Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Путь праведника Есть две жизни. Две правды. Два мира. Один из них — иноческий (инок — иной, чем все). Мно- гие святые были иноками. Те, кому удивительно видеть человека в рясе, кого гложет вопрос — «И зачем они заточили себя?», — вряд ли веда- ют, что явлению этому века, что первые затвор- ники появились еще в IV веке в Египте. Вот откуда пошла глубина и истовость веры. Кроме обыкновенного правила инок клал по две, а то и по три тысячи поклонов за день. А для «самоумерщвления», как тогда говорили, каждый чернец носил железную броню, желез- ные вериги на ногах да еще острую власяницу. Но неверно думать, что такие подвиги были уделом пустынников, живших давно и далеко от нас. Из жития преподобного Иллариона Троеку- ровского, подвижника XIX века, узнаем, что он уже в молодые годы истязал себя, умерщвляя плоть. Жил в пещере, пил из лужи, питался выращенной редькой. И все время неустанно молился. Однажды во время Великого поста за литургией в храме он упал в обморок, потому что ничего не ел 18 дней. И люди увидели на нем тяжелые вериги и сорочку из медной проволоки. Тело его было изранено. А так как обуви Илла- рион не носил, его босые ноги от ветра и холода были изрезаны глубокими кровавыми рубцами. Церковь чтит своего праведника, в нашей Липецкой и Елецкой епархии преподобный Илларион почитается как местночтимый свя- той, один из многих. А один из самых красивых монастырских комплексов на липецкой земле — Троекуровская женская обитель (на снимке) — помнит святого как своего основателя, благо- детеля и вечного молитвенника. 23 сентября в Липецкой и Елецкой епархии поминают всех святых, прославивших наш край, русскую землю и святую Церковь. Этому посвящена главная тема сегодняшнего выпуска страницы «Дорога к Храму». ИСТОКИ | 23 сентября церковь прославляет святых земли липецкой Наши заступники перед Богом Д орога к Храму 4 ЛИПЕЦКАЯ газета ПЯТНИЦА , 14 СЕНТЯБРЯ 2012 № 177 (24305) Страница выходит по благословению архиепископа Липецкого и Елецкого Никона Ведущий рубрики Александр Косякин «Расскажите, чемотличается «черное» духовенство от «белого»? И как правильно обращаться к священно- служителям?» Ирина Соколова, г. Липецк Все священнослужители разделяются на две большие категории, которые часто именуются «белым» и «чёрным» духовенством. «Чёрное» духовенство — это монашествующие (то есть те священнослужители, которые приняли монашеский по- стриг). «Белое» духовенство—женатые священнослужите- ли или те, кто, не принимая монашества, дал обет безбрачия (целибат). Священнослужителей в степени диакона и пресвитера обычно величают «отцами» и по имени, например «отец Владимир». Можно называть и по должности: «отец про- тодиакон». Русский язык сохранил и особое, ласковое обращение: «батюшка», а его супругу, соответственно, «матушкой». К архиерею принято обращаться «Владыко» или «Ваше Высокопреосвященство». Патриарха называют «Ваше Святейшество». Церковнослужителей, монашествующих, работниц хра- ма или простых прихожан принято называть «брат», «се- стра». Еслиже перед вами человек много старше вас, лучше назвать его «отец» или «матушка». ВОПРОС — ОТВЕТ Церковная иерархия ОБ ЭТОМ ГОВОРЯТ | Общественность обсуждает скандал вокруг группы «Pussy Riot» Кого слепят златые купола? ВО СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА: ХРОНИКИ 1812-го И крест помогал в бою Среди многих героев Отечественной войны 1812 года были и священнослужители. Главную военную награду — орден Святого Георгия — получил священник 19-го Егерского пехотного полка Василий Васильковский. Полк выдержал тяжелый бой под Витебском. Командир дивизии генерал Лихачев после этого боя отмечал, что отец Василий по искреннему усердию постоянно находился в «жарком огне, поощряя и воодушевляя сражающихся». В бою он был ранен, а от смерти духовного пастыря спас на- персный крест, принявший на себя удар пули. Затем было Бородино и кровопролитное сражение под Малоярославцем. О действиях отца Василия в этом сраже- нии командующий корпусом генерал Дохтуров доносил Кутузову, что священник Егерского полка «все время на- ходился с крестом в руках впереди полка и своими настав- лениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову». Свой жизненный путь отец Василий закончил так, как подобает воину: он скончался во Франции от ран, получен- ных во время заграничного похода. Богадельни для героев Сражения в своем Отечестве и в заграничном походе дались русскому народу тяжело: сотни тысяч убитых и раненых, а увеченных — без счета. Еще до окончатель- ной победы по всей стране стали открываться богадельни для инвалидов войны. Это была и государственная, и общецерковная политика. Царская семья, знатные дворяне жертвовали на дома призрения.Монастыриоткрывалиприюты. Здесьувеченные воины имели кров, пропитание и духовную поддержку. Не исключением были и наши места. Богадельни существовали при Данковском Покровском монастыре, Петропавловской пустыни под Раненбургом, в лебедянскомТроицком, Софийскоммонастыре в Усманском уезде. В Богородице-Тихоновском женском монастыре в Задонске благодетель обители помещик Викулин устроил приют для больных и бедных воинов. Постоянно их было 10-12 человек. Хотя действовал указ государя, по которому женским монастырям ввиду их скудного состоянии разрешалось лазареты для инвалидов не открывать, в Задонске такую возможность нашли. Более того, когда ушли из жизни по- следние герои Отечественной войны 1812 года, их место заняли инвалиды из числа местных крестьян. Опека сирых, больных, инвалидов всегда считалась де- лом богоугодным. Александр Александров. Пишите : 398055, г . Липецк , ул . Московская , 83, « Липецкая газета ». @ Электронный адрес : lg@pressa.lipetsk.ru с пометкой « Дорога к Храму » Светлана Чеботарева Никакая земля не устоит без праведника. Избранные угодники Божии, явившие всей своей жизнью свидетель- ство Святого Духа, в них почивающего, особенно прослав- ляют и освящают те места, с которыми было связано их земное бытие. Не случайно всякое упоминание о Задонске даже в обычной светской беседе рождает ассоциацию со святителем Тихоном Задонским; когда говорят о нижего- родской истории, то образ преподобного Серафима Саровского неразрывно соприсутствует ей; Тамбовщина ассоциируется со святителем Питиримом Тамбовским, рязанские просторы находятся под молитвенным покро- вом Василия Рязанского, мученика Романа и блаженной Любушки Рязанской. Липецкий край имеет своих заступников и молит- венников перед Богом. С нашей землей неразрывно связаны имена православ- ныхподвижников имучени- ков, подвиги которых по- читаются не только в Рос- сии, но и во всем православ- ном мире: священномуче- ник Уар, епископ Липец- кий; святитель Тихон За- донский; святитель Анто- ний, архиепископ Воронеж- ский; священномученик Сергий, архиепископ Елец- кий; святительИннокентий, архиепископ Херсонский; священномученик Иоанн Кочуров; святой блаженный Иоанн Сезеновский; Препо- добныйИларион, затворник Троекуровский, Липецкий чудотворец; преподобный Силуан Афонский; святи- тель Феофан Затворник; святой преподобныйАмвро- сий Оптинский; святой пре- подобный Нектарий Оптин- ский. Имея такое количество прославленных святых, свя- занных с нашей землей, мы должны радоваться. Неко- торые из этих угодников Божиих ранее почитались соборами Воронежских, Тамбовских, Оптинских святых, а два года назад было принято решение уста- новить празднование Собора святых, в земле липецкой просиявших. В этом году во второйразЛипецкаяиЕлец- кая епархия отметит этот праздник архиерейским бо- гослужением, крестными ходами со всех храмов Ли- пецка и общим молебном на Соборной площади област- ного центра. В епархии написана ико- на в каноническом стиле, прославляющая святых зем- ли липецкой. На золотом фоне выписаны фигуры святителей, священномуче- ников, преподобных и бла- женных Христа ради. Золо- той фон, золотые нимбы святых и Богородицы, золо- тые купола. Золото в систе- ме православной символики всегда занимало особое ме- сто. С этим цветом связано спасение и преображение человеческой души. Как один из самых дорогих ме- таллов на Земле золото в иконографии символически служит выражением наи- более ценного в мире духа, принадлежностью к миру вечных ценностей. Подно- жием святых на иконе слу- жит так называемая «гор- ка», которая символизирует горний мир, в противопо- ложность миру дольнему. И вся икона выстроена вокруг центра— образа Пресвятой Богородицы, именуемой Липецкой Страстной. Жизнеописания многих святых, ныне входящих в Собор, известны нашим чи- тателям, поэтому остано- вимсялишь на некоторыхиз них, ни в коей мере не ума- ляя подвигов остальных поименованных и почитае- мых угодников Божиих. Святитель Иннокентий, архиепископ Херсонский, родился в 1800 году в благо- честивой семье священника в городе Ельце тогдашней Орловской губернии. По- мысл Божий о нем как о святом человеке, кажется, сказался еще в молодые годы. Иоанн Борисов (так звали святителя Иннокен- тиядопострига), будучи еще студентом Киевской духов- ной академии, снискал себе славу «русского Златоуста». Но изучение наук, произ- ношениепроповедейне было для него самоцелью. Буду- щий святитель любил по- вторять слова Лествичника: «Кто возносится естествен- ными дарованиями, то есть остроумием, понятливо- стью, искусством в чтении и произношении, быстротою разума и другими способ- ностями, без труда получен- ными, тот никогда не полу- чит вышеестественных благ, ибо неверный в малом и во многом неверен и тщесла- вен». И Господь, Который «гордым противится, а сми- ренным дает благодать» (Иак. 4, 6), вознаградил раба Своего благодатными дара- ми, среди которых была особенная прозорливость. ВКрымскуюкампанию, во время осады Одессы в 1854 году, когда у жителей никаких надежд, кроме как на Божию помощь, не оста- валось, владыка Иннокен- тий успокаивал : «Да не смущается сердце ваше. Веруйте в Бога...»Шла бом- бардировка Одессы. Множе- ство людей собралось в глав- ном соборе города. Архипа- стырь с обычной церковной торжественностью совер- шал Божественную литур- гию. Богослужение близи- лось к концу, как вдруг раздался страшный разру- шительный взрыв, крепкие стены соборного храма по- колебались, стекла задро- жали, Царские врата рас- творились, молитвенные песнопения умолкли, и люди, пораженные паниче- ским страхом, пали на цер- ковный пол. Терпеливо вы- ждав, пока испуганный на- род ободрится и придет в себя, Владыка вышел из алтаря, взял пастырский жезл и произнес: «Выустра- шились сего бранного звука, произведенного вражескою рукою, и, стоя на молитве в этом святилище, не устыди- лись пасть на землю по ма- ловерию…» Его проповедь длилась не менее получаса. Этот человек великой веры со свойственной ему прозор- ливостьюпредсказывал, что бомбардировка будет непро- должительной. И действи- тельно, 11апреля неприя- тель прекратил огонь, а 14- го, в среду на Светлой сед- мице, совсем оставил Одес- су. Владыка Иннокентий в Севастополе бесстрашно ходил под неприятельскими выстрелами по рядам войск, ободрял солдат и полковод- цев, ездил по бухте тогда, когда впереди и сзади сыпа- лись бомбы. На все возраже- ния отвечал: «Мы монахи, нам терять нечего». Другой святой земли липецкой, Иоанн Кочуров, был канонизирован в чине священномученика в 1994 году. Его малая родина — село Бигильдино (Сурки) тогда принадлежала к Ря- занскому уезду. Также сын священника, отец Иоанн решил посвятить свою жизнь пастырскому служе- нию. Окончив Петербург- скую духовную академию, будущий священномученик был направлен миссионе- ром в Чикаго, в Алеутскую и Аляскинскую епархию. Здесь он стал настоятелем церкви святого Владимира. Его деятельностипо обраще- нию в православие униатов и католиков можно только восхищаться. За короткий срок десятки иноверцев окрестил отец Иоанн. Его трудами был построен но- вый храм Пресвятой Трои- цы в Чикаго. Но главный подвиг был впереди. В 1907 году батюшку Иоанна на- правляют на Родину, в рево- люционнуюРоссию. Он слу- жил в Царском Селе. С пер- вых дней народ тянулся к нему не только как к рев- ностному клирику, но и как к красноречивому пропо- веднику. 31 октября (13 ноября нового стиля) 1917 года от- ряды большевиков ворва- лись в Царское Село, остав- ленное казаками. Священ- ники были арестованы. Отец Иоанн подвергся зверскому избиению, а затем его, полу- живого, долго волокли по шпалам, к царскосельскому аэродрому. Убийцы таскали его за волосы, предлагая «прикончить, как собаку». Смерть не приходила, и тог- да они своим «разумом воз- мущенным» решили рас- стрелять отца Иоанна на глазах сына. Через три дня, не выдержав потрясений, 17-летний юноша-гимна- зист также скончался. ОтецИоанн стал первым священномучеником, по- страдавшимот коммунистов после революции. Святей- шийПатриархТихон, лично знавший батюшку, писал его вдове: «…украшенный венцем мученичества, по- чивший пастырь предстоит ныне Престолу Божию в лике избранников верного стада Христова». Липецкая земля не толь- ко украшена, но и освящена кровью мучеников угодни- ковХристовых. Ипо смерти они предстоят и молятся о тех, кто с верой прибегает к их помощи. Публикацию иллюстрирует работа липецкого иконописца Ирины Кривонос. Алла Блок С февраля уже утекло много воды, когда так называемые активистки- феминистки группы «Pussy Riot» вдруг да явились в масках в глав- ный храм России и прове- ли там «панк-молебен». Затем были судебные заседания, которые поды- тожил приговор: два года колонии общего режима. И словно бы открылся ящик Пандоры. В первую очередь взвыл складный хор поддержки. Даже сэр Пол Маккартни заволновался и пообещал молиться за девушек, чья свобода творческого самовы- ражения была бесчеловечно перерезана «тоталитарным» российскимрежимом.Прав- да, «творчество» девушек не было выдающимся ни в ху- дожественном, ни в обще- культурном контексте на- столько, чтобыим заинтере- совался выдающийся музы- кант и иже с ним: Мадонна, Энни Леннокс, Алисия Сильверстоун, Бьёрк и даже бывший президент Польши Лех Валенса, который не преминул отписать Путину слова порицания, а дорогим Маше, Кате иНаде из «Pussy Riot», напротив, передать теплейший привет. Примечательно, что в словах поддерживающих и сочувствующих мы не уви- дели фраз типа «оскверне- ниехрама», «богохульство», «кощунство на амвоне». Зато много говорено о «сво- боде слова», «праве на вы- сказывание», «художе- ственном тексте» и просто «музыкантах». Дальше — больше. Как будто чертенята из табакер- ки, стали вылезать разные, словно не связанные в об- щую цепь события. Спили- вание вандалами право- славных поклонных кре- стов. Кандидат наук из Ка- зани совершает двойное убийство и на стене пишет кровью «Освободите Pussy Riot». В это же время в Ак- сайском ущелье Казахстана обнаруживают 11 трупов с ножевыми ранами. Все по- гибшие были прихожанами одного православного при- хода. Кампанию по осквер- нению православных свя- тынь поддержал некий финский профессор Тейво Тейвайнен, замысливший провести перед Успенским собором в Хельсинки «ак- цию в поддержку» «Pussy Riot». Для этого он прихва- тил с собой канистру с мо- чой и девиц в балаклавах, не обремененных мораль- ными догмами. По его сло- вам, он хотел совершить «неканоническую право- славную молитву» подоб- ную той, которую соверши- ли Pussy Riot. Правда, Фин- ляндия и другие страны, с эмоциональной теплотой переживающие безобразия в «тоталитарных государ- ствах», твердо помнят о понятии «закон», когда без- законие совершается на их территории. Теперь ничто не может остановить дей- ствие финской судебной машины по отношению к буйному профессору. Никто также не подумал о том, сколь бесчеловечно заклю- чать под стражу на несколь- ко дней 14-летнюю христи- анскую девочку-дауна Рим- шу Масих из Пакистана, которая подозревалась в покушении на Коран, пыта- ясь сжечь несколько стра- ниц священной для мусуль- ман книги. И абсолютно прав пре- зидент Владимир Путин, отметивший, что если бы нечто подобное кощунству в храме Христа Спасителя со- вершилось в синагоге или в мечети, то всегда нашлись быкрепкие парни, действия которых даже и не обсужда- лись бы. Зато священное право выродков издеваться над православными христиана- ми защищается мировой общественностью с пеной у рта. Если бросить не столь долгий ретроспективный взгляд, то во всей этой це- почке событий можно най- ти еще одно звено. В октя- бре-ноябре минувшего года часть Пояса Пресвятой Бо- городицы из Ватопедского афонского монастыря впер- вые за всю историю привез- ли в Россию. Верующие со всей страны выстраивались в очереди, чтобы прило- житься к святыне. Ведь что бы ни говорили, «русская душа по природе христиан- ка». В этом ее сила, основа, самоидентификация, если угодно. По возвращении Пояса был арестован Игу- мен Ефрем Ватопедский, под началом которого Пояс пребывал в России. Очевид- но, кому-то очень не хочет- ся, чтобы в стране с право- славной государственной религией (в хорошем смыс- ле) духовность возрожда- лась, а государственность крепла. Также кто-то хорошо по- нимает, что кощунство в главном русском храме — это нарушение литургиче- ского пространства, священ- ного для всехправославных, слом православной модели мира. Это попытка наруше- ния всей русской государ- ственности в целом, удар по сакральным ее основам. Казалось бы, все просто: не нравится Президент —пля- шиоколо зданияПравитель- ства, не нравится Патриарх —напиши ему лично. Здесь же важно было ударить глу- боко и основательно. Русь испокон называлась святой не потому, что у нас жили одни святые, а потому, что идеалом на Руси был святой человек. Это была и есть до- минанта русской менталь- ности. Поэтому и — «Русь святая, храни веру право- славную», потому и «рус- ский человек без правосла- вия — дрянь». Не хочется сгущать кра- ски, но все-такии закрывать глаза, глядя на пожар, пред- ставляя, что его нет, пре- ступно. И очевидно, что если«PussyRiot» с нелегкой руки какого-то невидимого кукловода, имени которого мы не знаем, оскверняли храм, «значит, это кому-ни- будь нужно». ФОТО НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz