Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
5 Люди. Проблемы. Решения Заподписьюзаместителя руководителя управления С. Бабанина в ответе дают- ся разъяснения, что и как должны делать потребители в случае представления им коммунальных услуг ненад- лежащего качества. В част- ности (и это будет полезно знать всем гражданам) пре- тензия может быть сделана потребителем в письменной или устной форме, в том числе, что особенно важно, и по телефону. Это сообще- ние подлежит обязательной регистрации в аварийно- диспетчерской службе. При этом потребитель сообщает свои Ф.И.О., адрес и при- чину обращения. Сотрудник аварийно-диспетчерской службы в свою очередь обя- зан, подчеркиваю: обязан, сообщить имя и фамилию, регистрационный номер за- явки и время ее приема. Так что, уважаемые граждане, при обращениях требуйте эти полные данные от дис- петчеров—они обязанывам их сообщить, так предписы- вают правила. В случае если диспетчеру известны причины, он дол- жен немедленно сказать об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации за- явок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непре- доставления коммунальных услуг или предоставление этих услуг ненадлежащего качества. Если же причины неизвестны, то диспетчер со- гласовывает с потребителем точное время и дату установ- ления факта непредостав- ления коммунальных услуг или проверки их качества, по результатам последней в двух экземплярах состав- ляется акт, который под- писывается потребителем и исполнителем или их пред- ставителями. Теперь обратимся к нор- мам, регламентированным постановлением правитель- ства РФот 23 мая 2006 года. В соответствии с ними допу- стимая продолжительность перерыва подачи горячей воды такова: 8 часов (сум- марно) в течение одного ме- сяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали — 24 часа. В случае, рассказанном в ма- териале «Вода по замкнуто- му кругу», аварии не было, следовательно, это можно считать лишь единовремен- ным отключением, но вот продолжалось оно отнюдь не 4 отведенных законо- дательным актом часа, а свыше 15. Уже только одно это дает право говорить о грубом нарушении прав по- требителей. Далее. Для профилакти- ческих ремонтов в летний период отключение горя- чей воды не должно превы- шать 14 суток (пункт 3.1.11 СанПиН от 07.04.2009 г. № 2.1.4.2496-09). К сожа- лению, на деле наблюдается совершенно иная картина. В областном центре ее отклю- чают дважды — на 3 и на 2 недели соответственно. Ко- рень проблемы—многолет- ний застой в коммунальном хозяйстве, когда трубы не менялись десятилетиями… Вообще, так называ- емая опрессовка труб — отечественное изобретение. Проводится она с целью выявления проблемных мест в трубопроводах: как говорится, где тонко, там и порвется. Но почему же за рубежом не пользуются столь варварским методом? Причин здесь две. Первая: в США, Европе и Японии горячую воду не отключают совсем. Систе- ма тепловых сетей там не централизованная, а ин- дивидуальная. Вода в дома подается только холодная. В каждом доме — своя ми- ни-котельная, которая по- догревает воду и с помощью насоса подает ее в батареи. А горячую воду жильцы дела- ют по своему усмотрению: в каждой квартире есть газо- вая колонка или бойлер, ра- ботающийна электричестве. Минус здесь в том, что если на трубопроводе произойдет авария, то в доме пропадет сразу и тепло, и горячая, и В последнем нашем выпуске от 4 августа был опубликован материал под заголовком «Вода по замкнутому кругу», в котором рассказывалось о том, что из-за несогласованных действий управляющей компании ООО «Кантри» и комплекса теплоснабжения ЛГЭК несколько домов в 28 микрорайоне остались без горячей воды более чем на 15 часов. Материалы об этом случае были направлены в Роспотребнадзор, Государственную жилищную инспекцию по Липецкой области, непосредственно руководству комплекса теплоснабжения ОАО «ЛГЭК». Две последних инстанции предпочли отмолчаться, что, в общем-то, противоречит правилам работы с обращениями граждан, а вот управление Роспотребнадзора по Липецкой области прислало ответ аж на двух страницах. Наши консультации Светлана Серебренникова, правовой инспектор труда Липецкого горкома профсоюза работников народного образования и науки Коллективный договор в учреждениях образования Коллективный договор—это правовойакт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителя. Этот документ имеет большое значение для организации, учреждения. Практически во всех образовательных учреждениях города есть этот документ. Хочется особо отметить коллективные договоры школ № 8, 24, 44, 49, 51, 70, детских садов№6, 103, 118, в которых обстоятельно оговорены условия труда и от- дыха коллективов, права и обязанности рабо- тодателя и работников. Что же необходимо знать в обязательномпорядке при заключении коллективного договора? Во-первых, важно помнить, что нормы коллективных договоров не должны противоречить действующему трудовому законодательству. Например, если в колдоговоре записать, что администрация обязуется выдавать зарплату работникам, уходящим в отпуск по утвержденному графику при наличии соответствующего бюджетного финансирования, не позднее чем за два дня до его начала, то это противоречит ст. 136 ТК РФ. Отпуск оплачивается не позднее чем за три дня до его начала, к тому же оплата работнику не должна зависеть от финансирования. Во-вторых, положения коллективных договоров не могут носить дискриминационный характер. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола, расы, цвета кожи, происхождения, возраста, места жительства, отношения к религии, семейного, имущественного, социального и должностного положения, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств (ст. 3 ТК РФ). В-третьих, нередки ситуации, когда к разработке проекта стороны подходят чисто формально, попросту переписывая статьи Трудового кодекса. Поэтому и превращается колдоговор в чисто формальный документ, который не полностью защищает права работников. Однако особенностью коллективного договора является то, что стороны могут установить в нем льготы, преимущества и условия труда для работников более благоприятные по сравнению с действующим законодательством (ст. 41 ТК РФ). В последнее время у некоторых руководителей образовательных учреждений Липецка появилось мнение, что колдоговор необязательно заключать, что он совсем не нужен и работать можно и без него. Да, закон не устанавливает обязанности заключать коллективный договор, если стороны не проявили инициативу. Но вместе с тем все руководители знают, что любая проверяющая инстанция всегда в первую очередь спрашивает именно этот документ, так как он определяет взаимные права и обязанности педагогического коллектива и администрации. Среди многих руководителей распространено убеждение в том, что в организации коллективный договор нужен только работникам. Хотелось бы напомнить, что и для работодателей этот документ может принести большую пользу. Если в коллективном договоре будут наиболее четко и подробно прописаны все взаимные права и обязательства сторон, то в этом в равной степени заинтересованы и руководитель, и работники организации. Какие же преимущества дает наличие коллективного договора работодателям? Во- первых, положения колдоговора положительно влияют на дисциплину труда. Работники чувствуют свою ответственность перед работодателем, который обеспечивает им дополнительные гарантии. Во-вторых, в коллективном договоре работодатель закрепляет только те обязательства, которые он может выполнить. Их выполнение в процессе действия коллективного договора формирует положительный образ работодателя, снимает напряженность в коллективе. В-третьих, работодатель получает полное и объективное представление о потребностях работников в процессе заключения коллективного договора. Важным преимуществом существования колдоговора в организации является и то, что, как правило, после его заключения представители работников не выдвигают каких-либо дополнительных требований работодателю. Коллективный договор — это помощь руководителям учреждений в нелегком труде управления, а работникам — в создании комфортной обстановки в коллективе. Где грамотно составлен коллективный договор, где урегулированы все вопросы взаимоотношений, где создана благоприятная рабочая атмосфера в коллективе, там имеется прозрачность и определенность в вопросах распределения рабочей нагрузки, стимулирующего фонда, оплаты и охраны труда. В таких коллективах, как правило, не возникает противостояния и конфликтов между работниками и работодателями. О выходном пособии В каких случаях при увольнении работни- кам выплачивается выходное пособие? В соответствии со ст. 178 Трудового кодекса при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников увольняемому выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения. В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен. Выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается при расторжении трудового договора в связи с отказом работника от перевода на другую работу, необходимого ему в соответствии с медицинским заключением, или в другую местность, а также при призыве работника на военную службу или направлением его на заменяющую ее альтернативную гражданскую службу, при восстановлении на работе человека, ранее выполнявшего эти функции, при отказе работника от продолжения работы в связи с изменением определенных сторонами условий трудового договора. ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 178/24306/15 СЕНТЯБРЯ 2012 Вода по замкнутому кругу. Часть вторая Алексей Колбаско рассказывает о реакции на наши публикации При обращении в аварийно-диспет- черскую службу при непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении этих услуг ненадлежащего качества, дис- петчер обязан сообщить заявителю свои имя и фамилию, регистрационный номер заявки и время ее приема. ИЗОШУТКА АНДРЕЯ ИСУПОВА ДЕЛА СУДЕБНЫЕ Не ошибись, трактуя закон В с о о т в е т с т в и и с трудовым законо- дательством, если человеку не выпла- чивают заработную плату, он вправе приостановить работу. Так и поступила героиня этойистории, назо- вем ее АлександройМарки- ной. Чем все закончилось? Дело в Елецком городском суде она проиграла. Поче- му? Да потому что непра- вильно трактовала зако- нодательство, как бы «под себя». Мягко выражаясь, из-за отсутствия правовой грамотности. Впрочем, обо всем по порядку. Александра Маркина трудилась в магазине «Маг- нит» продавцом. В одно время она не только успеш- но отработала установлен- ную месячную норму ра- бочего времени, но еще и дополнительно в выходные дни. Акогда на банковскую карточку поступила зар- плата, то обнаружилось, что денег ей начислили почему-то меньше, чем дру- гим. И подобное, как далее выяснилось, наблюдается уже не первый раз. Продавец пыталась раз- решить спор с администра- цией, направила заявление в комиссию по трудовым спорам. Не дождавшись решения, письменно уве- домила администрацию о временном приостановле- нии работы. И на работу ходить перестала. Этот конфликт завер- шился тем, что Александру Маркину уволили за про- гулы. После чего она обра- тилась с иском в Елецкий городской суд, чтобы вос- становить в отношении себя справедливость, заставить работодателя изменить формулировку увольне- ния, ибо с такой записью в трудовой книжке устро- иться куда-либо на работу непросто. Что же выяснилось в суде? Представитель ЗАО «Тандер», в ведении ко- торого находился мага- зин «Магнит», претензии Александры Маркиной не признала. И объяснила, что нарушений трудово- го законодательства при увольнении истицы за про- гулы не допущено. Ей не- однократно направлялись письма с просьбой предста- вить документы, подтверж- дающие уважительность отсутствия на работе. Но за одни периоды она пред- ставила больничные листы, а за другие оправдательных документов от нее, увы, не поступило. По поводу не- правильной оплаты пред- приятием были даны все документы, которые она затребовала. Елецкий городской суд исковые требования Алек- сандры Маркиной об из- менении записи в трудовой книжке не удовлетворил. Факт отсутствия на работе несколько дней без ува- жительных причин самой истицей не оспаривался и подтверждался материа- лами дела. В суде тщатель- но проверили процедуру увольнения и пришли к вы- воду, что она соответствует требованиям трудового за- конодательства. Проиграла Александра Маркина потому, что из- начально взяла неверный курс, когда в письменном виде уведомила руковод- ство филиала ЗАО «Тан- дер» о приостановлении работы в связи с тем, что за несколько месяцев зар- плата ей была начислена и выплачена в неполном объ- еме. Вот она, ошибка. Дей- ствительно, в соответствии со статьей 142 Трудового кодекса РФ, самозащита права в виде приостановле- ния работы возможна при задержке выплаты заработ- ной платы в полном объеме в установленные работода- телем сроки. Но в данном- то случае ситуация другая. Возник спор работника с работодателем о размере причитающейся заработ- ной платы, а не о задержке выплаты. Деньги-то посту- пили на банковскую кар- точку истицы своевремен- но. А правильно зарплата начислена или нет, это уже тема отдельного разговора, и на сей счет существуют другие статьи трудового законодательства. Поэтому в данной ситуации Алек- сандра Маркина не имела права на приостановление работы. Кстати, что касается размера начисленной зара- ботной платы. Как выясни- лось в судебном заседании, по письменному заявлению продавца о нарушении за- конодательства при на- числении ей заработной платы, на предприятии была создана комиссия для проведения служебного расследования. Проверяю- щие действительно выяви- ли ошибку в начислении премии Александре Мар- киной. Ее представителю были направлены и пись- менный ответ о том, что доплата будет произведена, и документы, в частности, расчетный листок, поло- жения об оплате труда и о премировании работников ЗАО «Тандер», выписка из табеля учета рабочего времени. Но и после этого истица к работе так и не приступила. В результате чего последовало увольне- ние… не по собственному желанию. (По материалам пресс- службыЛипецкого област- ного суда). Александр Хаустов холодная вода. Хотя такие аварии чрезвычайно редки. И здесь мы подходим ко второй причине. Мне удалось побеседо- вать со специалистами, ко- торые знают о зарубежной системе подачи воды не по- наслышке. Дело в том, что в европейских странах су- ществует четкий регламент замены труб: если они рас- считаны только, скажем, на 20 лет нормальной работы, то после этого срока их обя- зательно заменят, даже если они смогли бы прослужить еще столько же. Поэтому в опрессовке там элементарно нет смысла, просто необхо- димо по окончании установ- ленного срока службы во- время менять трубы, и тогда аварии будут практически исключены. Это касается и холодного, и горячего водо- снабжения, где последнее идет централизовано (не везде ведь естьиндивидуаль- ная система). Однако даже если и произойдет такой исключительный аварий- ный случай, работы ведутся круглосуточно, поэтому ремонт заканчивается через пару-тройку дней — ведь компании терпят значитель- ные убытки, в их интересах, как можно быстрее сделать ремонт. И именно поэтому мои знакомые, которые жи- вут в Германии уже 14 лет, говорили мне, что горячую воду за эти годы у них от- ключали лишь единожды, и то всего на несколько часов. В связи с этим вспоминается еще и рассказ режиссера архангельского молодеж- ного театра, который был во Франции, в Авиньоне, и на подъезде одного из домов увидел любопытное объяв- ление. Целый абзац в нем посвящался извинениям в самой изысканной форме, обращенным к жильцам, за то, что у них отключат горячую воду ажна целых… 4 часа! Возникает резонный во- прос: ну хорошо, в старых микрорайонах изношенные коммуникации, но почему отключают воду на такойже сроквмикрорайонахновых? Во-первых, здесь все дело в суперцентрализациинашего горячего водоснабжения, и новые микрорайоны вплот- ную завязаны со старыми сетями. А во-вторых, как сказал бы известный юмо- рист: «Так положено». Вот положено на 3 недели от- ключить (однако мы знаем, что это нарушение сани- тарных норм) — отключат. Хотя, кем положено, поче- му? Для того, чтобы делать прибыль торговцам водона- гревательным оборудовани- ем? Однако не абсурдно ли в квартиры с централизован- ным горячим водоснабже- нием устанавливать еще и водонагревательные котлы. Кто-нибудь может сказать, почему частенько комму- нальные службы лишь в последние дни этих трех недель вдруг «вспоминают», что надо производить рабо- ты? И почему если порывов нет, вам все равно включат воду только по окончании срока? Так положено… Но вернемся к ответу из управления Роспотреб- надзора. В заключение там сказано, что «дела об ад- министративных правона- рушениях за нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населе- ния коммунальными услу- гами рассматривают органы Государственнойжилищной инспекции, в связи с чем обращение направлено в Государственную жилищ- ную инспекцию Липецкой области». То есть Роспотреб- надзор послал обращение в туже инстанцию, в которую оно было отправлено самими потребителями.Но ответа не последовало, как нет его и от департамента жилищно- коммунального хозяйства администрации г. Липецка, куда в качестве обращения и была адресована публика- ция «Вода по замкнутому кругу». И еще одно. Как про- информировал заместитель председателя совета ветера- нов Федерации профсоюзов области Иван Попов, кото- рый обращался в редакцию по вопросу неправильности начисления платы за хо- лодную воду и услуги водо- отведения жильцам дома № 4/2 по ул. Филипчен- ко (см. материал «…Плюс тройной тариф» в выпуске «Мы» от 4 августа), ответа изжилищнойинспекции за- явители также не получили, хотя этот вопрос и был взят под контроль прокурором Советского района г. Липец- ка Михаилом Макеевым…
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz