Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

№ 196/24324/ 12 ОКТЯБРЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Валентин Липовцев Восемь лет назад редакционный порог «Липецкой газе- ты» перешагнула удивительно обаятельная девушка с глазами, полными творческого огня, и душой, жаждав- шей серьезных профессиональных свершений. Как признается сегодня сама наша героиня, в журналистику ее привели возможность регулярно встречаться с инте- ресными людьми, которую щедро предоставляет эта профессия, и колесить по различным городам и весям нашего региона в поисках достойных материалов. Проведенное в редакции время пролетело незаметно. За прошедшие с тех пор годы девушка превратилась в одного из ведущих сотрудников редакции, возложив на свои плечи, в частности, очень ответственную и требую- щую по-женски щепетильного подхода избирательную тематику. Впрочем, находила она место и для других сюжетов, став по-настоящему разносторонним автором, одним из тех, с чьими публикациями читатель может знакомиться с твердой гарантией качества. Итак, серию публикаций, посвященных журналистам «Липецкой газеты», мы сегодня продолжаем рассказом о корреспонденте отдела общественно-политической жизни Анастасии Карташовой. Свой первый рабочий день Настя запомнила на- долго. Тогда у нее еще не было своего рабочего места, поэтому один из сотрудни- ков «Липецкой газеты», уходя в отпуск, оставил ей ключ от своего кабинета. Придявпонедельник,Настя стала отпирать дверь, но та упорно не поддавалась. При этом ключ свободно входил в замочную скважину, но напрочь отказывался пово- рачиваться. Несколько раз девушка вынимала и встав- ляла ключ, дергала имв зам- ке, но результат оставался неизменно отрицательным. Пришлось даже навали- ваться на не поддававшуюся дверь плечом. В этот момент она увидела над собой сухую фигуру незнакомого челове- ка с незажженной сигаретой в руках. —Ичто тут происходит? — строго спросил незнако- мец. — Да вот, дверь не от- крывается… — Это мой кабине-е-ет! — сказал неожиданный со- беседник, оказавшийся ни кем иным, как Анатолием Александровичем Шахо- вым. Оказалось, что от волне- нияНастя перепутала двери в коридоре на четвертом этаже и ломилась в соседний кабинет. Профессия журналиста подкидывает сюжеты и по- смешнее. Как-то раз только что принятому на работу ВРЕМЯ ВЫБРАЛО НАС | К 95- летию выхода первого номера « Липецкой газеты » Когда душа болит во благо молодому сотруднику дали задание: написать материал об известном липецком пе- дагоге Михаиле Раковском, ныне покойном. Настя не только познакомилась с ле- гендарным директором 24-й школы и соратником Сталя Шмакова, побывала у него в гостях, но и решила побе- седовать с его учениками, в том числе с начальником об- ластного управления науки и образованияЮрием Тара- ном. Созвонилась с пресс- секретарем, договорилась о встрече. Женский голос в телефонной трубке сказал: 3-й этаж, 302-й кабинет. Настя в этом управлении никогда не бывала, а потому пришла по адресу: Соборная площадь, дом 1, в здание областной администрации. Пулей взлетела на третий этаж, к заветному кабине- ту. Но Юрия Николаевича Тарана там не оказалось. Тогда Настя снова стала звонить в пресс-службу, где очень удивились, что она не может найти кабинет. Решено было встретить- ся с пресс-секретарем на третьем этаже в холле, у флага и картины. Настя нашла на третьем этаже областной администрации флаг и картину. Но там не оказалось пресс-секретаря, и она вновь стала звонить по телефону. — Я стою у картины, но вас не вижу, — говорила Настя. — И я стою у картины и вас не вижу, — отвечала пресс-секретарь. Диалог длился еще не- которое время, пока собе- седницы не поняли, что находятся в совершенно разных зданиях. И все-таки Настя тогда встретилась с Юрием Та- раном, и очерк о Михаиле Борисовиче Раковском был написан. И даже очень ин- тересный. Однако адрес управления образования и науки с тех пор она помнит наизусть. Впрочем, журналист- ская биография Анастасии отнюдь не состоит из сплошь комических моментов. По- стоянные читатели «Ли- пецкой газеты» наверняка помнят горькую историю одинокой матери Натальи Матюхиной. Уйдя с двумя маленькими дочками от мужа, она не успела про- писаться в общежитии, где жила ее мама. Мама внезап- но умерла. И вот, через суд, Наталью Матюхину с деть- ми должны были выселить на улицу. К этому времени Настя вместе с фотокор- респондентом несколько раз побывала у несчастной молодой матери, в газете появлялись, одна за другой, публикации. Читатели со- бирали продукты и вещи, а однаженщина, пожелавшая остаться неизвестной, при- несла в редакцию деньги для того, чтобы заказать младшей девочке ортопеди- ческую обувь. У малышки неправильно формирова- лась стопа, но бесплатная обувь ей не полагалась, так как не было прописки. Не- сколько раз Настя вместе с редактором отдела Сергеем Кибальниченко на редак- ционной машине привозила все собранное в общежитие, Наталье. В назначенный день вы- селенияв общежитииждали судебных приставов. При- ехали Настя и фотокорре- спондент Анатолий Евстро- пов. У двери Матюхиной собрались соседи.Женщины плакали. Все ждали грузо- вик, который должен был вывезти вещи на специаль- ный склад. Но машина не приехала, сломалась! А дальше наступил тот осенний день, после кото- рого по закону нельзя вы- селять людей на улицу из-за холодов. Настя написала об этом, но не прекратила следить за судьбой обездо- ленной семьи. Не раз об- ращалась к главе админи- страции Липецка Михаилу Гулевскому. Более двух лет эта исто- рия была постоянной ее темой. И перемены насту- пили. Наталью приняли на работу нянечкой в детский садик. Туда же устроили и младшую дочку, а стар- шая пошла в школу. После Анастасия рассказывала, что обе девочки оказались оченьмузыкальными, стали учитьсяигре нафортепиано. Я помню одну из последних фотографий этой семьи в «Липецкой газете»: Ната- лья, дочки обняли ее с обеих сторон.Ив глазахдевочек— недетская серьезность. Они пережили вместе с мамой такое, что не забудется, на- верное, никогда… Анастасия бережно хра- нит в памяти те события и очень благодарна главе Ли- пецка Михаилу Гулевскому за то, что он своевременно прореагировал на публи- кации и не оставил в беде ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ мать-одиночку. Сегодня профессиональные заботы вновь ведут корреспонден- та «Липецкой газеты» по жизни. Доля журналиста такова, что разные разности случаются с ними, если и не каждыйдень, то, покрайней мере, часто. Можно не со- мневаться, что новые острые ощущения уАнастасииКар- ташовой еще впереди. Саша З. Глаза Саньки не смеются, как прежде. Даже после беззлобных потасовок со сверстниками он о них сожа- леет. Ибо знает, что вести себя надо приличнее. Хорошо, что понимает. Равно как и то, что в детском доме всю жизнь не проживешь. Надо уже сейчас задумываться о выборе про- фессии. Кем станет, Санька еще не определился. «А пора, —вздохнул он и очень серьезно объяснил, почему: — Я не от- личник, не хорошист. Поэтому после девятого класса пойду в училище». Потом помолчал и добавил: «Я домой хочу. Но в сыновья таких взрослых не берут». Что обещать, чем ободрить, если этот маленький человек все понимает. Говорили мы с ним на самые разные темы. О книгах, лыжах, футболе, ко- раблях... Итут парнишка повеселел. Оказывается, онмного лет мечтает сделать большой корабль, чтобы вместе с роди- телями отправиться в путешествие. Он готов мыть полы, стирать, слушаться и хорошо учиться, лишь бы нашлись те мама и папа, которых так ждет этот добрый мальчишка, не знающий другого дома, кроме детского. Кровные родители непонятно где. Мама состояла в розыске. Что с ней — сведений нет. Папа никогда не инте- ресовался судьбой сына. О других родственниках ничего не известно. Санька—хороший, крепкий паренек. Чужого не возьмет, плохого не скажет. Высокий. Глаза карие. Мелкие конопушечки на лице лишь дополняют его обаяние. Сейчас ему двенадцать лет. ИльяГ. Молчаливыйиочень серьезный. Но пошалить, как и все мальчишки, любит. Учится неплохо. Любит рисовать, за не- сколько минут разбирает и со- бирает любой конструктор. От- зывчив на просьбы взрослых о помощи. Самая большая мечта Ильи—оказаться за семейным столом. Но где и когда произой- дет это важное и счастливое событие, он и предположить не может. У мальчика есть стар- шие братья, которые ужеживут самостоятельно.Но, видимо, им пока не до Ильи. Илиже просто не научились они беречь друг друга, заботиться. «Я их не осуждаю,—спокойно произнес Илья. И объяснил почему: — Вдруг крыши над головой нет или работы?». Их младший брат планирует держаться в жизни людей добрых и обстоятельных. Натерпелся, накочевалсяИлья из одного детского дома в другой. Но старается не раскисать. «Будущий мужчина не должен плакать!», — сказал он на прощание. КристинаШ. Общительная, энергичная девочка. Люби- мый предмет — математика. С другими сложновато: не все понимает, плохо запоминает. Кристина учится по программе седьмого вида. Зато с удоволь- ствием участвует во всех меро- приятиях, которые проходят в детском доме, хорошо танцует, лепит интересные поделки из глины. Летом этого года ее брали в гостевую семью. Кристине все понравилось в доме взрослых друзей. Она поливала ягоды и цветы, тяпала грядки с мор- ковкой и картошкой, кормила кроликов, уток. «Все здорово! —спешила рассказать девочка. —Парное молоко пила, за гри- бами ходила. Со мной очень ласково обращались. Обещали еще взять к себе. Я верю!». Девочка очень изменилась после того, как пожила в семье. Стала более внимательной к другим. Плачущим — улыбнется. Тем, кто дерется, объяснит, что не надо силу доказывать кулаками, а лучше в спортивную секцию за- писаться. Не так давно Кристине исполнилось двенадцать лет. ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото Елена Бредис Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите о войне тысяча восемьсот двенадцатого года? Наверняка первым делом вспоминается роман Льва Толстого «Война и мир». Но связаны эти ассоциации лишь с тем, что в школе о войне с Напо- леоном мы узнавали в большей степени благодаря урокам литературы. А что именно сумели мы «вычитать» из рома- на, как глубоко смогли проник- нуться идеями и философией Толстого, зависело, прежде всего, от того, насколько нам повезло с учителем. Увы, зачастую все ограничивалось «разбором образов» главных героев. Опять же, всем известно, что девочки зачитывались исключительно любовной историей Наташи Ростовой, пропуская войну, а мальчики — наоборот. Боюсь, что и телевизионщики, решившие к двухсотлетию Боро- динской битвы показать фильм Сергея Бондарчука, руководство- вались все теми же поверхност- ными представлениями: что еще по такому поводу показывать, как не «Войну и мир»? А теперь вопрос: кто перечитывал роман, сдав школьные выпускные экза- мены? Между тем именно сегодня он актуален, как никогда. На этом решительно настаивает кандидат филологических наук, доцент Липецкого государственного пе- дагогического университета Алек- сандр Кондратьев. — В эпоху глобализации более современное произведение трудно найти. Это роман-предостереже- ние, роман-путеводитель, способ- ный и оградить нас от страшных ошибок, и указать единственно верную дорогу. Да, от тех событий нас отделяет двести лет. Но тем не менее они очень органично вклю- чаются в контекст нынешнего дня, нынешних мучительных духов- ных исканий и споров. — Я уже предвижу недоумен- ное замечание: у нас сейчас нет войны… —Так войнаже не всегда ведет- ся с помощью пушек! Чтобы унич- тожить народ, достаточно лишить его национального самосознания, национальной культуры, нацио- нальных особенностей познания мира. А разве не это происходит в результате ползучей глобализа- ции? Вот такое тихое и бескровное завоевание под прикрытием идеи «общего европейского дома». На- полеон пытался реализовывать ту же идею вооруженной силой. Но тогда победила не столько армия, сколько дух нашего народа. Су- меем ли мы сейчас отстоять себя? — Со времен горбачевской «перестройки» в обществе воз- никло какое-то патологически покорное согласие с тем, что мы, то есть Россия, неполноценны в сравнении с «просвещенным За- падом», что вся надежда на одно: заграница нам поможет… — В сущности, такие же на- строения царили в салонах знати, которая готова была приветство- ватьНаполеона как олицетворение европейского прогресса и порядка. Вспомните: главный русский роман начинается неожиданно — с диалога на французском. Гости Анны Павловны Шерер не только говорят, они и мыслят по- французски.ДажеАндрейБолкон- ский поначалу преклонялся перед Наполеоном. Но российская знать еще не народ. ИТолстой это смело, мужественно, гениально показал. Вопрос в другом: каково сейчас ГОД ИСТОРИИ | Новые уроки великого романа Наполеон, Толстой и мы соотношение «знати» и «народа», какова степень духовного сопро- тивления завоеванию без оружия? У многих остается заблуждение, что Россия по своей сути и про- исхождению принадлежит евро- пейской культуре. Дескать, вся ее многовековая история — всего лишь прелюдия к процветанию на чисто европейский манер. Что и является нашей главной целью. Хотя такое заблуждение правиль- нее назвать диверсией против Государства Российского. —Но выже не будете отрицать, что за двести лет наши отношения с Западом кардинально измени- лись… — Внешне — да. Но суть этих отношений остается неизменной: Запад всегда будет бояться Рос- сию, поскольку никак не может ее понять. В июне тысяча восемьсот двенадцатого года Наполеон об- ратился с воззванием к армии. Он сказал, что его войско «положит конец губительному влиянию России, которое она в течение пятидесяти лет оказывала на дела Европы». А теперь обратите вни- мание, как нынче быстро меняют- ся западные оценки в зависимости от того, какую позицию занимает наша страна в той или иной ситу- ации. Об этом замечательно писал НиколайЯковлевичДанилевский: «Европа признает Россию и Сла- вянство чем-то для себя чуждым, и не только чуждым, но и враждеб- ным. Русский в глазах их может претендовать на достоинство чело- века только тогда, когда потерял уже свой национальный облик». — Ну, в этом смысле мы, мож- но сказать, идем им навстречу: оказавшись за границей, наши соотечественники больше всего не любят, когда в них узнают рус- ских. Первая задача—как можно скорее стать неотличимым от среднестатистического европейца или американца... — Вот-вот. И это наша огром- ная потеря за минувшие два сто- летия. Скоро мы уже, как в салоне Анны Павловны Шерер, начнем говорить имыслить по-английски. Почему это опасно? Потому что западный либерализм распласты- вает человека по горизонтали, то есть все начинает подчиняться исключительно здравому смыслу, рационализму, все взвешивается на весах «выгодно—не выгодно». — Я бы сказала, что нынче у нас просто разгул прагматизма. Понятие «выгодно» перекрывает, отменяет все: совесть, нравствен- ность, элементарную порядоч- ность. Достаточно вспомнить о не- законной застройке Бородинского поля коттеджами, которую не могут прекратить уже второй год… — Да, немало людей сейчас готовыплясать на костях предков. Для них не существует историче- ской памяти, ощущения личной сопричастности судьбе Родины. Чтобы так изувечить души, по- надобилось всего двадцать лет. Правда, то были двадцать лет под знаком западных соблазнов. Ду- ховная вертикаль, свойственная русскому мироощущению, исче- зает. Та самая вертикаль, которая помогала нам выстоять в самых страшных испытаниях. Наполеон очень удивился, узнав, что в Мо- скве более двухсот храмов. Апотом заметил: «Впрочем, такая бездна церквей и монастырей говорит об отсталости народа». Позднее он был полностью деморализован, когда «отсталый народ» посмел и сумел оказать ему сопротивле- ние, когда французская армия оказалась бессильна. Хочу опять процитировать Данилевского: «Нравственным духом, самоот- верженностью обладали русские в степени несравненно большей, нежелиихпротивники, кто быими ни предводительствовал, — Карл, Фридрих или Наполеон, облада- ли в такой степени, что эта сила перевешивала все преимущества, бывшие на стороне наших непри- ятелей». —Хотя сегодня мы убедились, что духовность народа не опреде- ляется количеством храмов… —Конечно! В советское время, когда влияние Запада было огра- ничено, мы жили, в сущности, по законамправославной соборности, пусть и не ходили в церковь. Это ведь тогда у нас считалось, что дружба — понятие круглосуточ- ное, это тогда у нас порядочность ставилась выше законопослуша- ния, а чувство долга — выше всех прав и свобод. Сравните теперь все это с главнымилиберальнымицен- ностями, и вы сразу почувствуете разницу величиной с пропасть. — Я понимаю, что роман Тол- стого, перечитанный сегодня, по- могает вернуться к собственным истокам, оберегает от эпидемиче- ски распространяющегося запад- ного индивидуализма и прагма- тизма. А надо ли сейчас оберегать творчество самого Толстого? — Надо, как ни странно. В некоторых школах уже начинает приживаться новая, не русская трактовка той войны. Мол, она не была отечественной, Наполеон не был завоевателем, французынесли отсталой России просвещение и прогресс. Адетинаши, не омрачен- ные серьезными знаниями, легко принимают, усваивают все, что им втолковывает педагог. Да что дети! Мне, как оппоненту, пере- дали диссертацию, написанную по творчеству Толстого. Так вот, в диссертации то же самое: Толстой не понимал, Толстой недооце- нивал, Толстой консервативен… Сейчас очень уж любят свысока оценивать великих людей как нерадивых школьников. Так же модно и переворачивать с ног на голову собственнуюисторию,шка- лу традиционных ценностей. А потом это еще и присыпают сверху пепломпокаяния, самобичевания. Вспомните фильмы Пивоварова о Великой Отечественной войне на телевидении, новые учебники истории, которые пытались на- вязать школе. Кто-то делает себе таким способом имя, кто-то — деньги. — Выходит, мы можем сохра- нить свое национальное самосо- знание только в условияхжесткой изоляции? — Ни в коем случае! Русский человек способен радостно при- нять все человечество во всем его многообразии и при этом остаться русским. Это же про нас Толстой писал: человек — все и одновре- менно часть всего. Вспомните, как НиколайРостов в эйфориикричит: «Да здравствует весь мир!» Недо- пустимо лишь одно: на государ- ственномуровне признавать, будто свет цивилизации может прийти к намтолько с Запада. Ксожалению, именно с этого и начинались годы «перестройки». — Вернемся к роману. Вам не кажется, что в школе просто рано читать «Войну и мир»? —Ничего подобного! Мой внук учится в седьмом классе, и я не раз проводил у них факультативные занятия по творчеству Толстого. В том числе говорили и о рома- не-эпопее. Дети слушали, затаив дыхание! И не надо уверять, что им Толстой сложен и недоступен. Важно, как ты с ними разговари- ваешь, как рассказываешь. Они способны впитывать знания как губка. Так что сегодня очень прин- ципиально, кто первый окажется их собеседником, наставником. Полагаться только на школьных учителей пока не приходится. Вот почему необходимо разгова- ривать с детьми и внуками дома. И не об одних отметках в дневни- ке. Нужно успеть заронить в их души зерна подлинной культуры, нравственности и любви к своему народу, привить иммунитет про- тив пренебрежительного, презри- тельного взгляда на свое, родное, кровное. Война не всегда ведется с помощью пушек! Чтобы уничтожить народ, до- статочно лишить его на- ционального самосознания, национальной культуры, национальных особенностей познания мира. ” Анастасия Карташова (крайняя справа) на очередном редакционном задании.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz