Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

М ужской клуб ПЯТНИЦА , 12 ОКТЯБРЯ 2012 № 196 (24324) 6 ЛИПЕЦКАЯ газета Выпуск подготовил Игорь Капустин КОПИЛКА МУДРОСТИ Милада Федюкина Было это два столетия тому назад. В конце позапрошлого века роди- лась елецкая рояльная гармоника. Мастера-само- родки — и в ту пору «товар штучный» — настраивали свои инструменты не по камертону, а на слух. Душу свою, сокровенные беды и радости поверяли они гармонике, и в сердце слушателя отзывалась она разноголосыми перелива- ми. У каждого умельца была своя гармошка-эталон для настройки. В начале про- шлого века в Ельце появи- лась мастерская-артель, где гармони делали на заказ, иногда — в массовую про- дажу. И пользовались елец- кие рояльные бо-о-льшим спросом. Но на пороге XXI века напевная ельчанка оказалась на грани исчез- новения. В мир иной ушли мастера-«самоделкины», да и самнародныйинструмент, казалось, превратился в му- зейный экспонат. «Кому-то нужнывашиматани?»—ус- мехались скептики. Ан нет. Елец не зря слывет родиной рояльной гармони, числя- щейся в каталоге ЮНЕСКО как прообраз аккордеона. На берегу Быстрой Сосны не только смогли сохранить традиции игры на роялке, привить любовь к народной музыке юным жителям го- рода, но и вернули из про- шлого секреты создания инструмента. «Я о многом хотел бы спросить…» Константин Матюхин — внук знаменитого гармо- ниста-самоучки Афанасия ЗЕМЛЯКИ | Продолжатель династии елецких гармонистов Константин Матюхин о деле своей жизни Переливы рояльной певуньи ФОТО МИЛАДЫ ФЕДЮКИНОЙ сольный концерт пройдет уже совсем скоро на сцене драмтеатра «Бенефис». В мастерской пусть не на кон- вейере, но уже появились первые гармони отМатюхи- ных — это тоже счастливая генетика, переданная от деда, который, рассказыва- ют, тоже был знаменитым мастеромпо ремонту рояль- ных гармоней? — Он мечтал о такой ма- стерской в Ельце. Да и дома у него была отведена целая комната под гармони, ведь старые мастера умирали, родные несли инструмен- ты ему. Он приводил их в порядок. Реставрировал и снова играл. А теперь па- мять о моем деде во многом помогает мне: те, кто обра- щается за ремонтом, или их родственники, как правило, зналимоего дедушку лично. Причем среди них много весьма обеспеченныхлюдей. А мы с моим отцом пришли в администрацию города, имея чёткий план и кон- кретные чертежи будущей мастерской. У нас, кстати, сохранились и инструменты деда. Наше предложение заинтересовало, и город в музее народных промыслов и ремёсел выделил пустую- щее помещение, а миллион рублей—на ремонт и закуп- ку оборудования. — Каково это — почув- ствовать себя практически Страдивари? — У меня-то самого к себе много замечаний. Сна- чала казалось, что достигли хорошего результата, звуча- ния. А потом — с каждым новым инструментом — по- является опыт, и теперь вот хочется, например, поэкспе- риментировать с разными породами дерева. Я лично не согласен с общепринятым утверждением, что делают гармони только из липы. Гармонисты-практики го- ворят, что по ряду характе- ристик та же ольха гораздо фактурнее. — Константин, на твой взгляд, какое будущее есть у рояльной гармошки вXXI веке — времени саунд-тре- ков, ремиксов и «трехладо- вых аккордов»? — В туристическом Ельце рояльная гармошка воспринимается одним из брендов города, наравне с кружевами и валенками. Народный инструмент воз- рождается здесь и сейчас — им интересуются ино- странцы, оценивающие диковинный инструмент. Гармони приобретаются и жителями самых разных городов России. Для меня важно, что их покупают не только коллекционе- ры, но, допустим, ученики музыкальной школы № 1, где я работаю. По основной специальности они будут баянистами, а народная гар- мошкаидет дополнительной дисциплиной. Это так важно, что ис- токи гармони лежат именно здесь, в Ельце. Здесь они и переживают свое возрож- дение. И делает это продол- жатель народной династии музыкантов Константин Матюхин, убежденный, что в прагматичном XXI веке у гармони есть свое особое место. Жизнь голосистой певуньи продолжится. Ивановича, носитель «гово- рящей»музыкальнойфами- лии. Он не только достойно хранит память о деде, но и продолжает его дело. Он еще и четверть века не отмерил, а уже—выпускникМосков- ской академии музыки им. Гнесиных, работает завучем вдетскоймузыкальнойшко- ле №1 (где, кстати, учились его отец и брат), руководит собственным ансамблем и собирает в единственной на всю округу мастерской вме- сте с отцом гармони. — «Костя, какое-то уж совсем «несовременное» дело в жизни выбрал. Для статусности народ в юри- сты-экономисты или во- енные продвигается. А у тебя все гармошки на уме» — признайся, частенько приходится нечто подобное слышать? — Честно? У самого был момент, когда думал: а, зачем мне эта музыкаль- ная школа, нотный стан и аккордеон вместе взятые? И даже когда в Москве уже учился, хотел посвятить себя логистике. Но удержа- ло что-то. Понял: музыка— это судьба. Самый тяжелый для студента-провинциала первый год учебы пережил, все вернулось на свои места. Музыкаполностьювытесни- ла прагматическое начало. А когда учебу завершил, не раздумывая, вернулся на родину, в Елец, где помнят и любят до сих пор моего деда. Где я сам чувствую большие возможности для собствен- ной творческой реализации. — Возвращаясь к исто- кам, надо вспомнить, что в начале этого года исполни- лось пять лет, как нет с нами Афанасия Ивановича. Но удивительное дело, ельчане и теперь говорят о нем в на- стоящем времени: играет, мол, он увлеченно, самозаб- венно, выражая своюдушу в причудливыхмузыкальных переливах. А еще уверяют, знал он уникальный прием, который сам же называл «мой матюхинский пере- бор». Тебе, признайся, он открыл его секрет? — Я все острее осознаю, как мало успел перенять в творческом плане у деда. А он так торопился выплес- нуть на нас с братом всю бездонную кладовую своего музыкального дара. Илья больше времени проводил с дедом. А я сейчас сожалею об упущенном времени. Это сейчас сидел бы сутками на- пролет, расспрашивая о тон- костях игры. Теперь у меня много вопросов. А тогда был слишкомюн, наверное…Дед сильно переживал по этому поводу. И, сливаясь с гар- мошкой в единое целое, да- рил всемсвой талант, ничего не оставляя «про запас». У него, знаете, было оченьмно- го разного рода дипломов, грамот. А он играл только ради самого счастья держать в руках елецкую гармошку. …Мы ведем наш неспеш- ный разговор в одном из за- лов музея народных ремесел и промыслов. Здесь пред- ставлена гордость краеведов —экспозиция, посвященная елецкой рояльной гармони и лучшему представителю на- родной культуры Афанасию Матюхину. Выставленные в ряд за спиной моего собесед- ника гармошки безмолвно внимают нашим словам, да смотрительница зала, оставшаяся «нести вахту», нет-нет, а тоже включится в разговор, вспоминая добрым словом «самого известного и любимого гармониста». Таквсевместемывспоми- наем,какимприроднымюмо- ром обладал этот человек, как умел завести в перепляс абсолютно любую публику, сколько частушек он знал и какие коленца умел вы- делывать на своей любимой рояльной гармошке. А Кон- стантин вносит в эту беседу биографические детали. О том, например, что первую гармонь купил его деду отец- кузнец,исдвенадцатилеттот ужебылпервыммузыкантом на деревне. Освоил все виды гармоней — и хромку, и са- ратовскую, ливенскую, но особенно любил елецкую ро- яльнуюзаеенеподражаемый звук и красоту звучания. Гармошка «от Матюхиных» —Сейчас ельчане знают тебя уже не только как «вну- ка гармониста». Ты создал музыкальный коллектив «Апрель-секстет», испол- няющий живым звуком аргентинское танго и миро- вую классику. Ваш первый В туристическом Ельце рояльная гармошка вос- принимается одним из брендов города, наравне с кружевами и валенками. Народный инструмент возрождается здесь и сейчас — им интересуются иностранцы, оценивающие диковинный инстру- мент. Гармони приобретаются и жителями самых разных городов России. ” Иван Котов Все большую популярность среди владельцев машин завоевывают автомобиль- ные видеорегистраторы. Для тех, кто, возможно, еще не знаком с этим хитроумным устройством, которое питается от автоприкуривателя, стоит пояснить, что оно предна- значено для записи и хранения видео, может быть оснащено одной или несколькими камерами. Все, что попало в кадр при работе регистратора, записывается на карту па- мяти. И, как показывает практика, может сослу- жить добрую службу хозя- ину, поскольку, согласно Кодексу Российской Феде- рации об административ- ных правонарушениях, видео- и аудиозаписи могут служить доказательством при разбирательстве спор- ных вопросов, связанных с ДТП. Какой видеорегистратор выбрать и на что обратить внимание при покупке, рас- сказывает Сергей Хаустов, менеджер одного из липец- ПЕРЕКРЕСТОК | Выбираем видеорегистратор Недремлющее «око» ких магазинов автоаксес- суаров. Как правило, видеоре- гистратор можно закрепить на лобовом стекле или тор- педе автомобиля. По типу крепления устройства они делятся на «присоску» и «наклейку». Первыйможно переустанавливать в разные места, но прочность фикса- ции, естественно, довольно низкая. «Наклейка», напро- тив, хорошо держится, но не подлежит переустанов- ке. Крепление должно как можно прочнее соединяться с регистратором (это обеспе- чит надежную фиксацию и, как следствие, четкую кар- тинку), но так, чтобы при необходимости их можно было легко разъединить. Регистратор также может быть размещен в зеркале заднего вида и даже состо- ять из нескольких камер, отображающих дорожную ситуацию со всех сторон, но монтажтакихмоделей стоит довольно дорого. Важным параметром яв- ляется качество видео, то есть четкость картинки. А оно, в свою очередь, зависит от разрешения камеры. Чем оно выше, тем лучше будет качество изображения: на- пример, госномеров и лиц людей. Правда, высокие цифры в характеристике автомо- бильного видеорегистрато- ра не всегда гарантируют высокое качество съемки. Поэтому перед покупкой просмотрите примеры от- снятого им видео на боль- шом экране. Еще одиннемаловажный аспект — угол обзора каме- ры видеорегистратора. Чем он больше, тем больше попа- дет в объектив регистратора. Если угол будет меньше 120 градусов, можно упустить нечто важное, а при угле обзора выше 160 градусов происходит значительное искажение изображения. Из-за этого сложно разли- чить размеры предметов. В большей части совре- менных видеорегистраторов отснятое видео хранится в файлах, разбитых по не- сколько минут, для того, чтобы можно было без тру- да найти нужный отрезок видео. В недорогих видеореги- страторах не предусмотрена возможность вести съемку в тот момент, когда проис- ходит сохранение одного файла и создание другого, это приводит к потере от 1 до 5 секунд между файлами. Дорогие видеорегистраторы могут снимать без пробелов, более продвинутые модели снимают «внахлест», то есть один и тот же промежуток есть в конце одного файла и начале следующего. Только такойрегистраторобеспечит беспрерывную съемку, так как даже потеряв 5 секунд записи при скорости движе- ния автомобиля 60 км/ч, ав- томобиль преодолеет около 10 метров. За этот, казалось бы, маленький промежуток времени может произойти многое... Кроме того, выбирая ре- гистратор, нужно обращать внимание на разрешение встроенного экрана и на угол обзора — это поможет увидеть изображение на экране, не отвлекаясь от до- роги. Поворотные экраны в регистраторах удобнее при регулировке, но они более хрупкие, чем встроенный в корпус дисплей. Аккумулятор в видеоре- гистраторе нужен для съем- кивне автомобиля. Большая часть авторегистраторов способна снимать в авто- номном режиме от одного до двух часов, дорогие модели на аккумуляторе—до четы- рех часов. Выбирать видеореги- стратор необходимо с воз- можностью съемки от ак- кумулятора не менее полу- часа. Этого времени, как правило, хватает в случае ДТП заснять повреждение, расположение автомоби- лей, разговор с водителем и сотрудником ДПС. К тому же наличие качественного аккумулятора позволяет использовать устройство в пешеходном режиме. Что касается другой комплекта- ции автовидеорегистратора, то чембольше качественных устройств и аксессуаров к нему прилагается, тем он удобней и имеет больше возможностей в использо- вании. Переплачивать ли за та- кие функции, как пульт дистанционного управления и зарядное устройство от розетки, решайте сами, а вот качественное крепление регистратора на стекло авто- мобиля просто необходимо. Кроме того, выбирая видео- регистратор, убедитесь в том, что во всех движущих- ся узлах имеются металли- ческие, а не пластмассовые оси, которые должны плот- но фиксироваться в своих гнездах. И тогда недрем- лющее око будет постоянно нести вахту на ваше благо. Хочешь узнать, какие ошибки чаще всего допу- скают те, кто занимается в тренажерном зале? Об этом рассказывается в статье журнала Men’s health. ru. На самом деле ошибок на тренировках не так много. В большинстве случаев они сводятся либо к избеганию сложностей, либо к следо- ванию устаревшим методи- ческим стереотипам. Не задействованы ноги Большинство парней на- легают в зале на тренировку мышц, которые видны в зеркале, если стоять перед ним без рубашки, — грудь, дельты и руки. Но признак настоящего, многолетнего и успешного атлетизма — это накачанный тыл и низ. Cпина, ягодицы и, конечно же, бедра с икрами. Тре- нировка ног стимулирует синтез гормонов, отвеча- ющих за рост мышц и си- ловых показателей во всех остальных упражнениях. Одно из лучших (если не самое лучшее) упражнение для ног — это приседания со штангой на спине. Сведи лопатки, подними грудь, возьмись за гриф широким хватом и положи штангу на трапеции ниже седьмого позвонка. Отойди от стоек, поставь ноги шире бедер и, не округляя поясницы, глубоко присядь. Мощным движением вернись в исход- ное положение и повтори. Делай приседания 1-2 раза в неделю: 3 сетов по 10 по- второв достаточно. Слишком долгий бег Бег — не однозначная потеря времени, но очень близкая к ней деятель- ность, недаром мода на «оздоровительный» бег по утрам постепенно, но ухо- дит в прошлое. Твое тело МАСТЕР СВОЕГО ТЕЛА | От чего зависит успех в тренажерном зале Тренировка без ошибок слишком быстро адапти- руется к бегу, как к любо- му часто повторяющемуся простому движению, что быстро приводит к застою в тренировке аэробных возможностей. К тому же обычный продолжитель- ный бег практически не тренирует быстросокра- щающиеся мышечные во- локна, состояние которых намного важнее для поддер- жания стабильного веса и оптимального соотношения жира и мышц. Попробуй заменить обычный бег на интервальный. Стоя на беговой дорожке, ускорься на 30 секунд, после чего 1 минуту активно отдох- ни, продолжая движение с меньшей скоростью. По- втори такой цикл 10 раз. Выполняй интервальную тренировку 2-3 раза в не- делю на протяжении 2-4 недель, но не более. Если же ты пытаешься набрать вес, можешь без зазрения совести вообще исключить любые беговые тренировки из своей программы, пока не достигнешь нужных ве- совых параметров. Медленная работа со штангой Чембыстрее тыподнима- ешь снаряд (или пытаешься поднять), тем быстрее на- бираешь форму. Причина в улучшенной активации бы- стрых мышечных волокон, которые обладают большим потенциалом роста. Попро- буй поднимать снаряд вверх как можно быстрее, не на- рушая при этом грамотной техники. Опускай же, на- против, подконтрольно и относительно медленно, затрачивая на негативную фазу не менее 2 секунд. Избегание сложностей Талантливые атлеты ни- когда бы не становились лучшими, если быделали на тренировках только то, что имнравится. Старайся чаще выполнять самые «неприят- ные» для тебя упражнения: приседания со штангой, становые тяги, подтягива- ния с отягощением и про- чее — у каждого человека свой набор физкультурных «фаворитов». Помни, что в девяноста девяти процентах случаев именно их частое выполнение гарантирует заметное продвижение ре- зультатов, которых ты так ждешь. 9 Люди никогда не довольны настоящим и , по опыту имея мало надежды на будущее , украшают невозвратимое ми - нувшее всеми цветами своего воображения . 9 Глубокие воды плавно текут , премудрые люди тихо живут . 9 Счастье можно найти лишь на проторенных дорогах . Александр Пушкин , русский писатель . Михаил Коноплев В октябре немало любителей рыбной ловли уже зачехляют удочки: дескать, клев на поплавочные снасти закончился. Это не совсем так — осенняя рыбалка существенно отлича- ется и от летней, и, тем более, от весенней. И те, кто знает секреты октябрьских забросов, без уловов не остаются. А секретов и у реки, и у озера в это время года немало. УГОЛОК РЫБОЛОВА | Забросы под диктовку календаря Ищи, где глубже Весной почти вся рыба жмется к берегам и отме- лям, где вода быстрее про- гревается — вот тут-то ее успешно и ловят. Летом и осенью, наоборот, рыба скатывается на самые глубо- кие места в водоеме. Летом потому, что здесь вода про- хладнее, а осенью, наоборот, дольше охлаждается, то есть рыбе здесь теплее. Это первое правило осенней ры- балки — ищи, где глубже. Кроме того, в реках поч- ти все рыбы уходят с бы- строго течения в более спо- койные омуты и заводи. И об этом тоже не стоит забы- вать. Меняются и насадки. Если летом ту же плотву, красноперку, язя, карася, карпа, словом, «мирную рыбу», можно было с успе- хом ловить на насадки рас- тительного происхождения —горох, перловку, хлебный мякиш, манку, тесто и т.д., то самое предпочтительное для рыбы «блюдо» осенью — наживка в виде червя, мотыля, опарыша. Все это хорошо знают опытные рыболовы, поэтому и не торопятся говорить «до свидания» ловле на попла- вочные удочки, а с успехом продолжают это увлекатель- ное и полезное для здоровья занятие. А кроме того, общеизве- стен факт: октябрь — луч- шее время ловли щуки и окуня. Именно в это время и до самого ледостава, несмо- тря на любые проделки по- годы, эти хищники активно охотятся, нагуливая жирок на предстоящую долгую зиму. Именно в конце осени, когда в водоемах отмирают водные растения и щуки лишаются своих засадных мест, они начинают активно рыскать по всему водоему в поисках рыбьих стаек. И пощады от зубастых раз- бойницимне видать. Окуни, сбившись в ватаги, тоже передвигаются по водоему, преследуя мелкоту. Мало кому из окруженных маль- ков удается вырваться из окуневого кольца. Словом, октябрь—самое лучшее время для спиннин- гистов. А уж на какие блес- ны, воблеры, виброхвосты или прочие разновидности искусственных насадок ло- вить названных хищников — это уже дело вкуса и при- страстийкаждого рыболова. Выбор приманок сегодня огромный. Удачи, друзья! ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz