Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
ПЯТНИЦА , 13 июля 2012 №134 (24262) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а 5 Ведущий рубрики Александр Косякин .Д о р о г а к Х р ам у Страница выходит по благословению архиепископа Липецкого и Елецкого Никона АЛЬФА И ОМЕГА Когда враг восстал на нас Отечественная война 1812 года стала испытанием веры русского народа. Именно России предстояло остановить Бонапарта. Европа к тому времени ему уже покорилась и не мешала мечте о мировом господстве, а он отрицал установленный Богом порядок, попирал алтари и престолы. Не зря Священный Синод объявил Наполеона предтечей антихриста. 6 июля 1812 года император Александр I направил подданным высочайший манифест. Был в нем и такой призыв: «...соединитесь все, с крестом в сердце и с оружием в руках, и никакия силы человеческия вас не одолеют». После этого самодержец обратился к известному церковному авторитету и вероучителю преосвященному Августину с просьбой составить особую «молитву от нашествия супостата». 16 июля «Молитва» была доставлена Его Императорскому Величеству и по прочтении Высочайше одобрена. Московская синодальная типография напечатала ее первые 1500 экземпляров. Незамедлительно «Молитва» стала возноситься во время Божественной литургии во всех православных храмах. Вот ее полный текст: «Приими оружие и щит, и восстани в помощь нашу: да постыдятся и посрамятся мыслящии нам зла: да будут пред лицем вернаго Ти воинства, яко прах пред лицем ветра, и ангел Твой да будет оскорбляяй и прогоняяй их: да приидет на них сеть, юже не сведают: и ловите, юже сокрыша, да обымет их: да падут под ногами рабов Твоих, и в попрание воем нашим да будут. Господи, не изнеможет у Тебе спасати во многих и в малых: Ты еси Бог, да не превозможет противу Тебе человек». Эта «Молитва» звучала и на Бородинском поле перед сражением. Правда, мы больше знаем о крестном ходе с иконой Смоленской Божией Матери перед войсками, замечательно показанном Сергеем Бондарчуком в фильме «Война и мир». Но мало кто знает, что эта «Молитва» звучала и в кафедральном соборе осажденного Ленинграда в 1942 году. Сегодня главной темой очередного выпуска страницы «Дорога к Храму» стали события 200-летней давности. ВОПРОС-ОТВЕТ Кто в РПЦ главный? «В миру, е обществе все понятно; в о т начальник, в о т подчиненный. Д в церкви? 7рудно разобраться —кто т у т злавный. Д е с т ь еще, зоворят, «черное» духовенство, «белое»... В чем разница?)) Татьяна Пархоменко, г. Данков. Церковь Христова — учреждение Божественное, сам Господь установил ее иерархию. Так что священнослужители поставлены не властью, не общественностью, а властью Духа Святого, они живут не своими силами, а даруемыми свыше. Священник — своего рода посредник между Богом и паствой, через священника передается человеку Божественная Благодать. В церковной иерархии существуют три разных по полномочиям и благодати священнодействия степени: епископская, пресвитерская и диаконская. Сегодня мы расскажем о первой из них. Епископы Предстоятелем или главой Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он управляет Церковью вместе со Священным Синодом. В Синод, кроме Патриарха, входят митрополиты. Это звание дается отдельным епископам часто как почетное отличие, как награда за особые заслуги. Митрополит в России носит, в от личие от прочих архиереев, белый клобук. В каждой области есть свой правящий архиерей. Исключе ние до недавнего времени составляла Липецкая область, но в 2003 году здесь была образована самостоятельная Липецкая и Елецкая епархия во главе с епископом Липецким и Елецким Никоном, ныне архиепископом. Вообще архиерей — это высшая степень священства и общее звание для священнослужителя, находящегося на этой высокой ступени управления. Архиереями называют патриар ха, митрополита, архиепископа и епископа. У всех из них есть свой епископский крест, а еще отличи тельным знаком епископа служит панагия—образ Богоматери круглой или овальной формы. Принадлежностью служащего епископа является жезл — высокий посох. Самым древним архиерейским облачением считается омофор — широкая длинная полоса материи с изображением крестов, надеваемая на плечи. Головным убором архиерея при богослужении явля ется митра— богато украшенная парчовым шитьем, бархатом, драгоценными камнями и иконами высокая шапка. Когда-то давно митра была в виде короны, и ее носили александрийские и константинопольские патриархи, а в XVII веке митры-короны появились и на Руси. Одеянием епископа во время торжественных процессий и церемоний при входе в храм является архиерейская мантия. Именно через архиереев идет рукоположение в священни ческий сан, а также монашеский постриг. Освящение престолов в храмах — тоже дело архиерея. Кслову, все архиереи — монахи — «черное» духовенство, а приходские батюшки — «белое». ХРОНИКИ 1812 ГОДА ! Я о н н о с ^ о н о л в о н о ж с т а л о в с в о б ^ м ж б в Э с т в м в ж «Антихрист вышел из Москвы...» Роман Приходько 200 лет назад на русскую землю ступил антихрист. Это в покоренной Европе Наполеона считали циви лизованным человеком, а сам он на публике старался выглядеть эдаким мосье, несущим миру культуру. Русская Православная Церковь еще в 1807 году объявила его предвестни ком антихриста. И даль нейшие события подтвер дили ее правоту. Грабежи в Москве, и прежде всего святынь русского народа, были узаконены именно Бонапартом.Рискуя жизнью, их спасали священнослужители. Ниже мы приводим от четы приходских священни ков вышестоящему началь ству (так вЦеркви принято) сразу после оставления французами Москвы. Лек сика донесений сохранена. Обратим внимание на такую строчку отчета: «Подвигов вОтечественную войну нами не оказано...». Батюшкам и в голову не приходило счи тать каким-то геройством спасение церковного добра. «Бывший Казанского со бора протоиерей терпел от неприятелей тяжкие побои и был ранен ударом саблею в голову. Грузинская, на Ворон- цовском поле, церковь с ве ликим трудом сохранена от огня. Утварь Николаевской церкви, стоившая до 40 ты сяч рублей , вывезена из Москвы уже во время пре бывания воной неприятеля, священником Константи ном Васильевым с великою опасностью. А дьякону Пе тру Андрееву неприятели разбили лицо до крови мед ным с хоругви крестом за обличение, что они сидели на Святом престоле, пили и закусывали. У Новоспасского мона стыря священник Петр Гав рилов, охранявший церковь и сокрытое вней имущество, убит неприятелями близ самой церкви. Спасский в Чигасах свя щенник Михаил Георгиев, когда неприятели под остри ем обнаженных мечей по- нуждали его указать, где хранится церковное имуще ство, указал на свое соб ственное, невдалеке от цер ковного на церковных сво дах хранимое, таким обра зом сохранил церковное. Священник Николаев ской церкви протоиерей Петр Платонов, когда не приятель входил в Москву чрез Драгомиловскую за ставу, вышед вместе с дьяч ком в облачении с иконой Святого Николая, напре стольным крестом и с за жженными свечами, окро плял Святою водою мимо- шедшее войско. Воины осе- няли себя крестным знаме нием, жадно ловили капли Святой воды, громко повто ряя: «Враг наш погиб, а не мы!». Ехавшие чиновники подъезжали к иконе и со слезами лобызали ее. При сем случае протоиереем раз даваем был изнуренным и ослабевшим раненым пече ный хлеб. Поступок сей был доведен до графа Милорадо- вича, который по возвраще нии в столицу вызвал его к себе на другой день Вознесе ния Господня для изъявле ния личной благодарно сти». «Благочинному протои ерею Иоанну Капутовскому от священнослужителей по селу Межуречью СВЕДЕНИЕ Во исполнение предписа ния вашего от 31-го сего ок тября честь имеем донести: Что во время Отечествен ной войны, внесенной в Рос сию французами, Христо- рождественная каменная, села нашего, церковь не была сожжена. Домов со жженных три: дьяконский и два причетческих. Разорен дом один — священниче ский. Подвигов в Отечествен ную войну не оказано нами, кроме дьячка Иоанна Соко лова, которого за убитие шести человек французов, в отмщение, по случаю неча янному бывши пойман 12 неприятелями, бит был без пощады, а напоследок по ставлен был для убития с связанными руками не в дальнем расстоянии от леса. В то время один из неприяте лей сделал выстрел в него и ошибся. Но вскорости бе жавшему в лес, хотя еще двенадцать человек и пали ли в него из ружей, но боль ших ран не дали, кроме трех легких. Подробностей и анекдо тов о пребывании Наполеона в церквах наших никто из нас не знает. Священником Иоанном Медведковым со хранен Антиминс. Подробностей о народной войне, кипевшей в Смолен ской губернии, никто из нас не знает и достать не может. Священник Иоанн Мед ведков, диакон Иаков Чуба- рев, дьячок Иоанн Соколов, пономарь Петр Белкин». В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ ! ^ в с н я л и п е ц к и х а в т о р о в п р о з в у ч и т н о Д о р о д м н с к о ж н о я в Вспомни, матушка-Россия! Виктор Александров Недавно в песенной культуре нашей страны произошло собы тие — на свет появилась пре красная патриотическая песня «Вспомни, матушка-Россия!». И событие это случилось благодаря нашим землякам — поэту из Станового Юрию Макарову и композитору из Ельца Владими ру Комарову (ни ф о т о ) . Год назад вМожайске они уча ствовали в фестивале «Бородин ская осень», а вернувшись домой, под впечатлением, не сговарива ясь, решили написать песню. Опыт совместной работы у них уже был —три «военные» песни с успе хом исполняют творческие кол лективы Ельца: ансамбль «Русь державная» и трио «Червленый яр» (обоими руководит Владимир Комаров). Новая песня появилась к сроку — ее «показали» на Меж дународном фестивале, который проходит ежегодно под эгидой Союза писателей России, Русского Собора, Министерства культуры и Министерства обороны РФ. В но минации «Патриотическая песня» наши авторы-земляки стали по бедителями. А исполнители —сту денты Елецкого госуниверситета имени И.А. Бунина и учащиеся Православной гимназии — полу- чили дипломы первой степени. Завершился фестиваль на высо кой торжественной и трогательной ноте. Председатель Союза писате лей России Валерий Ганичев снова пригласил на сцену победителей и попросил весь зал вместе с ансам блем исполнить полюбившуюся песню. Зал пел стоя. На глазах у многих были слезы. Песня «Вспомни, матушка- Россия!» будет исполняться на Бородинском поле во время тор жеств, посвященных победе рус ского оружия в Отечественной войне 1812 года. Липчане ее смо гут не только услышать, но и «увидеть» — с аранжировкой и соответствующей драматургией она будет «показана» в рамках нового телепроекта «Французы в Отечестве», который начинается на канале «Звезда» сегодня в 20.05 по московскому времени. Слобя Юрия Жякяробя Жузмкя Влядижиря Кожяробя Вспомни, матушка-Россия! Эх, былые времена! Наши подвиги святые, Славный день Бородина. Как громил врагов Кутузов В жарких схватках боевых, Посильней любых французов Русский дух и русский штык! Припев: Мы Господом хранимы, И сила нам дана. И мы — несокрушимы, Как в день Бородина! Не меркнет наша слава, И подвиг не забыт. А русская держава Стояла и стоит! И запомнил враг недаром Бородинский этот бой. И московского пожара Грозный пламень роковой. И дрожали супостаты, И забыв печаль и грусть, Бились русские солдаты И за веру, и за Русь! Припев Как герои воевали Наши прадеды за нас И с победой прошагали До Парижа в этот раз. Вспомни, матушка-Россия, Их дела и ратный путь И, как в годы грозовые, Гордой будь и сильной будь! Припев ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО ! Д о н - р о с с т р и з о с н о в а ч у Э м т ? Соблазны одолевают. ОБСУДИМ? О боях без правил Александр Косякин Бывший священник, а ныне звезда экрана, взявший «академ» ради шоу-бизнеса, Иван Охло быстин написал письмо Патриарху. Но не как мирянин или батюшка, заклеив конверт и отпра вив его по известному адресу — Москва, Данилов вал... Нет, Охлобыстин разместил в Интернете открытое письмо Святей шему. Он сделал это как продвинутый блогер. А продвинутый блогер знает, что послание его про чтут десятки тысяч человек. И оценят его, ИванаОхлобы стина, смелость и принципи альность. Вывод простой: на самом деле письмо адресовано не Предстоятелю Церкви, а широкой публике. И в этом он весь, бывший служитель, или, как встарину называли таких, поп-расстрига Иван Охлобыстин. Повод для обращения к Святейшему выбран тоже отнюдь не оригинальный — актера волнует судьба сиделиц из нашумевшей панк-группы «Pussy Riot», осквернивш ей главный храм России. Вопрос: поче му автор обращается к Па триарху (да еще через Ин тернет), а не в органы, в компетенции которых судь ба подследственных? Ведь Церковь в уголовном про цессе не участвует, а смирен но ждет итогов разбиратель ства. К тому же подписант понимает, что Патриарх не станет отвечать ему, исполь зуя Интернет. Значит, дело попахивает еще и демагоги ей. Предположение одно: очевидно, автора задело то обстоятельство, что его — такого известного и продви нутого — не позвали поста вить подпись под нашумев шим письмом деятел ей культуры и столичной боге мы. Те ведь тоже выступили против содерж ания под с т р а ж е й « а р т и с т о к »- «pu ssy» . Вот и побежал Иван по шпалам догонять уходящий поезд. В его письме звучит тре вога за судьбу Церкви. «Наши враги умело исполь зуют юридически-процессу- альный абсурд вокруг этой ситуации для наглядной демонстрации тезиса — «РПЦ служит не Богу, а деньгам и власти». Проти вопоставить этому пока мы ничего не можем». Ну и так далее. О деньгах Охлобы стин всегда говорит со зна нием дела. Сегодня он вос требован и в кино, и на эстраде, и в программах ТВ, и даже врекламе. Гонорары всюду приличные. На при ходе таких денег не зарабо таешь. Вот в этой конста тации, собственно, и объ яснение того, почему свя щеннослужитель поменял (променял!) рясу на малино вый (черны й , с е р е б р и с ты й .) пиджак шоумена. Но тут уж — вольному воля . Жаль только, что пресса с явным удовольствием пи шет о нем теперь через чер точку: «батюшка-актер», «священник-гастролер», «поп-шоумен», что накла дывает пятно на репутацию русского священничества. А было дело, этот чрезвычайно разносторонний человек за тевал новую партию, а затем выступал с концепциями, от которых у обывателя кру жилась голова, не исключал своего участия в выборах президента. Все это каждый раз давало повод цитировать классиков: «Остапа понес л о .» С духовной точки зре ния тут все ясно: гордыня заедает, смирения не хвата ет, соблазны одолевают. Свое письмо Охлобыстин подписал в своем духе : «Хоть и находящийся под запретом, но искренне пре данный Русской Православ ной Церкви, священник Иоанн Охлобыстин». НАША СПРАВКА Расстрига — бм отий соященнослужитель, добро больно отк я зяотий сл о т деркоонозо сяня или литен- нмй езо зя кякой-либо про ступ ок . Д с т я т и , Ноянн Охлобмстин сяня не лишен, я только пребмояет под зя- претож. Знаменитый наш боец Федор Емелья ненко перед каждым поединком снимает с шеи нательный крест, целует и о т дает секундантам. На сохранение. Д после очередной победы блазодарит зрителей и зоворит такие слова; «Спа сибо за ваши молит вы» и «Во славу Бо жию». Стало быть, он человек право славный и даже воцерковленный? Значит, Господь ему помозает? Но разве Церковь приветствует та кие бои, которые даже называются «боями без пра вил»? Виктор Говоров, г. Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz