Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 206/24334/26 ОКТЯБРЯ 2012 7 БОЛЬШОЕ КИНО | В древнем городе снимается фильм по произведениям классика Герои Куприна «прописались» в Ельце Сергей Малюков «Вот до чего дожили, у нас под окнами кино снимают!» — бабушки, живущие на старинных елецких улочках, не устают удивляться происходящему. Еще вчера ничто не могло потревожить тишину заповедных уголков города, а сегодня на Красной площади за Вознесенским собором столпотворение огромных трейлеров с аппаратурой. За считанные часы рабочие киногруппы возводят декора- ции, возвращающие Елец на сто с лишним лет назад. Бутафорский забор прикрывает сайдинг, рядом появился массивный фонарный столб, старый кирпичный дом украсили виноградной лозой, у ворот пасется домашняя живность. Колоритную картину начала века дополняют неспешно прохаживающиеся актёры массовки в домотка- ных одеждах. Группа продюс е ро в масштабного проекта «Ку- прин», который снимают для Первого канала, уве- рена, что Елец — один из немногих городов России, где возможно максимально точно воссоздать на экране эпоху, в которой жили ге- рои Александра Куприна. Планируется экранизиро- вать четыре произведения классика. Сейчас известный режиссер Андрей Малюков («В зоне особого внимания», «Я—русский солдат», «Мы из будущего») снимает теле- визионную версию «По- единка». — Для города в первую очередь это имиджевый проект, — рассказывает заместитель начальника управления культуры ад- министрации Ельца Ирина Зиборова. — Многие знают про Елец Бунина, теперь телезрители смогут ощутить атмосферу произведений Куприна и потом приехать сюда, чтобы увидеть эту красоту своими глазами. Первый раз представители студии «Русский проект» посетили наш город летом, внимательно осматривали натуру, много ездили по Ельцу и окрестностям. Как потом онирассказали, выби- ралииз десятков российских городов и в итоге остановили свой выбор на Ельце. По словам художника- постановщика картины Александра Толкачёва, в качестве возможных вари- антов творческая группа рассматривала больше пя- тидесяти городов центра России. — Мы внимательно изучали виды Костромы, Ярославля, Торжка,Можай- ска, Серпухова, Сергиева Посада, Углича, Переслав- ля-Залесского, проехали по всему Золотому кольцу. Вез- де одни и те же проблемы— пластиковые окна, решетки, домофоны, кондиционеры на фасадах старых зданий, трубы и столбы электропе- редачи. В Ельце же удалось найти уголки, не тронутые временем. Моя коллега Эли- на Бурдо буквально влюби- лась в этот город и убедила всех, что лучшего места нам не найти. А когда мы позна- комились с ельчанами, то убедились в правильности нашего выбора, — вспоми- нает Александр Толкачёв. Съемки «Куприна» ста- лисобытиемдляЕльца. Всем интересно, как будут вы- глядеть знакомые места на экране. Несколько десятков человек участвуют в массо- выхсценах, а актерыелецко- готеатра«Бенефис»занятыв эпизодических ролях. Учащиеся елецкой шко- лы искусств№4 Алина Зан- чуринаиИванМешков с удо- вольствием прохаживаются по улице в обновках по моде 1900-х. — Как только узнал, что будет проходить кастинг для массовых сцен «Куприна», сразу же загорелся идеей попасть на съемки, — рас- сказывает Иван. — Мне по- везло — отобрали из сотен желающих. Каждый раз приходишь на площадку, а тебя ждет сюрприз, заранее не знаешь, кого тебе пред- стоит изображать. Я успел побывать уже в образах де- ревенскогопаренька, сапож- ника, разносчика газет. —Костюмысделаныпро- сто и со вкусом. Наверное, так одевалась моя прапра- бабушка, — с улыбкой до- бавляет Алина. ДмитрийЕгоров, руково- дитель елецкого конно-спор- тивного клуба «Кристалл», обеспечивает съемочную площадку четвероногими артистами и даже сам порой появляется в кадре в роли кучера: —Попрофессиияхудож- ник-бутафор, так что вся эта творческая атмосфера мне очень близка, — рассказы- вает Дмитрий. Правда, сни- маться я не люблю, лучше пусть лошади этим занима- ются. Вот Кристалл, он же Мальчик—настоящая звез- да. Участвовал в постановке оперы «Легенда о граде Ель- це», теперь снимается здесь. Много нашихлошадей будут заняты в съемках на Ворго- ле, нужно будет изобразить цыганский табор. «Поединок» — одна из самых известных повестей Александра Куприна. Мо- лодой подпоручик Ромашов чувствует себя одиноко и неуютно на военной службе, окруженный мелочными, лживыми людьми. Вместо честолюбивых мечтаний о блестящей военной карьере — серые, безрадостные буд- ни разлагающейся никола- евской России и грубые ка- зарменные нравы. Он ищет спасение в любви с женой сослуживца, тщетно пыта- ется вырваться из порочного круга, но всё заканчивается дуэлью… РольРомашова доверили Никите Ефремову—самому молодому представителю актёрской династии. Вы- пускник Школы-студии МХАТ (курс Константина Райкина) в театре играл Чацкого и Дона Хуана, а вот в кино снимается пока в основномв развлекательных проектах. «Куприн» — его первая работа в экранизаци- ях классики. — Я родился и вырос в Москве, но тем интереснее выезжать из нее. Да, при- ходитсяжертвовать опреде- ленным комфортом, но это того стоит. Елец—прекрас- ный город, в которомживут замечательные люди, мне нравится работать здесь. За- бавно, в фильме «Zолушка» я был влюблён в девушку из Липецка, а теперь вот сни- маюсь неподалёку, в Ельце. По сценарию фильма Александр Куприн в воспо- минаниях общается со свои- ми героями. Вроликлассика — Михаил Пореченков. Он приехал на съемки всего на несколько дней. Новая рольМихаилу По- реченкову явно нравится. — Надоели роли кру- тых парней, большинство сценариев, в которых мне предлагают сыграть очеред- ного мачо, я откладываю в сторону, такой работой сыт по горло. Совсем другое дело Куприн, здесь важно вжить- ся в образ, а не игратьмуску- лами, — говорит актёр. Кстати, съемки ведутся одновременно на несколь- ких площадках. Так, па- раллельно со съемками у Вознесенского собора сни- мались сцены в городском краеведческом музее. Зал с выставкой старинной мебе- ли декораторы превратили в респектабельный бордель, украсив его вычурными обоями. По сценарию офи- церский кутеж завершился эффектным падением из окна. Совершить прыжок доверили, естественно, ка- скадеру. До ноября группа пла- нирует закончить съемки сценами поединка на Вор- гольских скалах. — Прекрасная фактура, не тронутая цивилизацией. Таких заповедных мест в России еще поискать! Ска- лы идеально подчеркнут драматизмдуэли,—говорит Александр Толкачёв. После этого команда «Куприна» переедет в Рязанскую об- ласть, где продолжит съем- ки сцен на плацу. В Елец кинематографистывернутся в декабре. Зимой еще одна съемочная группа проекта «Куприн» планирует снять здесь сцены фильмов «Яма» и «Азарт», а на лето наме- чена экранизация повести «Олеся». ПАМЯТЬ | Год назад не стало липецкого поэта и журналиста Владислава Зорина Он умел радоваться жизни Эмма Меньшикова Недавно собравшиеся в Москве писатели со всех концов России беседовали за вечерним чаем в Переделкино, в легендарном писа- тельском Доме творчества, о судьбах своих коллег из разных областей и краёв. И Николай Рачков, известный поэт из Ленинградской области, произнес: — Да, время сейчас такое, что мы друг о друге ничего не знаем: книги выпускаются мизерными тиражами, система их распространения поруше- на. Кто у вас в Липецке пишет, знаем только по публикациям на сайте «Российского писателя». То ли дело раньше: Шальнев, Завражин, Па- нюшкин, Мекшен, Зорин — и это только поэты, сборники которых расходились по всему Советскому Союзу! Да, именно так и обстоит дело. Владиславу Зорину, можно сказать, повезло: он издавался в те времена, когда к книгам, стихам было другое отношение. Стихотворение Зорина впервые было опубликовано в 1953 году в газете «Мичуринская правда». А затем его стихи, рассказы, очерки, статьи и эссе звучали по радио и телевидению, пу- бликовались в центральной и местной печати, в коллективных сборниках. Владислав Зорин автор ряда книг— «Песнь радости», «Голоса на дорогах», «Никому не отдам Россию» (за эту книгу он был принят в Союз писателей СССР), «Падающие огни», «Утренний дождь», «Ласка», «Родня», «Мостов перестуки», «Всё нам некогда», «Сто стихотворений о женщине», «Вьюнки надежд, полынь разлуки», «…А ещё на Земле живу я». Уже год, как его не стало. А нет-нет, да и покажется, что идет он своей по- качивающейся походкой по коридору редакции, с неизменно широкой улыб- кой на худом лице, а в руках — листы с очередной подборкой или заметкой в газету, которые он регулярно писал в «ЛГ», так и не отмежевавшись от жур- налистскогоцеха, гдевсегдабылсвоим… Запомнился его смех — безогляд- ный, заливистый даже в старости: так смеются дети. Старики уже не хохочут. Но Зорин — поэт, поэтому возраст не заглушал в нем эмоций и чувств, не по- давлял в нем радости жизни, которую он испытывал до конца своих дней. Плохо ему было или хорошо, он отправлялся с нами в поездки по рай- онам, где его хорошо знали, читал стихи, делился воспоминаниями. Он умел осадить и поддержать, пошутить и поспорить. Если Зорин говорил, что ему нравится какое-то стихотворение — это было весомо. Если ему нравился человек, он словно распахивался перед ним. Незадолго до своего ухода из жизни он подарил мне — на день рождения — цветок. Главная ценность этого подарка заключалась собственно в… горшке. Старомкерамическом горшке, из которого произрастали шершавые негнущиеся листья. Но Владислав Георгиевич пообещал, что цвести он будет очень красиво… Нынешним летом цветок распу- стился. Уже в отсутствие своего быв- шего хозяина на этой земле. Как при- вет от Зорина, долго радовала нас его цветущая веточка. Да и сам цветок —как память о поэте. Порой колючий, резкий, Зорин, тем не менее, когда раскрывался — неизменно располагал к себе людей: своей непохожестью на других, улыбкой, разговором, стихами. Стихами он и остался с нами… Владислав ЗОРИН * * * Каждый годРождество иКрещенье, Казнь и вновь ВоскрешеньеХриста. Жизнь моя идёт к уменьшенью, А была она не свята. Всё сложнее и всё дремучей: Зло — добро, падение — взлёт. Позади уже самое лучшее, Впереди однозначный исход. Не задержишь, не остановишь Дней размеренную череду… Словно бабочку, молодость ловишь, А она застывает во льду… НЕ ГОНИМЕНЯ… Не гони меня, радость земная, Посидим на закате вдвоём, Вон какая заря разливная Расплескалась во весь окоём! И Воронежа быстрые струи, Как ножом, разрезает куга, И лещи на стремнине жируют, Бьются в тесные берега. Мне покойно в Тарбеевке старой, Посидим же, молчанье храня, Лишь девчата забытым пожаром, В клуб спеша, опаляют меня. Нет ни в старости, ни на пороге Бездны той, где спасения нет, — Не устанут усталые ноги По росе торопиться в рассвет. Только птицакружится беспечная, С высоты моя жизнь ей видней… Не гони меня, радость извечная, Я— с тобой, До конца моих дней! КУЛЬТУРА | Вышел в свет второй номер альманаха « Елец литературный » В борьбе за Слово Софья Вобликова Предположим, вас неудер- жимо тянет писать. Вы, например, на кухне овощ шинкуете, а муза тут как тут, нашептывает: «Бодря- щий дух капусты хрусткой в морозном воздухе повис». И вот уже тянется рука к перу, перо — к бумаге… Но записать свое творение — это полбеды. Чтобы оно обрело, так сказать, полно- ценную жизнь, требуется читатель. А вот как до него самобытному поэту или про- заику добраться? — Сегодня все издатель- ства частные, вкладывать средства в новые имена, тем более из глубинки, они не спешат. Аиздаваться за свой счет — очень затратно, — констатирует факты Алек- сандр Коновалов, председа- тель Елецкого городского отделения общероссийского союза писателей «Воинское содружество». Поэтому, говорит он, и необходимо людям творче- ским объединяться: чтобы помогать друг другу, чтоб вместе поддерживать огонь в тех небольших и, возможно, не очень ярких, но таких те- плых для души очагах куль- туры, которыми всегда сла- вилась российская провин- ция. Так и поступили пять лет назад неравнодушные к писательству ельчане, создав то сообщество, которое сегод- ня возглавляет Александр Коновалов. Встретились мы с ним в Липецкой област- ной универсальной научной библиотеке, где на днях отмечался этот небольшой юбилей. Итоги творческой пяти- летки ельчан впечатляют. Коллектив вырос с пяти человек до двадцати вось- ми, среди них — академи- ки, доктора и кандидаты наук, лауреаты междуна- родных и всероссийских литературных конкурсов, журналистских премий. По- здравляя коллег с юбилеем, председатель региональной организации «Воинского содружества» Анатолий Бе- резнев, отметил, что им дан «дар утверждения русского литературного слова». И это подтверждается не толь- ко активным изданием на собственные и спонсорские средства сборников, книг, но и регулярными встречами с читателями в библиотеках, школах, вузах. Среди достижений пи- сателей — и выход в свет альманаха «Елецлитератур- ный».Причемпразднование юбилея совпало с презента- цией уже второго номера этого издания. Под его об- ложкой — поэзия и про- за ельчан, краеведческие исследования, авторские фотоработы. Ознакомиться с ним можно в областной библиотеке. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz