Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 161/24289/ 22 АВГУСТА 2012 15 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ По расчетам бывшего первого заместителя председателя Верховного суда РФ Владимира Радченко, за последние 20 лет через места лишения свободы прошел каждый восьмой мужчина России. Добавим к ним еще около 600 000, впервые осужденных к лишению свободы в 2008—2010 гг. По данным Феде- ральной службы исполнения наказаний, в последние годы осужденные впервые составляли около 60% лагерного контингента (694 500 на 1 января 2011 г.). Более четверти из них — молодые люди до 25 лет, от 15 000 до 19 000 заклю- ченных отбывали в 2005—2009 гг. сроки до года, еще 150000-160000 — от года до трех, т.е. были осуждены за преступления малой или средней тяжести или заслуживали снисхождения. Вместе с тем в уголовной реформе важно следовать принципам не только гуманизма, но и справедливости. Справедливости — в первую очередь в отно- шении потерпевших от преступлений. В своё время Уполномоченный по пра- вам человека в РФ подготовил специальный доклад о защите прав потерпев- ших от преступлений, в котором он отмечал колоссальный диссонанс между правами потерпевших и правами подозреваемых и обвиняемых. Это, конечно, очень странно, но в нашей стране жертвы преступников в ряде случаев оказы- ваются в худшем положении, чем сами преступники и их адвокаты. Теперь их уравняют в правах с обвиняемыми — предполагается, что потер- певший и его представители получат больше прав в ходе судебного процесса. Например, в таком важном деле, как проведение экспертиз. А еще в УПК запи- сывается четкий срок, в течение которого физическое или юридическое лицо должно быть признано потерпевшим. На это следствию или суду дается всего пять дней. После чего гражданин, получивший данный статус, становится, по сути дела, третьей стороной процесса. И даже более того: ему дается право знакомиться с материалами закрытых уголовных дел. Напомним, что очень часто потерпевшие так и не могут узнать, почему же их «обидчикам» удается избежать наказания. Правда, член Общественной палаты РФ адвокат Генри Резник не слишком одобрительно отозвался о минюстовских новациях: «Я не думаю, что потерпевшая сторона должна полновесно участвовать в том числе и в назначении экспертизы». По словам Резника, обвиняемый и его адвокаты в этом случае используют право на защиту. А потерпевшему ее предоставляет прежде всего государство, которое в виде следствия и прокуратуры выступает в процессе второй стороной. Государство чаще всего хочет просто посадить преступника, а потерпевшему от него гражданину это, в общем-то, не всегда нужно. Для него гораздо интереснее, отмечает эксперт, чтобы тот выплатил ему нанесённый ущерб, что на свободе сделать, конечно же, проще и быстрее. Суды, в свою очередь, тоже нечасто идут навстречу такому желанию потерпев- шего, опасаясь обвинений в коррупции, вызванных слишком мягким пригово- ром. В поправках Минюста, кстати, усиливаются еще и меры безопасности для потерпевших. Теперь, если в том будет необходимость, анонимность жертвы преступления будет обеспечиваться более полно. К примеру, персональные данные такого гражданина могут храниться отдельно от всех материалов уго- ловного дела. А сам он может фигурировать в них исключительно под псевдо- нимом. Кроме того, возмещение вреда пострадавшему становится одним из главных условий для преступника в осуществлении его надежд на условно-до- срочное освобождение или замену части срока более мягким наказанием. А для отбывших наказание — на просьбу о досрочном снятии судимости. В УК РФ, в частности, появляется норма о том, что осужденный должен или полно- стью возместить вред в том размере, который установлен судом, или выпла- тить хотя бы больше половины назначенной компенсации. Только после этого и может пойти речь об УДО или ослаблении режима. В конце 2011 г. были внесены изменения и в Федеральный закон «Об обще- ственном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания». Закон установил список лиц, которым разрешено беспрепят- ственно входить в СИЗО, а также без разрешения проверять армейские гаупт- вахты, изоляторы органов внутренних дел или пограничной службы ФСБ. В перечень избранных контролеров вошли уполномоченные по правам человека в России, а также представители общественных наблюдательных комиссий за местами лишения свободы. В целях дальнейшего улучшения условий содержания лиц, заключенных под стражу, Правительством России утверждена федеральная целевая про- грамма «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007—2016 годы)» с объемом финансирования 73,5 млрд. рублей. УФСИН по Липецкой области за последнее время проделало большую ра- боту по модернизации своих подразделений (как известно, в ходе реформы на смену колониям должны прийти тюрьмы с несколькими видами режимов), по обеспечению содержания осуждённых в строгом соответствии с требо- ваниями закона, по развитию медицинской помощи осуждённым и произ- водственной базы исправительных учреждений. Большое внимание руковод- ством УФСИН уделялось и работе с общественностью и средствами массовой информации. Всё это позволило добиться хороших результатов. Косвенным признанием успехов регионального управления стал перевод его начальника А.Н. Шишкина в Хабаровский край, где ему предстоит применить свои знания и опыт. На 1 января 2012 года в исправительных учреждениях Липецкой области содержалось 6340 человек (при лимите 8586). Из них на строгом режиме со- держался 3591 человек, на общем режиме — 1752 человека, в воспитательной колонии г. Усмани — 19 человек, в лечебном исправительном учреждении г. Усмани — 230. В течение 2011 года из исправительных учреждений УФСИН освобождены 2962 осужденных, из них условно-досрочно — 836 осужденных. В настоящее время осуществляется работа по перепрофилированию ис- правительных учреждений из колоний в учреждения тюремного режима, что связано с концепцией развития ФСИН России до 2020 года. Уже в нынешнем году на территории Липецкой области впервые может быть открыта исправи- тельная колония для женщин, которую предполагается разместить в стенах ныне действующей Усманской воспитательной колонии. Следует сказать, что Уполномоченный по правам человека в Липецкой об- ласти, правозащитные организации региона поднимали вопрос о создании необходимых условий для отбытия наказаний осужденных женщин еще в 2004 году. Это было связано с возросшим количеством писем и жалоб от родствен- ников осужденных женщин, так как у многих оставались семьи без матерей, малолетние дети. При этом липецкие женщины после судебных приговоров для отбытия наказания направлялись в Республику Мордовия, Орловскую об- ласть, ряд других регионов страны. Из-за больших расстояний были затруд- нены свидания и контакты родственников и детей с осужденными женщинами. В целом все это не способствует их возвращению к нормальной жизни после отбытия наказания. По данным, которые официально представил Липецкий областной суд за 2010 год, в регионе было осуждено 4268 человек, из них около 10% — женщи- ны. При этом к реальному сроку лишения свободы было приговорено 1366 че- ловек, или 32%. В 2011 г. через СИЗО Липецкой области прошли 149 женщин. На 1 января 2012 г. в исправительных учреждениях Липецкой области находи- лись 64 осуждённые женщины. Но организация отбытия наказания на территории родного региона осуж- дёнными женщинами, к сожалению, ставит перед нами проблему социали- зации осуждённых подростков, которых планируется направлять в г. Бобров Воронежской области. Иными словами, проблемы, о которых Уполномоченный говорил в отношении осуждённых женщин, теперь переносятся на осуждённых несовершеннолетних. Конечно, для государства экономически выгодно сосре- дотачивать осуждённых в пределах одной большой колонии. Является фактом и то, что ежегодно количество осужденных несовершеннолетних сокращается, так как к ним все чаще применяются альтернативные меры воздействия. Тем не менее Уполномоченный по правам человека хотел бы снова вер- нуться к своему предложению о создании специализированного изолиро- ванного участка для несовершеннолетних именно на территории Липецкой области. Также, учитывая создание женской колонии, можно было бы создать и специальный подобный участок для осуждённых девочек, которые в настоя- щее время содержатся в исправительном учреждении г. Рязани. Предлагаю обсудить вопрос о возможности и целесообразности создания специализированных участков для несовершеннолетних осуждённых обоего пола на территории нашего региона депутатам областного Совета и руковод- ству УФСИН по Липецкой области. В рамках проведения реформы системы исполнения наказания в России начаты работы по созданию и внедрению систем электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ). 10 января 2010 года вступил в силу Федераль- ный закон РФ от 27.12.2009 года № 377-ФЗ «О внесении изменений в отдель- ные законодательные акты РФ в связи с введением в действие положения УК и УК РФ о наказании в виде ограничения свободы». Статья 60 в новой редакции УИК РФ предусматривает для обеспечения надзора, предупреждения престу- плений и в целях получения необходимой информации о поведении осужден- ных использование уголовно-исполнительными инспекциями аудиовизуаль- ных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, перечень которых определяется Правительством РФ. Липецкая область вошла в «пилотный» проект по размещению данной системы. В целях осуществления контроля за осуждёнными уголовно-испол- нительные инспекции Липецкой области оснащены 24 комплектами СЭМПЛ, 13 электронными браслетами, 10 мобильными контрольными устройствами и тремя стационарными контрольными устройствами. Данные средства позволяют контролировать исполнение осуждёнными ограничений и запретов, возложенных на них приговором суда: не покидать территорию муниципального образования, находиться дома в определённое время суток и др. Всё это поможет повысить эффективность работы сотруд- ников уголовно-исполнительных инспекций и снизить рецидив преступлений. Одним из сложных и неразрешенных до конца вопросов по социализации осуждённых является применение судами законодательства об условно-до- срочном освобождении. Осужденных реже выпускают на свободу. В 2007 г. в Российской Федерации суды удовлетворили 131 864 ходатайства об УДО из 192 756 (68%). В 2010 г. число просьб о досрочном освобождении выросло до 207 393, а число удовлетворенных сократилось до 118 625 (57%). Несмотря на все разговоры о гуманизации правоприменения, перед нами практика его ужесточения. Например, в Липецкой области в течение 2011 года из общего количества осужденных, которым отказано в применении условно-досрочного освобождения, 178, или 36%, имели положительную характеристику, в то же время было освобождено условно-досрочно с отрицательной характеристикой руководства колоний 5 осужденных. Всего условно-досрочно было освобож- дено 836 человек. В настоящее время УФСИН РФ предлагается пересмотреть порядок ус- ловно-досрочного освобождения в контексте конкретизации условий предо- ставления условно-досрочного освобождения. Будут учитываться соблюдение порядка отбывания наказания, участие осужденного в психологических тре- нингах, стремление к психофизической корректировке своей личности и ре- социализации, а также стремление загладить вред потерпевшему и обществу, своевременное погашение ущерба, написание извинительных писем. Для этого УФСИН РФ была разработана программа «социальных лифтов» (создание стимулов осуждённым к правопослушному поведению и в конечном счете — исправлению), которые в прошлом году были апробированы в 9 реги- онах, где в «пилотном» проекте приняли участие 80 тысяч осужденных. В настоящее время для аттестации осуждённых в комиссии по УДО, наряду с сотрудниками УФСИН по Липецкой области, вошли представители граждан- ского общества — правозащитники из общественных наблюдательных комис- сий, сотрудник аппарата Уполномоченного по правам человека в Липецкой области. Главные положения грядущих новаций состоят в том, что: во-первых, предлагается, чтобы возмещение вреда потерпевшему стало обязательным условием для получения условно-досрочного освобождения. Осужденный, прежде чем ходатайствовать об УДО, должен будет возместить ущерб, причиненный его преступлением (более половины суммы, указанной судом). С 10 до 30 дней увеличивается срок, в течение которого администра- ция исправительного учреждения должна передать ходатайство в суд, ведь к ходатайству теперь надо приложить полученные от судебных приставов све- дения о выплате возмещения. Кроме того, суд может обязать осужденного возместить причиненный преступлением вред и при рассмотрении вопроса об УДО — тогда контролировать процесс расплаты должна будет уголовно-испра- вительная инспекция. До сих пор закон лишь требовал подтвердить, что осужденный, просящий об УДО, «частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред». Во-вторых, практика показала, что человек, выходящий на свободу и не имеющий обустроенного быта и работы, сохранивший преступное мышление, навыки и контакты, очень быстро оказывается вновь за решёткой. Поэтому ус- ловно-досрочно освобождать нужно лишь тех, кто сохранил социальные связи и демонстрирует желание порвать с преступным миром. Остальным УДО сле- дует заменить переводом на принудительные работы, где осуждённые будут иметь больше возможностей обрести необходимые навыки и восстановить социальные связи. Важно, чтобы существовал механизм стимулирования осужденных к возме- щению материального ущерба их жертвам, но при этом учитывалась степень их желания встать на путь исправления при решении вопроса об УДО. Вместе с тем у данных новаций есть и оппоненты, которые считают, что УДО и возмещение вреда — два абсолютно разных института, их неправильно совмещать. Пребывание в местах лишения свободы не позволяет заработать средства, достаточные для компенсации. Если мы исходим из того, что нака- зание — это мера социальной реабилитации гражданина, то реальным крите- рием для УДО должны стать его честное отношение к труду, соблюдение пра- вил распорядка, уверенность, что он не представляет угрозы для общества. Согласно данным УФСИН по Липецкой области в 2011 г. к оплачиваемым работам было привлечено 2660 осужденных (44,2% от среднесписочной чис- ленности). Из общей численности осуждённых, имеющих иски (2118 чел.), трудоустроено 1333 человека (62,9%, на начало 2011 г. данный показатель был 39,2%). В ИК-2,3,6 установлены информационные терминалы, в которых содержатся сведения о вакансиях и потребностях в специальностях на рынке труда области. Уровень привлечения к отбыванию наказания в виде исправительных работ в уголовно-исполнительных инспекциях составил 87,9%, а к наказанию в виде обязательных работ — 97,8%. Одним из важнейших направлений реформы уголовно-исполнительной си- стемы является развитие адаптации лиц, освобождаемых из исправительных учреждений. В нашей области по инициативе бывшего начальника УФСИН по региону А.Н. Шишкина был создан один из первых в стране Центр социально- психологической реабилитации для осужденных, где их готовят к жизни после освобождения. В центр направляются в основном осужденные, заслуживающие услов- но-досрочного освобождения и которые на воле планируют жить и работать в Липецке и Липецкой области. Здесь кандидаты на освобождение будут на- ходиться до одного года. Для этого на территории одной из колоний было выделено отдельное здание, проведён капитальный ремонт, подготовлены комнаты гостиничного типа на 3-4 человека, собственная столовая и кухня, где проходит восстановление бытовых навыков жизни. Имеется здесь также спе- циальное реабилитационное помещение с электроникой и бытовой техникой. Центр может принять сразу более 50 осужденных, для которых разработана специальная программа обучения по востребованным сегодня профессиям. Ещё одним положительным моментом улучшения условий содержания яв- ляется развитие сети интернет-магазинов, которые в настоящее время стали работать во всех исправительных учреждениях. Теперь осуждённые или их родственники смогут дистанционно выбрать товар, оформить заказ и отпра- вить заявку. Ассортимент интернет-магазинов включает более 200 наименова- ний. С помощью интернет-магазина близкие смогут не только оформить заказ для осужденных, но и перечислить им денежные средства, которые можно ис- пользовать в магазине колонии. Кстати, развитие социальных и торговых услуг, качества питания ставит вопрос о необходимости отмены такого анахронизма, как передача род- ственниками посылок осуждённым (например, на общем режиме осуждённый имеет право получать посылку весом до 30 кг в месяц). В нынешних условиях реализация этого права теряет свое воспитательное значение, отрицательно сказывается на бюджете семей осуждённых. Для социальных контактов доста- точно было бы ограничить вес посылок до 3-х кг или отказаться от них совсем (во многих странах передача посылок запрещена, осуждённый может тратить только ограниченную сумму денег, которая может значительно возрасти, если он работает). Вместе с тем, к сожалению, у нас в области пока не получила развития адаптация осуждённых, вышедших на свободу. Недостаточно содействует это- му и работа социальных служб исправительных учреждений. Граждане, отбыв- шие наказание, по-прежнему испытывают трудности с оформлением докумен- тов, устройством на работу, поиском места жительства. В некоторых регионах РФ имеется положительный опыт, когда заботу о включении в нормальную жизнь вчерашних преступников берут на себя общественные организации. В декабре 2011 г. для изучения подобной практики представители ОНК Липецкой области, аппарата Уполномоченного по правам человека, администрации об- ласти, УФСИН по Липецкой области побывали в Воронежской области, где на протяжении уже почти 10 лет на данном поприще успешно работает АНО «На- зарей». Эта автономная некоммерческая организация помогает гражданам, освободившимся из мест лишения свободы, адаптироваться в новых услови- ях. За год в поле ее влияния попадает около 700 человек. Вся экономическая деятельность организации направлена только на финансирование мероприя- тий реабилитации, оплаты коммунальных услуг, создания новых рабочих мест и т.д. Помощь оказывается также в виде областных и федеральных грантов. Им помогают на первых порах с жильём (администрацией г. Воронежа выделен под общежитие один подъезд пятиэтажного дома, также есть возможность по- селиться в селе, где предоставляется работа в фермерском хозяйстве). Сред- няя зарплата в плотницких, строительных, штукатурных бригадах — более 20 тыс. руб. Сотрудничество бывших осуждённых и общественной организации строится на добровольных началах и строгой дисциплине. В случае провинно- сти нарушитель обязан покинуть общину. Средний срок пребывания рассма- тривается индивидуально, но, как правило, не превышает 3-6 месяцев. После чего человек отправляется на поиски своего счастья. Многие, разъехавшись, продолжают поддерживать контакты с организацией. Было бы очень полезно взять этот опыт на вооружение нашим областным общественным организациям. Безусловно, здесь нужен лидер, человек, не только сострадающий, но и имеющий организаторские способности и твёр- дый характер. До последнего времени оставалось проблемой и соблюдение социальных гарантий в отношении престарелых граждан и инвалидов, освободившихся из мест лишения свободы. Нередко утрата родственных связей ставит таких лю- дей в особенно трудную жизненную ситуацию. В соответствии с Федеральным законом от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О соци- альном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» граждане по- жилого возраста и инвалиды из числа освобождаемых из мест лишения свобо- ды принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Федерации. Между тем на территории Липецкой области из 13 действующих стацио- нарных учреждений социального обслуживания ни одно не имело статуса спе- циального, предназначенного для компактного проживания указанной группы населения. Размещение граждан, имеющих печальный опыт пребывания в зоне, осуществляется в домах-интернатах, психоневрологических интернатах и иных учреждениях на общих основаниях, что приводит к конфликтным ситу- ациям. На основании проведённых проверок прокуратура области направила ин- формацию в органы представительной и исполнительной власти региона, где поставила вопрос о создании в Липецкой области специализированного ста- ционарного учреждения социального обслуживания для размещения инвали- дов и престарелых граждан, освободившихся из мест лишения свободы. Этот вопрос обсуждался и депутатами областного Совета. В настоящее время управлением социальной защиты области уже приняты меры по созданию подобного специализированного отделения в одном из уч- реждений социальной защиты. Удалось добиться положительных сдвигов в сфере медицинского обе- спечения осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Сейчас в порядке эксперимента в нескольких регионах РФ медицинские службы выведены из подчинения тюремной администрации и замкнуты на региональные управления ФСИН. Если эксперимент окажется успешным, то в перспек- тиве может идти речь о создании единой вертикали служб медицинского сервиса в системе ФСИН. Она будет подчиняться не местному тюремному руководству, а специальной медицинской службе в составе центрального аппарата ведомства. Это повысит статус медиков, сделает их более само- стоятельными. Оптимальный вариант — полностью отказаться от тюремной медицины и перейти на обслуживание заболевших гражданскими врачами. Однако такое вряд ли возможно: спецконтингент слишком «тяжел» для обычных врачей, а спецучреждения часто находятся далеко от поселений, вне досягаемости гражданской медицины. Министерство юстиции добивается и восстановления обязательного меди- цинского страхования заключенных (сейчас оно прекращается после решения суда, а все расходы по лечению осужденных ложатся на ФСИН). В то же время Общественная палата РФ отмечает, что свыше 50% жалоб от осужденных поступает именно на медицинское обслуживание. Основные проблемы — недостаточное качество медицинского обеспечения, нехватка лекарств, несвоевременное реагирование на обращения осужденных и не- достаточное количество специалистов. За колючей проволокой всегда обо- стряются хронические заболевания. В Липецкой области развитию медицины в исправительных учреждениях, на взгляд Уполномоченного, уделяется доста- точное внимание. Проводятся специализированные тематические совещания с участием специалистов и представителей общественности. Членом Обще- ственного совета УФСИН по Липецкой области, в частности, является Л.Д. Кириллова, главный врач ГУЗ «Липецкий областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями», главный эпидемиолог- эксперт области, заслуженный врач России. Структура заболеваемости в исправительных учреждениях выглядит следу- ющим образом: 24% — инфекционные болезни, 23% — психические расстрой- ства, 17% — болезни органов дыхания, 8% — болезни органов пищеварения, 6%— кожные болезни. Число больных туберкулёзом в 2011 году составляло 166 человек, а ВИЧ- инфицированных — 219 человек. В настоящее время в местах лишения свобо- ды содержатся 217 инвалидов. В 2011 г. в учреждениях УФСИН скончалось 25 осужденных и подследственных. Все исправительные учреждения лицензированы на право оказания ос- новных видов медицинской помощи. Отдельные учреждения имеют специали- зированные лицензии. В настоящее время больные туберкулезом полностью обеспечены противотуберкулезными препаратами первого ряда, существенно укрепилась материально-техническая база для лечения. Организована по- ставка противотуберкулезных препаратов для лечения больных лекарственно- устойчивыми формами туберкулеза. Свобода совести является конституционным правом любого гражданина России. Одновременно это и фундаментальное право человека. Воспита- тельное и морально-нравственное значение традиционных религий является общепризнанным фактом. Многие люди в Святой Церкви проходят духовное перерождение и находят своё призвание в жизни. В настоящее время в исправительных учреждениях области функциониру- ют шесть православных храмов и часовен и три молельные комнаты. Общее количество верующих в ИУ Липецкой области составляет более двух с по- ловиной тысяч человек. Указами архиепископа Липецкой и Елецкой епархии владыки Никона за всеми исправительными учреждениями закреплены свя- щеннослужители, которые осуществляют окормление православных общин наших учреждений. При общинах созданы библиотечки духовной литературы. Их общий фонд насчитывает три с половиной тысячи экземпляров книг. По- сещают данные библиотеки 365 осужденных. Священнослужители входят в состав комиссий ИУ по оценке поведения осужденных и определению условий отбывания наказания. Одним из показателей позитивного воздействия постоянного нахождения священнослужителя с осужденными может служить снижение уровня наруше- ний в ряде исправительных учреждений. Среди осужденных, регулярно посе- щающих храм в учреждении, нарушения не зафиксированы. В исправительных учреждениях нашей области действуют и 5 молельных комнат для мусульман (их насчитывается около 200 человек). Имеется также небольшая (10 человек) община евангельских христиан-баптистов. Что касается обращений осуждённых в адрес Уполномоченного по правам человека (см. статистику), то в минувшем году жалоб на условия содержания не было. Тематика подавляющего большинства обращений этой категории лиц — жалобы на действия следственных органов или несогласие с решением суда. Но эти вопросы в компетенцию Уполномоченного не входят. Одна жалоба касалась вопроса оказания медицинской помощи. В адрес Уполномоченного по правам человека обратилась мать подследственного В. (вх. № 87) с просьбой оказать содействие в освобождении сына, т.к. он имеет тяжёлое заболевание и ему нельзя, по мнению матери, оказать помощь в рам- ках исправительного учреждения. Чтобы прояснить ситуацию, Уполномоченный обратился в медицинский отдел УФСИН по Липецкой области. Поступило подтверждение, что во время нахождения под следствием у В. было обнаружено гематологическое забо- левание, состояние больного было оценено как тяжёлое. Начальником меди- цинской части ФБУ ИЗ-48/1 УФСИН был сделан запрос следователю СУ УВД Липецкой области, за которым числится В., об изменении меры пресечения. Следователь отказал, т.к. заболевание В. не входит в перечень, установленный в Постановлении Правительства РФ от 14 января 2011 г. № 3 «О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении престу- плений». Позиция следователя никак не согласуется с курсом на гуманизацию. Ми- нистр юстиции РФ А. Коновалов неоднократно подчёркивал: «Арест должен рассматриваться как исключительная мера пресечения, без которой нельзя обойтись категорически». Но, как показывает практика, многие у нас по- прежнему работают и относятся к людям по старинке. А при таком отношении к человеку мы не исправим печальную и позорную статистику смертей в СИЗО, о которых регулярно сообщают СМИ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Как-то у Конфуция его ученики спросили: «В чём состоит цель управления государством?» Учитель ответил: «Это когда достаточно еды, достаточно ору- жия и есть доверие народа». «А что из названного можно первым исключить в случае необходимости?» «Можно исключить оружие». «А что из остающегося можно также исключить в случае необходимости?» — снова спросил ученик. «Можно исключить еду, — сказал Конфуций. И добавил: Когда же народ не верит, то власти не устоять». 4 марта в России завершился избирательный цикл. Он, как уже говорилось, привнес в жизнь общества, государства много нового, доселе невиданного: пикеты и забастовки, небывалое противостояние общества. И как следствие всех этих «новаций» — обостренное чувство гражданского самосознания. Хо- рошо это или плохо? Будущее покажет… Для нас в данный момент важнее дру- гое: не опоздать с оценкой новых угроз, стоящих перед обществом, наметить пути их скорейшей нейтрализации. Топтаться на месте больше нельзя, потому что приближается к критической отметке масса недоверия к власти на всех уровнях. Выборы, оказывается, лишь повод для осмысления этого. Образо- ванные, деятельные, граждански мыслящие люди недовольны тем, что власть не обращает на них достаточного внимания, действует по принципу: «Для на- рода, но без народа». Не случайно лейтмотивом настоящего доклада стали два целеполагания: доверие и справедливость. Только во взаимодействии всех составляющих гражданского общества, всех механизмов государства можно реализовать морально-нравственные ценности, которым в нашей политике до последнего момента не уделялось должного внимания. Такая цель так или иначе обязыва- ет всех участников политических событий отбросить взаимные подозрения и обвинения. Государству, в свою очередь, нужно перестать использовать закон как «право сильного» и строить правовые отношения на принципах справедли- вости. Такая установка, разумеется, нуждается в конкретизации. Нуждается в том, чтобы были прописаны пути реализации поставленной задачи. На взгляд Упол- номоченного, это и будет сделано в ближайшее время в рамках объявленной политической реформы. Ее предварительным итогом, по представлению Уполномоченного, явится совершенно другой формат взаимодействия гражданского общества и власти. В том числе с использованием современных информационных технологий. Это будет новая политика, которая потребует пересмотра всей практики создания и реализации областных целевых программ, — необходимо переда- вать часть ресурсов, полномочий и ответственности гражданскому обществу, активным и компетентным общественным объединениям и организациям. Не нужно этого бояться, главное — правильно выстроить модель отношений. И еще об одном. В 2011 г. сфера прав человека обогатилась новой состав- ляющей: ООН провозгласила доступ в Интернет фундаментальным правом человека. Это право признано незаменимым для прогресса, важным инстру- ментом борьбы с неравенством. Теперь это такая же важная субстанция, как право на жизнь, образование, свободу выражения мнений и благоприятную окружающую среду. Широкое распространение Интернета открывает новую главу в развитии социальных движений, которые стремительно ускоряются и глобализируются за счёт использования сетевых технологий. И новую страни- цу в становлении гражданского общества. А оно, как показывает недавний ми- ровой опыт, может служить как созидательным, так и разрушительным целям. Хотелось бы надеяться, что в России это право приобретёт конструктивный характер. Конечным итогом многочисленных новаций во внутренней и внешней поли- тике должен стать эффективный диалог, конструктивное взаимодействие всех институтов гражданского общества и органов власти, за которыми следуют взвешенные, получившие одобрение большинства населения решения во всех сферах жизни государства и общества. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области Н. ЗАГНОЙКО Окончание. Начало на 5–14-й стр.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz