Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО | Продолжается работа по легализации доходов Зарплата выходит «из тени» АКЦИЯ | Налоговая идет в народ «Час икс» приближается С целью повышения налоговой грамотности населения, а также инфор- мирования о необходимо- сти исполнения своих обязанностей по уплате имущественных налогов УФНС России по Липецкой области при участии ООО «КонсультантПлюс: Липецк», начиная с июня текущего года, проводит кампанию «Ваши налоги идут на добрые дела!», в ходе которой проводится разъяснительная работа среди налогоплательщиков. Видео- и аудиоролики по данной тематике, изготов- ленные с о трудниками управления, транслируются на региональных и местных телеканалах, в гипермарке- тах, в крупных торговых центрах, на рынках и дру- гихместахмассовогонахож- дения граждан. На улицах городов и районов области размещено порядка 40 бан- неров и информационных плакатов сити-формата. В налоговых инспекциях оформлены соответствую- щие стенды. Также специалисты на- логовых инспекций посеща- ют предприятия и вручают работникам, имеющим за- долженность по уплате на- логов, квитанции на оплату земельного, транспортного и налога на имущество, а также памятки о ставках налогов и льготах. Организована работа мо- бильных налоговых офисов, когдасотрудникиинспекций выезжают внаселенные пун- ктыи отвечают намногочис- ленные вопросы налогопла- тельщиков, связанные с по- рядкомисчисленияиуплаты земельного, транспортного и налога на имущество физи- ческих лиц, а также расска- зывают о возможностях ин- тернет-сервисов, доступных на сайте Федеральной нало- говой службы. Здесьжители области могут узнать свою задолженность по имуще- ственнымналогам, провести сверку имеющихся у них объектов налогообложения с данными, значащимися в базе налоговых инспекций. В целях повышения эф- фективности данной работы 21и22 сентября2012 года во всех налоговых инспекциях Липецкой области прошли Дни открытых дверей для физическихлиц. Вэто время налоговые инспекции обла- сти посетили около двух тысяч жителей региона, со- трудниками налоговой службы проведено 75 лек- цийпо вопросамналогообло- жения, консультации по различным вопросам полу- чили более 1,8 тысячи граж- дан, принято 129 письмен- ных обращений. К новой версии сервиса «Личный кабинетналогоплательщика для физических лиц» под- ключилось 284 гражданина. В рамках мероприятия все желающие смогли боль- ше узнать о сроках и поряд- ке уплаты имущественных налогов физических лиц, а также получить информа- цию обо всех электронных сервисах ФНС России. Пресс-служба управления КСТАТИ Уважаемые налогоплательщики! 1 ноября—последний срок уплаты имущественных налогов физических лиц. Платите налоги вовремя! Они идут на добрые дела! КОНСУЛЬТАЦИОННЫЙ ПУНКТ Мощность авто роли не играет Я, многодетнаямать, купила в 2012 году автомобиль. Будетли зависеть льгота потранспортному налогу от мощности автомобиля? Екатерина Вострикова Транспортный налог на территории Липецкой об- ластиисчисляетсяиуплачи- вается в соответствии с За- коном Липецкой области от 25.11.2002 № 20-ОЗ «О транспортном налоге в Ли- пецкой области». Льготы по налогу для физических лиц, прожива- ющихна территорииЛипец- кой области и относящихся к льготной категории граж- дан, установлены статьей 7 указанного закона. В част- ности, в соответствии с пп. 6 п. 1 от уплаты транспорт- ного налога освобождается одиниз родителей (усынови- телей) в многодетной семье. Следует помнить, что льго- тыпо транспортному налогу для физических лиц предо- ставляются по выбору на- логоплательщика только по одному из зарегистрирован- ных за ним транспортных средств. При этом никаких ограничений по мощности двигателя в рассматривае- мом случае указанная норма не содержит. Для налогоплательщи- ков—физических лиц льго- ты предоставляются по за- явлению на основании до- кумента, подтверждающего право на льготу. В данном случае таким документом является удостоверение многодетной семьи. Таким образом, подав соответству- ющее заявление в ИФНС России по месту житель- ства, вы вправе воспользо- ваться льготой в виде осво- бождения от уплаты транс- портного налога на одно транспортное средство, ука- занное в заявлении, вне за- висимости от мощности его двигателя. При этом второй роди- тель (усыновитель) в много- детной семье не вправе будет воспользоваться данной льготой в отношении зареги- стрированного на него транспортного средства. Льготы распространяются на всех инвалидов В октябре 2011 года мне установлена на год III груп- па инвалидности. Какие налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц предусмотрены в моем слу- чае? Павел Быков Согласно п. 2 ст. 4 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налог на строения, помещения и со- оружения не уплачивается, в частности, пенсионерами, получающими пенсии, на- значаемые в порядке, уста- новленном пенсионным за- конодательством Россий- ской Федерации. При этом приведенная норма не со- держит упоминаний о ка- кой-либо конкретной пен- сии, например о пенсии по старости, пенсии по инва- лидности или другом виде. Таким образом, в случае получения налогоплатель- щиком пенсии по инвалид- ности, назначенной на пери- од действия III группыинва- лидности, он имеет право на освобождение от уплаты налога на имущество физи- ческих лиц на период назна- чения пенсии. В вашем слу- чае за 2011 год льгота будет предоставлена за 3 месяца (октябрь, ноябрь и декабрь). При этомлица, имеющие право на льготы, указанные в ст. 4 упомянутого закона, самостоятельно представля- ют необходимые документы в налоговые органыпо месту нахождения зарегистриро- ванных на них объектов не- движимого имущества. В случае несвоевременного обращения за предоставле- нием льготы по уплате на- логов перерасчет суммы на- логов производится не более чем за три года по письмен- ному заявлению налогопла- тельщика. Снял с учета, заплати налог Взимается ли транспортный налог при одновремен- ной постановке и снятии с учета транспортного сред- ства без выдачи свидетельства о регистрации и номер- ных знаков? Андрей Красников В соответствии со ст. 362 Налогового кодекса Россий- ской Федерации сумма транспортного налога, под- лежащая уплате налогопла- тельщиками, являющимися физическими лицами, ис- числяется на основании сведений, которые представ- ляются в налоговые органы органами, осуществляющи- ми государственную реги- страцию транспортных средств на территории Рос- сийской Федерации. Таким образом, при представлении сведений органами, осуществляющи- ми государственную реги- страцию транспортных средств, о регистрации и снятии с регистрации соот- ветствующего транспортно- го средства в течение одного месяца налоговыми органа- ми будет исчислен транс- портный налог в соответ- ствии с п. 3 ст. 362 Кодекса. То есть в случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение налогового периода исчисление суммы налога производится с учетомкоэф- фициента, определяемого как отношение числа пол- ных месяцев, в течение ко- торых данное транспортное средство было зарегистриро- ванонаналогоплательщика, к числу календарных меся- цев в налоговом периоде. При этоммесяцрегистрации транспортного средства, а также месяц снятия транс- портного средства с реги- страции принимается за полный месяц. В случае ре- гистрации и снятия с реги- страциитранспортного сред- ства в течение одного кален- дарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц. На вопросы отвечала Лидия Свинцова, советник государственной гражданской службы РФ II класса Н алоговый курьер Выпуск подготовлен пресс - службой управления ФНС РФ по Липецкой области 4 ЛИПЕЦКАЯ газета ПЯТНИЦА , 26 ОКТЯБРЯ 2012 № 206 (24334) АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ | Трансфертное ценообразование : новый формат Сделка под контролем КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА СЛЕДУЕТ ЗНАТЬ Не каждый терминал правильный В настоящее время большое распространение получил способ оплаты коммунальных услуг через платежные терминалы . При постоянном росте количества терминалов появляются их владельцы , осуществляющие деятельность с нарушением действующего законодательства . Согласно Федеральному закону № 103- ФЗ « О деятель - ности по приему платежей физических лиц , осущест - вляемой платежными аген - тами » платежный терминал должен содержать в своем составе контрольно - кассовую технику , зарегистрированную в налоговых органах . Указан - ным законом установлено , что применение платежных терминалов без использо - вания контрольно - кассовой техники и выдачи кассовых чеков , не соответствующих установленным требованиям , не допускается . В рамках контроля за соблюдением законодательства о кон - трольно - кассовой технике , в текущем году налоговой службой Липецкой области совместно с правоохранительными органами были проверены 205 платежных терминалов . В результате уста - новлено , что каждый второй из них не оснащен ККТ . Собственники терминалов , нарушившие законодательство , привлечены к адми - нистративной ответственности на сумму свыше 300 тысяч рублей . В целях повышения эффективности контрольных меропри - ятий по соблюдению норм федерального законодательства о ККТ для граждан региона организована « Горячая линия » ( тел . 23-95-58) по информированию налоговых органов об адресах установки платежных терминалов , где отсутствует информация о владельце или осуществляется прием денежных средств без выдачи кассовых чеков . Людмила Лушникова, советник государственной гражданской службы РФ I класса Виктор Шелестов, советник государственной гражданской службы РФ I класса Преследуя цель минимизировать налого- вые платежи, руководители отдельных предприятий, а также индивидуальные предприниматели забывают о том, что выплаты «серых» зарплат лишают работ- ников большинства социальных гарантий. С целью повышения эффективности ра- боты по легализации «теневой» заработной платы в инспекции по Советскому району г. Липецка создана и действует специальная комиссия, которая проводит работу по вы- явлению работодателей, выплачивающих заработную плату ниже минимального раз- мера оплаты труда, установленного по Ли- пецкой области, и ниже среднеотраслевого уровня по виду деятельности. Заседания межведомственной комиссии проводятся еженедельно. Так, за 9 месяцев текущего года на за- седаниях комиссии было заслушано 345 работодателей, в том числе 82 индивидуаль- ных предпринимателя. В итоге из пригла- шенных 257 работодателей, в том числе 56 индивидуальных предпринимателей, повы- сили заработную плату своим работникам. В бюджет дополнительно поступило более одного миллиона рублей налога на доходы физических лиц. Наибольший эффект достигается тогда, когда заседания межведомственной комис- сии проходят непосредственно в горадмини- страции под председательством первого за- местителя главы Липецка Владимира Ми- гиты. Только на последнем заседании, кото- рое состоялось в октябре, были заслушаны 8 работодателей — налоговых агентов, вы- плачивающих заработную плату своим ра- ботникам ниже прожиточного минимума и ниже среднеотраслевого уровня по виду де- ятельности. Члены комиссии призвали ру- ководителей проявить гражданскую созна- тельность и отразить в налоговой отчетности фактически выплачиваемую заработную плату. Все приглашенные согласились с до- водами членов комиссии и представили в инспекцию новые штатные расписания. Сегоднямногие граждане понимают, что кажущаяся выгода зарплаты«в конвертах» чреватапоследствиями. «Теневые» выплаты приводят к социальной незащищенности. Работодатель, выплачивающий зарплату «в конверте», лишает своих сотрудников до- стойной пенсии в будущем, поскольку от- числения от «серой» зарплаты в Пенсион- ный фонд не производятся. Сотрудники, получающие зарплату «в конвертах», не могут в полном объеме рас- считывать и на пособия по временной нетру- доспособности, по безработице, по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего воз- раста, выходные пособия при увольнении в связи с сокращением штата. Соглашаясь на выплату «серой» заработной платы, работ- ник рискует не получить необходимый кре- дит в банке (целевой, ипотечный, потреби- тельский), а также лишается возможности выступитьпоручителемдлядругихграждан. В этой связи налоговые органы напоми- нают: работники, которые столкнулись с нарушениями трудового и налогового за- конодательства при выплате зарплаты, мо- гут обратиться в налоговые инспекции по месту проживания или по телефону управ- ления 23-95-89. Ваши звонки не останутся без внимания. Лидия Иванова Изменения, внесенные в налоговое законодательство с 1 января 2012 года, существенно затронули деятель- ность многих субъектов экономики. Новый раздел Налогового кодекса Российской Федерации ввел ряд норм, направленных на регулирова- ние ценообразования сделок, заклю- чаемых между различными юридиче- скими и физическими лицами. Сегодня о трансфертном ценообразо- вании мы беседуем с заместителем руководителя управления Федераль- ной налоговой службы по Липецкой области Сергеем Зиновьевым. — Сергей Валерьевич, в чем же ос- новная суть нововведений? — Во-первых, определен перечень сделок, по которым может быть осу- ществлен налоговый контроль. Во- вторых, детализированы полномочия налоговых органов по контролю над ценами. Изменения затронули в основном предприятия среднего и крупного биз- неса, так как большинство критериев контролируемых сделок, определен- ных законодателем, характерны для фирм с развитой организационной структурой и соответствующим объе- мом совершаемых сделок. Несмотря на то, что экономический смысл новшеств — регулирование це- нообразования в сфере крупного бизне- са, эти положения могут коснуться также субъектов малого предпринима- тельства, поскольку установлены от- носительно невысокие количественные критерии сделок, подпадающих под понятие «контролируемые». — Так что же означает понятие «контролируемые сделки»? —Под контролируемыми сделками понимаются сделкимежду взаимозави- симыми лицамииприравненные кним сделки. При этом основания для при- знания лиц взаимозависимыми не пре- терпели значительных изменений. Основополагающим по-прежнему яв- ляется принцип участия в организаци- ях прямым или косвенным образом юридических или физических лиц, которые могут оказывать влияние на условияи результатыих деятельности. Что касается сделок, совершенных не взаимозависимыми лицами, но при- равненных к ним для целей налогового контроля над ценообразованием, то надо отметить, что законодатель рас- ширил перечень таких сделок. К их числу, согласно новому порядку, будут относиться следующие. Сделкимеждуроссийскимивзаимо- зависимыми лицами, в том числе сово- купность сделокпо реализации товаров (работ, услуг), совершаемых с участием посредников, не признаваемых взаимо- зависимыми, при условии, что послед- ние не выполняют никаких дополни- тельных функций, за исключением организации перепродажи одним ли- цом другому лицу, признаваемому взаимозависимым с этим лицом; не принимают на себя никаких рисков и не используют никаких активов для организации реализации товаров (ра- бот, услуг). Внешнеторговые сделки с товарами мировой биржевой торговли, если об- щая сумма доходов по ним превышает 60 миллионов рублей за календарный год и предметом сделки являются: нефть и товары, выработанные из неф- ти, черные и цветные металлы, мине- ральные удобрения, драгоценные ме- таллы и драгоценные камни. Сделки с резидентамиюрисдикций, внесенныхМинфином в перечень госу- дарств и территорий, предоставляю- щих льготный налоговый режим на- логообложенияи (или) не предусматри- вающих раскрытия и предоставления информации при проведениифинансо- вых операций (оффшорные зоны), если общая сумма доходов по ним превы- шает 60миллионов рублей закалендар- ный год. Сделкимежду налогоплательщика- ми, зарегистрированными на террито- рии России, признаются контролируе- мыми в случаях, если общая сумма доходов по ним превышает 3 миллиар- да рублей за календарный год в 2012 году, 2 миллиарда рублей—в 2013-м и одинмиллиард в каждомпоследующем году; 100 миллионов рублей, если за каждый календарный год, начиная с 2014-го, одна из сторон сделки приме- няет спецрежим в виде ЕНВД или ЕСХН; 60миллионов за каждыйкален- дарный год, начиная с 2014-го, если одна из сторон сделки не признается плательщиком налога на прибыль или применяет нулевую ставку, или упла- чивает НДПИ и предметом сделки яв- ляются полезные ископаемые, или является резидентом особой экономи- ческой зоны. В 2012 году общая сумма доходов по таким сделкам, кроме сде- лок с участиемрезидента особой эконо- мической зоны, для признания их контролируемыми, должна превышать 100 миллионов рублей, а в 2013 году — 80 миллионов. — Какова цель нового налогового контроля над ценами? — Основная цель для налоговых органов — это, в случае отклонения установленных сторонами сделки цен от рыночных, право в рамкахрегламен- тированныхпроцедур определять иные цены и доначислять налог. Под иными ценами понимаются рыночные цены, рассчитанные по методам, установлен- ным главой 14 НК РФ. —Каким образом и кем будет уста- навливатьсяреальнаярыночнаяцена? — Определение рыночной стоимо- сти является сложной задачей как на теоретическом, так и на практическом уровне, а методология трансфертного ценообразования, вырабатываемая в течение многих лет, достигла высокой степени сложности. Налоговый кодекс предлагает не- сколько путей решения этого вопроса — устанавливает методы определения доходов для целей налогообложения. Этометодсопоставимыхрыночныхцен, метод последующей реализации, за- тратный метод, метод сопоставимой рентабельности и метод распределения прибыли. Оптимальным, как и в миро- вой практике, признается метод сопо- ставимыхрыночныхцен.Сутьеговтом, что цена товаров по контролируемым сделкамсравниваетсясценойаналогич- ных товаров по сопоставимымсделкам. — Сергей Валерьевич, но ведь на- логовый контроль над ценой сделки существовал и ранее. — Конечно, до января 2012 года трансфертное ценообразование регули- ровалось статьей 40 Налогового кодек- са. Согласно даннойнорме инспекторы, прежде всего, были вправе проверить правильность применения цен в целях налогообложения, если сторонысделки являются взаимозависимыми лицами в соответствии со статьей 20 Кодекса. Однако помимо этого к числу опера- ций, требующих особого внимания налоговиков, относились товарообмен- ные сделки, внешнеторговые операции и сделки, цена которых более чемна 20 процентов отклоняется как в сторону повышения, такив сторонупонижения от уровня цен, примененных самим налогоплательщиком в течение непро- должительного периода времени. Теперь законодатель учелпроблемы применения данного вида налогового контроля и усовершенствовал его по- средством введения ряда норм. Во- первых, пунктом 10 статьи 105.14 НК РФпредоставляется возможность при- знания любой сделки контролируемой в судебном порядке. Устанавливая критерии контролируемых сделок, за- конодатель одновременно снял все ограничения, предоставив суду воз- можность признания любой сделки контролируемой на основании субъек- тивных оценок. Кроме того, установле- на процедура уведомления о контроли- руемых сделках, а также регламенти- рован порядок осуществления налого- вого контроля над ними. Вместе с тем отмечу, что статьи 20 и 40 из Кодекса при этом не исключа- ются. Их положения будут применять- ся в отношении тех сделок, доходы и расходы по которым в целях налога на прибыль признаны до 1 января 2012 года. Новыйпорядокраспространяется на доходы и расходы, учтенные, начи- ная с 1 января 2012 года. При этомдата заключения самой сделки значения не имеет. — А есть ли исключения, когда сделкане признаетсяконтролируемой, хотя формально может отвечать уста- новленным признакам? — Законом предусмотрен ряд ис- ключений, когда сделка не признается контролируемой. Это касается сделок между участниками одной и той же консолидированной группыналогопла- тельщиков, а также между лицами, зарегистрированнымив одномсубъекте Федерации, которые не имеют обособ- ленных подразделений в других регио- нах или за рубежом, не уплачивают налог на прибыль в бюджеты иных территорий, не имеют убытков, учиты- ваемых в целях налогообложения при- были (при условии, что в сделке не участвуют плательщики ЕНВД, ЕСХН или НДПИ, а также резиденты ОЭЗ). —Существует лиформа отчетности для налогоплательщиков, заключаю- щих сделки в крупных размерах, и предусматривает ли законодательство предварительное согласование с на- логовыми органами уровня цен на предполагаемые сделки? — В настоящее время утверждена форма уведомления о контролируемых сделках и порядок ее заполнения в бу- мажноми электронном виде. Его будут обязаны подавать в налоговые органы в срок до 20 мая 2013 года налогопла- тельщики, которые совершали в этом году сделки, подпадающие под понятие контролируемых. Хочу добавить, что Федеральной налоговой службой доработано про- граммноеобеспечение«Налогоплатель- щик ЮЛ», где реализована возмож- ность формирования файла в формате передачи данных уведомления о кон- тролируемых сделках (КНД 1110025) и возможность формирования машин- но-ориентированной формы с двумер- нымштрих-кодом. Данные изменения выложены на интернет-сайте ФНС России по адресу http://www.nalog.ru. Втоже время закономпредусмотре- на возможность заключения такого документа, как соглашение о ценообра- зовании для целей налогообложения. Он представляет собой соглашение между налогоплательщиком и налого- вым органом о порядке определения цен и применения методов ценообразо- вания в контролируемых сделках для целей налогообложения. При подаче заявления о заключении соглашения взимается государственная пошлина в размере полтора миллиона рублей. Основными преимуществами за- ключения соглашения для налогопла- тельщика являются следующие: — если налогоплательщиком были соблюдены условия соглашения, на- логовые органы не вправе принимать решение о доначислении налогов, пе- нейиштрафов в отношении техконтро- лируемых сделок, цены по которым (или методы их определения) были определены в соглашении; —в случае заключения соглашения о ценообразовании налогоплательщик освобождается от обязанности подго- товки документациипо трансфертному ценообразованию для целей обоснова- ния соответствия применяемых цен рыночному уровню в отношении тех контролируемых сделок, которые по- крываются соглашением. — Сергей Валерьевич, как вы счи- таете, возможны ли проблемы, с кото- рыми могут столкнуться налогопла- тельщики в рамках взаимодействия с налоговымиорганамиприосуществле- нии ими налогового контроля по кон- тролируемым сделкам? —Необходимоотметить,чтосистема трансфертного ценообразования подра- зумевает высокийуровень организации информационных потоков, хорошо спланированнуюпостановку управлен- ческого, бухгалтерского и налогового учетов, что, в своюочередь, предполага- етналичие эффективнойорганизацион- нойструктурыуправленияпредприяти- ем. Таким образом, нововведения должны положительно повлиять на предпринимательскую деятельность субъектов экономики и стать дополни- тельным стимулом для построения эф- фективных систем управления. Кроме того, единые правила транс- фертного ценообразования позволят избежать двойного налогообложения и снизить вероятность споров между на- логовымиорганамиразных государств. В конечном итоге понимание и соблю- дение правил игры позволит компани- ям долгосрочно планировать свою дея- тельность на рынках различных госу- дарств с минимальными налоговыми рисками.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz