Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 223 /24351/ 21 НОЯБРЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 17 Продолжение на 18-й стр. Продолжение. Начало на 5–16-й стр. 5) устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного во- доснабжения; 6) проведение работ по гидромелиорации; 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; 9) прочистку просек, прочистку противопожарных минерализованных полос и их об- новление; 10) эксплуатацию пожарных водоемов и подъездов к источникам водоснабжения; 11) благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации; 12) установку и эксплуатацию шлагбаумов, устройство преград, обеспечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности; 13) создание и содержание противопожарных заслонов и устройство лиственных опушек; 14) установку и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих ин- формацию о мерах пожарной безопасности в лесах. 15) строительство, реконструкцию и эксплуатацию пожарно-химических станций; 16) организацию пожарных формирований, добровольных пожарных дружин, их под- готовку и обеспечение их готовности. б) обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров, включаю- щее: 1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; 2) содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и оповещения; 3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряже- ния и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов. в) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, включающий: 1) наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; 2) организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; 3) организацию патрулирования лесов; 4) прием и учет сообщений о лесных пожарах, а также оповещение населения и противопожарных служб о пожарной безопасности в лесах и лесных пожарах специали- зированными диспетчерскими службами. г) разработка плана тушения лесных пожаров, устанавливающего: 1) перечень и состав лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудова- ния, противопожарного снаряжения и инвентаря, иных средств предупреждения и туше- ния лесных пожаров на соответствующей территории, порядок привлечения и использо- вания таких средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 2) перечень сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно- спасательных формирований, которые могут быть привлечены в установленном порядке к тушению лесных пожаров и порядок привлечения таких сил и средств в соответствии с уровнем пожарной опасности в лесах; 3) мероприятия по координации работ, связанных с тушением лесных пожаров; 4) меры по созданию резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, транспортных средств и горюче-смазочных материалов; 5) иные мероприятия. В случае, если план тушения лесных пожаров предусматривает привлечение в установленном порядке сил и средств подразделений пожарной охраны и аварийно- спасательных формирований, он подлежит согласованию с соответствующими феде- ральными органами исполнительной власти. Сводный план тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Фе- дерации утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) и согласо- вывается руководителем Федерального агентства лесного хозяйства. д) тушение лесных пожаров, включающее: 1) обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его гра- ниц, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; 2) доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного по- жара и обратно; 3) локализацию лесного пожара; 4) ликвидацию лесного пожара; 5) наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; 6) предотвращение возобновления лесного пожара. 7) обеспечение лиц, привлеченных на тушение лесных пожаров спецодеждой, сред- ствами передвижения, питанием, медицинской помощью. е) ограничения пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопас- ности или санитарной безопасности в лесах Органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса, ограни- чивают пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности или сани- тарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. ё) мероприятия по ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вслед- ствие лесных пожаров, в том числе: – аварийно-спасательные и другие неотложные работы, включающие осуществление выборочных и сплошных рубок лесных насаждений, в том числе в целях создания проти- вопожарных разрывов. Решение об осуществлении таких рубок принимают органы государственной власти или органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соот- ветствии со статьями 81-84 Лесного кодекса. Привлечение граждан, юридических лиц к осуществлению мероприятий по ликвида- ции чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осущест- вляется в соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2011 г. № 344. ж) мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, воз- никшей вследствие лесных пожаров, включающие: 1) Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, воз- никшей вследствие лесных пожаров, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляемые органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах полномочий указанных органов, опреде- ленных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса. Мероприятия по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в лесах, возник- шей вследствие лесных пожаров, осуществляются в первую очередь на лесных участках, имеющих общую границу с населенными пунктами или земельными участками, на кото- рых расположены объекты инфраструктуры. Граждане вправе осуществлять в первоочередном порядке заготовку древесины для собственных нужд, заготовку и сбор недревесных лесных ресурсов для собственных нужд на лесных участках, на которых осуществляется ликвидация последствий чрезвы- чайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, в порядке, установ- ленном статьями 30 и 33 Лесного кодекса. При размещении заказа на выполнение работ по ликвидации последствий чрезвы- чайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, осуществляется про- дажа лесных насаждений для заготовки древесины в порядке, установленном частью 3 статьи 19 Лесного кодекса. Объем древесины, заготовленной при ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров и последствий этой чрезвычайной ситуации, в расчетную лесосеку не включается. По результатам осуществления мероприятий по ликвидации чрезвычайной ситуа- ции в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров и последствий этой чрезвычайной ситуации, вносятся изменения в лесной план области, лесохозяйственный регламент лесничества и проекты освоения лесов. 3) Выполнение работ по охране лесов от лесных пожаров: 1. Работы по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах выполняются специализированными государственными бюджет- ными и автономными учреждениями, имеющими лицензию на деятельность по тушению лесных пожаров, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полно- мочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81-83 Лесного кодекса. 2. В случае, если выполнение работ по тушению лесных пожаров или осуществлению мер пожарной безопасности в лесах не возложено в установленном порядке на государ- ственные учреждения, указанные в части 1 настоящей статьи, органы государственной власти размещают заказы на выполнение данных работ в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». 3. Для участия в выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах органы государственной власти вправе привлекать добровольных пожарных. 4. Работы по строительству лесопожарных дорог проводятся в соответствии с разра- ботанной и утвержденной проектной документацией. и) Иные мероприятия по охране лесов от пожаров: 1) Проведение совместно с органами противопожарной службы МЧС России и пред- ставителями Минобороны России, арендаторов совместных учений по отработке прие- мов тушения лесных пожаров и взаимодействия служб. 2) Проведение совместно с правоохранительными органами оперативной работы по выявлению и пресечению нарушений правил пожарной безопасности в лесах и при- влечению к установленной ответственности виновных в возникновении лесных пожаров. Таблица 2.16.1.1. Распределение территории лесничества по классам природной пожарной опасности площадь, га № п/п Наименование участкового лесничества Площадь по классам природной пожарной опасности Итого Средний класс I II III IV V 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1. Задонское - 1666 2245 4096 60 8067 3,3 2. Октябрьское - 240 1218 4992 180 6630 3,8 3. Хлевенское - 976 2750 4514 412 8652 3,5 4. Конь-Колодезское - 105 475 1124 - 1704 3,6 Всего - 2987 6688 14726 652 25053 3,5 %% 11,9 26,7 58,8 2,6 100 Распределение территории лесничества по классам природной пожарной опасности произведено в соответствии с приказом Приказ Федерального агентства лесного хозяй- ства от 5 июля 2011 г. № 287 «Об утверждении классификации природной пожарной опас- ности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий пого- ды» и свидетельствует о высокой (малой) вероятности возникновения лесных пожаров на 61,4% территории лесного фонда (IV, V классы природной пожарной опасности). В пожароопасный период, в целях правильного регулирования работ по противопо- жарной охране лесов, лесничество обязано получать от ближайшей метеорологической станции ежедневную информацию о степени пожарной опасности в лесах по условиям погоды. Степень пожарной безопасности по условиям погоды определяется комплекс- ным показателем, как сумма произведений температуры воздуха на разность между значениями температуры и точкой росы каждого дня за число дней после последнего дождя. По величине вычисленного комплексного показателя и шкалам классифика- ции природной пожарной опасности лесов и пожарной опасности в лесах по усло- виям погоды, утвержденным приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 5 июля 2011 г. № 287 «Об утверждении классификации природной пожарной опас- ности лесов и классификации пожарной опасности в лесах в зависимости от условий по- годы» регламентируется работа лесопожарных служб. Накопленные в лесничестве данные о погоде и расчеты комплексного показателя за длительное время (до 10 лет) служат основой для оценки напряженности отдельных по- жароопасных сезонов в сравнении со средней многолетней напряженностью. При разработке и утверждении ежегодных планов тушения лесных пожаров по лес- ничеству производится корректировка схем маршрутов патрулирования с учетом данных мониторинга пожарной опасности в лесах. Таблица 2.16.1.2. Нормативы мероприятий по охране лесов от пожаров Меры противопожарного обустройства лесов Едини- ца изме- рения Объ- ем В т.ч. по участковым лесни- чествам: Сроки про- ведения За- дон- ское Хле- вен- ское Октяб- рьское Конь- Колоде- зское 1 2 3 4 5 6 7 8 1) строительство лесных дорог, предна- значенных для охраны лесов от пожаров; км 1 1 - - - 2012 год 2) строительство, реконструкция и экс- плуатация посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов; пл - - - - - - 3) прокладка: -«- 3.1) противопожарных разрывов; км 2 1 1 - - 2013-2018 годы 3.2) устройство противопожарных минерализованных полос; км 155 50 60 45 - ежегодно 4) эксплуатация пожарных наблюдатель- ных пунктов (вышек, мачт, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; шт в т.ч. ПНВ ПСПИ 5 1 4 2 1 1 2 2 2 2 -«- 5) эксплуатация существующих пожар- ных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения; шт 3 1 1 1 - 2011,2015– 2018 годы 6) проведение работ по гидромелиорции; га - - - - - - 7) снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведения санитарно-оздоровительных мероприятий; га 20 8 4 8 - 2011,2015– 2018 годы 8) проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов; га 10 4 3 3 - ежегодно 9) прочистка просек км 9 5 2 2 - 2011,2013– 2018 годы 10) уход за минерализованными полосами км 750 250 200 300 - ежегодно 11) установка шлагбаумов, преград, обе- спечивающих ограничение пребывания граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности; шт 2 1 1 - - ежегодно 12) благоустройство зон отдыха граждан, пребывающих в лесах в соответствии со статьей 11 Лесного кодекса Российской Федерации; га 2 1 - 1 - ежегодно 13) создание и содержание противопо- жарных заслонов из лиственных опушек; км 28 19,5 6 2,5 - 2015 – 2018 годы 14) установка и размещение стендов и других знаков и указателей, содержащих информацию о мерах пожарной безопас- ности в лесах; шт 75 25 25 25 - ежегодно 15) организация маршрутов патрулиро- вания кол-во км 6 190 2 50 2 50 1 45 1 45 ежегодно 16) организация постоянных выставок, стендов, ветрин шт. 1 1 - - - 2015 – 2018 годы 17) эксплуатация шлагбаумов, преград, обеспечивающих ограничение пребываю- щих граждан в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности шт. 25 7 6 6 6 ежегодно 18) изготовление и распространение листовок, буклетов по противопожарной безопасности в лесу шт. 200 50 50 50 50 2011,2015– 2018 годы 19) организация добровольных пожарных формирований шт. 3 1 1 1 - 2011,2014– 2018 годы 20) содержание ПХС шт. 1 1 - - - ежегодно 21) наем пожарных сторожей чел. 5 1 1 1 1 ежегодно 22) организация пунктов противопожар- ного инвентаря пункт 4 1 1 1 1 ежегодно Маршруты патрулирования мобильных групп по Задонскому лесничеству № марш- рута Маршрут патрулирования Расстояние №№ кварталов Примечание 1. Задонск, Репец. Камышовка 34 кв. 71, 83, 97 – 100 2. Законск-Каширы 34 кв. 60, 71, 46, 50, 101 – 103, 86, 87 3. Задонск-Казачье, Замятино 32 кв. 32-33,55,65,80, 104,107–111,133,135 4. Задонск-Паниковец Уткино, Даньшино Гнилуша 45 кв. 35,37,66,68,137, 139,113–133 5. Хлевное-Елец Лозовка, Гнилуша 48 кв. 1–125, 141–143 6. Хлевное-Даньшино Конь-Колодезь 46 кв. 134–140,77,78 Итого 239 Нормы обеспечения противопожарным оборудованием и техникой, средствами ту- шения лесных пожаров регламентируются приказом Минсельхоза России от 22.12.2008 г. № 549 «Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов». На лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, меры противопожарного обустройства лесов осуществляются лицами, исполь- зующими леса на основании проекта освоения лесов. Лесничеству необходимо ежегодно проводить: – проверку наличия противопожарного инвентаря и оборудования при работе в лесу; – осуществлять проверки соблюдения Правил пожарной безопасности при всех ви- дах использования лесов; – производить разработку мобилизационных планов по привлечению дополнитель- ных сил и средств на тушение лесных пожаров; – проводить подготовку привлекаемых к тушению лесных пожаров рабочих по вопро- сам тушения лесных пожаров; – при выявлении фактов нарушения Правил пожарной безопасности в лесу направ- лять материалы в соответствующие органы для принятия правового решения. Основной мерой предупреждения лесных пожаров является лесопожарная про- филактика. Усилия работников лесничеств должны быть направлены на проведение систематической разъяснительной работы среди населения перед началом и во время пожароопасного сезона. Для проведения разъяснительной работы среди населения должны широко исполь- зоваться печать, радио, телевидение, кино, беседы на предприятиях и в организациях, в школах. Важное место в комплексе предупредительных мероприятий должно отводиться и средствам наглядной агитации: организации выставок и агитвитрин, вывешиванию предупредительных аншлагов и агитплакатов, распространению буклетов, листовок, устройству мест отдыха и курения. Таблица 2.16.1.3. Нормы обеспечения противопожарным оборудованием, техникой и средствами тушения лесных пожаров № п/п Оборудование, инвентарь, сред- ства пожаротушения Ед. изм. Количество средств по- жаротушения на пред- приятиях, имеющих объем заготовки в год, тыс. м 3 Примечание до 100 1 2 3 4 5 1 Лесопожарное модульное обо- рудование (съемные цистерны, в том числе собственного произ- водства) или резиновые емкости для воды объемом 1500 л шт. 1 При наличии специ- альных лесопожарных автоцистерн съемные цистерны иметь необя- зательно 2 Мотопомпы пожарные перенос- ные с оснасткой производитель- ностью до 600-800 л/мин шт. 1 3 Напорные пожарные рукава (Д=26, 51, 66 мм) пог.м 60 4 Тракторы с плугом или иным по- чвообрабатывающим орудием шт. 1 5 Автомобили бортовые, легковые повышенной проходимости или вездеходы шт. 1 Для перевозки людей 6 Ранцевые огнетушители шт. по одному на одного члена противопожарных форми- рований 7 Ручные инструменты: лопаты шт. 10 топоры шт. 5 8 Ведра или иные емкости объе- мом до 20 л шт 3 9 Бидоны или канистры для питье- вой воды емкостью до 20 л шт. 2 10 Бензопилы шт. 1 11 Радиостанции носимые, возимые УКВ или КВ диапазона шт. 1 При наличии на пред- приятии организо- ванной радиосвязи, в том числе одна для дежурства в помеще- нии пожарной службы сотовые телефоны шт. 5 12 Дежурная специальная одежда (сапоги кирзовые, брюки, куртка, рукавицы) ком- плект По числу членов по- стоянной команды пожаротушения 13 Аптечки первой помощи шт. 1 14 Индивидуальные перевязочные пакеты, кружки для воды шт. не меньше, чем на одного члена противопожарного формирования По числу участвующих в тушении 15 Защитные очки, респираторы шт. По числу членов по- стоянной команды пожаротушения Средства пожаротушения под номерами 1-5, 10-24 должны находиться в пунктах со- средоточения постоянно, а под номерами 6-9 закрепляются на пожароопасный сезон и должны быть в постоянной готовности для использования при тушении лесных пожаров. Автомашины и тракторы для перевозки цистерн, вездеходы оборудуются для установки навесных насосов. На всех средствах транспорта (автомобили, тракторы), работающих в лесах, должны быть: лопата, топор, емкость для воды объемом 10-12 литров. В случае возникновения лесного пожара в местах заготовки древесины необходимо использовать также технику, применяемую для заготовки древесины. Забор воды для тушения пожаров может также производиться из рек, ручьев, проте- кающих как по территории лесничества, так и вблизи. Примечание: в целях обеспечения мероприятий по охране лесов от лесона- рушений территория арендного участка разделяется на обходы и объезды, закрепляется за конкретными лицами, ответственными за обеспечение сохранности предоставленных в пользование территорий и лесов. Приказом руководителя (арендатора) назначаются лица и определяется закреплен- ная территория. Ответственное лицо по установленному графику или в рабочем порядке определяет осмотр вверенных территорий. При обнаружении фактов лесонарушений: самовольной рубки, самовольного захвата территории, незаконного строительства, захламления ле- сов бытовыми отходами ответственными лицами закрепленных территорий сообщается руководителю и в лесничество. Все факты допущенных лесонарушений немедленно поступают в лесничество, со- трудники которого принимают меры в соответствии с действующим законодательством. Арендатор участвует в совместных с лесничеством мероприятиях по обеспечению режима ограничения входа и въезда в опасные в пожарном отношении лесные участки арендуемой территории, а также принимает меры по недопущению разведения костров при высоком классе пожарной опасности по условиям погоды. Арендатор вправе при- влекать частные охранные предприятия для обеспечения сохранности лесов и лесопро- дукции. 2.16.1.4. Требования к охране лесов от загрязнения и иного негативного воздействия 1. Поступление в природную среду любых твердых, жидких, газообразных веществ, микроорганизмов или видов энергии (звукового, электромагнитного или радиоактив- ного излучения) в количествах, вызывающих изменение состава и свойств компонентов природы и оказывающих вредное воздействие на человека, флору и фауну, считается загрязнением окружающей среды. По происхождению загрязнения разделяются на ан- тропогенные и естественные, по воздействию на организмы и экосистемы – на механи- ческие, физические, биологические и химические. При проведении мероприятий назначенных в лесохозяйственном регламенте, долж- ны учитываться причины загрязнения от проводимых мероприятий, приниматься всё возможное для сокращения загрязнения окружающей среды. Земли лесного фонда по своему назначению представлены двумя основными груп- пами: лесной – предназначенной для выращивания насаждений; нелесной – представленной угодьями, не используемыми в лесном хозяйстве земля- ми и землями специального назначения. Перечисленные категории земель кардинально отличаются по степени антропоген- ного воздействия. Если в первой группе воздействие человека носит временный характер и необходи- мо обеспечить сохранность леса, то вторая группа утратила свойство лесного биогео- ценоза и рассматривается в качестве необходимой инфраструктуры, оказывающей воз- действие на окружающую среду, в том числе на лес. Соответственно, оценка и величина антропогенного воздействия на эти категории земель различны. Основное воздействие на лесные земли при выполнении мероприятий лесохозяйственного регламента происходит в процессе лесопользования и прежде все- го, заготовки древесины и рекреации. В процессе заготовки древесины образуются следующие группы отходов: – древесные отходы; – отходы от работы техники и транспорта; – бытовые отходы. По данным «Временного классификатора токсичных промышленных отходов», М, 1987, при заготовке и вывозке древесины при организации заготовки в спелых и пере- стойных насаждениях (рубки главного пользования) образуются следующие отходы на 1 тыс. м 3 заготовленной древесины. Таблица 2.16.1.4.1. Характеристика и объем отходов по классам опасности Наименование отходов Количество отходов, тонн на 1 тыс.м3 Отходы II класса опасности Аккумуляторная кислота 0,00022 Отходы III класса опасности Отходы синтетических и минеральных масел (отработанное моторное и трансмиссионное масло) 0,0158 Индустриальное масло 0,000322 Нефтешлам при зачистке резервуаров 0,0015 Нефтешлам (проливы ГСМ) 0,0004 Промасленные фильтры 0,001 Ветошь промасленная 0,0011 Уловленные нефтепродукты очистных сооружений ливневых стоков и мойки автомобилей 0,003 Итого 0,023342 Отходы IV класса опасности Лесосечные отходы (сучья, вершинки, малоценная древесина)* 130,0 Отходы древесные (козырьки, отходы раскряжевки) 16,0 Лом черных металлов, пыль абразивно-металлическая, огарки свароч- ных электродов 0,00003 Лом абразивных изделий 0,00038 Отработанные аккумуляторы без электролита 0,0025 Осадок (шлам) нейтрализации электролита 0,00023 Отработанные шины 0,006 Лом цветных металлов 0,00037 Зола древесная 0,0036 Пыль твердых частиц из бункеров циклонов котельной 0,000302 Осадок из очистных сооружений бытовых и ливневых сточных вод 0,004 Твердые бытовые отходы (ТБО) 0,0384 Отходы потребления, подобные ТБО 0,0012 Отходы медпункта 0,000096 Пищевые отходы пунктов общественного питания 0,0074 Итого 146,0645 Всего 146,08784 *Примечание: лесосечные древесные отходы по критерию опасности относятся к отходам V класса опасности, но вследствие отсутствия подтверждения данного класса опасности экспериментальным методом классифицируются как отходы IV класса опас- ности. Данные таблицы 2.16.1.4.1 носят усредненный характер и в зависимости от способов рубок, видов древесного лесопользования могут существенно отличаться по количеству отходов, но отнесение их к классам опасности остается неизменным. Последнее свидетельствует о преобладании в составе отходов IV-V классов опас- ности. Данное обстоятельство учитывается в соответствующих нормативных документах, регулирующих возможность и виды пользования древесиной. Оценивая воздействие заготовки древесины на состояние биоценоза, следует учитывать его сложившийся антропогенный характер, а также позитивную роль хозяй- ственных мероприятий в сохранении целевых пород и создании «нормальных» лесных насаждений. Наряду с заготовкой древесины на лесные земли существенное влияние оказывает рекреационное лесопользование. Наиболее существенными и контролируемыми пока- зателями антропогенного воздействия при этом виде лесопользования является дигрес- сия лесной среды и сохранение площади лесных земель в составе лесного участка. Первый показатель определяется по параметрам, приведенным в таблице 2.16.1.4.2. Таблица 2.16.1.4.2. Шкала оценки рекреационной деградации лесной среды Характеристика участка Стадии рекреа- ционной деградации Признаков нарушения лесной среды нет, рост и развитие деревьев и кустарников нормальное, механические их повреждения отсутствуют; подрост (разновозраст- ный) и подлесок жизнеспособные. Моховой и травяной покров из характерных для данного типа леса видов; подстилка (пружинящая) не нарушена. Регулирование рекреации не требуется. 1 Незначительное изменение лесной среды и ухудшение роста и развития деревьев и кустарников, единичные их механические повреждения; подрост (разновозраст- ный) и подлесок жизнеспособные, средней густоты, имеют до 20% поврежден- ных и усохших экземпляров. Проективное покрытые мхов до 20%, травяного покрова – до 50% (из них 1/10 – луговая растительность); нарушение подстилки незначительное, почва и подстилка слегка уплотнены; отдельные корни деревьев обнажены, вытоптано до минеральной части почвы до 5% площади. Требуется регулирование рекреационной деятельности. 2 Значительное изменение лесной среды, рост и развитие деревьев ослаблены, до 10% стволов с механическими повреждениями; подрост (одновозрастный) и под- лесок угнетены, средней густоты или редкие, 21-50% поврежденных и угнетенных экземпляров. Мхи у стволов деревьев, их проективное покрытие 70-60% (из них 2/10 луговой растительности, появляются сорняки). Подстилка и почва значи- тельно уплотнены, довольно много обнаженных корней деревьев, вытоптано до минеральной части почвы 6-40% площади. Требуется активное регулирование рекреационной деятельности. 3 Сильно нарушена лесная среда древесной растительности куртинно-лугового типа, деревья значительно угнетены, 11-20% стволов с механическими повреж- дениями; подрост и подлесок нежизнеспособные (преимущественно в куртинах), редкие или отсутствуют, поврежденных или усохших экземпляров более 50%. Мхи отсутствуют, проективное покрытие травяного покрова 59-40% (в том числе до 1/2 занимают луговая растительность и сорняки). Много обнаженных корней деревьев, подстилка на открытых местах отсутствует, вытоптано до минеральной части почвы 41-60% площади. Необходимо строгое ограничение рекреационной деятельности 4 Лесная среда деградирована; древостой разрежен, куртинно-лугового типа, дере- вья сильно ослаблены или усыхают, более 20% с механическими повреждениями; подрост, подлесок, мхи, подстилка отсутствуют, проективное покрытие травяного покрова до 10% (в том числе до 3/4 занимают луговая растительность и сорняки), корни большинства деревьев обнажены и повреждены. Вытоптано до минераль- ной части почвы более 60% площади. Рекреация не допускается. 5 Таблица 2.16.1.4.3. Показатели предельно допустимых нагрузок на рекреационные леса (леса лесопарковых зон по состоянию на 1.01.2011 г.) Условия, регламенти- рующие допустимые ре- креационные нагрузки Площадь рекреационных лесов, га Предельно допустимое число посетителей леса (рекреа- ционная нагрузка), чел. на 1 га площади на общую площадь (по среднему показате- лю нагрузки) 1 2 3 4 Типы условий местопро- израстания: - А2, А4, А5 - 2 – 4 - - А3, В5, С5, Д5 - 3 – 5 - - В2, В4, С4, Д4 180 4 – 8 36 - В3, С2, С3, Д2, Д3 1650 6 – 10 206 Итого 1830 Сохранение площади лесных земель в составе арендных лесных участков является важнейшей задачей органов управления и контроля. Выполнение этой задачи зависит от фиксации состояния земель на дату передачи лесного участка в аренду. Эта работа выполняется в соответствии со ст. 69 Лесного ко- декса РФ (проектирование лесных участков), при наличии целевого финансирования или в процессе производства натурных работ при составлении «Проекта освоения лесов». Фиксация состояния площадей позволит осуществить контроль условия ст. 41 Лес- ного кодекса РФ о возведении временных построек и осуществлении их благоустрой- ства на нелесных и непокрытых лесом землях. Антропогенное воздействие на леса, связанное с эксплуатацией этих объектов, определяется их целевым назначением и уменьшением их отрицательного воздействия связано с рекультивацией нарушенных при строительстве земель, противопожарным обустройством прилегающих территорий. Целевые показатели антропогенных нагрузок на леса определяются по трем направ- лениям: – строительство и эксплуатация технических объектов, влияющих на лес; – осуществление всех видов лесопользования; – организация мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов. Задача снижения антропогенных нагрузок при строительстве технических объектов определяется действием Федерального закона от 01.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», по требованию которого в проектах строительства производится оценка вредного воздействия проектных мероприятий на окружающую среду (ОВОС). Правильность решений, заложенных в проектах строительства и эксплуатации, кон- тролируется в соответствии с Федеральным законом от 19.07.1995 г. № 174-ФЗ «об эко- логической экспертизе». Задачей органов управления и контроля в области лесного хозяйства в отношении таких объектов является проверка соблюдения требований по прохождению экологиче- ской экспертизы и контроля за исполнением проектных решений. Антропогенное влияние на лес в процессе всех видов лесопользования регулирует- ся системой мероприятий, разрабатываемых в «Проектах освоения лесов». В условиях области, при наличии предпринимательской деятельности, наибольшее антропогенное воздействие оказывают рекреация, заготовка древесины, ведение охотничьего хозяй- ства, выполнение работ по разработке месторождений полезных ископаемых.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz