Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА I № 136 /24264 / 17 и ю л я 2012 3 Союз наш творческий Сегодня журналистское сообщество нашего региона, объединяющее свыше семисот работников средств массовой информации, обсудит на очередной отчетно выборной конференции самые насущные вопросы своей жизни —как творческие, так и организацион ные. Специалисты считают, что ныне российская пресса находится в состоянии кризиса. Падают тиражи газет и журналов, объективное освещение происходящего нередко подменяется пиаром и скры той рекламой. Испытывают дефицит доверия и многие телерадиоканалы. Как на региональном уровне противостоять этим негативным явлениям, как сохранить достоинство отечественной демократической и патриотической печати, радио, телеэфира? В немалой степени это зависит от отношения к накопленному за многие десятилетия опыту, традициям нескольких поколений репортеров и публицистов. На конференции пойдет речь о профессиональной ответственности журнали стов, об их гражданской позиции. Наверняка прозву чат с трибуны и имена героев наших сегодняшних публикаций. ЧТОНОВЕНЬКОГО? Награда от почтовиков Самый большой отряд липецких журналистов сегодня работает в Издательском доме «Липецкая газета», объединяющем семь различных СМИ. Среди них — набирающая популярность ежедневная вкладка в районные газеты «Регион-Вести». Ее корреспондент Игорь Плахин стал победителем конкурса, организованного управлением Федеральной почтовой связи по Липецкой области на лучший материал о деятельности по чтовиков. Награду Игорю вручили на собрании, посвященном профессиональному празднику почтового ведомства. «Молодежный вестник» в Москве Корреспондент «Молодежного вестника» Олеся Болышова стала одной из победительниц творческого конкурса на публикацию о малом и среднем бизнесе. Он проводился в рамках Всероссийской премии «Основа Роста» под эгидой Минэкономразвития и Российского союза промышленников и предпринимателей. Цикл публикаций в «Молодежном вестнике» о предпринимателях региона признан лучшим в номинации «За оригинальность подачи материала». Награждение лауреата состоялось в конференц-центре «Japan House» в Москве. Острое перо ветерана Один из опытнейших редакторов районок, руководитель измалковского «Сельского восхода» Валентин Михайлов, отметил юбилей. За многолетний труд Валентин Иванович удостоен разных журналистских наград. И прежде всего — Почетного знака Союза журналистов России «Честь. Достоинство. Профес сионализм». Михайлов также лауреат региональной премии имени А. Вермишева и премии имени Юрия Дюкарева — за лучшую публицистическую работу года. Последнюю награду ветеран районной печати считает для себя самой главной и дорогой. Идиплом, и внук Главный редактор районной газеты «Сельская нива» Татьяна Долгих стала бабушкой, у нее появился внук Артем. Вожидании столь радостного прибавления в семье Татьяна нашла время получить диплом журфака Елецкого государ ственного университета имени И.А. Бунина. Это второе высшее образование Татьяна Долгих получила заочно. МЫ ПОМНИМ ! 6 б 3 М м Л й Я Л й Л л й З К а б й «Благодарить судьбу свою спешу...» Александр Дементьев Он умер четверть века назад июльским вечером. Под вспышки зарниц, молний и раскаты грома. Сама приро да, певцом которой он был, по-своему отсалютовала, отдав писателю как бы воинские почести. А Михаил Глаз ков их заслужил —ведь он много писал на патриотиче ские темы, получил всероссийскую известность благода ря повести «Горюч-камень». Она была отмечена Почет ным дипломом Союза писателей СССР и ЦК ВЛКСМ как одна из лучших книг о войне для детей и юношества. Дочери известного поэта всегда есть о чемрассказать благодарным слушателям. А у себя на родине — в елецком селе Казаки — он был известен и как талант ливый журналист, главный редактор районной газеты. А главное — как человек с открытой душой, принци пиальный, жизнерадостный, казалось, никогда не уныва ющий. Хотя на самом деле был очень раним, болезненно воспринимал несправедли вость, что тоже обернулось ранним уходом из жизни. Не сбылась его заветная мечта: уйти на пенсию, покинув журналистский пост, чтобы все силы отдатьлитературно му творчеству. Но говорил он об этом, словно стесняясь, с добродушной улыбкой: «...И засяду наконец-то за свои по вестушки!» А творил Михаил Ива нович до самой кончины. В том же июле 87-го он читал автору этих строк сатири ческую поэму, навеянную перестроечными мотивами и реалиями районной жизни. При этом персонажи были сказочными, но писанными с натуры, а потому узнавае мыми. ТалантамМихаила Глаз- кова можно было только поражаться. Он был сверх всего прочего мастером са тирического жанра, пароди стом. И современниками его сборники «Даешь Парнас!» и «Пьедесталы напрокат!» были оценены по достоин ству. Он даже в районной газете ввел сатирическо- юмористическую страничку — «Слезай — приехали!» и сам же активно выступал в ней под псевдонимом Егор Горчишников. А как редак тор и журналист писатель Михаил Глазком привнес в газету литературно-публи цистическую изюминку. День памяти Михаила Глазкова стал днем воспо- минаний о земляке, главная книга которого «Горюч-ка- мень» до сих пор читается ельчанами. Несколько лет назад она была переиздана по инициативе районной редакции, вкоторой работал писатель, и райадминистра ции. А проведение в селе Казаки Глазковских чтений вдень смерти писателя стало традицией. Их организа торы — райгазета «В краю родном», муниципалитет и региональное отделение Со юза писателей России. На митинге в память о Михаиле Глазкове зам е ститель начальника област ного управления по делам печати, телерадиовещания и связи Руслана Левыкина скажет, что эта встреча по читателей творчества писа теля и журналиста, его дру зей и коллег в первую оче редь должна заинтересовать молодежь, школьников. На прозе и поэзии Глазкова нужно учиться патриотиз му, любви к Родине. К а з а ц к и й край по- прежнему радует таланта- ми, в том числе и юными. И в день памяти Михаила Ивановича здесь на главной площади села состоялось по священие пятерых учениц в поэты. Точнее — в поэтессы. Вместе с писателями на чинающих авторов при ветствовала приехавшая на встречу дочь Глазкова Ок сана. Сама она тоже пишет стихи — это дар от отца. Ок сана Михайловна сердечно поблагодарила участников и устроителей «глазковской» встречи. День Михаила Глазкова продолжился литератур ными чтениями в Казацкой школе, где учился будущий писатель и где его творче ству посвящена большая му зейная экспозиция. Кстати, на той встрече поэт из села Черкассы Василий Бутов пе редал для нее автографыМи хаила Ивановича — письма главного редактора районки начинающему автору. . В школьном зале в ис полнении учеников звучали отрывки из произведений Михаила Глазкова. Елецкие и липецкие поэты читали свои стихи. Знавшие Глаз- кова делились воспоминани ями. Тут же зашел разговор о новой, будущей «глазков ской» встрече. И предложе нию о переиздании к очеред ному Дню памяти писателя сборника его стихов нельзя было не порадоваться. ЖИЗНЬ И СУДЬБА ! ж у р Я й Л Я С Ш Ы Я б З й б ы б й Ю Ш у Ш б Э ш я Х Я 6 Л Л 6 2 Все остается людям Две яркие личности —Иван Лесников /слева/ и Николай Страхов —навсегда останутся в памяти коллег-журналистов. Александр Дмитриев Правильно говорят: талантливый человек талантлив во всем, за что ни возьмется. Творческая судьба несправедливо рано ушедшего пять лет назад Николая Страхова убеди тельно это подтверждает. о Да, он был прекрасным журналистом, главным ре дактором старейшей в ре гионе усманской районной газеты «Новая жизнь». Но когда несколько дней назад его друзья, коллеги, сорат ники, ученики собрались от метить скорбную годовщину со дня смерти Николая Ни колаевича, стало особенно ясно, как много было дано этому человеку и сколько он успел сделать. Вотпоневоле короткие, от рывочные свидетельства, про звучавшие на этой встрече. — Николай был не про сто заядлым спортсменом, ведущим игроком сборной района, способным в одном матче забить сильной воро нежской команде «Факел» три мяча. Возглавив после службы в армии секцию туризма в местном Доме пионеров, Страхов создал спортивную секцию, кото рая опять-таки благодаря ему превратилась позднее в районную спортшколу. Он не жалел сил, проби вая средства на возведение спортивных сооружений, сам брался за организацию работы на стройплощадках. — Николай буквально излучал энергию, выдавал новые идеи и умело, вдохно венно их осуществлял. Сей час про таких людей говорят — креативные. Кажется, у главного редактора газеты всегда забот полон рот. Од нако Николая Николаевича хватало еще на многое. Он с товарищами затеял, напри мер, выпуск серий книг «Зов малой Родины» и «Гордость земли усманской». Проекты были уникальные, особенно для небольшого района. Такого нет больше нигде в России . В книгах этих представлены стихи, про за, публицистика земляков разных поколений, расска зывается о замечательных людях усманского края. — Да, ему всего было мало, он все хотел успеть. Играл в народном театре, и не какие-то там эпизоды, а главные роли. Помогал мест ным музыкантам, певцам, к нему тянулся творческий народ, такие как бард Влади мир Борзунов —егоНиколай любовно называл усманским Митяевым, или исполнители из ансамбля «Горицвет». В районе, кстати,опять же стараниями Страхова, воз ник и прижился фестиваль «Серебряный родник». Се годня над ним шефствует вдоваНиколая Николаевича Татьяна Георгиевна. Трудно разделить, опре делить, где кончалась ре дакционная и общественная деятельность Страхова и начинались, как говорится, чисто личные, дружеские его отношения с близкими по духу, по интересам людь ми. Вот, допустим, Николай Николаевич каждый год в мае собирал школьных одно кашников — выпускников 1967 года. Или устраивал в живописных окрестностях села Пластинки встречи со своими друзьями-погранич- никами. Лидер по складу характера, по темперамен ту, Страхов щедро тратил себя. Естественно, что с таким редактором «Новая жизнь» стала неформаль ным центром — обществен ным, культурным, поли тическим. Здесь не только делали газету, здесь гене рировали идеи, которые за тем нередко подхватывал, реализовывал весь район. Наверное, после того, что вы прочитали, вряд ли вам покажется всего лишь да нью традиции не раз повто ренные слова, что Николая Николаевича страшно не достает и усманским земля кам, и всему журналистско му сообществу Липецкой об ласти. Так говорили о нем и коллеги по газетному цеху, и работавшие с ним вместе на общественной ниве эн тузиасты, и представители власти, и приехавший на по- минальную встречу предсе датель регионального Союза журналистов, директор Из дательского дома «Липец кая газета» Петр Игнатов. Журналисты, которых как будто бы неудержимо несет вперед поток време ни, вал новостей, которые, кажется, целиком погру жены в заботы нынешнего дня, тем не менее обладают прочной и благодарной па мятью, дорожат традици ями, профессиональными и нравственными уроками своих учителей. Неслучай но, к примеру, первое, что видят посетители редакции «Липецкая газета», — это стенд с портретами ветера нов войны, работавших в «ЛГ». Сегодня газету делают уже ученики их учеников. Среди самых уважаемых наставников нынешнего поколения коллектива был Иван Тимофеевич Лесников. В эти дни исполнилось пять лет со дня его смерти. Как и Николай Страхов, он до последнего часа оставался журналистом, не выпускал из рук пера. Превосходный знаток сельского хозяйства, чьим мнением дорожили специалисты —от руководи теля региона до опытнейше го агронома или зоотехника, Лесников служил родной газете, родной области, зем лякам верой и правдой. Когда говорят о липец кой школе журналистики, которая отнюдь не миф, а реальность, то имеют в виду прежде всего таких газет чиков, как Николай Нико лаевич и Иван Тимофеевич. Они были хранителями ее принципов, они завещали их пришедшим на смену. КОРОТКО ^ Молодой журналист, в недавнем прошлом сотруд ник районной газеты «Заве ты Ильича», а ныне собкор «Липецкой газеты» Роман Ромашин, все активнее ос ваивает географию области. Теперь помимо родного Дан- ковского района в зону твор ческих интересов собкора входят Лев-Толстовский и Чаплыгинский районы. ^ Бывший главный ре дактор радиостанции «Ав- торадио-Кущевка» Сергей Микушев вернулся в аль ма-матер — в телерадио компанию «Елец». Теперь он директор ТРК. Коллеги желают ему успеха на столь ответственном посту. ЗНАЕТЕЛИВЫ... ^ ...что по данным аналитиков «Левада-Центра», опро сивших 1600 российских граждан в возрасте от 18 лет и старше, 62 процента из опрошенных вообще не пользуются Интернетом? ^ ... что 26 процентов граж дан заходят в сеть для по иска нужной информации; для общения Всемирную паутину используют 18 про центов респондентов, для поиска и просмотра видео — 13; стольким же опро шенным Интернет необхо дим «для развлечений»? ^ ... что 11 процентов опрошенных выходят в сеть, чтобы следить за последними новостями; желающих купить товары или услуги — 6 процентов, найти и прочитать книги — 5 процентов; для других целей Интернет нужен 1 проценту опрошенных? П АМ Я ТИ М А С Т Е Р А ! X * с б м я Э б с я ш я л б ш я ю с а Э я я р а ж Э б я я я Д л я Э я м я р я Право быть диктатором Владимир Пахомов /на снимке слева/ ведет репетицию. И.Неверов —Помните реплику Пети Мелузова из «Талантов и поклонников»: «Смейтесь, смейтесь надо мной! А я все равно буду свое дело делать!»? И вслед за ним мне хочется сказать: пусть все кругом развращают, а мы будем просвещать. И еще поглядим, кто из нас быстрее устанет. Так заканчивалась опубли кованная в середине безвременья девяностых беседа журналиста «Ли пецкой газеты» с народ ным артистом России, главным режиссером Липецкого академического театра имени Льва Толсто го Владимиром Пахомо вым. Сколько лет минуло с той поры! Нет уж е на свете и самого Владимира М ихайловича . Он ушел задолго до своего семидеся тилетнего юбилея, который его ученики и поклонники отмечают как раз с е г о дня , семнадцатого июля 2012 года. Но сказанное им звучит остро, тревож но, злободневно, как будто только что произнесено. И воспринимается как завет одаренного творца, лидера заново созданного им теа тра идущим вслед... До Пахомова в Липецке был театр как театр, ти пичный областной, каких в России немало. Меня лись названия на афишах, менялись режиссеры , но своего яркого, неординар ного, фирменного облика у коллектива даже самые доброжелательные люди обнаружить не могли. Правда, один из пред шественников Владимира Михайловича делился со мной заветным: вот сделать бы в Липецке театр роман тический, подняться над бытовухой, традиционным психологизмом и ставить Байрона и «Освобожденного Дон Кихота» Луначарского. Тогда, признаться, я ото ропел от такого прожекта: Господи, да как же это — единственный в области театр специализировать в столь узком диапазоне, лишая публику великой реа листической драматургии от Островского, Чехова, Горь кого до Арбузова, Розова, Володина! Пахомов появился у нас с совсем иной, одновремен но и очень творческой, и весьма практичной, идеей. В Липецке нет театра для де тей и подростков? Не беда. Мы возьмемся за формиро вание двух параллельных и равноценных репертуаров — для взрослого зрителя и для тюзовского. Будем рас тить свою публику с малых лет. И он с невероятной энер гией и увлеченностью это сделал! На липецкой сцене шли не один, не два, не три наспех поставленных детских спектакля, а д о брый десяток — причем любой выдерживал оценку по гамбургскому счету, был красивым, умным, изобре тательным. Несколько по колений ностальгически и благодарно вспоминают, например, о замечательной инсценировке астридлинд- греновского «Карлсона» с неподражаемым Виталием Пономаревым в главной роли. А позже Пахомов осу ществил, возможно, еще более дерзкий — нет, не проект, тут это новомодное слово ни к чему, а план: поставить все пьесы нежно любимого им Чехова. Это вам, господа, не игра в «ро мантический театр». Это выношенная, вынянченная вера, что русскому челове ку насущно близки боль, скрытая страсть, горечь, меланхолия, надежда, по эзия чеховской драматур гии. Театр обрел лицо. Те атром заинтересовались не только избалованные москвичи, но и зарубежные специалисты. Столичные и заграничные гастроли постепенно становились для пахомовской труппы делом ответственным, но привычным, нормальным, а отнюдь не подарком судь бы. Так ж е , как поездки на родину Чехова в Ме лихово или приобретшие общ ероссийскую зн ачи мость Липецкие театраль ные встречи, на которые привозили свои лучшие работы известные мастера. Всего этого, разумеется, не произошло бы, если бы не Пахомов. Да и театр, всего вероятнее, не получил бы звания академического. И в силу своего харак тера, и благодаря житей скому и творческому опыту Владимир Михайлович , похоже, не страдал провин циальными комплексами, не смотрел снизу вверх на московских корифеев — будь то Виктюк, Райхельга- уз, Марк Захаров. С кем-то из них он вместе работал, с кем-то дружил и очень трезво отдавал себе отчет не только в том, насколько они талантливы, но и в том, как часто поддаются слабо стям, идут на компромисс, приспосабливаются к об стоятельствам. Обладая не дюжинным общественным темпераментом, он публич но говорил журналистам и читателям «Липецкой газеты», что тот же Захаров, сжигая партбилет, посту пил недостойно, а актеры БДТ, попросившие переиме новать их театр, убрать из его названия имя Горького, изменили себе, искусству, своему учителю Георгию Товстоногову. Сам человек непростой, неровный, порою даже не справедливый в отноше ниях с людьми, Пахомов, однако, не позволял себе ради сиюминутных выгод, комфорта, расположения сильных мира сего бросать кого-то в трудной, крити ческой ситуации . Когда, к примеру, руководитель ныне популярнейшего теа тра Райхельгауз был моло дым, мало кому известным, а главное — опальным ре жиссером, Владимир Ми хайлович пришел ему на помощь, дал возможность зарабатывать на жизнь . Потому-то липчане спустя годы и увидели — на зависть жителям окрестных обла стей — самые нашумевшие постановки райхельгаузов- ского театра «Школа совре менной пьесы». То же повторилось и в начале девяностых, когда под ударом прорвавших ся к власти ельцинистов оказалась редакция нашей газеты. Вообще-то в исто рии контактов Пахомова с журналистами бывали разные периоды. Он был человеком и одаренным, и самолюбивым, и нередко нетерпимым, резким. Одно слово — главный режиссер: эта должность ведь подразу мевает жесткий творческий и организационный диктат. Диктаторами были и Мей ерхольд, и Гончаров, и Тов стоногов, и многие другие великие и невеликие «глав ные». Пахомов, как и они, не признавал в театральном деле демократии. Один худ рук, одна творческая воля, единые принципы, которые не голосуются, а неукосни тельно признаются. Так вот, далеко не все публикации о себе и своих работах ВладимирМихайло вич принимал. И не считал нужным скрывать неудо вольствия, не стеснялся в оценках, обижался, шел на конфликт. Но все это он от бросил и забыл в дни, когда газетчикам пришлось отста ивать интересы своего изда ния, своих читателей перед «демократами» в кавычках. Не боясь последствий, Пахо мов встал на нашу сторону. И, думается, его авторитет, вес, напор помогли коллек тиву «ЛГ» в те нелегкие не дели и месяцы. Естественно, он просто не мог не войти в созданный вскоре после тех событий по инициативе тогдашнего главного редактора «ЛГ» Владимира Савельева обще ственный совет редакции. Несмотря на любые ра з ногласия, Владимир Ми хайлович понимал: и его театр, и наша газета д е лают одно дело, пытаясь противостоять нравствен ному оскудению, раздраю, стремясь (вернемся вновь к Александру Николаевичу Островскому) просвещать вопреки тем, кто развраща ет, отравляет души. Посмотрим, говорил он, кто раньше устанет. И ста рался не уставать, не сда вался до последнего дня. А когда уже не было сил жить, ушел, оставив с надеждой своим товарищам театр и пример фанатичного служе ния искусству сцены.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz