Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
№ 133/24261 /12 ИЮЛЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ ) З й СШ^ЯЯЖМ Мир великой иллюзии Сергей Малюков Можно ли в Москве без долгих переездов практи чески одновременно побывать в старославян ском городе, европейской столице и ощутить колорит старых москов ских улочек? Так не бывает, возразят скепти ки и ошибутся. Путеше ствие во времени и пространстве возможно, если посетить с экскурси ей киностудию «Мос фильм» в центре столи цы. Именно так и сделал журналист «Липецкой газеты». «Мосфильм» и по сей день остается одной из крупнейших кинокомпа ний мира. История госу дарственного кинокон церна начинается в ноябре 1923 года, когда на базе двух национализирован ных кинофабрик была соз дана одна. Первый фильм, снятый в павильонах «Мосфильма», — картина режиссера БорисаМихина «На крыльях ввысь». Она вышла на экраны в ян варе 1924 года, и именно эту дату принято считать днем рождения студии. За советское время на «Мосфильме» было снято более 2500 картин, многие из которых стали класси кой. Среди них «Волга- Волга», «Александр Не- ^ вский», «В 6 часов вечера после войны», «Весна» (именно в этом фильме 1947 года Григория Алек сандрова впервые поя вилась известная теперь всем заставка студии — изображение памятника «Рабочий и Колхозница» скульптора Веры Мухи ной), «Операция «Ы» и другие приключения Шу рика», «Андрей Рублёв», «Бриллиантовая рука», «Афоня », «Солярис », «Сталкер», «Асса». Есть на студии старая леген да. Сергей Эйзенштейн приехал в Голливуд и спросил Чарли Чаплина: кто меня может научить снимать кино? На что получил ответ: «Здесь не кино снимают, а деньги зарабатывают. Если хо чешь научиться делать настоящее кино, поезжай в Россию, найди того пар ня, что снял «Броненосец Потёмкин» . Он тебя и научит. Здесь так никто не умеет...». Сегодня на студии снимается около ста картин и телепередач ежегодно. Проезжаешь за ограду и сразу же оказываешься в мире великой иллюзии. Центральное место на тер ритории студии занимают натуральные городские декорации. В зависимости от сюжета картины они с помощью специалистов превращаются то в мо сковские дома постройки конца X IX -начала XX веков, то изображают ев ропейские улицы. Как утверждает офи циальный сайт «Мосфиль ма», натурная площад ка № 1 площадью более 3000 квадратных метров предназначена для строи тельства декораций на от крытом воздухе. В разное время здесь размещалась Венеция, средневековый русский город, староан глийский посёлок и мно гое другое. В 2003 году на натурной площадке для фильма Карена Шахназа рова «Всадник по имени Смерть» была построена уникальная декорация улиц Москвы конца XIX — начала XX веков. Все го за три месяца силами «Мосфильм-Декорстроя» под руководством худож ника Людмилы Кусаковой был создан собирательный образ Москвы: площадь с дворцом, улицы с жилы ми домами, церквями, магазинами, трактирами и даже пожарной калан чой. Есть также кусочек окраины с деревянными домиками, поленницами и палисадниками. Дороги вымощены камнем. На сегодняшний день в декорациях «Старая Москва» уже снято более 40 фильмов. Москва пре вращалась то в Санкт- Петербург, то в Тифлис, даже вКопенгаген времен писателя-сказочника Г.Х. Андерсена для фильма Эльдара Рязанова «Андер сен. Жизнь без любви». При желании здесь мож но создать практически любой город. Сейчас, к примеру, в декорациях, изображающих разрушен ный Берлин 1945 года, на площадке снимают фильм о советских снайперах. Рядом стоит «белый тигр» из недавнего одноименно го фильма генерального директора и председателя правления киноконцерна «Мосфильм» КаренаШах назарова. Когда идешь по брус чатке мостовых, то соз дается полная иллюзия, что ты находишься на городских улицах. Словно на машине времени чудес ным образом перенесся лет на сто назад. Но стоит подойти поближе и загля нуть в открытую дверь, лишний раз убеждаешься: в кино всё не взаправду. За плоскими стенами нет абсолютно ничего! Но на этом открытия не заканчиваются. Нако пленный за многие годы богатейший фонд костю мов, декораций и рекви зита хранится в музее при студии. В нём насчиты вается около 8 тысяч ко стюмов и аксессуаров. А в отдельном ангаре собрана богатейшая коллекция ретромашин, в которой присутствуют редчайшие модели — особая гордость «Мосфильма». Некоторые из них представлены вРос сии вединственном экзем пляре. Многим машинам больше сотни лет, и, тем не менее, они в отличном состоянии и на ходу. Здесь есть и советская к л а с си к а— «П обеда» М 20 , 1954 года выпу ска (ее можно увидеть в фильмах «Выйти замуж за капитана», «Офицеры», «Зеркало для героя» ) . ГАЗ-21 «Волга» , 1964 года выпуска («Берегись автомобиля», «Три тополя на Плющихе», «Брилли антовая рука»). Есть и более редкие экземпляры: например «Руссо-Балт», произведенный вРоссии в 1911 году («Гибель Импе- рии»,«Всадник по имени Смерть», «Есенин») или британский «Ролс-Ройс» 1913 года выпуска («Бег», «Трактир на Пятницкой», «Неуловимые мстители», «Первая конная», «Царе убийца»). Огромную ма шину в свое время случай но обнаружили в одном из хозяйств, где на авто аристократов, словно на телеге, возили картошку и навоз. «Мосфильм» выку пил машину и буквально по винтику восстановил. И зящ ный ф р анц у з «Пежо-Бебе» также был выпущен в предвоенном 1913 году . Снимался в фильмах «Гибель Импе рии», «Любовь, одна лю бовь», «Любовь к тебе как бедствие». Идеальная ма шина для романтических поездок. Почетное место в музее занимает пожарная машина, снимавшая отца Фёдора со скалы в «12 стульях». А вот «Мерседес-Бенц» 1938 года. На таком ездил Штирлиц в «Семнадцати мгновениях весны». Лю бопытно, что съемки кар тины проходили в разных местах, и, чтобы не возить повсюду машину, исполь зовали сразу несколько «Мерсов». Отличить их в кадре можно только по расположению «двор ников». Тут же можно увидеть знакомый по мно жеству фильмов о револю ции и гражданской войне броневик, а неподалеку почему-то находится ав томат для продажи гази ровки из «Приключений Шурика». В соседних с ангаром залах музея — впечатля ющая подборка костюмов и декораций. Здесь же со браны транспортные сред ства из доавтомобильной эпохи. Мало кого сможет оставить равнодушным изящное ландо середи ны XIX века. Не менее эффектно смотрятся по чтовая и царская кареты и даже демократичные пролетки. Многим, наверное, ин тересно, что происходит в кадре с животными в батальных сценах. Неуже ли ради режиссерского замысла их приходится калечить, убивать? Спе шу успокоить «гринпи совцев» и слабонервных: вместо живых существ в кадре терзают искусно изготовленные муляжи. В качестве примера на стенде представлена туша огромного быка, в чрево которого лекари уложи ли отравленного Чезаре Борджиа в фильме Карена Шахназарова «Яды, или Всемирная история от равлений». Ни один бык при съемках не пострадал, декораторы прекрасно справились со своим за данием. В отдельной комнате собраны костюмы из са мых известных фильмов студии. Наиболее узна ваемые — костюмы и ди ван из «Войны и мира» Сергея Бондарчука. Го ворят, режиссер хотел до биться того, чтобы актеры максимально вжились в эпоху своих героев. По этому даже диван сделали полностью аутентичным времени — набили каким- то очень жестким мате риалом. Сидеть на нем по нескольку часов было не слишком приятно. А чтобы органично выгля деть в нарядах начала XIX века, некоторым актерам пришлось срочно сесть на жесткую диету. Людмиле Гурченко же худеть не пришлось, красивое пла тье из музыкального филь ма «Рецепт ее молодости» идеально подчеркивало ее осиную талию. Даже просто проха живаться по коридорам и павильонам «Мосфильма» —увлекательное занятие. На стенах висят уникаль ные фотографии съемоч ного процесса, эскизы ху- дожников-постановщиков к знаменитым картинам, старые афиши «мосфиль мовских» кинолент. А вот цех гримеров, здесь можно узнать, как делали всевозможную не чисть из «Вия» по Гоголю, а также увидеть волоса тый живот «беременного» Дмитрия Дюжева. Впе чатляют глиняные маски, слепленные с лиц актеров для удобства гримеров. Маска Гоши Куценко по хожа на голову римского императора. Удалось побывать и в одном из самых знаме нитых мосфильмовских павильонов — пятом. Го ворят, что он приносит удачу. Считалось, если снял хотя бы эпизод здесь, фильму гарантирован успех! В пятом снимались и телепроекты, например, «Старые песни о главном». Сегодня телеканалы арен дуют павильон для съёмок различных программ. За считанные часы в помеще нии возводятся декорации для того или иного теле шоу и снимаются выпуски с гостями и массовкой на несколько месяцев вперед. А ещё на территории «Мосфильма» есть пар ковая зона с живописны ми прудами и большой фруктовый сад, который собственноручно заложил сам Александр Довженко, классик отечественного кинематографа. В пику Голливуду не так давно здесь открыли Аллею звёзд российского кине матографа. Она находится напротив «Мосфильма», в скверике на пересечении улиц Мосфильмовской и Пырьева. Так же, как и на Голливудском бульваре в Лос-Анджелесе, звезды кино оставляют здесь свой отпечаток ладони и авто граф. Традиция родилась в 2001 году и продолжа ется по сей день. Рядом в скверике установлен памятник легендарному актеру Евгению Леонову, точнее его знаменитому персонажу — Доценту из «Джентльменов удачи». Чтобы осмотреть всё огромное хозяйство кино студии, не хватит и дня. Но даже кратковремен ный визит в мир кино оставляет множество впе чатлений.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz