Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

№ 14/24142/26 ЯНВАРЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА — Более семидесяти разноплановых ролей, десятки поставленных спектаклей, среди кото- рых одни из самых люби- мых липецкой публикой — «Аделаида» и «Лист ожиданий», а кем все же, Николай Петрович, вы в первую очередь себя ощу- щаете — актером или ре- жиссером? — Театральным дея- телем. А если серьезно, то я всегда разделяю эти две профессии.Когдая ставлю сам, то никогда не играю в своих спектаклях, играю у других — принимаю их режиссерскую трактов- ку образов. По-другому у меня не получается. —Сложнолибыловхо- дить в образ Машу после того, как эту роль испол- нил постановщик спекта- кля, главныйрежиссер те- атра Сергей Бобровский? — По-моему, у нас по- лучился совсем другой спектакль. И дело не толь- ко во мне, трагически по- гиблаОляМусина (Элеоно- ра), ушел из театра Борис Комков (Поло). Сергей Александрович считает, что главного героя — ху- дожника Машу — обя- зательно должен играть режиссер, только он мо- жет почувствовать тонкую грань между творческой свободой и несвободой. Мне показалась эта роль интересной, в жизни я сам постоянно задумыва- юсь над этими вещами. Обновленный спектакль с ДианойКорсс иМаксимом Завриным получился как- то острее что ли. Впрочем, судить об этом зрителю. —Авсежеизначально мечтали вы о профессии режиссера или актерская карьера казалась вам бо- лее привлекательной? — Конечно, в детстве я мечтал о сцене. Рос в самойобычнойсемье, вма- ленькомпоселке вЮжной Сибири. Но дома всегда была творческая атмосфе- ра. Папа в юности хорошо рисовал, к сожалению, на фронте он был тяже- ло ранен, потерял руку и глаз и не смог продолжать заниматься искусством. Мама прекрасно пела, но предпочла семью карьере певицы. Пожалуй, во мне родители видели вопло- щение их несбывшихся желаний. С детства я вос- питывался в свободном духе. Желание петь, изо- бражать какие-то сценки былоуменявсегда.Вовсех представлениях школь- нойсамодеятельностиуча- ствовал автоматически. Одновременно серьезно увлекался спортом— бок- сировал, играл в футбол и баскетбол, занимался легкой атлетикой. Осо- бенно хорошо получалось у меня с баскетболом, но, увы, росточка не хватило. Глупоидтивпрофессиона- лы, если ты не Гулливер. Поэтому после раздумий о выборежизненного пути я поступил вНовосибирское театральное училище. Вот там уже во время учебы появилось желание ста- вить самому. —Из Сибири вЛипецк путь неблизкий. Чем вас привлек наш город и те- атр? — Ну, это целая эпо- пея. После училища я успел поработать в разных театрах Сибири. Потом за- хотелось резко поменять свою жизнь, и я отпра- вился в Среднюю Азию. Выхожу из самолета и словно попадаю в другой мир. Конец осени, а люди ходят в легких рубашках и сандалиях, все вокруг какое-то нереально яр- кое, небо насыщенного синего цвета, как на дет- ском рисунке. Я служил в театре в таджикском городе Ленинабад (сейчас он называется Ходжент). Сгастролями по воинским частям объездил потря- сающиеместа—Хиву,Ко- канд, Бухару. Побывал на самойюжнойточкеРоссии — Кушке. Там на сопке, нашпигованной скрытой военной техникой, уста- новлен большой, метров 12, православный крест. Игралимынарусском,нос национальнымколоритом. Помню, у меня была от- рицательная роль муллы, противящегося советской власти. Местные пейзажи не забуду никогда. Едешь по пустыне на гастроли в Учкудук, шахтерский город золотодобытчиков, высунутые из окна маши- нырукиобжигает горячий воздух, а всядорога усеяна раздавленными змеями. И красиво, и жутковато одновременно.Летомстоя- ла такаяжара, что купать- ся можно было только до семи утра, в семь пятнад- цать уже обгораешь. Зато в ноябре еще можно было ходить на пляж, в феврале начинали цвести сады. В Средней Азии со- стоялась наша свадьба. Большой стол стоял пря- мо под открытым небом среди украшенных све- тильниками зарослей на берегах арыка. Красота необыкновенная, будто пируешь в каком-то таин- ственном дворце. Но скоро первые восторги прошли, и я начал задумываться о перспективах. Театр хотя и имел республиканский статус, но выступал пре- имущественно в неболь- ших залах для русскоя- зычных военных и шахте- ров, местному населению наши спектакли были не особо интересны. Что я делаю здесь, зачем, в этом ли мое предназначение? Я постоянно терзал себя этими вопросами. Вскоре родители жены, северяне, решили перебраться с Чу- котки на Большую землю. Практически случайно купили в Липецке коопе- ративнуюквартиру.Летом 1977 года я приехал к ним отдохнутьпосленеудачной попытки поступить учить- ся на режиссера. Здесь СОБЕСЕДНИК «ЛГ» | Заслуженный артист России Николай Чебыкин : «Мечтаю говорить со зрителем о вечном» Сергей Малюков У режиссера Липецкого государственного академиче- ского театра драмы имени Льва Толстого, заслуженно- го артиста России Николая Чебыкина сейчас в жизни наступил интереснейший, насыщенный событиями период. Не успел отгреметь юбилейный бенефис, на котором Чебыкин впервые предстал перед публикой в роли художника Машу в пьесе «Месье Амилькар» Ива Жамиака, а режиссер уже с головой погрузился в новую работу. В театре в разгаре репетиции спектакля «Комната невесты» по пьесе Валентина Красногорова, премьера намечена на 24 февраля. О творчестве, времени и себе Николай Чебыкин размышляет в беседе с журналистом «Липецкой газеты». я узнал, что в феврале в театре появился молодой талантливыйпостановщик Владимир Пахомов. Мы познакомились, и вот уже большетридцатилетяслу- жуискусствуздесь.Ноког- да нашХуррам Касымов в очередной раз собирается навестить родственников в Таджикистане, я всегда прошу передать от меня привет этому чудесному краю. — Как складывались отношения с худруком, ведьдвумтворческимлич- ностям с режиссерски- ми амбициями непросто ужиться на одной пло- щадке? — Главный режиссер обязанбытьдиктаторомпо своейприроде.Нопривсей импульсивности характе- ра Владимира Михайло- вича мы всегда находили общий язык. Начинал я с острохарактерных ро- лей — всяких зверушек в детских спектаклях, комсомольцев-бюрократов в сатирических агитках. Но сразу обозначил свое стремление ставить само- му. Работал ассистентом у Иосифа Райхельгауза, Виктора Явича, когда они делали у нас спектакли. В 80-м поступил на режис- сера в «Щуку», Пахомов поддержал мое решение. ЗакончивЩукинскоеучи- лище в 1986 году, стал ставить сам. Конечно, бы- вало всякое, порой мы ссорились сПахомовым, я уезжал ставить свой спек- такль в молодежном теа- тре Казани. Но проходило время, отступали эмоции, и мы понимали — пора мириться. — Казалось бы, меч- ты начали сбываться, вы сталирежиссером, откры- лись новые возможности, какнаступилидевяностые ипривычныйукладжизни страны был в одночасье разрушен. Какработалось вам в эти годы? — Время действитель- но было очень тяжелое. На излете перестройки по традиции мы поехали на большие летние гастроли, еще не зная, что в послед- ний раз. В Кишиневе на площади рядом с театром —многотысячные митин- ги. Две толпы с разными лозунгами ифлагами друг против друга. Жесточай- шее напряжение между людьми буквально висело в воздухе. Казалось, еще чуть-чуть, и насилие уже не остановить. Так потом ивышло. Схожее предчув- ствие гражданской войны не покидало нас в Прибал- тике.Ккиоскамсо свежим «Огоньком» выстраива- лись огромные очереди. Всех интересовало, кого еще разоблачит Коротич, тут уж не доШекспира. Трансляции съездов народныхдепутатовпопо- пулярности превосходили любые постановки. Потом выяснилось, что даже те небольшие суммы, кото- рые мы получили за спек- такли, съела инфляция. Билеты на поезд, номера в гостиницах резко по- дорожали, наших денег не хватило даже, чтобы выйти в ноль, пришлось занимать. Трудно очень жилитогда, сложившийся десятилетиями порядок вещей разом полетел под откос. И я стремился в творчестве как-то осмыс- лить то, что происходило в стране. Меня многие тогда ругали за спектакль попьесеСигарёва «Чёрное молоко»: мол, зачем тебе эта чернуха? А ведь ее герои—молодыеторгаши- челноки — задаются из- вечными вопросами: как жить, кем быть? Страшно вспоминать, через что мы все прошли. Сейчас смут- ные времена закончились, люди стали жить лучше, и на повестке дня уже со- всем другие проблемы. —Ввашемновомспек- такле «Комната невесты» шестнадцать действую- щих лиц, и среди них ни одного мужчины. Чем вас привлек стольнеобычный сюжет? — Найти хорошую со- временную пьесу очень трудно. Читаешь массу произведений и тут же забываешь их героев. Чем старше становишься, тем ближе тебе классика, хочется в стотысячный раз отыскать что-то свое в Гоголе или Шекспире. Мечтаешь говорить со зри- телем о вечном. Тебе непо- нятен даже язык ишутки молодых авторов. К счастью, есть при- ятные исключения. «Ком- ната невесты» — из их числа. Необычно место действия — комната во дворце бракосочетания. ГлавнаягероиняНаденька (ее играет Лиля Ачкасова) любит и собирается выйти замужзасвоего неказисто- го избранника, а общество против ее решения. Всем кажется, что для нее есть более достойный кавалер — богатый, красивый, любящий. Такой вот не- простой конфликт разума и чувства. Все ждут жени- ха, а он все не идет на свою свадьбу… Тут и комедия, и мелодрама. Что есть на- стоящая любовь? Это в первую очередь жертва и прощение, готовность принять любым того, кого любишь. Вот об этом я и стремлюсьпоразмышлять. У каждой женщины в комнате невесты свой от- вет на этот вопрос. Чтобы спектакль получился до- стоверным, ходил в наш дворец бракосочетания, общался с сотрудниками, слушалисторииизжизни. Так получилось, что пре- мьера состоится на муж- ской праздник, такой вот особый подарок от наших прекрасных дам. Думаю, мужчинам будет очень интересно узнать, о чемсе- кретничаютдамынаедине. — А женщины вашей семьи принимают ваши жертвы во имя любви к Мельпомене и не ревнуют к ней? —Артист, режиссер — очень тяжелые профессии. Успех приходит далеко не сразу и не ко всем, необ- ходимы черновой изнури- тельныйтруд,бесконечные репетиции, заучивание новых ролей. Я люблю все это, тут уж ничего не по- делаешь. И домашние пре- красно это знают. Но своим детям такой судьбы я не хотел. Дочери выбрали себе иной путь. Хотя в детстве им случа- лось выходить на сцену, изображая маленьких де- вочек, но, кмоейогромной радости, они никогда не хотеливсерьезбытьактри- сами, предпочтя изучение языков. Старшая дочь работает вМоскве,ужесемьлетвну- ку. Когда ему был годик, я при свидетелях принес его на сцену, пусть потом не говорит, что дед не по- способствовал стать арти- стом. Младшая закончила Сорбонну, сейчас с мужем работает в Америке, под- растает внучка, ей недав- но год исполнился. Так радостно видеть их лица по скайпу, хотелось, чтоб почаще навещали. О секретах мастерства в кругу коллег. ФОТО ПАВЛА ОСТРЯКОВА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz