании договора аренды, отра- жаются в подаваемой ежегодно Лесной декларации. В проекте освоения лесов и в лесохозяйственном регламенте санитарно-оздорови- тельные мероприятия предусматриваются не более, чем на 3 года с момента их утверж- дения. Все планы санитарно-оздоровительных мероприятий утверждаются управлением лесного хозяйства Липецкой области. Размещение заказа на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий. Раз- мещение заказа осуществляется путем проведения торгов в порядке, установленном федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на постав- ки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Заказ на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий размещается одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины или без неё. Санитарные рубки и уборка захламленности проводятся в лесах любого целевого назначения и всех категорий защитных лесов. Санитарные рубки не проводятся в молод- няках до созревания в них деловой древесины, в этом случае проводятся уборка захлам- ленности, рубки ухода или другие лесохозяйственные мероприятия. Уборка захламлен- ности проводится при необходимости удаления из насаждения стоящих или лежащих стволов деревьев, утративших свои деловые качества (неликвидная древесина и дрова). Выборочные санитарные рубки проводятся в целях оздоровления насаждений, ча- стично утративших устойчивость, восстановления их целевых функций, локализации и ликвидации очагов стволовых вредителей и опасных инфекционных заболеваний. После проведения выборочных санитарных рубок полнота насаждений не должна быть ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять функции, соответствующие их категориям защитности или целевому назначению. После повреждения древостоев огнем к выборочной санитарной рубке следует при- ступать в возможно короткие сроки и заканчивать на весенних гарях до 1 июля, ранне- летних — до 1 августа, позднелетних и осенних — до 1 мая следующего года. Сплошные санитарные рубки — рубки, при которых вырубается весь древостой на площади 0,1 га и более. Нельзя проводить сплошную рубку на всем выделе, если в нем имеются куртины здорового леса площадью от 0,1 га и более. Сплошные санитарные рубки проводятся в насаждениях, в которых после удаления деревьев, подлежащих рубке, полнота становится ниже предельных величин, при ко- торых обеспечивается способность древостоев выполнять функции, соответствующие категориям защитных лесов или целевому назначению. Расчет фактической полноты древостоя производится при проведении лесопатологического обследования. Сроки и технологию проведения сплошных санитарных рубок увязывают с биологией основных вредителей и болезней, лесоводственной характеристикой насаждения, обе- спеченностью его естественным возобновлением. Уборка захламленности (неликвидной древесины и дров), в том числе валежа, про- водится, как правило, одновременно с другими лесохозяйственными мероприятиями — рубками ухода, выборочными и сплошными санитарными рубками. Как самостоятельное мероприятие, уборка захламленности проводится в местах об- разования ветровала, бурелома, снеголома, верховых пожаров и других повреждений деревьев при наличии неликвидной древесины и дров более 90% от общего запаса на- саждения. Санитарные мероприятия при хранении древесины на складах, погрузочных пунктах и при перевозке: Все лесопользователи при оставлении (хранении) заготовленной древесины в лесах в весенне-летний период на срок более 30 дней обязаны принять меры по предохране- нию ее от заселения стволовыми вредителями. В этих целях древесина в виде круглых лесоматериалов (сортиментов), долготья или хлыстов должна быть окорена или обрабо- тана инсектицидами. Контроль за соблюдением правил хранения древесины на лесных складах и погру- зочных пунктах, находящихся в лесу, либо на расстоянии до 0,5 км от него, осуществля- ют лесничества. Заготовленные лесоматериалы, заселенные стволовыми вредителями, обитающими под корой, должны быть немедленно окорены (кора сожжена с соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах) или обработаны инсектицидами до вылета насекомых из-под коры. Перевозка заселенных стволовыми вредителями, обитающими под корой, лесоматериалов допускается только после их окорки либо обработки инсектицидами. Профилактические мероприятия При различных видах использования лесов не допускается уничтожение муравейни- ков, гнезд, нор или других мест обитания животных. В лесах, используемых в рекреационных целях, лесопользователем организуются наблюдения за состоянием лесных насаждений, по результатам которых осуществляет- ся регулирование рекреационной нагрузки, проводятся необходимые санитарно-оздо- ровительные мероприятия в порядке, предусмотренном Руководством по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий. Лесничество должно осуществлять пропаганду соблюдения лицами, использующи- ми леса, Правил санитарной безопасности в лесах. В этих целях используется изготов- ление плакатов, аншлагов, листовок и т.п. Отчет о санитарно-оздоровительных мероприятиях представляется гражданами и юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, а также мероприятия по их защите — в лесной реестр в соответствии с утвержденным порядком. Мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов Мероприятия по локализации и ликвидации очагов обеспечиваются управлением лесного хозяйства Липецкой области в пределах полномочий, определённых в соответ- ствии со статьями 81-84 Лесного кодекса (ФЗ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ). Осуществление мероприятий по локализации и ликвидации очагов не возлагается на лиц, использующих леса (Лесной кодекс статья 55, пункты 1-2). На арендованных землях лесопользователь имеет право проводить мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов по собственной инициативе и за собственные средства. Для этого он обязан: — не менее чем за 6 месяцев до начала работ предоставить в уполномоченные ор- ганы декларацию о намеченных мероприятиях с указанием вида вредного организма, площади, способа и сроков обработки насаждений, используемого препарата; — соблюдать требования нормативно-правовых актов Российской Федерации, регу- лирующих безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами; — обеспечивать проведение карантинных мероприятий на арендованном участке на срок проведения обработок.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz