Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

ми по духу, а не просто по месту рождения. Сегодня же многие мои ровесники равняются, пусть ине всегда осознанно, на ценности, ко- торые нам пропагандирует зарубежный кинематограф. Иситуация, когдамылучше знаем иностранную культу- ру, чем свою, когда модную сагу о вампирах зачитывают буквально до дыр, не имея при этом представления, например, о творчестве Го- голя, не нормальна. Л.С.: Конечно, составить список из ста книг—задача трудная. В нашей библиоте- ке мы как-то провели опрос среди читателей и выясни- ли, что в число самых по- пулярных авторов входят и Толстой с Достоевским, и Донцова с некоей Семе- новой. Зато вот Пушкина почему-то нет: наверное, он заведомо идет вне конку- ренции. Если же говорить о том, какая книга способна повлиять на человека, то и здесь все неоднозначно. Многое зависит от возраста, от жизненного опыта чита- теля. Учитывая, что список предназначается школь- никам, я бы начала его с русских народных сказок, с былин— это основа основ. И, конечно же, басни Ивана Крылова. Потом, какой же русский без Пушкина? А у него—и «ЕвгенийОнегин», и сказки. Д. К.: Где-то прочитала, что Пушкин гениален хотя бы потому, что мы мыслим цитатами из его произве- дений. Л.С.: Грибоедов в этом тоже не уступает. Лермон- тов, Гоголь, Толстой, Тур- Форум О силе и слабости России Наши предки оставили нам в наследство уникальную страну, объединившую в одну дружную семью людей разных национальностей и конфессий. Этническое многообразие изначально было тем фундаментом, на котором возводилось здание российской государственности — на удивление прочное и жизнеспособ- ное. Лишним подтверждением тому стали годы военного лихолетья, когда весь наш многонациональный народ вставал на защиту своей Родины от фашистов. Увы, сила в неумелых руках всегда обращается в слабость. Стоило лишь «про- рабам перестройки» допустить грубые ошибки в национальном вопросе — и могучая держава мгновенно распалась как карточный домик. В девяностые годы скептики предрекали, что такой же участи не избежать и России, ведь на Кавказе в то время уже полыхала гражданская война. Однако мрачным про- гнозам не суждено было сбыться. Смена политического курса, произошедшая на рубеже двух столетий, уберегла нашу страну от, казалось бы, неминуемой катастрофы. События последних лет показали, что межэтнические противоречия сотрясают даже благополучные страны, подчеркнуто выставлявшие напоказ свою «толе- рантность». Сегодня они «друг за другом объявляют о провале попыток инте- грировать в общество инокультурный элемент, обеспечить неконфликтное, гармоничное взаимодействие различных культур, религий, этнических групп», — написал Владимир Путин в статье «Россия: национальный вопрос», опубли- кованной в «Независимой газете». В ней он не только дает точную оценку происходящим в мире процессам, но и обозначает основные контуры нацио- нальной политики, которая обеспечит мир и процветание России. Высказанные нашим лидером идеи настолько важны для будущего страны, что мы предлага- ем обсудить их в рамках дискуссионной страницы «Форум». Выпуск подготовили Сергей Кибальниченко, Максим Ионов, Софья Вобликова и Елена Панкрушина. 3 ДРУЖБА НАРОДОВ | Лидеры национальных общин разделяют взгляды Владимира Путина Все разные — все равные ОБСУЖДАЕМ ИНИЦИАТИВУ | Сто книг , призванных объединить нацию Вернуть любовь к чтению Если отдельного человека, согласно меткому выраже- нию Михаила Булгакова, запросто может испортить квартирный вопрос, то в случае с крупным государ- ством — особенно склады- вавшимся веками на основе союза различных народов, культур и конфес- сий — камнем преткнове- ния всегда выступает вопрос национальный. Разница лишь в том, что во втором случае послед- ствия могут быть катастро- фическими. Вспомним хотя бы Советский Союз. Стоило руководству сознательно или по преступному недо- мыслию допустить грубые промахи в национальной политике, позволив заправ- лять на этом поле людям вроде Звиада Гамсахурдиа, как почти по всей терри- тории СССР прокатилась волна межэтнических кон- фликтов. События в На- горном Карабахе, Абхазии, Вильнюсе и Приднестровье нанесли смертельный удар по великой державе. Уроки истории показы- вают, что России как воз- дух требуется продуманная национальная политика, которая обеспечит ей долго- срочное процветание. Чем не платформа для обще- ственного консенсуса? Но нет. Существуют «умень- шительные националисты», призывающие к созданию моноэтнической русской республики, избавленной от необходимости «кормить» своих ближайших соседей. Между тем, многовековой опыт российской государ- ственности свидетельству- ет об обратном. Государи- императоры, с именами которых связан золотой век в истории монархической России, и советские руко- водители, сделавшие нашу странуоднойиз величайших держав XX столетия, при- держивались принципиаль- но иного подхода. Какого именно? Свою точку зрения на этот вопрос высказывает доктор исторических на- ук, заведующий кафедрой отечественной истории ли- пецкого педуниверситета Леонид ЗЕМЦОВ. — Леонид Иосифович, на чем строилась нацио- нальная политика Россий- ской империи, например, в XIX веке? — В тот момент, как и в предшествующие периоды, в руководстве страны и во- обще в том классе, который сейчас принято называть «политической элитой», существовало четкое пони- мание законов, определяв- ших историческое развитие УРОКИ ИСТОРИИ | Ученые призывают использовать вековой опыт выстраивания межнациональных отношений в России Единство в многообразии Статья в «Независимой газете» вызвала живой отклик у национальных общин, проживающих на территории области. Их лидерам, как оказалось, близки мысли, высказан- ные Владимиром Пути- ным. Россия, полагают они, была, есть и будет многонациональным и многоконфессиональным государством. Оль г а ЗАМЯТИНА, председатель Совета Ли- п е цк ой р е г ионал ь ной еврейской национально- культурной автономии: —Каждый человек, при- езжающий в Россию, как и в любую другую страну, обязан знать национальный язык, историю и традиции государства, в котором он собирается жить. Но также он не должен забывать свои корни, чтить обычаи и устои своей родины. Националь- ность — это орден, который дается человеку при рож- дении. Нашей общине в этом отношении намного проще, чем другим конфессиям. Исторически сложилось так, что евреи проживали на территории Российской империи с восемнадцатого века. Мы прекрасно зна- ем традиции и язык этой страны. Я — по националь- ности еврейка, но я русская еврейка. Я воспитывалась на русской культуре. Мой родной язык — русский. Помните, в 70—80-е годы в СССР существовала пере- дача «Радионяня», которую вместе с главным «радио- волшебником» Николаем Литвиновым вели два еврея — Александр Левенбук и Александр Лившиц. Пере- дача транслироваласьна всю страну. Но человек может овла- деть любым языком, а ува- жительность следует при- вивать ему с детства. Кэтому должныподключитьсяшко- лы, детские сады. Надо четко понимать, что главное для человека — чтобы окружающие были к нему доброжелательно настроены. Нельзя издать закон, по которому мы бу- дем любить друг друга. Не думаю, что для этого вообще нужны какие-то указания сверху. Здесь в первую оче- редь надо учитывать челове- ческийфактор. Вкаждомиз нас должна звенеть струна любви к стране, в которой он живет, и к людям, кото- рые его окружают. Если мы научимся уважать друг дру- га, ориентируясь только на человеческие качества вне зависимости от националь- ного признака, то многие проблемы уйдут сами собой. Говорят, что умные люди стараются строить диалог, а недалекие — найти по- вод для конфликта. Очень хочется, чтобы националь- ности, проживающие на территории нашей страны, старались прийти к взаимо- пониманию. Именно в этом заключа- ется главная мысль статьи ВладимираПутина, опубли- кованной в «Независимой газете». Нельзя забывать, что на территории нашей страны всегда проживало много народностей, каж- дая из которых внесла свой вклад русскую культуру. Народы России должны знать свое прошлое и ува- жать людей, находящихся с ними рядом. Только так мы сможем жить в мире, сохранять национальные традиции, не допускать экс- тремизм и расовуюнетерпи- мость. ЗакирШАБАНОВ, пред- седатель регионального отделения «Всероссийского азербайджанского конгрес- са»: —Сегодняна территории Липецкой области прожива- ют 12700 азербайджанцев, и я могу вам сказать, что за все время существования нашей общины мы никогда не испытывали проблем во взаимоотношениях с пред- ставителями других нацио- нальностей. Более того, я не смогу назвать ни одной при- чины, по которой деломогло бы обстоять иначе. Вот, до- пустим, мне часто приходи- лось слышать, что армяне и азербайджанцы на дух не переносят друг друга... Это же полная глупость, при- думанная горе-политиками в конце 80-х годов только лишь для того, чтобы посе- ятьмежнациональнуюрознь и ускорить развал Советско- го Союза! В реальности дело обстоитиначе. Сруководите- лем армянской общины Ли- пецкой области мы знакомы достаточно давно, учились в одном классе, можно ска- зать, выросли вместе. Росли в те времена, когда дружба народов считалась одной из важнейших государствен- ных ценностей. Нам тогда и в голову не приходило, что мы за что-то можем друг друга не любить или что-то друг с другомделить.Непри- ходило тогда, не приходит и сейчас. В таком же духе мы воспитываем наших детей. В статье Владимира Пу- тина я бы особенно обратил внимание на два момен- та. Во-первых, он сделал четкий акцент на много- национальном и многокон- фессиональном характере Российского государства, подчеркнув, что в таком ви- де оно существовало не одно столетие. Уверен, что если сегоднямыпозволим группе проходимцев нарушить этот исторически заведенный порядок, то горько об этом пожалеем. Также мне очень понравились слова о вкладе каждого народа в Победу в Великой Отечественной войне. Для меня они имеют священное звучание, потому что мой отец сражался про- тив фашизма с 1941 по 1945 годы. нашей страны. В частности, все были едины во мнении, что Россия испокон веков складывалась как много- национальное государство, имевшее в своем основании ряд одобряемых всеми ее народами ценностей и идей. Кроме того, само понятие национальности в XIX веке практически не употребля- лось. Идентификация по принципу «свой-чужой» происходила не на этни- ческой почве, а по конфес- сиональному и языковому признаку.Проще говоря, че- ловек, свободно владевший русским языком интуитив- но воспринимался как свой. Точно так же относились и к людям, исповедовавшим Православнуюверу. Кстати, именно этот принцип был положен в основу первой переписи населенияРоссий- ской империи, проведенной в 1897 году. —Как в то время решал- ся «русский вопрос»? — На государственном уровне он был впервые по- ставлен в годы правления Александра III, который всячески старался подчер- кнуть особенное положение русского народа и охранял приоритет Православной церкви. Но мудрость его по- литики заключалась в том, что делалось это ни в коем случае не в ущерб другим этническим группам. Более того, и сам император, и один из его главных идеоло- гов Константин Победонос- цев всегда признавали, что главная сила российского государства кроется в его способности органично со- четать в себе различные культурыи обеспечивать их созидательнуюдеятельность во имя общего будущего. Не- обходимость усиления рус- ского ядра во многом была связана с неблагоприятны- ми внешнеполитическими условиями, требовавшими от империи большей цен- трализации, а от общества — максимальной сплочен- ности. — Чем вы объясните тот факт, что в Российской империи, за исключением польских земель, как тако- вое отсутствовало понятие сепаратизма? — В основном это объ- ясняется особенным стилем поведения, которого придер- живалась Россия во взаимо- отношениях с входившими в ее состав территориями. Наша страна, руководству- ясьтрадиционноприсущими ей понятиями о совести и справедливости, вела себя по отношению к ним не как классическаяметрополия (то естьне ставила своейглавной целью банальное ограбле- ние), а, скорее, напоминала гостеприимную хозяйку, готовуюпринять в свойболь- шойдомлюбогожелающего. Причем на равноправной основе. Отчетливее всего это проявлялосьнапримере выс- шего сословия. Дворянство, существовашее на каждой новоприсоединенной терри- тории, быстро включалось в ряды имперского дворян- ства. Это можно считать пер- вым этапом ассимиляции. При этом империя много делала для переферийных народовкаквэкономическом плане, так и в культурном. Главным языком диалога, в отличие от той же Британ- ской империи, была не гру- бая сила, а культура, основ- ной целью взаимодействия — не подчинение, а общая историческая судьба. Имен- но поэтому на территории нашей страны трудно было увидетьразгулнационально- освободительныхдвижений, а практика добрососедского проживания людей разных национальностей, культур и конфессий до сих пор оста- етсянезбыблемойтрадицией российской государствен- ности. Несмотря на значитель- ную долю субъективности, предполагающей множе- ство различных трактовок, история в сущности своей всегда была, есть и останет- ся объективной наукой. Ее основные законы работали и будут работать независи- мо от нашего восприятия тех или иных фактов. Если на поле боя снаряд, скорее всего, не попадет дважды в одну и ту же воронку, то на поле историческом «бомбы» могут ложиться в одно и то же место сколь угодно часто. Все зависит от того, как скоро общество учится делать правильные выво- ды, то есть выходить из-под «обстрела». Обжегшись на расшатывании межнацио- нальных противоречий еди- ножды, Россия, несомненно, повторит этот печальный путь снова, если поддастся за приманки «уменьши- тельного национализма». Велики основания предпо- ложить, что финалом такого путешествия станет уже «девятый круг ада». Между тем, ужасный сценарий не так уж трудно предотвра- тить. Исторический опыт, здравый смысл, четкое по- нимание своей культуры и, вконечномсчете, самих себя — вот «киты» взвешанной национальной политики, на проведении которой и настаиваетВладимирПутин в своей статье «Россия. На- циональный вопрос». Один из фрагментов статьи «Россия: национальный вопрос» посвящен форми- рованию единого культур- ного кода, призванного скрепить в одно целое российскую нацию. На этом пути Владимир Путин предлагает несколько шагов, в их числе — соста- вить список из ста книг, которые обязан прочитать каждый выпускник шко- лы. Высказать свое отно- шение к данной идее мы попросили заместителя директора областной универсальной научной библиотеки Ларису Самой- лову и заведующую секто- ром по развитию библиоте- ки и связям с общественно- стью Дину Кюнбергер. Лариса САМОЙЛОВА: В свое время в крупнейших библиотеках работали спе- циальные подразделения, которые составляли списки рекомендуемой читателям литературы. Учитывалось при этом мнение писателей, ученых. В 90-е годы, когда на нас обрушилась анархи- ческая демократия, библио- текарей стали упрекать, что они ущемляют свободу читателей, навязывают им свое мнение. И данная ра- бота постепенно заглохла. А ведь библиотека — не простое хранилище книг. Важнейшая ее миссия — быть навигатором по морю информации. К сожалению, в том, что касается морали, нравственной стороны чте- ния, мы многое утратили за последние годы. Так что проблема, поднятая Вла- димиром Путиным, весьма актуальна. Дина КЮНБЕРГЕР: И хорошо, что прежде всего акцент поставлен на ли- тературе. Ведь в ней дей- ствительно заложена осно- ва нашего национального самосознания. Убеждена: не читая книг, не зная на- следия наших классиков мы не можем стать русски- генев, Достоевский, Чехов — все эти имена бесспорны. Разумеется, Некрасов с его гениальным произведением «Кому на Руси жить хоро- шо». Вообще, поэзию нель- зя забывать. Она здорово формирует вкус, музыкаль- ность, образность. Из той литературы, что в последнее время ушла как-то в сто- рону, я бы рекомендовала книги Симонова о войне. Д.К. : Тут возникает, правда, такая проблема. В статье ясно говорится, что книги из данного списка должны быть школьником не вызубрены, а самостоя- тельно прочитаны. А это не- возможно, если ребенок не испытывает удовольствия от чтения, если общение с книгой для него не потреб- ность, а обременительная обязанность. Так что, на мой взгляд, необходимо прежде всего продумать: как привить детям любовь к книге, как донести до них мысль о том, что только читающий человек может по-настоящему состояться в жизни. Л.С.: Меня это тоже бес- покоит. Сейчас уже выросло поколение взрослых людей, для которых высокий уро- вень культуры не является значимой ценностью. Как они воспитают своих детей? Какие идеалы им привьют? Поэтому хорошо, что Вла- димир Путин именно так поставил вопрос: культура как скрепляющий фунда- мент многонационального российского общества. Это по-настоящему государ- ственный подход. Согласи- тесь, в разговорах «на злобу дня» многие политики на- чисто забывают о культуре. Надеюсь, что затронутая в статье проблема не повис- нет в воздухе, а приведет к созданию конкретных про- грамм, направленных на по- вышение статусакультурыв целом и чтения в частности. У Пастернака в «Охранной грамоте» есть замечатель- ные слова о культурном на- следии, которое «в объятия первого желающего не по- падает», его надо «взять с бою». Вот в этом суть — на- до трудиться. Мы можем предложить сто книг, но как способствовать тому, чтобы человек потрудился над ни- ми? Это очень серьезно. Тут и школе, и семье, и библио- теке, и государству есть над чем работать. Но хорошо, что первый шаг в этом на- правлении уже сделан. КОЛЛАЖ НИКОЛАЯ ЧЕРКАСОВА Мы продолжаем получать отклики на предыдущие выпуски «Форума», в которых обсуждались политические итоги двух последних десятилетий. Буквально на днях пришло письмо от учителя с более чем 40-летним стажем. В нем высказываются мысли, которые наверняка будут интересны нашим читателям. Точку же в начатом разгово- ре ставить пока рано, а потому напоми- наем адрес электронной почты, по которому можно присылать свои откли- ки (forum-2012@list.ru). Владимир Путин распутал «Кавказ- ский узел», равноудалил в прямом и переносном смысле олигархов от рычагов власти, придушил в городах криминал, укрепил центральную и местную власть. Уже скоро мы забыли о многомесячных задержках заработной платы. Сравните уровень жизни, какой был в девяностые годы и какой стал сейчас! Да, к хорошему люди привыкают быстро. Я почти 50 лет проработала в школе и ее жизнь знаю по себе. Пусть еще не все вопросы решены в сфере образования, но ситуация неуклон- но меняется в лучшую сторону. Радует то, что все больше молодых учителей в последнее время приходит в школу. А ощутил ли на себе простой народ ми- ровойфинансовыйкризис, разразившийся в конце 2008 года? Практически нет, в то время как «благополучные» европейские страны очень больно пережили экономи- ческие потрясения. Первое десятилетие 2000 годов—это упорядоченное движение вперед по всемнаправлениям.Многим«за- клятым друзьям» России это не нравится, особенно не дает им покоя возросший ав- торитет нашей страны на мировой арене. Никто не спорит, у нас еще много остается нерешенных проблем. Но я уверена, что и их мы осилим. Сегодня я не вижу достойного сопер- ника, который мог бы составить реаль- ную конкуренцию Владимиру Путину. Доверие людей наш национальный лидер заслужил конкретными делами, подняв Россию с колен. Конечно, много и долго можно рассуждать о том, что сделано за по- следние годы. Если же говорить коротко, то проводимую политику надо сохранить. Для России это вопрос жизни или смерти. Новые потрясения никому из здравомыс- лящих людей не нужны. Елена Яковлева, отличник просвещения. ИЗ ПОЧТЫ «ФОРУМА» Потрясения людям не нужны ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ ФОТО ОЛЬГИ БЕЛЯКОВОЙ № 18/24146/ 1 ФЕВРАЛЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz