Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
№ 205/24333/25 ОКТЯБРЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА У ТЕЛЕЭКРАНА | О том , что покажут по « ящику », и о тех , кого мы там часто видим ПРОГРАММА ТЕЛЕВИДЕНИЯ С 29 ОКТЯБРЯ ПО 4 НОЯБРЯ 2012 ГОДА ПЕРЕКЛЮЧАЯ КАНАЛЫ Вне формата Исаак Розенфельд Буквально в канун премьеры на «России-1» двенадца- тисерийной экранизации «Жизни и судьбы» в про- грамме канала «Культура» ее ведущий литературовед Игорь Волгин и его коллеги тоже вспомнили о неког- да нашумевшем романе Василия Гроссмана. И задались глубокомысленным вопросом: эта книга все-таки советская или несоветская, антисоветская, диссидентская? Парадоксально, нофильмСергеяУрсулякаиумерше- го за несколько дней до показа сценариста Эдуарда Во- лодарского в принципе исключает саму возможность та- кого обсуждения. На мой взгляд, экранный вариант гроссмановского произведения—это созданное в постсо- ветской России советское кино. И по языку, по эстетике, и, представьте себе, по духу. Во всяком случае, отбирая из огромного романного текста сюжетные линии, героев, конфликты, эпизоды, диалоги, авторы чуть ли не демон- стративно, с риском навлечь на свои головы гнев продви- нутой либеральной аудитории, оставили за кадром, на- пример, довольно-такинастойчивозвучавшиеуписателя, ныне страшно модные параллели между Советским Со- юзом и гитлеровской Германией. Вполне вероятно, перенося на экран то же сочинение в годы перестройки, они бы сделали акцент как раз на этих мотивах, разделив с давно ушедшим прозаиком иллюзию, будто свобода слова, парламентские выборы и роспуск колхозов принесут соотечественникам счастье и благоденствие. Однако нынче Сергей Урсуляк явно не склонен к самообману и идеализации того, о чем мечтал для своих любимых героев-интеллигентов, для всего на- рода Гроссман. Нет, в фильме ничего не сглаживается, ни о чем не умалчивается. Безумие тотальной подозрительности и репрессий, нередко выбивавших из жизни лучших, са- мых верных, честных, бескорыстных, совестливых, будь то беззаветно верующий в коммунизм политработник Крымов или талантливый, бесстрашный командир Но- виков. Подлые доносчики и приспособленцы вроде Гет- манова, которые даже в дни, когда решается исход страшной войны, спешат сигнализировать наверх о «не- правильных» защитниках Сталинграда. Тупость бюро- кратии, плюющейначеловека воимямертвой, бездарной буквы инструкции. Все это есть в фильме. Но в ответе ли замерзавцев, демагогов, карьеристов и трусов идея, если они сноровито и бесстыдно используют ее в качестве универсальной маскировки ради собственной жалкой и гадкой выгоды? По-моему, Урсуляк не произнес, да и не хотел произносить однозначного «да». Мне показались примечательными внешность и по- вадки маленького начальничка, раз за разом отказыва- ющего попавшей в эвакуацию молодой женщине дать справку о прописке. Он сильно напоминает «кувшинное рыло», описанное Гоголем. Черствость, бессовестность, предательство, корысть не с советской властьювозникли на Руси. Иникуда не ушлипосле ее ликвидации. Врома- не Гроссмана они вычитывают в первую очередь знаме- нитуютолстовскуюмысль о том, что ежелилюди дурные таклегкоибыстро объединяютсядруг с другом, толюдям хорошим надобно всего лишь сделать то же самое. В сущности, именно это сплочение тысяч, миллионов хороших людей и стало залогом нашейПобеды. Малень- каяячейка такого единения—горстка бойцов, обороняв- ших домномершесть вСталинграде. «Управдом»Греков и его солдаты, свободные от дураков и мерзавцев (кото- рые, естественно, предпочитали держаться подальше от сталинградского полымя), выполняют свой долг без бдительныхнадсмотрщиков, без идеологического кнута, без пустословия и заградотрядов. Выполняют вопреки былым обидам, несправедливостям, выпавшим на их долю в неласковой довоенной жизни. Выполняют до конца, до последней минуты, не пытаясь обмануть смерть, коли уж она оказывается ценою правды и чести. Эпизоды в доме Грекова — в ряду самых впечатляю- щих вфильме. Впрочем, вся картина проникнута непри- вычнойдлянынешнегоикино, ителевидения эпической, трагической силой. Блистательные актерыМаковецкий, Пускепалис, Дятлов, Лика Нифонтова, Балуев, Полина Агуреева и многие другие, независимо от того, что им досталось — большая, сквозная роль или крошечный эпизод с двумя репликами, играют с забытыми нами вдохновением, глубиной, достоверностью. «Жизнь и судьба» — главное событие, причем не минувшей недели, а наверняка всего только что начав- шегося телесезона. Чего-либо подобного впередине пред- видится. Критики уже предсказывают: фильм вызовет дискуссию. Возможно. К слову, то же произошло и с романом, опубликованным спустя четверть века после его завершения. Но слава Богу, что появилось на теле- экране нечто подлинное, абсолютно неформатное, без суетливых хлопот о рейтинге, заслуживающее и сопере- живания, и раздумия, и споров. Не дискутировать же, господа, о том, что с такой готовностью подсовывают зрителям как самую сногсшибательную повестку дня: вернется лиАллаПугачева, стосковавшаяся по аплодис- ментам и гонорарам, на эстрадные подмостки или не вернется? Историческая честность и творческая мощь картины делают ее исключительным явлением в современном кино. Сейчас мы свидетели конвейерной эксплуатации нашего советскогопрошлого. Этимпробавляютсямногие — от Алексея Пивоварова с его предвзятыми «докудра- мами» о «крепостных героях» Бреста и Ржева до совсем уж безликих ремесленников, охотно упражняющихся в сочинении биографий тоЖукова, то Чкалова, тоФурце- вой. Их ничуть не смущает, если после показа таких опусов возмущенные родственникии друзья полководца или легендарного летчика заявляют, что на экране тор- жествуют неправда, клевета и пошлость. Да и протесты фронтовиков-ветеранов для «творцов» новейших филь- мов о войне как с гуся вода. Но Сергею Урсуляку нет нужды напоминать об уважении к родной истории, к жизни и судьбе отцов, дедов и прадедов. Он сам, не эко- номядушии таланта, постаралсянапомнить об этомвсем нам. Мастер батальных сцен 26 октября исполнится 170 лет со дня рождения художника Василия Верещагина — мастера батальных сцен, который знал о войне не пона- слышке, так как сам принимал непосредствен- ное участие в борьбе с завоевательными война- ми. На следующий день в эфир телеканала выйдет программа из цикла «Гении и злодеи», посвя- щенная художнику (начало в 16.05). Залы музеев и галерей, где хранятся произведения великого живописца XIX века, никогда не бывают пустыми, а ценына его кар- тины на всемирных аукци- онах нередко становятся рекордными. «Вы меня спрашиваете, не хочу ли я выставляться вместе с другими на пере- движной выставке? Нет, не хочу. Чудно мне. Каждая моя картина должна что- нибудь сказать.Покрайней мере, только для этого я их и пишу. Вместе они, может быть, скажут еще яснее, по- тому что направление мыс- ли многих сходно. К тому же я приучил общество к тому, что в картинах моих нет лжи и фальши. Смо- треть меня всегда пойдут», — так писал художник Ва- силий Верещагин, и его слова оказались в букваль- ном смысле пророческими. Особеннобольшойвклад живописец внес в развитие батального жанра. Батали- стыдо Верещагина преиму- щественно восхваляли вой- ну, прославляли ее инициа- торов.Верещагинжепроти- вопоставил распространен- ному изображению войны каккрасивогоиэффектного зрелища глубоко правди- вую, полнуюдраматическо- го звучания картину воен- ной жизни— с ее щемящи- мисценамигибелиистрада- ний народа. В его картинах главным героем и действу- ющим лицом выступают простые солдаты, а не бли- стательныевоеначальники- аристократы, как это было ранее. Художник резко осуждает захватнические войны, несущие смерть, уничтожение, разрушение. Война не только заняла главное место в творчестве, но и сыграла роковую роль в жизни Верещагина. «Я совершенноприготовилсяк смерти еще в Париже, по- томучторешился, выезжая в армию, все прочувство- вать, сам с пехотой пойти в штыки, с казаками — в атаку, с моряками — на взрыв монитора…», — пи- салон.Кактольковспыхну- ла русско-японская война, Верещагин поехал на Даль- ний Восток. Он хотел еще разпосмотретьиизобразить баталию. Верещагин погиб в Порт-Артуре вместе с ад- миралом Макаровым во времявзрыванаброненосце «Петропавловск» 31 марта (13 апреля) 1904 года. Смерть художника была в полном смысле слова смер- тью на боевом посту. «Кухня» на СТС Новый комедийный сериал «Кухня» старто- вал 22 октября на СТС. Его продолжительность — 40 серий. Главный герой Максим Лавров — выпускник Во- ронежского кулинарного колледжа — одержим меч- той: стать знаменитым шеф-поваром. Для этого он отправляется в Москву, чтобы устроиться в извест- нейший и популярный ре- сторан «Гюго», хозяином которого является«звезда» шоу-бизнеса. Шеф-повар ресторана «Гюго»—знаме- нитый на всю Москву Вик- тор Баринов. Властный, харизматичный, самодур, пьяница и игрок, но повар от Бога. Арт-директор ре- сторана—ВикторияГонча- рова. Ей 30, она хитра, об- разованна, красива. Вся её жизнь—карьера, в ней нет места личной жизни. Со- трудникиресторанаработа- ют в условиях вечного кон- фликта Шеф-повара и Арт- директора. Один ставит во главу угла прекрасно при- готовленную на его кухне еду. Другая — сервис и ат- мосферу зала ресторана, которую создает она . Именно в это заведение и попадает Максим. Парень знает себе цену и всеми спо- собами пытается завоевать доверие шеф-повара и остаться на кухне. Однако отсутствиеопытаичрезмер- ное желание самоутвер- диться ввергаютМаксима в череду коллизий, которую ему придётся преодолеть, чтобы стать частью этого мира. «Перец» пошел в рост Ведущая независимая медиакомпания России «СТС Медиа» (NASDAQ: CTCM) объявила об итогах первого года работы телеканала ПЕРЕЦ. Ровно год назад телека- нал ДТВ на глазах у изум- ленных зрителей превра- тилсявПЕРЕЦ. Удивление быстро сменилось интере- сом: за год интенсивного развития среднегодовая доля по целевой аудитории «25—59» существенно вы- росла — до 2,5 процента (средняя доля ДТВ — 2,1 процента). При этом ПЕ- РЕЦуверенновошелвТОП- 10 российских каналов и готов двигаться дальше. Первыйгодсвоегосуще- ствования ПЕРЕЦ отметил сразу несколькими истори- ческими рекордами: так, доля телеканала за первое полугодие составила 2,6 процента,чтопочтинатреть превышает аналогичные показатели ДТВ, а в июле был зафиксирован наивыс- ший среднемесячный по- казатель за всю историю существования обоих кана- лов — доля 2,9 процента. С момента первого выхода в эфир программная сетка ПЕРЦА пополнилась це- лым рядом успешных про- ектов. Наибольшим успе- хом у зрителей пользова- лись скетч-шоу «Анекдо- ты», «КВН. Играют все!», а также линейка реалити- проектов: «Дорожные вой- ны», «Смешно до боли», «Стыдно, когда видно». В новом сезоне телека- нал представит множество новых скетчкомов, сериа- ловиреалити. Вчисле глав- ных премьер осени: проект с участием бывших заклю- ченных «Джентльмены на даче-2»,новыйсезон«Анек- дотов» и реалити «Авто- школа», в котором ПЕРЕЦ попробует обучить вожде- нию тех, на кого давно мах- нули рукой инструкторы. По материалам интернет- порталов tvkultura.ru, kino-teatr.ru, televesti.ru подготовил Игорь Капустин. 27 октября в эфир телеканала «Россия К» выйдет передача, посвященная русскому художнику, мастеру батальных сцен — Василию Верещагину. ФОТО С САЙТА TVKULTURA.RU
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz