Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ | Родом из детства Если есть привычка к праведным трудам… Вера Власова Не уверена, что даже с помощью ЭВМ можно подсчитать, сколько студентов слушали лекции, дискутировали на семинарских занятиях, защитили дипломные за 38 лет работы этого человека в Липецком государственном педуниверситете. Зато точно известно: шестнадцать аспирантов выполнили исследования, подготовили диссертации и стали кандидатами педагогических наук под его руководством. Семнадцатым, возможно, буду я — жду защиты. Итак, Иван Гаврилович Гузенко, профессор кафедры теории и истории педагогики. Ему восемьдесят. Но он по-прежнему увлеченно трудится. Общение с ним многое дает тебе не только как исследователю, но и как человеку. Он умеет удивительно рассказывать о том, что пережил, передумал, понял в этом мире. —Первые воспоминания о себе связаны со стихами Пушкина. Я рано научился читать и сносно писать. Мне часто давали книжки в за- тертых обложках. В Сибири в предвоенные и военные годы такой обмен литера- турой был распространен. И вот однажды, когда я в сотый раз почтимолитвенно читал: «…Бу-у-ря мгло-о-ю не-е-бо кро-о-ет…», раздал- ся такой силы удар бури в стену нашего дома, что все затрещало, посыпалось, а у соседей снесло и развеяло крышу. «Боже праведный», — молилась матушка, и мы с сестрой Лидой, сидя на русской печке, повторяли за ней: «Боже милостивый, помоги и защити». В памяти навсегда со- единилась незримая сила поэзии с угрожающей мо- щью природы. В пору юно- сти, когда случались другие «удары судьбы», у меня в памяти всегда всплывали молитвы матушки и строки поэзии. Это давало силы все выдержать. С Евангелием я познако- мился в военные годы. Мне было десять-двенадцать. Как сейчас помню: убран- ная деревенская горница, семилинейная лампа и чи- стый стол, за которым сидят бабушки и дедушки (они мне казались тогда такими древними) и слушают, как ячитаюЕвангелие. Это была очень большаякнига с ажур- ным задымленным перепле- том и закапанными воском страницами. Уже студентом Института стали и сплавов (МИСиС) мне посчастливи- лось вновь взять Евангелие в руки. Я был очень удивлен: как мог я читать его на древ- нем церковно-славянском языке тогда, мальчишкой, в сибирской глубинке? Старушки показывали церковные книги и хоруг- ви, спрятанные на полатях — это такое устройство под потолком в крестьянском доме. Они лежали завер- нутые в полотенца. Когда начались погромы церквей, жители спасали, разбирали по домам иконы, книги, ал- тарное убранство и хранили многие десятилетия. Теперь я понимаю: глубокая право- славная вера русских людей никогда не прерывалась! Только Господу Богу из- вестно, почему те старики доверялись мне. Хранение и чтение богословской ли- тературы могло плохо кон- читься. Мои чтения Евангелия прекратились неожидан- но. Я уже знал известные молитвы, некоторые бого- словские тексты. Навер- ное, что-то из них упомя- нул в школе. Учительница стала пристально на меня посматривать. Матушка, по-видимому, это поняв, не разрешила больше по- сещать те вечерние чтения. А они мне очень нравились. Думаю, что если бы они про- должались, я бы склонился к богословскому образова- нию. Но реальность верну- ла на землю, где шли уже победоносные бои на всех фронтах. И у нас в Сибири призыв «Всё для фронта!» определял смысл жизни. К тому времени я умел делать все, что необходимо сельскому жителю — рабо- тать в огороде, запрягать лошадь, рубить и возить дрова из леса, косить траву, доить корову, ловить рыбу, зайца в петельку, собирать грибы и ягоды. В конце войны матушка работала на свиноферме. Там постоянно требовалосьмного воды. Рук не хватало. И она отправила меня работать водовозом. Сказала: —Надо, сынок. Вона как трудно всем. Два огромных быка, рога которых были длиннее, чем мои руки, тянули огромный рыдван с бочкой в двести ведер. А я наверху размахи- вал самодельной сабелькой и распевал военные песни. Быки были умными. Знали, когда можно не выполнять прихотипогонщика. Зайдут, бывало, в условное место в озеро и дальше ни шагу. Я ведром таскаю воду в бочку (двести ведер!), а они дрем- лют.Ини за чтоне выйдутиз воды, если бочка не полная. А потом я стоял на качаю- щейся в ритме мерного хода животных бочке ипод скрип колес, размахивая сабель- кой,какумелраспевалпесни окаторжанахи танкистах.А вокруг — сибирская благо- дать, напоенная солнцем и щебетанием! Диво-дивное, как у Лукоморья! Иногда соседи прихо- дили и просили прочитать письма с фронта или напи- сать солдатам про ихжитье- бытье. А когда солдаты воз- вращались—после ранения или героями после Победы, —односельчане, показывая наменя, говорили: «Смотри, кто тебе писал письма!». И не было для меня большей награды, чем дружеский хлопок по плечу человека в военной форме. Суровое время привноси- ло драматизм в мою жизнь. Но все в молодости, если есть привычки к праведным трудам, закаляло характер. И одновременно укрепляло потребность в знаниях. К шестнадцати годам было у меня только начальное образование. И вот вместе с матушкой решаем: надо учиться, чтобы выбраться из нищеты. Осенью 1948-го я поступил в железнодо- рожное училище. Приняли только на самую тяжелую специальность — кузнец свободной ковки. Закончил и был направлен на вагоно- ремонтный завод. В первый же день после смены, воз- вращаясь из цеха, увидел вывеску на двухэтажном доме: вечерняя сменная школа объявляет набор. Я записался, благо школа располагалась на террито- рии завода. Меня спросили в канцелярии: «В какой класс пойдешь?» (докумен- тов тогда не требовали). Я ответил: «В седьмой» (при начальном-то образовании!). Что-то у меня еще спросили и сказали: «Нет! Пойдешь в шестой». Я был доволен, но и сожалел. Может, сказал бы—в десятый, и меня бы в девятый определили? А после школы был Кер- ченский металлургический техникум, работа по направ- лению на Новолипецком за- воде, затем Институт стали и сплавов (Липецкий вечер- ний факультет). Активно заниматься наукой начал уже студентом — появи- лись научные публикации, авторские свидетельства на изобретения. Как все мы тогда жадно, увлеченно учились! Вот при- мер и образец для современ- ного образования. На лек- циях со мной рядом сидели фронтовики. Знаете, столь- ко лет спустя мне хочется повторить, наверное, всем хорошо известную истину: «Фронтовики спасли мир, восстановили страну, а на- уку возвысили до Космоса!» По рекомендации педа- гогов кафедры прокатного производства я поступил в аспирантуру на заочное отделение Института маши- новедения Академии наук в Москве. Мне везло. Гото- вя диссертацию, составил дифференциальное уравне- ние невиданной сложности. Мой научный руководи- тель профессор Бессонов хитровато спросил: «Ну, что дальше?». И я понял: необходимо обратиться к фундаментальным основам науки. Это и способствовало успешномузавершениюдис- сертации. Расскажу, как я ока- зался в педагогическом университете. В 1974 году еду в купе московского по- езда, любуюсь только что полученным дипломом кан- дидата технических наук. Уже рассмотрел его со всех сторон, не знаю, как еще по- вернуть. Ивот входит в купе статныймужчина и бесцере- монно берет у меня диплом: «Да ты технарь? А мне ну- жен заведующий кафедрой. Приходи». Это был ректор педагогического института Борис Николаевич Бабин, человек высокой культуры, необыкновенных органи- заторских способностей, доброты и порядочности. Одним словом—настоящий русский интеллигент. И вот с тех пор я в пед- университете. В немалой мере благодаря ректору до тонкостей освоился с мисси- ей заведующего кафедрой. Накопил опыт, организовав пять лабораторий, три учеб- ныхмастерских, преподава- ние инженерных дисциплин в педагогическом вузе и так далее. Это послужило основой для двух моногра- фий, двух учебных пособий, пятидесяти публикаций, которые стали базой доктор- ской диссертации. Защитил я ее в 1996 году. Теперь вот сам работаю с аспирантами. Шестнадцать кандидат- ских защищено, готовятся еще пять перспективных тем. Закончено масштабное исследование «Педагоги- ка рефлексивной праксе- ологии», за что я получил грант. Опубликовано в 2009 году. Лауреат областной премии имени К.А. Моска- ленко, премии Минобразо- вания и науки РФ, медали К.Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук».Победительконкурса научных работ в 2007 году. А уже в нынешнем году по- лучил авторское свидетель- ство — вместе с двумя соав- торами — на «Обучающую компьютерную программу для изучения и исследова- ния общеобразовательных дисциплин». Елена Панкрушина Без малого двадцать лет в Липецке существует военно-па- триотический казачий клуб «Кречет». Девять из них он базируется в 52-й школе. Здесь старшеклассников не учат умению сидеть в седле и обращаться с шашкой. Липецкие казаки готовят подростков к современной армии, чтобы они с честью защищали свою Родину. — Многие допризывни- ки сейчас с недоумением реагируют на эту фразу, — рассуждает руководитель клуба «Кречет»АндрейСит- ников. —Они не понимают, о какой чести идет речь. Видно, далеко мы ушли от времен войны, когда наши соотечественники вставали плечом к плечу, защищая от вражеских пуль люби- мых людей и родные сердцу земли. Когдамальчишкиис- правляли в паспортах дату рождения, чтобы раньше пойти в армию. Современ- ная молодежь стремится походить на совершеннолет- них нередко лишь для того, чтобы беспрепятственно покупать пиво и сигареты. А стратегию «откосов» от армии с восемнадцати до двадцати семи лет вся семья начинает продумывать, ког- да отпрыск еще детский сад посещает. Андрей Ситников от во- енкомата не бегал. С первым своим призывом пошел слу- жить. Казаком он стал по возвращении домой. Это было начало девя- ностых. В стране тогда ак- тивно начало возрождаться казачествоиобразовываться землячества. В Липецкой области первым появился казачий полк в Данковском районе. А четвертым дон- ским полком стал, в даль- нейшем переименованный, военно-патриотический клуб «Кречет». Ситников сначала был в нем замести- телемруководителя, а потом сам его возглавил. Рекрутов отряд набирает из числа школьников. — В советские годы в школах была отдельная дисциплина, посвященная подготовке парней к армии, — рассказывает Андрей. — Ей отводилось несколько уроков в неделю, на которых преподавалась строевая, во- енно-полевые дисциплины и многое другое. А сейчас остался один-единствен- ный предмет — ОБЖ, и то в основном для отработки действий в экстремальных ситуациях. Даже военную кафедру в большинстве ву- зов упразднили. В казачьем клубе ребят учат всему, что им приго- дится не только в армии, но и в жизни: умению держать оружие и разбираться в его разновидностях, хо- рошо стрелять, приемам рукопашного боя, основам первой медицинской помо- щи, а также проводят курс школы выживания. Все это ребята могут опробовать в естественных условиях. В походы они ходят каждый месяц, даже в зимнее время. Интересного много, не правда ли? Думается, что любой мальчишка изо всех сил должен рваться в ряды казаков. На деле же все об- стоит не совсем так. Из пяти новобранцев после первых занятий остаются два-три, в дальнейшем — один. И если в начале своего суще- ствования«Кречет»набирал ежегодно около тридцати рекрутов, то сейчас—в луч- шем случае десять. Мало это или много — трудно сказать однознач- но. Но и эти ребята еще не казаки. Чтобы стать ими, после нескольких месяцев подготовки нужно сдать экзамен на статус слуша- 3 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 170/24298/5 СЕНТЯБРЯ 2012 ОБРАЗ ЖИЗНИ ЗДОРОВЫЙ | Юных липчан к армии готовят казаки Автоматы вместо шашек Вас заинтересовала тема , поднятая обо - зревателем , и есть что сказать в ее про - должение ? Предлагаем высказать свою точку зрения и в письме в редакцию , и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru. ОБСУДИМ? Слово обозревателю Свобода заглянуть в замочную скважину Елена Бредис Люди моего поколения и те, кто постарше, наверня- ка не забыли философское определение свободы, которое усваивали, как говорится, с младых ногтей: «Свобода — это осознанная необходи- мость». Ц енности либерально- го Запада большин- ство советского наро- да тогда мало волновали. Ну да, возмущались, что крити- ковать политику партии и правительства можно было только на кухне, что за но- мерами журнала «Москва», в которых публиковался роман Булгакова «Мастер и Маргарита», приходилось гоняться, а за прослушива- ние радиопередачВВСи«Го- лос Америки» можно было лишиться работы. С другой стороны, все это были своего рода «игрушки», в восьми- десятых бывшие достаточ- но безобидными. Главным в жизни тогда считались любимая профессия, семья, ощущение своей причаст- ности к судьбе огромной страны. Причем для многих та самая «осознанная не- обходимость» была вполне органичной составляющей личного счастья. «Да, я буду служить в армии, потому что это мой долг. И потом буду гордиться тем, что честно выполнил его». «Да, я должен ехать по распре- делению работать на Север, потому что если не я, то кто же? Зато мои дети будут знать: их отец — настоя- щий мужчина, не боящийся трудностей». Потомпришли иные вре- мена, как сказано в песне Юрия Визбора. И времена эти можно охарактеризо- вать очень коротко: «Это сладкое слово «свобода». Если же выражаться менее поэтично и воспользоваться современным сленгом, то с переходом странына рыноч- ную экономику и увлечение теми же либеральными ценностями у людей «снесло башню». Гладко причесан- ная западная свобода в Рос- сии быстро превратилась во вседозволенность, циничное своеволие. Можно, конечно, со- слаться на то, что так когда- то было и там, у них, на том же Диком Западе — перестрелки, нападения на почтовые поезда, «Боливар не вынесет двоих» и прочее. Но ведь это мы вроде как преодолелипосле «лихихде- вяностых». Немного постре- ляли, быстро поделили и стали вполне респектабель- ными господами. Однако «башня» на место почему-то так и не вернулась. Т ем, кто в начале девя- ностых только родил- ся, сейчас уже двад- цать. По меркам середины прошлого века вполне зре- лый возраст, когда пора самоопределения в жизни уже позади. Но у нынешних двадцатилетних не так. Яни в коем случае не хочу всех стричь под одну гребенку. Тем не менее слишком часто видишь именно молодых в «крутых» иномарках, несу- щихся на бешеной скорости. Слишком часто слышишь о жертвах ДТП, чьи винов- ники — пьяные или обку- ренные парни за рулем. Свобода! Какой русский не любит быстрой езды? Роди- тели «тачку» подарили, на ночные клубы деньги есть, так почему бы не брать от жизни все? О какой ответ- ственности перед детьми может идти речь у женщин из групп «Pussy Riot» или «Femen», если они так легко променяли ее на свободу в виде дикого и разнузданного эпатажа? Где тут «осознан- ная необходимость»? Ладно, этих родители плохо воспитали, посколь- ку были заняты одним: как заработать денег, чтобы выжить. Но объясните мне, почему хирург, который родился в советские ше- стидесятые и был образцом профессионализма, сегодня может встать к операцион- ному столу с тяжелого по- хмелья? Как будто, «гуляя» накануне, он не знал, что на следующее утро у него операция! Куда за два деся- тилетия могло испариться то самое чувство ответствен- ности и долга? Воистину за- гадка. Не иначе как свобода опьяняет не меньше, чем до- рогой коньяк, подаренный пациентами. Буквально неделю на- зад в Питере подвыпившая молодая пара поблизости от Исаакиевского собора за- нималась сексом. Любитель видеосъемки зафиксиро- вал это действо, длившееся двадцать минут, и выложил ролик в Интернет. Пока ро- лик не удалили, его успело посмотреть огромное ко- личество народу. Еще лет тридцать-сорок назад такое невозможно было себе даже вообразить. А сегодня нор- мально — свобода. Невоз- можно было представить и то, что за это время по центру Северной столицыне проедет ни одна машина па- трульно-постовой службы, что главных действующих лиц порнопредставления не заберут в полицию. Кстати: ведь в тот момент работали камеры видеонаблюдения, их там полно. Однако, с другой стороны, уППС тоже своя свобода. Сотрудники полиции объяснили журна- листам: в их задачи входит не патрулирование улиц, а оперативное реагирование на вызовы. Вот так. С обственно, что мы вы- играли от разрушения былой идеологии? Воз- можность подглядывать в замочную скважину за звездами шоу-бизнеса? Так они сами рады распахнуть двери в свои спальни. Офи- циальное право на митинги и демонстрации? Так мы убедились, как ловко ма- нипуляторы от политики используют протестные на- строения людей. Шанс уви- деть весь мир? Так это толь- ко для «новых русских», а для остальных предел мечтаний — экономичный тур в Турцию. Потому как даже Крым становится для россиян не по карману. Конечно, мы получили свободу читать то, что рань- ше категорически запреща- лось, что надо было тайком доставать исключительно в самиздатовском варианте. Бердяев, Зиновьев, Кьерке- гор, Ницше — вообще все, что душе угодно. Прилавки книжныхмагазинов завале- ны литературой, о которой мы когда-то и думать боя- лись. Фильмы зарубежных корифеев, не доходившие до советского экрана, теперь можно запросто купить. Не хочешь покупать? Ска- чивай из Интернета! Но почему при всех этих воз- можностяхмысегоднячасто «подсаживаемся» на, мягко говоря, слабенькие теле- сериалы и книжки модных дам-детективщиц? Почему не используемвожделенную свободу выбора? Ф акт остается фактом: при тоталитарной идеологии существо- вала колоссальная внутрен- няя потребность в новых знаниях, в душевнойработе, в духовном росте, как это ни парадоксально прозвучит по отношению к тогдашним атеистам-материалистам. И люди любыми способами находили возможность эти потребности удовлетворять. «Потом пришли иные вре- мена». Продолжение этой строчки Визбора звучит так: «Мы обрастали новыми вещами, которые украсить обещали и без того украшен- нуюжизнь». Не в том ли все дело? Запад предложил нам главный выбор — на при- лавках бутиков, мебельных магазинов, супермаркетов бытовой техники. А для этого нужны деньги, при- чем регулярно, поскольку продукция перманентно об- новляется. И вот на зараба- тывание их уходит время, уходят силы. Какая свобода, какойБердяев илиНабоков! После рабочего дня хочется тупо уставиться в экран телевизора или провалиться в сон, прочитав страничку детектива. И, получается, у тебя нет никакого выбора. Точ- нее, ты сам себя его ли- шил. Лишил, купившись на «побрякушки», которыми спешишь украсить свою жизнь. Выбрав «свободу от» вместо «свободы для» —свободу от совести, нрав- ственности, ответственно- сти, а не свободу для того, чтобы сделать этот мир хоть капельку лучше. теля, потом — кадета, и только после этого ребята могут быть допущены к ат- тестации на звание казака. О том, насколько это трудно, красноречивее всего говорят цифры. За все время суще- ствования клуба казаками стали лишь два кадета. Но есть альтернативный путь получить это звание — пойти в армию. Так сделали сам Ситников (сейчас он подъесаул) и еще четыре ин- структора клуба «Кречет». У них есть особая казачья форма оливкового камуф- ляжного цвета, специаль- ные фуражки и шевроны. — Мы сразу говорим ре- бятам, что не сделаемиз них мастеров спорта в какой-то отдельной дисциплине, — говорит Андрей Ситников. —Но в «Кречете» ониосвоят приемы защиты и нападе- ния, узнают, как отбить ата- ку, если у противника есть оружие, смогут отточить меткость стрельбы из учеб- ного оружия — этому в на- шем городе нигде не научат. Также наши воспитанники —великолепные напарники в походе, на которых можно положиться. Бывает, что в казачий отряд приходят и девушки. Редко, конечно, — на двад- цать рекрутов одна. Им и нагрузки устанавливают более щадящие, и требова- ния предъявляют другие. Но прекрасный пол ведет себя отнюдь не как слабый. Некоторые девчонки, к при- меру, автомат собирают за двадцать секунд, что бы- стрее армейской нормы. — Наши воспитанники не должны проходить стро- гий медицинский осмотр. Достаточно справки от тера- певта. Также мы учитываем пожелания родителей о том, какихнагрузокребенкулуч- ше избегать, — добавляет подъесаулСитников.—Зато после прохождения курса мы даем рекомендации для комиссариата, что юный боец готов служить в элит- ных войсках Российской армии. КСТАТИ... Военно - патриотический казачий отряд « Кречет » активно сотрудничает с общественными объедине - ниями « Союз возрождения России », « Союз борьбы за народную трезвость » и про - чими . Вместе они проводят многочисленные акции и мероприятия , на которых воспитанники и инструкторы « кречетов » организуют по - казательные выступления , поддерживая таким обра - зом идеи спорта , трезвости и здорового образа жизни . Своим девизом бойцы « Кречета » выбрали слова из книги « Армагеддон » Романа Злотникова : « Нация , которая отказывается платить за свою безопасность жизнями своих мужчин , страна , где мужчины начинают прятаться за мамкины юбки , справки из психушки и черт знает что еще , вскоре начинает пла - тить сторицей , и уже жизнями не только мужчин , но и жен - щин , детей , стариков . И если вы настоящие мужчины , то всегда будете против такого размена …» ” ФОТО ЕЛЕНЫ ПАНКРУШИНОЙ Иван Гаврилович Гузенко и его ученики и коллеги. ФОТО ИЗ АРХИВА АВТОРА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz