Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

7 ФОТО РОМАНА ДЕМИНА ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 215/24343/9 НОЯБРЯ 2012 НА ЗАМЕТКУ | Пенсионный фонд информирует «Расширенный портфель» Менее двух месяцев оста- лось для выбора способа управления пенсионными накоплениями. За 9 месяцев текущего года в отделение ПФР по Липецкой области посту- пило 18611 заявлений от граждан о выборе способа инвестирования средств пенсионных накоплений. Подавляющее большинство заявителей — 17352 чело- века — приняли решение о переводе своих накоплений из ПФР в какой-либо него- сударственный пенсионный фонд (НПФ). Остальные же или перешли из одного негосударственного фонда в другой, или вернулись из НПФ в государственный, или просто выбрали в ПФР инвестиционный портфель (управляющую компанию). Напомним, что нако- пительная часть пенсии формируется у лиц, родив- шихся не ранее 1967 года, а также у участников Про- граммы государственного финансирования пенсион- ных накоплений. Умужчин 1953—1966 годов и у жен- щин 1957—1966 годов рож- дения накопительная часть будущей пенсии формиро- валась в 2002—2004 годах, в связи с чем на их счетах также имеются пенсионные накопления. Около 593 ты- сяч жителей области имеют наиндивидуальномлицевом счете в ПФР средства пенси- онных накоплений. Закон позволяет инве- стировать средства накопле- ний через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк), одну из 52 частных управляющих компаний либо один из 112 негосударственных пенси- онных фондов. Накопления тех, ктоникогдане подавалв ПФР заявления о выборе УК или НПФ, инвестируются в составе«расширенногопорт- феля» государственной УК. Подать заявление о пере- воде пенсионных накопле- ний на 2013 год можно до 28 декабря 2012 года, обра- тившись в управление ПФР либо в организацию-транс- ферагент: Липецкое ОСБ № 8593 Сбербанка России, НПФ «Социальное разви- тие», филиал НПФ «РГС» в Липецкой области. ТАЛАНТЫ ЗЕМЛИ ЛИПЕЦКОЙ | На малой родине помнят Ряховских Мастер слова и мастер кисти Роман Ромашин В литературно-художественный музей данковского села Перехваль доставлены из Москвы два вместительных мешка с пожелтевшими документами, тетрадями, брошю- рами. В прошлом веке эта «всякая всячина» принадлежа- ла крупному советскому мастеру слова Василию Ряхов- скому и его талантливому сыну — прозаику и художнику Юрию. Десятки любопытных экспонатов передали на вечное хранение землякам их потомки, которые давно дружат с основателем музея, председателем районного общества краеведов Иваном Малюковым. С ним и побеседовал корреспондент «Липецкой газеты». — Иван Федорович, на- сколько ценным, с точки зрения профессионально- го историка, является дар музею? —На этот вопрос можно ответить лишь после доско- нального изучения каждого из документов. Шапочное же знакомство с ними свиде- тельствует об уникальности раритетов. Среди них есть автографы Сергея Михал- кова, Мусы Джалиля, с ко- торымиВасилийРяховский был на дружеской ноге. Немало и других поисти- не драгоценных для нас старых бумаг. Чего стоит, например, открытка, от- правленная из Ташкента в мае сорок третьего года Евдокией Ряховской сыну Юрию, бывшему тогда на- чальником артиллерийской разведки на Центральном фронте. Процитирую: «ДорогоймойЮрочка! В среду была у папы в госпи- тале. Он чувствует себя луч- ше. Но какой-то наш папа совсем другой, не такой, каким был всегда. Глаза у него совсем другие. Он ску- чает и торопится на войну. Не понимаю его. Ведь он еще совсем болен. Думаю, врачи его не выпустят. Ему нужно основательно поле- читься и отдохнуть. Тогда другое дело. Сегодня Тася (родная сестра Ю. Ряхов- ского. — Прим. автора ) по- лучила в подарок от твоего имени босоножки о каких давно мечтала. Как ты, мой родной? Здоров ли? В это предгрозовое время я так беспокоюсь о тебе, хоть ты меня и успокаиваешь. Ну могу ли я быть спокойной? А теперь о папе буду ломать голову. Опять будет двой- ная нагрузка. Целую и об- нимаю тебя крепко-крепко, будь здоров и счастлив во всем. Храни тебя Бог!». Все- го лишь несколько строк. А сколько в них патрио- тизма, любви, нежности, участия… Или вот маленькое дово- енное черно-белое фото, на которомВасилийРяховский запечатлен, предположи- тельно, среди березовых переслесков знаменитого подмосковногоПеределкино вместе с прозаиком, поэтом и детским писателем Ро- дионом Акульшиным, ко- торому впоследствии было суждено стать видным дея- телем русского зарубежья. Будучи участником борьбы с фашизмом, он оказался в концлагере, который впо- следствии освободили со- юзники. Акульшин не захо- тел возвращаться и уехал в Америку. Его эмигрантское творчество пронизано глу- бинной тоской по Родине. — О самом Василии Ря- ховском читатели знают несомненно больше, чем о его сыне Юрии… — На Ряховском-млад- шем природа не отдыхала. Он дослужился до звания полковника, наследовал писательский дар отца и стал… художником. Здесь, возможно, дали о себе знать материнские гены. Дело в том, что предком Евдокии Георгиевны, между про- чим, урожденной княгини Гагариной, был знаменитый мастер кисти века девятнад- цатого — вице-президент Императорской академии художеств Григорий Гага- рин. Много лет Юрий Васи- льевич являлся редактором Минсвязи СССР, был авто- ром порядка восьмидесяти почтовыхмарок. В1957 году занимал редкую должность — заместителя главного художника VI Всемирно- го фестиваля молодежи и студентов в Москве. А еще Ряховский-младший был замечательным карикату- ристом. Улыбку вызывают увидевшие свет в советской печати и ныне оказавшие- ся в нашем распоряжении сатирические рисунки на империалистов с участием популярных в Советском Союзе антигероев — Дяди Сэма и Аллена Даллеса. К ним прилагаются цитаты из докладов на партийных съездах... Имеются среди пере- данных экспонатов и ис- писанные убористым кал- лиграфическим почерком курсантские учебные те- тради, офицерская книжка, удостоверения участника творческого клуба ВГИКа и фоновщика знаменито- го Союзмультфильма со- роковых годов прошлого столетия, принадлежавшие Юрию. Еще один любопыт- ный документ — серенькие «корочки» Центральной поликлиники Наркомздра- ва СССР, выписанные по линии Литфонда на имя упомянутой Юриной мамы Евдокии Ряховской. Они свидетельствуют об особом статусе членов известной в Москве семьи. Вообще, повторяю, среди попавшихкнамбумагмного нового и неизвестного ранее ожизнии творчестве какВа- силия Ряховского, так и его сына. Жаль, что отдельные созданные Ряховским-стар- шим вещи так и не дошли до широкой публики. —Что выимеете в виду? — В толстых тетрадях обнаружены выполненные грифельным карандашом, местами, к сожалению, по- лустертые, наброски фанта- стической повести «Остров лейтенанта Вивес», с безу- пречно выполненной на кусочке кальки географи- ческой картой, оперетты «Ильмень-озеро» и даже сценарий мультфильма «Скрипачвджунглях». Есть и любопытные стихи. Нуж- но, я считаю, разобраться с каждым творением. Старые записи еще ждут своих ис- следователей, а возможно, подготовки к печати и вы- пуску в свет. — Значит, сегодня мож- но говорить о востребован- ности наследия Ряховских? — Время не властно над истинными ценностями. Произведения земляков, по крайней мере, в Данков- ском районе не томятся на библиотечных полках. Не- сколько лет назад на мате- риалеПерехвальскогомузея рязанский литературовед Елена Зайцева написала за- мечательную диссертацию. А жизнью Ряховских ин- тересуются приезжающие к нам туристы из разных городов. Уверен, «палом- ников» будет еще больше, когда слух о пополнении сельского музея разнесется по Руси великой. НЕГРОМКАЯ ДАТА | 95 лет назад в России был подписан Декрет о печати «Вечерний вопль», переходящий в смех Роман Демин, член Союза журналистов России, г. Елец Один из первых декретов Советской власти позволял закрыть любую антиболь- шевистскую газету и фактически вводил в России политическую цензуру. Тем не менее в стране какое-то время еще продолжали выходить издания, настроенные оппозиционно к Советской власти. В их числе была и газета «Вечерний вопль», печатавшаяся в Ельце, тогда еще Орловской губернии. В фондах Елецко г о краеведческого музея со- хранился экземпляр № 2 «Вечернего вопля». Читать материалы этой газеты се- годня — увлекательнейшее занятие, повод для размыш- лений и аналогий. Уже дата выхода этого сатирического СМИ ори- гинальна: «12-13 января 1918 года. Полночь». Далее авторычетырехстраничного издания формата А-3 пози- ционируют его как: «Газета общественно-политическая, литературно-научная, в сво- ем роде единственная». Год издания по утверждению редакции—второй.Указана и стоимость газеты: «Цена номера 1 р., с пролетариев дороже». Краткое замечание про пролетариев красноре- чиво намекает на общий тон печатного органа по отноше- нию к тогдашней власти. Его первую полосу от- крывает текст под заголов- ком «Наш декрет» — от- кровенная пародия на изда- ваемые тогдашней властью распоряжения и указы (здесь и далее орфография и пунктуация сохранены). «Всем! — Всем! — Всем! — Наш девиз — осмеивать всех… всех! всех!Но не наша вина, что большинство на- ших сатирических стрелна этотраз направлена в одну сторону. Объективный ход вещей, политическия ко- ньюнктуры, исторический процесс — виной всему это- му. В прошлом — смех над самодержавием. В настоя- щем — над комиссародер- жавием. В будущем… тогда посмотрим! Редакционная комиссия». В газете явно прогляды- вает антибольшевистский уклон. Еще бы, ведь почти сразу после Октябрьской революции Елецкий воен- но-революционный комитет (ВРК) — большевистский орган, захвативший власть в городе, запретил почти все местные газеты, а редакция «Елецкого рабочего» (газета меньшевиков) и вовсе была арестована ипредана суду. К 1918 году в Ельце выходили лишь те печатные средства массовойинформации, кото- рые поддерживали больше- виков. Так чтожурналистам и издателям «Вечернего вопля» за их юмор грозило серьезное наказание. Это осознавали в редакции, иро- нично написав в первополос- ной передовице. «С своей стороны мы приняли все возможные меры к тому, чтобы наша газета все-таки вышла в свет… Мы должны были учесть все условия пережи- ваемаго времени— времени всяческих свобод, вплоть до свободы против гарантии свободы». Антибольшевистская ирония в «Вечернем вопле» сквозит во всем, даже вкоро- тенькомобъявлении, взятом в траурную рамку. «Сим с глубоким при- скорбием извещаем о смер- ти нашего виднаго сочлена и единомышленника внезап- но скончавшегося от раз- рыва сердца во время непо- сильного прыжка отК.-Д. к С.-Д. (большевикам)». Здесь под аббревиатурами К.-Д. и С.-Д. имеются в виду две российские партии — кон- ституционных демократов и социал-демократическая рабочая партия большеви- ков. Таким образом, автор «некролога» пытается об- личить некого ренегата, изменившего своим пар- тийным принципам в угоду тогдашних властей. В «Вечернем вопле» печатаются злободневные «Новые афоризмы Козьмы Пруткова», которые можно отнести к жанру анекдота. «Некийобыватель задал одному мудрецу вопрос: — Что такое декрет? — Безумец! — восклик- нул ученый муж, — никто непонятного понять не может». Есть в газете и эпиграм- мы. «Такой маленький, и уже большевик, —изумился один армянин, разглядевши в микроскоп местного боль- шевистского лидера». Представлен в «ВВ» ика- ламбур, основанный на игре слов. «— Что такое Совет Народных комиссаров? — Это такой совет, куда я не советовал бы обращаться за советом». А вот под заголовком «Иностранные известия (по бывшей России)» яркий пример жанра словесной карикатуры, отражающей тогдашние процессы демон- страции суверенитетов. «Елецкие вести. 1. Го- ворят, что Засосна (район городаЕльца.— Прим. авто- ра ) совершенно отделяется от Ельца, провозглашает независимость, объявляет у себя республику». В качестве примерашут- ки-мистификации, выду- манной с целью развлечь читателя, в «Вечернем во- пле» имеется публикация, озаглавленная «Местная жизнь» (Отдел заведомо и незаведомо ложных слу- хов)». «По полученным нами сведениям, при Елец- ком Народном Университе- те вместо курса «Введения в философию» для привле- чения широких народных масс будет прочитан попу- лярныйкурс «Производство самогонки экономическим способом в кратчайший срок». Прочитать курс со- гласился знаменитый лек- тор Захар Цейтлин». Кстати, Захар Цейтлин —реально существовавший человек. Воспоминания о нем сохранились в дневни- ковыхзаписяхписателяМи- хаила Пришвина, который родился и долгое времяжил в Ельце. Вот что Михаил Михайлович писал об упо- мянутом лекторе в начале 1920 года: «3 Января . Лектор Цейтлин стыдит меня: — Культурный человек хоть раз в неделю должен прочестьлекциювнародном Университете. — Барин,— отвечаю,— когда вы находите для это- го время, кто варит вам пищу? — Я за урок получаю обед. —Но я уроки давать не умею, я варю себе обед сам, и дрова колю, и воду ношу, и комнату убираю, и торгую тряпьем. —Плохо! — И ничего плохого не вижу, мне было бы плохо, если бы я два дела мешал…» Целаяполоса «Вечернего вопля» отдана под памфлет «Царство сицилизма» (Ки- тайския тени с пением и музыкой)». Среди действую- щих лиц этого произведения главные герои того времени — Ленин, Троцкий, Луна- чарский, Коллонтай, хор красногвардейцев и испу- ганные обыватели. Красногвардейцы пля- шут вокруг костра, разма- хивают винтовками, лущат семечки и поют кровожад- ные песни. Троцкий реко- мендует им: «Не дозволять никому скопляться больше одного, всех тащить и не- пущать». Коллонтай и Луначар- ский представлены как раз- рушители соответственно дела призрения и образова- ния. Абольшевики тут поют на мотив Марсельезы. «Отречемся от всякого мыла И не будем мы мыть наших рож, Вся Россия от нас уж завыла, Инародна себяне похож. Разгромим мы любого «буржуя», Кто при шляпе и чище одет, По стране мы промчимся, бушуя, Чтобы сгинул эс-эр и кадет». Что касается обывате- лей, то они поголовно в стра- хе, стоят в бесконечных очередях и цитата: «болеют контрреволюцией». Не обошлось в этом но- мере «Вечернего вопля» и безфельетона, занимающего примерно треть газетной полосы. Он называется «Из зала суда» и повествует о заседании военно-револю- ционного трибунала, кото- рый заслушивает дело по обвинению белой козы в контрреволюционности. «В основу обвинения было положено то, что вы- шеупомянутая белая коза каждое утро приходила на станциюжел. дор. ипожира- ла все в изобилии расклеива- емые здесь большевистские декреты, сдирая их языком и в случае надобности под- нимаясь на задния ноги и влезая на скамейку». Защищаясь от обвине- ний, коза доказывала, что обращалась за справкой о своей благонадежности в продовольственную управу, но там ей в этом отказали по: «формальнымпричинам». В качестве экспертов на про- цессе выступали свидетели защиты, говорившие о том, что коза ранее не принад- лежала ни к какой полити- ческой партии, а известные зоофизиологи доказывали питательность большевист- ских декретов для обвиняе- мой и т. д. В итоге: «…Трибунал в своем ре- шении проявил истинно ре- волюционное милосердие, — он ограничился выражением общественного порицания и презрения обвиняемой белой козе и всем другим козам, принадлежащим к той же разновидности, хотя быоне и не привлекались в данном процессе». На последнейполосе «Ве- чернего вопля» публикуют- ся объявления. Они пред- ставляют собой словесные шаржинарекламутойпоры. Вихчисле, например, такое: «Украдено сердце. 12 дек. 1917 г. между 4-6 час. вечера в районе Торговой и Орлов- ской ул. (нынешние елецкие улицыМира и Коммунаров. — Прим. авт. ). Укравшего прошу вернуть. Вознаграж- дение по соглашению. Е. Д. Кузьмина». Редакционные коорди- наты и исходные данные га- зеты«Вечернийвопль» тоже оригинальные. «Редактор: теплая компания из трех лиц. Адр. редакции и типо- графии «Вечернего Вопля» не помещаем, потому что при настоящих условиях отсутствие его служит для газеты признаком хо- рошего тона». Безусловно, елецкий «Вечерний вопль» — явле- ние уникальное. Во-первых, потому что это, пожалуй, единственное из известных сатирических изданий на территории нынешней Ли- пецкой области. Во-вторых — яркий пример того, как в одномномере газетыисполь- зуется широкая палитра (свыше десяти) различных смеховых жанров. Порой их элементы тесно пере- плетены и смешаны, что говорит о журналистском мастерстве авторов, а кроме того, позволяет сегодня ярче и полнее почувствовать дух давно минувшей эпохи. Существование подоб- ной сатирической газеты показывает наличие глу- бокого раскола в обществе в то время. Наконец, это свидетельство того, что, несмотря на репрессии, некоторые люди отважива- лись противостоять власти. Причем они были не только смелыми, но и остроумны- ми, несмотря ни на что, имели мужество смеяться прежде всего над собой, над своими страхами. ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото Сережа А. Мальчик живет в детском доме, учится в третьем классе. В основном на «хоро- шо» и «отлично». Очень любит проверочные и контрольные задания. И объясняет почему: «Можно испытать себя на стрес- совуюустойчивость и проверить знания». С удовольствием занимается с логопедом, ходит в храм на службу. Мы слушали в его исполне- нии отрывки из сказки Пуш- кина о царе Салтане. Сережа сказал, что все произведение пока ему не выучить, но он по- старается. Мальчик очень добрый, счи- тает, что с человеком лучше договориться, чем обидеть. Хотя срывы, споры в отношениях со сверстниками случа- ются. УСережи есть и артистический талант. Ребята не раз на- граждали его аплодисментами. Однакошаги роста давались ему с большим трудом. Пробелы в развитии, воспитании привели его вшколу-интернат VII вида. Но ничего страшно- го в этомнет. Сережа выравнивается, растет во всех смыслах. И ждет из армии своего брата Женю… КатяС. Несколько лет девоч- ка прожила в дошкольном дет- ском доме. Из запуганного ре- бенка там вырастили веселую, открытую, добрую девочку, готовую к обучению в школе. Катюша очень старательная и ласковая. Любит помогать де- тям и взрослым. Всегда уважи- тельна. С удовольствиемрасска- зывает сказки. Хорошо читает. Мечтает стать медсестрой. Пока воспитаннице детского дома не хватает усидчивости, сдержан- ности. Психологи говорят, что это поправимо. Нужно только терпение и время. Сейчас Кате восемь лет. Как и многие дети, она ждет маму. Но вслух об этом говорит нечасто. «Нужно самой стать лучше, и мама придет!» — с серьезным видом девочка успокаивала не себя, а тех ребят, которые, увы, горько плачут… Рома К. Роме исполнилось восемь лет. Он знает много стихов, а вот хорошо учиться у него не получается. Поэтому педагоги, специалисты дет- ского дома стараются во вре- мя занятий развить память ребенка. Рома любит все яркое и кра- сивое. Обожает устраивать роле- вые игры, где есть мамы, папы, сестры, братья... Игры добрые, в них никто никого не наказы- вает, не грубит. Мечта Ромы — стать фото- графом. И дождаться встречи с братом, который старше, но пока не навещает его. Быть мо- жет, информация ифотография в газете поспособствуют этому. Мальчик очень ждет. Младший научный сотрудник Елецкого краеведческого музея Елена Федюшина с экземпляром «крамольной газеты».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz