Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ | Дом , где дарят хорошее настроение Над планетой детства должно быть солнечно Галина Кожухарь Каждый год в санаторной школе-интернате, распо- ложенной в поселке Дачный, учатся и проходят курс оздоровления около двухсот детей в возрасте от семи до шестнадцати лет. Средний срок пребывания здесь — от трех до девяти месяцев. Случается, что дети задерживаются на два-три года: когда усло- вия жизни в семье не позволяют победить малые и затихающие формы туберкулеза. В санатории с полуве- ковой историей, которым руководит Родион Березин, кроме хорошего оздорав- ливающего лечения и от- личного питания (оно здесь шестиразовое да плюс боль- шойкомплекс витаминов), у ребят особенныйрежимдня. Прогулкина свежемвоздухе —не менее трех часов, сон, в зависимости от возраста, — более девяти-десяти часов в сутки. —Учатся дети, — объяс- няет заместитель директора школы-интерната по вос- питательной работе Раиса Доценко, — в щадящем ре- жиме. К примеру, во время 40-минутной динамической паузы (а проходит она после второго урока на свежемвоз- духе) мальчики и девочки играют в подвижные игры или занимаются на спортив- нойплощадке. Три часа в не- делю отводятся на уроки по программе антистрессовой пластической гимнастики. В режиме второй полови- ны дня — тихий час, опять же, прогулки. И, конечно, самоподготовка, время для творчества. — Вам здесь не грустно? —спрашивалаяребятразно- го возраста. — Сначала скучал, а те- перь некогда: я — староста, председатель школьного са- моуправления, —рассказы- ваетдевятиклассникРуслан. — Собираюсь поступать в металлургическийколледж. — А я в техникум сер- виса и дизайна хочу, — по- делилась мечтой Оксана. И посоветовала: — Вы обя- зательно в нашу студию сходите, посмотрите, какие там картины. Художники подарили. Унас здесь все за- нимаются в разных секциях и кружках. — Не всё у ребят сразу получается, но постепенно они обретают навыки и вкус к творчеству, — говорит Ольга Губанова, заместитель директора по учебно-воспи- тательной работе, показы- вая разнообразные поделки и огромное количество гра- мот, завоеванных детьми, которые живут, лечатся и учатся в санаторной школе- интернате. Для них работают более десяти творческих круж- ков: «Волшебная кисточ- ка», «Живая глина», «Раз- вивающая информатика», «Театральные зарисовки», «Юный искусствовед»… Возможности санатория за полвека его существова- ния значительно возросли. К примеру, теперь здесь с деть- ми, у которых есть дефекты речи, занимается учитель- логопед. С ними работает и психолог. Оказывается и социаль- но-педагогическая помощь детям и семьям, попавшим в трудную жизненную си- туацию. — Без большой любви к детям работать в школе-са- наториипросто невозможно. Ребенка даже взглядомнель- зя унижать. А уж словом тем более, — твердо уверена Раиса Доценко: —У кого-то в семье больны мама, отец, у кого-то — все пьют, не работают. Есть дети, у кото- рых никогда теплой чистой постели не было, и которые, кроме картошки и сухого «ролтона» ничего не ели. Поступая к нам в 12-13 лет, иные ребята не знают вкуса супа, котлет, киселя с запе- канкой... Лечебная работа в са- натории проводится по на- значениям Елены Пресня- ковой, врача-фтизиатра, и Виктории Нечитайло, вра- ча-педиатра. В комплекс по химиопрофилактике тубер- кулеза и противорецидив- ному курсу химиотерапии включено общеукрепляю- щее лечение, медицинский массаж, лечебная физкуль- тура. Анализы, обследова- ния, дополнительные меро- приятия по профилактике гриппа,ОРВИ, углубленные (два раза в год) медицинские осмотры детей проходят так продуманно и тактично, что настроение у ребят всегда остается хорошим. Вся эта работа дает от- личные результаты. Дети уезжают крепкими нрав- ственно ифизически, с хоро- шим запасом самых разных знаний. ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 205/24333/25 ОКТЯБРЯ 2012 3 ГАСТРОЛИ | Липецк услышал « Ночных снайперов » Во всю звуковую мощь Константин Клюткин Открывая концерт, лидер известной российской рок- группы «Ночные снайперы» Диана Арбенина сказала традиционное «спасибо» публике, пришедшей на концерт в областной Центр культуры, выразив твердую надежду на полное с ней взаимопонимание — и действо устреми- лось вперед. Со сцены сосредоточен- но, номер за номером, по- сылался в зал мощный зву- ко-световой заряд. Акком- панемент, явно неадекват- ный больше театральному, нежели рок-концертному залу ОЦКНТ, зачастую «на- крывал» и голос Дианы. А если учесть метафорическое своеобразие текстов ее песен, то о комфортномвосприятии программы «Ночных снай- перов» речи не шло. Впрочем, поклонники творчества Дианы ника- ких неудобств, уверен, не испытывали. Арбенина и ее команда настойчиво по- зиционируют себя некоей отдельной «страной». Пусть небольшой, локальной, на- подобие Люксембурга со смешной по количеству ар- мией, зато все равно неза- висимой и самодостаточной. Рядовым слушателям-зри- телям надо лишь понять законы и обычаи, принятые в этой стране, и тогда ничто не помешает им быть здесь «своими». Правит страной «Ночных снайперов», раз- умеется, Диана, инструмент влияния которой — ее «по- ток сознания». Данный ли- тературоведческий термин означает «непосредственное воспроизведение процессов душевной жизни, пережи- ваний, размышлений» (том 5 «Краткой литературной энциклопедии»). Только ведь он впрямую относится и к подавляющему массиву мировой музыки, ее обшир- ному серьезно-классиче- скому слагаемому. А разве Арбенину не характеризует серьезный подход к вос- приятию окружающего, неустанная рефлексия по тому или иному поводу? Потом, раз Диана прочно за- няла определенную «нишу» в современной российской музыкальной культуре, от- чего бы не причислить ее к разряду классических рок- представителей? Арбенина сочиняетпесни и текстык ним, пишет прозу и собственно стихи, куриру- ет фирменно-снайперский журнал «Гаврош», на ее счету — моноспектакль, поставленный известным режиссером Ниной Чусо- вой. Ну и что, что тиражи книг Дианы и «Гавроша» не превышают тысячи экзем- пляров, а многие не видели ее моноспектакль? Арбени- на — явление штучное, на любителя. Диана не опускается ни до каких эстрадно-песенных банальностей. Наоборот, ее песни, ее творчество — о стремлении острочувствую- щей, мятущейся, но не рас- слабленной, женской душе. Слово обозревателю Вас заинтересовала тема , поднятая обозревателем , и есть что сказать в ее продолжение ? Предлагаем вы - сказать свою точку зрения и в письме в редакцию , и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? Хорошее настроение создают и песни... ... и обеды... ...и вот такие симпатичные сюжеты. КНИЖНАЯ ПОЛКА | Листая старые газеты Окошко в прошлое Владимир Петров Само название этого уникального издания вызывает особый интерес — «Лебедянский край на страницах тамбовской прессы (1838—1916)». Автор-составитель его —Юрий Первицкий, научный сотрудник Лебе- дянского краеведческого музея. Перед нами журналист- ская летопись края за огром- ный промежуток времени: отсчет начат с годовщины гибели А. С. Пушкина и за- вершен накануне февраль- ского переворота 1917 года и конца Российской импе- рии. «Тамбовские губернские ведомости», «Тамбовские епархиальные ведомости», «Тамбовский голос», «Там- бовскийкрай», «Тамбовский земский вестник» — все они отражалижизнь с определен- ных позиций. Но калейдо- скоп событий складывается в итоге вмасштабнуюмозаику, панораму русской жизни на протяжении века. Сошлюсь на свой личный опыт прочтения: вначале сборник проглотил на «од- ном дыхании», увлеченный чередованием исторических свидетельств. А затем появи- лось желание перечитать его вновь, неспешно, вдумчиво. Это уже «второй уровень» чтения, когда за строчками начинаешь пристальнее ви- деть контуры ушедшей жиз- ни наших не столь и далеких предков. Вполне разумным пред- ставляется деление мате- риалов на четыре периода, соответствующих особым этапам российской истории: доотменыкрепостногоправа, до убийства Александра III, до первой русской револю- ции 1905 года и затем — до Первой мировой войны и грядущего краха империи. В публикациях газет, сквозь их строки, очень зри- мопроступает течение време- ни, меняющего все — уклад жизни, психологию людей, политические пристрастия, экономику, культуру, уро- вень образования. Можно извлечьинемалопараллелей с нашей действительностью: авторыпубликацийразмыш- ляют, как одолеть пьянство в России, высказывается обеспокоенность падением нравов молодежи, утратыре- лигиозного чувства, огорчает низкий культурный уровень всех слоев населения, кро- ме, может быть, дворянства. Особыйинтересвызываютпу- бликациио земстве, прообра- зе (или напротив идеале, как считалСолженицын) органов местного самоуправления, о зарождении кооперативов. А в канун смут и потрясений начала прошлого века появ- ляются статьи совершенно в духе нашего демократиче- ского времени, отражающие партийную борьбу за места в Государственной Думе. По в т орюс ь , кажд ая статья, заметка, реплика, историческое исследование, бытовая зарисовка, картин- ка нравов, описание при- родных явлений — все дает ретроспективному взгляду на прошлое края глубину и бесценную конкретику. За самоймалойдеталью,фактом просматривается неприкра- шенная жизнь. Каждому пе- риоду, составляющемуструк- туру сборника, предпослана обстоятельная историческая справка, что дополняетиобъ- единяет публикации в еди- ную панорамную картину. ...Первая мировая война. В обществе ощутим патри- отический порыв, желание помочьвоюющимнафронтах. Но Российская империя уже напоролась на рифы исто- рии. Пока в столицах заняты борьбой с самодержавием, в глубине России жизнь про- должается.Лебедянская зем- ская управа устанавливает порядок оплаты труда во- еннопленным, обеспечения их одеждой в предстоящую зиму. Обсуждаются доклады о постройке ветки железной дороги Липецк — Астапо- во, о заготовке дров на зиму 1917—1918 годов. Октябрь 1916года.Считанныемесяцы доФевральскогопереворота... Чтение сборника еще и еще раз наводит на мысль о роли и месте журналистики в общественно-политиче- ской жизни. О важнейшей задаче журналистов — быть летописцами своего времени. Даже если издание отражает интересы какой-то одной об- щественной силы, оно не мо- жет обойти эту задачу, пусть в своей интерпретации. А для историков, литераторов, осваивающих историческую тематику, этисведения—на- дежныйориентирвинформа- ционномморе в томилиином историческом периоде. Стерпится, да не слюбится Елена Бредис Надо признать, иностран- ные слова добавляют загадочности нашему языку. Взять хотя бы «толерантность» — ведь как утонченно, изысканно и загадочно звучит! А переведи на русский, что получится? Терпимость. Сразу ассоциации с чем-то неприличным типа «дома терпимости». П онятно, на Западе не публичный дом име- ют в виду, когда о то- лерантности толкуют. Хотя там и к проституткам очень лояльно относятся. А что? Ведь один из законов рынка гласит: спрос рождает пред- ложение. Сами вы, конечно, услугами путан можете и не пользоваться, но их нелегко- му труду обязаны отдавать должное. Дескать, любезная ночная бабочка, своей до- чери я бы такой профессии не пожелал, но твою свободу выбора ценю и уважаю. И будете выглядеть вы таким толерантным-толерантным, цивилизованным-цивилизо- ванным… Другое дело нашрусский человек: он бы враз начал мораль читать и грехами стращать. А потом бы еще стал мучительно придумы- вать, как бы трудоустроить заблудшую овцу швеей-мо- тористкой на местную фа- брику и выбить ей койку в общежитии. Да, зарплата грошовая, в общаге один душ на два этажа и горячая вода два раза в неделю, зато совесть чистая, а это куда важнее. И вот как такая озабоченность выглядит в глазах просвещенной запад- ной общественности? Этоже открытая демонстрация соб- ственного морального пре- восходства и грубое вмеша- тельство в чужую частную жизнь! Ну, торгует девушка своим телом, а тебе-то кто дал право заявлять ей, что это плохо, да еще советы да- вать? Приличный западный гражданин даже в глубине души о ней дурно не подума- ет. Правда, и не пожалеет. А зачем жалеть человека, чей свободный выбор ты изна- чально уважаешь? Конечно, если эту самую идею терпимости, так ска- зать, изъять из обществен- ного сознания и рассмотреть саму по себе в первоначаль- ном виде, то она очень даже симпатичной окажется. Жизнь многообразна? Без- условно. Надо принимать ее во всем этом ярком многооб- разии? Конечно! Тут даже противоречий с верой нет, поскольку жизнь — она от Бога. Хоть у христиан, хоть у мусульман. Так что толе- рантность в своемидеальном виде не что иное, как девиз Кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!». Один намаз совершает, дру- гой лоб крестит, третий через медитацию пытается сблизиться с Абсолютом. И никто ни к кому претензий не имеет. Но это в идеаль- ном варианте. Очень может быть, что именно такой ва- риант на Западе и предпо- лагали, поскольку явно не знакомысо знаменитымчет- веростишием Игоря Губер- мана: «Возглавляя партии и классы, вы одно, вожди, возьмите в толк, что идея, брошенная в массы, — это девка, брошенная в полк». Т олерантность на Запа- де очень быстро при- жилась, потому как полностью соответствовала не только замешанному на индивидуализме образу жизни тамошнего человека, но и его главной ценности— свободе. Однополые браки? Да пожалуйста! Надо терпи- мо относиться к людям иной сексуальной ориентации. С какой стати они долж- ны скрывать свои чувства? Ну, хочется им устроить праздничное шествие через весь город — имеют право, потому что в свободном и цивилизованном обществе живут. Провозглашенная «тер- пимость» позволяет элемен- тарно не «грузить» себя не- легкими раздумьями о том, что происходит вокруг тебя. Зачем пытаться изменить к лучшему несовершенный мир, если можно просто не обращать на него внимания? А собственное равнодушие очень приятно прикрыть красивым и модным словеч- ком «толерантность». Вообще-то западные ли- бералы со своими прожек- тами уже хлебнули лиха. Взять хотя бы тот же пре- словутый «мультикульту- рализм», в основе которо- го все та же воспетая ими толерантность. Чем дело закончилось? Перебравши- еся, как мы бы сказали, на ПМЖ представители иных культур и традиций, или, попросту говоря, иммигран- ты, создавали обособлен- ные сообщества, в которых старались максимально со- хранить эти свои культуру и традиции. А ценности европейской цивилизации волновали их почему-то меньше всего. Кругом чу- жой и враждебный мир, в нем можно выжить, только максимально сплотившись и «закуклившись» в соб- ственной самобытности. Вы спросите: как может быть враждебным мир, в котором все призывают друг друга быть терпимыми к тем, кто отличается от боль- шинства? Да элементарно! Просто эти, с позволения сказать, «терпилы» стара- ются не замечать всех, кто не похож на них. Как у Дан- те: «взглянул,—и мимо». А еще лучше просто не загля- дывать во всякие арабские или китайские кварталы. Кто там и как живет — не наше дело, мы их терпим, этого достаточно. Так чегож удивляться, коли во многих европейских странах нача- лись погромы? И никакого обещанного взаимообогаще- ния культур. Л адно, оставим в сто- роне несостоявшуюся идею мультикульту- рализма. Может, я ошиба- юсь, но мне их толерант- ность порой представляется этакой вседозволенностью, за исключением того, что за- прещено законом. Похоже, у них там мозги устроены иначе, чем у нас, этим, на- верное, все и объясняется. Нам мало знать, по закону мы поступаем или против него, нам еще непременно надо определить, что хоро- шо, а что плохо. Например, законодательствомзапреще- но заниматься сексом в седь- мом классе? Нет. По этой причине в Америке вводят в школах «секспросвет» чуть ли не у первоклашек: раз уж подростки все равно имеют право этим заниматься, то давайте их заранее подго- товим и образуем. А мы в такой ситуации про юриди- ческие и физиологические законы даже и не вспомина- ем, нас волнуют такие вроде устаревшие понятия, как мораль и нравственность. Мы даже не задаемся вопро- сом «почему?». Мы просто знаем: секс без настоящего серьезного чувства — это плохо, и все. Независимо от того, защищенный он или нет. И если на данный мо- мент у нас не привлекают к уголовной ответственности за употребление наркоти- ков, это не значит, что мы будем терпимо относиться к этой «примете времени». Хотя, если вспомнить про западную толерантность, и «наркота» — тоже сво- бодный выбор человека, который надо уважать. Ува- жать и не вмешиваться в его жизнь, которуюон на глазах у всех губит. Уважать выбор алкоголика, проститутки, бомжа, не пытаясь ни со- переживать, ни помогать. Либералы с восторгом начертали на своем знамени крылатую фразу Вольтера, который сказал, что может ненавидеть ваши убежде- ния, но готов отдать жизнь за вашу свободу их выска- зать. Красивая формули- ровка, ничего не скажешь, только почему-то опять на ум приходит Губерман и девка, брошенная в полк. Как у нас сегодня транс- формировалась эта благо- родная позиция? В 1995 годуЮНЕСКОвДекларации принципов толерантности официально призвала при- нимать любые «способы проявления человеческой индивидуальности» и от- казаться от «абсолютизации истины». Ни больше, ни меньше. И вот уже европей- ские женщины любого воз- раста и любой комплекции расхаживают по пляжу топ- лесс, не обращая внимания на терпеливых окружаю- щих, звезды шоу-бизнеса публично демонстрируют свою нетрадиционную ори- ентацию, а особо ярые по- борники терпимости при- знают хулиганок «узницами совести». Что будет дальше и насколько еще хватит на- шего терпения? ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz