Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

№ 182/24310/ 21 СЕНТЯБРЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 7 Софья Вобликова «Как сделать сложное про- стым» — такова тема мастер- класса, который преподаватель физики данковского лицея № 4 и победитель областного конкурса «Учитель года-2012» Сергей Каверин провел в рамках регионального образо- вательного форума. «Главное желание — чтобы каникулы еще продлились», — а с этого признания-шутки началась беседа с корреспондентом «Липецкой газеты». Искренний, ценящий в колле- гах больше всего человечность и порядочность, критично настроенный по отношению ко многим новшествам в сфере образования, Сергей Владими- рович показал нам происходя- щее в школе изнутри. «Это моя точка зрения» — не раз подчер- кивал он в разговоре. С ним можно соглашаться или спорить, но его позиция достой- на внимания. — Сергей Владимирович, к сожалению, мы не смогли по- бывать на вашеммастер-классе, но его тема очень интересна. Не кажется ли вам, что заявленная в ней проблема касается не толь- кообъясненияматериаланауро- ках? Порой, слушая публичные выступления, например, работ- ников сферы образования, да и не только их, кажется, что люди задались как раз противопо- ложной целью: сделать простое сложныминепонятным. Почему так происходит? — Я тоже этого не понимаю. Взять те же педсоветы, кото- рые проходят в школах. Кого приятнее слушать: кто говорит хорошим, живым языком или кто по бумажке бубнит «умны- ми» словами? Хотя виду никто не подает, как у Высоцкого: «Вы не глядите, что Сережа все кивает, — он соображает, он все понимает!». Вот для аттестации, например, нужно сдать порт- фолио. Спрашиваю: а можно написать просто — папка? Нет, портфолио! И таких примеров куча. «Инновация» — это слово ОТ ПЕРВОГО ЛИЦА | « Учитель года » Липецкой области -2012, финалист Всероссийского конкурса Сергей Каверин : «Хорошее никогда не устареет…» тоже уже в зубах застряло. Есть же «новшество»… Учителю осо- бенно важно говорить понятно, ведь мы с детьми работаем. —Вы сколько лет уже в шко- ле? — Семнадцатый год пошел. Многое за это время поменялось. И манера проведения уроков, и оборудование стали совсем дру- гими. Есть и такие изменения, которые меня не сильно радуют. —Например? — Я уже не раз говорил это: плохо, что у нас в Данкове не осталось ни одной обычнойшко- лы. Только лицейи гимназия.Но вряд ли можно утверждать, что все дети в городе одарены или в гуманитарном, или в математи- ческом плане. В такой ситуации статус образовательных учреж- дений, на мой взгляд, несколько обесценивается. — Это издержки оптимиза- ции? — Ко всему надо подходить обдуманно. Незачем стремить- ся сэкономить на образовании. Ведь все, по сути, начинается со школы. — О какой же экономии мо- жет идти речь, если в отрасль, как отмечалось на прошедшем в августе областномобразователь- ном форуме, идут миллиарды рублей? — Рядовой учитель, получа- ющий 17-18 тысяч рублей, такие суммы не воспринимает. — Но очевидно, например, что средняя заработная плата педагогов выросла, и значитель- но. Вот в некоторых районах она больше 22 тысяч рублей... — Рост есть. Тем не менее средняя заработная плата — это нечтоабстрактное.Удиректоров, завучей—один уровень доходов, у обычных учителей—другой, у начинающих — третий. — Да, на том же форуме вы- ступала молодая учительница из Липецка, она сказала, что зарабатывает около семи с по- ловиной тысяч. — Вы, наверное, знаете, что зарплата учителя сейчас склады- вается из разных составляющих. Есть ставка, фиксированные доплаты и доплаты из стиму- лирующего фонда. Так вот этот фонд, на мой взгляд, ничего, кроме разлада в коллективе, не стимулирует. —Разве плохо, когда человек может получать большее возна- граждение за лучшую работу? — Задумка неплохая. За особые заслуги, конечно, нужно человека поощрять. Но вопло- щение этой идеи часто далеко от совершенства. Если почитать оценочные листы, узнать, за что мы себе баллы ставим, по которым потом определяется размер стимулирующей выпла- ты,—возникает масса вопросов. Молодыхже педагогов стимули- рующие выплаты, как правило, вообще обходят стороной: они просто не могут набрать баллов. К тому же когда педагог должен раз в три месяца доказывать, что он достоин какой-то награды, — такая ситуация обижает, потому что подразумевает недоверие к учителю. — Часто приходится слы- шать от учителей жалобы на захлестывающий их бумажный вал. Я сама работала в школе, помню, надо было предоставить план воспитательной работы, тематическое планирование по предмету, отчеты по итогам четверти, полугодия, года. А что еще прибавилось к этому? —Очень многое. Теперь, что- быприступить к работе, учитель должен сдать рабочую програм- му. В ней он все самостоятельно выстраивает и расписывает под- робно: начиная с перечня до- кументов, на которые опирался при составлении программы, до списка использованной литера- туры. Сколько часов он отводит на ту или иную тему, какие фор- мы работы использует, какие знания-навыки должен усвоить ученик… По сути, то, чем рань- ше занимались специалисты, теперь возложено на рядового учителя. К тому же форма этого документа постоянно меняется. Смысл этого бумаготворчества не ясен. А если вам показать анали- тический отчет, который нужен при прохождении аттестации! У меня он, например, занял пять- десят пять печатных листов. Там детальное описание всей твоей работы за последние три года. Кому это нужно? Я считаю так: есть тестирование по типу ЕГЭ, учитель его должен пройти, тем самым доказав, что он лучший. И все! —Кстати, по данным област- ного управления образования, учителя не очень-то охотно идут на аттестацию… — Да, неохотно. Потому что и бумажная волокита отпуги- вает — лучше с детьми лишний раз после уроковпозаниматься, и теста многие боятся. На высшую категорию надо набрать, кажет- ся, не меньше 98 баллов. — То есть права на ошибку практически нет. Но если учи- теля боятся теста, то что гово- рить об учениках? Вы учитель физики. С вашей точки зрения, насколько хорошо преподаются сейчас точные науки в школе? Результаты ЕГЭ-2012 по мате- матике и физике ниже прошло- годних, да и на всероссийской олимпиаде школьников успехов липчан в этих направлениях нет... —По математике в этом году заданияЕГЭдействительно были сложные. А чтобы подготовить ребенка к олимпиаде, нужна специальная программа, нужны классы, в которых точные науки изучались бы углубленно. — Так они же есть! — Да, только вопрос в том, как их формируют. Далеко не всегда туда попадают дети, об- ладающие соответствующими способностями и желанием раз- виваться в данном направлении. Нужен специальный отбор, а его нет, потому что он не всегда вы- годен школе. Кроме того, чтобы показывать высокие результаты на олимпиаде пофизике, ребенок должен хорошо владеть мате- матикой. Но, как правило, кто имеет успехи в математике, на физику не идут. —Почему? —Эти дети и так загружены. К тому же математика обяза- тельна при сдаче ЕГЭ, а физика —нет. Хотя ученики из Данкова на областном уровне занимали призовые места по физике. — А как быть с репетитор- ством? Почему оно, на ваш взгляд, получило именно се- годня такое распространение? Правыли те, кто говорит, что это — свидетельство снижения ка- чествашкольного образования? — Нет, причина, по-моему, другая. Репетиторство нужно тем, кто хочет поступить в вуз, причемв хороший, престижный, и на бюджетное место. Для этого необходимо получить очень вы- сокий балл на ЕГЭ, и родители, обращаясь к репетитору, стре- мятся таким образом подстрахо- вать своего ребенка. — Значит, спрос рождает предложение? — Да. Этот спрос всегда был, другое дело — не в таких мас- штабах. Есть и другая причина: была бы у учителя зарплата по- настоящему достойной, пришел бы он после работы домой, лег на диванчик — зачем ему еще в свободное время трудиться? — Но вы согласны с тем, что репетиторство размывает по- нятие бесплатного образования? — Образование — не самое плохое, за что можно платить. А учитель в школе честно отра- батывает те деньги, которые ему платит государство. Вдевяностые годы по полгода мы не получали зарплату, ноне убежалиникудаи хуже, поверьте, не учили. — Вам предстоит участие во Всероссийском конкурсе «Учи- тель года». Каков настрой? — Все усилия приложу, что- бы достойно представить нашу область. — В заключение вопрос фи- лософский: каким должен быть современный учитель? — Во-первых, человечным. Во-вторых, профессионалом в своей области. Он должен уметь научить чему-то ребенка, но и сам может чему-то научиться у него. И главное — учитель дол- жен быть порядочным, обладать педагогическим тактом. —Как образ героя из фильма «Доживем до понедельника»… —А почему нет? Хорошее не устаревает. Р.S. Финал Всероссийско- го конкурса «Учитель года» стартует завтра. Пожелаем нашему земляку удачи. Будем держать за вас, Сергей Влади- мирович, кулаки! Добавим: пестрая, как сама жизнь. Догадались, о чем речь? О газете «Моло- дежный вестник», которой исполнилось пятьдесят пять лет. Сегодня ее читают внуки тех, кто держал в руках первые номера областной «моло- дежки», называвшейся в ту пору «Ленинцем». Пережив «перестройку» и смуту девяностых, когда СМИ прямо-таки специ- ализировались на негативе, чернухе, лишь бы материал был позабористей, «Вест- ник» выбрал иной путь. У молодежной газеты и тогда, и теперь особый читатель — умный, пытливый, при- вередливый.Кому-токажет- ся, что издание это слишком бесконфликтное? Это не так. Просто если «молодежка» ставит острую проблему, то обязательно пытается и найти ее решение. Таково негласное правило дляжур- налистов. А главные герои ее пуб- ликаций — увлеченные, ищущие, уверенные в за- втрашнем дне люди. Кто-то из них учится и подрабаты- вает в автосервисе, помогая семье, переехавшей из быв- шей союзной республики. Кто-то стал хорошим пиа- нистом благодаря таланту, ежедневным многочасо- вым занятиям и поддержке близких. Кто-то, поработав по специальности, открыл свое дело. Таких историй немало. И газетчики де- лают их достоянием всех. Ведь молодым очень нужен пример, как действовать, как изменить свою жизнь к лучшему. Таким был «Ле- нинец», таким остается и «Молодежный вестник» — собеседником, другом, по- мощником, дискуссионной площадкой. На одних страницах с профессиональными ре- портерами, очеркистами печатаются начинающие журналисты, внештатники. В редакции считают это очень важным, поскольку «Вестник» — не только га- зета о молодых, но прежде всего молодых. К главному редактору Наталье Алек- сандровой часто обраща- ются старшеклассники: «Нам сказали, что вы всех учите писать». Ох, нелег- кая это работа — помогать подростку постигать азы журналистского дела. Но Наталья старается. Ведь когда-то она сама еще сту- денткой филфака начинала сотрудничать с «Липец- кой газетой». Редактором «Молодежного вестника» Александрова стала не в лучшие для подобного из- дания времена: был велик соблазн «зажелтеть». Свое лицо газета искала долго и настойчиво. Пережила и текучку кадров, и нехватку финансирования. Спасла «молодежку» областная власть, твердо решив со- хранить единственное в об- ласти молодежное издание. Правая рука редактора — Екатерина Левина, она заместитель Александро- вой. Кстати, и Наталья, и Екатерина — обладатель- ницы премии Союза журна- листов Липецкой области имени А. Вермишева. От- ветсекретарь «молодежки» ЕвгенийКозловпришелв га- ЗНАЙ НАШИХ! | Коллеги из « Молодежного вестника » отмечают юбилей Не «желтая», не «голубая», а многоцветная зету с опытом десятилетней работы в школе. Он быстро влился в команду. В редакции каждый пи- шущий — индивидуаль- ность. Например, корре- спондент Олеся Болышо- ва увлекается мульти- и велоспортом, туризмом, с удовольствием вышива- ет крестиком. Но, тем не менее, главное для нее, конечно, газета. И неслу- чайно в прошлом году Олесе присудили одну из трех по- ощрительных премий кон- курса журналистов госу- дарств-участников СНГ по освещению темы сохране- ния историко-культурного наследия. На этот конкурс, проведенный Азербайд- жанским государственным телеграфным агентством, были представлены 132 ра- ботымолодыхжурналистов из Азербайджана, Бела- руси, Казахстана, России, Украины. То есть награда Болышовой дорогого стоит. А уже в нынешнем году Олеся стала победителем федерального конкурса «Основа роста» в номина- ции «За оригинальность подачи материала» — он проходил под эгидой Фон- да социальных проектов и программ при поддерж- ке Минэкономразвития России. Но не подумайте, будто Олесяжаждет наград. Она занимается любимым делом. Так же, как и Ев- гений Скворцов, который не только пишет о спорте, но и активно поддержива- ет собственную хорошую физическую форму. Самая большая его страсть — ми- ни-футбол и хоккей. Женя —свой человек вМЧС, Цен- тре медицины катастроф и в службе скорой медицин- ской помощи. Успешно осваивает репортерское дело и Ольга Шкатова — надежный журналист. За плечами у нее — школа, работа в театре. В таком издании, как «Молодеж- ный вестник», эти знания, опыт весьма кстати. И еще одно уже знакомое постоян- ным читателям «Вестника» имя: Елена Мещерякова. Хотя в редакции она чело- век новый, но больше года была нештатным автором. Команда «МВ» неболь- шая. Но ребята берут не числом, а умением. Они преданы родной газете, чи- тателям. И в этом-то заклю- чается секрет их успехов. С юбилеем, друзья! Журналисты «Липецкой газеты». Команда «МВ» в полном составе. Год 2012-й. ФОТО АНАТОЛИЯ ЕВСТРОПОВА ВЕРНИСАЖ | Центр романовской игрушки представляет новые экспозиции От архаики к современности Иван Сергеев Персональные выставки Людмилы Тюминой «Семейные традиции в кукле: свадьба, крестины, именины» и Ольги Волоки- тиной «Образы в романов- ской игрушке: от архаики до современности» откры- ваются сегодня в област- ном Центре романовской игрушки в селе Троицкое под Липецком. Вернисаж лучших ма- стеров — результат много- летней, кропотливой иссле- довательской и педагогиче- ской работы. Два педагога сумели синтезировать в сво- ем творчестве традиции и современность. Людмила Тюмина — участница международных и всероссийских выста- вок и фестивалей — более двадцати лет занимается изучением традиционной тряпичнойкуклыЛипецкой области. Ее уникальные ре- конструкции, выполненные в манере отдельно взятых мастериц, поражают своей первозданной наивностью и почти скрытой от нас древ- ней глубинной языческой символикой. Новая коллек- циякукол посвящена семей- ным праздникам: свадьбе, крестинам, именинам. Экс- позицию украшает тради- ционное лоскутное шитье, выполненноеЛюдмилойТю- миной и соответствующее теме коллекции. На откры- тии выставки посетителям представится уникальная возможность стать участ- никами интерактивного мастер-шоу «Кукла-неве- ста». В экспозиции — более семидесяти работ мастера. НародныймастерРоссии Ольга Волокитина начала заниматься романовской игрушкой со школьных лет у потомственных ма- стеров. Собственная мане- ра в выполнении тех или иных образов, всегда соот- ветствующая сложившейся традиции, —результат сем- надцатилетнейкропотливой работы. Уникальность пред- ставляемой вниманиюпосе- тителей экспозиции состоит в том, что на ее примере можно отследить три основ- ные школы романовской глиняной игрушки: образы реконструкции осколков игрушки конца XIX— на- чала XX века, найденные на территории бывшего села Романово; образы по моти- вам романовской игруш- ки, хранящиеся в музеях России и города Липецка, и образы, воспринятые от последних потомственных мастеров. В экспозиции представлено более ста работ мастера. В ходе вернисажа состоится интерактивный мастер-класс по романов- ской глиняной игрушке «Архаичный женский об- раз». Работы мастеров будут экспонироваться до конца октября. ВСЕ ДЕТИ — НАШИ Найди меня, мама! Галина Кожухарь, ведущая рубрики Ольга Белякова, фото ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Тамара Ф. Милой, карегла- зой девочке в конце сентября исполнится 13 лет. Она надеется на небольшой праздник в свой день рождения и сама готовит сюрпризы для друзей. Тамара за- нимается оригами — искусством складывания фигурок из бумаги. Многие ее работы выставлялись на творческие конкурсы. Зани- мается она в художественной сту- дии, неплохо рисует. Среди всех цветов девочка выбирает голубой, зеленый и желтый. Ее любимое время года — осень. Тамара даже процитировала отрывки из стихов Пушкина, Есенина, Тютчева. А потом, глядя в окно, мы вместе повторяли: «Унылая пора. Очей очарованье...». Тамара улыбалась и радовалась тому, что незнакомые люди смогли ее понять. Девочка могла бы читать и знать больше, если бы с ней занимались дома, почаще хвалили. Но пока Тамара здесь, в детском доме седьмого вида. Тем не менее старается хоро- шо учиться: в день нашего приезда получила две отличные оценки по математике. Она неплохо поет и танцует. С удо- вольствием помогает взрослым. Никто из близких к ней не приезжает и не приходит. Мама, лишенная родительских прав, умерла. Старшая сестра живет в другой области, у нее, видимо, свои заботы. Ия М. Вот такое короткое имя у этой симпатичной девоч- ки. Ия — оптимист по натуре. Верит в лучшее. Ее мечта — за- кончить одиннадцать классов с золотой медалью, на 100 баллов сдать ЕГЭ и поступить в высшее учебное заведение, быть может, в медицинский институт. А пока она сама старается следовать ре- комендациям врачей: одеваться по погоде, делать специальные упражнения для укрепления организма. Второй год подряд Ию выби- рают в совет школы, потому что человек она серьезный и вдумчи- вый. Поспешных решений не при- нимает. В свободное время плетет удивительные браслеты из бисера. Каждый день она ждет встречи со своими близкими: дедушкой, тетей, мамой... Слава Богу, они навещают Ию и интересуются ее жизнью в детском доме. Ирина Т. Эта девочка, побе- дительница многих творческих песенных конкурсов, ни разу за свою жизнь не была дома. Даже в гостях. Да и дома собственно не было. Почти с пеленок кочует Ирина из одного учреждения поддержки детства в другое. Есть дальние родственники, но они, ви- димо, забыли или не знают о ней. Мамынет—она умерла несколько лет назад. К воспитателям Ириш- ка теперь все чаще обращается по имени-отчеству. Повзрослела (двенадцать лет) и многое начала понимать. Только поведение изме- нилось (быть может, переходный возраст) не в лучшую сторону и успехи в учебе все хуже. — Я постараюсь исправиться. Очень! Так и напишите, — попросила Ирина и опустила глаза. Апотом веселая по характеру девочка заулыбалась. Спе- ла несколько песен. Сказала, что после окончания девятого классапоступит впрофессиональныйлицей№1, что в городе Ельце. Потому что там можно «выучиться» на проводника. «Вот и будет у меня дом. Всю страну увижу. А напевать можно и под стук колес», — мечтательно рассуждает де- вочка. ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz