Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
“ 6 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 191/24319/5 ОКТЯБРЯ 2012 ПАМЯТЬ СЕРДЦА | Липецкому учительству , с благодарностью и низким поклоном , посвящается Соль земли русской Виктор Некрасов, заслуженный учитель России В 60-х годах я учился у прекрасных педагогов Водопьяновской (сегодня Донской) средней школы Задонского района. Неза- бываемый след в моей душе оставили Анна Тимофеевна и Александр Иванович Глушковы. В День учителя особенно хочется вспомнить об этих удивительных людях. «Саша, Сашенька, пора на берег!»—с беспокойством взывала пожилая женщина в мохеровой шапочке и тёплой шерстяной кофте. «Ещё пять минут, Аннуш- ка, и я выхожу!» — бодрым голосом отвечал барахтав- шийся в реке довольно подвижный мужчина по- чтенного возраста. Октябрьское солнце уже скрылось за горизонтом, и лишь багровое зарево на- поминало, что оно совсем недавно обогревало своими скудными лучами песча- ный берег реки. В Дону уже с месяц никто не купался, за исключением учителей физической культуры Ми- хаила Ильича Трубицина и Василия Григорьевича Торжкова, а также само- го стойкого «моржа» в селе Александра Ивановича Глушкова, преподававшего химиюв местнойшколе.По- следнему было уже далеко за восемьдесят, но традици- онно первым, ещё в апреле, как только просветлеет вода после половодья, онначинал купальный сезон и в ноябре его заканчивал. «Бр-р, фу,фу, уууф как здорово! — подбегая, ско- роговоркой произнёс Алек- сандр Иванович. — Какая же сегодня прекрасная во- дичка! Вот я и готов к труду и обороне». Дорога до дома заня- ла минут десять. Открыв входную дверь в коридор, они вдохнули неповтори- мый аромат антоновских яблок, три ящика кото- рых стояли на скамейке. Эти дары природы привез директор совхоза «Тихий Дон» Николай Лебедев. Александр Иванович по его просьбе провёл в прошлом году химический анализ почв и дал рекомендации по рекультивации. Урожай зерновых и других культур после проведенных работ повысился на несколько центнеров. Когда разговор зашел об оплате, Глушков с присущей ему эмоциональ- ностью воскликнул: «Да разве это работа? Это было настоящее удовольствие. Ведь я всю жизнь занима- юсь не только химией, но и биологией, почвоведением. Это я вам благодарен за то, что обратились именно ко мне, и я смог принести какую-то пользу». Николай Капитонович не стал боль- ше поднимать этот вопрос, но к праздникам присылал то несколько килограммов мяса, то гречку или пшено, а сегодня вот яблоки. Алек- сандр Иванович несколько раз звонил директору и про- тестовал против подобной благотворительности, но, в конце концов, сдался. В своё оправдание он говорилжене: «Я понимаю, что это не со- всем этично, да чтоже с ним поделаешь — приходится мириться!». Попив чаю, Анна Ти- мофеевна стала проверять тетради своих питомцев- третьеклашек, а Александр Иванович сел в кресло, что стояло около журнального столика, и сомкнул веки. За день устал, и хотелось просто расслабиться, отдо- хнуть. Давали о себе знать застарелый остеохондроз, да и просто возраст. Его ро- весников в селе можно было пересчитать по пальцам, да и оставшиеся старики дышали на ладан. А он ещё продолжалделатьутреннюю зарядку, не отменял и не сокращал купальный сезон, каждое воскресенье учил детей игре на фортепьяно в школьной учительской, причём делал это бесплат- но. Только в этом году он официально закончил свою педагогическую деятель- ность, длившуюся более шестидесяти (!) лет. Он и приехал в Водопья- ново в 1945 году уже будучи пенсионером по старости, как, кстати, иАнна Тимофе- евна. Ему исполнилось в ту пору65, а жене 55лет.Алек- сандрИванович—коренной воронежец, родился в 1880 году. После окончания Им- ператорского Харьковского университета с 1903-го по 1945 год преподавал химию и физику в различных шко- лах и сельскохозяйственном институте города Воронежа. АннеТимофеевнепосчастли- вилось быть одной из 16-ти на всю Россию бесплатных стипендиаток Мариинской женской гимназии в Цар- ском селе. В 1909 году она окончила педагогический класс и получила аттестат с правом преподавания в начальнойшколе. Познако- мились молодые летом 1910 года и вскоре поженились. В 1914 году у них родился сын. После окончания Во- ронежского университета он был призван в армию, а накануне войныуже коман- довал батальоном. В боях под Минском весь батальон вместе с командиром пал смертью храбрых, как было написано в похоронке. Это горе родители пронесли че- рез всю жизнь. В1942 году во время боёв за Воронежв дом, где жили Глушковы, попала бомба, и от него практически ничего не осталось. Они тогда рыли окопы около Задонского шоссе, где проходила линия фронта. Три года им при- шлось обитать где придётся: у друзей, в институтских общежитиях и на съёмных квартирах.Жильякатастро- фически не хватало, полови- на города лежала в руинах. В июле 45-го Александр Иванович с супругой был на спектакле в драматиче- ском театре и в антракте встретил своего однокурс- ника по университетуВсево- лода Игнатьевича Арнауто- ва, который, как оказалось, совсемнедавно былназначен заместителем заведующего облоно. Он и предложил Глушковымпоработать учи- телями в Водопьяновской средней школе, на северной окраине Воронежской об- ласти, где были вакансии и самое главное — жильё. Недолго думая супруги дали согласие на переезд. В Водопьяново, бывшем тогда районным центром, им предоставили довольно неплохой просторный дом, с садиком и небольшим ого- родом. В школьном коллек- тиве тепло приняли коллег, и вскоре они стали, что на- зывается, своими. Доброта, предельная тактичность, скромность Глушковых снискали уважение окружа- ющих их людей. Александр Иванович получил на новом месте, что называется, вто- рое рождение как учитель, пропагандист нового, есте- ствоиспытатель и методист. Звание«Отличникнарод- ного просвещения РСФСР» он получил ещё в 1934 году, а в 37-м его представляли на звание «Заслуженный учитель», да дворянское происхождение и известная репрессивная кампания не позволили его получить. Но для него были главными — любовьиуважениеучени- ков. Его энциклопедические знания, исключительная вежливость и обращение на «вы» ко всем, невзирая на возраст, говорили о вос- питанности и интеллигент- ности. Выпускники разных лет наведывались в гости к любимому учителю и воспи- тателю, а уж сколько писем и поздравительных откры- ток получали они вместе с Анной Тимофеевной — про- сто не счесть. Увидев педагогическую пару, идущую по улице, люди старались подождать или перейти дорогу, чтобы обязательно их попривет- ствовать. И неважно, что в селе не было газа ицентраль- ного отопления, и тепло в доме зависело от печки- голландки. Главное, что их согревало и приносило не- сравнимое душевное тепло, —это бескорыстное идоброе отношение к ним людей за их Учительство, явившееся смыслом всей жизни насто- ящих педагогов. …На улице уже совсем стемнело, и Анна Тимофе- евна, тронув мужа за плечо, спросила: «Ты не заснул, Саша?». На что, вздрогнув от прикосновения, супруг ответил: «Устал немного, Аннушка, и разморило в кресле-то. Давай попьём ещё чайку, да ляжем спать. Завтра ведь День учителя, непременно будут гости, и надо хорошо отдохнуть, что- бы быть готовыми к труду и обороне»,— закончил лю- бимым выражением Алек- сандр Иванович. Супруги Глушковы прожили долгую жизнь и оставили о себе добрую память в сердцах учеников и односельчан. Александр Иванович ушел в 96 лет, а Анна Тимофеевна в 94 года. В школьном музее им по- священ специальный стенд. РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ | Прививка от самосуда Ящик Пандоры Елена Бредис «Правильно, что газета подняла в статье «Месть имею» вопрос о самосуде. Я и мои знакомые много раз возмущались несправедливостью, неразумностью некоторых законов, слишком снисходительных к преступникам, чьими жертвами оказываются безза- щитные люди, особенно—дети. Убийцыи насильники, издевающиеся над ребенком, не имеют права жить. А кормить их в тюрьме, да потом еще и выпускать, — просто безнравственно. А когда такое происходит, как прикажете жить на свете близким, родителям пострадавших, физически и психологически искале- ченных негодяями? Заслуженный художникРоссииВиктор Слушник». Если бы не это письмо, я бы, возможно, и не вернулась к теме самосуда. Хотя, признаться, мне давно хотелось поговорить об этом с компетентным специалистом, который занимался задержанием преступников, сбором доказательств, расследованиями и на собственном опыте знает, как непрост путь от возбуждения уголовного дела до вынесения приговора. И вот мой собеседник — подпол- ковник в отставке, двадцать два года отдавший оператив- ной работе и следствию, председатель Общественного совета УМВД России по городу Липецку Евгений Морозов. — Пожалуй, только у нашего народа понятия «по закону» и «по справедли- вости» не совпадают, а то и оказываются диаметрально противоположными, — го- ворит он. — Наша менталь- ность вообще очень отлича- ется от западной. Это ведь мы ненавидим бандита, но жалеем «каторжанина». Это нашиженщинывызыва- ют полицию, когда пьяный муж-дебошир избивает их, а потом грудью встают на его защиту. — И все-таки что-то должно было произойти в обществе, чтобыколичество самосудов так увеличилось. Сегодня восемьдесят про- центов наших граждан не верят, что власти удастся обуздать преступность, а де- вяносто процентов убежде- ны: введение судов присяж- ныхпомогает преступникам уходитьотответственности… — В этом есть доля ис- тины. Мое личное мнение— судить должныюристы-про- фессионалы. На присяжных всегда можно эмоционально воздействовать—опытныйи талантливый адвокат легко это делает. Можно запутать их, выдергивая отдельные фразы из показаний свиде- телей… — Но ведь на то и состя- зательностьпроцесса, чтобы обвинение, четко придер- живаясь выбранной линии, находило контраргументы доводам адвокатов… —Реальная ситуация не- сколькоиная.Судызавалены делами,прокуратура—тоже. Нередко бывает так, что су- дьиипрокурорызнакомятся с нюансами лишь накануне процессов. А адвокат-то со своим клиентом с первых дней следствия. Конечно, ус- ловияполучаютсянеравные. У меня был случай, когда суровыйобвинительныйпри- говор вынесли только благо- дарятому,чтоя, следователь, присутствовал в зале суда. Я досконально зналматериалы дела и мог реагировать, если адвокат начинал манипули- ровать фактами. Мне доста- точно было попросить судью посмотретьнужнуюстраницу нужного тома. Опять же, по моему мнению, следователь — это зодчий, который стро- ит пирамиду доказательств. А адвокат чаще всего лишь пытается разрушить эту пи- рамиду, выдергивая из нее по кирпичику. Очень редко встретишьадвоката,который параллельно со следователем строит свою пирамиду до- казательств невиновности. Вообще за все время моей работы у меня не было ни одного оправдательного при- говора. Но поймите, судьи и прокурорыпростофизически не в состоянии так дотошно «влезать»вкаждоеуголовное дело. — Ну, тогда можно по- нять недовольство людей тем, какие решения выно- сятся в судах… — Но это недовольство — не оправдание для само- суда. Не будем забывать ста- рую английскуюпословицу: месть — это блюдо, которое подают холодным. Дело Виталия Калоева в России живет и побеж- дает. Если вы забыли эту фамилию, я напомню. Это тот человек, в результате ошибки авиадиспетчера потерявший всю семью при крушении самолета. Так вот, он поехал вШвейцарию и убил диспетчера, которого суд не счел нужным пригово- ритькреальноймеренаказа- ния. Вспомните, тогда весь российский народ встал на сторону Калоева, который, свершив свое собственное правосудие, самсдалсяшвей- царским властям. Но что примечательно: главный ге- рой этой трагической исто- рии — уроженец Северного Кавказа, где испокон веков традиция предписывает мужчинам лично мстить обидчикам своих близких. В центре России мальчиков в таких традициях не вос- питывают.И,темнеменее, мотив«око заоко, зуб зазуб» оказался очень близок нам. —Сейчас появились сво- его рода «отряды», само- стоятельно пытающиеся бо- роться с педофилией. Соби- рается группа парней, и тот, кто выглядит самым юным, выходитна сайт знакомстви ждет, поканачнут поступать письма от мужчин. В мо- мент «свиданья» любителя мальчиков и берут под белы рученьки. Далее — самосуд: избиение, унижение. Все это снимается на видео и выкладывается в Интернет, чтобы страна запомнила из- вращенца в лицо. Вам не ка- жется, чтополициямоглабы использовать такой опыт? — У нас был следова- тель, которого за глаза звали «нюансик». Он докладывал материалы дела, которые казались абсолютноясными, подкрепленными железны- ми доказательствами. Но потом говорил: «Но есть тут один нюансик…». И этот «нюансик» кардинально менял выводы. Так вот, в историисборцамипротивпе- дофилов много нюансов. Во- первых, почему они устра- ивают самосуд вместо того, чтобы, поймав педофила, передать его полиции? Во- вторых, чего здесь больше: желания нейтрализовать потенциального преступни- ка, самоутвердиться за счет унижения другого или про- сто пропиариться? Самосуд тем и страшен, что пробуж- дает звериные, низменные инстинкты, ничем не кон- тролируемые.Вынедумаете, что под таким благовидным прикрытием люди просто дают выход собственной агрессии? Что же касается «пере- нять опыт»… Я уверен, со- трудникам уголовного ро- зыска было бы интересно вот так поразрабатывать подозреваемого. Но это воз- можно лишь в том случае, если у тебя параллельно нет дел по кражам, грабежам, пьяным дракам, а также каждодневных рутинных бумажных отчетов. — Согласна: люди, кото- рые издеваются над челове- ком и снимают это на каме- ру, сами недалеко ушли от преступника. Тем не менее, главное, что ими движет,— неверие в правоохранитель- ные органы, в эффектив- ность действий полиции и судов. По крайней мере, так они говорят. Недавно педо- фила Леонида Куваева по тридцати трем доказанным эпизодам приговорили к двадцати годам лишения свободы. А Верховный суд уменьшил наказание вдвое. Как вы это можете проком- ментировать? — Никак. И не потому что решения Верховного суда не комментируются, — я в отставке и имею право высказыватьличноемнение. Но как профессионал я не могу давать такие оценки, не ознакомившись детально с материалами дела. Я вам уже говорилпро «нюансик», который может развалить всю версию. Работая следо- вателем, я старался анали- зировать материалы дела и с точки зрения адвоката об- виняемого, и с точки зрения судьи, и вообще со стороны, без всяких эмоций. Итолько тогда складывалась точная, непредвзятая картина. А есливсегдацеликомиполно- стью становиться на сторону потерпевших, — это уже на- зывается профессиональной деформацией, когда очень легко утратить объектив- ность. Самосуд ни в коем слу- чае нельзя примерять на себя. Стоит только задать себе вопрос: «А как бы я по- ступил в таком случае?», — и все. Гнев, ненависть, жаждамщения захлестыва- ют настолько, что человек элементарно перестает соображать. Это как ящик Пандоры: стоит его только приоткрыть — и все тем- ное, злое сразу вырвется на свободу. Наверное, в этом и заключается главная опас- ность самосуда. —Но в большинстве слу- чаев речь идет о том, что люди перестали доверять тем или иным госструкту- рам, в частности правоохра- нительным? — А что такое государ- ство? Те же самые люди. Это они сидят вЖЭКах, выдают справки, работают участ- ковыми, заседают в суде присяжных. Так почему бы с себя не начать? Что же ка- сается правоохранительной системы, то, на мой взгляд, самый сильный удар по ней нанесли в девяностые, когда разрешили идти служить в милицию людям, не про- шедшим армию, которая остается школой мужества. Конкурсы в вузыМВД сразу стали огромными, народ начал поступать на коммер- ческие отделения. А если ты учился за деньги, то что от тебя ждать? — В росте числа само- судов во многом виноваты и СМИ, особенно — телевиде- ние. Что нам показывают? Кровавые преступления, зверства, издевательства. Причем это смакуется и педалируется. И никакого намека на малейший про- свет, на конечное торжество справедливости. Напротив, интересуют лишь те случаи, когда справедливость по- прана. Создаетсяполное впе- чатление, что только ты сам можешь и должен вершить свой суд.Но этоже неправда! В конце девяностых нашему РУБОПу под руководством Сергея Валетова удалось максимально очистить об- ласть от криминалитета. Совершенно законным об- разом бандитов отправили отбывать разные срокинака- зания. И с тех пор липецкий регион об организованной преступности практически забыл. —Вы считаете, что СМИ выступают своего рода про- вокаторами? — В общем, да. Они ча- сто играют на темных ин- стинктах, им это выгодно, повышает их пресловутый рейтинг. Но они сами еще не знают, что будет, если ящик Пандоры окажется полностьюоткрыт. Беда еще и в том, что у нас сегодня нет ясной идеологии. Да, когда в советское время мы узнавали только новости со знаком «плюс», это не было всей правдой. Но это была идеология, она помогала не только сплочению обще- ства и его спокойствию, но и внутреннемуростучеловека, давала нам уверенность в за- втрашнем дне. — В чем вы видите вы- ход? — Государство должно добиться, чтобы не было ус- ловий, толкающих человека на сделку с совестью. Тогда будет меньше преступлений и меньше поводов для само- суда. Самосуд тем и страшен, что пробуждает звериные, низменные инстинкты, ничем не контролируемые. Вы не думаете, что под таким благовидным прикрытием люди просто дают выход собственной агрессии? ” КУЛЬТУРА | Библиотеке ровно век В ожидании чуда Милада Федюкина Елецкой центральной библиотеке имени М. Горького исполнилось сто лет. Она была основана в 1912 году на пожертвования местных купцов и называлась Публичной городской библиотекой. В июне 1936 года в связи с кончиной Максима Горького ей присвоили имя великого русского писателя. В середине семидесятых в городе была осуществлена централизация всех библиотек в Единую систему, после чего «горьковка» стала называться Центральной городской библиотекой, а все остальные, созданные в шестидесятых годах, стали ее филиалами. Сегодня их двенадцать (из них три — детские). А библиотечный фонд состав- ляет почти четыреста тысяч томов. Ежегодно на встречу с книгой приходит около со- рока тысяч читателей. Кюбилеювпрошломгоду в библиотеке был завершен капитальныйремонт.Теперь ее помещения соответствуют современным нормам и тре- бованиям, что, несомненно, повлияло на качество обслу- живания читателей. ИвXXI веке библиотекари, как и их предшественники столетие назад, уделяют большое вни- мание воспитаниюкультуры чтения, укреплениюинтере- са к изучению героическо- го прошлого родного края, формированию чувства па- триотизма и гражданской ответственности по отноше- ниюк своейОтчизне ималой родине. Но в новом веке не так-то просто приучить современ- ника к традиции чтения. Слишком велика конку- ренция с электронными носителями информации. Когда предложения стано- вятся короткими фразами, не каждый читатель осилит слог великого классика. Но вспомним: «Душа обязана трудиться!». И елецкие би- блиотекари возрождают тра- диции чтения, закладывая любовь к книге в сердца са- мыхюныхчитателей. Одним из видов такой работы стала акция «В ожидании чуда, или Читаем с колыбели», в продолжение которой была проведена информационно- просветительская програм- ма «Почитай мне, мама!» с циклом лекций-бесед с будущими мамами на базе женских консультаций и распространении методиче- ских печатных изданий по вопросам чтения. Но городские библиоте- кари — не ретрограды. Они идут в ногу со временем. И вот буквально на днях в городе прошел первый в истории библиотек Ельца онлайн-турнир между юны- мичитателямиЛипецкойоб- ластной детской библиотеки и детской библиотеки-фили- ала № 1 им. А.С. Пушкина. Ну а в сам юбилей в би- блиотеке проведена научно- практическаяконференция, на которой ее участники вместе с коллегамиобсудили новые технологии и форми- рование информационной среды. Ельчане поделились накопленным опытом, рас- сказали о сайте Централи- зованной библиотечной си- стемы города, организации досуговой деятельности, созданиислайд-презентаций как средства зрительной информации и правовом развитии населения. Так- же состоялось чествование ветеранов библиотечного дела и награждение лучших библиотекарей. Художник В. Соколов. Школа. ТЕХНОЛОГИИ XXI ВЕКА | Безопасность в Интернете Детство онлайн Сергей Малюков Сколько часов в день проводят в Интернете наши дети? Можно ли позволять ребенку бесконтрольно общаться в социальных сетях? Как обеспечить эффективную защиту детей и подростков в сети от насилия, жестокости и мошен- ничества? Эти и другие волнующие родителей и обще- ственность вопросы поднимались за «круглым столом», посвященным вопросам обеспечения безопасности детей в Интернете, заседание за которым организовал в гимназии №64 департамент образования администрации города Липецка совместно с Липецким филиалом ОАО «Ростеле- ком». — Мы не представляем современное общество без глобальной Сети, — сказал, обращаяськучастникамдис- куссии, директорЛипецкого филиала ОАО «Ростелеком» Дмитрий Аверов. — Однако наряду с колоссальными возможностями, «всемирная паутина» таит в себе угрозы для неопытных пользовате- лей. Свою задачу мы видим в том, чтобы содействовать развитию Интернета как безопасной среды для под- растающего поколения, в томчисле обращаявнимание общественности и родителей на эту актуальную тему. Сотрудник «Ростелеко- ма» Никита Крапивин пред- ставил собравшимся презен- тацию «Дети в Интернете», наглядно показывающую статистику интернет-актив- ности школьников, а так- же онлайн-риски, которым могут подвергаться дети, путешествуя в интернет-про- странстве. Сегодня в России ребенок впервые выходит в сеть в возрасте 8—10 лет. 70 процентов школьников еже- дневно пользуются Интерне- том, причём каждый пятый из них переходит с сайта на сайт без определенной цели, чтобы просто убить время. Все чаще дети сталки- ваются с такими рисками, как угрозы, оскорбления и запугивание на форумах и в соцсетях, просмотр не- желательной «взрослой» информации, назойливые попытки общения со сторо- ны незнакомцев, посещение сайтов, пропагандирующих экстремизм, порнографию, распространяющих компью- терныевирусыивредоносные программы. Родители зача- стую в силу недостаточной информированности непред- ставляют всей серьёзности и реальности угроз, таящихся в виртуальномпространстве. Эксперты обсудили во- просыинтернет-зависимости современных подростков, возможности контент-филь- трации, рассмотрелиспособы защиты детей от онлайн-мо- шенников и коснулись темы повышенияинтернет-грамот- ности родителей. Сегодня существует ряд технических возможностей,позволяющих контролировать действия детей в Сети. Так, услуга «Ребенок в доме» позволяет родителям самостоятельно формировать правила ис- пользования Интернета для детейиустанавливать запрет на посещение определенных категорий сайтов. Председатель департа- мента образования адми- нистрации города Липецка Евгений Павлов сообщил, что интернет-доступом по оптоволоконным каналам со скоростью до 4 Мб/с об- ладают сейчас 55 городских школ, остальные учебные заведения подключены по технологии ADSL со ско- ростью 1,7 Мб/с. Каждая школа имеет свой сайт. В 65-ти работают локальные сети. С января 2014 года все учебные заведения будут обязаны предоставлятьнасе- лению электронные услуги. Можно будет записаться в школу онлайн, посмотреть в Интернете дневник ребёнка и классный журнал. Будет развиваться и дистанцион- ное образование через сеть. В гимназии № 12 к всерос- сийскому конкурсу «Учи- тель года» был оборудован WI-FI доступ в Интернет. В перспективе эта технология придет и в другие школы города. — Меня, как отца семи- летнего ребёнка, эта пробле- ма очень волнует — отметил ЕвгенийПавлов.—Конечно лучше, если школьники бегают на переменах, а не си- дят, уткнувшисьвпланшеты и ноутбуки. Но сейчас наши дети живут в совершенно другом, информационно на- сыщенном мире, с этим при- ходится мириться. Невоз- можно полностью оградить ребёнка от всех интернет- опасностей с помощью од- ной лишь техники. Главное — правильное воспитание в семье, когда маленькому че- ловеку с детства объясняют: что такое хорошо и что такое плохо. Задача и педагогов, и родителей — создать такие механизмы защиты, кото- рые не будут противоречить воле и желаниям современ- ных детей. Важно разъяс- нять школьникам, как не статьжертвамимошенников и пользоваться Интернетом без вреда для здоровья и при этом доверять друг другу. Родители зачастую в силу недостаточной информированности не представляют всей серьёзности угроз, таящихся в виртуальном пространстве. ”
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz