Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

6 ЛИПЕЦКАЯ газета Ведущий рубрики Максим Ионов %есть имею! ПЯТНИЦА, 27 ИЮЛЯ 2012 № 143 (24271) Военно-патриотический выпуск «Липецкой газеты» и ветеранских организаций области Очередной выпуск военно-патриотической стра­ ницы «Честь имею!» выходит в свет в конце месяца. Уходит месяц, ознаменованный датой начала Сталинградской битвы. А 2 августа об­ ласть вместе со всей страной будет отмечать очередной день Воздушно-десантных войск, десять дней спустя праздник отметят и Военно­ воздушные силы страны. С этими событиями связаны два материала, кото­ рые мы предлагаем сегодня читателям. Автор одного из них, Алексей Маликов, когда-то сам служил в рядах десантников, поэтому в своей публикации он делится личным опытом, воспоми­ наниями и ощущениями человека, однажды наде­ вшего с гордостью заветный голубой берет. Исто­ рик же российской и липецкой авиации Владимир Меркурьев повествует о первых днях Великой Отечественной войны и рассказывает о том, как летчики, не щадя себя, пытались задержать про­ движение врага в глубь советской территории. ПРАЗДНИК I Д ^ б б б Я Я б ш ж б я я б ш с я Д б я ь Я б б я я б - ж б р с я б 2 б ф л б ш я Свистать всех наверх! История флота России неразрывно связана с историей Отечества. Были в ней взлеты и падения, победы и неудачи. Тысячи и тысячи славных сынов отдали свою жизнь за то, чтобы мощные корабли бороздили мировой океан под российским флагом. Сегодня Военно-морской флот России претерпел значи­ тельные изменения как в составе, так и технически. Вни­ мание его укрепления уделяется руководством страны. Наш флот снова вышел вокеан и приступил к боевому дежурству. В состав Военно-морского флота России поступают новые корабли типа «Корвет», атомная подводная лодка «Юрий Долгорукий». Подводный и надводный флот активно рефор­ мируется. В канун предстоящего праздника, Дня Военно-морско­ го флота, который отмечается 29 июля, хотелось бы вспом­ нить о его ветеранах, которые живут и трудятся в нашей области. Прежде всего это капитан 1-го ранга в отставке Владимир Шеремет, который осваивал первые атомные подлодки и более 40 лет службы отдал Северному флоту. Капитан 1-го ранга в отставке Алексей Тищенко прошел путь от командира БЧ до командира корабля на Балтий­ ском флоте, после окончания службы долгое время воз­ главлял оперативную часть в УМЧС России по Липецкой области. Капитан 2-го ранга в отставке Юрий Соколов служил на Северном флоте, долгое время командовал ма­ лым противолодочным кораблем. Бороздили в свое время океан капитаны 2-го ранга Иван Черевко и Виктор Мамуш- кин, последний и сегодня трудится в УМЧС России по Липецкой области. Особого внимания заслуживают матросы, старшины, мичманы и офицеры, которые стали ветеранами подразде­ ления особого риска. Это капитан 2-го ранга в отставке Леонид Мещеряков, старший мичман Иван Сладких, кото­ рые, рискуя своим здоровьем, подверглись радиоактивному воздействию в испытаниях ядерного оружия и при эксплу­ атации ядерных реакторов на АПЛ. Уважаемые ветераны, от имени общероссийского Дви­ жения поддержки флота поздравляю вас с Днем Военно­ морского флота и желаю крепкого флотского здоровья и семь футов под килем. Леонид Гусев, председатель регионального отделения общероссийского Движения поддержки флота. ПИСЬМО В «ЧЕСТЬ ИМЕЮ !» Помните о мальчишках Мне уже довелось рассказывать в газете о том, как в 1942 году сражались на липецкой земле мои товарищи из 250-й курсантской стрелковой бригады. Мы не успели закончить Куйбышевское военно-пехотное училище и были досрочно отправлены на фронт. Сперва оказались в прифронтовом Ельце, затем воевали в Воловском и Тербунском районах. Помню, как во время боя вышел из строя пулемет, и мне пришлось с помощью кинжала приводить его в порядок. Когда он начал вновь «поливать» немцев, я так обрадовался, что не сразу заметил своих израненных, окровавленных рук. В сентябре 1942-го враги окружили нас на пшеничном поле. Оставшись без пищи, мы обходились зернами и стро­ или дзот. Немцы били по нему минами. После прямого по­ падания решили, что пулемет и пулеметчик уничтожены. Но я спасся и был готов отразить новые атаки, хотя товари­ щи думали, что меня уже нет в живых. И еще одно воспоминание. Немцы вели огонь с высоты Огурец. Получаем приказ: взять высоту! Сбрасываем рюк­ заки, шинели, плащ-палатки и движемся по полевой до­ роге, которую постоянно обстреливают. Движемся быстро, чтобы они не успевали корректировать огонь. После боя от первого и второго стрелкового батальонов нашей курсант­ ской бригады в живых осталось семь человек. Нашли командира батальона майора Дудикова. Он при­ казал занять огневую позицию. Мы расположились в во­ ронке от авиабомбы. Ночь выдалась тяжелая. Немцы пошли ватаку, которую мы успешно отбили. Но я получил ранение разрывной пулей в ногу. Утром в передвижном госпитале ногу мне ампутировали. Хочу, чтобы липчане, воловцы, тербунцы, жители нашей области знали и помнили о совсем еще молодых парнях. В сущности, мальчишках, которые сражались, погибали за Родину. Дмитрий Дурнев, г. Липецк. К 100 -ЛЕТИЮ РОССИЙСКОЙ АВИАЦИИ ! Д Я б р б ы б Э я я Д б л я я б я О ш б я б с ш б б я я б я . * ^ р б я я я я с б б ъ ш я я Война на подлете Владимир Меркурьев Гитлеровская Германия готовилась к нападению на Советский Союз. В этом не сомневался ни один военнослужащий, которо­ му выпало судьбой испол­ нять долг вблизи западной границы СССР в 1940-1941 годах. Но говорить об этом не стоило: была опасность провокации. Немцы наглели с каж­ дым днём, несмотря на то, что 23 августа 1939 года между СССР и Германией был заключён Пакт о нена­ падении, а 28 сентября 1939 года — Договор о дружбе и границе. Над нашими аэро­ дромами, танкодромами, строящимися укрепления­ ми кружились немецкие самолёты-разведчики. Они фотографировали железно­ дорожные узлы, местность, уточняли топографические карты Вермахта. В наших водах появлялись немецкие катера. Открывать огонь по на­ рушителям границы было запрещено. Единственное, что разрешено нашим лётчи­ кам во время тренировоч­ ных полётов — подавать сигналы о приземлении. И в то же время страна ежедневно укрепляла свою боеготовность. Начался вы­ пуск совершенных самолё­ тов с металлическими фюзе­ ляжами: Ил-2, Пе-2, Ил-4. Начали поступать в части танки Т-34, KB («Клим Во­ рошилов»), новые артилле­ рийские системы. Но для полноценного переоснаще­ ния армии требовался мини­ мум год. Все ожидали: вот- вот поступит распоряжение о том, какие меры необходи­ мо принять в сложившейся ситуации. 22 июня 1941 года в 3 часа 57 минут на наши аэро­ дромы, железнодорожные узлы, города посыпались бомбы. Немцы без объявле­ ния войны напали на Союз Советских Социали сти ­ ческих Республик. И, конеч­ но, первыми подверглись бомбардировкам аэродро­ мы. 900 крылатых машин в первые часы войны были уничтожены на земле. Экипажи самолётов-раз- ведчиков радировали вштаб 6 -й смешанной авиадивизии ? ? Прибалтийского военного округа: «В районах Кёниг­ сберга, Тоурина и по доро­ гам, ведущим к нашей гра­ нице, обнаружено скопле­ ние танков и пехоты». —Бить фашистскую сво­ лочь! — воскликнул генерал Фёдоров, командир авиади­ визии. Шёл девятый час 22 июня. В это время в его ка­ бинет вошёл офицер с только что полученной радиограм­ мой от высшего командова­ ния. Присутствующие бук­ вально впились в неё глаза­ ми: «На провокации не под­ даваться, одиночные немец­ кие самолёты не сбивать». Либава. Аэродром 148-го истребительного авиаполка. — Плохо дело, товарищ комиссар, — докладывал командир Зайцев комиссару дивизии Рытову, — подняли самолёты по тревоге, но сто­ ял туман, пришлось садить­ ся. Тут нас и накрыли «юн- керсы». Пять самолётов от сброшенных бомб загорелись на стоянках. Всё поле в во­ ронках. Как теперь взлетать? —Потерпи, Зайцев, при­ каза нет, — что ещё мог сказать комиссар. —Не под­ давайтесь панике. Такую картину можно было наблюдать на многих аэродромах Белоруссии , Украины, Молдавии. Но, к чести летчиков, они не толь­ ко ожидали, но и действова­ ли. 22 июня в воздушных боях было сбито более 300 немецких самолётов, 50 са­ молётов уточтожили зенит­ чики. Так для нашей авиа­ ции началась Великая Оте­ чественная. 22 июня. 4 часа 25 минут. Командир звена 46-го истребительного авиа­ ционного полка (ИАП) стар­ ший лейтенант Иван Иванов таранным ударом сбил фа­ шистский бомбардировщик. 5 часов. Командир звена 22 июня в воздушных боях было сбито более 300 немецких самолётов, 50 самолётов уточтожи- ли зенитчики. Так для нашей авиации началась Великая Отечественная. 124-го ИАП младший лейте­ нант Дмитрий Кокарев на границе Белоруссии прота­ ранил Ме-110. 5 часов с ми­ нутами. Командир звена 67-го ИАП Александр Мо- клян атаковал немецкий самолёт вМолдавии. 5 часов 15 минут. Командир звена 12-го ИАП младший лейте­ нант Бутенин протаранил вражеский бомбардиров­ щик вСтаниславе (Западная Украина). Этот список, по прошествии сорока с лиш­ ним лет опубликованный в советской печати, можно продолжать еще долго. Но один случай достоин более детального описания. «Группа наших истреби­ телей шестой раз поднима­ лась в воздух с аэродрома Гродно, сдерживая превос­ ходящего противника. За­ меститель командира эска­ дрильи Петр Кузьмин на горящей машине уничто­ жил таранным ударом фа­ шистский самолет» — ра­ портует «Красная звезда» от 28 июня 1941 года. Я подробно описываю подвиг Кузьмина потому, что Петр в марте 1941 года посетил наш город — здесь проживал его младший брат Николай, выпускник Воль­ ского авиационно-техниче­ ского училища. Вместе с Владимиром Кравченко, Лерой воздушного тарана Петр Кузьмин (в центре) с боевыми товарищами накануне войны. выпускником того же учи­ лища, Николай обслуживал самолеты Липецкой летной школы. Петр участвовал в боях на Хасане (орден Бое­ вого Красного Знамени) и в Финляндии (орден Красной Звезды), и ему было что рас­ сказать молодым авиаторам. И утверждал: «Летом немцы нападут на СССР». «Услышал я возрастаю­ щий гул самолетов. Выско­ чил в поле, — вспоминал впоследствии очевидец того боя Иван Добрук. —Чуть ли не над головой две с креста­ ми и одна со звездой маши­ ны. Уже завязался бой. Два против одного. Перекрещи­ вались огненные трассы пулеметных очередей. Наш летчик набрал высоту и сверху поливал свинцом фашистов, но тут же из об­ лаков, еще выше, вынырнул третий немец. Он-то и под­ жёг наш «ястребок». И тогда объятая пламенем машина пошла в последний бой. Дрогнула земля от двух упавших самолетов...» Среди обломков Иван нашел планшет с фамилией Кузьмина. Летчика похоро­ нил. Бои сравняли могиль­ ный холмик, и точное место захоронения установить те­ перь невозможно. Когда я думаю о событи­ ях июня 1941 года, у меня всегда возникают сомнения: как легко все свалить на Ста­ лина. Но ведь для команди- ров у западной границы не было новостью, что начнется война. Я. И. Алкснис, на­ чальник ВВС СССР, еще в 1936 году предупреждал: «АэродромыВоенно-воздуш­ ных сил Красной Армии с первых же часов войны явят­ ся главным объектом напа­ дений авиации противника. Возможно, что этим нападе­ нием и будут начаты военные действия». Почему бы не перелететь на запасные аэро­ дромы, рассредоточить и за­ маскировать самолёты, при­ думать другие действия, ко­ торые обеспечили бы нашу боеготовность и не нарушали бы приказ Сталина? Смогли же так поступить вОдесском военном округе! Установленные авиаци­ онные рекорды в середине 30-х наряду с чувством гор­ дости действовали в какой- то степени успокаивающе. Возглавлял авиационную промышленность печально известный Михаил Кагано­ вич, резкий в суждениях, вспыльчивый. Под горячую руку ему было лучше не по­ падаться. Наши лётчики встреча­ лись с немецкими самолета­ ми еще в небе Испании. В Испанию прибыли не рядо­ вые лётчики, а цвет нашей авиации — лётчики, имев­ шие отличную боевую под­ готовку. А если добавить их смелость, отвагу, то понят­ но, почему вначале они одер- живали победы над немец­ кими пилотами. Когда же к концу войны в Испании гитлеровцы усовершенство­ вали свои машины и те стали превосходить по лётным, тактическим и боевым каче­ ствам наши, это сразу не было оценено. Сталин понимал значе­ ние авиации, и последовали одно за другим ряд важных решений ЦК партии и Со­ внаркома СССР о развитии авиационной промышлен­ ности и создании новой бое­ вой техники. Заменили и наркома авиационной про­ мышленности. Этот пост занял Алексей Шахурин, до того первый секретарь Горь­ ковского обкомаКПССи при этом человек с авиационным образованием и опытом ра­ боты на крупном авиацион­ ном заводе. Времени для модерниза­ ции авиапарка, тем не ме­ нее, не хватило. И только к концу 1942 года по выпуску самолётов мы сравнялись с Германией.А в 1943-м со­ ветская авиационная про- мышленность стала вновь лидером. Беззаветная преданность Родине первых героев на­ чинавшейся Великой Отече­ ственной стала вдохновляю­ щим примером для тысяч лётчиков, которым суждено было провести краснозвёзд­ ные машины над фашист­ ским Берлином. СОВРЕМЕННЫЕ МЕМУАРЫ ! ^ Я 2 Я Я б Я б р б Э , я р ы л я ш я я Я 6 .Х 6 Ш Й и на земле В небе Алексей Маликов Мне в жизни повезло: я служил в ВДВ, мне выпала честь быть воином-десант- ником. Пусть я получал ранения, причем тяжелые, пусть оказывался на волосок от смерти, по- прежнему у меня перехва­ тывает дыхание, когда в ушах звучит песня десант­ ников. Только бетер, только бетер Возле сажоео биска. Лучше н ету бойск на сбете, ?еж десантные бойска. До призыва я мечтал стать военным моряком, по вечерам занимался вЛипец­ ком морском клубе при ДО­ СААФ. Но служить меня направили в Белоруссию. Вероятно, командиры учли, что до армии я занимался спортом, был перворазряд­ ником по лыжам, волейбо­ лу, боксу, и решили, что мое место — в ВДВ. Витебск, 103-я воздуш­ но-десантная дивизия. Здесь впервые надел я военную форму, прошел курс молодо­ го бойца, принял присягу и совершил первый прыжок с парашютом. Это была осень 1964 года. Нас учили заме­ чательные учителя —участ­ ники Великой Отечествен­ ной войны. Нередко занятия начинались с их фронтовых рассказов. Да и то, что мы оказались в Белоруссии, в краю, где всюду оставались следы той войны, где почти у каждого села братские могилы, за которыми забот­ ливо ухаживали жители, где нам доводилось обезврежи­ вать взрывчатые вещества, лежавшие в земле со времен боев, действовало на нас по- особому. А после учебного подраз­ деления — «дан приказ ему на Запад»: меня направили в Группу советских войск в Германии (ГСВГ). Огневая подготовка сменялась спе­ циальной, тактика — во­ ждением боевой техники, прыжки с парашютом — за­ нятиями по минно-подрыв- ному делу. Этому было под­ чинено все время. Осенью 65-го я участво­ вал в учениях войск Вар­ шавского договора. Это было ответственное, трудное и очень впечатляющее испы­ тание. Учения шли на суше, на море и в воздухе, свое мастерство показывали все рода войск. Мы знали: за нами следят военные во всем мире, и прежде всего натов­ ские штабисты. Позднее я еще десять раз участвовал в таких грандиозных учени­ ях. И неизменно убеждался: это была сила, с которой вы н уж д е н о с ч и т а т ь с я НАТО. А весной 1966-го десант­ ников стали готовить для переброски на юг. В начале апреля нас подняли по бое­ вой тревоге и— на аэродром. Перелет в Гданьск. Там на рейде уже были наготове корабли. Они вошли в порт, началась погрузка оружия, боеприпасов, техники. И вот двенадцать судов вышли в море... В нейтральных водах на палубу разрешали подни­ маться только в темноте, по ночам. За нашим караваном следовали военные корабли США и других натовских государств. Порой подходи­ ли совсем близко, до нас на чистом русском языке до­ носились выкрики. Мол, вот вы сидите в трюмах, о вас плохо заботятся, а мы жи­ вем хорошо, весело ... Но этот «агитпроп» на моих товарищей никак не дей ­ ствовал. Однажды, впрочем, вый­ дя ночью на палубу, мы не увидели иностранных су ­ дов. Моряки сказали, что теперь нас сопровождают две советские подлодки. Когда одна из них всплыла на поверхность, «веселый» эскорт чужаков как ветром сдуло. Вновь иностранцы показались лишь в Среди­ земном море. Только мы на них уже не обращали вни­ мания. На тридцать восьмые сутки караван прибыл к месту, где Нил впадает в Средиземное море. В порту мы приступили к разгрузке. Стояла сорокаградусная жара. Мы с нетерпением ждали, чтобы подвезли пре­ сную воду. В Египет мы прибыли по просьбе тогдашнего его пре­ зидента Насера. Этой респу­ блике постоянно угрожали Израиль и США. Оружие и боеприпасы доставлялись на северный берег Суэцкого канала в распоряжение еги­ петской армии. Там, на по­ лигоне, мы обучали египтян пользоваться техникой . Кроме того, приходилось помогать военным морякам разминировать канал — мины остались в наследство от англичан. Тогда многие африкан­ ские, азиатские и южноаме­ риканские государства осво­ бождались от колониальной зависимости, и Советский Союз считал своим долгом оказывать им поддержку. Год служили мы вдали от Родины, на арабской земле. Много испытаний выпало на долю. С января 1967 года над египетской территорией начались провокационные полеты израильской авиа­ ции. Случалось, она обстре­ ливала и наше расположе­ ние. В один из мартовских дней моему отделению по­ ставили задачу: помочь египтянам в организации обороны на дальних подсту­ пах к Суэцкому каналу. Вы­ летели на вертолете. Выпол­ нив задание, возвращались к себе. Неожиданно появил­ ся израильский самолет и открыл огонь по нашему вертолету. Тот загорелся. Покинуть машину с пара- шютами не удалось — до земли было не более пятиде­ сяти метров. Летчики суме­ ли вырулить к склону песча­ ного бархана. Пылающий вертолет, приземляясь, не­ сколько раз перевернулся. Мы чудом остались живы. Я, однако, получил ожоги, повредил позвоночник. Меня с другими ранены­ ми отправили в Москву. Ожоги лечили в Централь­ ном военно-медицинском госпитале в Подольске. А с позвоночником помог леген­ дарный доктор Касьян с Украины. Благодаря ему обошлось без операции . Мало того, я поправился на­ столько, что был призван годным для продолжения службы. После окончания ее я решил стать профессиональ­ ным военным. Довелось пе­ режить и повидать немало, например, участвовать в чехословацких событиях. Получил и еще одно ране­ ние. Но, повторяю, я ни о чем не жалею. Напротив — горжусь, что более двадцати пяти лет отдал защите Оте­ чества. Не хочу здесь пи­ сать, как живется нынче нам, ветеранам воинской службы, жаловаться и сето­ вать. Но не могу промолчать о главном: какой болью от­ зывается в сердце, когда армию шельмуют, унижа­ ют, когда ни во что не ставят веру, верность, жертвы и фронтовиков, и моего поко­ ления. Тем не менее профес­ сию защищать Родину ни­ кто не отменял. И я надеюсь, что дух наших Вооружен­ ных сил возродится, они вновь обретут былую мощь. А служить будет считаться, как и во времена моей моло­ дости, делом почетным, до­ стойным настоящих муж ­ чин, патриотов. 2 августа мои друзья-де­ сантники отм етят свой праздник. Он связан, между прочим, с высадкой первого вмире парашютного десанта в 1930 году. Это дата рожде­ ния наших Воздушно-де­ сантных войск. Хочу по­ здравить бойцов «крылатой гвардии» — и тех, кто от­ служил, и тех, кто служит. И тех, кто мечтает надеть форму десантника.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz