Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
6 ЛИПЕЦКАЯ газета Ведущий рубрики Максим Ионов %есть имею! ПЯТНИЦА, 27 ИЮЛЯ 2012 № 143 (24271) Военно-патриотический выпуск «Липецкой газеты» и ветеранских организаций области Очередной выпуск военно-патриотической стра ницы «Честь имею!» выходит в свет в конце месяца. Уходит месяц, ознаменованный датой начала Сталинградской битвы. А 2 августа об ласть вместе со всей страной будет отмечать очередной день Воздушно-десантных войск, десять дней спустя праздник отметят и Военно воздушные силы страны. С этими событиями связаны два материала, кото рые мы предлагаем сегодня читателям. Автор одного из них, Алексей Маликов, когда-то сам служил в рядах десантников, поэтому в своей публикации он делится личным опытом, воспоми наниями и ощущениями человека, однажды наде вшего с гордостью заветный голубой берет. Исто рик же российской и липецкой авиации Владимир Меркурьев повествует о первых днях Великой Отечественной войны и рассказывает о том, как летчики, не щадя себя, пытались задержать про движение врага в глубь советской территории. ПРАЗДНИК I Д ^ б б б Я Я б ш ж б я я б ш с я Д б я ь Я б б я я б - ж б р с я б 2 б ф л б ш я Свистать всех наверх! История флота России неразрывно связана с историей Отечества. Были в ней взлеты и падения, победы и неудачи. Тысячи и тысячи славных сынов отдали свою жизнь за то, чтобы мощные корабли бороздили мировой океан под российским флагом. Сегодня Военно-морской флот России претерпел значи тельные изменения как в составе, так и технически. Вни мание его укрепления уделяется руководством страны. Наш флот снова вышел вокеан и приступил к боевому дежурству. В состав Военно-морского флота России поступают новые корабли типа «Корвет», атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий». Подводный и надводный флот активно рефор мируется. В канун предстоящего праздника, Дня Военно-морско го флота, который отмечается 29 июля, хотелось бы вспом нить о его ветеранах, которые живут и трудятся в нашей области. Прежде всего это капитан 1-го ранга в отставке Владимир Шеремет, который осваивал первые атомные подлодки и более 40 лет службы отдал Северному флоту. Капитан 1-го ранга в отставке Алексей Тищенко прошел путь от командира БЧ до командира корабля на Балтий ском флоте, после окончания службы долгое время воз главлял оперативную часть в УМЧС России по Липецкой области. Капитан 2-го ранга в отставке Юрий Соколов служил на Северном флоте, долгое время командовал ма лым противолодочным кораблем. Бороздили в свое время океан капитаны 2-го ранга Иван Черевко и Виктор Мамуш- кин, последний и сегодня трудится в УМЧС России по Липецкой области. Особого внимания заслуживают матросы, старшины, мичманы и офицеры, которые стали ветеранами подразде ления особого риска. Это капитан 2-го ранга в отставке Леонид Мещеряков, старший мичман Иван Сладких, кото рые, рискуя своим здоровьем, подверглись радиоактивному воздействию в испытаниях ядерного оружия и при эксплу атации ядерных реакторов на АПЛ. Уважаемые ветераны, от имени общероссийского Дви жения поддержки флота поздравляю вас с Днем Военно морского флота и желаю крепкого флотского здоровья и семь футов под килем. Леонид Гусев, председатель регионального отделения общероссийского Движения поддержки флота. ПИСЬМО В «ЧЕСТЬ ИМЕЮ !» Помните о мальчишках Мне уже довелось рассказывать в газете о том, как в 1942 году сражались на липецкой земле мои товарищи из 250-й курсантской стрелковой бригады. Мы не успели закончить Куйбышевское военно-пехотное училище и были досрочно отправлены на фронт. Сперва оказались в прифронтовом Ельце, затем воевали в Воловском и Тербунском районах. Помню, как во время боя вышел из строя пулемет, и мне пришлось с помощью кинжала приводить его в порядок. Когда он начал вновь «поливать» немцев, я так обрадовался, что не сразу заметил своих израненных, окровавленных рук. В сентябре 1942-го враги окружили нас на пшеничном поле. Оставшись без пищи, мы обходились зернами и стро или дзот. Немцы били по нему минами. После прямого по падания решили, что пулемет и пулеметчик уничтожены. Но я спасся и был готов отразить новые атаки, хотя товари щи думали, что меня уже нет в живых. И еще одно воспоминание. Немцы вели огонь с высоты Огурец. Получаем приказ: взять высоту! Сбрасываем рюк заки, шинели, плащ-палатки и движемся по полевой до роге, которую постоянно обстреливают. Движемся быстро, чтобы они не успевали корректировать огонь. После боя от первого и второго стрелкового батальонов нашей курсант ской бригады в живых осталось семь человек. Нашли командира батальона майора Дудикова. Он при казал занять огневую позицию. Мы расположились в во ронке от авиабомбы. Ночь выдалась тяжелая. Немцы пошли ватаку, которую мы успешно отбили. Но я получил ранение разрывной пулей в ногу. Утром в передвижном госпитале ногу мне ампутировали. Хочу, чтобы липчане, воловцы, тербунцы, жители нашей области знали и помнили о совсем еще молодых парнях. В сущности, мальчишках, которые сражались, погибали за Родину. Дмитрий Дурнев, г. Липецк. К 100 -ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ АВИАЦИИ ! Д Я б р б ы б Э я я Д б л я я б я О ш б я б с ш б б я я б я . * ^ р б я я я я с б б ъ ш я я Война на подлете Владимир Меркурьев Гитлеровская Германия готовилась к нападению на Советский Союз. В этом не сомневался ни один военнослужащий, которо му выпало судьбой испол нять долг вблизи западной границы СССР в 1940-1941 годах. Но говорить об этом не стоило: была опасность провокации. Немцы наглели с каж дым днём, несмотря на то, что 23 августа 1939 года между СССР и Германией был заключён Пакт о нена падении, а 28 сентября 1939 года — Договор о дружбе и границе. Над нашими аэро дромами, танкодромами, строящимися укрепления ми кружились немецкие самолёты-разведчики. Они фотографировали железно дорожные узлы, местность, уточняли топографические карты Вермахта. В наших водах появлялись немецкие катера. Открывать огонь по на рушителям границы было запрещено. Единственное, что разрешено нашим лётчи кам во время тренировоч ных полётов — подавать сигналы о приземлении. И в то же время страна ежедневно укрепляла свою боеготовность. Начался вы пуск совершенных самолё тов с металлическими фюзе ляжами: Ил-2, Пе-2, Ил-4. Начали поступать в части танки Т-34, KB («Клим Во рошилов»), новые артилле рийские системы. Но для полноценного переоснаще ния армии требовался мини мум год. Все ожидали: вот- вот поступит распоряжение о том, какие меры необходи мо принять в сложившейся ситуации. 22 июня 1941 года в 3 часа 57 минут на наши аэро дромы, железнодорожные узлы, города посыпались бомбы. Немцы без объявле ния войны напали на Союз Советских Социали сти ческих Республик. И, конеч но, первыми подверглись бомбардировкам аэродро мы. 900 крылатых машин в первые часы войны были уничтожены на земле. Экипажи самолётов-раз- ведчиков радировали вштаб 6 -й смешанной авиадивизии ? ? Прибалтийского военного округа: «В районах Кёниг сберга, Тоурина и по доро гам, ведущим к нашей гра нице, обнаружено скопле ние танков и пехоты». —Бить фашистскую сво лочь! — воскликнул генерал Фёдоров, командир авиади визии. Шёл девятый час 22 июня. В это время в его ка бинет вошёл офицер с только что полученной радиограм мой от высшего командова ния. Присутствующие бук вально впились в неё глаза ми: «На провокации не под даваться, одиночные немец кие самолёты не сбивать». Либава. Аэродром 148-го истребительного авиаполка. — Плохо дело, товарищ комиссар, — докладывал командир Зайцев комиссару дивизии Рытову, — подняли самолёты по тревоге, но сто ял туман, пришлось садить ся. Тут нас и накрыли «юн- керсы». Пять самолётов от сброшенных бомб загорелись на стоянках. Всё поле в во ронках. Как теперь взлетать? —Потерпи, Зайцев, при каза нет, — что ещё мог сказать комиссар. —Не под давайтесь панике. Такую картину можно было наблюдать на многих аэродромах Белоруссии , Украины, Молдавии. Но, к чести летчиков, они не толь ко ожидали, но и действова ли. 22 июня в воздушных боях было сбито более 300 немецких самолётов, 50 са молётов уточтожили зенит чики. Так для нашей авиа ции началась Великая Оте чественная. 22 июня. 4 часа 25 минут. Командир звена 46-го истребительного авиа ционного полка (ИАП) стар ший лейтенант Иван Иванов таранным ударом сбил фа шистский бомбардировщик. 5 часов. Командир звена 22 июня в воздушных боях было сбито более 300 немецких самолётов, 50 самолётов уточтожи- ли зенитчики. Так для нашей авиации началась Великая Отечественная. 124-го ИАП младший лейте нант Дмитрий Кокарев на границе Белоруссии прота ранил Ме-110. 5 часов с ми нутами. Командир звена 67-го ИАП Александр Мо- клян атаковал немецкий самолёт вМолдавии. 5 часов 15 минут. Командир звена 12-го ИАП младший лейте нант Бутенин протаранил вражеский бомбардиров щик вСтаниславе (Западная Украина). Этот список, по прошествии сорока с лиш ним лет опубликованный в советской печати, можно продолжать еще долго. Но один случай достоин более детального описания. «Группа наших истреби телей шестой раз поднима лась в воздух с аэродрома Гродно, сдерживая превос ходящего противника. За меститель командира эска дрильи Петр Кузьмин на горящей машине уничто жил таранным ударом фа шистский самолет» — ра портует «Красная звезда» от 28 июня 1941 года. Я подробно описываю подвиг Кузьмина потому, что Петр в марте 1941 года посетил наш город — здесь проживал его младший брат Николай, выпускник Воль ского авиационно-техниче ского училища. Вместе с Владимиром Кравченко, Лерой воздушного тарана Петр Кузьмин (в центре) с боевыми товарищами накануне войны. выпускником того же учи лища, Николай обслуживал самолеты Липецкой летной школы. Петр участвовал в боях на Хасане (орден Бое вого Красного Знамени) и в Финляндии (орден Красной Звезды), и ему было что рас сказать молодым авиаторам. И утверждал: «Летом немцы нападут на СССР». «Услышал я возрастаю щий гул самолетов. Выско чил в поле, — вспоминал впоследствии очевидец того боя Иван Добрук. —Чуть ли не над головой две с креста ми и одна со звездой маши ны. Уже завязался бой. Два против одного. Перекрещи вались огненные трассы пулеметных очередей. Наш летчик набрал высоту и сверху поливал свинцом фашистов, но тут же из об лаков, еще выше, вынырнул третий немец. Он-то и под жёг наш «ястребок». И тогда объятая пламенем машина пошла в последний бой. Дрогнула земля от двух упавших самолетов...» Среди обломков Иван нашел планшет с фамилией Кузьмина. Летчика похоро нил. Бои сравняли могиль ный холмик, и точное место захоронения установить те перь невозможно. Когда я думаю о событи ях июня 1941 года, у меня всегда возникают сомнения: как легко все свалить на Ста лина. Но ведь для команди- ров у западной границы не было новостью, что начнется война. Я. И. Алкснис, на чальник ВВС СССР, еще в 1936 году предупреждал: «АэродромыВоенно-воздуш ных сил Красной Армии с первых же часов войны явят ся главным объектом напа дений авиации противника. Возможно, что этим нападе нием и будут начаты военные действия». Почему бы не перелететь на запасные аэро дромы, рассредоточить и за маскировать самолёты, при думать другие действия, ко торые обеспечили бы нашу боеготовность и не нарушали бы приказ Сталина? Смогли же так поступить вОдесском военном округе! Установленные авиаци онные рекорды в середине 30-х наряду с чувством гор дости действовали в какой- то степени успокаивающе. Возглавлял авиационную промышленность печально известный Михаил Кагано вич, резкий в суждениях, вспыльчивый. Под горячую руку ему было лучше не по падаться. Наши лётчики встреча лись с немецкими самолета ми еще в небе Испании. В Испанию прибыли не рядо вые лётчики, а цвет нашей авиации — лётчики, имев шие отличную боевую под готовку. А если добавить их смелость, отвагу, то понят но, почему вначале они одер- живали победы над немец кими пилотами. Когда же к концу войны в Испании гитлеровцы усовершенство вали свои машины и те стали превосходить по лётным, тактическим и боевым каче ствам наши, это сразу не было оценено. Сталин понимал значе ние авиации, и последовали одно за другим ряд важных решений ЦК партии и Со внаркома СССР о развитии авиационной промышлен ности и создании новой бое вой техники. Заменили и наркома авиационной про мышленности. Этот пост занял Алексей Шахурин, до того первый секретарь Горь ковского обкомаКПССи при этом человек с авиационным образованием и опытом ра боты на крупном авиацион ном заводе. Времени для модерниза ции авиапарка, тем не ме нее, не хватило. И только к концу 1942 года по выпуску самолётов мы сравнялись с Германией.А в 1943-м со ветская авиационная про- мышленность стала вновь лидером. Беззаветная преданность Родине первых героев на чинавшейся Великой Отече ственной стала вдохновляю щим примером для тысяч лётчиков, которым суждено было провести краснозвёзд ные машины над фашист ским Берлином. СОВРЕМЕННЫЕ МЕМУАРЫ ! ^ Я 2 Я Я б Я б р б Э , я р ы л я ш я я Я 6 .Х 6 Ш Й и на земле В небе Алексей Маликов Мне в жизни повезло: я служил в ВДВ, мне выпала честь быть воином-десант- ником. Пусть я получал ранения, причем тяжелые, пусть оказывался на волосок от смерти, по- прежнему у меня перехва тывает дыхание, когда в ушах звучит песня десант ников. Только бетер, только бетер Возле сажоео биска. Лучше н ету бойск на сбете, ?еж десантные бойска. До призыва я мечтал стать военным моряком, по вечерам занимался вЛипец ком морском клубе при ДО СААФ. Но служить меня направили в Белоруссию. Вероятно, командиры учли, что до армии я занимался спортом, был перворазряд ником по лыжам, волейбо лу, боксу, и решили, что мое место — в ВДВ. Витебск, 103-я воздуш но-десантная дивизия. Здесь впервые надел я военную форму, прошел курс молодо го бойца, принял присягу и совершил первый прыжок с парашютом. Это была осень 1964 года. Нас учили заме чательные учителя —участ ники Великой Отечествен ной войны. Нередко занятия начинались с их фронтовых рассказов. Да и то, что мы оказались в Белоруссии, в краю, где всюду оставались следы той войны, где почти у каждого села братские могилы, за которыми забот ливо ухаживали жители, где нам доводилось обезврежи вать взрывчатые вещества, лежавшие в земле со времен боев, действовало на нас по- особому. А после учебного подраз деления — «дан приказ ему на Запад»: меня направили в Группу советских войск в Германии (ГСВГ). Огневая подготовка сменялась спе циальной, тактика — во ждением боевой техники, прыжки с парашютом — за нятиями по минно-подрыв- ному делу. Этому было под чинено все время. Осенью 65-го я участво вал в учениях войск Вар шавского договора. Это было ответственное, трудное и очень впечатляющее испы тание. Учения шли на суше, на море и в воздухе, свое мастерство показывали все рода войск. Мы знали: за нами следят военные во всем мире, и прежде всего натов ские штабисты. Позднее я еще десять раз участвовал в таких грандиозных учени ях. И неизменно убеждался: это была сила, с которой вы н уж д е н о с ч и т а т ь с я НАТО. А весной 1966-го десант ников стали готовить для переброски на юг. В начале апреля нас подняли по бое вой тревоге и— на аэродром. Перелет в Гданьск. Там на рейде уже были наготове корабли. Они вошли в порт, началась погрузка оружия, боеприпасов, техники. И вот двенадцать судов вышли в море... В нейтральных водах на палубу разрешали подни маться только в темноте, по ночам. За нашим караваном следовали военные корабли США и других натовских государств. Порой подходи ли совсем близко, до нас на чистом русском языке до носились выкрики. Мол, вот вы сидите в трюмах, о вас плохо заботятся, а мы жи вем хорошо, весело ... Но этот «агитпроп» на моих товарищей никак не дей ствовал. Однажды, впрочем, вый дя ночью на палубу, мы не увидели иностранных су дов. Моряки сказали, что теперь нас сопровождают две советские подлодки. Когда одна из них всплыла на поверхность, «веселый» эскорт чужаков как ветром сдуло. Вновь иностранцы показались лишь в Среди земном море. Только мы на них уже не обращали вни мания. На тридцать восьмые сутки караван прибыл к месту, где Нил впадает в Средиземное море. В порту мы приступили к разгрузке. Стояла сорокаградусная жара. Мы с нетерпением ждали, чтобы подвезли пре сную воду. В Египет мы прибыли по просьбе тогдашнего его пре зидента Насера. Этой респу блике постоянно угрожали Израиль и США. Оружие и боеприпасы доставлялись на северный берег Суэцкого канала в распоряжение еги петской армии. Там, на по лигоне, мы обучали египтян пользоваться техникой . Кроме того, приходилось помогать военным морякам разминировать канал — мины остались в наследство от англичан. Тогда многие африкан ские, азиатские и южноаме риканские государства осво бождались от колониальной зависимости, и Советский Союз считал своим долгом оказывать им поддержку. Год служили мы вдали от Родины, на арабской земле. Много испытаний выпало на долю. С января 1967 года над египетской территорией начались провокационные полеты израильской авиа ции. Случалось, она обстре ливала и наше расположе ние. В один из мартовских дней моему отделению по ставили задачу: помочь египтянам в организации обороны на дальних подсту пах к Суэцкому каналу. Вы летели на вертолете. Выпол нив задание, возвращались к себе. Неожиданно появил ся израильский самолет и открыл огонь по нашему вертолету. Тот загорелся. Покинуть машину с пара- шютами не удалось — до земли было не более пятиде сяти метров. Летчики суме ли вырулить к склону песча ного бархана. Пылающий вертолет, приземляясь, не сколько раз перевернулся. Мы чудом остались живы. Я, однако, получил ожоги, повредил позвоночник. Меня с другими ранены ми отправили в Москву. Ожоги лечили в Централь ном военно-медицинском госпитале в Подольске. А с позвоночником помог леген дарный доктор Касьян с Украины. Благодаря ему обошлось без операции . Мало того, я поправился на столько, что был призван годным для продолжения службы. После окончания ее я решил стать профессиональ ным военным. Довелось пе режить и повидать немало, например, участвовать в чехословацких событиях. Получил и еще одно ране ние. Но, повторяю, я ни о чем не жалею. Напротив — горжусь, что более двадцати пяти лет отдал защите Оте чества. Не хочу здесь пи сать, как живется нынче нам, ветеранам воинской службы, жаловаться и сето вать. Но не могу промолчать о главном: какой болью от зывается в сердце, когда армию шельмуют, унижа ют, когда ни во что не ставят веру, верность, жертвы и фронтовиков, и моего поко ления. Тем не менее профес сию защищать Родину ни кто не отменял. И я надеюсь, что дух наших Вооружен ных сил возродится, они вновь обретут былую мощь. А служить будет считаться, как и во времена моей моло дости, делом почетным, до стойным настоящих муж чин, патриотов. 2 августа мои друзья-де сантники отм етят свой праздник. Он связан, между прочим, с высадкой первого вмире парашютного десанта в 1930 году. Это дата рожде ния наших Воздушно-де сантных войск. Хочу по здравить бойцов «крылатой гвардии» — и тех, кто от служил, и тех, кто служит. И тех, кто мечтает надеть форму десантника.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz