Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА № 161/24289/ 22 АВГУСТА 2012 12 ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ С развитием информатизации медицины и социальной сферы среди по- жилых граждан и инвалидов популярными становятся услуги по обучению ос- новам компьютерной грамотности, навыкам пользования персональным ком- пьютером и сетью Интернет. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области предлагает обратить особое внимание на это направление работы, включив его финансирование в том числе в содержание разрабатываемой в настоящее время областной целевой программы правового просвещения на- селения Липецкой области. Уполномоченный по правам человека в Липецкой области работает в тес- ном контакте с областным управлением социальной защиты населения по са- мым разнообразным вопросам. Совместными усилиями удалось решить ряд обращений граждан (например: М., вх. № 153; С., вх. № 248 и др.). В то же время поступило немало обращений с просьбой об оказании мате- риальной помощи. Как выяснилось в ходе работы с этими заявлениями, граж- дане не знали, куда им следовало обратиться, какие документы необходимо предоставить, какова процедура оказания социальной помощи. Не устану повторять, что если мы заботимся о человеке, то должны дать ему знания — где и как он может защитить свои права, получить помощь. В этом контексте считаю обязательным ещё раз подчеркнуть важность програм- мы правового просвещения и развития во всех населённых пунктах области (в том числе через областное телевидение и радио) социальной рекламы. Со своей стороны управление социальной защиты населения Липецкой области в 2011 году во всех районах создало специальные участковые со- циальные службы. Это также должно частично решить проблему доступно- сти информации. Участковая социальная служба помогает выявить пожилых граждан, нуждающихся в социальных услугах различного характера. До этого пенсионерам и инвалидам приходилось самостоятельно подавать заявления в центр социального обслуживания, чтобы, например, за ними закрепили со- циального работника. Однако не все нуждающиеся в помощи пожилые люди сообщают об этом в органы социальной защиты. Не всегда они достаточно информированы о том, какую помощь можно получить в органах соцзащиты. Устранением этого пробела в Липецкой области как раз и должны заняться участковые социальные службы, которые выявляют пожилых граждан, нуждаю- щихся в предоставлении им социальных услуг различного характера. Новая служба формирует группы пенсионеров, которым требуются как по- стоянная помощь соцработника, так и оказание разовых услуг. В этой работе специалисты участковой социальной службы тесно контактируют с органами местного самоуправления и здравоохранения. На основании поступившей от участковых специалистов информации создаются социальные паспорта тер- риторий. По статистике чаще всего пожилые люди хотели бы получить помощь в оформлении документов, в обеспечении средствами реабилитации, в транс- портных услугах для доставки в лечебные учреждения, в заготовке топлива к отопительному сезону, расчистке дорожек от снега и в решении других быто- вых проблем. Защита социальных прав граждан является одним из значимых направле- ний в деятельности и органов прокуратуры Липецкой области. Всего в 2011 г. выявлено 1133 нарушения пенсионного законодательства, прав и законных интересов инвалидов и престарелых. В целях устранения выявленных наруше- ний опротестовано 2 незаконных правовых акта. В суды направлено 394 иска на сумму свыше 8 млн. руб., внесено 192 представления, по результатам рас- смотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 66 долж- ностных лиц. В административном порядке наказано 35 правонарушителей, объявлено 10 предостережений, по материалам прокурорских проверок воз- буждено 4 уголовных дела. Как видим, работа проделана большая. А вот что касается реальных из- менений в положении нуждающихся в социальной защите людей, здесь, как говорится, еще предстоит немало потрудиться. Особенно это касается соблю- дения действующего законодательства о социальных гарантиях престарелым гражданам и инвалидам, в том числе и освободившимся из мест лишения сво- боды, поскольку в ряде случаев утрата родственных и общественных связей ставит таких людей в особенно трудное положение. Из материалов проверок прокуратуры в 2011 году с точки зрения реали- зации прав человека выделяются два случая. Первый, о котором уже ранее упоминалось, связан с тем, что в Липецкой области из 13 действующих ста- ционарных учреждений социального обслуживания ни одно не имеет статуса специального, предназначенного для компактного проживания людей, отбыв- ших наказание в учреждениях системы УФСИН. Размещение указанных граждан осуществляется в домах-интернатах, пси- хоневрологических интернатах и иных учреждениях на общих основаниях, что нередко приводит к конфликтным ситуациям с проживающими там граждана- ми. К примеру, в прошедшем году было возбуждено уголовное дело по факту причинения ножевого ранения соседу по комнате одним из подопечных ОГУ «Липецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов». У администрации учреждения отсутствовала информация о том, что обвиняемый ранее уже от- бывал наказание за совершение аналогичного преступления и был условно- досрочно освобожден из мест лишения свободы. Иными словами, администрации организаций социального обслуживания не всегда располагают достоверными сведениями, характеризующими их по- допечных, с ними не проводятся мероприятия социально-психологической адаптации, что способствует совершению противоправных действий. На момент другой прокурорской проверки, проведенной в ОГУ «Введен- ский геронтологический центр» (Липецкий район), выяснилось, что там прожи- вали два инвалида 1 группы, ранее привлекавшиеся к уголовной ответствен- ности за совершение особо тяжких преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 105 УК РФ (убийство), судимость у которых на сегодняшний день не снята и не погашена. В соответствии с Федеральным законом от 02.08.1995 № 122-ФЗ «О соци- альном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» граждане по- жилого возраста и инвалиды из числа освобождаемых из мест лишения свобо- ды принимаются на социальное обслуживание в специальные стационарные учреждения социального обслуживания в порядке, определяемом органами исполнительной власти субъектов Федерации. В связи со сложившейся ситуацией, с целью повышения эффективности социальной защиты граждан, Уполномоченный по правам человека в Липец- кой области поддерживает поставленный прокуратурой области вопрос о создании в регионе специализированного стационарного учреждения соци- ального обслуживания для размещения инвалидов и престарелых граждан, освободившихся из мест лишения свободы. Согласно последней информации, в ближайшее время такое учреждение начнёт работу. Второй случай связан с проверкой прокуратурой Октябрьского района г. Липецка соблюдения прав граждан, проживающих в ОГУ «Липецкий дом- интернат для престарелых и инвалидов общего типа». В ходе проверки выявлены нарушения правил наполняемости комнат (свыше 3 человек). В помещении отсутствовали условия для проживания инвалидов-колясочников и многое другое. С целью защиты прав и законных интересов граждан, которые в силу возраста, состояния здоровья не могут са- мостоятельно защитить свои права, прокурор обратился в суд с требованием обязать управление социальной защиты населения области привести условия их проживания в указанном учреждении в соответствие с требованиями са- нитарно-гигиенического законодательства, предъявляемыми к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов здравоохранения и соци- ального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания пре- старелых и инвалидов. Одним из резонансных дел 2011 г. стала информация ряда центральных СМИ о хищении одной из липецких похоронных фирм денежных средств, предназначенных для обустройства надгробий ветеранам Великой Отече- ственной войны. По данным МВД, с 2008 года ритуальная фирма оказывала услуги по установке и изготовлению памятников для ветеранов на средства, выделяемые Министерством обороны. Сотрудники фирмы предоставляли Минобороны подложную документацию об изготовлении и установке памятни- ков. Договоры сопровождались поддельными подписями заказчиков и фото- графиями памятников, которые также оказались подделанными. В 2011 году стоимость одного памятника составляла 23 тыс. руб. Фирма распространила свою криминальную деятельность практически на все районы области. По предварительной информации, сумма ущерба составила 70 млн. руб. Военная прокуратура проводит проверку соблюдения закона должностны- ми лицами военных комиссариатов Липецка и Липецкой области при установ- ке памятников ветеранам войны и военной службы. Проверяется причастность сотрудников военных комиссариатов к хищению денежных средств, предна- значенных для обустройства надгробий ветеранам Великой Отечественной войны. Кроме того, проверка покажет, как обеспечивались контроль выполнен- ных работ по установлению памятников и законность расходования бюджет- ных средств. В настоящее время возбуждено многоэпизодное уголовное дело по ст. 159 ч.3 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере). Следствие по данному факту продолжается. Нарушения социальных прав граждан: — неуплата работодателями страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (до сих пор повсеместно встречается, особенно среди индивидуальных предпри- нимателей, например в Становлянском районе); — невыплата пенсии по случаю потери кормильца матери военнослужа- щего, погибшего в Афганистане (прокурор Правобережного района г. Липецка обратился в суд с требованием обязать Министерство обороны РФ, Военный комиссариат Липецкой области признать за матерью право на получение пен- сии и произвести ее перерасчет на день обращения в суд); — нарушения, связанные с неправильным исчислением стажа, необходи- мого для назначения льготной трудовой пенсии (Становлянский район); — нарушения в реализации законного права на досрочный выход на пен- сию по старости (Задонский район). ПРАВО НА БЛАГОПРИЯТНУЮОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ Соблюдение природоохранного законодательства имеет важное значение для Липецкой области, экономика которой насыщена предприятиями черной металлургии, машиностроения, химической, пищевой промышленности, сель- скохозяйственного производства. Экологические проблемы региона не раз оказывались в центре внимания общественности и властей. Это вызвано увеличением промышленной нагруз- ки на города и посёлки области (г. Липецк, г. Елец, п. Тербуны, п. Лев Толстой, г. Чаплыгин и др.), где регулярно открываются новые производства, активно развиваются ОЭЗ «Липецк» и региональные экономические зоны промышлен- ного, сельскохозяйственного и рекреационного типа. В 2011 г. внимание общественности было переключено с традиционных экологических проблем, порожденных развитием металлургии, на экологиче- ские болезни, поразившие небольшой районный город Задонск, который в на- роде называют «Русским Иерусалимом». Экологическая ситуация в этом населенном пункте резко обострилась по- сле открытия платного 52-километрового участка федеральной трассы М-4 «Дон». Плата за проезд для многих водителей оказалась слишком высокой, и огромный поток большегрузных автомобилей двинулся по альтернативной объездной дороге, которая «разрезает» центр г. Задонска, а также захватыва- ет несколько сёл Задонского и Хлевенского районов. Нескончаемая вереница машин принесла с собой сильный шум, вибрацию, загазованность. Появились трещины на зданиях, стало разрушаться полотно дороги, повысилась аварийность дорожного движения. У дороги, по которой в день проходят тысячи тяжёлых грузовиков, расположены две школы и детский сад. Священнослужители и краеведы высказывают тревогу за сохранность жемчужины православия — комплекса храмов и зданий Задонского мужского монастыря, на стенах которого оседают выхлопы автомобилей. Проблему, возникшую в городе, освещали федеральные и местные СМИ. Жители обращались во все инстанции, проводили митинги и пикеты с требо- ванием изменить схему движения транспорта, защитить гражданские права горожан. По факту нарушения прав горожан на благоприятную окружающую среду Уполномоченный по правам человека обратился к начальнику управления экологии и природных ресурсов Липецкой области В.И. Руслякову. Экологи сообщили, что отобранные в районе автодороги пробы воздуха показали пре- вышения норм по оксиду углерода в 1,16-1,4 раза, по формальдегиду в 1,4- 1,8 раза и по взвешенным веществам в 1,9-2,9 раза. Управление экологии и природных ресурсов, в свою очередь, внесло предложение об ограничении проезда большегрузных автомобилей на территории города на рассмотрение рабочей группы, занимающейся снижением негативного воздействия выбро- сов автотранспорта. Кроме того, учитывая, что в этом вопросе пересекаются компетенции фе- деральных и региональных властей, администрация Липецкой области достиг- ла договоренности с воронежским подразделением госкорпорации «Россий- ские автомобильные дороги» о ремонте автодороги, проходящей через село Конь-Колодезь, райцентр Хлевное, город Задонск и ставшей альтернативной введенному в эксплуатацию в конце минувшего года платному участку на фе- деральной автотрассе М-4 «Дон». Планируется не только привести в порядок дорожное полотно, но и обустроить пешеходные дорожки, провести осве- щение. Ожидается, что в дальнейшем, с завершением строительства новых участков автомагистрали М-4 в Липецкой и Тульской областях, основной поток машин пойдет именно по этим направлениям, а не по густонаселенным селам и провинциальным городкам. Ещё одним заметным фактом стало решение государственной компании «Автодор» с 10 января 2012 года снизить ночной тариф на платном участке ав- томобильной дороги М-4 «Дон» в Липецкой области для транспортных средств третьей категории (массой выше 8 тонн) с 200 до 100 рублей. Это сделано для того, чтобы перераспределить трафик (прежде всего грузовых тяжеловесных автомобилей) в пользу времени суток с минимальной интенсивностью до- рожного движения. Кроме того, снижение стоимости проезда тяжеловесных грузовиков преследует цель снизить транспортную нагрузку на населенные пункты, через которые проходит трасса М-4 «Дон». Есть надежда, что после снижения тарифа сократится и количество авто- транспорта, двигающегося в объезд платной магистрали через Задонск. Тем не менее вопрос соблюдения прав жителей г. Задонска на благоприятную окружающую среду находится на контроле Уполномоченного по правам чело- века в Липецкой области. Нарушения права граждан на благоприятную окружающую среду: 1. Нарушения законодательства по утилизации отходов производства и жизнедеятельности (повсеместно — администрации сельских поселений, администрация г. Ельца; Воронежский филиал ОАО ДСК «Автобан», самоволь- ный сброс отходов в карьеры отработанных участков Новолыпанецкого и Оль- шанского месторождений строительных песков; г. Липецк — шлаковый отвал ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», «Липецкие тепловые сети» филиала ОАО «Квадра» — «Восточная региональная генерация», ИП Трубачев М.А., ООО «Полипрофиль-Л»; Задонский район — ОАО «Куриное царство»; Хлевенский район — ООО «Алфиб»; Усманский район — ООО «Золотой Род- ник», ООО «Барс», ООО «Скорпион»; Грязинский район — МПК «Чернышовой»; г. Елец — ЗАО «Стройинвестпроект»; Лебедянский район — ОАО «Агроном», ОАО «Куриное царство»; Елецкий район — ООО «Светлый путь», ООО «Лэнд- ГринЭко»; Долгоруковский район — «ТРИО», «Свишенское»; Липецкий район — ООО «Утиль-Транс», «Рудничное»; Воловский район — ООО «ЖКХ «Воловское». 2. Нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, обо- рудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры (филиал ЗАО «Агродорстрой» ДПМК «Лебедянская»; Воронежский филиал ОАО ДСК «Автобан»). 3. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима (индивидуальные предприниматели, арендующие лесные участки в лесничествах Липецкой области; Задонским РЭС филиала ОАО «МРСК Центр» — «Липецкэнерго» производились работы по расчистке трассы воздушной линии электропередачи от лесных насаждений с нарушени- ем требований пожарной безопасности). 4. Нарушения экологического законодательства при строительстве про- мышленных объектов и коммуникаций (строительство завода по переработке пластиковых изделий в с. Боринское Липецкого района). 5. Неисполнение требований Закона РФ «О недрах» в части оформления лицензий на добычу пресных подземных вод (Чаплыгинский район — ЗАО «Раненбург комплекс», ООО «АФ «Колыбельское»; Липецкий район — ЗАО «Зе- рос», ЗАО «Липецкмясо»; Добровский район — ООО «НВК «Добрые воды»). 6. Нарушение требований санитарно-эпидемиологического законодатель- ства в части организации зон санитарной охраны источников питьевого водо- снабжения (повсеместно, во всех районах области, главным образом склади- рование навоза в несанкционированных местах и нитритные загрязнения). 7. Превышение нормативов выбросов загрязняющих веществ (Лебедян- ский район — ООО ПАТП «Лебедянское», ЗАО «Лебедяньагронова», ЗАО «АП «Лебедянский элеватор»; г. Липецк — агломерационное производство ОАО «НЛМК», ООО «Липецкий завод гусеничных тягачей», «Дорстрой-2», ООО «КМ/Ч-Липецк», ЗАО СК «Эверест», ЗАО «Липецк-гидромеханизация», ООО «Липецктранссервис», ИП Астахов В.В., ООО «Автотранс ВОА», ООО «АТП ВОА», МУП «ЛиСА»; Лев-Толстовский район — СХПК им. Ленина; ОГУП «Лев- Толстойдорстройремонт», МУП «Лев-Толстовский пассажирский парк»; Елец- кий район — ЗАО «Лукошкинский карьер», ЗАО «Ольшанский карьер»; Грязин- ский район — ООО «Кладенец»; Задонский район — ООО «Задонская инкуба- торная станция»; Долгоруковский район — ООО «Агрофирма «Свишенская»). РОЛЬ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В ЗАЩИТЕ ПРАВ ГРАЖДАН В соответствии с российским законодательством широкий круг прав чело- века обеспечивается и защищается (прежде всего — от криминальных прояв- лений) правоохранительными органами (в целом в России к правоохранитель- ным органам относят специализированные органы, осуществляющие опера- тивную или следственную деятельность на основании специальных законов). Ситуация с преступностью в стране сложная. Практика показала, что, не- смотря на наличие одного из самых жёстких уголовных законодательств в мире, Россия никак не может обеспечить снижение уровня криминала. По дан- ным Бюро ООН по борьбе с наркотиками и преступностью (UNODC), Россия по числу убийств — 11,2 на 100 тыс. населения в год — занимает первое место среди стран Европы и СНГ. Даже в США (при свободном обращении огне- стрельного оружия) этот показатель ниже. По данным австралийского Инсти- тута экономики и мира, Россия заняла 147-е место из 153 по уровню агрессии и конфликтов. Тому есть разные объяснения (исторические, культурные, социальные, экономические и т.д.). Все они широко известны. Поэтому в настоящее время предпринят ряд мер по изменению уголовного законодательства, которые включают в себя как гуманизацию, так и усиление ответственности, как пере- квалификацию ряда деяний из уголовной сферы, так и дополнение этой сферы некоторыми новациями. Уголовное наказание призвано стать более дивер- сифицированным и гибким. Безусловно, это часть судебной реформы. Но от- сутствие в стране самой концепции судебной реформы значительно снижает эффективность принимаемых мер. На протяжении последних лет система правоохранительных органов на- ходилась в постоянном реформировании, и преобразования до настоящего времени не закончены. Окажутся ли они эффективными, покажет время. Но нужно признать, что критическое отношение общества к деятельности право- охранительной системы России пока не преодолено. Например, индекс доверия полиции, разработанный по инициативе фонда «Общественный вердикт» экспертами фонда совместно с Аналитическим цен- тром Юрия Левады, показал, что только 6% граждан уверенно заявляют о том, что полиция работает удовлетворительно. 46% россиян негативно оценивают качество работы полиции. В способность полиции защитить граждан в случае преступных посягательств верят только 6% населения. Половина россиян счи- тают, что полиция не в состоянии защитить их от преступников. На вопрос «Доверяете ли вы сотрудникам полиции вашего города/района или относитесь к ним с недоверием?» утвердительные и отрицательные отве- ты распределились практически поровну: доверяют правоохранителям около 50% опрошенных, не доверяют немногим более 50%. При невысоком уровне доверия к полиции среди граждан страны сохраняется установка на помощь полиции в ее работе. 79% считают, что граждане должны помогать полиции. Между тем Президент РФ Д.А. Медведев надеется, что проводимая ре- форма полиции позволит перейти к конструктивным отношениям между общественностью и Министерством внутренних дел, позитивно изменить восприятие полиции в глазах сограждан. На встрече с руководящим соста- вом Министерства внутренних дел президент заявил: «Общество, конечно, должно, предъявляя самые высокие требования к МВД, к полиции, как во всём мире, в то же время понимать, что сотрудники МВД — профессиональные по- лицейские, берегут покой людей, защищают обычных людей в самых разных ситуациях. В то же время надо сделать так, чтобы уважение к сотрудникам полиции, тем, кто служит в МВД, было на необходимом уровне, на том уровне, на кото- ром оно сохраняется в большинстве современных государств. Ещё раз под- чёркиваю: это задача не только МВД, это задача всего общества». После всенародного обсуждения с марта 2011 г. вступил в силу новый Фе- деральный закон «О полиции». Как заявил министр МВД РФ Р.Г. Нургалиев, необходимо — «сформировать эффективный полицейский корпус, который сможет эффективно защищать права и свободы граждан, а для этого нужно выбирать достойных и ответственных сотрудников, которые способны грамот- но и оперативно решать поставленные задачи». Взаимодействие Уполномоченного по правам человека в Липецкой об- ласти с правоохранительными органами строится на основании заключенных соглашений. Учитывая то, что в связи с требованием Закона «О полиции» ру- ководитель регионального управления внутренних дел отчитывается перед общественностью и депутатами о проделанной за год работе и общая инфор- мация об уровне преступности и борьбе с ней регулярно публикуется в пресс- релизах УВД, прокуратуры и Следственного комитета области, в настоящем разделе доклада представляется возможным сосредоточить внимание только на самых важных (на взгляд Уполномоченного по правам человека) вопросах. Например, на реализации шести целевых программ правоохранительной направленности. По объему финансирования правоохранительной деятельно- сти в расчете на 1 тыс. жителей наш регион занимает третье место в ЦФО по- сле Москвы и Московской области. Для укрепления материально-технической базы органов правопорядка ежегодно из областного бюджета выделяется более 1 млрд. рублей. В 2011 году на сумму 450 тыс. рублей приобретена спе- циальная техника для фонографической экспертизы в рамках профилактики и борьбы с коррупцией. В настоящее время находятся на стадии завершения организация и проведение в нашей области геномной экспертизы. Ее отсут- ствие крайне негативно сказывалось на результатах следственной работы, поскольку групповое определение доказательств биологического происхож- дения ушло в прошлое. Практически ежегодно обновляется автотранспорт. В рамках развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» на улицах и в общественных местах области установлено и функционирует 69 ви- деокамер, 247 единиц служебного автотранспорта оснащены навигационным оборудованием. В декабре 2011 года на дальнейшее развитие систем дис- танционного мониторинга выделено из областного бюджета более полутора миллионов рублей, закуплены и уже работают в тестовом режиме несколько роботизированных постов контроля с камерами высокой разрешающей спо- собности. В УМВД России по Липецкой области на заседании расширенной коллегии, посвященной итогам работы липецкой полиции в 2011 году, главой админи- страции О. П. Королёвым было отмечено, что в своей работе липецкая по- лиция может рассчитывать на полную поддержку областных властей как в за- конодательном плане, так и в плане материально-технического и финансового обеспечения. Реализация всех инициатив, зародившихся в нашей области — поддержка участковых уполномоченных, дополнительные поставки автотран- спорта, помощь в строительстве жилья, — продолжится и впредь. О реформировании органов внутренних дел Липецкой области Президенту РФ Д.А. Медведеву на встрече с руководящим составом МВД докладывал на- чальник управления по работе с личным составом УМВД России по Липецкой области полковник внутренней службы А. Полетаев. Были обсуждены вопросы обеспечения жильём сотрудников МВД, меняющих место службы, и трудо- устройства сокращённых сотрудников. Большинство направлений оператив- но-служебной деятельности липецкой полиции руководством МВД оценивает- ся положительно. В соответствии с новым Законом «О полиции» в УВД Липецкой области произошли изменения: было аттестовано 6405 сотрудников, из них 324 пере- ведены на меньшие должности, а 42 бывшим милиционерам служба в полиции не рекомендована. В 2011 г. сокращено более 700 сотрудников. Вместо 20 райотделов милиции с 1 июля появилось 13 территориальных отделов поли- ции. Очищению органов внутренних дел способствует и рост числа обращений липчан в подразделение собственной безопасности УВД и органы прокурату- ры с жалобами на неправомерные действия полицейских. По опубликованным данным, в 2011 году было выявлено свыше 500 на- рушений законности, в которых повинны сотрудники органов внутренних дел (рост на 7,8% по сравнению с 2010 годом). Больше всего выявлено нарушений норм уголовно-процессуального законодательства — 260. Продолжают иметь место нарушения норм административного законодательства — 84 — и ве- домственных приказов МВД — 203. В 2011 году по материалам оперативно-розыскной части собственной безопасности возбуждено 8 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 5 полицейских. За получение взятки 4 сотрудника задержаны представителями службы собственной безопасности. В целом за прошлый год направлено в суд с обвинительными заключениями 25 уголовных дел в отно- шении 11 лиц. Наибольшее число правонарушений имело место в УМВД по г. Липецку и его территориальных подразделениях (отделах полиции № 3 и № 4), ОМВД по г. Ельцу, МОМВД России «Чаплыгинский» и Kраснинском ОП МОМВД России «Лебедянский». Уголовно-процессуальным законодательством РФ, федеральными за- конами, в частности, Законом «О прокуратуре РФ» определено, что надзор за процессуальной деятельностью следственных органов осуществляется прокурорами. В связи с этим прокуратурой области, а также городскими и районными прокурорами по территориальности на постоянной основе прово- дятся проверки соблюдения органами следствия прав участников уголовного судопроизводства. К сожалению, нельзя сказать, что деятельность следователей всегда и во всем соответствует требованиям закона. Об этом свидетельствует и почта Уполномоченного по правам человека в Липецкой области, жалобы на дей- ствия или бездействие следователей, затягивание следствия и т.д. (например: П., вх. № 108; Ш., вх. № 139; К., вх. № 223 и др.). Материалы направлялись руководству УВД, прокурору области с просьбой провести проверку по указан- ным заявителями фактам. В ходе проводимых проверок прокурорами регулярно выявляются наруше- ния, допускаемые различными следственными структурами. Например, только в 2011 году вскрыто более 2 800 нарушений, имевших место в ходе предвари- тельного следствия. В адрес руководителей следственных органов внесено около 900 требований об устранении нарушений федерального законодатель- ства, информации и представлений, по которым привлечено к дисциплинар- ной ответственности 147 виновных должностных лиц, отменено более 1000 незаконных и необоснованных постановлений следователей об отказе в воз- буждении уголовного дела, о прекращении и приостановлении производства. Как правило, эти нарушения связаны с затягиванием срока следствия, на- рушением процедуры ознакомления уполномоченных на то участников уголов- ного судопроизводства с процессуальными документами, необоснованным отказом в предоставлении им копий, а также с несоблюдением порядка осу- ществления следственных действий. Особое внимание в течение года прокуроры уделяли обеспечению консти- туционных прав граждан в уголовном судопроизводстве. Необходимо особо подчеркнуть, что каждое оправдание и незаконное привлечение влечет за со- бой право человека на реабилитацию. В прошлом году судами рассмотрено 5 дел о возмещении морального вреда, причиненного в результате незаконного уголовного преследования. Ис- ковые требования удовлетворялись, из государственной казны взыскано 465 тыс. рублей. Существенным фактором, влияющим на состояние преступности, является обеспечение неукоснительного соблюдения учетно-регистрационной дисци- плины. Только в ходе прокурорских проверок выявлено 556 ранее укрытых пре- ступлений. Цифра значительная. В связи с тем, что такие факты подрывают доверие населения к деятельности правоохранительных органов в целом, не- обходимо жестко ставить вопрос о дисциплинарной ответственности, вплоть до устранения с занимаемой должности виновных лиц, а при необходимости возбуждать уголовное преследование. Теме нарушений прав граждан различными следственными органами было посвящено прошедшее 12 декабря 2011 года в г. Москве под председатель- ством Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукина заседание Координационного совета российских уполномоченных по правам человека. В заседании приняли участие председатель Следственного комитета РФ А.И. Бастрыкин и другие руководящие работники комитета. От- метив наличие немалых резервов в работе Следственного комитета РФ, рос- сийские уполномоченные по правам человека с удовлетворением подчеркнули, что факты нарушений прав граждан в ходе предварительного следствия, как правило, получают сегодня принципиальную оценку руководства Следствен- ного комитета. Для разрешения обозначенных проблем необходимо не только повышение эффективности процессуального контроля за деятельностью след- ственных органов Следственного комитета, но и их открытость обществу. В результате обсуждения ключевых вопросов по обеспечению прав и за- конных интересов граждан в ходе предварительного расследования россий- ские уполномоченные по правам человека приветствовали готовность пред- седателя Следственного комитета к тесному взаимодействию с внесудебным институтом государственной правозащиты. Со своей стороны председатель Следственного комитета подтвердил заинтересованность его ведомства в привлечении уполномоченных по правам человека к работе, направленной на соблюдение прав и свобод человека в ходе доследственных проверок и пред- варительного следствия по уголовным делам. Продолжение на 13-й стр. Продолжение. Начало на 5–11-й стр.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz