Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

№ 133/24261 /12 ИЮЛЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА ПУТЕШЕСТВИЕ ВО ВРЕМЕНИ ) З й СШ^ЯЯЖМ Мир великой иллюзии Сергей Малюков Можно ли в Москве без долгих переездов практи­ чески одновременно побывать в старославян­ ском городе, европейской столице и ощутить колорит старых москов­ ских улочек? Так не бывает, возразят скепти­ ки и ошибутся. Путеше­ ствие во времени и пространстве возможно, если посетить с экскурси­ ей киностудию «Мос­ фильм» в центре столи­ цы. Именно так и сделал журналист «Липецкой газеты». «Мосфильм» и по сей день остается одной из крупнейших кинокомпа­ ний мира. История госу­ дарственного кинокон­ церна начинается в ноябре 1923 года, когда на базе двух национализирован­ ных кинофабрик была соз­ дана одна. Первый фильм, снятый в павильонах «Мосфильма», — картина режиссера БорисаМихина «На крыльях ввысь». Она вышла на экраны в ян­ варе 1924 года, и именно эту дату принято считать днем рождения студии. За советское время на «Мосфильме» было снято более 2500 картин, многие из которых стали класси­ кой. Среди них «Волга- Волга», «Александр Не- ^ вский», «В 6 часов вечера после войны», «Весна» (именно в этом фильме 1947 года Григория Алек­ сандрова впервые поя­ вилась известная теперь всем заставка студии — изображение памятника «Рабочий и Колхозница» скульптора Веры Мухи­ ной), «Операция «Ы» и другие приключения Шу­ рика», «Андрей Рублёв», «Бриллиантовая рука», «Афоня », «Солярис », «Сталкер», «Асса». Есть на студии старая леген­ да. Сергей Эйзенштейн приехал в Голливуд и спросил Чарли Чаплина: кто меня может научить снимать кино? На что получил ответ: «Здесь не кино снимают, а деньги зарабатывают. Если хо ­ чешь научиться делать настоящее кино, поезжай в Россию, найди того пар­ ня, что снял «Броненосец Потёмкин» . Он тебя и научит. Здесь так никто не умеет...». Сегодня на студии снимается около ста картин и телепередач ежегодно. Проезжаешь за ограду и сразу же оказываешься в мире великой иллюзии. Центральное место на тер­ ритории студии занимают натуральные городские декорации. В зависимости от сюжета картины они с помощью специалистов превращаются то в мо­ сковские дома постройки конца X IX -начала XX веков, то изображают ев­ ропейские улицы. Как утверждает офи­ циальный сайт «Мосфиль­ ма», натурная площад­ ка № 1 площадью более 3000 квадратных метров предназначена для строи­ тельства декораций на от­ крытом воздухе. В разное время здесь размещалась Венеция, средневековый русский город, староан­ глийский посёлок и мно­ гое другое. В 2003 году на натурной площадке для фильма Карена Шахназа­ рова «Всадник по имени Смерть» была построена уникальная декорация улиц Москвы конца XIX — начала XX веков. Все­ го за три месяца силами «Мосфильм-Декорстроя» под руководством худож­ ника Людмилы Кусаковой был создан собирательный образ Москвы: площадь с дворцом, улицы с жилы­ ми домами, церквями, магазинами, трактирами и даже пожарной калан­ чой. Есть также кусочек окраины с деревянными домиками, поленницами и палисадниками. Дороги вымощены камнем. На сегодняшний день в декорациях «Старая Москва» уже снято более 40 фильмов. Москва пре­ вращалась то в Санкт- Петербург, то в Тифлис, даже вКопенгаген времен писателя-сказочника Г.Х. Андерсена для фильма Эльдара Рязанова «Андер­ сен. Жизнь без любви». При желании здесь мож­ но создать практически любой город. Сейчас, к примеру, в декорациях, изображающих разрушен­ ный Берлин 1945 года, на площадке снимают фильм о советских снайперах. Рядом стоит «белый тигр» из недавнего одноименно­ го фильма генерального директора и председателя правления киноконцерна «Мосфильм» КаренаШах­ назарова. Когда идешь по брус­ чатке мостовых, то соз­ дается полная иллюзия, что ты находишься на городских улицах. Словно на машине времени чудес­ ным образом перенесся лет на сто назад. Но стоит подойти поближе и загля­ нуть в открытую дверь, лишний раз убеждаешься: в кино всё не взаправду. За плоскими стенами нет абсолютно ничего! Но на этом открытия не заканчиваются. Нако­ пленный за многие годы богатейший фонд костю­ мов, декораций и рекви­ зита хранится в музее при студии. В нём насчиты­ вается около 8 тысяч ко­ стюмов и аксессуаров. А в отдельном ангаре собрана богатейшая коллекция ретромашин, в которой присутствуют редчайшие модели — особая гордость «Мосфильма». Некоторые из них представлены вРос­ сии вединственном экзем­ пляре. Многим машинам больше сотни лет, и, тем не менее, они в отличном состоянии и на ходу. Здесь есть и советская к л а с си к а— «П обеда» М 20 , 1954 года выпу­ ска (ее можно увидеть в фильмах «Выйти замуж за капитана», «Офицеры», «Зеркало для героя» ) . ГАЗ-21 «Волга» , 1964 года выпуска («Берегись автомобиля», «Три тополя на Плющихе», «Брилли­ антовая рука»). Есть и более редкие экземпляры: например «Руссо-Балт», произведенный вРоссии в 1911 году («Гибель Импе- рии»,«Всадник по имени Смерть», «Есенин») или британский «Ролс-Ройс» 1913 года выпуска («Бег», «Трактир на Пятницкой», «Неуловимые мстители», «Первая конная», «Царе­ убийца»). Огромную ма­ шину в свое время случай­ но обнаружили в одном из хозяйств, где на авто аристократов, словно на телеге, возили картошку и навоз. «Мосфильм» выку­ пил машину и буквально по винтику восстановил. И зящ ный ф р анц у з «Пежо-Бебе» также был выпущен в предвоенном 1913 году . Снимался в фильмах «Гибель Импе­ рии», «Любовь, одна лю­ бовь», «Любовь к тебе как бедствие». Идеальная ма­ шина для романтических поездок. Почетное место в музее занимает пожарная машина, снимавшая отца Фёдора со скалы в «12 стульях». А вот «Мерседес-Бенц» 1938 года. На таком ездил Штирлиц в «Семнадцати мгновениях весны». Лю­ бопытно, что съемки кар­ тины проходили в разных местах, и, чтобы не возить повсюду машину, исполь­ зовали сразу несколько «Мерсов». Отличить их в кадре можно только по расположению «двор­ ников». Тут же можно увидеть знакомый по мно­ жеству фильмов о револю­ ции и гражданской войне броневик, а неподалеку почему-то находится ав­ томат для продажи гази­ ровки из «Приключений Шурика». В соседних с ангаром залах музея — впечатля­ ющая подборка костюмов и декораций. Здесь же со­ браны транспортные сред­ ства из доавтомобильной эпохи. Мало кого сможет оставить равнодушным изящное ландо середи ­ ны XIX века. Не менее эффектно смотрятся по­ чтовая и царская кареты и даже демократичные пролетки. Многим, наверное, ин­ тересно, что происходит в кадре с животными в батальных сценах. Неуже­ ли ради режиссерского замысла их приходится калечить, убивать? Спе­ шу успокоить «гринпи­ совцев» и слабонервных: вместо живых существ в кадре терзают искусно изготовленные муляжи. В качестве примера на стенде представлена туша огромного быка, в чрево которого лекари уложи­ ли отравленного Чезаре Борджиа в фильме Карена Шахназарова «Яды, или Всемирная история от­ равлений». Ни один бык при съемках не пострадал, декораторы прекрасно справились со своим за­ данием. В отдельной комнате собраны костюмы из са­ мых известных фильмов студии. Наиболее узна­ ваемые — костюмы и ди­ ван из «Войны и мира» Сергея Бондарчука. Го­ ворят, режиссер хотел до­ биться того, чтобы актеры максимально вжились в эпоху своих героев. По­ этому даже диван сделали полностью аутентичным времени — набили каким- то очень жестким мате­ риалом. Сидеть на нем по нескольку часов было не слишком приятно. А чтобы органично выгля­ деть в нарядах начала XIX века, некоторым актерам пришлось срочно сесть на жесткую диету. Людмиле Гурченко же худеть не пришлось, красивое пла­ тье из музыкального филь­ ма «Рецепт ее молодости» идеально подчеркивало ее осиную талию. Даже просто проха ­ живаться по коридорам и павильонам «Мосфильма» —увлекательное занятие. На стенах висят уникаль­ ные фотографии съемоч­ ного процесса, эскизы ху- дожников-постановщиков к знаменитым картинам, старые афиши «мосфиль­ мовских» кинолент. А вот цех гримеров, здесь можно узнать, как делали всевозможную не­ чисть из «Вия» по Гоголю, а также увидеть волоса­ тый живот «беременного» Дмитрия Дюжева. Впе­ чатляют глиняные маски, слепленные с лиц актеров для удобства гримеров. Маска Гоши Куценко по­ хожа на голову римского императора. Удалось побывать и в одном из самых знаме­ нитых мосфильмовских павильонов — пятом. Го­ ворят, что он приносит удачу. Считалось, если снял хотя бы эпизод здесь, фильму гарантирован успех! В пятом снимались и телепроекты, например, «Старые песни о главном». Сегодня телеканалы арен­ дуют павильон для съёмок различных программ. За считанные часы в помеще­ нии возводятся декорации для того или иного теле­ шоу и снимаются выпуски с гостями и массовкой на несколько месяцев вперед. А ещё на территории «Мосфильма» есть пар­ ковая зона с живописны­ ми прудами и большой фруктовый сад, который собственноручно заложил сам Александр Довженко, классик отечественного кинематографа. В пику Голливуду не так давно здесь открыли Аллею звёзд российского кине­ матографа. Она находится напротив «Мосфильма», в скверике на пересечении улиц Мосфильмовской и Пырьева. Так же, как и на Голливудском бульваре в Лос-Анджелесе, звезды кино оставляют здесь свой отпечаток ладони и авто­ граф. Традиция родилась в 2001 году и продолжа­ ется по сей день. Рядом в скверике установлен памятник легендарному актеру Евгению Леонову, точнее его знаменитому персонажу — Доценту из «Джентльменов удачи». Чтобы осмотреть всё огромное хозяйство кино­ студии, не хватит и дня. Но даже кратковремен­ ный визит в мир кино оставляет множество впе­ чатлений.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz