Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА I№ 139 / 24267/20 и ю л я 2012 7 ВРЕМЯ ВЫБРАЛО НАС I ^ 9 - 5 - Л С ^ М Ю с о О н я с м л о О а л с р с о х о н о м е р а « ^ М Л С Ц К О М 2 0 3 C W M ^ О местоимениях и правде жизни Первая большая заметка, ко торую я,семнадцатилетний сель ский мальчишка в ранге корре спондента сочинил для районной газеты, начиналась так: «Меня разбудил на рассвете крик пету ха, и я выбежал во двор, чтобы умыться из деревянной бадейки студеной колодезной водой...» Этодейство происходило вселе Жерновное Долгоруковского рай она, где я, не успев за день набрать материала для очерка о председа теле колхоза Иване Матюхине, заночевал вдоме комсомольского секретаря. Помню, что свой опус я живописал подробностями о запахе утренней росы, о посвисте перепелов в пшеничном поле, о гулком рокоте комбайна и тугих Первые членыСоюзажурналистов СССРотЛипецкой области. Леонид Винников, ветеран липецкой печати 20 июля 1957 года 15 газетных работников Липецкой области получили членские билеты Союза журналистов СССР. От этой даты и отсчет истории областной журналистской организации... струях золотого зерна, льющихся из хобота хлебоуборочной маши ны в железный кузов самосвала. Все эти любовно выписанные мною приметы деревенского бы тия обрамляли рассказ о руково- дителе-новаторе. В моем очерке он рассказал о многих вещах, о которых говорить тогда было не принято. Например о том, почему русская деревня, некогда жившая в нравственной и бытовой чисто те, потонула в самогонном море алкоголя и океанах мусора и не чистот. Говорил об этомМатюхин с душевной болью и предлагал некоторые рецепты излечения от явных деревенских болячек. Причем, глядя на мое юное лицо и понимая, какой я в жизни не смышленыш, он советовал: «Ты пиши так, словно передаешь мои мысли, а сам как бы ни при чем. Вроде карданного вала в маши не...» Так я и поступил, понимая, что член райкомаКПССМатюхин — авторитет, а я — никто. Читая строчки, рожденные в пылкой творческой душе начи нающего журналиста, редактор газеты Михаил Яковлевич Мо розов шевелил губами, хмыкал, сдвигал на лоб очки и окидывал меня укоризненным взором, слов но спрашивая: «И откудатытакой умный?» Наконец, взяв в руки толстый красный карандаш, он каждую страницу моего творения аккуратно, со смаком перечер кнул крест-накрест. И сказал: —Запомни на всюжизнь: всо ветскойжурналистике не принято «якать». Местоимение «Я» — это у эсеров, это их часть речи. А у нас, большевиков, говорят «Мы». — Как это? — не понял я. — Надо, значит, писать «мы выбе жали», «мы умылись»? — Не ёрничай. Писать надо так, как пишет «Правда». А где ты там видел «я»? Везде — мы. Я —это неприлично. Это стыдно. Ты чтоже, умнее всех? А у нас, между прочим, страна коллективных действий. Одиночки — это вы скочки. Индивидуалисты. Част ники... И этот твой Матюхин... Совсем из ума выжил? Кому нужны его разглагольствования? У него колхоз что — частная ла вочка? Надо идти в одном строю, а не шагать по обочине. Вот такой был монолог моего первого учителя в журналисти ке. Он так впечатлил меня, что много лет я шел в журналистике в общем строю. Исправно писал заметки, и моя фамилия была достаточно известна. Но в любой, даже очень большой—размером в целый газетный лист — статье не было ничего авторского. Ничего личного. Не просматривалось личностного отношения к факту. Не было основанных на анализе материала моих собственных оценок, собственных выводов... Так было тогда принято! В этой традиции советской журналистики заключался хотя и странный, но определенный смысл. Во времена Сталина и Хрущева, а затем по инерции и при других вождях человек не мог гордо сказать «Я», потому что отдельной личности у нас встране как бы и не существовало. Была историческая общность «совет ский народ», от имени которого что-тоодобряли, что-то отвергали, клеймили или приветствовали. Мнение отдельного человека, его оценки и суждения никого не интересовали. У Петрова или Иванова, будь он рабочим или даже секретарем обкома партии, был свой шесток, свое место, опре деленное инструкциями, нормами партийной этики, служебными предписаниями. Связанные по рукам и ногам умные люди вы ходили на высокие трибуны съез дов и конференций, собраний и форумов и говорили шершавым языком плакатов... До поры до времени... Случилось это при Никите Сергеевиче Хрущеве — неудач ливом реформаторе, но яром по борнике смелых перемен вжизни советского общества. В 1956 году среди газетчиков разнесся слух, что мы, как и писатели, будем объединяться в свой творческий Союз. Хватит, дескать, колоть орехи в одиночку. Надо сообща. Об этом всвоих речах говорил зять Хрущева, главный редактор газе ты «Известия» Алексей Аджубей. И действительно, втомже году Политбюро ЦК приняло решение об организации Союза журнали стов СССР. А потом как по коман де в областях стали создаваться оргбюро. И 20 июля 1957 года в ряды еще законно не существу ющей творческой организации были приняты первые члены, в том числе и 15 журналистов Липецкой области — в основном работники ее главной газеты — «Ленинское знамя». Еще че рез год у нас состоялась первая журналистская конференция, и липчане избрали на учредитель ный съезд нового Союза четырех человек. В том числе и моего на ставника Михаила Морозова. В Москву в ноябре 1959 года вместе с ним отправились работники областной газеты «Ленинское знамя» Леонид Башкуров иАлек сандр Юданов, а также редактор молодежного издания «Ленинец» Александр Тацитов. В столице в самом пышном тогда Колонном зале Дома союзов они прослушали вдохновенную речь нашего партийного и госу дарственного лидера. Старик умел зажигать сердца! И хоть не всем понравилось сравнение журна листов с «приводными ремнями партии», но пишущей братии по душе пришелся призыв яростно бить по недостаткам и разоблачать разных проходимцев, виновных в том, что мы по всем статьям пле темся позади Америки. Призыв был услышан. И не только в Москве, но даже и в районных газетах. Михаил Яков левич Морозов, как и многие его сверстники, был сыном своего времени. Он свято верил в идеалы коммунизма и усердно их пропа гандировал в газете. Но при всем при том его отличала высокая профессиональная выучка. Он чувствовал газету как хороший гармонист — баян, и, как тот мог на слух воспроизвести любую мелодию, так и Морозов умел писать ярко и образно. В любых жанрах. Будь это отчет с унылого партийного собрания или очерк о колхозном комбайнере. И, самое главное, Михаил Яковлевич остро чувствовал тему. Я помню, как он негодовал по поводу чаще всего бестолковой траты денег в сель ских Советах из средств местного самообложения. — Дороги надо строить, ком муникации вдеревнях проклады вать. А то и воды нет, и по грязи, как по волнам, плаваем... Эти мысли (без «я», конечно, чтобы не нарваться на жесткий отлуп другого Михаила — перво го секретаря райкома КПСС Ще- мелинина Михаила Егоровича) и начал после поездки в Москву проповедовать в газете Морозов. Без резких, так сказать, тело движений. Но, тем не менее, из номера в номер... Сейчас может показаться: и что, мол, в этом особенного? Но мы были детьми своего времени. А время отличалось ижесткостью, и жестокостью. В долгоруковской газете тогда еще работала ветеран печатиМарияФилимонова, а вак тивных селькорах у нас числился ее однофамилец краевед Николай Филимонов — вгоды войны он ре дактировал нашу газету. Собрав шись вместе, они вспоминали, как ночами по буковке проверяли в статьях фамилию Сталина. Не дай Бог, случится опечатка, загре мишь по 58-й влагеря наМагадан. Страх — это ужасное чувство, и оно в нас проявлялось в разных ипостасях. У газетчиков прежде всего — во внутренней самоцен зуре. Когда надо сказать «а», а ты сам себе это запрещаешь и с натугой выводишь «б», вытирая испарину со лба... Мы были в плену противоречий. Журналистика современной России и былой Страны Советов разная. Ее даже сравнивать не корректно. Во многих российских газетах журналисты не стесняют ся своего «я», озвучивают точку зрения и отстаивают ее смело и решительно. Но все больше и все чаще газеты и их сотрудники ни чем не отличаются друг от друга. Один и тот же жанр — заметка. Один и тот же — по стандарту — текст... Говорю не о всех — и из правила есть исключения. Но нет уже той страсти, с которой работали наши предшественни ки-журналисты. Неслучайно вот уже пять лет Союз журналистов России пытается расшифровать формулу «Как вернуть печатно му слову доверие читателей?» Может, наше слово стало равно душным? ПРЯМАЯ ЛИНИЯ I ^ С О Н М Э М м л О б й Я О б ОШ 6СШ М Л НО О О Я р О С М н а ш м л ч м ш а ш с л с М «Культуру надо спасать всем миром...» Сегодня у художественного руководи теля и главного балетмейстера государственного ансамбля танца «Казаки России», народного артиста страны Леонида Милованова день рождения. И так получилось, что буквально накануне Леонид Петрович пришел в редакцию «Липецкой газеты» и пообщался с жителями области по прямой телефонной линии. Наиболее интересные из ответов на вопросы читателей мы предлагаем сегодня вашему вниманию. —Здравствуйте, Леонид Петрович! — Здравствуйте! — Я большая поклонница вашего творчества, с удовольствием смотрю выступления «Казаков». Каждый раз, проезжая мимо старого здания киноте атра «Октябрь», я думаю: когда же его отремонтируют? Какие перспективы у этого здания? И где вы сейчас вообще размещаетесь, репетируете? — Мы репетируем в бывшем учеб но-курсовом комбинате на Доватора. Мы ждем, когда отремонтируют «Ок тябрь», который станет многофунк циональным учреждением культуры. И лед уже, как говорится, тронулся. Глава области Олег Петрович Королев принял решение его восстанавливать, и, надеюсь, не за горами то время, когда мы с коллегами туда переедем. Планируется, что не только «Казаки» будут там выступать, но и другие наши коллективы, оркестры. Сейчас пока оформляется проектно-сметная до кументация, потом начнется ремонт. — Леонид Петрович, рада, что до звонилась до вас. Слышала, у вас есть детская студия при ансамбле. А как туда можно попасть? У меня племян ник мечтает об этом. —У нас всегда в конце августа идет прием для детей с пяти лет. Вашему племяннику сколько? — Девять. — А он где-то занимался до этого? — Ходил в школу искусств. — Тогда приходите, определим степень его подготовки и в какой класс ему лучше пойти. — Спасибо большое, до свидания! — Ждем. — Меня зовут Игорь. Интересно ваше отношение к партии, название которой полностью совпадает с на званием вашего коллектива — «Ка заки России». Не хотите ли вы стать визитной карточкой этой партии, не собираетесь ли вы в нее вступить? — Признаться, впервые слышу о ней. — Она совсем недавно была заре гистрирована. — Я не политик, занимаюсь искус ством, творчеством. Хотя с политикой я соприкоснулся не так давно, когда возглавлял региональный штаб Народ ного фронта по поддержке Владимира Путина. Но это все же не моя стезя. А поддержать могу эту партию— наших казаков. Я уже вхожу вобластной Союз казаков, являюсь помощником атама на. Главное, чтобы казаки занимались делом, а не болтологией. — Леонид Петрович, очень рада возможности пообщаться с вами. Рада, что волею судьбы вы попали к нам в Липецк. — Спасибо, но я здесь родился. — Да?! Но у вас же была возмож ность выбрать и другой город... — Конечно. Я работал и в Кубан ском хоре, и вСтаврополье. Но потяну ло домой. К тому же мне предложили создать здесь коллектив. В общем, обстоятельства сложились удачно. — Говорят, что кроме ансамбля у вас много увлечений. Например, пче ловодство. — Нет, этим брат мой занимается. У меня на такие шалости времени не хватает. — Но вы хотя бы знаете вкус на стоящего меда. Как отличить его от подделки? —Настоящий мед должен кристал лизоваться. Если этого не происходит, значит, что-то туда намешали. А еще, помню с детства, учили: берешь хи мический карандаш, опускаешь его в капельку меда. Если он разбавленный, то карандаш начинает растворяться. —Здравствуйте, Леонид Петрович! Попов Евгений Иванович, Липецк. Вы много гастролируете за границей. А в районы вы выезжаете или не полу чается? — Мы выступаем в районах. Такие выезды у нас каждый год в плане, и мы его выполняем. Нельзя же оставить на шего зрителя без внимания. Правда, у нас проблемы с транспортом. Нашему автобусу уже 23 года. Власти обещали нам в этом вопросе помочь. — Леонид Петрович, добрый день! Меня зовут Мария. Иногда читаю новости о ваших выступлениях в Ин тернете и удивляюсь, какое количество негативных, иногда просто хамских комментариев встречается. Как вы ду маете, кто к вам так плохо относится? Ведь это странно: хороший коллектив — и такое отношение. — На подобные комментарии я просто не реагирую, даже и не читаю их. Мне просто жалко этих людей. Кто это — понятия не имею. Недругов у нас вроде бы нет. Мы никому дорогу не переходим, занимаемся своим делом. Наверное, кто-то завидует успеху кол лектива. Я желаю этим людям только здоровья. А их поступки потом Господь Бог разберет. —Здравствуйте, Леонид Петрович! Это Александр Иванович,город Ли пецк. Как вы лично относитесь к про вокации, устроенной в храме Христа Спасителя девицами из группы с не удобопроизносимым — ни по-русски, ни по-английски — названием. И как вы считаете, надо ли их наказывать по закону или помиловать по требованию либеральной интеллигенции? — Думаю, наказывать их сильно, как некоторые требуют, не надо. Они же никого не убили. Наказание должно быть строгим, штраф большой, напри мер, но лишать свободы — я против этого. Они уже и так несколько месяцев отсидели. А лишнее внимание к ним, к их поступку этим девицам только на руку. Вся шумиха вокруг них — тоже реклама. Зачем она нужна? Поймали, наказали, забыли. — Я вас понял, спасибо. —Леонид Петрович, здравствуйте! Меня зовут Роман. Скажите, а как вы в целом относитесь к современному казачеству? — Вначале, когда только начина лось возрождение этого движения, много было ряженых. Надели брюки с лампасами — сразу себя в атаманы пишут, требуют регалий, особого от ношения. Сейчас вроде бы вся эта муть уже прошла. Начинается серьезная, кропотливая работа по восстановлению казачества. — То есть вы считаете, что настоя щие казаки еще остались? — Да, есть и казаки настоящие, и серьезное отношение, когда не просто бравируют с шашкой, а делом занима ются. У нас в области много таких лю дей. Вот был на последнем отчетно-вы борном казачьем кругу, что проходил в Липецке совсем недавно. Порадовался, что молодежь потянулась к казачеству. Наверное, люди понимают, что казаки — это оплот государства. Это порядоч ность, честность, мужественность. — А у вас самого есть казацкие корни? — Есть фотография, на которой дедушка с конем. Но никаких доку ментов, подтверждающих казацкое его происхождение, не сохранилось. — У меня еще вопрос. Многие «звезды» не смущаются зарабатывать, выступая на корпоративах. Как вы к этому относитесь? — Нормально. Я разрешаю арти стам в свободное время выступать на частных праздниках. Считаю, надо дать возможность заработать. Если я сейчас запрещу им подрабатывать, они бросят коллектив, все развалится. — Добрый день, Леонид Петрович! Владимир. Я работаю учителем в До- бровском районе. Спасибо за ваш труд. Хотелось бы узнать ваше мнение: могут ли сегодня творческие коллективы быть самоокупаемыми? Или без под держки государства не обойтись? — Спасибо за вопрос. На самооку паемости коллектив не выживет. Мы народное творчество бережем, русскую песню, сохраняем танцевальное ис кусство. Если же уподобимся попсе, то потеряем свои корни. И не только мы— любой оркестр, театр нуждается в фи нансовой поддержке. Здесь нельзя ску питься. Иначе коллективы развалятся. Уже сейчас чувствуется кадровый де фицит. Не хватает танцоров, музыкан тов, звукорежиссеров, осветителей. А в итоге все это может привести к упадку культуры в целом. В 70-80-е годы разве можно было услышать, чтобы кто-то матерился на остановке, в автобусе? Сейчас этого не стесняются. Сделаешь замечание — еще сам же и получишь за него. Богатый русский язык свели к нескольким непечатным выражениям. Падение культуры — большая беда на шего общества. Чтобы остановить этот процесс, нужны серьезные средства, совместные усилия общественности и государства. «Прямую линию» провела Софья Вобликова. ЗАРЯЖЕН ПО ПОЛНОЙ СПРАШИВАЙТЕ В МАГАЗИНАХ ВАШЕГО ГОРОДА. В 2 РАЗА БОЛЬШЕ СТРАНИЦ НА СТАРТЕ Лазерный картридж в 2 раза большего объема в комплекте с принтером! плюс три года гарантии?. Картридж большего объема поставляется в комплекте со следующими моделями принтеров: HP LaserJet Pro PI 102, HP LaserJet Pro PI 102s, HP LaserJet Pro PI 102w, HP LaserJet Pro Ml 132, HP LaserJet Pro Ml 132s, HP LaserJet Pro M1212nf, HP LaserJet Pro M1217nfw , HP LaserJet Pro M1536dnf. Подробности на сайте hp.ru Организатор акции ООО "Рэдком" Предложение действительно с 0 9 .0 7 .12 по 3 1 .07.1 2г. Подробности Вы можете узнать у партнера www.regard-tour.ru РЕ^АРП 2012 Preferred Й) Partner
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz