Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 223 /24351/ 21 НОЯБРЯ 2012 18 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Продолжение. Начало на 5–17-й стр. К целевым показателям по уменьшению антропогенного воздействия в отношении рекреационных объектов следует отнести следующие условия, в обязательном порядке закладываемые в «Проекты освоения лесов». 1. Проектирование возведения временных целевых сооружений только на нелесных и непокрытых лесом землях, с сохранением лесных земель не менее 50-60% общей пло- щади лесного участка. 2. Проектирование специальных мероприятий по уменьшению дигрессии среды, при этом на участках с третьей и более степенью дигрессии такие мероприятия обязатель- ны. 3. При преобладании в составе лесного участка нелесных или непокрытых лесом зе- мель проектируются мероприятия по увеличению покрытых лесом земель. В объектах, арендуемых для заготовки древесины, процесс антропогенного воздей- ствия регламентируется комплексом мер по соблюдению «Правил …», «Наставлений …» по всему технологическому циклу от проектирования способов заготовки до лесовосста- новления вырубленных площадей, Дополнительно к определенному комплексу мер в условиях области устанавливается требование по запрещению переруба и равномерному освоению расчетных лесосек в пределах хозсекций (пород). Использование расчетной лесосеки ввиду применения экономических и технических условий устанавливается как среднее за 5-летний период. При осуществлении видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства целевым показателем по уменьшению на- грузки на лес является требование по сохранению оптимальной численности животных, и прежде всего копытных. Обязательства пользователей животного мира по предотвращению ущерба среде обитания закреплены в статье 26 «Закона о животном мире». Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно, либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба живот- ному миру, а при их отсутствии – по фактическим затратам на компенсацию обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. В случае невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизне- деятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному хозяйству, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным ми- ром является членом такого фонда. Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закре- пленных за ними территориях, акваториях. В случаях, если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объек- тов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миров в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйствам, ответственность за нанесенный ущерб несут должност- ные лица соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Применение указанной статьи зависит прежде всего от выполнения значений опти- мальной численности и, следовательно, от величины отстрела. Существенный вред лесным экосистемам наносит разработка месторождений по- лезных ископаемых. Основной мерой, обеспечивающей восстановление лесной среды после разработки месторождений, является рекультивация земель. Технология ре- культивации, график ее проведения детально рассматриваются в «Проектах освоения лесов», и задача органов управления состоит в надлежащем контроле за ходом работ по рекультивации. Третья группа факторов, оказывающих влияние на лес, представлена мероприя- тиями по охране, защите и воспроизводству лесов. Эти мероприятия призваны улучшать состояние лесов, обеспечивают его охрану и защиту, их проведение регламентируется комплексом нормативных документов. При практическом применении возможных тех- нических решений предпочтение следует отдавать мероприятиям с меньшим объемом искусственного воздействия на леса. 2.16.2. Нормативы мероприятий по защите лесов от вредных организмов 2.16.2.1. Нормативы мероприятий по защите от вредных организмов Мероприятия по защите от вредных организмов предусмотрены согласно Правилам санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. № 414, приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 г. № 523 «Руководство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований. Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий. Руководство по локализации и ликвидации очагов вредных организмов. Руководство по проведению лесопатологического мониторинга». Общее санитарное состояние лесов лесничества можно оценить как удовлетво- рительное. На момент составления лесохозяйственного регламента, по данным лесо- устройства, очагов вредителей и болезней леса не выявлено. Крупные очаги массового размножения хвое-листогрызущих вредителей отсутству- ют. Из болезней леса наиболее распространена стволовая гниль, которая поражает в основном перестойные осиновые насаждения. Выявленный объем сухостойного леса и захламленности является естественным от- падом и не является тревожным фактором в санитарном отношении. В целях оздоровления насаждений и недопущения распространения вредителей и болезней леса необходимо ежегодно проводить на территории лесничества лесозащит- ные мероприятия и санитарно-оздоровительные мероприятия, связанные с вырубкой погибших и поврежденных деревьев. В лесах лесничества (категория защитных лесов – леса лесопарковых зон) при про- ведении лесозащитных мероприятий не рекомендуется применять ядохимикаты, а следует ориентироваться на механические, биотехнические и лесохозяйственные меры борьбы. Таблица 2.16.2.1. Нормативы мероприятий по защите лесов от вредных организмов №№ Мероприятия Един. измер. Рекомендуемые объемы Сроки прове- дения 1 2 3 4 5 1. Лесопатологическое обследование тыс.га 2,0 постоянно 2. Локализация и ликвидация очагов вредителей и болезней леса га 100 постоянно 3. Опрыскивание питомников га 2 ежегодно 4. Профилактические мероприятия: - развешивание гнездовий для птиц шт. 120 постоянно - устройство кормушек для птиц шт. 30 постоянно В зависимости от появления и развития очагов вредителей и болезней леса, измене- ния санитарного состояния насаждений, рекомендуемые виды и объемы лесозащитных мероприятий должны уточняться и корректироваться на основании лесопатологических обследований. При выполнении мероприятий по лесозащите необходимо руководствоваться Правилами санитарной безопасности в лесах, утвержденными постановлением Прави- тельства Российской Федерации 29.06.2007 г. № 414, а также приложением 4 приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 г. № 523 «Руководство по лока- лизации и ликвидации очагов вредных организмов». Примечание: при передаче лесных участков в аренду, лесозащитные мероприятия на арендных лесных участках, предусматриваются проектом освоения лесов и в полном объеме выполняются арендатором лесных участков. 2.16.2.2. Нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий Таблица 2.16.2.2. № п/п Показатели Един. измере- ния Рубка погибших и поврежденных лесных насаждений Очистка лесов от захлам- ленности Итого всего в том числе: сплошная выбороч- ная 1 2 3 4 5 6 7 8 Сосна 1. Выявленный фонд по лесоводственным требованиям га 893,3 60,0 833,3 16,7 910,0 т.м 3 сыр. сух. 209,6 18,7 10,6 3,0 199,0 15,7 - 0,6 209,6 19,3 2. Срок вырубки или уборки лет х 2 3 3 х 3. Ежегодный размер пользования: площадь га 307,8 30,0 277,8 5,6 313,4 выбираемый запас: - корневой т.м 3 сыр. сух. 5,3 6,7 5,3 1,5 - 5,2 - 0,2 5,3 6,9 - ликвидный т.м 3 сыр. сух 4,7 3,6 4,7 0,9 - 2,7 - 4,7 3,6 - деловой т.м 3 сыр. сух 3,2 0,5 3,2 – - 0,5 - 3,2 0,5 Дуб 1. Выявленный фонд по лесоводственным требованиям га 568,1 56,0 512,1 - 568,1 т.м 3 сыр. сух 92,2 9,8 5,9 4,4 86,3 5,4 - 92,2 9,8 2. Срок вырубки или уборки лет х 2 3 х х 3. Ежегодный размер пользования: площадь га 198,8 28,0 170,8 - 198,8 выбираемый запас: - корневой т.м 3 сыр. сух 3,0 4,0 3,0 2,2 - 1,8 - 3,0 4,0 - ликвидный т.м 3 сыр. сух 2,7 2,4 2,7 1,5 - 0,9 - 2,7 2,4 - деловой т.м 3 сыр. сух 0,9 0,1 0,9 – - 0,1 - 0,9 0,1 Береза 1. Выявленный фонд по лесоводственным требованиям га 4,3 - 4,3 - 4,3 т.м 3 сыр. сух. 0,7 – - 0,7 – - 0,7 – 2. Срок вырубки или уборки лет х 2 3 х - 3. Ежегодный размер пользования: площадь га 1,5 - 1,5 - 1,5 выбираемый запас: - корневой т.м 3 сыр. сух. - - - - - - ликвидный т.м 3 сыр. сух. - - - - - - деловой т.м 3 сыр. сух. - - - - - Осина 1. Выявленный фонд по лесоводственным требованиям га 21,6 13,6 8,0 - 21,6 т.м 3 сыр. сух. 5,7 0,4 3,6 0,2 2,1 0,2 - 5,7 0,4 2. Срок вырубки или уборки лет х 2 3 х - 3. Ежегодный размер пользования: 1 2 3 4 5 6 7 8 площадь га 9,5 6,8 2,7 - 9,5 выбираемый запас: - корневой т.м 3 сыр. сух. 1,8 0,1 1,8 0,1 - - 1,8 0,1 - ликвидный т.м 3 сыр. сух. - 0,1 - 0,1 - - - 0,1 - деловой т.м 3 сыр. сух. - - - - - Итого мягколиственных: 1. Выявленный фонд по лесоводственным требованиям га 25,9 13,6 12,3 - 25,9 т.м 3 сыр. сух. 6,4 0,4 3,6 0,2 2,8 0,2 - 6,4 0,4 2. Ежегодный размер пользования: площадь га 11,0 6,8 4,2 - 11,0 выбираемый запас: - корневой т.м 3 сыр. сух. 1,8 0,1 1,8 0,1 - - 1,8 0,1 - ликвидный т.м 3 сыр. сух. - 0,1 - 0,1 - - - 0,1 - деловой т.м 3 сыр. сух. - - - - - Всего 1. Выявленный фонд по лесоводственным требованиям га 1487,3 129,6 1357,7 16,7 1504,0 т.м 3 сыр. сух. 308,2 28,9 20,1 7,6 288,1 21,3 - 0,6 308,2 29,5 2. Ежегодный размер пользования: площадь га 517,6 64,8 452,8 5,6 523,2 выбираемый запас: - корневой т.м 3 сыр. сух. 10,1 10,8 10,1 3,8 - 7,0 - 0,2 10,1 11,0 - ликвидный т.м 3 сыр. сух. 7,4 6,1 7,4 2,5 - 3,6 - 7,4 6,1 - деловой т.м 3 сыр. сух. 4,1 0,6 4,1 – - 0,6 - 4,1 0,6 Примечание: лесные участки, на которых лесоустройством 2001 г. было предусмо- трено проведение сплошных санитарных рубок, учитывая срок, прошедший после лесоустройства, подлежат лесопатологическому обследованию с целью обоснованности их проведения. Выход деловой древесины может быть меньше, так как при проведении санитарной рубки в рубку назначаются деревья в основном 5-6 категории состоя- ния, свежий сухостой и старый сухостой (Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий к приказу Рослесхоза от 29.12.2007 г. № 523). Согласно пунктам 30, 31 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 г. № 414, при вы- явлении лесов, требующих проведения санитарно-оздоровительных мероприятий, ко- торые не предусмотрены лесохозяйственным регламентом, а также проектом освоения лесов, указанные мероприятия планируются на основании материалов лесопатологиче- ского обследования. По результатам лесопатологического обследования осуществляется корректировка лесохозяйственного регламента или проекта освоения лесов. Единый порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов и других негативных факторов воздействия на лес, а также санитарные требования к ис- пользованию лесов, направленные на поддержание полезных функций леса регламенти- руются: – постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. № 414 «Правила санитарной безопасности в лесах»; – приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.12.2007 г. № 523 «Руко- водство по планированию, организации и ведению лесопатологических обследований. Руководство по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий. Руководство по локализации и ликвидации очагов вредных организмов». В целях осуществления санитарной безопасности в лесах осуществляются: – лесопатологическое районирование (определение зон слабой, средней и сильной лесопатологической угрозы); – лесопатологическое обследование и лесопатологический мониторинг; – авиационные и наземные работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов; – санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламленности, загрязнения и иного негативного воздействия и другие); – установление санитарных требований к использованию лесов. Проведение лесопатологических обследований не может быть возложено на лицо, использующее леса (арендатора, пользователя). Исполнителями работ являются организации, в установленном порядке выигравшие конкурс. Планирование лесопатологических обследований В соответствии с пунктом 14 Правил санитарной безопасности в лесах (2007 г.) лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, при обнару- жении признаков появления вредителей, болезней и других факторов обязаны в 5-днев- ный срок проинформировать об этом лесничество или Управление лесного хозяйства Липецкой области. Информация направляется в письменном виде путем заполнения листка сигнализа- ции. Учет листков сигнализации ведется в лесничествах в журнале учета листков сигна- лизации. Листки сигнализации хранятся в лесничестве не менее 5 лет. Проверка листков сигнализации и определение необходимых мероприятий по защи- те лесов проводится в 30-дневный срок с даты получения информации. Если это невоз- можно осуществить в указанный срок по объективным причинам (окончание вегетации или перехода вредителя в фазу, недоступную для учета), то данная информация исполь- зуется для планирования текущих лесопатологических обследований. Мероприятия по защите лесов от воздействия неблагоприятных факторов планиру- ются на основании: – информации из листков сигнализации; – результатов лесопатологического мониторинга; – информации, полученной в процессе осуществления авиационных и наземных ра- бот по охране и защите лесов; – результатов предыдущих лесопатологических обследований. Лесопатологические обследования планируются лесничествами и направляются для утверждения в Управление лесного хозяйства Липецкой области. Документированная информация, получаемая при осуществлении лесопатологиче- ских обследований, является основанием для проведения санитарно-оздоровительных и других мероприятий по защите лесов, если они не были предусмотрены лесохозяй- ственным регламентом лесничества, проектом освоения лесов. Документальная информация, полученная при лесопатологическом обследовании и соответственно оформленная в 7-дневный срок после завершения, направляется в фи- лиал ФГУ «Рослесзащита» «ЦЗЛ Тульской области». Санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Правил санитарной безопасности в лесах (утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. № 414), Руководства по проведению санитарно-оздоровительных меропри- ятий (Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 29 декабря 2007 г. № 523) и имеют своей целью улучшение санитарного состояния лесных насаждений, уменьшение угрозы распространения вредных организмов, обеспечение выполнения лесными на- саждениями своих целевых функций, а также снижение ущерба от воздействия неблаго- приятных факторов. Выполнение санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляется в соот- ветствии со статьей 19 ЛК и Правилами санитарной безопасности в лесах путем разме- щения заказов на выполнение этих работ, кроме случаев, когда это возложено на лица, использующих леса. Лица, использующие леса в соответствии с договором аренды, выполняют санитарно-оздоровительные мероприятия (все или их часть) за собственные средства на основании проекта освоения лесов и результатов лесопатологических обследований с учетом требований Руководства по проведению санитарно-оздоровительных меропри- ятий (Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 29 декабря 2007 г. № 523). К санитарно-оздоровительным мероприятиям относятся: – выборочная санитарная рубка; – сплошная санитарная рубка; – уборка захламленности; – защита заготовленной древесины от поражения вредными организмами, в том числе карантинными; – профилактические мероприятия; – прочие мероприятия, направленные против негативного воздействия на леса (кро- ме мероприятий по локализации и ликвидации вредных организмов). Санитарно-оздоровительные мероприятия планируются лесничеством в пределах переданных полномочий. Основанием для планирования являются: – результаты лесопатологических обследований; – данные лесопатологического мониторинга; – проект освоения лесов. Необходимость включения лесного участка в план санитарно-оздоровительных мероприятий определяется на основе оценки санитарного состояния лесов с учетом их целевого назначения, категорий защитных лесов, зоны лесопатологической угрозы, транспортной доступности, а также с учетом экологической и экономической целесо- образности. Планирование производится в виде годового плана и поквартальных планов- корректировок к лесохозяйственному регламенту в порядке, установленном пунктами 8-14 «Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроки их дей- ствия и порядка внесения в них изменений» (Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 4 апреля 2012 г. № 126). В планы-корректировки включаются Санитарно- оздоровительные мероприятия в лесных участках, не вошедших в лесохозяйственный регламент и проект освоения лесов. Сведения о видах и объемах санитарно-оздоровительных мероприятий, планируе- мых к проведению лицами, использующими леса на основании договора аренды, отра- жаются в подаваемой ежегодно Лесной декларации. В проекте освоения лесов и в лесохозяйственном регламенте санитарно- оздоровительные мероприятия предусматриваются не более чем на 3 года с момента их утверждения. Все планы санитарно-оздоровительных мероприятий утверждаются Управлением лесного хозяйства Липецкой области. Размещение заказа на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий. Раз- мещение заказа осуществляется путем проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на постав- ки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Заказ на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий размещается одновременно с продажей лесных насаждений для заготовки древесины или без неё. Санитарные рубки и уборка захламленности проводятся в лесах любого целевого назначения и всех категорий защитных лесов. Санитарные рубки не проводятся в мо- лодняках до созревания в них деловой древесины, в этом случае проводятся уборка за- хламленности, рубки ухода или другие лесохозяйственные мероприятия. Уборка захлам- ленности проводится при необходимости удаления из насаждения стоящих или лежащих стволов деревьев, утративших свои деловые качества (неликвидная древесина и дрова). Выборочные санитарные рубки проводятся в целях оздоровления насаждений, ча- стично утративших устойчивость, восстановления их целевых функций, локализации и ликвидации очагов стволовых вредителей и опасных инфекционных заболеваний. После проведения выборочных санитарных рубок полнота насаждений не должна быть ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять функции, соответствующие их категориям защитности или целевому назначению. После повреждения древостоев огнем к выборочной санитарной рубке следует при- ступать в возможно короткие сроки и заканчивать на весенних гарях до 1 июля, ранне- летних – до 1 августа, позднелетних и осенних - до 1 мая следующего года. Сплошные санитарные рубки – рубки при которых вырубается весь древостой на площади 0,1 га и более. Нельзя проводить сплошную рубку на всем выделе, если в нем имеются куртины здорового леса площадью от 0,1 га и более. Сплошные санитарные рубки проводятся в насаждениях, в которых после удаления деревьев, подлежащих рубке, полнота становится ниже предельных величин, при ко- торых обеспечивается способность древостоев выполнять функции, соответствующие категориям защитных лесов или целевому назначению. Расчет фактической полноты древостоя производится при проведении лесопатологического обследования. Сроки и технологию проведения сплошных санитарных рубок увязывают с биологией основных вредителей и болезней, лесоводственной характеристикой насаждения, обе- спеченностью его естественным возобновлением. Уборка захламленности (неликвидной древесины и дров), в том числе валежа, про- водится, как правило, одновременно с другими лесохозяйственными мероприятиями – рубками ухода, выборочными и сплошными санитарными рубками. Как самостоятельное мероприятие уборка захламленности проводится в местах об- разования ветровала, бурелома, снеголома, верховых пожаров и других повреждений деревьев при наличии неликвидной древесины и дров более 90% от общего запаса на- саждения. Санитарные мероприятия при хранении древесины на складах, погрузочных пунктах и при перевозке: Все лесопользователи при оставлении (хранении) заготовленной древесины в лесах в весенне-летний период на срок более 30 дней обязаны принять меры по предохране- нию ее от заселения стволовыми вредителями. В этих целях древесина в виде круглых лесоматериалов (сортиментов), долготья или хлыстов должна быть окорена или обрабо- тана инсектицидами. Контроль за соблюдением правил хранения древесины на лесных складах и погру- зочных пунктах, находящихся в лесу, либо на расстоянии до 0,5 км от него, осуществляют лесничества. Заготовленные лесоматериалы, заселенные стволовыми вредителями, обитающи- ми под корой, должны быть немедленно окорены (кора сожжена с соблюдением Правил пожарной безопасности в лесах) или обработаны инсектицидами до вылета насекомых из-под коры. Перевозка заселенных стволовыми вредителями, обитающими под корой, лесоматериалов допускается только после их окорки либо обработки инсектицидами. Профилактические мероприятия При различных видах использования лесов не допускается уничтожение муравейни- ков, гнезд, нор или других мест обитания животных. В лесах, используемых в рекреационных целях, лесопользователем организуются наблюдения за состоянием лесных насаждений, по результатам которых осуществля- ется регулирование рекреационной нагрузки, проводятся необходимые санитарно- оздоровительные мероприятия в порядке, предусмотренном Руководством по проведе- нию санитарно-оздоровительных мероприятий. Лесничество должно осуществлять пропаганду соблюдения лицами, использующи- ми леса, Правил санитарной безопасности в лесах. В этих целях используется изготов- ление плакатов, аншлагов, листовок и т.п. Отчет о санитарно-оздоровительных мероприятиях представляется гражданами и юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, а также мероприятия по их защите, в лесной реестр в соответствии с утвержденным порядком. Лесничества ежемесячно представляют в филиал ФГУ «Рослесозащита» «ЦЗЛ Тульской области» от- чет «Сведения о назначении и проведении санитарно-оздоровительных мероприятий в ослабленных и усыхающих насаждениях». Мероприятия по локализации и ликвидации очагов вредных организмов Мероприятия по локализации и ликвидации очагов обеспечиваются Управлением лесного хозяйства Липецкой области в пределах полномочий, определённых в соответ- ствии со статьями 81-84 Лесного кодекса (ФЗ от 4 декабря 2006 г. № 200). Осуществление мероприятий по локализации и ликвидации очагов не возлагается на лиц, использующих леса (Лесной кодекс статья 55, пункты 1-2). На арендованных зем- лях лесопользователь имеет право проводить мероприятия по локализации и ликвида- ции очагов вредных организмов по собственной инициативе и за собственные средства. Для этого он обязан: – не менее чем за 6 месяцев до начала работ предоставить в уполномоченные орга- ны декларацию о намеченных мероприятиях с указанием вида вредного организма, пло- щади, способа и сроков обработки насаждений, используемого препарата; – соблюдать требования нормативно-правовых актов Российской Федерации, регу- лирующих безопасное обращение с пестицидами и агрохимикатами; – обеспечивать проведение карантинных мероприятий на арендованном участке на срок проведения обработок. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, запрещается использование химиче- ских и токсичных препаратов для локализации и ликвидации очагов. Запрещается проведение обработок химическими и токсичными препаратами лес- ных насаждений (Санитарные правила и нормы 1.2.1077-01 от 8 ноября 2001 г. № 34): – в зонах отдыха населения и расположения оздоровительных учреждений; – в зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водо- снабжения; – в 300-метровых зонах при проведении наземных работ вокруг рыбохозяйствен- ных водоемов, источников хозяйственно-питьевого водоснабжения населения, ферм и скотных дворов, птицеферм, мест выпаса скота, от участков под посевами сельско- хозяйственных культур, идущих в пищу без тепловой обработки (лук на перо, петрушка, сельдерей, щавель, горох, укроп, томаты, огурцы, клубника, малина, смородина и др.). Земли лесного фонда с наличием массовых очагов вредных организмов могут объ- являться зоной чрезвычайной ситуации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуа- ций природного и техногенного характера» и приказом МЧС от 8 июля 2004 года № 329. Планирование мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организ- мов осуществляется Управлением лесного хозяйства Липецкой области. Основанием для планирования мер по локализации и ликвидации очагов вредных организмов являются данные лесопатологических обследований, лесопатологического мониторинга и декларации лесопользователей. Работы по локализации и ликвидации очагов вредных организмов, в том числе ка- рантинных объектов, планируют, если предстоящее суммарное повреждение вредителя- ми (вредными организмами) угрожает жизнеспособности насаждений. Отчет о проведенных мероприятиях по локализации очагов Лесничество в течение всего периода мероприятий по локализации и ликвидации очагов вредных организмов еженедельно представляют сведения о площади прове- денных работ в уполномоченные органы и филиал ФГУ «Рослесозащита «ЦЗЛ Тульской области». Информация о проведенных мероприятиях по локализации и ликвидации очагов в установленном порядке включается в лесной реестр «Отчет о проведенных мероприя- тиях по локализации и ликвидации очагов») и статистическую форму отчетности 12-ЛХ. 2.16.3. Требования к воспроизводству лесов (нормативы, параметры, сроки проведения мероприятий по лесовосстановлению, уходу за лесами) 2.16.3.1. Нормативы и параметры ухода за лесами, не связанного с заготовкой древесины Таблица 2.16.3.1.1. Нормативы и параметры ухода за лесами, не связанного с заготовкой древесины Породы Площадь, га Выру- баемый запас, м 3 сыр./сух. Срок повто- ряемости, лет Ежегодный размер площадь, га Вырубаемый сыр./сух. общий, м 3 с 1 га/м 3 1 2 3 4 5 6 7 Осветления Хвойные Сосна 58,9 199 5 11,8 39 3 Ель 42,5 98 5 8,5 19 2 Итого хвойных 101,4 297 20,3 58 2 Твердолиственные Дуб 69,2 286 3 23,1 98 4 Ясень 2,7 6 0,9 2 2 Клен 5,0 9 1,7 3 1 Акация 1,4 11 0,5 3 6 Итого твердолиственных 78,3 322 26,2 106 4 Мягколиственные Береза 121,2 194 5 24,2 38 1 Осина 14,8 83 5 2,9 16 5 Итого мягколиственных 136,0 277 27,1 54 1 Итого по лесничеству 315,7 896 73,6 218 2 Прочистка Хвойные Сосна 93,0 1418 7 13,3 202 15 Ель 52,9 511 7 7,6 72 12 Итого хвойных 145,9 1929 20,9 274 13 Твердолиственные Дуб 166,7 1568 5 33,2 310 9 Итого твердолиственных 166,7 1568 33,2 310 9 Мягколиственные Береза 114,9 517 10 23,0 103 4 Осина 18,4 385 10 3,7 77 20 Итого мягколиственных 133,3 902 26,7 180 6 Итого по лесничеству 445,9 4399 80,8 764 9 Всего рубок ухода 761,6 5295 154,4 982 6 Осветления направлены на улучшение породного и качественного состава молодня- ков и условий роста деревьев главной древесной породы; прочистки направлены на ре- гулирование густоты лесных насаждений и улучшение условий роста деревьев главной древесной породы, а также на продолжение формирования породного и качественного состава лесных насаждений. Осветления и прочистки проводятся при облиственном состоянии деревьев в тече- ние всего вегетационного периода. В хвойных молодняках целесообразна позднеосенняя и раннезимняя рубка до обра- зования глубокого снежного покрова. Возрастные периоды проведения рубок осветления и прочисток приведены в главе 2 (таблица 2.1.7). Нормативы рубок ухода за лесами в разрезе пород, типов лесорастительных усло- вий, бонитетов, групп насаждений по составу до ухода, минимальная сомкнутость поло- га после ухода, процент выборки по массе приведены в таблицах 2.1.8.1 – 2.1.8.8. 2.16.3.2. Нормативы и параметры мероприятий по лесовосстановлению и лесоразведению Методы лесовосстановления и лесоразведения Лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погиб- ших, поврежденных лесов. Лесовосстановление должно обеспечивать восстановление лесных насаждений, сохранение биологического разнообразия лесов, сохранение по- лезных функций лесов. Лесовосстановление осуществляется путем (способы лесовосстановления) есте- ственного, искусственного или комбинированного восстановления лесов. Организация работ по лесовосстановлению и лесоразведению должна соответство- вать требованиям Лесного кодекса РФ, Правилам лесоразведения, утвержденным при- казом Федерального агентства лесного хозяйства от 10 января 2012 г. № 1, Правилам лесовосстановления, утвержденным приказом МПР РФ от 16.07.2007 г. № 183. Оптимальным временем посадки леса является первая половина апреля, так как в этот период времени корнеобразовательная способность выражена наиболее сильно, а влажность и температура воздуха и почвенной среды наиболее благоприятны для раз- вития корневых систем. Продолжение на 19-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz