Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА I № 144 / 24272 / 28 и ю л я 2012 6 Права потребителя ФАКТЫНАЛИЦО Бинокль длязаемщика Все чаще поводом для судебных разбирательств становится мелкий шрифт на носителях инфор­ мации. С материалами арбитражных процессов познакомился Вячеслав Кузьмин Чтение текста всевозможных этикеток, инструкций, кредитных догово­ ров, рекламных щитов превратилось в последнее время в занятие не для слабонервных и вызывает у потребителей бурю эмоций. Судите сами. С экрана телевизора специалист предупреждает о вреде различных добавок с литерой «Е» и генетически модифицированных организмов, вы берете в руки товар, пытаетесь найти соответствующие сведения на этикетке и... с досадой ставите упаковку обратно на стеллаж. Часть текста напечатана таким мелким шрифтом, что даже с лупой его не всегда удается прочесть. К такой же уловке прибегают некоторые производители и тор­ говцы, чтобы ввести покупателей в заблуждение по поводу рецептуры и технологии изготовления отдель­ ных продовольственных товаров. Скажем: на этикетке напечатано круп­ ным шрифтом «Сок.100 процентов», а внизу еле различимо — «Изготовлен из концентрированного сока». То есть сначала из действительно натураль­ ного сока был изготовлен концентрат, в результате чего часть полезных ве­ ществ исчезла, а затем этот концентрат был разбавлен водой. В «Говяжьем бульоне на косточке» — ни косточки, ни следов говядины, но продавцы будут уверять, что обмана тут нет, потому что мы не прочитали этикетку до конца. Микроскопическим шрифтом на ней приводятся сведения об ингредиентах, имитирующих натуральные продукты, из чего якобы мы должны догадаться, что самих натуральных ингредиентов и быть не должно. На прошедшем минувшей весной в Липецке координационном совете по защите прав потребителей прозвучало предложение инициировать процесс в суде общей юрисдикции по фактам подобного рода. Пусть на этом процессе привлеченные в качестве экспертов окулисты дадут свое заключение, сколь читаемы некоторые этикетки. Если удастся выиграть тяжбу, то, опираясь на созданный прецедент, можно будет развернуть решительную борьбу с за­ сильем мелких шрифтов. Между тем в арбитражных судах страны такие процессы идут вовсю. Фи­ гурантами громких дел оказываются компании, рекламирующие приобре­ тение товаров в кредит таким образом, что сведения о существенных условиях кредитования невозможно бывает про­ честь из-за мелкого шрифта текста. Их оппонентами являются сотрудники антимонопольной службы. Именно они возбуждают дела об административ­ ном правонарушении и накладывают штрафы на нарушителей Федерально­ го закона «О рекламе» — на лукавые компании, а те пытаются обжаловать санкции в суде. Решительные действия антимоно- польщиков актуальны. Ведь попытки обхитрить заемщиков, уговорить их с помощью обмана взять кредит оборачи­ ваются для некоторых семей серьезны­ ми материальными проблемами. Если купив «Сок. 100 процентов», вы всего лишь подосадуете, что недополучили микроскопическую дозу полезных веществ и не ощутили вкуса натураль­ ного продукта, то уловка со шрифтом в финансовой сфере способна посадить человека на денежную мель. Известны случаи, когда, не прочитав вкредитном договоре текст, изложенный мелким шрифтом, заемщик решает воспользо­ ваться рекламируемой услугой, а затем получает из банка извещение об астро­ номической задолженности. Только тут выясняется, что микроскопическими буквами извещалось о всевозможных накрутках, не зная о которых, доверчи­ вый человек оказался в долговой яме. Именно такой исход старалось предупредить управление Федераль­ ной антимонопольной службы по Ростовской области, оштрафовав на 100 тысяч рублей местного рекламо­ дателя. Поводом стала информация, размещенная в людном месте Ростова. На щите аршинными буквами было написано: «100 000 за 15 минут! А чо тянуть? Дают —бери! Без ежемесячной комиссии». А в уголке мелко — ус­ ловия кредитования. Рекламодатель оспорил штраф, однако Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа признал его законным. Похожий инцидент случился в столице. Московское управление ФАС оштрафовало на 100 тысяч рублей компанию, поместившую в супермар­ кете крупным шрифтом информацию: «Суперкредит на все группы товаров, 0 процентов — первый взнос, 0 процен­ тов переплаты, 24 месяца». Шрифт же условий кредитования оказался на по­ рядок меньше, хотя в них сообщалось о вещах весьма важных. Например, о том, что на обещанную аршинными буквами полную компенсацию про­ центной ставки рассчитывать не следу­ ет. Наказанная компания попробовала оспорить штраф, но Арбитражный суд Москвы признал его законным. Эти и другие факты побудили про­ вести вавгусте прошлого года на одном из сайтов Интернета онлайн-конферен­ цию. Представитель одного из банков попытался оправдать своих коллег, прибегающих к нечестным рекламным приемам. Мол, их действия — вовсе не уловка, а мера вынужденная, так как баннер не может быть безразмерным. Поэтому якобы и невозможно весь текст дать крупным шрифтом. Печа­ тать же часть информацию мелкими буквами в кредитном договоре побуж­ дает необходимость экономить бумагу. Кризис, мол, заставляет экономить даже на этом. Оппоненты возразили: бережливость уместна, когда она не затрагивает интересы заемщика. Если же без лупы невозможно прочесть условия кредитного договора, то на­ лицо пренебрежительное отношение к клиентам, которое ведет к социальной напряженности в отношениях между заемщиками и банками. Выводы из этого обмена мнениями, однако, не были сделаны. Рекламные трюки со шрифтами продолжились. Со­ всем недавно, в мае, один из таких слу­ чаев стал предметом разбирательства в Арбитражном суде Липецкой области. Фабула дела такова. Управление Фе­ деральной антимонопольной службы России по Липецкой области провело выездную проверку, входе которой вы­ явило факт недобросовестной рекламы. На Петровском спуске вЛипецке рядом с проезжей частью была установлена конструкция размером три на шесть метров, на которой очень крупно была начертана следующая фраза (приво­ жу ее в той орфографии, в которой она была помещена на щите): «Для продуктов стоимостью свыше 15000 руб. от 0 процентов первоначальный взнос 24 месяца срок действия акции с 09 .06 .2011 до 21 .06 .2011 Русский Стандарт Банк 0 процентов Кредит без переплаты*...». Рядом был изображен ноутбук «Samsung» по цене 16999 рублей. А в нижней правой части — нечитаемый, по мнению участников выездной проверки, текст, так как без бинокля рассмотреть его оказалось невозможно. Предположительно это были условия кредитования, что поз­ же представители московского ООО «Media-Markt-Сатурн» подтвердили. Вас не покоробило, что в тексте, приведенном крупным шрифтом, не проставлены запятые и что рекла­ модатель заставил нас гадать, кто же предоставляет кредит — широко известный банк «Русский стандарт» или неведомо откуда взявшийся его конкурент «Русский Стандарт Банк». Появление на полках наших магази­ нов рядом с «Липецкой водой» буты­ лок с надписью на этикетках «Вода «Липецкая» приучило с уважением относиться к кавычкам, манипулируя которыми производитель надеется, что невнимательный покупатель по ошибке примет малоизвестную марку за раскрученную. Но к запятым липецкие анти- монопольщики претензий не имели. Нарушение Федерального закона «О рекламе» они усмотрели втом, что едва ли не самая важная часть информации об условиях кредитования оказалась нечитаемой с того расстояния, с кото­ рого рекламный щит обозревают про­ езжающие по трассе. Нельзя же всерьез требовать, чтобы они обзаводились биноклями. Да еще и останавливались у щита, так как за то время, за которое автомашины проезжают это место, даже крупную часть текста едва уда­ ется прочесть. Именно эти соображения легли в основу постановления управления ФАС по Липецкой области, согласно которому московское ООО «Media- Markt-Сатурн» было оштрафовано на 100 тысяч рублей. Названное общество с ограниченной ответственностью по­ считало, что наказано незаслуженно. И 2 апреля обратилось вАрбитражный суд Липецкой области с исковым за­ явлением, в котором потребовало при­ знать штраф незаконным. Я не случайно привел текст реклам­ ного объявления в том виде, в котором оно было помещено на щите. Обратили внимание на звездочку в конце ре­ кламной фразы? Именно она стала на суде одним из аргументов, с помощью которых истцы пытались доказать свою правоту. Мол, каждый, кто проезжает по трассе, взглянет на эту звездочку и поймет, что в нижней части плаката напечатаны условия кредитования. Ус­ ловия же эти якобы. вполне читаемые. Возникает вопрос: если действи­ тельно читаемые, то зачем тогда звез­ дочка? Что касается читаемости мелко­ го текста, то ответчик предвидел этот довод истца и принес на процесс фото­ графию, которая была представлена на обозрение. Крупная рекламная фраза видна хорошо, а вот то, что написано в нижней части щита, действительно разобрать невозможно. У истца оставался еще один аргу­ мент: размер шрифта рекламных объ­ явлений не оговорен в Федеральном законе «О рекламе». Ответчик возраз­ ил: да, не оговорен, но сказано, что реклама должна быть добросовестной, а можно ли назвать ее таковой, если существенные сведения утаиваются от потребителей. Аргументы обеих сторон тщатель­ но проанализированы Арбитражным судом. В принятом им решении, в частности, говорится, что отсутствие в Федеральном законе «О рекламе» требований к размеру шрифта не оз­ начает правомерность и возможность размещения нечитаемой информации. В подтверждение того, что правиль­ но расставленные кавычки в названии организации мелочью не являются, в решении отмечено, что в силу части 1 ст. 54 Гражданского кодекса Россий­ ской Федерации каждое юридическое лицо имеет наименование, содержа­ щее указание на его организацион­ но-правовую форму. Следовательно, именно в таком виде — с указанием организационно-правовой формы, за­ фиксированной при регистрации, — и должно приводиться оно в рекламном объявлении. Любое искажение вводит потребителя в заблуждение. Исходя из сказанного, набор слов «Русский Стан­ дарт Банк» суд не признал названием кредитующей организации. В судеб­ ном решении так прямо и сказано, что анализируемая реклама не содержит сведений о лице, предоставляющем услугу по кредитованию. Отсутствуют, как говорится далее в решении, и сведения о существенных условиях, влияющих на фактическую стоимость кредита и расходы потреби­ теля, желающего им воспользоваться. Выполненная мелким шрифтом ин­ формация таковыми сведениями не признана. Исходя из сказанного, Арбитраж­ ный суд Липецкой области отказал в удовлетворении искового заявления московскому ООО «Media-Markt- Сатурн». Постановление Управле­ ния Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области о наложении на данное общество с огра­ ниченной ответственностью штрафа в размере 100 тысяч рублей оставлено в силе. В продолжение темы Когда статья была уже подготовлена к печати, стало известно о решении Арбитражного суда Липецкой области по иску московского ООО «МЕТРО Кэш энд Керри». Это общество с ограниченной ответственностью разместило на рекламной конструкции на площади Плеханова в г. Липецке объявление, состоящее из двух частей. Крупная верхняя часть гласила: «ПОКУПКИ ЗА НАШ СЧЕТ! Участвуйте в акции!.. Дело в доверии МЕТРО». А ниже мелким, нечитаемым невооруженным глазом шрифтом приводились сведения о том, что данная акция представляет из себя стимулирующую лотерею, в которой лотерейными билетами являются купоны. Но выдаются они не просто так, а при покупке на сумму свыше 4000 рублей. Далее тем же шрифтом следовала информация о прочих правилах проведения мероприятия и его организаторе. Как видим, о покупке за счет фирмы в прямом смысле этого слова говорить не приходится. Надо сначала купить товар на крупную сумму за свой счет и получить купон, а выиграет ли он или нет — дело случая. Сотрудникам Управления Федеральной антимонопольной службы России по Липецкой области удалось прочесть текст в нижней части рекламной конструкции лишь после того, как они его сфотографировали, а затем многократно увеличили снимок. Было возбуждено дело об административном правонарушении, при рассмотрении которого на столичное ООО наложен штраф в 100 тысяч рублей. «МЕТРО Кэш энд Керри» просило Арбитражный суд Липецкой области отменить штраф. Однако в удовлетворении этого искового заявления было отказано. Штраф обществу придется уплатить. Тем временем Пресс-служба Липецкого УФАС России сообщила в редакцию «Юрфака» о новом выявленном факте нарушения Федерального закона РФ «О рекламе». По одному из телеканалов было распространено объявление, в котором говорилось: «ВПБ — военно-промышленный банк. Ваш персональный банк. Весеннее предложение. Всем вкладчикам — блендер в подарок! У нас растут ставки по вкладам!!! Ставки выросли + подарки 11,5 процента годовых на вклады от 1000 рублей, а также блендер в подарок всем вкладчикам. Выгодная линейка вкладов. Все вклады застрахованы.». В тексте, выполненном буквами маленького размера, содержалась информация о блендере. Однако в доступной для восприятия рекламе нет ни слова о том, что блендер выдается в подарок при сумме вклада от 99 тысяч рублей. Тем самым вкладчики вводятся в заблуждение. Кроме того, отсутствует другая важная информация, которая обязательно должна доводиться до общего сведения населения вместе с теми сведениями, которые распространяются. Перечисленные факты стали поводом для возбуждения еще одного дела об административном правонарушении. НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ Безопасность В случае угрозы теракта При получении информации о готовящихся террористических ак­ тах, обнаружении подозрительных предметов, взрывчатых веществ и взрывных устройств необходимо незамедлительно сообщить по теле­ фонам: 02, 27-24-80. В ходе разговора с сотрудником полиции: — сообщите как можно больше информации о подозрительном лице, транспорте или предмете; —попытайтесь следить за подозре­ ваемым или транспортным средством с безопасного расстояния и передайте эту информацию сотруднику полиции. До приезда оперативных служб нельзя прикасаться к подозритель- ным предметам, оказывать на них какое-либо воздействие (освещать, разговаривать вблизи по сотовым телефонам, пользоваться электро­ приборами и т.п.). Удалитесь на максимально воз­ можное бе зоп а сн о е расстояни е (выйдите из здания, помещения). Оповестите об угрозе террористи­ ческого акта других граждан, окажи­ те им помощь в эвакуации. По возможности ограничьте до­ ступ граждан и транспорта на терри­ торию опасной зоны. После прибытия сотрудников правоохранительных органов сооб­ щите известную вам информацию и выполняйте все их требования. УМВД России по Липецкой об­ ласти обращается с просьбой ко всем гражданам спокойно относиться к проверке документов, досмотру личных вещей и автотранспорта со­ трудниками полиции. Помните, что ваша проявленная бдительность, своевременно пере­ данное сообщение и умелые действия помогут предотвратить совершение преступления и сохранить вашу жизнь и жизнь других людей. В случае угрозы теракта звоните по телефонам: 0 2 ; 2 7 - 2 4- 80 «Телефон доверия» областного Управления Фе­ деральной службы по контро­ лю за оборотом наркотиков 25-27-25 «Телефон доверия» Следственного управления СК России по Липецкой области 35-М-05 Бесплатная юридическая помощь Липецкое региональное отделение общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России» осуществляет оказание бесплатных юридических консультаций по предварительной записи Дни приема: среда и четверг. Прием ведется по следующим адресам: Доброе, ул. Интернациональная, д. 3; телефон 84746322448. Добринка, ул. Октябрьская, д. 21; телефоны: 84746221550 , 89051797372; ул. Советская, д. 6, телефон 84746222719. Лев Толстой, ул. Ленина, д. 57; телефоны: 84746424030, 89202455380. Волово, ул .Советская, д. 29б; телефон 84747321255. Данков, ул. К. Маркса, д. 25а; телефоны: 84746566180, 89103536960; ул. Володарского, д. 21, кв. 2, телефон 84746566710. Чаплыгин,ул. Кирова, д. 40; телефон 84747521034. Усмань, ул. Ленина, д. 34; телефон 84747222183. Лебедянь, ул. Советской Армии, д. 23; телефон 87476658010. Елец, ул .Свердлова , д .1 2 ; телефоны: 84746721785, 84746728087; ул. 9 Декабря, 12; телефон 84746726690. Задонск, ул. Крупской, д. 53, кв.2; телефон 84747122896. Грязи, ул. Воровского, д. 12; телефоны: 84746122896, 89103533251. Хлевное, ул.Октябрьская, д. 30; телефоны: 84747721325, 89034202157. Измалково, ул. 8 Марта, д. 8; телефоны: 84747821720, 89202423156. Тербуны, ул. Ленина, д. 75; телефоны: 84747421356, 89046858328. Становое, ул. Советская, д. 16; телефоны: 84747621833, 89103556685. Долгоруково, ул. Советская, д. 9; телефоны: 84746821483, 89601532751. Красное, ул. Октябрьская, д. 40, телефоны: 84746920376, 89103513359. Чаплыгин, ул. Советская, д. 48; телефон 84747521493. Задонск, ул. Бебеля, д. 57а, кв. 1; телефоны: 84747122896, 89046805243. Хлевное, ул. Призаводская, д. 80а; телефоны: 84747722553, 89050458207. Липецк, ул. Толстого, д. 1, оф. 302; телефоны: 771262, 771326. Липецк, пл. Петра Великого, 5; телефон 222640. Липецк, пл. Плеханова, 1, комн. 443б; телефон 726312. ---------------------------------------------------------------------------- КРОССВОРД Сыщик с Бейкер-стрит ^ По горизонтали: 5. Посредник при заклю­ чении сделки. 6. Разговор, где третий лишний. 9. Плата за работу по найму. 10. Милая старушка, рас­ крывающая кровавые пре­ ступления в романах Ага­ ты Кристи. 12. Синоним руководителя. 14. Город в Швейцарии с крупнейши­ ми банками. 16. Кусочек от Липецкой области. 18. Какой металл используют при изготовлении броне­ жилетов? 20. Жадный брат Али-Бабы. 21. Уголовный элемент. 22. Оружие из «Левого марша» Влади­ мира Маяковского. 23. Бог - покровитель древне­ греческих алкашей. По вертикали: 1. Глав­ ный «курорт» Колымского края. 2. Он освободил Про­ метея, укротил Цербера, победил Антея. 3. Чудови­ ще, сыгранное Арнольдом Шварценеггером вфильме «Терминатор». 4. Предна­ меренная порча посевов. 7. Независимый. на вы­ борах. 8. Отчаянный, ни перед какой опасностью не останавливающийся че­ ловек (разг.). 11. Ударный метод воспитания. 13. Час расплаты у наркомана. 15. Доктор Ватсон как жизнеописатель сыщика Холмса. 17. Советский дипломат, подписавший Брестский мир. 19. Бес­ пардонный хам. 20. Общий спад экономики, способ- ствующий росту безработи­ цы и преступности. Составил Михаил КОВАЛЁВ. О т б е тм на кроееборд, опубликобаннмй 6 ножере за 14 июля По зори зон тали ; 5. Мадера. 6. П и е т е т . 9. Опричнина. 10. Сюрте. 12. Дрееь. 14. Жнмрь. 16. Аржен. 1&Добро. 20. Сбита . 21. Солиеитор. 22. П ритон . 23. Долото. По вертикали; 1. П арашю т . 2. Крупье. 3. Личное. 4. Резреее. 7. Мизантропия. 3. Жнтербенуия. 11. Тауэр. 13. Рукаб. 15. Ложбард. 17. О т п л а т а . 19. Озобор. 20. Сторож. С п а с и б о , ч т о б ы л и с н а м и / Выпуск подготовил Владимир Мирошник Использована информация сайтов УМВД России по Липецкой области, Арбитражного суда Липецкой области, Липецкого областного суда и областного Совета депутатов, УФССП России по Липецкой области, УФСИН России по Липецкой области, tenta.ru

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz