Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
Б ылое 5 ПЯТНИЦА , 5 ОКТЯБРЯ 2012 № 191 (24319) ЛИПЕЦКАЯ газета Ведущий рубрики Исаак Розенфельд Спецвыпуск Липецкого областного краеведческого музея и « Липецкой газеты » СТО ЛЕТ РОССИЙСКОЙ АВИАЦИИ | Под крылом — Кенигсберг и Берлин По дальним целям Владимир Меркурьев Сквозь оглушительные грозы, Сквозь частых молний фейерверк Несутся наши бомбовозы Ночной порой на Кенигсберг… Это стихотворение Марша- ка, помещенное в «Прав- де», вдохновлено подви- гом советских летчиков, бомбивших 18 июля 1942 года столицу Восточной Пруссии. В марте 42-го Государ- ственный Комитет Обороны СССР передал дальнюю и тяжелую бомбардировоч- ную авиацию в непосред- ственное подчинениеСтавки Верховного Главнокоманду- ющего. В состав авиации дальнего действия вошли восемь дальнебомбардиро- вочных авиадивизий, в том числе и 752-й авиаполк, с октября 1941 года базиро- вавшийся на аэродромах Липецка. Командовал пол- ком депутат Верховного Со- вета РСФСР, участник боев в Испании и Китае подпол- ковник Иван Бровко. В июне 1942 года 17 эки- пажей этого полка под ко- мандованием Бровко при- летели в Монино под Мо- сквой, где собиралась объе- диненная группа для пора- жения стратегических объ- ектов в глубоком тылу про- тивника. Там специалисты усовершенствовали маши- ны, предназначенные для этого. А ночью 2 июля со- стоялся первыймассирован- ный вылет группы в районы Восточной Пруссии. ЭкипажСергея Захарова соштурманомАлександром Петровым летели на Тиль- зит. Оба волновались: вдруг в сплошном мраке при низ- кой облачности проскочат мимо? Но вот через три с лишним часа внизу мель- кнула матовая поверхность Немана. Еще несколько минут — и, несмотря на мощный заградительный огонь фашистских зениток, Петров сбросил бомбы на военные предприятия за- водского района. Другие самолеты бомбили склады оружия и боеприпасов, не- фтехранилище. С рассветом все наши экипажи благополучно вер- нулись на свой аэродром. А вечером—снова на задание: теперь цель — Инстербург на реке Прегель, город во- енных складов, солдатских казарм, стратегическийузел железных и шоссейных до- рог. Этиналетына немецкие города в то время, когда гитлеровские войска рва- лись к Сталинграду, Кавка- зу, стояли у стен Ленингра- да, закаляли экипажи, все- ляли уверенность в победе. 18 июля 75 советских бомбардировщиков полу- чили задание — бомбить Кенигсберг. Среди них был и экипаж Юрия Петелина. Вот что рассказал о том по- лете его стрелок-радист Ва- силий Гречко. «Боевые машины с пол- ным боекомплектом и под- весными баками медленно набирали высоту. На линии фронта нас запоздало об- стреляли зенитки. Входим в плотнуюоблачность. Высота —3500метров.Неожиданно появились вспышки огней. — Неужели зенитки бьют? — предположил штурман Власов. —Нет, — ответил Юрий Петелин, — это грозовые разряды. Вспышки молний рассеиваются облаками.Мы попали в грозу. Будем на- бирать высоту. К Кенигсбергу вышли с десятиминутным опоздани- ем. Наших экипажей еще не было, вероятно, тоже боро- лись с грозой. «Развесили» осветительные бомбы. Вско- ре подошли другие экипа- жи. Взрывы, большие очаги пожаров. Теперь подсвечи- вать цель нет смысла. Забе- гали по небу лучи прожекто- ров, но они терялись в об- лаках. Зенитчики установи- ли заградительный огонь на нескольких высотах. Но наши летчики научились обманывать зенитки. По теории вероятности в одну точку снаряд дважды не по- падет. И поворачивали ма- шины в места разрывов зе- нитных снарядов». Через десять дней совет- ские асы вновь повели ма- шинынаКенигсберг. Теперь бомбили полным составом. Август порадовал авиаторов погодой и был насыщен бое- выми вылетами. Каждую ночь, а зачастую и дважды, отправлялись экипажи в глубокий немецкий тыл, переносили войну туда, от- куда она пришла. Везли не только бомбы, но и для то- мящихся в оккупации со- ветских людей листовки о положении на фронтах. 12 августа, наканунеДня авиации, в полку узнали, радостную весть: большая группа летного и техниче- ского состава удостоена вы- соких наград. СергейИвано- вич Захаров и Александр Федорович Петров награж- дены орденами Ленина, их стрелок-радист Трегубенко —орденомБоевогоКрасного Знамени. А вечером 20 августа СергейЗахаровподнялв воз- дух тяжело груженную ма- шину. На борту — бомбы большой взрывной силы. Их нужно донести до Варшавы. И сбросить на железнодо- рожный узел. Через пять часов лета — Варшава. За- харов направил самолет на цель. Противовоздушная оборона фашистов почти не оказала сопротивления. Пе- тров сбрасывал бомбы мето- дично, одну за другой, при- говаривая: «Это за Москву, это за Ленинград (в блокад- ном городе остались отец и сестра), это — за Белорус- сию». А полякам сбросили листовки на их родном язы- ке. Все экипажи вернулись на свой аэродром. А вечером слушали по радио торже- ственный голосЮрия Леви- тана: «Вночь на 21-е августа наши самолетыбомбардиро- вали важные объекты нем- цев вВаршаве и в некоторых районахВосточнойПруссии и Верхней Силезии…» 26 августа—долгождан- ный вылет на Берлин. Но из-за сплошных гроз к сто- лице рейха пробились лишь н е с к о л ь к о э кип аже й , остальные бомбили порты Польши и Кенигсберг. Что такое полет на даль- нююцель? Обширные грозо- вые фронты, сильные ветры на больших высотах ослож- няют и без того дальний путь. Уклониться значи- тельно в сторону нельзя — нужно беречь каждый литр горючего. Кабины негерме- тизированные, необогрева- ющиеся. Там, как и за бор- том, — минус 30-50 граду- сов. Полет на Берлин требо- вал мужества, мастерства, умения уберечь себя и ма- шины от трехъярусного зенитного огня. В семнадцать часов с бреющего садятся на аэро- дром подскока. Дозаправка, подвеска бомб и в сумерках — на запад. Дмитрий Бара- шев, штурман Василий Тра- винистрелок-радистАндри- евский уверены в себе. Все идет по плану. Но при под- ходе к Берлину вдруг вдали что-то блеснуло. Ивот уже длинные зигзаги мол- ний прорезают горизонт. Гроза! Ребята нашли узкий извилистый коридор, по которому можно идти. На- чалось обледенение. С вин- тов срывались кусочки льда и били по плексигласовой кабине штурмана. Сработал антиобледенитель, и маши- ну перестало трясти. И вот в ночной дымке едва обозначились кварталы немецкой столицы. Распо- ложение облаков такое, что лучи прожекторов с земли частично отражаются от них, частично рассеивают- ся. Противник не может вести прицельный огонь. В таких случаях немцы при- меняли систему трехъярус- ного залпового заградитель- ного огня, которая, по их расчетам, должна поразить все летательные аппараты на высоте от 5000 до 8000 метров. Но Барашев умелыми маневрами уклоняется от разрывов . На земле — вспышки взрывов, разгора- ются зарева пожаров — это уже работают экипажи Пе- телина, Захарова, Гетьма- на, Гросула. Ответственный момент — определение точ- ки разворота на боевой курс. Травин спокойно определяет расположение цели. Звучит команда: — Боевой курс! — Это значит, что самолет не дол- жен менять курс и высоту до сброса бомб. —По логову фашистско- го зверя—огонь! —слышен в переговорном устройстве голос Василия Травина. ...До дома почти 2000 километров. И вот наконец родной аэродром, столовая и «200 грамм», чтобы осво- бодиться от нервного напря- жения. Ведь ближе к ночи — новое боевое задание. Урон от массированного бомбового удара 30 августа был самым значительным с начала войны. Утром Бер- линское радио объявило, что город бомбили англича- н е . Н о т е о к а з а л и с ь джентльменами. Лондон- ское радио сообщило, что в воскресенье английская авиация отдыхала. На сле- дующий день Геббельс со- врал, что все русские само- леты на обратном пути сби- ты. На самом деле все эки- пажи благополучно верну- лись... РОДОМ ИЗ ЛЕБЕДЯНИ | Игумновские страницы Музыка великой судьбы Алексей Овчинников, заведующий отделом региональной культуры Липецкого областного краеведческого музея В музыке он был художником-мыслителем, создателем про- славленной пианистической школы. Его ученики И. Добро- вейн, Н. Орлов, Л. Оборин, Я. Флиер, Н. Штаркман, как и он, стали гордостью отечественной культуры. Более полувека длилась концертная деятельность Игумнова. И столько же времени он преподавал в Московской консерватории. Он застал в живых Чайковского и Антона Рубинштейна, учился вместе со Скрябиным и Рахманиновым, играл Шопена и Бетховена Льву Толстому в Ясной Поляне. А дожил до траги- ческих и героических событий середины XX века — Великой Отечественной войны, Великой Победы. «Я из глухой провинции, — писал Игумнов, — из Там- бовской губернии, городаЛебе- дяни, маленького городка, в котором десятки лет по кален- дарю числилось 6 010 жите- лей». С ранних лет мальчик не отходил от рояля, если кто-то начинал на нёмиграть. Любовь кмузыке уже тогда связалась у него с неосознанным влечени- ем к литературе (на четвёртом году он научился грамоте, на- чал читать по складам, потом бегло) и природе. Не было для него ничего привлекательнее, чем жизнь в деревне. Каждое лето Игумновы выезжали из Лебедяни в село Шовское, рас- положенное примерно в двад- цати километрах от города. Мальчик рос, впитывая запахи свежей земли, скошенного сена, полевыхцветов. «Уменя, — признавался он, — никогда не было такого момента, чтобы кроме музыки ничего не суще- ствовало. Дляменя всегда были три линии — природа, искус- ство и переживания религиоз- ные, моральные». Отец его, Николай Ивано- вич Игумнов, был человеком гуманным, типичныминтелли- гентом: много читал, участво- вал в деятельности различных общественных учреждений. В вопросах воспитания он был серьёзен и последователен: всемдетямдал хорошее образо- вание, не считаясь сматериаль- ными затратами. Старался по возможности развить и музы- кальные способностимладшего сына, пригласил для воспита- ния гувернантку, имевшую приличное музыкальное обра- зование. Она десять лет учила Костю Игумнова музыке. Не- малую роль сыграл и его дядя, который когда-то собирался поступать в консерваторию. И, наконец, мать, Клавдия Васи- льевна, урожденная Игнатова. Как и отец, она происходила из купеческого сословия, почти всю жизнь прожила в Лебедя- ни, умела создать в семье атмос- феру, благотворно отражавшу- юся на складе характера Кон- стантина Николаевича. Первое публичное высту- пление Игумнова состоялось, когда ему шёл восьмой год, на благотворительном концерте в пользу бедных горожан. В1882 году родители взяли Костю на Всероссийскую ярмарку в Мо- скву. И там в Большом театре он впервые услышал оперы «Фауст», «Гугеноты»и«Русал- ка». Вот и все музыкальные впечатления его детства. По- жалуй, мыне найдёмни одного другого крупного пианиста, у которого с первых шагов не было бы настоящих педагогов- профессионалов. Но вот он, самоучка, до всего дошедший собственным трудоми оригинальнымпутем, в четырнадцать лет оказался в Москве.Истало ясно: егомузы- кальное развитие достигло не- малых высот. Вот его собствен- ное признание: «Лебедянь — это очень важный период в моей жизни, период, который заложил основы дальнейшего художественного развития и оставил отпечаток на многом». Итак, Москва — ведь в Ле- бедяни учиться было негде и нечему. «Грустно мне было уезжать, — писал он в своей ученической тетрадке, — но я утешался мыслию, что еду в Москву для своей же пользы. Решено было ехать в Москву через Раненбург. Я выехал с родителями из Лебедяни 13 августа. Четырнадцатого мы уже выехали из Раненбурга и прибыли в Москву утром пят- надцатого числа». В столице в течение года он занимался у популярного педа- гога по фортепьяно, который успел многое ему дать. В кон- серваторию Игумнов поступил в 1886 году лишь вольнослуша- телем. «Ябылна отлёте, чужак в консерватории, и чувствовал себя чужаком», — говорил он позднее. Здесь его наставники АлександрИльичЗилоти, толь- ко что вернувшийся из-за гра- ницы от Ф. Листа и П. Пабста, С. Танеев, А. Аренский и М.Ипполитов-Иванов,В. Сафо- нов. Учебу в консерватории Константин совмещал с посе- щением лекций в МГУ на историческом отделении. Осо- бую симпатию Игумнова вы- зывалА. И. Зилоти, ценивший свободу исполнения, живой подход к музыке. С наступлением каникул Костя приезжал в Лебедянь. Родительский дом на Большой Дворянской улице утопал в зе- лени. Каждый вечер Констан- тин распахивал двери балкона, и улицу заполняли чарующие звуки его фортепиано. У дома останавливались люди. И Ни- колай Иванович Игумнов взволнованно говорил: «Смо- три, сколько народу. Значит, твоя музыка доходит». Консерваторию Игумнов закончил с золотой медалью. Его имя сейчас можно прочесть на мраморной доске рядом с именами С. Рахманинова и А. Скрябина. В 1895 году он уча- ствовал в Международном конкурсе им. А. Рубинштейна в Берлине и был удостоен ди- плома. В этом же 1895 году молодой исполнитель дал в Москве свой первый сольный концерт. Творческий облик Игумно- ва сформировала Москва: её литературныймир, её верниса- жи, театры, особенно Малый и МХТ. Незабываемыми для Константина Игумнова стали встречи с Львом Толстым. Он не раз играл для великого писа- теля. Летом 1896 года прожил в Ясной Поляне около двух не- дель. Вдекабре 1899 годаИгум- нов играл Льву Толстому Шо- пена. Тогда-тоЛевНиколаевич заметил: «В искусстве важно, чтобы не сказать ничего лиш- него, а только давать ряд сжа- тых впечатлений, и тогда силь- ное место даст самое глубокое впечатление». В 1901 году Игумнов вновь гостит в Лебедяни. Молодой консерваторский профессор устраивает для земляков кон- церт, но пришедшие на него местные дворяне, купцы, чи- новники не поняли музыку Чайковского, Скрябина, Лядо- ва, Глазунова. Потом к Игум- нову подошёл учитель пения А. П. Меркулов и сказал: «Не удивляйтесь, Константин Ни- колаевич. Этим людям непо- нятна русская классическая музыка. Им бы что-нибудь, вроде «Барыни», тогда другое дело…». Начало векаИгумнов встре- тил вполне зрелым музыкан- том. Он добился признания. Имя его постоянно появлялось на афишах Москвы. Он про- фессорконсерватории. «Препо- давание музыки, — писал Г. Черешнёв, — вообще редко уживается вместе с большим виртуозным талантом. Счаст- ливым исключением из этого общего почтиправила является молодой профессор нашей кон- серватории г. Игумнов. Посвя- тив себямузыкально-педагоги- ческой деятельности, он не пе- рестаёт работать над собствен- ной техникой, и результатыего работы над самим собою с каж- дым годом дают себя чувство- вать всё осязательнее». К.Н.Игумнов—основатель одной из отечественных школ пианизма, завоевавшей миро- вое признание. Под руковод- ством этого выдающегося ма- стера начали свое восхождение к вершинам «пианизма» мно- гиепрославленныемузыканты. Исполнительское искусство было отмечено глубокойлирич- ностью, безупречным вкусоми благородством выражения. В 1921 году К. Игумнов на пару дней появился на родине. Егомногое интересовало вжиз- ни Лебедяни, особенно народ- ное образование. Перед отъез- домвМосквуИгумновпопрось- бе учителей дал в городском театре большой бесплатный концерт. Зал был переполнен. Звучалибурныеаплодисменты. На сей раз публика восторжен- но встречала каждое произве- дение. Сначала Игумнов играл один, затем в четыре руки с местной пианисткой О. П. Ко- сых. На склоне лет Константин Николаевич вЛебедянь не при- езжал, но не был равнодушным к тому, что там происходило. Об этом свидетельствуют его письма к М. Я. Стрельникову, бывшему директору местного краеведческого музея. В 1945 году Игумнов за вы- дающиеся успехи в подготовке музыкантов был награждён орденом Ленина. В 1946-м по- лучил звание народного арти- стаСоветскогоСоюза. 3декабря 1947 года, уже совсембольным, с температурой, Игумнов давал концерт в Большом зале Мо- сковской консерватории. Спу- стя неделю он порывался сде- лать запись «Баркаролы» Рах- манинова, «Страстного при- знания», «Колыбельной»и«На тройке» П. Чайковского, но уже не смог. 24марта 1948 года Константин Николаевич скон- чался. В Лебедяни, на улице Со- ветской, и сейчас стоит трёх- этажный дом, где он родился. А в Липецке каждые два года проводитсяконкурс-фестиваль юных пианистов имени Игум- нова. Инициатор этого проекта — кавалер знака МК РФ «За достижения в культуре» Ольга Хрусталёва. Этот праздник классического искусства проч- но занял своё место в культур- ной жизни области и России. Фестиваль получил статус международного. Командир полка, базировавшегося на аэродромах Липецка, Иван Бровко (справа). Что такое полет на дальнюю цель? Обширные грозовые фронты, сильные ветры. Кабины не герметизированы. В них, как и за бортом, — минус 30-50 градусов. Полет на Берлин требовал мужества, мастерства, умения уберечь себя и машины от трехъярусного зенитного огня. АРХИВ | В Данкове существовало общество сельского хозяйства Беспокойные аграрии Роман Ромашин Знатокам старины нашего края известна деятельность Лебедянско- го общества сельского хозяйства. Но ведь и в соседнем Данковском уезде тоже существовало аграрное объединение. Создано оно было на исходе первого десятилетия про- шлого века. Очень любопытно полистать «Отчет Данковского общества сельского хозяйства» — небольшую книжку, изданную в местной типографии Иванова в 1914 году. Итак, согласно утвержденному рязанским губернатором уставу чле- нами общества могли стать «лица без различия пола и звания, занимающи- еся или интересующиеся сельским хозяйством, за исключением несо- вершеннолетних воспитанников учебных заведений, состоящих на действительной службе нижних во- инских чинов, юнкеров и лиц, под- вергшихся ограничению прав по суду». Состав аграрного объединения оказался довольно демократичным. А почетным председателем был ка- мер-юнкер двора, чиновник особых поручений пятого класса Николай ЛеоновичШишков. Кстати, внук того самого ученого-сахаровара Николая Петровича Шишкова, что стоял у ис- токов общества сельского хозяйства в Лебедяни и являлся его первым пре- зидентом. Еще несколько имен из списка шести с половиной десятков членов общества: городской глава землевла- делецНиколайЛебедев, священники Тихон Скворцов, Иоанн Лебедев, Ва- силий Грицианский, земской агро- ном Петр Смирнов, управляющий Надеждинской школой молочного хозяйства в имении Стаховича агро- ном Осип Ивашкевич, агроном Алек- сейГолев, ученыйуправитель имения Волкова-Муромцева Анатолий Соко- лов, земский ветврач Михаил Ряб- цев... Членские взносыплатили от пяти- десяти копеек до трех рублей в зави- симостиот того, занималсяличеловек лично земледельческим трудом. На- правления работы: животноводство, полеводство, кооперация, пчеловод- ство и… внешкольное распростране- ние сельскохозяйственных знаний. Данковчане изучали передовые методикикормления скота и улучше- ния его племенных качеств. Они ак- тивно участвовали в губернских ме- роприятиях, разрабатывалипрограм- мы просветительских курсов, устра- ивали временные пункты для случки породистого скота. Выращивание перспективных сортов зерновых культур велось на специальном опыт- но-показательном поле в селеМалин- ки и прокатномпункте. Однако пона- чалу по причине отсутствия лиц с агрономической подготовкой успехи в растениеводстве были незначитель- ны. Дело наладилось с приходом энергичного земского специалиста Петра Смирнова. По части кооперации занимались посредническими операциями для снабжения членов кредитных товари- ществ сельхозмашинамии орудиями, объединением всех видов уездных кооперативов. У общества имелся свой делегат на представительном Киевском всероссийском съезде по кооперации. Благодаря увлеченным пчеловод- ством священнослужителям была устроена показательная пасека с но- вейшимипотемвременамрамочными ульями и демонстрацией прочих «инноваций». Проводились чтения для бортников. А еще неугомонные участники общества организовывали популярные праздники древонасаж- дения. К сожалению, период расцвета Данковского аграрного объединения был недолгим. ГрянулаПерваямиро- вая война, иу трудолюбивыхжителей глубинки появились иные заботы и тревоги. В Лебедяни, на улице Советской, и сейчас стоит трёхэтажный дом, где родился Игумнов. Дмитрий Барашев (в центре) в небе над Берлином встретился и с грозой, и с огнем зениток. Летчики Александр Петров и Сергей Захаров были награждены орденом Ленина в августе 1942-го. Дореволюционные крестьяне.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz