Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
Ведущий рубрики Исаак Розенфельд Спецвыпуск Липецкого областного краеведческого музея и « Липецкой газеты » 4 Б ылое ЛИПЕЦКАЯ газета ПЯТНИЦА , 2 НОЯБРЯ 2012 № 211 (24339) Виктор Яркий, инженер, любитель истории Много было толков и споров о самом новом в российском календаре празднике — Дне народно- го единства. В дискуссию вмешались даже зарубеж- ные соседи: в Польше прозвучали обиженные голоса, дескать, почему это русские придали такое значение освобождению Москвы из-под власти поляков, как будто не было для россиян врагов опас- нее и ненавистнее. В конце концов, Москву захваты- вал и Наполеон, да и гитлеровские войска подходили к ней вплотную. Помнится, кто-то из на- ших ученых тогда объяснил заграничным критикам: четвертого ноября мы не столько празднуемизгнание иностранных захватчиков из столицы Российского го- сударства, сколько отдаем должное предкам, которые посреди раздрая, разора, разбойного разгула, преда- тельства интересов страны ее «элитой» сумели преодо- леть растерянность, разлад и объединиться в силу, спо- собную отстоять Отечество. Так что никакой антиполь- ской составляющей в этой красной дате нет и в помине. А что касается историче- ского смысла праздника, то его большинствонынеживу- щих все еще продолжает уяснять, постигать, оцени- вать. И это хорошо. До того как День народного един- ства был провозглашен, мы, признаемся уж честно, пло- ховато представляли, что произошло в 1612 году, что предшествовало Смуте и как, а главное — благодаря ПИСЬМО В «БЫЛОЕ» | Урок истории Не славы ради… Художник Юрий Пантюхин. «Минин и Пожарский. Освобождение Москвы». чему ей был положен конец. Я тоже как-то не очень отчетливо знал о тех событи- ях и людях. Знаменитый памятник скульптора Мар- тоса вМоскве, растиражиро- ванный на открытках, в школьных учебниках и даже, кажется, на спичеч- ных коробках, большого интереса не вызывал. Но вот благодаря новому праздни- ку все-таки начал кое-что читать о Смуте и понял: да ведь страна тогда действи- тельно могла погибнуть, утратить и свою веру, и на- циональные корни. В сущ- ности, случилось чудо спасе- ния, не случайно с народ- ным ополчением, которое шло освобождать Москву от интервентов, была икона Казанской Божией Матери, а у истоков сопротивления врагам оказался глава Пра- вославной церкви патриарх Гермоген. Это он настойчиво призывал соотечественни- ков не покоряться оккупан- там. И поплатился за это: захватчики его взяли под стражу ифактически убили, уморив голодом. Он умер зимой 1612 года, не дожив восьми месяцев до освобож- дения столицы, до подвига МининаиПожарского, оста- новивших распад государ- ства. Да, слова патриарха-му- ченика дошли до людей, способных слушать, слы- шать и действовать, а не плыть по воле волн, не ду- мать только о себе, люби- мых, о своей шкуре и выго- де. В истории того времени хватает примеров измены, подлости, корысти. Стран- но, но чаще всего в преда- тельстве и лакействе перед захватчиками были замече- ны прежде всего сильные мира сего, знатные бояре, царедворцы. Они все время рассчитывали, прикидыва- ли, к кому им лучше пере- бежать на службу, как за- служить расположение ок- купантов, от кого вернее и больше им достанется куш. А вот на бескорыстные, жертвенные деяния оказа- лись способны в первую очередь простые люди без громких чинов и званий. Кто он, Кузьма Минин-Су- хорук? Нижегородский ку- пец, избранный горожанами земским старостой, человек простой, энергичный, чест- ный. Он, похоже, долгих речей не говорил, а просто предложил отдать «третью деньгу», то есть третью часть всего имущества каж- дого, на создание ополче- ния. Плюс добровольные пожертвования. И люди, по преимуще- ству такие же нетитулован- ные, как он, согласились на это, поверили ему. Так на- чиналось народное ополче- ние. Книжегородцамприсо- единялись жители других мест, особенно поволжских. Вскоре войско, под предво- дительствомкнязяДмитрия Михайловича Пожарского, составило десять тысяч че- ловек. К слову, Пожарский, конечно, принадлежал к княжескому роду Рюрико- вичей. Однако, как пишут историки, ни он, ни члены его фамилии при москов- ском дворе важных чинов не имели. Вообще с военным руководителем легендарно- го ополчения связана одна загадка, разгадать которую пытаются исследователи. Ну почему он, князь, та- лантливый полководец, одо- левший поляков, очистив- ший от них Москву, а потом возглавивший вместе с Д. Т. Трубецким временное пра- вительство, не претендовал на царство? Кто, как не он, имел на то право? Ан нет. Без малейших попыток сесть на трон уступил он его шестнадцатилетнему маль- чишке, не шибко грамотно- му и умному, естественно, абсолютно неопытному Ми- хаилу Романову. И среди первых поцеловал ему крест. А дальше продолжил свою воинскуюмиссию, бил отряды оккупантов, строил укрепления Москвы против возможных набегов, тратил свои деньги на возведение Казанского собора. Чем это объяснить? Историки недоумевают. А по-моему, тут все и без объ- яснений, без долгих ученых рассуждений ясно. Не делал человек карьеры. О России хлопотал, а не о собственном возвышении, власти. На- верное, потому, что считал себя православным не толь- ко из-за того, что во младен- честве был крещен. С ним, как, впрочем, и со многими другими персонажами, вер- нее, героями той эпохи, связаныудивительные дета- ли и подробности. Меня до слез тронуло, что рюрико- вичПожарский, на четверть века переживший своего соратника и, наверное, близкого друга Минина, перед смертью постригся в монахи, взяв его имя — Кузьма… Немало уроков, особенно нравственных, патриотиче- ских, дает история Смуты. На мой взгляд, их надо по- стараться усвоить, что нам пока не очень-то удается. Увлекшись историей тех лет, я полюбопытствовал, нет ли в местных музеях каких-либо материалов, экспонатов, свидетельству- ющих об участии в судьбо- носных событиях начала семнадцатого века наших земляков. Мне ответили, что, к сожалению, нет. Но я хочу думать и верить, что, сполна настрадавшись от оккупантов и собственных разбойников, не раз попав- шись на удочку лживых посулов самозванцев, наши предки, хотя бытеже ельча- не, тоже в конечном счете внесли лепту в спасение и дальнейшее укрепление Русского государства. Страна тогда действи- тельно могла погиб- нуть, утратить и свою веру, и национальные корни. В сущности, случилось чудо спа- сения, не случайно с народным ополчением была икона Казанской Божией Матери. ” Евгения Селезнева, ведущий археограф Государ- ственного архива новейшей истории Липецкой области В сентябре исполнилось 120 лет со дня рождения революционера, государ- ственного деятеля, учено- го, почетного гражданина города Липецка Николая Степановича Попова. Он родился в Липецке в семье приказчика лесоторго- вогосклада.Семьябылаболь- шой, и заработка отца едва хватало, чтобы сводить кон- цы с концами. Так что Нико- лай Попов уже в четырнад- цать лет, сразу после оконча- ниячетырехклассного город- скогоучилища, устроилсяна работу конторщикомЛипец- ких железных рудников. Он увлексячтением, читалзапо- ем все — не исключая фило- софских трудовНицше, Кан- та, Шопенгауэра. Спустя шесть лет Попов перебрался в Киев. Здесь он закончил землемерное учи- лище. Однако долго рабо- тать по специальности ему не пришлось — в 1916 году ИСТОКИ | Тайны родословной Ивана Бунина Герои и прототипы Владимир Петров Проза Ивана Алексеевича Бунина, обладавшего удиви- тельной зоркостью и памятью художника, отличается безукоризненной точностью, будь то изображение природ- ных состояний (тот не писатель, кто не умеет рисовать картины природы, утверждал он), ландшафтов, мельчай- ших деталей в одежде, облике человека и так далее. Точна она и географически. Чтобы представить, каков был уклад жизни населения позапрошлого века, напри- мер нынешних Становлянского или Измалковского районов, надо внимательно перечитать его рассказы, роман «Жизнь Арсеньева» да и многие стихотворения. И возникнут «голографические» картины — людей, приро- ды, жилья... ЗЕМЛЯКИ | Почетный гражданин И лед был сломан его призвали в армию, на фронт, в окопы. Февральская революция засталаНиколаяСтепановича вгоспитале.Послелеченияон получил чин прапорщика и был зачислен в «переменный состав»офицеров4запасного пехотного полка, готовивше- гося к отправке на фронт. К тому времени он был убеж- деннымсторонникомреволю- ции: участвовал в митингах, демонстрациях, а в июне вступил в членыРСДРП(б). В декабре Николай По- пов вернулся в родной Ли- пецк. Ктому времени в горо- де была установлена Совет- ская власть. Его избрали членом Липецкого уездного Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, затем уездным комиссаром финансов и просвещения. В тревожной обстановке, когда то и дело вспыхивали эсеровские мятежи, создава- лись первые советские уч- реждения, красноармейские отряды. С фронта в Липецк вернулись около 500 солдат. Встал вопрос об их трудо- устройстве. НиколаюСтепа- новичу поручили организо- вать биржу труда, чтобы обеспечить каждому рабочее место. Попов приступил к делу, дляначала добившись, чтобы напечатали билеты для членов Союза безработ- ных. Благодаря Союзу было принято постановление, обязывавшее все предприя- тия, учреждения и частных лиц нанимать работников только через биржу труда. У Николая Степановича есть интересные воспомина- ния о жизни нашего города в первые годы советской власти. Вот отрывок из них — об открытии первого дет- ского сада: «Весной 1918 года мне пришлось испол- нять обязанности уездного комиссара просвещения. К этому времени было органи- зовано все для открытия первого в Липецке детского сада: подобрано прекрасное здание, которое обставили мебелью, собранной из бур- жуазных квартир, сделаны запасыхороших продуктов, какие в городе были редко- стью (даже ящик шокола- да!), назначена заведующая. Но открыть детсад не смог- ли, так как никто не вел в него детей. Кем-то были распущены слухи, что большевики тво- рят над детьми что-то нево- образимое. И мало кто из них уцелеет. А если и оста- нется жив, то душу такого дитя продадут дьяволу… Что оставалось делать? В ближайшее воскресенье объявили катание детей на автомобиле по главной ули- це города — Дворянской (нынешняя улица Ленина). На мероприятие пришли почти все члены Совета. Со- бралось немало других горо- жан. Некоторые были с детьми. Подошел грузовик. Мы предлагали матерям разрешить детям покатать- ся. Помню, все мнутся, но потом все-таки, под нажи- момпросившихдетей, стали сажать их в машину, кото- рая скоро наполнилась. Можно трогать. Но матери вдруг всполошились, веро- ятно, вспомнили о «кознях большевиков». Мы их успо- каиваем, наконец предлага- ем сесть в машину с детьми. Уговорили. Скоро первая партия детей, прокатив- шись, благополучно верну- лась. На следующие рейсы от детей и матерей не было отбоя. Лед был сломан, имы еле успевали поднимать ре- бят в кузов грузовика. Каж- дую партию везли до конца Дворянской улицы и обрат- но до почты. Сделали не- сколько рейсов, а попутно рассказывали о детском саде. Через несколько дней детсад был укомплектован полностью». Николай Степанович не- однократно избирался деле- гатомна уездные, окружные и районные съезды Советов и партконференции. В мае 1918-го он был делегатом первого объединенного съез- да крестьянских и рабочих депутатов города Липецка и уезда. А в августе — делега- том первой Липецкой уезд- ной конференции коммуни- стов-большевиков. В годыГражданской вой- ны Попов — секретарь Там- бовского губкома РКП(б) и член Военсовета укрепрайо- на в Тамбовской губернии. В последующие годы он рабо- тал заместителем наркома внутренней торговли УССР, торговым представителем в Австрии и Франции, заме- стителемначальника отдела Министерствакоммунально- го хозяйства. В 60 лет Николай Степа- нович защитил кандидат- скую диссертацию и полу- чил ученую степень канди- дата экономических наук, после чего перешел на на- учно-исследовательскую работу в Академию комму- нального хозяйства. Препо- давал экономику и органи- зацию городского хозяйства во Всесоюзном заочном ин- женерно-строительном ин- ституте. Он автор семнадца- ти научно-исследователь- ских работ, ряда книг и учебников по экономике городского хозяйства. В 1967 году Н. С. Попову было присвоено звание «По- четный гражданин города Липецка». Умер он в 1977 году, похоронен в Москве. Но проза писателя, если опять же читать его произ- ведения вдумчиво, это ис- точник, многое добавляю- щий к его биографии, к ро- дословной бунинского рода. Именно так читает Бунина давний исследователь жиз- ни и творчества писателя Евгений Сафонов , который сегодня проживает в родо- вой вотчине писателя Ка- менке, почти исчезнувшей деревне Становлянского района, что неподалеку от широко известных Озерок. Ниже мы публикуем его очередное исследование бу- нинских текстов, которые приоткрывают еще одну тайну рода писателя. — Наиболее глубоким исследованием родословной Буниных является извест- ная работа воронежского писателя Ю.Д. Гончарова «Предки Бунина», где рас- сказывается о семье Буни- ных (мценских) от Якова Савельевича Бунина, жало- ванного землями царем Пе- тром I, до внучатого племян- ника поэта Э.Н. Ласкаржев- ского, ныне здравствующего в Минске. Семейные же предания Буниных хранилипамять об основателе рода Симеоне Бунковском, «муже знат- ном», прибывшем из Литвы на службуквеликомукнязю Василию Темному. Найден- ные на месте усадьбы Буни- ных нательные крестыполь- ского происхождения за- ставляют о многом заду- маться. Однако обратимся к по- следующей родословной Буниных. Нас интересует степень родства отца и мате- ри поэта, а также родство их с Рышковыми, владевшими усадьбой в Озерках. В дневнике поэта есть фраза: «АннаИвановна (Чу- барова, урожденная Буни- на)». Иванов Буниных той поры в родословной нет. Но есть свояк, зять Иван Чап- кин, ставшиймужемГлафи- ры, одной из сестер деда поэта Николая Дмитриеви- ча. Глафира, естественно, урожденная Бунина. Не от этой ли четы родилась Анна Ивановна? Именно так счи- тает племянник Бунина Н.И.Ласкаржевскийв своей версии родословной. АннаЧапкина вышла за- муж за Александра Федоро- вича Чубарова. В этой семье вОзерках в 1835 годуироди- лась Людмила, мать поэта. То есть получается, отцу по- эта теща доводилась двою- родной сестрой, а жена — двоюродной племянницей. Снова читаем бунинский дневник. Среди «тронув- шихся» родственников Бу- нин упоминает другую Анну, на этот раз Рышкову, одну из семи дочерейВлади- мира Дмитриевича Бунина, двоюродного деда поэта. Стало быть, Анна, но Влади- мировна, тоже кузина отца поэта. И в браке с Николаем Рышковым она становится матерьюВалентина Рышко- ва, знаменитого на весь уезд восьмипудового смутьяна, которого остерегались даже елецкие городовые. Рыш- ков, таким образом, двою- родный племянникАлексея Николаевича Бунина. Он, кстати, оставил интересные воспоминания о жизни в Озерках. Упоминает Бунин в днев- нике и Аполлона Бунина, сынаНикифора, двоюродно- го прадеда. Это имя дало название балки «Аполлонов верх», той, что по пути от Озерок к Бутыркам. В ее русле и находился, по сло- вам старожила И.Н. Красо- ва, знаменитый Провал, в котором погибает Сенька с лошадью (писатель отразил этот эпизодвромане«Жизнь Арсеньева»). И еще факт: Рышков наследует землю и усадьбу Аполлона, что ука- зывает на его родство с Бу- ниными. Помнят в Озерках назва- ние барской деревни у боль- шака — Чамадуровка. А в рассказеопсовойохоте,кото- рыйведетстарыйповарЛеон- тий («Ловчий»), героем, де- дом барчука-слушателя, яв- ляется Петр Алексеич Чама- дуров, «охотник смертный, завзятый». Это еще один ли- тературныйгеройиреальный зять в роду Буниных... Татьяна Высоцкая, старший научный сотрудник Липецкого област- ного краеведческого музея Практическая польза такой принадлежно- сти одежды, как пояс, очевидна: во време- на, когда еще не было ни карманов, ни сумок, все необходимое — ножи, ножни- цы, гребни, амулеты и т.п. — подвешива- ли к нему на веревочках или цепочках. Позднее крестьяне и ямщики засовывали за пояс рукавицы, варежки, кнут. В русском языке существует выражение «заткнуть за пояс», то есть поступить с кем-нибудь так же бесцеремонно, по- хозяйски, как с этими предметами. В пушкинской «Сказке о царе Салтане» царевна Лебедь говорит Гвидону: Но жена не рукавица: С белой ручки не стряхнешь Да за пояс не заткнешь... Потом выражение это стали применять и к людям, которых в чем-либо превзошли (заткнули за пояс). Однако у пояса когда-то было и символи- ческое значение. В мифах и преданиях многих народов это принадлежность поло- жительных героев. В русских сказках и былинах «без креста, без пояса» появляют- ся только отрицательные персонажи. Поэто- му выражение «распоясаться», по- видимому, относится к достаточно древним временам и означает нарушение общепри- нятых нравственных норм. Опоясывая человека, пояс образовывал своего рода магический круг, который во всех уголках мира считался идеальной фор- МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ | Судьба музейных экспонатов Зачем подпоясывались наши предки мой, недоступной злым духам. По русскому поверью, подпоясанного человека «бес боит- ся и леший в лесу не заведет». Поэтому, от- правляясь в путь, мастеровой или купец обязательно надевал пояс. Красный пояс, подаренный женой мужу, должен был убе- речь его от сглаза, наговора и приворотов других женщин. В Древней Руси использовались два, а иногда и три пояса. Один был крестильным, он носился под одеждой, его никогда не снимали. Снятие крестильного пояса озна- чало приобщение к потустороннему миру, так что, пускаясь на поиски клада в ночь на Ивана Купалу, его снимали вместе с кре- стом, добывая «цветок папоротника». Теже действия совершались при исполнении языческих обрядов во время эпидемий и падежа скота. Нижняя мужская рубаха опоясывалась плетеным или тканым поя- сом, верхняя одежда — кушаком или рем- нем, который был одним из важнейших знаков мужского достоинства (женщинам носить кожаные ремни не полагалось). На Руси бытовало выражение «отрешить (лишить) пояса», что означало «лишить во- инского звания». Этот обычай существовал опять же с древних пор у многих народов: человек считался униженным, когда с него прилюдно срывали пояс. В 1433 году играли свадьбувеликогокнязямосковскогоВасилия II по прозванию Темный и Марии, дочери князяЯрославаВладимировичаБоровского. Вовремяпиракнягиня-матьСофьяВитовтов- на, чтобы показать превосходство своего сына, сорвала с удельного князя звенигород- ского Василия Косого шитый золотом, укра- шенный дорогими каменьями пояс. Тем са- мым она нанесла тяжкое оскорбление всему роду князей звенигородских. Это послужило поводомдлямноголетнеймеждоусобнойвой- нымежду двоюродными братьями за власть. История этого самого знаменитого в Древней Руси пояса восходит ко временам суздальского князя Дмитрия Константино- вича, который дал его в приданое за дочерью Евдокией, ставшейженойДмитрияДонско- го. Московский тысяцкий Василий Велья- минов подменил пояс другим, меньшим, а настоящий отдал своему сыну Микуле, же- натому на сестре Евдокии —Марии. Таким образом, пояс из семьи Дмитрия Донского попал к представителям боковойкняжеской ветви и в качестве приданого передавался несколькими поколениями, пока не достал- ся Василию Косому. В этом поясе тот и явился на свадьбу великого князя. Софья Витовтовна считала пояс собственностью своего семейства, вот и сорвала его с гостя. Пояса были необходимым элементом мужского и женского костюмов всех сосло- вий. В русской деревне крестьянки изготав- ливали пояса из шерстяных, льняных, ко- нопляных нитей и лыка. Из поколения в поколение деревенские девушки дарили своим любимым пояса с вышитыми на них дорогими именами, наставлениями, молит- вами. На поясе могло быть вышито и увеще- вание: «За что, Ваня, осердился, мне не кланяешься?» На свадьбах невеста непре- менно одаривала гостей поясами собствен- ного изготовления. В крестьянских семьях нарядные пояса переходили по наследству и бережно сохра- нялись. Традиционным цветом поясов был красный, символизировавший жизненную силу и долголетие. Орнамент тканых поясов был преимущественно геометрическим, а его символика восходила к языческим вре- менам: ромбы означали плодородие, жен- ские фигурки с опущенными вниз полусо- гнутыми руками — языческую богиню Мо- кошь (покровительницу урожаев и домаш- него хозяйства). Простые и сложные свасти- ки — кресты с загнутыми концами — сим- волизировали движение солнца по небу. Но к концу XIX века из жизни крестьян стали постепенно исчезать древние обычаи, а вместе с ними — и представление о поясе как обереге. Хотя он и сегодня остается не- обходимым дополнением и декоративным элементом одежды.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz