Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 220/24348/ 16 НОЯБРЯ 2012 12 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Администрация Липецкой области постановляет: Внести изменения в постановление администрации Липецкой области от 11 августа 2011 года № 285 «Об утверждении областной целевой программы «Улучшение условий и охраны труда на 2012—2014 годы» («Липецкая газета», 2011, 19 августа, 16 ноября) сле- дующие изменения: в приложении к постановлению: 1. В разделе I «Паспорт областной целевой программы «Улучшение условий и охраны труда на 2012—2014 годы»: 1) позицию «Основание для разработки Программы» изложить в следующей редакции: «Основание для разработки Программы — Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ, Концепция демографической политики Российской Феде- рации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Рос- сийской Федерации от 9 октября 2007 года №1351, приказ Министер- ства здравоохранения и социального развития Российской Федера- ции от 17 февраля 2010 года № 91 «О проведении общероссийского мониторинга условий и охраны труда»; 2) позицию «Цель и задачи Программы» изложить в следующей редакции: «Цель и задачи Программы — Цель Программы — улучшение условий и охраны труда в целях сни- жения профессиональных рисков работников организаций, располо- женных на территории Липецкой области. Реализация поставленной цели обеспечивается исполнением следу- ющих задач: — внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории Липецкой области; — непрерывная подготовка работников по охране труда на основе со- временных технологий обучения; — совершенствование лечебно-профилактического обслуживания ра- ботающего населения; — информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; — формирование у подрастающего поколения культуры труда.»; 3) позицию «Исполнитель Программы» изложить в следующей редакции: «Исполнители Программы — Управление труда и занятости Липецкой области, управление здра- воохранения Липецкой области»; 4) позицию «Объемы и источники финансирования» изложить в следующей редакции: «Объемы и источники финансирования — Общий объем финансовых средств Программы на 2012—2014 гг. прогнозно составит 2764,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 г. — 655,0 тыс. рублей; 2013 г.— 999,0 тыс. рублей; 2014 г. — 1110,0 тыс. рублей. Источником финансирования Программы являются средства областного бюджета. Объемы финансирования ежегодно уточняются при рассмо- трении областного бюджета на очередной финансовый год.»; 5) позицию «Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели активности» изложить в следующей редакции: «Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели эффективности Снижение численности работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда с 52,2 до 50,0 тыс. человек; увеличение количества организаций, расположенных на территории Липецкой области, имеющих декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с 30 до 45; увеличение удельного веса работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда, с 11,3 до 12,5 (%); увеличение количества руководителей и специалистов, прошедших обучение и проверку знания требований охраны труда с 5,6 до 5,75 тыс.человек; снижение численности первично вышедших на инвалидность по тру- довому увечью в расчёте на 10 тыс. работающих с 1,5 до 1,3; снижение численности пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих с 1,8 до 1,7; снижение численности пострадавших в результате несчастных случа- ев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. ра- ботающих с 0,13 до 0,12; снижение численности лиц с установленным в текущем году професси- ональным заболеванием в расчёте на 10 тыс. работающих с 3,38 до 3,35; увеличение количества учащихся, принимающих участие в областном детском конкурсе на тему «Охрана труда глазами детей» с 30 до 50.»; 6) позицию «Порядок осуществления контроля за ходом выполнения Программы» изложить в следующей редакции: «Порядок осуществления контроля за ходом выполнения Программы Контроль за ходом выполнения мероприятий Программы осуществляет администрация Липецкой области в порядке, установленном постанов- лением адмaинистрации Липецкой области от 28 ноября 2007 года №168 «О Порядке разработки, утверждения и реализации областных це- левых программ». Управление труда и занятости Липецкой области еже- годно в срок до 1 марта подготавливает информацию о ходе реализации Программы за предыдущий год (отчетный период) и направляет ее в Ми- нистерство труда и социальной защиты Российской Федерации.». 2. В разделе II «Описательная часть Программы»: 1) подраздел 1 «Характеристика проблем, на решение которых направлена Програм- ма» изложить в следующей редакции: «1. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа Неблагоприятные условия труда, подрывающие здоровье работников в процессе трудовой деятельности, производственный травматизм и профессиональные заболева- ния входят в ряд важнейших факторов, сокращающих продолжительность жизни насе- ления области. Неудовлетворительные условия труда продолжают оставаться основной причиной формирования у работников профессиональной патологии. Ежегодно в обла- сти регистрируется свыше 100 случаев с впервые установленными профессиональными заболеваниями, получают травмы на производстве с тяжелыми последствиями свыше 60 человек, около 70 человек становятся инвалидами вследствие трудового увечья или профзаболевания. Серьезной проблемой остается высокий уровень производствен- ного травматизма в строительстве и аграрном секторе, где численность пострадавших в расчете на 1000 работающих составляет соответственно 3,3 и 2,7 против областного показателя 1,9. Обеспечение безопасности труда работников на предприятиях нередко производит- ся по остаточному принципу. Недобросовестные работодатели пытаются со ссылкой на финансовые проблемы экономить на охране труда, что негативно влияет на состояние условий труда, заставляет работников рисковать собственным здоровьем и жизнью ради сохранения места работы. Статистические данные свидетельствуют о том, что в течение последних лет уро- вень производственного травматизма, то есть численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих в Липецкой области, характеризуется следующими данными (Таблица 1). Уровень производственного травматизма (в расчете на 1 тыс. работающих) в 2006—2010 годах (по данным Росстата) Таблица 1 № п/п Территория Годы 2006 2007 2008 2009 2010 1. Российская Федерация 2,9 2,7 2,5 2,1 2,2 2. Федеральный округ 2,4 2,3 2,1 1,8 1,9 3. Липецкая область 2,4 2,2 2,2 1,7 1,9 Анализ причин и условий возникновения большинства несчастных случаев на про- изводстве в Липецкой области показывает, что основной причиной их возникновения является неудовлетворительная организация труда (неудовлетворительное обеспече- ние безопасности производства работ; допуск к работе работников, не прошедших обу- чение и проверку знаний требований охраны труда, не ознакомленных с требованиями инструкций по охране труда, не прошедших инструктажи; нарушение трудовой и произ- водственной дисциплины). К другим причинам относятся: — недостаточный контроль руководства предприятий за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах и состоянием ох- раны труда; — неудовлетворительный производственный контроль; — несоответствие объектов требованиям промышленной безопасности; — недостаточный контроль за техническим состоянием оборудования и, как след- ствие, сбои в работе механизмов. Профессиональная заболеваемость по-прежнему остается серьезной государствен- ной проблемой, несущей негативные последствия экономического и социального харак- тера. Профессиональные заболевания ведут к невосполнимым материальным и мораль- ным потерям как для работников и организаций, так и для области в целом. Численность лиц с установленным профессиональным заболеванием (по данным Росстата) Таблица 2 № п/п Территория Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием человек на 10 000 работающих 2009 2010 2009 2010 1. Российская Федерация 6565 7047 3,0 3,3 2. Федеральный округ 706 1619 1,3 3,1 3. Липецкая область 123 108 5,8 5,3 Анализ численности работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигие- ническим нормам, позволяет сделать вывод о том, что в Липецкой области на протяжении пяти лет прослеживается тенденция увеличения удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам с 28,9% до 37,5%. При этом данный показатель превышает показатель по Российской Федерации в 2010 году на 8,5 %. Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам (по данным Росстата) Таблица 3 № п/п Территория Годы 2006 2007 2008 2009 2010 1. Российская Федерация 23,4 24,9 26,2 27,5 29,0 2. Федеральный округ 25,4 18,7 19,4 20,5 32,1 3. Липецкая область 28,9 29,3 33,6 36,1 37,5 Важнейшим фактором, определяющим необходимость разработки и реализации Программы в Липецкой области с учетом приоритетных направлений социальных и эко- номических реформ в Российской Федерации, Стратегии социально-экономического развития Липецкой области на период до 2020 года, является социальная значимость данной проблемы в части повышения качества жизни и сохранения здоровья трудоспо- собного населения Липецкой области. В соответствии с вышеназванной Стратегией одним из приоритетных направлений деятельности в улучшении здоровья и сокращении смертности населения является принятие мер по улучшению условий и охраны труда работающего населения, профи- лактике и снижению профессионального риска, а также проведение диспансеризации и профилактических осмотров работающих.»; 2) подраздел 2 «Цель и задачи Программы» изложить в следующей редакции: «2. Цель и задачи Программы Целью Программы является улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории Ли- пецкой области. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: Постановление администрации Липецкой области № 425 от 22.10.2012, г. Липецк О внесении изменений в постановление администрации Липецкой области от 11 августа 2011 года № 285 «Об утверждении областной целевой программы «Улучшение условий и охраны труда на 2012—2014 годы» — внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управ- ления охраной труда в организациях, расположенных на территории Липецкой области; — непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных тех- нологий обучения; — совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего на- селения; — информационное обеспечение и пропаганда охраны труда; — формирование у подрастающего поколения культуры труда.»; 3) подраздел 3 «Обоснование ресурсного обеспечения Программы» изложить в сле- дующей редакции: «3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств област- ного бюджета. Общий прогнозируемый объем финансирования из областного бюджета составит 2764,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 г. — 655,0 тыс. рублей; 2013 г. — 999,0 тыс. рублей; 2014 г. — 1110,0 тыс. рублей. Объемы финансирования мероприятий Программы за счет средств областного бюд- жета ежегодно уточняются при рассмотрении областного бюджета на очередной финан- совый год и плановый период. Улучшение условий и охраны труда также осуществляется за счет средств ГУ — Ли- пецкого регионального отделения Фонда социального страхования РФ и работодателей. Общий прогнозируемый объем финансирования из средств ГУ — Липецкого реги- онального отделения Фонда социального страхования РФ и работодателей составит 1630188,4 тыс. рублей, в том числе по годам: 2012 г.— 529187,4 тыс.рублей; 2013 г.— 543000,5 тыс.рублей; 2014 г. — 558000,5 тыс.рублей. Перечень мероприятий в сфере улучшения условий и охраны труда, финансируемых за счет средств ГУ — Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования РФ и работодателей Таблица 4 № п/п Наименование мероприятия Сроки исполнения 2012 год 2013 год 2014 год 1. За счет средств ГУ — Липецкого регионального отделения Фонда социального страхования РФ (исполнитель — ГУ — Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ) 2. Финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний 59100,8 65000,0 69000,0 3. За счет средств работодателей (исполнители — работодатели) 4. Приобретение работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты 372385,1 380000,0 390000,0 5. Обеспечение лечебно-профилактическим питанием, выдача работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов 97701,5 98000,5 99000,5 6. Всего: 529187,4 543000,5 558000,5 В результате реализации мероприятий, указанных в Таблице 4, ожидается снижение удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиениче- ским нормам с 37,5% до 35% (на 0,5% ежегодно).»; 4) подраздел 4 «Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполне- ния» изложить в следующей редакции: «4. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения Контроль за ходом выполнения Программы осуществляет администрация Липецкой области. Заказчиком Программы является администрация Липецкой области. Разработчиком Программы является управление труда и занятости Липецкой об- ласти. Исполнителями Программы являются управление труда и занятости Липецкой обла- сти и управление здравоохранения Липецкой области. Управление труда и занятости Липецкой области: осуществляет координацию деятельности по реализации Программы; вносит в установленном порядке предложения по внесению изменений, приостанов- лению, прекращению действия Программы; представляет отчетные данные в управление контроля и проверки исполнения адми- нистрации Липецкой области, управление экономики администрации Липецкой области и управление финансов Липецкой области в соответствии с постановлением админи- страции Липецкой области от 28 ноября 2007 года № 168 «О Порядке разработки, ут- верждения и реализации областных целевых программ»; ежегодно в срок до 1 марта подготавливает информацию о ходе реализации Про- граммы за предыдущий год (отчетный период) и направляет ее в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Управление здравоохранения Липецкой области представляет в управление труда и занятости Липецкой области информацию (по итогам 1-го квартала, 1-го полугодия и 9 месяцев — до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, по итогам года — до 15 января года, следующего за отчетным) о выполнении мероприятий Про- граммы.»; 5) подраздел 5 «Оценка эффективности реализации Программы» изложить в следу- ющей редакции: «5. Оценка эффективности реализации Программы При разработке мероприятий Программы особое внимание уделено минимизации затрат на их реализацию при одновременной ориентации на достижение высокой соци- ально-экономической эффективности в результате их реализации. Социальный эффект от выполнения мероприятий Программы выразится в: снижении рисков несчастных случаев на производстве и профессиональных заболе- ваний; снижении смертности среди трудоспособного населения от предотвратимых причин; обеспечении благоприятных условий труда работников организаций, расположен- ных на территории Липецкой области; улучшении демографической ситуации в регионе. Экономический эффект, полученный в результате реализации мероприятий Про- граммы, выразится в снижении потерь валового регионального продукта вследствие потерь рабочего времени, обусловленных несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями. Ожидаемые результаты реализации Программы, целевой индикатор и показатели задач отражены в Таблице. Целевой индикатор и показатели задач Программы Таблица № п/п Наименование показателей Единица измерения Вели- чина в базо- вом году (2011 год) Плановые значения по периодам действия Программы Источник определения значения показателей 2012 2013 2014 1. Цель: Улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории Липецкой области 2. Индикатор цели. Численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда тыс. человек 52,2 52,0 51,0 50,0 Статистическая отчетность 3. Задача 1. Внедрение механизмов управления профессиональными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположенных на территории Липецкой области 4. Показатель 1 задачи 1. Количество организаций, расположенных на территории Липецкой области, имеющих декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда количе- ство организа- ций (шт.) 30 35 40 45 Ведомственная отчетность 5. Объем финансовых средств по мероприятиям тыс. рублей 80,0 80,0 80,0 6. Общественная эффективность меро- приятий к показателю 1 задачи 1 0,85 0,86 0,87 7. Показатель 2 задачи 1. Удельный вес работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда % работни- ков 11,3 11,5 12,0 12,5 Ведомственная отчетность 8. Объем финансовых средств по мероприятиям тыс. рублей 60,0 124,0 100,0 9. Общественная эффективность меро- приятий к показателю 2 задачи 1 0,98 0,94 0,94 10. Задача 2. Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения 11. Показатель задачи 2. Количество руководителей и специалистов, прошедших обучение и проверку знания требований охраны труда тыс. человек 5,6 5,65 5,7 5,75 Данные организа- ций, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда 12. Объем финансовых средств по мероприятиям тыс. рублей 345,0 420,0 350,0 13. Общественная эффективность меро- приятий к показателю задачи 2 0,99 0,97 0,97 14. Задача 3. Совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения 15. Показатель задачи 3. Численность первично вышедших на инвалид- ность по трудовому увечью в расчёте на 10 тыс. работающих количе- ство человек на 10 тыс. работаю- щих 1,5 1,5 1,4 1,3 Данные ФКУ «Главное бюро медико-социаль- ной экспертизы по Липецкой области» 16. Объем финансовых средств по мероприятиям тыс. рублей - 200,0 400,0 17. Общественная эффективность меро- приятий к показателю задачи 3 1,0 1,05 1,06 18. Задача 4. Информационное обеспечение и пропаганда охраны труда 19. Показатель 1 задачи 4. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертель- ным исходом в расчете на 1 тыс. работающих количе- ство постра- давших на 1 тыс. работаю- щих 1,8 1,8 1,75 1,7 Статистическая отчетность 20. Объем финансовых средств по мероприятиям тыс. рублей 60,0 60,0 60,0 21. Общественная эффективность меро- приятий к показателю 1 задачи 4 1,0 1,01 1,01 22. Показатель 2 задачи 4. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих количе- ство постра- давших на 1 тыс. работаю- щих 0,13 0,13 0,125 0,12 Статистическая отчетность 23. Объем финансовых средств по мероприятиям тыс. рублей 20,0 20,0 20,0 24. Общественная эффективность меро- приятий к показателю 2 задачи 4 1,0 1,02 0,82 25. Показатель 3 задачи 4. Численность лиц с установленным в текущем году профессиональным заболеванием в расчете на 10 тыс. работающих количе- ство человек на 10 тыс. работаю- щих 3,38 3,37 3,36 3,35 Статистическая отчетность 26. Объем финансовых средств по мероприятиям тыс. рублей 60,0 60,0 60,0 27. Общественная эффективность меро- приятий к показателю 3 задачи 4 1,0 0,98 0,98 28. Задача 5. Формирование у подрастающего поколения культуры труда 29. Показатель задачи 5. Количество учащихся, принимающих участие в областном детском конкурсе на тему «Охрана труда глазами детей» количе- ство учащихся, принявших участие в конкурсе - 30 40 50 Ведомственная отчетность 30. Объем финансовых средств по мероприятиям тыс. рублей 30,0 35,0 35,0 31. Общественная эффективность меро- приятий к показателю задачи 5 - 0,74 0,78 3. Раздел III «Система программных мероприятий» изложить в следующей редакции: «III. Система программных мероприятий Таблица № п/п Наименование Единица измере- ния Весовой коэффициент, характеризу- ющий влияние данного мероприятия на достиже- ние показате- ля задачи/ данной задачи на достиже- ние цели Ответствен- ный исполни- тель Объём финансирования (тыс. рублей) всего в том числе по годам реализации 2012 год 2013 год 2014 год 1. Цель: улучшение условий и охраны труда в целях снижения профессиональных рисков работников организаций, расположенных на территории Липецкой области 2. Индикатор цели: Численность работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда 3. Задача 1. Внедрение механизмов управления профессиональ- ными рисками в системы управления охраной труда в организациях, расположен- ных на территории Липецкой области 0,2 4. Показатель 1 Задачи 1. Количество организаций, расположенных на террито- рии Липецкой области, имеющих декларацию соответствия условий труда государственным норматив- ным требованиям охраны труда Количе- ство органи- заций (шт.) 5. Проведение семинаров, совещаний, «круглых столов» по вопросам условий и охраны труда; мероприятий, посвященных Всемирному дню охраны труда 0,3 Управление труда и занятости Липецкой области 240,0 80,0 80,0 80,0 6. Показатель 2 Задачи 1. Удельный вес работников, занятых на рабочих местах, аттестованных по условиям труда % работни- ков 7. Участие во всероссийских, международных мероприяти- ях (выставках, ярмарках, семинарах, конгрессах) с целью изучения и обобщения передового опыта работы по охране труда 0,2 Управление труда и занятости Липецкой области 184,0 60,0 64,0 60,0 8. Привлечение в рамках государственной экспертизы условий труда аккредитован- ной измерительной лабора- тории для оказания услуг по проведению замеров производственных факторов в целях определения достоверности замеров аттестующей организацией, проводившей аттестацию рабочих мест по условиям труда 0,5 Управление труда и занятости Липецкой области 100,0 - 60,0 40,0 9. Задача 2. Непрерывная подготовка работников по охране труда на основе современных технологий обучения 0,2 10. Показатель Задачи 2. Количество руководителей и специалистов, прошедших обучение и проверку знания требований охраны труда Количе- ство человек, приняв- ших участие в обучении 11. Организация обучения по вопросам охраны и безопас- ности труда руководителей и специалистов бюджетных учреждений 0,5 Управление труда и занятости Липецкой области 860,0 270,0 320,0 270,0 12. Организация обучения специалистов, проводящих государственную экспертизу условий труда 0,5 Управление труда и занятости Липецкой области 255,0 75,0 100,0 80,0 13. Задача 3. Совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения 0,2 14. Показатель Задачи 3. Численность первично вышедших на инвалидность по трудовому увечью в расчёте на 10 тыс. работаю- щих Количе- ство человек на 10 тыс. работа- ющих 15. Оснащение Центра профпа- тологии необходимой аппаратурой для проведения углубленных медицинских осмотров 1,0 Управление здравоох- ранения Липецкой области 600,0 - 200,0 400,0 16. Задача 4. Информационное обеспече- ние и пропаганда охраны труда 0,2 17. Показатель 1 Задачи 4. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве с утратой трудоспособности на 1 рабочий день и более и со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих Количе- ство постра- давших на 1 тыс. работа- ющих 18. Подготовка и издание методических материалов, информационных бюллете- ней, буклетов, плакатов, памяток, баннеров, брошюр по вопросам охраны труда и управлению профессиональ- ными рисками 0,3 Управление труда и занятости Липецкой области 180,0 60,0 60,0 60,0 19. Показатель 2 Задачи 4. Численность пострадавших в результате несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в расчете на 1 тыс. работающих Количе- ство постра- давших на 1 тыс. работа- ющих 20. Проведение мониторинга производственного травма- тизма, условий труда, аттестации рабочих мест, профессиональной заболе- ваемости 0,3 Управление труда и занятости Липецкой области 60,0 20,0 20,0 20,0 21. Показатель 3 Задачи 4. Численность лиц с установ- ленным в текущем году профессиональным заболе- ванием в расчете на 10 тыс. работающих Количе- ство человек на 10 тыс. работа- ющих 22. Проведение ежегодных специализированных выставок, ярмарок средств индивидуальной защиты 0,4 Управление труда и занятости Липецкой области 180,0 60,0 60,0 60,0 23. Задача 5. Формирование у подрастаю- щего поколения культуры труда 0,2 24. Показатель Задачи 5. Количество учащихся, принимающих участие в областном детском конкурсе на тему: «Охрана труда глазами детей» Кол-во учащих- ся, приняв- ших участие в конкурсе 25. Проведение областного детского конкурса на тему «Охрана труда глазами детей» 1,0 Управление труда и занятости Липецкой области 100,0 30,0 35,0 40,0 26. Итого 2764,0 655,0 999,0 1110,0 ». Глава администрации Липецкой области О. КОРОЛЕВ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz