Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 161/24289/ 22 АВГУСТА 2012 13 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ Одним из примеров практического взаимодействия между гражданским обществом и полицией стала реализация областного Закона № 63-ОЗ «О на- родных дружинах в Липецкой области», принятого летом 2007 г. Положения о народных дружинах утверждены в городах Елец, Грязи, Лебе- дянь, Данков, Задонск, Усмань и в 275 (из 289) сельских поселениях области. Во многих муниципалитетах внедрены системы материального и морального стимулирования народных дружинников. Так, в Усмани организован бесплат- ный проезд на городском общественном транспорте дружинников в день де- журства, а члены ДНД из числа сотрудников учебных заведений поощряются в денежной форме за счет средств, выделяемых из стабилизационного фонда. В Данкове дружинники застрахованы от несчастных случаев за счет средств муниципалитета. В Лебедяни задействован способ формирования ДНД на базе юридических лиц. В создании ДНД приняли участие 23 предприятия го- рода, силами которых осуществлено страхование каждого из дружинников, работающих на этих предприятиях, от несчастных случаев на сумму 150 тыс. руб., производится доплата к заработной плате из расчета 200 рублей за дежурство, предоставляется дополнительный оплачиваемый отпуск в коли- честве 2 рабочих дней. В Задонском районе информация начальника ОВД о результатах работы народных дружин ежегодно рассматривается на сессии районного Совета депутатов. Силами общественных формирований в Липец- кой области в 2010 году раскрыто 206 преступлений, пресечено 5058 адми- нистративных правонарушений, задержано 3793 правонарушителя (в т.ч. 148 преступников). В то же время вопросы оказания общественностью содействия правоохра- нительным ведомствам и органам местного самоуправления в обеспечении порядка продолжают оставаться достаточно актуальными. В частности, в реги- оне наблюдается стабильно высокий уровень «уличной» преступности, в связи с чем возрастает роль общественных объединений граждан в деле соблюде- ния правопорядка. А между тем потенциал народных дружин еще не везде используется эф- фективно. При комплектовании этих формирований подчас не соблюдается принцип добровольности. Местными администрациями не всегда принима- ются надлежащие меры к созданию соответствующих условий для успешной работы народных дружин и др. Так, например, народные дружины на террито- рии сельских поселений Долгоруковского муниципального района фактически не функционируют, несмотря на наличие надлежащей нормативно-правовой базы. Одним из острых вопросов во многих муниципальных образованиях являет- ся недостаток финансовых средств, выделяемых на финансирование деятель- ности таких объединений граждан. До настоящего времени не налажено взаимодействие народных дружин с подразделениями управления Федеральной службы РФ по контролю за обо- ротом наркотиков России по Липецкой области. По результатам проведенного анализа депутаты Липецкого областного Совета и прокуратура области внесли ряд предложений об изменении и до- полнении регионального законодательства. В частности, были разработаны законопроект о социальных гарантиях для народных дружинников и поправки в областной Административный кодекс об административной ответственности при неподчинении законным требованиям народного дружинника. Кроме того, областной Совет депутатов также намерен обратиться в Государственную Думу и Совет Федерации с предложением скорейшего рассмотрения и при- нятия проекта Федерального закона «Об участии граждан в охране обществен- ного порядка». Это позволит обеспечить социальные и правовые гарантии на- родным дружинникам. Нарушения прав граждан сотрудниками полиции: 1. Применение насилия (пыток) для получения признательных показаний в совершении преступления (по данному факту приговором районного суда признан виновным помощник оперативного дежурного дежурной части ОВД по Усманскому району; дело сотрудников отдела уголовного розыска отдела милиции № 4 УВД по Липецку Е. Уварова и Д. Стрельникова). 2. Вымогательство взятки (дело сотрудников патрульно-постовой службы Р. Лапина и А. Смыкова). 3. Неправомерный отказ в принятии сообщений о преступлениях (дело о превышении должностных полномочий сотрудником уголовного розыска отде- ла полиции №7 УМВД по Липецку капитаном полиции О. Антиповым). 4. Превышение установленных законом сроков рассмотрения обращений граждан (волокита) при получении ими лицензионно-разрешительных доку- ментов (МОМВД РФ «Данковский»). 5. Выдача водительского удостоверения МЭО ГИБДД УВД по Липецкой области гражданам, имеющим медицинские (наркологические, психиатриче- ские) противопоказания (по данным прокуратуры — несколько случаев в тече- ние 2011 г.). 6. Выдача разрешений на ношение и хранение оружия гражданам, имею- щим медицинские (наркологические, психиатрические) противопоказания (в 2011 г. — 10 случаев, по информации прокуратуры Липецкой области). 7. Отказ УМВД по Липецкой области в повышении пенсии вдове сотрудника УМВД, погибшего в январе 2002г. на территории Чеченской Республики при исполнении служебных обязанностей, в нарушение требований Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотроп- ных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (Грязинский межрайонный прокурор обратился в суд с требованием обязать УМВД по Липецкой области произвести с 01.01.2004 перерасчет пен- сии по случаю потери кормильца, назначенной заявительнице и ее детям. Тре- бование удовлетворено в полном объёме). ПРАВА ДЕТЕЙ Осенью 2011 года областным Советом был принят Закон области от 18.08.2011 г. № 523-ОЗ «Об Уполномоченном по правам ребенка в Липецкой области», во исполнение которого впоследствии в регионе была введена соот- ветствующая должность. Принимая во внимание, что новый специализирован- ный институт по защите детства находится на стадии становления, Уполномо- ченный по правам человека в Липецкой области считает возможным обратить внимание органов власти на проблемы в сфере реализации прав детей в на- шем регионе. В 2011 г. работа в сфере детской политики была в значительной мере по- священа реализации предложений, прозвучавших в Послании Президента РФ в конце 2010 г. Руководитель государства, по сути, огласил стратегию демо- графического развития страны. Он признал, что страна падает в демографи- ческую яму, которая беспрецедентна в нашей истории, даже если сравнивать ее с демографическими последствиями Второй мировой войны. Мы имеем нешуточный национальный вызов, и Послание предлагает путь решения про- блемы — укрепление семьи, продвижение семейных ценностей и создание предпосылок к удовлетворению семейных потребностей в детях. Определен- ные шаги в этом направлении уже сделаны. Конкретные выплаты материнско- го капитала привели к тому, что рождаемость росла рекордными темпами. Это говорит о том, что у нас жива семья как институт. Люди хотят иметь детей, про- должение своего рода… В 2011 г. Конституционным судом РФ были приняты два важных решения по защите прав родителей в трудовых спорах. Эти решения, прежде всего, защищают экономическое благополучие семьи и предотвращают возможную гендерную дискриминацию. Конституционный суд РФ в своем Постановлении от 15.12.2011 № 28-П «По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.Е. Остаева» признал, что работодатель не вправе по своей инициативе (в частности, в связи с сокращением штата) увольнять отца, который является единственным кормильцем многодетной семьи и не совершал по месту работы виновных действий. Конституционный суд РФ своим Постановлением от 22.11.2011 № 25-П по делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки В.Ю. Боровик признал, что государственным гражданским служащим — оди- ноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет, должны предо- ставляться государственные гарантии, аналогичные предоставляемым на во- енной или правоохранительной службе. За прошедший год были приняты изменения и в Закон «О социальных, по- ощрительных выплатах и мерах социальной поддержки в сфере семейной и демографической политики, а также лицам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией и Липецкой областью». Изменения касаются увели- чения размера единовременной социальной выплаты в связи с рождением третьего и последующих детей — с 30 до 50 тыс. руб. В Закон «О правовом регулировании земельных правоотношений в Липец- кой области» внесены изменения, согласно которым при рождении или усы- новлении третьего и последующего ребенка семья может получить бесплатно земельный участок для строительства дома. За счет сохранения постоянного финансирования и усиления мер под- держки в 2011 году отмечается улучшение качества жизни семей с детьми. Так, единовременную социальную выплату (областной материнский капитал) в связи с рождением или усыновлением третьего и последующих детей или детей-близнецов только за девять месяцев 2011 года получили 1111 семей на сумму 44,3 млн. рублей. С 1 мая 2011 года размер выплаты вырос с 30 до 50 тыс. рублей. За аналогичный период прошлого года получателями выплаты были 1022 семьи (выплачено 33,1 млн. рублей). По мнению управления соци- альной защиты населения Липецкой области, такая динамика свидетельствует об увеличении рождения третьих и последующих детей. С конца марта 2011 г. вдвое — до 20 тыс. рублей — увеличена и выплата в связи с рождением ребенка у лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. За девять месяцев прошлого года такую материаль- ную помощь получили 84 семьи на общую сумму 1,5 млн. рублей. За аналогич- ный период 2010 года этим видом господдержки воспользовались 64 семьи на сумму 640 тыс. рублей. Малоимущей семье предусмотрена ежемесячная социальная выплата на ребенка от 1,5 до 3 лет в размере 1 тыс. рублей. Такая поддержка за январь-сентябрь 2011 г. оказана почти 7,5 тыс. граждан. Количество полу- чателей этой выплаты существенно увеличилось, так как с июня прошед- шего года был отменен возрастной ценз: ранее право на эту выплату имели только молодые малообеспеченные семьи. Четыре семьи жителей области при рождении трех или более детей получили единовременную социальную выплату в размере 1 млн. 200 тыс. рублей. Столь солидная материальная поддержка многодетных семей была введена весной нынешнего года. Она распространена на детей, рожденных после 1 января 2009 года. Бесплатные путевки для летнего отдыха выделялись детям в возрасте от 7 до 15 лет, находящимся в трудной жизненной ситуации; оставшимся без по- печения родителей; детям-инвалидам; детям-жертвам вооруженных и межна- циональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детям беженцев и вынужденных переселенцев, а также ребятам из малоимущих семей. Становится хорошей традицией конкурс «Лучшая семья года», в котором существует пять номинаций. Семьи-победители получают автомобили, быто- вую технику, дипломы. Вместе с тем проблем в семейной и детской политике ещё немало. Это прежде всего недостаточное финансирование из федерального бюджета. По данным Комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей, все расходы на меры государственной поддержки семьи и рождаемости на 2010 г. не пре- вышали 0,79% ВВП (типичные расходы европейских государств на семейную политику — от 2 до 4% ВВП). Ситуация несколько улучшилась в 2011 г., но не- существенно. По темпам сокращения населения Россия занимает 7-е место из 235 учтенных стран. Необходимо в ближайшие годы значительно увеличить расходы для полномасштабных мер поддержки семей с детьми. Иначе задачи, поставленные Президентом РФ, останутся невыполненными. Защита детей должна стать вопросом национальной безопасности. Цифры погибших детей растут пугающими темпами: ежегодно от преступлений, не- счастных случаев, суицидов мы теряем до 10 тыс. детей. В докладе ЮНИСЕФ «Анализ положения детей в Российской Федерации» говорится, что пятая часть всех российских подростков подвержена серьез- ным депрессиям. Уровень депрессии среди подростков России достигает 20%, тогда как в западных странах он не превышает 5%. По данным ЮНИСЕФ, в настоящее время в России стремительно растет число заболеваний детей и подростков психическими расстройствами и расстройствами поведения. Как отмечают специалисты, оно также превышает аналогичные показатели большинства стран Европы в 3-5 раз. Россия входит в группу самых неблаго- получных стран в мире по количеству самоубийств среди подростков (средний показатель по стране более чем втрое превышает средний показатель в мире). По исследованиям социологов, 40% детей утверждают, что родители редко проявляют к ним любовь или теплое отношение. Более 5% говорят, что роди- тели этого не делают НИКОГДА. Больше половины детей отмечают, что роди- тели никогда не разговаривают с ними по душам. В рамках этого исследова- ния был проведен опрос на тему, к кому в случае необходимости обратятся за помощью подростки. Ответ обескуражил: за помощью к родителям или род- ственникам не обратятся 40% детей. Обсуждать проблемы к психологу пошли бы лишь 16% детей, к учителю — 5%. Если вдуматься в эти цифры, станет ясно, насколько беспомощными ока- зываются подростки, когда жизнь задает трудные вопросы. Отсюда и стремле- ние убежать в «другой мир» через самоубийства, наркотики. (По данным ООН, в России насчитывается 2,5 млн. наркоманов и свыше 5,1 млн. пользователей наркотиков. При этом Россия занимает первое место среди всех стран мира по потреблению героина, на ее долю приходится 21% всего производимого в мире героина и 5% всех опиумсодержащих наркотиков. Число подростков- наркоманов в Липецке в 2011 г. выросло на 44% по сравнению с 2010 г.). О востребованности психологической помощи говорит и практика работы областного кризисного Центра помощи женщинам и детям, куда в 2011 г. об- ратилось почти 3,5 тыс. человек. В стационарном отделении, рассчитанном на 20 мест, в течение года временный дом обрели 186 человек. На полном госу- дарственном обеспечении нуждающиеся в поддержке могут находиться здесь до двух месяцев, в отдельных случаях дольше. Получить надежное убежище могут и те, кто подвергается психофизическому насилию в семье, и те, кто оказался в трудной жизненной ситуации, например, без жилья или средств к существованию. В центре проводят бесплатные консультации юристы, психологи, медики, специалисты по социальной работе. Экстренную психологическую помощь жители городов и районов области могут получить по круглосуточному телефону 73-47-40. В прошлом году на этот номер позвонили более 6 тыс. человек. В Липецке работает и областной Центр психолого-социального сопрово- ждения детей, нуждающихся в психологической и медико-социальной помощи (телефон: 8-(4742)-28-40-45). В стране есть и единый общефедеральный номер детского телефона до- верия — 8-800-200-01-22, по которому может обратиться ребёнок из любого региона. Но вы можете представить, чтобы ребенок такой номер запомнил? Школы обязаны информировать учеников о телефонах доверия. Однако эту информацию, как правило, пишут мелким шрифтом, в углу, среди прочих объ- явлений. Школы не слишком заинтересованы в том, чтобы их ученики звонили по этим телефонам — меньше риска, что дети вынесут сор из избы… Уполномоченный по правам человека в Липецкой области предлагает Липецкому областному Совету депутатов, администрации области выйти с инициативой в Правительство РФ об изменении номера детского телефона доверия на простой трёхзначный или включении данной специализированной бесплатной услуги в единый многоканальный универсальный телефон помо- щи. Областному управлению образования и науки и муниципальным отделам образования обратить внимание директоров школ и других подведомственных учреждений на доступность и наглядность информации о службе помощи де- тям, об Уполномоченном по правам детей в Липецкой области и Уполномочен- ном по правам детей в Российской Федерации. Противоречивой остаётся реформа образования. Мы провозгласили обра- зование одним из приоритетов государства, но по доле расходов на образова- ние на душу населения занимаем место где-то рядом с Туркменией, Панамой и Сьерра-Леоне. В результате стремительно сокращается число школ и детских садов. Только за последние четыре года, по данным Росстата, в стране было закры- то около 12 тыс. школ. Одновременно эксперты отмечают другую устойчивую тенденцию — растущие затраты родителей на обучение и воспитание детей. Почти половина российских семей платит за школьные уроки, репетиторство, секции, кружки и подарки педагогам. Конституция РФ провозглашает принцип общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования. Но, несмотря на социальные лозунги, государство неуклонно сокращает чис- ло бюджетных учреждений в сфере образования, перекладывая все больше расходов на плечи родителей. Важным элементом государственной политики стала и так называемая оптимизация численности детских садов и школ. В частности, с 1995 по 2009 год число детских дошкольных учреждений в стра- не сократилось с 68,6 тыс. до 45,3 тыс., а дневных общеобразовательных учреждений — с 68,9 тыс. до 52,4 тыс. Среди школ под сокращение попали в первую очередь малокомплектные сельские. За последнее десятилетие число государственных и муниципальных школ в городах сократилось на 19%, а в сельской местности — на 24%. При этом если в 1995 году на 100 мест в до- школьных учреждениях приходилось 83 воспитанника, то в 2007 году — уже 105. Другими словами, в дошкольных учреждениях был создан дефицит мест. Вакуум, образующийся в системе бесплатного образования, заполняется теми учебными учреждениями, которые предоставляют платные услуги. Родителям приходится брать на содержание не только школы и детсады. Бесплатное об- разование в России все заметнее превращается в некую философскую вели- чину, отвлеченную от жизненных реалий. В результате в общем объеме государственных, муниципальных, коммер- ческих затрат на общее образование расходы населения начинают занимать все более весомое место. С таким выводом согласны разные эксперты. В частности, директор сводного департамента Счетной палаты РФ В. Дубинкин на состоявшемся в середине марта 2011 года заседании «круглого стола» по проблемам государственной политики в социальной сфере после принятия закона о реформе бюджетных учреждений (83-ФЗ) констатировал, что вне- бюджетные доходы федеральных учреждений имеют устойчивую тенденцию к росту. При этом наибольшие объемы доходов аудиторы Счетной палаты уста- новили в подведомственных учреждениях рособразования — 143,8 млрд. руб., или 31,6% общего объема доходов. И значительную долю своих доходов шко- лы, формально предоставляющие бесплатное среднее образование каждому ребенку, извлекли из кошельков родителей. Сложившаяся ситуация не только способствует коррупции, но и подрывает качество российского образования, которое и без того уже во многом стало бледной копией лучших образцов недавнего прошлого. Десятилетия остаточ- ного финансирования не прошли бесследно (в последние годы наши школь- ники 7-9-х классов, например, в тестах Международной программы оценки школьников (PISA) занимали места в четвертом-пятом десятках). По мнению экспертов, разрабатывавших по заказу правительства программу «Страте- гия-2020», следующие 10 лет государство должно тратить на вузы как мини- мум на 56% больше, а на школы — почти на 20% больше. Значительная часть сегодняшних педагогов и особенно руководителей учебных заведений — это люди предпенсионного и пенсионного возраста. Лишь 5% студентов педагоги- ческих вузов планируют работать в школах. В Липецкой области принята областная целевая программа «Ресурсное обеспечение развития образования Липецкой области, 2012—2015 годы». Прогнозируемый объем её финансирования превышает 1 млрд. рублей из об- ластного бюджета. Программа предусматривает развитие инфраструктуры системы образования и модернизацию учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса. Планируется совер- шенствование системы выявления, развития и поддержки одаренных детей. Реализация программы также позволит привлечь дополнительные финансовые средства на организацию качественного питания школьников, проведение санитарно-эпидемиологических мероприятий, модернизацию материально- технической базы школьных столовых, профессиональную и гигиеническую подготовку работников столовых, организацию пропаганды здорового питания. Одним из острых вопросов остаётся сокращение сельских школ. В до- кладе 2009 г. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области по- святил этой теме специальный раздел, в котором указывал, в частности, что кажущиеся выгоды от подобной «оптимизации» при тщательной проработке не всегда оказываются действительно эффективными. Эти выводы находят под- тверждение и в практике сегодняшнего дня. К счастью, есть примеры и обрат- ного свойства. Развиваются системы дистанционного обучения. С помощью образовательных интернет-технологий школьные предметы в нашем регионе уже изучают дети-инвалиды. Педагоги выходят на связь с ребенком в любое удобное для него время. В году 2012 дистанционное обучение организуют почти в 30 школах области. Им охватят около 200 школьников. В перспективе появилась возможность использовать эти методики в работе с одаренными молодыми людьми из отдаленных школ региона. Новые возможности в этом направлении открываются в связи с оборудованием избирательных участков (а на селе они находятся главным образом в школах или сельских клубах) вы- сокоскоростным Интернетом и видеокамерами. Такие технические средства позволяют организовать дистанционное качественное обучение в сельских школах. Уполномоченный предлагает управлению образования и науки вни- мательно изучить этот вопрос, ведь такая форма образования позволила бы сохранить значительное число сельских школ. В этом смысле показателен пример жителей с. Ленино Липецкого района, которые через судебные тяжбы, длившиеся около года, смогли отстоять свою сельскую школу. О том, что вопрос об оптимизации сельских школ не всегда однозначен и требует внимательного и профессионального подхода, прежде всего к людям, говорил и глава Правительства В.В. Путин, выступая 16 ноября в Белгородской области на форуме сельской интеллигенции. «Нам вместе нужно найти правильное решение по малокомплектным шко- лам, сохранить их там, где это необходимо. Содержание школы — это дорогое дело для региона и для муниципалитета. Но, имея в виду масштабы нашей страны, нам нужно найти такие формы сохранения этих школ, чтобы это со- держание было не таким обременительным, как сегодня, но чтобы учебное за- ведение сохранялось». Серьезной проблемой в сфере защиты прав детей является то, что неред- ко подростки попадают в зависимость от уже сложившихся традиций и пра- вил, которые, обладая определенным консерватизмом, не всегда учитывают специфику возраста, психологию подростков. В этом смысле большие надеж- ды возлагаются на ювенальную юстицию. Ее судьба во многом остается нео- пределенной. Значительная часть граждан понимает ювенальную юстицию как беспардонное вмешательство государства в дела семьи. Люди опасаются, что вся жизнь и без того покалеченной преступлением или внутренними распря- ми семьи будет регламентироваться милицией, прокуратурой, психологами, судами и органами опеки. Попытки введения ювенальной юстиции уже не раз подвергались критике со стороны общественных и религиозных организаций, в том числе Русской Православной Церкви. Не способствуют продуктивной дискуссии и многочисленные «страшилки», которыми всё чаще пугают обыва- теля наши средства массовой информации. В минувшем году тема защиты прав детей приобрела новый оттенок. Все большая часть участников дискуссии склонна думать о том, что законодатель- ство не должно ограничивать права родителей на воспитание детей. Нужны поправки в законы, уточняющие перечень причин, по которым органы опеки могут забирать из семьи детей. Есть жестокие, маргинальные люди, которые применяют физическое или психическое насилие, в том числе к своим близ- ким, родственникам. Но таких держиморд, как ни считай, относительно немно- го. В то же время нужно законодательно обезопасить семьи, где родители тру- дятся и дают детям все, что в их силах, но стандартов благополучия все-таки не достигают. А значит, и в глазах собственных детей выглядят неудачниками. Это особенно важно потому, что в нашей стране семейная бедность, к сожале- нию, доминирует среди других видов бедности. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области не раз обращал- ся к этой теме. По его инициативе в Липецкой области состоялся ряд «круглых столов», конференций, в которых приняли участие авторитетные российские и международные эксперты, представители гражданской общественности, ад- министрации области, областного суда, правоохранительных органов, право- славное духовенство. С 2008 года в Липецкой области поэтапно создается комплексная система профилактики и правосудия в отношении несовершеннолетних, а также вне- дрения ювенальных технологий. Эта система предполагает специализацию судей, рассматривающих уголовные и гражданские дела с участием несовер- шеннолетних, участие в судопроизводстве помощника судьи с функциями со- циального работника, соблюдение принципа конфиденциальности. В результате количество рассмотренных в судах дел о лишении родитель- ских прав неуклонно снижается. Так, по итогам девяти месяцев 2011 года их число сократилось более чем на 40%, при этом количество принятых решений о лишении родительских прав уменьшилось на 41%. На 47% снизилось число выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Про- цент устройства таких детей в замещающие семьи в прошедшем и текущем годах составил более 80%. Сократилось количество преступных проявлений в отношении детей и подростков: в 2010 году — на 2,4%, а в 2011 году — почти на 11%. На базе областного Центра психолого-медико-социального сопровожде- ния создана ювенальная служба, которая обеспечивает психолого-педагоги- ческое сопровождение детям жертвам насилия, а также процесса судопроиз- водства несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с лишением свободы. Помощь носит реабилитационный и профилактический характер. Ювенальные технологии можно рассматривать и как один из факторов, по- влиявших на снижение преступлений среди несовершеннолетних. Так, в 2011 году на 17,2% снизилось количество тяжких и особо тяжких преступлений, со- вершенных с участием подростков. Выявлено 1345 нарушителей «комендантского часа для детей» (ст. 8.10 КоАП Липецкой области). По мнению специалистов, это способствовало сни- жению количества преступлений против детей на 12,8%— с 653 до 569 за год. Правоохранительными органами активно использовалась такая мера про- филактического характера, как направление несовершеннолетних в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей. Количество помещенных туда подростков увеличилось в 2,3 раза (с 59 до 139), что в свою очередь отразилось на снижении зарегистрированных общественно опасных деяний с участием подростков, не достигших возраста уголовной ответствен- ности (на 13,5%), и числа их участников (на 17,1%). В 2011 году наблюдалась тенденция к снижению преступлений, совершен- ных подростками в состоянии алкогольного опьянения, на 43,1% с 72 до 41, а в состоянии наркотического состояния преступления не совершались. Несмотря на принимаемые меры, тревогу вызывает рост числа повторно совершаемых несовершеннолетними преступлений, а также противоправ- ных деяний в группе, в том числе в группе со взрослыми. Значительно вырос удельный вес преступных деяний, связанных с незаконным оборотом наркоти- ческих средств. Следователями Следственного управления СК России по Липецкой обла- сти в 2011 году было принято к производству 21 уголовное дело, по которым преступления были совершены несовершеннолетними. Четыре дела из них были возбуждены по ст. 105 УК РФ (убийство), столько же по ст. 111 ч. 4 УК РФ (причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего смерть потерпевшего). Два дела были возбуждены по ст. 131 УК РФ (изнасилование). Все преступления совершены несовершеннолетними в возрасте от 15 до 17 лет. В отношении пяти подростков избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу. При этом учитывалась тяжесть совершенных ими преступлений, а также дру- гие обстоятельства, отрицательно их характеризующие. В отношении одного несовершеннолетнего была применена мера пресечения в виде домашнего ареста (он обвинялся по ч. 4 ст. 111 УК РФ). По данным Следственного управ- ления Следственного комитета России по Липецкой области, в 2011 году было окончено производство по 4 уголовным делам, которые направлены с обвини- тельными заключениями в суд. Для сравнения: в 2010 году в суд было направ- лено 12 уголовных дел. Суммируя многочисленные обращения граждан в адрес Уполномоченного по правам человека в Липецкой области, наблюдения, полученные в ходе его инспекционных поездок, и информацию пресс-служб прокуратуры, можно вы- делить несколько групп типичных нарушений, которые ущемляют права детей или вообще ставят под угрозу их жизнь и здоровье. 1. Невыполнение родительских обязанностей: 1.1. Жестокое обращение с детьми. В порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту прав несовершеннолетних в связи с же- стоким обращением с ними прокурорами направлено в суд 9 таких заявлений. Житель Ельца, находясь в алкогольном опьянении, избил своего пятиме- сячного сына. При осмотре ребенка были обнаружены многочисленные теле- сные повреждения. С диагнозом «закрытая черепно-мозговая травма» он был госпитализирован. 1.2. Невыплата алиментов, отказ в денежном содержании детей. С начала 2011 года дознавателями управления Федеральной службы су- дебных приставов по Липецкой области было возбуждено 629 уголовных дел за злостное уклонение от уплаты алиментов. В суд направлено 551 уголовное дело, по 287 уже вынесены обвинительные приговоры. Самый распространен- ный вид наказания — обязательные работы на срок до 140 часов и исправи- тельные работы на срок до одного года. Решением суда жительница Липецка за злостное уклонение от уплаты алиментов получила 2 месяца 20 дней заключения с отбыванием наказания в колонии-поселении. 1.3. Самоустранение от воспитания ребёнка. Судом Тербунского района по представлению прокурора была лишена ро- дительских прав мать двоих детей за отстранение от воспитания детей, заботы об их здоровье, физическом и нравственном развитии. На содержание детей с нее взысканы алименты в размере 1/3 части всех видов заработка ежемесячно. 2. Преступления сексуального характера против детей (педофилия). За прошедший год за данное преступление возбуждались дела или выно- сились судебные приговоры в отношении граждан, проживающих в г. Липецке, г. Ельце, г. Лебедяни. Продолжение на 14-й стр. Продолжение. Начало на 5–12-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz