Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

ПЯТНИЦА , 13 июля 2012 №134 (24262) ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а 5 Ведущий рубрики Александр Косякин .Д о р о г а к Х р ам у Страница выходит по благословению архиепископа Липецкого и Елецкого Никона АЛЬФА И ОМЕГА Когда враг восстал на нас Отечественная война 1812 года стала испытанием веры русского народа. Именно России предстояло остановить Бонапарта. Европа к тому времени ему уже покорилась и не мешала мечте о мировом господстве, а он отрицал установленный Богом порядок, попирал алтари и престолы. Не зря Священный Синод объявил Наполеона предтечей антихриста. 6 июля 1812 года император Александр I направил подданным высочайший манифест. Был в нем и такой призыв: «...соединитесь все, с крестом в сердце и с оружием в руках, и никакия силы человеческия вас не одолеют». После этого самодержец обратился к известному церковному авторитету и вероучителю преосвященному Августину с просьбой составить особую «молитву от нашествия супостата». 16 июля «Молитва» была доставлена Его Императорскому Величеству и по прочтении Высочайше одобрена. Московская синодальная типография напечатала ее первые 1500 экземпляров. Незамедлительно «Молитва» стала возноситься во время Божественной литургии во всех православных храмах. Вот ее полный текст: «Приими оружие и щит, и восстани в помощь нашу: да постыдятся и посрамятся мыслящии нам зла: да будут пред лицем вернаго Ти воинства, яко прах пред лицем ветра, и ангел Твой да будет оскорбляяй и прогоняяй их: да приидет на них сеть, юже не сведают: и ловите, юже сокрыша, да обымет их: да падут под ногами рабов Твоих, и в попрание воем нашим да будут. Господи, не изнеможет у Тебе спасати во многих и в малых: Ты еси Бог, да не превозможет противу Тебе человек». Эта «Молитва» звучала и на Бородинском поле перед сражением. Правда, мы больше знаем о крестном ходе с иконой Смоленской Божией Матери перед войсками, замечательно показанном Сергеем Бондарчуком в фильме «Война и мир». Но мало кто знает, что эта «Молитва» звучала и в кафедральном соборе осажденного Ленинграда в 1942 году. Сегодня главной темой очередного выпуска страницы «Дорога к Храму» стали события 200-летней давности. ВОПРОС-ОТВЕТ Кто в РПЦ главный? «В миру, е обществе все понятно; в о т начальник, в о т подчиненный. Д в церкви? 7рудно разобраться —кто т у т злавный. Д е с т ь еще, зоворят, «черное» духовенство, «белое»... В чем разница?)) Татьяна Пархоменко, г. Данков. Церковь Христова — учреждение Божественное, сам Господь установил ее иерархию. Так что священнослужители поставлены не властью, не общественностью, а властью Духа Святого, они живут не своими силами, а даруемыми свыше. Священник — своего рода посредник между Богом и паствой, через священника передается человеку Божественная Благодать. В церковной иерархии существуют три разных по полномочиям и благодати священнодействия степени: епископская, пресвитерская и диаконская. Сегодня мы расскажем о первой из них. Епископы Предстоятелем или главой Русской Православной Церкви является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Он управляет Церковью вместе со Священным Синодом. В Синод, кроме Патриарха, входят митрополиты. Это звание дается отдельным епископам часто как почетное отличие, как награда за особые заслуги. Митрополит в России носит, в от­ личие от прочих архиереев, белый клобук. В каждой области есть свой правящий архиерей. Исключе­ ние до недавнего времени составляла Липецкая область, но в 2003 году здесь была образована самостоятельная Липецкая и Елецкая епархия во главе с епископом Липецким и Елецким Никоном, ныне архиепископом. Вообще архиерей — это высшая степень священства и общее звание для священнослужителя, находящегося на этой высокой ступени управления. Архиереями называют патриар­ ха, митрополита, архиепископа и епископа. У всех из них есть свой епископский крест, а еще отличи­ тельным знаком епископа служит панагия—образ Богоматери круглой или овальной формы. Принадлежностью служащего епископа является жезл — высокий посох. Самым древним архиерейским облачением считается омофор — широкая длинная полоса материи с изображением крестов, надеваемая на плечи. Головным убором архиерея при богослужении явля­ ется митра— богато украшенная парчовым шитьем, бархатом, драгоценными камнями и иконами высокая шапка. Когда-то давно митра была в виде короны, и ее носили александрийские и константинопольские патриархи, а в XVII веке митры-короны появились и на Руси. Одеянием епископа во время торжественных процессий и церемоний при входе в храм является архиерейская мантия. Именно через архиереев идет рукоположение в священни­ ческий сан, а также монашеский постриг. Освящение престолов в храмах — тоже дело архиерея. Кслову, все архиереи — монахи — «черное» духовенство, а приходские батюшки — «белое». ХРОНИКИ 1812 ГОДА ! Я о н н о с ^ о н о л в о н о ж с т а л о в с в о б ^ м ж б в Э с т в м в ж «Антихрист вышел из Москвы...» Роман Приходько 200 лет назад на русскую землю ступил антихрист. Это в покоренной Европе Наполеона считали циви­ лизованным человеком, а сам он на публике старался выглядеть эдаким мосье, несущим миру культуру. Русская Православная Церковь еще в 1807 году объявила его предвестни­ ком антихриста. И даль­ нейшие события подтвер­ дили ее правоту. Грабежи в Москве, и прежде всего святынь русского народа, были узаконены именно Бонапартом.Рискуя жизнью, их спасали священнослужители. Ниже мы приводим от­ четы приходских священни­ ков вышестоящему началь­ ству (так вЦеркви принято) сразу после оставления французами Москвы. Лек­ сика донесений сохранена. Обратим внимание на такую строчку отчета: «Подвигов вОтечественную войну нами не оказано...». Батюшкам и в голову не приходило счи­ тать каким-то геройством спасение церковного добра. «Бывший Казанского со­ бора протоиерей терпел от неприятелей тяжкие побои и был ранен ударом саблею в голову. Грузинская, на Ворон- цовском поле, церковь с ве­ ликим трудом сохранена от огня. Утварь Николаевской церкви, стоившая до 40 ты­ сяч рублей , вывезена из Москвы уже во время пре­ бывания воной неприятеля, священником Константи­ ном Васильевым с великою опасностью. А дьякону Пе­ тру Андрееву неприятели разбили лицо до крови мед­ ным с хоругви крестом за обличение, что они сидели на Святом престоле, пили и закусывали. У Новоспасского мона­ стыря священник Петр Гав­ рилов, охранявший церковь и сокрытое вней имущество, убит неприятелями близ самой церкви. Спасский в Чигасах свя­ щенник Михаил Георгиев, когда неприятели под остри­ ем обнаженных мечей по- нуждали его указать, где хранится церковное имуще­ ство, указал на свое соб­ ственное, невдалеке от цер­ ковного на церковных сво­ дах хранимое, таким обра­ зом сохранил церковное. Священник Николаев­ ской церкви протоиерей Петр Платонов, когда не­ приятель входил в Москву чрез Драгомиловскую за ­ ставу, вышед вместе с дьяч­ ком в облачении с иконой Святого Николая, напре­ стольным крестом и с за ­ жженными свечами, окро­ плял Святою водою мимо- шедшее войско. Воины осе- няли себя крестным знаме­ нием, жадно ловили капли Святой воды, громко повто­ ряя: «Враг наш погиб, а не мы!». Ехавшие чиновники подъезжали к иконе и со слезами лобызали ее. При сем случае протоиереем раз­ даваем был изнуренным и ослабевшим раненым пече­ ный хлеб. Поступок сей был доведен до графа Милорадо- вича, который по возвраще­ нии в столицу вызвал его к себе на другой день Вознесе­ ния Господня для изъявле­ ния личной благодарно­ сти». «Благочинному протои­ ерею Иоанну Капутовскому от священнослужителей по селу Межуречью СВЕДЕНИЕ Во исполнение предписа­ ния вашего от 31-го сего ок­ тября честь имеем донести: Что во время Отечествен­ ной войны, внесенной в Рос­ сию французами, Христо- рождественная каменная, села нашего, церковь не была сожжена. Домов со­ жженных три: дьяконский и два причетческих. Разорен дом один — священниче­ ский. Подвигов в Отечествен­ ную войну не оказано нами, кроме дьячка Иоанна Соко­ лова, которого за убитие шести человек французов, в отмщение, по случаю неча­ янному бывши пойман 12 неприятелями, бит был без пощады, а напоследок по­ ставлен был для убития с связанными руками не в дальнем расстоянии от леса. В то время один из неприяте­ лей сделал выстрел в него и ошибся. Но вскорости бе­ жавшему в лес, хотя еще двенадцать человек и пали­ ли в него из ружей, но боль­ ших ран не дали, кроме трех легких. Подробностей и анекдо­ тов о пребывании Наполеона в церквах наших никто из нас не знает. Священником Иоанном Медведковым со­ хранен Антиминс. Подробностей о народной войне, кипевшей в Смолен­ ской губернии, никто из нас не знает и достать не может. Священник Иоанн Мед­ ведков, диакон Иаков Чуба- рев, дьячок Иоанн Соколов, пономарь Петр Белкин». В ПРОДОЛЖЕНИЕ ТЕМЫ ! ^ в с н я л и п е ц к и х а в т о р о в п р о з в у ч и т н о Д о р о д м н с к о ж н о я в Вспомни, матушка-Россия! Виктор Александров Недавно в песенной культуре нашей страны произошло собы­ тие — на свет появилась пре­ красная патриотическая песня «Вспомни, матушка-Россия!». И событие это случилось благодаря нашим землякам — поэту из Станового Юрию Макарову и композитору из Ельца Владими­ ру Комарову (ни ф о т о ) . Год назад вМожайске они уча­ ствовали в фестивале «Бородин­ ская осень», а вернувшись домой, под впечатлением, не сговарива­ ясь, решили написать песню. Опыт совместной работы у них уже был —три «военные» песни с успе­ хом исполняют творческие кол­ лективы Ельца: ансамбль «Русь державная» и трио «Червленый яр» (обоими руководит Владимир Комаров). Новая песня появилась к сроку — ее «показали» на Меж­ дународном фестивале, который проходит ежегодно под эгидой Союза писателей России, Русского Собора, Министерства культуры и Министерства обороны РФ. В но­ минации «Патриотическая песня» наши авторы-земляки стали по­ бедителями. А исполнители —сту­ денты Елецкого госуниверситета имени И.А. Бунина и учащиеся Православной гимназии — полу- чили дипломы первой степени. Завершился фестиваль на высо­ кой торжественной и трогательной ноте. Председатель Союза писате­ лей России Валерий Ганичев снова пригласил на сцену победителей и попросил весь зал вместе с ансам­ блем исполнить полюбившуюся песню. Зал пел стоя. На глазах у многих были слезы. Песня «Вспомни, матушка- Россия!» будет исполняться на Бородинском поле во время тор­ жеств, посвященных победе рус­ ского оружия в Отечественной войне 1812 года. Липчане ее смо­ гут не только услышать, но и «увидеть» — с аранжировкой и соответствующей драматургией она будет «показана» в рамках нового телепроекта «Французы в Отечестве», который начинается на канале «Звезда» сегодня в 20.05 по московскому времени. Слобя Юрия Жякяробя Жузмкя Влядижиря Кожяробя Вспомни, матушка-Россия! Эх, былые времена! Наши подвиги святые, Славный день Бородина. Как громил врагов Кутузов В жарких схватках боевых, Посильней любых французов Русский дух и русский штык! Припев: Мы Господом хранимы, И сила нам дана. И мы — несокрушимы, Как в день Бородина! Не меркнет наша слава, И подвиг не забыт. А русская держава Стояла и стоит! И запомнил враг недаром Бородинский этот бой. И московского пожара Грозный пламень роковой. И дрожали супостаты, И забыв печаль и грусть, Бились русские солдаты И за веру, и за Русь! Припев Как герои воевали Наши прадеды за нас И с победой прошагали До Парижа в этот раз. Вспомни, матушка-Россия, Их дела и ратный путь И, как в годы грозовые, Гордой будь и сильной будь! Припев ЦЕРКОВЬ И ОБЩЕСТВО ! Д о н - р о с с т р и з о с н о в а ч у Э м т ? Соблазны одолевают. ОБСУДИМ? О боях без правил Александр Косякин Бывший священник, а ныне звезда экрана, взявший «академ» ради шоу-бизнеса, Иван Охло­ быстин написал письмо Патриарху. Но не как мирянин или батюшка, заклеив конверт и отпра­ вив его по известному адресу — Москва, Данилов вал... Нет, Охлобыстин разместил в Интернете открытое письмо Святей­ шему. Он сделал это как продвинутый блогер. А продвинутый блогер знает, что послание его про­ чтут десятки тысяч человек. И оценят его, ИванаОхлобы­ стина, смелость и принципи­ альность. Вывод простой: на самом деле письмо адресовано не Предстоятелю Церкви, а широкой публике. И в этом он весь, бывший служитель, или, как встарину называли таких, поп-расстрига Иван Охлобыстин. Повод для обращения к Святейшему выбран тоже отнюдь не оригинальный — актера волнует судьба сиделиц из нашумевшей панк-группы «Pussy Riot», осквернивш ей главный храм России. Вопрос: поче­ му автор обращается к Па­ триарху (да еще через Ин­ тернет), а не в органы, в компетенции которых судь­ ба подследственных? Ведь Церковь в уголовном про­ цессе не участвует, а смирен­ но ждет итогов разбиратель­ ства. К тому же подписант понимает, что Патриарх не станет отвечать ему, исполь­ зуя Интернет. Значит, дело попахивает еще и демагоги­ ей. Предположение одно: очевидно, автора задело то обстоятельство, что его — такого известного и продви­ нутого — не позвали поста­ вить подпись под нашумев­ шим письмом деятел ей культуры и столичной боге­ мы. Те ведь тоже выступили против содерж ания под с т р а ж е й « а р т и с т о к »- «pu ssy» . Вот и побежал Иван по шпалам догонять уходящий поезд. В его письме звучит тре­ вога за судьбу Церкви. «Наши враги умело исполь­ зуют юридически-процессу- альный абсурд вокруг этой ситуации для наглядной демонстрации тезиса — «РПЦ служит не Богу, а деньгам и власти». Проти­ вопоставить этому пока мы ничего не можем». Ну и так далее. О деньгах Охлобы­ стин всегда говорит со зна­ нием дела. Сегодня он вос­ требован и в кино, и на эстраде, и в программах ТВ, и даже врекламе. Гонорары всюду приличные. На при­ ходе таких денег не зарабо­ таешь. Вот в этой конста­ тации, собственно, и объ­ яснение того, почему свя­ щеннослужитель поменял (променял!) рясу на малино­ вый (черны й , с е р е б р и ­ с ты й .) пиджак шоумена. Но тут уж — вольному воля . Жаль только, что пресса с явным удовольствием пи­ шет о нем теперь через чер­ точку: «батюшка-актер», «священник-гастролер», «поп-шоумен», что накла­ дывает пятно на репутацию русского священничества. А было дело, этот чрезвычайно разносторонний человек за­ тевал новую партию, а затем выступал с концепциями, от которых у обывателя кру­ жилась голова, не исключал своего участия в выборах президента. Все это каждый раз давало повод цитировать классиков: «Остапа понес­ л о .» С духовной точки зре­ ния тут все ясно: гордыня заедает, смирения не хвата­ ет, соблазны одолевают. Свое письмо Охлобыстин подписал в своем духе : «Хоть и находящийся под запретом, но искренне пре­ данный Русской Православ­ ной Церкви, священник Иоанн Охлобыстин». НАША СПРАВКА Расстрига — бм отий соященнослужитель, добро­ больно отк я зяотий сл о т деркоонозо сяня или литен- нмй езо зя кякой-либо про­ ступ ок . Д с т я т и , Ноянн Охлобмстин сяня не лишен, я только пребмояет под зя- претож. Знаменитый наш боец Федор Емелья­ ненко перед каждым поединком снимает с шеи нательный крест, целует и о т ­ дает секундантам. На сохранение. Д после очередной победы блазодарит зрителей и зоворит такие слова; «Спа­ сибо за ваши молит­ вы» и «Во славу Бо­ жию». Стало быть, он человек право­ славный и даже воцерковленный? Значит, Господь ему помозает? Но разве Церковь приветствует та­ кие бои, которые даже называются «боями без пра­ вил»? Виктор Говоров, г. Липецк.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz