Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

№ 133/24261 /12 ИЮЛЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА у ТЕЛЕЭКРАНА I О ш р м , ч ш р я р к т я ж у ш Я Р ^ я ^ я к г у ^ , я р ш а х , ^ Р 2 Р м ы ш я м ч я с ш р р я Э я м Ролан Пети на «Культуре» 10 июля исполнился ровно год со дня смерти французского танцов­ щика и хореографа, творца, который изменил историю балета XX века —Ролана Пети. 15 июля в 15.30 в эфире телека­ нала «Россия — Культура» — доку­ ментальный фильм «Ролан Пети. Между прошлым и будущим». В программе (запись 2009 года) Ролан Пети вспоминает всех, с кем ему по­ счастливилось встретиться за его долгую жизнь артиста балета и хореографа. После фильма, в 16.10, в рубрике «Шедевры мирового музыкального театра» будут показаны одноактные балеты Ролана Пети «Юноша и смерть» и «Свидание». В 9 лет, в 1933 году, Ролан Пети поступает в танцевальную школу Парижской оперы. Через 7 лет, в 16, он выходит на сцену Оперы как тан­ цовщик кордебалета. В 1943 году Пети уже стоит на средней ступеньке балетной иерархии — он получает ранг солиста, «сюже», выше него — «звезды» и «премьеры», рангом ниже — «корифеи» и первый состав кордебалета. Под влиянием Жана Кокто и БорисаКохно Пети покидает Париж­ скую оперу и основывает свою труп­ пу, которая называлась «Балет Елисейских полей». Перед этим он уже начинает пробовать ставить свои отдельные опусы на сцене Театра Сары Бернар. В 1947 году Пети ста­ вит один из самых великих балетов в мире — «Юноша и смерть». Ли­ бретто к нему пишет Жан Кокто, ему же принадлежит идея создания этого спектакля. С этого дня в мире появляется яркий, знаменитый хо­ реограф — Ролан Пети. В конце 50-х годов он оказывает­ ся в Голливуде, где работает с Фре­ дом Астером, ставит танцы к разным фильмам. В частности, один из них рассказывает о Гансе Христиане Андерсене, в нем очень много балет­ ных сцен. В фильме снимается буду­ щая супруга Пети — Рене Жанмер, вошедшая в историю под именем Зизи Жанмер. В 1965 году Пети возвращается в прославленную труппу Парижской оперы, где он учился, где он когда-то начинал, и вместе с Ив Сен-Лораном, который создает костюмы, ставит спектакль «Собор Парижской Бого­ матери». Постановка имеет эффект разорвавшейся бомбы: к такому были непривычны в Парижской опере, такую пластику вообще мало кто видел. В то время, когда Пети ставит «Собор Парижской Богоматери», его приглашают быть и художествен­ ным руководителем, и директором балетной труппы Парижской оперы, что продлилось не очень долго: он никак не мог найти общий язык со звездами. По своей воле Пети поки­ нул стены Парижской оперы уже во второй раз. В 1972 году он приезжает вМар­ сель, где получает полный карт- бланш. Балет вМарселе становится второй труппой во Франции по значимости. 26 лет Пети был ди­ ректором этого коллектива. Там же, вМарселе, он открывает балет­ ную школу при театре. Под его руководством выстраивается спе­ циальное здание для балетного театра. В конце XX века Пети на­ всегда покидает Марсель и долж­ ность дир ектора . Но до конца жизни продолжает работать, ставя новые спектакли, восстанавливая старые. Свой большой, последний, спектакль он поставил в Большом театре в 2001 году, балет «Пиковая дама». Евро-2012 установил антирекорд Евро-2012 по телевизору в России смотрело меньшее количество зрителей, чем аналогичные фут­ больные турниры в прошлые годы. В среднем игры европейского первенства смотрели 12 процентов телезрителей старше четырех лет. Для Евро-2004 этот показатель со­ ставлял 16 процентов, а для Евро- 2008 — 25 процентов. Эксперты назвали несколько воз­ можных вариантов причины паде­ ния рейтинга. Главный редактор издательского дома «Индепендент спорт» Станислав Гридасов и заме­ ститель гендиректора ВГТРК Дми­ трий Медников сошлись во мнении, что сборная России под руковод­ ством Дика Адвоката изначально привлекла меньшее внимание, чем команда Гуса Хиддинка из-за менее зрелищного стиля игры и закрытой позиции Адвоката по отношению к журналистам. Популярная поп-дива ^лена Водонаева стала ведущей проекта «каникулы в Мексике-2». «Каникулы в Мексике-2» меняют ведущую Алена Водонаева —новая хозяй­ ка реалити-шоу «Каникулы в Мек­ сике-2» на MTV. На этом посту она сменила Жанну Фриске, которая вела проект целых 7 месяцев. Однако у Фриске, по ее соб ­ ственным словам, «накопилось в Москве много дел», так что ей на замену в Мексику прилетела Алена Водонаева. На экране зрители уже увидели новую ведущую 9 июля, в 2 2 .00. Алена уверена, что на проекте будет чувствовать себя как рыба в воде — ведь за ее плечами несколько лет в «Доме-2». Участники проекта подготови­ лись к приезду Водонаевой: к ее 30-летию они подарили ей... платье, которое сшили собственноручно. Алене обновка понравилась, она по­ обещала появляться в новом наряде на телеэкране. По материалам интернет-порталов tvkuitura.ru, teievesti.ru подготовил Игорь Капустин. ПЕРЕКЛЮЧАЯ КАНАЛЫ Штормовое предупреждение Исаак Розенфельд Молоденькая кинодебютантка, получив за свою короткометражку приз в Канне, поделилась с журна­ листом, из какого сора проклюнулся и разросся замысел ее шедевра: «Первый пришедший мне в голову кадр «Дороги на» был такой: человек выходит во двор и матерится». Я пока не смотрел этот фильм. Но, наверное, за про­ сто так каннское жюри не награждает. Так что речь не о самой картине. Кажется весьма знаменательной откровен­ ность юного творца. Фраза про матерящегося во дворе героя звучит прямо-таки как программная для целого направления в современном российском кинематографе. Вам знакомы ленты Ивана Вырыпаева, Кирилла Сере­ бренникова или «Край» Алексея Учителя, кстати, вги- ковского наставника режиссера «Дороги на»? Тогда вы поймете, что я имею в виду. Эти уже культовые постанов­ щики, передающие опыт новому поколению, — дети де­ вяностых. Они наотмашь, без всяких сантиментов и умолчаний рубят правду-матку. Россия дика. Нравы ее грубы и примитивны. Нищета духовная и душевная на каждом шагу рифмуется с нищенским бытом. И вубогой глубинке, ина помойных окраинахмегаполисов все живое задыхается, томится, гибнет без тепла, любви, без буду­ щего. Ну как тут не материться? В просторечии это кино называют «чернухой». Но, как и положено на рынке, ей есть альтернативы. Не густо, но есть. Их тоже нетрудно обозначить одной формулой, за­ дающей алгоритм массе фильмов и сериалов. Допустим: выходит не из обшарпанной многоэтажки, а из уютного особняка человек, и он не матерится, а садится в иномар­ ку и отправляется вофис, в элитный ресторан, на встречу с иностранными партнерами, на презентацию, на интим­ ное свидание. Затем, натурально, следуют навороты гламурного сюжета — с роковыми страстями, Золушка­ ми, которые вдруг становятся блондинками в шоколаде не хуже Ксении Собчак, метаниями красавца-олигарха между женой и любовницей. Наконец, третий вариант: человек выходит из дома и отправляется убивать, по­ скольку он киллер, маньяк, ревнивый муж, коварный претендент на наследство, непримиримый мститель под стать Монте-Кристо — нужное подчеркнуть. Или наобо­ рот: его задача — расследовать убийство в качестве сы­ щика, следователя, въедливого адвоката и так далее. Впереди, само собой разумеется, десять-двадцать серий криминальных перипетий. Но не будем сегодня трогать телесериалы. Хотя на ТВ бал правят именно они. Подсчитано: ежедневно у нас идут семьдесят два сериала. Не исключено, что это рекорд для книги Гиннесса. Но вы от них устали? Хотите чего-то иного — умного, тонкого, художественного? Тогда оста­ ются «Культура» и специализированные кабельные ка­ налы. Там иногда бывает шанс. Недавно вот я попал на «Гадких лебедей» КонстантинаЛопушанского по когда-то запрещенной советской цензурой повести Стругацких. В экранизации, правда, ничего антисоветского, диссидент­ ского нет. Притча Лопушанского не сводит счеты с про­ шлым. Она о настоящем. Странная школа. В ней таин­ ственные учителя прививают детям неприятие привыч­ ных для их родителей лицемерия, карьеризма, обыва­ тельского безразличия, стереотипных правил. Дети на­ чинают мыслить, а не усваивают с безропотной покорно­ стью бессовестные принципы нынешней цивилизации. Взрослые встревожены. Они уничтожают учителей и решают вернуть детей на путь добродетельного, бездум­ ного конформизма. К слову, в том числе и с помощью телевизора, заставляя их сидеть перед ящиком, потому что так принято, так делают все. Настоящее кино. Оно напоминает о духовных и эстети­ ческих прорывах Андрея Тарковского, у которого Лопу- шанский учился. К тому же не заумное, не высокомерно артхаузное. Отчего фильм не удостоился внимания феде­ ральных каналов, для меня загадка. Я вообще не в силах объяснить, как подбирается наТВ кинорепертуар. С какой стати из огромного запасника старых и новых лент чаще всего извлекаются самые средние, безликие, а порой ката­ строфически бездарные, непрофессиональные? И зачем в десятый, если не в пятидесятый раз показывать с мини­ мальными паузами «Карнавал», комедии Гайдая, Рязано­ ва, Меньшова? Пусть это шедевры, но сколько же можно, господа? Вспомните, в конце концов, про демьянову уху. Слава Богу, что случаются еще юбилеи. Вот в минув­ шие выходные к шестидесятилетиюКаренаШахназарова всетку вещания не поскупились включить сразу несколь­ ко его фильмов. Неожиданное впечатление на меня про­ извел как будто бы виденный-перевиденный «Курьер». Я отчетливо ощутил: когда в 1986 году он вышел на экраны, это было штормовое предупреждение. Но его мало кто услышал. Тогда вообще никакие предупреждения никто слышать не желал. История подростка, которого со всех стороншпыняют: чеготывжизни хочешь, очеммечтаешь, готов ли к упорному труду? А он со смиренной миной то дерзит, то прикалывается, поскольку понимает: дяденьки толкуют об идеалах, в которые сами ни на грош не верят. Шахназаров всамом деле остерегал: идеи, правильные слова, не обеспеченные верой и совестью, погибнут. Над­ вигаются перемены. Но что они принесут? Ведь реформи­ ровать жизнь будут все те же люди с масленными после вкусного обеда губами и самодовольными, равнодушными или злыми глазами? «Курьер» отличается от фильмов следующего за Шахназаровым поколения не только тем, что автору его для «правды жизни» площадная брань без надобности. Главное —режиссер не фиксирует, не конста­ тирует негатив, не любуется неприглядным, страшным, уродливым, не ставит холодно или мстительно безнадеж­ ный диагноз, а, действительно, пытается предупредить, что потребуются силы, мужество, искренность, иначе ничего не предотвратишь, не спасешь, не спасешься. Может, потому ТВ в неюбилейные дни подобное кино и не жалует? Ну, не хочет мешать вечернему кайфу пу­ блики и пугать рекламодателей, предпочитающих пре­ рывать своими роликами гламурную мелодраму, коме­ дию, детектив...

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz