Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА I № 136 /24264 / 17 и ю л я 2012 3 Союз наш творческий Сегодня журналистское сообщество нашего региона, объединяющее свыше семисот работников средств массовой информации, обсудит на очередной отчетно­ выборной конференции самые насущные вопросы своей жизни —как творческие, так и организацион­ ные. Специалисты считают, что ныне российская пресса находится в состоянии кризиса. Падают тиражи газет и журналов, объективное освещение происходящего нередко подменяется пиаром и скры­ той рекламой. Испытывают дефицит доверия и многие телерадиоканалы. Как на региональном уровне противостоять этим негативным явлениям, как сохранить достоинство отечественной демократической и патриотической печати, радио, телеэфира? В немалой степени это зависит от отношения к накопленному за многие десятилетия опыту, традициям нескольких поколений репортеров и публицистов. На конференции пойдет речь о профессиональной ответственности журнали­ стов, об их гражданской позиции. Наверняка прозву­ чат с трибуны и имена героев наших сегодняшних публикаций. ЧТОНОВЕНЬКОГО? Награда от почтовиков Самый большой отряд липецких журналистов сегодня работает в Издательском доме «Липецкая газета», объединяющем семь различных СМИ. Среди них — набирающая популярность ежедневная вкладка в районные газеты «Регион-Вести». Ее корреспондент Игорь Плахин стал победителем конкурса, организованного управлением Федеральной почтовой связи по Липецкой области на лучший материал о деятельности по­ чтовиков. Награду Игорю вручили на собрании, посвященном профессиональному празднику почтового ведомства. «Молодежный вестник» в Москве Корреспондент «Молодежного вестника» Олеся Болышова стала одной из победительниц творческого конкурса на публикацию о малом и среднем бизнесе. Он проводился в рамках Всероссийской премии «Основа Роста» под эгидой Минэкономразвития и Российского союза промышленников и предпринимателей. Цикл публикаций в «Молодежном вестнике» о предпринимателях региона признан лучшим в номинации «За оригинальность подачи материала». Награждение лауреата состоялось в конференц-центре «Japan House» в Москве. Острое перо ветерана Один из опытнейших редакторов районок, руководитель измалковского «Сельского восхода» Валентин Михайлов, отметил юбилей. За многолетний труд Валентин Иванович удостоен разных журналистских наград. И прежде всего — Почетного знака Союза журналистов России «Честь. Достоинство. Профес­ сионализм». Михайлов также лауреат региональной премии имени А. Вермишева и премии имени Юрия Дюкарева — за лучшую публицистическую работу года. Последнюю награду ветеран районной печати считает для себя самой главной и дорогой. Идиплом, и внук Главный редактор районной газеты «Сельская нива» Татьяна Долгих стала бабушкой, у нее появился внук Артем. Вожидании столь радостного прибавления в семье Татьяна нашла время получить диплом журфака Елецкого государ­ ственного университета имени И.А. Бунина. Это второе высшее образование Татьяна Долгих получила заочно. МЫ ПОМНИМ ! 6 б 3 М м Л й Я Л й Л л й З К а б й «Благодарить судьбу свою спешу...» Александр Дементьев Он умер четверть века назад июльским вечером. Под вспышки зарниц, молний и раскаты грома. Сама приро­ да, певцом которой он был, по-своему отсалютовала, отдав писателю как бы воинские почести. А Михаил Глаз­ ков их заслужил —ведь он много писал на патриотиче­ ские темы, получил всероссийскую известность благода­ ря повести «Горюч-камень». Она была отмечена Почет­ ным дипломом Союза писателей СССР и ЦК ВЛКСМ как одна из лучших книг о войне для детей и юношества. Дочери известного поэта всегда есть о чемрассказать благодарным слушателям. А у себя на родине — в елецком селе Казаки — он был известен и как талант­ ливый журналист, главный редактор районной газеты. А главное — как человек с открытой душой, принци­ пиальный, жизнерадостный, казалось, никогда не уныва­ ющий. Хотя на самом деле был очень раним, болезненно воспринимал несправедли­ вость, что тоже обернулось ранним уходом из жизни. Не сбылась его заветная мечта: уйти на пенсию, покинув журналистский пост, чтобы все силы отдатьлитературно­ му творчеству. Но говорил он об этом, словно стесняясь, с добродушной улыбкой: «...И засяду наконец-то за свои по­ вестушки!» А творил Михаил Ива­ нович до самой кончины. В том же июле 87-го он читал автору этих строк сатири­ ческую поэму, навеянную перестроечными мотивами и реалиями районной жизни. При этом персонажи были сказочными, но писанными с натуры, а потому узнавае­ мыми. ТалантамМихаила Глаз- кова можно было только поражаться. Он был сверх всего прочего мастером са­ тирического жанра, пароди­ стом. И современниками его сборники «Даешь Парнас!» и «Пьедесталы напрокат!» были оценены по достоин­ ству. Он даже в районной газете ввел сатирическо- юмористическую страничку — «Слезай — приехали!» и сам же активно выступал в ней под псевдонимом Егор Горчишников. А как редак­ тор и журналист писатель Михаил Глазком привнес в газету литературно-публи­ цистическую изюминку. День памяти Михаила Глазкова стал днем воспо- минаний о земляке, главная книга которого «Горюч-ка- мень» до сих пор читается ельчанами. Несколько лет назад она была переиздана по инициативе районной редакции, вкоторой работал писатель, и райадминистра­ ции. А проведение в селе Казаки Глазковских чтений вдень смерти писателя стало традицией. Их организа­ торы — райгазета «В краю родном», муниципалитет и региональное отделение Со­ юза писателей России. На митинге в память о Михаиле Глазкове зам е­ ститель начальника област­ ного управления по делам печати, телерадиовещания и связи Руслана Левыкина скажет, что эта встреча по­ читателей творчества писа­ теля и журналиста, его дру­ зей и коллег в первую оче­ редь должна заинтересовать молодежь, школьников. На прозе и поэзии Глазкова нужно учиться патриотиз­ му, любви к Родине. К а з а ц к и й край по- прежнему радует таланта- ми, в том числе и юными. И в день памяти Михаила Ивановича здесь на главной площади села состоялось по­ священие пятерых учениц в поэты. Точнее — в поэтессы. Вместе с писателями на­ чинающих авторов при ­ ветствовала приехавшая на встречу дочь Глазкова Ок­ сана. Сама она тоже пишет стихи — это дар от отца. Ок­ сана Михайловна сердечно поблагодарила участников и устроителей «глазковской» встречи. День Михаила Глазкова продолжился литератур­ ными чтениями в Казацкой школе, где учился будущий писатель и где его творче­ ству посвящена большая му­ зейная экспозиция. Кстати, на той встрече поэт из села Черкассы Василий Бутов пе­ редал для нее автографыМи­ хаила Ивановича — письма главного редактора районки начинающему автору. . В школьном зале в ис­ полнении учеников звучали отрывки из произведений Михаила Глазкова. Елецкие и липецкие поэты читали свои стихи. Знавшие Глаз- кова делились воспоминани­ ями. Тут же зашел разговор о новой, будущей «глазков­ ской» встрече. И предложе­ нию о переиздании к очеред­ ному Дню памяти писателя сборника его стихов нельзя было не порадоваться. ЖИЗНЬ И СУДЬБА ! ж у р Я й Л Я С Ш Ы Я б З й б ы б й Ю Ш у Ш б Э ш я Х Я 6 Л Л 6 2 Все остается людям Две яркие личности —Иван Лесников /слева/ и Николай Страхов —навсегда останутся в памяти коллег-журналистов. Александр Дмитриев Правильно говорят: талантливый человек талантлив во всем, за что ни возьмется. Творческая судьба несправедливо рано ушедшего пять лет назад Николая Страхова убеди­ тельно это подтверждает. о Да, он был прекрасным журналистом, главным ре­ дактором старейшей в ре­ гионе усманской районной газеты «Новая жизнь». Но когда несколько дней назад его друзья, коллеги, сорат­ ники, ученики собрались от­ метить скорбную годовщину со дня смерти Николая Ни­ колаевича, стало особенно ясно, как много было дано этому человеку и сколько он успел сделать. Вотпоневоле короткие, от­ рывочные свидетельства, про­ звучавшие на этой встрече. — Николай был не про­ сто заядлым спортсменом, ведущим игроком сборной района, способным в одном матче забить сильной воро­ нежской команде «Факел» три мяча. Возглавив после службы в армии секцию туризма в местном Доме пионеров, Страхов создал спортивную секцию, кото­ рая опять-таки благодаря ему превратилась позднее в районную спортшколу. Он не жалел сил, проби­ вая средства на возведение спортивных сооружений, сам брался за организацию работы на стройплощадках. — Николай буквально излучал энергию, выдавал новые идеи и умело, вдохно­ венно их осуществлял. Сей­ час про таких людей говорят — креативные. Кажется, у главного редактора газеты всегда забот полон рот. Од­ нако Николая Николаевича хватало еще на многое. Он с товарищами затеял, напри­ мер, выпуск серий книг «Зов малой Родины» и «Гордость земли усманской». Проекты были уникальные, особенно для небольшого района. Такого нет больше нигде в России . В книгах этих представлены стихи, про­ за, публицистика земляков разных поколений, расска­ зывается о замечательных людях усманского края. — Да, ему всего было мало, он все хотел успеть. Играл в народном театре, и не какие-то там эпизоды, а главные роли. Помогал мест­ ным музыкантам, певцам, к нему тянулся творческий народ, такие как бард Влади­ мир Борзунов —егоНиколай любовно называл усманским Митяевым, или исполнители из ансамбля «Горицвет». В районе, кстати,опять же стараниями Страхова, воз­ ник и прижился фестиваль «Серебряный родник». Се­ годня над ним шефствует вдоваНиколая Николаевича Татьяна Георгиевна. Трудно разделить, опре­ делить, где кончалась ре­ дакционная и общественная деятельность Страхова и начинались, как говорится, чисто личные, дружеские его отношения с близкими по духу, по интересам людь­ ми. Вот, допустим, Николай Николаевич каждый год в мае собирал школьных одно­ кашников — выпускников 1967 года. Или устраивал в живописных окрестностях села Пластинки встречи со своими друзьями-погранич- никами. Лидер по складу характера, по темперамен­ ту, Страхов щедро тратил себя. Естественно, что с таким редактором «Новая жизнь» стала неформаль­ ным центром — обществен­ ным, культурным, поли­ тическим. Здесь не только делали газету, здесь гене­ рировали идеи, которые за­ тем нередко подхватывал, реализовывал весь район. Наверное, после того, что вы прочитали, вряд ли вам покажется всего лишь да­ нью традиции не раз повто­ ренные слова, что Николая Николаевича страшно не­ достает и усманским земля­ кам, и всему журналистско­ му сообществу Липецкой об­ ласти. Так говорили о нем и коллеги по газетному цеху, и работавшие с ним вместе на общественной ниве эн­ тузиасты, и представители власти, и приехавший на по- минальную встречу предсе­ датель регионального Союза журналистов, директор Из­ дательского дома «Липец­ кая газета» Петр Игнатов. Журналисты, которых как будто бы неудержимо несет вперед поток време­ ни, вал новостей, которые, кажется, целиком погру­ жены в заботы нынешнего дня, тем не менее обладают прочной и благодарной па­ мятью, дорожат традици­ ями, профессиональными и нравственными уроками своих учителей. Неслучай­ но, к примеру, первое, что видят посетители редакции «Липецкая газета», — это стенд с портретами ветера­ нов войны, работавших в «ЛГ». Сегодня газету делают уже ученики их учеников. Среди самых уважаемых наставников нынешнего поколения коллектива был Иван Тимофеевич Лесников. В эти дни исполнилось пять лет со дня его смерти. Как и Николай Страхов, он до последнего часа оставался журналистом, не выпускал из рук пера. Превосходный знаток сельского хозяйства, чьим мнением дорожили специалисты —от руководи­ теля региона до опытнейше­ го агронома или зоотехника, Лесников служил родной газете, родной области, зем­ лякам верой и правдой. Когда говорят о липец­ кой школе журналистики, которая отнюдь не миф, а реальность, то имеют в виду прежде всего таких газет­ чиков, как Николай Нико­ лаевич и Иван Тимофеевич. Они были хранителями ее принципов, они завещали их пришедшим на смену. КОРОТКО ^ Молодой журналист, в недавнем прошлом сотруд­ ник районной газеты «Заве­ ты Ильича», а ныне собкор «Липецкой газеты» Роман Ромашин, все активнее ос­ ваивает географию области. Теперь помимо родного Дан- ковского района в зону твор­ ческих интересов собкора входят Лев-Толстовский и Чаплыгинский районы. ^ Бывший главный ре­ дактор радиостанции «Ав- торадио-Кущевка» Сергей Микушев вернулся в аль­ ма-матер — в телерадио­ компанию «Елец». Теперь он директор ТРК. Коллеги желают ему успеха на столь ответственном посту. ЗНАЕТЕЛИВЫ... ^ ...что по данным аналитиков «Левада-Центра», опро­ сивших 1600 российских граждан в возрасте от 18 лет и старше, 62 процента из опрошенных вообще не пользуются Интернетом? ^ ... что 26 процентов граж­ дан заходят в сеть для по­ иска нужной информации; для общения Всемирную паутину используют 18 про­ центов респондентов, для поиска и просмотра видео — 13; стольким же опро­ шенным Интернет необхо­ дим «для развлечений»? ^ ... что 11 процентов опрошенных выходят в сеть, чтобы следить за последними новостями; желающих купить товары или услуги — 6 процентов, найти и прочитать книги — 5 процентов; для других целей Интернет нужен 1 проценту опрошенных? П АМ Я ТИ М А С Т Е Р А ! X * с б м я Э б с я ш я л б ш я ю с а Э я я р а ж Э б я я я Д л я Э я м я р я Право быть диктатором Владимир Пахомов /на снимке слева/ ведет репетицию. И.Неверов —Помните реплику Пети Мелузова из «Талантов и поклонников»: «Смейтесь, смейтесь надо мной! А я все равно буду свое дело делать!»? И вслед за ним мне хочется сказать: пусть все кругом развращают, а мы будем просвещать. И еще поглядим, кто из нас быстрее устанет. Так заканчивалась опубли­ кованная в середине безвременья девяностых беседа журналиста «Ли­ пецкой газеты» с народ­ ным артистом России, главным режиссером Липецкого академического театра имени Льва Толсто­ го Владимиром Пахомо­ вым. Сколько лет минуло с той поры! Нет уж е на свете и самого Владимира М ихайловича . Он ушел задолго до своего семидеся­ тилетнего юбилея, который его ученики и поклонники отмечают как раз с е г о ­ дня , семнадцатого июля 2012 года. Но сказанное им звучит остро, тревож­ но, злободневно, как будто только что произнесено. И воспринимается как завет одаренного творца, лидера заново созданного им теа­ тра идущим вслед... До Пахомова в Липецке был театр как театр, ти ­ пичный областной, каких в России немало. Меня­ лись названия на афишах, менялись режиссеры , но своего яркого, неординар­ ного, фирменного облика у коллектива даже самые доброжелательные люди обнаружить не могли. Правда, один из пред­ шественников Владимира Михайловича делился со мной заветным: вот сделать бы в Липецке театр роман­ тический, подняться над бытовухой, традиционным психологизмом и ставить Байрона и «Освобожденного Дон Кихота» Луначарского. Тогда, признаться, я ото­ ропел от такого прожекта: Господи, да как же это — единственный в области театр специализировать в столь узком диапазоне, лишая публику великой реа­ листической драматургии от Островского, Чехова, Горь­ кого до Арбузова, Розова, Володина! Пахомов появился у нас с совсем иной, одновремен­ но и очень творческой, и весьма практичной, идеей. В Липецке нет театра для де­ тей и подростков? Не беда. Мы возьмемся за формиро­ вание двух параллельных и равноценных репертуаров — для взрослого зрителя и для тюзовского. Будем рас­ тить свою публику с малых лет. И он с невероятной энер­ гией и увлеченностью это сделал! На липецкой сцене шли не один, не два, не три наспех поставленных детских спектакля, а д о ­ брый десяток — причем любой выдерживал оценку по гамбургскому счету, был красивым, умным, изобре­ тательным. Несколько по­ колений ностальгически и благодарно вспоминают, например, о замечательной инсценировке астридлинд- греновского «Карлсона» с неподражаемым Виталием Пономаревым в главной роли. А позже Пахомов осу­ ществил, возможно, еще более дерзкий — нет, не проект, тут это новомодное слово ни к чему, а план: поставить все пьесы нежно любимого им Чехова. Это вам, господа, не игра в «ро­ мантический театр». Это выношенная, вынянченная вера, что русскому челове­ ку насущно близки боль, скрытая страсть, горечь, меланхолия, надежда, по­ эзия чеховской драматур­ гии. Театр обрел лицо. Те­ атром заинтересовались не только избалованные москвичи, но и зарубежные специалисты. Столичные и заграничные гастроли постепенно становились для пахомовской труппы делом ответственным, но привычным, нормальным, а отнюдь не подарком судь­ бы. Так ж е , как поездки на родину Чехова в Ме­ лихово или приобретшие общ ероссийскую зн ачи ­ мость Липецкие театраль­ ные встречи, на которые привозили свои лучшие работы известные мастера. Всего этого, разумеется, не произошло бы, если бы не Пахомов. Да и театр, всего вероятнее, не получил бы звания академического. И в силу своего харак­ тера, и благодаря житей­ скому и творческому опыту Владимир Михайлович , похоже, не страдал провин­ циальными комплексами, не смотрел снизу вверх на московских корифеев — будь то Виктюк, Райхельга- уз, Марк Захаров. С кем-то из них он вместе работал, с кем-то дружил и очень трезво отдавал себе отчет не только в том, насколько они талантливы, но и в том, как часто поддаются слабо­ стям, идут на компромисс, приспосабливаются к об­ стоятельствам. Обладая не­ дюжинным общественным темпераментом, он публич­ но говорил журналистам и читателям «Липецкой газеты», что тот же Захаров, сжигая партбилет, посту­ пил недостойно, а актеры БДТ, попросившие переиме­ новать их театр, убрать из его названия имя Горького, изменили себе, искусству, своему учителю Георгию Товстоногову. Сам человек непростой, неровный, порою даже не­ справедливый в отноше­ ниях с людьми, Пахомов, однако, не позволял себе ради сиюминутных выгод, комфорта, расположения сильных мира сего бросать кого-то в трудной, крити­ ческой ситуации . Когда, к примеру, руководитель ныне популярнейшего теа­ тра Райхельгауз был моло­ дым, мало кому известным, а главное — опальным ре­ жиссером, Владимир Ми­ хайлович пришел ему на помощь, дал возможность зарабатывать на жизнь . Потому-то липчане спустя годы и увидели — на зависть жителям окрестных обла­ стей — самые нашумевшие постановки райхельгаузов- ского театра «Школа совре­ менной пьесы». То же повторилось и в начале девяностых, когда под ударом прорвавших­ ся к власти ельцинистов оказалась редакция нашей газеты. Вообще-то в исто­ рии контактов Пахомова с журналистами бывали разные периоды. Он был человеком и одаренным, и самолюбивым, и нередко нетерпимым, резким. Одно слово — главный режиссер: эта должность ведь подразу­ мевает жесткий творческий и организационный диктат. Диктаторами были и Мей­ ерхольд, и Гончаров, и Тов­ стоногов, и многие другие великие и невеликие «глав­ ные». Пахомов, как и они, не признавал в театральном деле демократии. Один худ­ рук, одна творческая воля, единые принципы, которые не голосуются, а неукосни­ тельно признаются. Так вот, далеко не все публикации о себе и своих работах ВладимирМихайло­ вич принимал. И не считал нужным скрывать неудо­ вольствия, не стеснялся в оценках, обижался, шел на конфликт. Но все это он от­ бросил и забыл в дни, когда газетчикам пришлось отста­ ивать интересы своего изда­ ния, своих читателей перед «демократами» в кавычках. Не боясь последствий, Пахо­ мов встал на нашу сторону. И, думается, его авторитет, вес, напор помогли коллек­ тиву «ЛГ» в те нелегкие не­ дели и месяцы. Естественно, он просто не мог не войти в созданный вскоре после тех событий по инициативе тогдашнего главного редактора «ЛГ» Владимира Савельева обще­ ственный совет редакции. Несмотря на любые ра з­ ногласия, Владимир Ми­ хайлович понимал: и его театр, и наша газета д е ­ лают одно дело, пытаясь противостоять нравствен­ ному оскудению, раздраю, стремясь (вернемся вновь к Александру Николаевичу Островскому) просвещать вопреки тем, кто развраща­ ет, отравляет души. Посмотрим, говорил он, кто раньше устанет. И ста­ рался не уставать, не сда­ вался до последнего дня. А когда уже не было сил жить, ушел, оставив с надеждой своим товарищам театр и пример фанатичного служе­ ния искусству сцены.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz