Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

А нужен ли репетитор? Начался новый учебный год, значит, кого-то опять ждет нелегкий финиш, то есть Единый государственный экзамен. И как всегда учащиеся и их родители озабочены проблемой репетиторов. Лично меня удивляет странная тенденция последних лет. Почему-то существует мнение, будто бы без репетиторства ЕГЭ вообще невозможно сдать. Категорически не согласна! Кстати, такого же мнения придерживается и руководитель областного управления образования и науки Юрий Таран, как я поняла из его недавнего интервью «Липецкой газете». В самом деле, такую тенденцию сформировали заинтересованные педагоги (за репетиторство неплохо платят) и родители старшеклассников. Репетитор начинает «натаскивать» подопечного именно на ЕГЭ, на тесты, которые предлагаются по тому или иному предмету. Сами выпускники школ тоже привыкли к такому порядку вещей. Вызубрили с помощью репетитора тесты, сдали ЕГЭ... Только останутся ли после этого в голове человека знания? Спрашивается, а нельзя ли готовиться в школе, самостоятельно дома? Этим летом, например, подруга похвасталась, что ее умница- внучка обошлась без репетиторов, сама подготовилась к ЕГЭ и сдала экзамены не хуже тех ребят, которые по два-три года занимались с репетиторами. Родители на сэкономленные таким путем средства подарили дочери современный мобильный телефон, о котором она давно мечтала. В советские времена мы сдавали экзамены по всем предметам. Готовились в школе, старались сами. Учителя помогали нам с удовольствием, о какой-то оплате им из кармана родителей и речи не шло, главное, что ребенок заинтересовался, что он хочет получать знания. Без всяких репетиторств мы поступали в вузы и техникумы. И становились грамотными специалистами, профессионалами высокого уровня. Анастасия Безбородова, г. Липецк. № 178/24306/15 СЕНТЯБРЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 6 Гражданское общество Выпуск «Мы» подготовили Алексей Колбаско и Александр Хаустов. Тел.: 30-82-36, 22-78-16. E-mail: fplo@yandex.ru. Использована информация изданий: «Солидарность», сайта fnpr.ru. Общественный консультативный совет редакции «Мы»: заместитель главы администрации области, координатор областной трехсторонней комиссии Дмитрий МОЧАЛОВ; председатель Федерации профсоюзов Липецкой области Анатолий ЖИДКИХ; председатель обкома профсоюзов работников жизнеобеспечения Виктор СЕМЕНОВ, председатель областного суда, заслуженный юрист РФ Иван МАРКОВ; Уполномоченный по правам человека в Липецкой области Николай ЗАГНОЙКО; Высокопреосвященнейший НИКОН, архиепископ Липецкий и Елецкий; начальник управления труда и занятости Липецкой области Петр ЯИЦКИЙ; президент ЛООО содействия малому бизнесу Алексей КРУТЬКО. Этот непростой мир семьи и детства ПОМОГЛА... БЕЗРАБОТИЦА В 90-е годы прошлого века педагог Александра Поминова получила дополнительное образо- вание по специальности «детский психолог». И сразу же столкнулась с проблемой трудо- устройства, хотелось найти работу именно по полученной специальности. Тогда Александра Владимировна пригласила некоторых бывших сокурсниц и предложила организовать собствен- ное дело. Так в 1997 году в Липецке появилась новая общественная организация, которая се- годня называется автономная некоммерческая организация «Липецкий центр психического развития «Мир детства и семьи». Бессменным председателем правления здесь является Алек- сандра Поминова. Александр Хаустов интересовался, какими проблемами занимается центр психического развития, созданный пятнадцать лет назад группой энтузиастов — Намнеобходимо сразу было заявить о себе,—вспо- минает Александра Влади- мировна. — Обратились в администрации области и города, вступили во многие общественные организации и объединения, например в союз«Липчане», заключили договор с педагогическим университетом, налажива- ли контакты со многими местными и столичными организациями. Словом, заняли самую активную жизненную позицию. Во всех начинаниях мы ощу- щали поддержку областной и городской властей. Как водится, не обо- шлось и без трудностей. Чиновники от образования сначала восприняли созда- ние центра в штыки, было назначено четыре комиссии. Психологи-энтузиасты му- жественно выдержали все проверки. Доказывали свои позиции на практике. И чи- новники сдались, признав, что дело это действительно нужное. С организацией нача- ли сотрудничать детские больницы, центры реаби- литации, в том числе и для взрослых, учебные заведе- ния. Сами сотрудники по- стоянно повышали уровень профессиональных знаний. К примеру, был заключен договор с московским цен- тром учебной педагогики, куда выезжали липецкие психологи и логопеды. Откуда же берутся сред- ства? Существует органи- зация в основном за счет грантов и субсидий, а чтобы их получить, надо потру- диться в поте лица. Работ- ники центра разрабатывают интересные и полезные для общества проекты, реали- зуют их на практике — и собственными силами, и с привлечением лучших специалистов со стороны. Самый первый грант, ко- торый выиграл центр, на- зывался «Волшебная сила искусства». Затем появи- лись и другие победы. При поддержке областнойвласти был реализован проект под названием «Институт гар- моничной семьи». Как рассказали в центре, в октябре этого года начнет- ся реализация очередного проекта — по примирению супругов и альтернативе разводам, соответствую- щий муниципальный грант уже выигран. Получена субсидия от областной вла- сти на воплощение проекта «Помощь рядом», средства будут направлены на от- крытие и развитие центров психического развития в муниципальных образова- ниях. Примерночерез годпосле создания направленность работы центра сместилась от ребенка к семье. Поче- му? Психологи поняли, что все детские проблемы идут именно из семьи. Специали- сты поработали с ребенком, вроде бы все наладилось. И он возвращается домой, в семью. Но через какое-то время снова возникают про- блемы. Уже через год психо- логи окончательно пришли к выводу, что надо перестра- иваться на работу с семьей. Именно тогда сама Алексан- дра Поминова отправилась в медицинскую академию Санкт-Петербурга осваивать профессию семейного и ме- дицинского психолога. ...Всякий знает, что при разводах больше всего стра- дают дети. Чтобы помочь прежде всего ребенку, два года назад центр начал про- водить курс на медиацию, иначе говоря, на разрешение конфликтов через посред- ников. Началось с того, что в свое время в Липецк из Москвы приезжал Рустем Максудов, президент Обще- ственного центра «Судебно- правовая реформа», пред- седатель Всероссийской ассоциации восстановитель- ноймедиации. Он рассказал много интересного, прово- дил тренинги по медиации. А после отъезда гостя Упол- номоченный по правам че- ловека в Липецкой области Николай Загнойко вышел с предложением к Алексан- дре Поминовой заняться созданием и становлением института медиации в на- шем регионе. В чем суть нового дела? Медиатор (своего рода по- средник) договаривается с конфликтующими сторона- ми о встрече, как нейтраль- ное лицо не занимает ни одну позицию, ведь в состо- янии эмоций люди зачастую не слышат друг друга, вот медиатор и растолковывает каждой стороне сказанное. В какой-то момент останав- ливает эмоции, если они за- ходят слишком далеко. Есть в центре постоян- ные клиенты, но таких не- много. Как правило, об- ратившись за помощью и получив ее, люди больше к психологам не обращаются. — Чему мы, собствен- но, очень рады, — говорит Александра Поминова, — ведь если у человека нет нужды в психологе, значит, у него все наладилось. И это результат нашей работы. В центр часто приходят по направлениямиз органов опеки и судов. В основном это связано с разводами, урегулированием вопросов по общению с ребенком. За полтора десятка лет существованияцентра «Мир детства и семьи» его специ- алистам довелось работать с самымиразнымикатегория- ми граждан, организациями и учреждениями. Напри- мер, мать привела пятнадца- тилетнего сына, пожалова- лась, что он слишком агрес- сивен. Как выяснилось, недавно умер глава семьи: ночью со стороны отцовской кровати доносились хрипы, сын принял их за обычный храпиушел в другуюкомна- ту. А утром выяснилось, что отец умер. У парнишки воз- никло чувство вины, кото- рое впоследствии переросло в агрессию. Специальными методиками специалистам центра удалось вывести его из этого состояния. Бывали и курьезные истории. Женщина при- вела к психологам дочку, а заодно поделилась и своей проблемой. Дело в том, что в результате инфаркта у нее умер отец, которого до этого уволили на предпри- ятии в связи с сокращением штатов. В смерти дорогого человека она винила работо- дателя и вынашивала план мести. Иничего не могла по- делать с навязчивойидеей. С помощью специальных тре- нингов психологипомоглии матери, и ее ребенку. В центре реализуется много интересных и полез- ных проектов. Вот, к при- меру, студенты, будущие психологи, проходили здесь практику и под контролем специалистов целый год работали с группой ребят из детского дома. Сотрудники центра проявили себя и в проекте «Дети улиц», вы- играв очередной грант. В двух подростковых клубах психологи проводили тре- нинги, занятия с ребятами в возрасте от 12 до 17 лет. — Дети оказались от- нюдь не подарок, чего и следовало ожидать, — рас- сказывает Александра Вла- димировна. — На первые два занятия пришли не со- всем трезвые, курили. По- работать пришлось немало. Помню, после первых двух занятий спрашиваю ребят: дескать, очень сложно при- ходить трезвыми и не ку- рить? Они отвечают — нет, мы можем вообще эти при- вычки бросить. Имногие это сделали. В другом подростковом клубе ребята оказались так- же никому не нужными. Общались они чисто в сво- ем кругу. В работе с ними психологи использовали такой вариант: на встречу пригласили ребят одного из колледжей, сталипроводить с ними тренинг. «Трудных» подростков посадили в сто- ронке. Если не интересно, дескать, то можно покинуть аудиторию, а захочется по- участвовать — берите сту- лья и добро пожаловать за общий стол. А темы-то под- нимались одна интереснее другой, например, как вы- работать уверенность в себе, отчего возникает агрессия и так далее. У кого не появит- ся желание высказаться? И постепенно все «трудные» подростки перекочевали за общий стол, где разгорались жаркие дискуссии. Специалисты центра два года работали с солдатами одной из воинских частей, реализуя проект «Альтер- натива насилию», направ- ленный против дедовщины. В результате изменились взаимоотношения между военнослужащими, а офи- церы в приватных беседах отмечали, что дедовщина пошла на убыль. За эту работу центр получил бла- годарственное письмо от командования воинской части. Под одной крышей: психологи проводят тренинги со школьниками. ФОТО ИЗ АРХИВА ЦЕНТРА Страницы истории 26 августа 1929 года в СССР была предпринята попытка перехода на «непрерывное производство», которое, в свою очередь, потребовало перекроить календарь: в неделе теперь стало по пять дней, в году — 360, а работать людям пришлось намного больше, чем по-старому. Но так называемой «непрерывкой» советские реформы, связанные с рабочим временем, не исчерпываются... Шли годы, разразилась революция, за ней — дру- гая. Едва оказавшись у вла- сти, большевики занялись рабочим временем: одним росчерком пера воплотили установление восьмичасо- вого рабочего дня. Решение было, в общем-то, «пиаров- ским» — предел рабочего времени снижался уж боль- но резко, учитывая тяжелое положение в экономике. Для сравнения: если верить отчетамМосковского обще- ства заводчиков и фабри- кантов, в конце 1915 года почти 80 процентов рабочих столичного промышленного региона вынуждены были работать свыше десяти ча- сов в день. Параллельно была пере- кроена и сетка праздников — в календаре появились нерабочие дни: 22 янва- ря — в память о Кровавом воскресенье 1905 года (с поправкой на только что введенный «новый стиль»), День низвержения самодер- жавия—12марта, ДеньПа- рижской коммуны шестью днями позже, а также 1Мая и 7 ноября. А из Декрета СНК РСФСР следовало, что «местные Советы про- фессиональных союзов, с согласия Народного Ко- миссариата Труда, могут устанавливать, помимо вы- шеуказанных, особые дни отдыха, но не свыше десяти в году, согласуя эти дни от- дыха с обычными для боль- шинства населения данной местности праздниками, заранее опубликовывая таковые во всеобщее сведе- ние, при том непременном, однако, условии, чтобы такие дни отдыха не опла- чивались». И, какстранно это сейчас ни звучит, уже год спустя советская власть восстано- вила в статусе нерабочих дней основные церковные праздники (которые, впро- чем, в духе времени назвали «нерабочими, но не празд- ничными») — Рождество, четыре пасхальных дня, а такжеБлаговещениеиУспе- ние Богородицы. До конца двадцатых годов они про- должали оставаться в офи- циальных календарях, хотя перечень нерабочих дней постоянно менялся. Конец этому положила лишь мас- штабная антирелигиозная кампания, стартовавшая в СССР. Последний раз цер- ковные праздники были нерабочими днями в 1928 году. Отменили вместе с ними и вполне невинный Новый год, которому вернут праздничный статус лишь после войны. Праздников в стране осталось всего пять — все революционные. Правда, произошло это на фоне со- кращения рабочего дня: с 1927 года начался посте- пенный перевод страны на семичасовой день. Но экс- перименты с календарем — это только одна сторона медали. Изменению под- верглась сама структура рабочей недели. Тут-то мы и подходим к основной теме нашего рассказа. Итак, 1929 год в СССР. С одной стороны, в стране свернули НЭП — вместо него началась форсирован- ная командно-плановая индустриализация страны. С другой, в мире бушует финансовый кризис — та самая Великая депрессия, и хотя советская экономика существует наособицу, не чувствовать его на себе она не может. Производство следовало подстегнуть. Но как? Со- ветская власть пошла по казавшемуся ей очевидным пути: сделать его постоян- ным. Почему это заводы должны стоять по воскре- сеньям? И 26 августа 1929 года СНК принимает по- становление «О переходе на непрерывное производство в предприятиях и учрежде- ниях Союза ССР». Введение «непрерывки» потребовало создать новый, советский табель-календарь. Теперь в неделе не семь дней, а пять — четыре рабочих и один выходной (для раз- ных категорий работников свой). Всего пять дней в году «революционных» вы- ходных, но зато празднично выглядит сам календарь, который стал раскрашен в разные цвета. Рабочих и служащих поделили на «красных», «желтых», «зе- леных» и «фиолетовых». Соответственно, для кого-то выходной — красный день календаря, для кого-то — зеленый и так далее. Хотя по закону нера- бочих дней должно было остаться столько, сколько и прежде, число выходных резко сократилось. Проис- ходило это и за счет ликви- дированных «политически неправильных» праздни- ков, и за счет того, что если первые советские законы о труде гарантировали ра- ботнику не менее 42 часов непрерывного отдыха за 7 дней, то теперь он получал 48 за 10 дней. Правда, рабо- тали всеже по семь часов (и, как утверждали советские газеты, это не предел — в недалеком будущем побе- дивший пролетариат, мол, будет работать и по шесть). Но касалось это далеко не всех — процесс перевода растянулся на несколько лет. Так что встретили «не- прерывку» без особого эн- тузиазма. По мере ее введения, кстати, вскрылась другая проблема, которую теоре- тики революционного ка- лендаря не учли, очевидно, руководствуясь сталин- ским тезисом «незамени- мых людей нет». Всякое производство — довольно сложный организм, и что будет, если каждый день отключать от него какой- либо орган? Кто встанет за станок взамен «выходного работника»? Пробовали решать проблему так на- зываемыми скользящими бригадами, которые долж- ны были приходить на сме- ну отдыхающим, но частая смена рабочихмест не могла не сказаться отрицательно на производительности тру- да. А заменить таким обра- зом специалистов зачастую было и вовсе практически невозможно. В общем, пла- новые показатели поползли вниз. «Непрерывка» про- жила недолго. С 31 декабря 1931 года страна вновь привыкает жить по-новому — шесть дней работать, один день отдыхать. На сей раз вы- ходными были 6-е, 12-е, 18-е, 24-е и 30-е число каж- дого месяца; если в меся- це ненароком оказывался 31-й день, он объявлялся рабочим. За отсутствием 30 февраля, впрочем, не- рабочий день переносился на 1 марта. О том, скольких выходных при этомлишили людей, естественно, никто не вспоминал — первую пятилетку-то сдать в четыре года надо было. К «непрерывке» так больше и не вернулись — вместо этого рабочее время решили снова увеличить. Что, в принципе, понятно: в Европе началась война. В 1940 году Президиум Вер- ховного Совета СССР при- нимает Указ «О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную рабо- чую неделюи о запрещении самовольного ухода рабо- чих и служащих с предпри- ятий и учреждений». «Ра- бочий день в буржуазных странах доходит до 12—14 часов в день, все воскресные и праздничные дни ликви- дированы. Беспощадный пресс капиталистической эксплуатации завинчен до отказа; промышленность, транспорт, сельское хозяй- ство — все поставлено на службу войне», — сосла- лось обратившееся к тру- дящимся для разъяснения непопулярноймерыВЦСПС на, так сказать, зарубеж- ный опыт. Первым днем семиднев- ки назначили воскресенье —соответственно, работни- кам выходным был остав- лен день субботний. Плюс несколько доживших до нового десятилетия празд- ничных дней, к которым с конца 1930-х годов был добавлен День сталинской Конституции. Помимо оче- редного сокращения выход- ных, работников, как следу- ет из названия документа, «порадовали» запретом са- мовольно, без разрешения дирекции, уходить с пред- приятий и менять место ра- боты. Именно тогда в законе была прописана уголовная ответственность за прогу- лы, к которым можно было приравнятьдаженебольшое опоздание. Привычнуюнам неделю с пятью рабочими и двумя выходными днями установят только в середине шестидесятых. Было в неделе… всего лишь пять дней Александр Цветков о советских реформах рабочего времени В Российской империи, вопреки расхожему мнению, отдыхали не так мало. Число неприсутственных — читай: нерабочих — дней в дореволюционной России варьирова- лось. Это и воскресные дни, и великие, и «двунадесятые», и некоторые другие церковные праздники, и «царские дни», связанные с тем или иным событием в жизни августейшей фамилии, а также, к примеру, Масленица — итого коли- чество праздничных дней в те годы порой переваливало за сотню. Другое дело, что далеко не всегда это касалось фабричных рабочих...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz