Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 1№ 133 / 24261/12 и ю л я 2012 3 Ноемм рябошм с ммбадмоажм творящие свет ЖИЗНЬ БЕЗ ПРЕГРАД I Руки, Ирина Смольянинова Год назад в стране была принята федеральная, а на ее основе региональная программа «Доступная среда», что послужило толчком для формирования в нашем обществе нового отношения к людям с ограниченными физически ми возможностями. На улицах городов появляются специальные разметки, пандусы. Все больше светофоров оборудуется звуковыми сигналами. Но дело не только в этом: к нам приходит осознание того, что безбарьерная среда — это еще и равное со здоровыми гражданами право инвалидов на самореализацию во всех жизненных сферах, в том числе и в трудовой деятельности. Пока бизнесмены подсчитывают, каких затрат потребует организация рабочих мест для людей с ограниченными физическими возможностями и будет ли от них реальная отдача, в Липецке уже немало лет успешно работает предприятие, где больше половины трудового коллектива составляют инвалиды. Недавно в липецком производственном объеди нении «Электроаппарат» вместе с представителями областного управления социальной защиты населения и Всероссийского общества слепых побывал и корреспон дент «Липецкой газеты». Генеральныйдиректор ВладимирПлаксинГнафото вверхусправа) убежден, чтобудущее предприятияза модернизацией производства. Кино одного актера — А вот и герой нашего фильма — Василий Ивано вич Вишняков, — Татьяна Федосова, начальник от дела по работе с персоналом «Электроаппарата»,указы вает на невысокого человека в рабочей куртке и синей бейсболке. Изредка посту кивая перед собой белой тростью, он уверенно двига ется нам навстречу. — Ва силий Иванович — сборщик электротехники, работает у нас уже 37 лет. Он инвалид 1 группы по зрению. Единственным актером и героем фильма Василий Ива нович стал год назад, когда руководство предприятия решило провести необычный эксперимент: проследить и зафиксировать на видео весь путь незрячего человека — от остановки автобуса до своего рабочего места, какие трудности и препятствия при этом ему приходится пре одолевать и что надо сделать для их устранения. Пройти перед телеобъективом своим обычным маршрутом попро сили одного из старейших работников —Василия Виш някова. Всего на предприятии трудятся 247 инвалидов, из которых 143 — имеют про блемы со зрением. 68 лет назад это была единственная сапоговаляльная мастерская со штатом в 11 человек, сегодня это современное электротехническое про изводство с численностью персонала 475 работников. Кроме головного в Липецке, его филиалы есть в Ельце и Лебедяни. В том, что охране тру да здесь всегда уделяется особое внимание, ничего удивительного нет. Однако, как пояснили генеральный директор «Электроаппа рата» Владимир Плаксин и председатель липецкого отделения Всероссийского общества слепых Николай Сарычев, около полутора лет назад было принято решение о создании на территории предприятия максимально безопасных и комфортных условий для людей с огра ниченными физическими возможностями в соответ ствии с современными тре бованиями. За дело взялись с научным подходом:изучили специальную литературу, установили контакты с од ним из московских исследо вательских институтов, вы слушали и учли пожелания самих инвалидов. «Говорящий» лифт ... Результат заметен уже от проходной. Яркие желто красные перила, отделяю щие пешеходную зону от проезжей части, такого же цвета большие наклейки на всех дверях и разметка на асфальте служат направля ющими движения для слабо видящих. Проведя рукой по лестничным перилам внутри помещений, по количеству шляпок вкрученных специ ально с этой целью болтов можно легко определить, на каком этаже находишься. Кроме того, азбукой Брайля дана информация о располо женных на этаже участках. Углы всех поворотов в кори дорах и цехах обозначены заметной даже в темноте желто-черной «зеброй». Для тех, кто полностью лишен зрения, есть дополни тельная система ориентиров. Это — и специальные пере пады уровня плиточного по- ?? 68 лет назад это была единственная сапоговаляльная мастерская со штатом в 11 человек, сегодня это современное электротехническое производство с численностью персонала 475 работников. Кроме головного в Липецке, его филиалы есть в Ельце и Лебедяни. крытия, и мягкие направля ющие дорожки в коридорах, двери со звуковым сигналом и даже «говорящий» лифт, при нажатии кнопки опо вещающий о номере этажа. Кроме этого, на пред приятии всерьез взялись за капитальный ремонт и переоснащение производ ственных участков. Уста навливаются пластиковые окна, идет замена потолков и систем освещения, наполь ных покрытий. Сучетом ин дивидуальных особенностей каждого работника оборудо ваны и рабочие места. И стены стали родными В руках у Александры Ивановны Гулевой пучок коротких тонких электро проводов. Ловкое движе ние — и кончик очередного проводка уже блестит за чищенными от изоляции медными жилками. Потом к нему прикрепят метал лический фастон для со единения электросхемы в цепь или пластмассовый изолятор. После проверки готовое изделие отправится на склад, а затем — в цеха ОАО «Индезит» . Трудно поверить, но 90 процентов электрического оснащения «белой техники», которую выпускает это крупнейшее в Черноземье предприятие, изготовлено работниками «Электроаппарата». Впервые Гулева пришла сюда в 1971 году после окон чания елецкой школы-ин терната для слабовидящих детей. В прошлом году Алек сандра Ивановна отметила 60 -летие , но продолжает работать. Вместе с ней на «Электроаппарате» трудятся ее муж, сын и невестка. От предприятия получили хоро шую 3-комнатную квартиру. И таких династий здесь не мало. Самой молодой работ нице фирмы Кристине Коз ловой 19 лет. Она окончила липецкую школу-интернат для слабовидящих. Здесь же работают ее мама, старшие брат и сестра. Скоро придет сюда и младший брат. — Вначале боялась идти на производство, — рас сказывает Кристина. — Но здесь мне все понравилось: и добрые, заботливые масте ра, и дружный коллектив. Есть прекрасная комната отдыха, столовая, сауна. В здравпункте постоянно де журят медработники, в том числе и врач-окулист. Если возникает необходимость, то некоторые лечебные про цедуры можно принимать без отрыва от производства. Взгляд в будущее Уникален «Электроап парат» еще и тем, что в не простых условиях рыночной экономики успешно конку рирует с предприятиями, где работают здоровые люди, вы пуская высококачественную и востребованную продук цию. При этом руководство фирмы хорошо понимает, что будущее предприятия за модернизацией произ водства. На многих участках уже установлены новей шие станки с программным управлением, в частности для изготовления электрон ных плат, используемых в создании высокотехнологич ной электронной техники. Уже сейчас генеральный директор Владимир Плаксин думает о подготовке квали фицированных специалистов для работы на таких станках. Но молодые инвалиды, зная с какими трудностями им придется столкнуться за порогом своих квартир, по кидать их не спешат. А ведь многие из них вполне могут освоить управление совре менным станком-роботом. Большие надежды воз лагаются и на возможности дистанционного обучения людей с ограниченными фи зическими возможностями. — Создание условий для свободного перемещения инвалидов стало бы не толь ко успешной социальной адаптацией людей с огра ниченными физическими возможностями, но и по служило бы для молодых инвалидов стимулом к на чалу трудовой жизни. Что в условиях нехватки рабочих рук в свою очередь дало бы большой экономический эффект, — считает замести тель начальника областного управления соцзащиты на селения Сергей Кораблин. НАЗЫВАЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ КОНКУРСА Награды для самых азартных Конкурсы для любителей отгадывать кроссворды или сканворды наша редакция проводит не в первый раз, и поэтому мы уже знаем, как много у газеты подписчиков-эрудитов. Очередным под тверждением этому стали многочисленные письма с ответами на кроссворды, которые публиковались в течение недавно завершившейся подписной кампании. И надо отметить, что в подавляющем своем большинстве участники конкурса «Призовой кросс ворд» дали абсолютно правильные ответы на вопро сы всех шести кроссвордов, которые публиковались в спецвыпусках «Домострой» и «Мужской клуб». А еще многие наши читатели порадовали нас теплыми сопроводительными письмами. Вот только несколь ко строк из одного такого письма от «читательницы- почитательницы», как написала сама участница со ревнования: «Большое вам спасибо и за интересную газету, и за конкурсы, которые заставляют думать, вспоминать, помогают хотя бы на время отвлечься от проблем и даже забыть про «болячки»... Желаю всему коллективу здоровья, благополучия и новых творческих успехов на радость нам, многочислен ным читателям «Липецкой газеты». Редакция газеты, всвою очередь, выражает слова искренней признательности всем подписчикам за верность изданию. С егодн я н а зы в а е м и м е н а тех , кто с т а л п о б ед и т е л ем к о н к у р с а «П р и зо в о й к р о с с в о р д » . И т а к , з а п р а в и л ь н ы е о т в е т ы н а в о п р о с ы кр о с сво р д о в н а г р аж д аю т с я : п о д б о р к ам и и н т е р е с н ы х и п о л е зн ы х к н и г —С. И. Б о н д ар е в (Л и п ец к ) , В. Ф . С олдатов (Доброе) , Г. Н. И с а к о в а (Л и п е ц к ) , В. В. Бутов (Е л е ц к и й р ай он ) , Л . С. А р х и п о в а (Л и п ец к ) , Н. В. А у л о в а (Л е в Т о л с то в с к и й р ай он ) , И. В. К о з ь я к о в (Л и п ец к ) , Р . А . Ч е р н я в ц е в а (Г р я зи ) , ч а й н ы м н аб о р ом —Л . В. К у п р е е в а (Л и п е ц к ) , ф о рм о й д л я в ы п е ч к и —Г. А . К а н и б о л о ц к а я (Л и п ец к ) , ч а й н и ком з а в а р о ч н ы м —А. И. Ц в и к а л о в а (Л и п ец к ) , н аб о р ом д л я т о р т а —В. А . С ав ви н (Л ип ец к ) . Мы поздравляем кроссвордистов-победителей и приглашаем за призами в Издательский дом «Липецкая газета» (Липецк, ул. Московская, 83, 3 этаж, каб. 314) в любой рабочий день с 10. 0О до 17.00 до 31 августа с. г. Всю дополнительную ин формацию можно получить по телефонам: 30-81-70 или 30-81-77. И еще раз обращаем внимание всех наших чита телей: завершившийся конкурс - далеко не послед ний, поэтому не стоит огорчаться, если вам не по везло на этот раз. С 1 июля уже началась досрочная подписка на газету на первое полугодие будущего, 2013 года, и, значит, совсем скоро вы сможете стать участниками наших новых состязаний. Оставайтесь с нами. Читайте и выписывайте «Липецкую газету»! РЕАЛИИ ВРЕМЕНИ ! Урокм мсшормм маяшммсшормм Отделяя зерна от плевел Елена Бредис Иной раз начинает казаться, что мир, захваченный техническим прогрессом, просто сходит с ума. В свое время было написано множе ство фантастических рома нов, где машины или роботы захватывали власть и принимались управлять человечеством. Может, что-то похожее сейчас и происходит. Окружающее нас пространство, заполнен ное компьютерами, плазмен ными телевизорами, всевоз можными гаджетами или, по-русски говоря, техниче скими приспособлениями, вторгается в сознание, в души людей и меняет их. Однажды на радиостанции «Эхо Москвы» обсуждали во прос: «Что наши дети знают о войне?». В дискуссии участво вали молодой театральный ре жиссер, учитель истории, руко водитель молодежных просве тительских и образовательных программ правозащитного об щества «Мемориал». Ветеранов Великой Отечественной войны они называли «носителями памяти». Видимо, по аналогии с «носителями информации». Ну и сожалели, что «носителей памяти» остается среди нас все меньше. Так сказать, флэшки устаревшей модификации за канчиваются. Но что характерно: ни од ному из приглашенных на эфир не пришло в голову, что «носители памяти» все-таки не только ветераны, но и весь народ —дети, внуки, правнуки фронтовиков. По крайнеймере, так должно быть. И неважно, как далеко в прошлое отодви нулась та война. А если дети воспринимают ее как войну во семьсот двенадцатого года или Первуюмировую, значит, мы в этом сильно виноваты. Учитель истории липецкой сорок пер вой школы Любовь Ларькова не понимает: разве возможно какое-то отдельное патриоти ческое воспитание, которое ведется час ли, два в неделю, а не изо дня в день, постоянно, на любых уроках, в разных жизненных ситуациях? —Л непременно показываю с т арш ек ла ссни к ам фильм «Обыкновенный фашизм». А перед тем ставлю песню Ро зенбаума «^ может, не было войны?». В песне такие прон зительные слова, она потря сающе предваряет гениальный фильм Ромма. У меня самой каждый раз мурашки по коже, х о т я провожу т а к и е уроки каждый год.А дляребят это во обще как эффект разорвавшей ся гранаты. Девочки плачут. (Л с т а т и , когда мы были на раскопках в археологической экспедиции, я видела; они пла кали над книгой «Завтра была война»р Унас в школе удалось сохранить пионерскую органи зацию, и детям обязательно рассказывают о пионерах-ге- роях. А еще есть клуб «Парус» при лермонтовском музее. Там своя программа. То есть и на уроках, и в экспедициях, и на внеклассных з а н я т и я х все пронизано патриотическим духом. Я не могу удержаться и цитирую кусочек разговора из той радиопередачи на «Эхе Москвы»: «И все эти разговоры о том, чтобы вернуть обратно эти классные часы и пионе- ров-героев...» — «Это ужасно. Нет». — «Невозможно». Но, как выясняется, либеральные дамы ошибаются: очень даже возможно. И дети не просто способны это воспринять. Им это необходимо. Дело лишь в том, кто и как рассказывает им об истории Родины, о подвигах предков. Любовь Ларькова уверяет: ее питомцы немало знают о войне. И книги читают, ифиль мы смотрят. Она весь класс водила на фильм «Мы из буду щего». В этой ленте современ ные молодые люди попадают в прошлое и сами испытывают ужасы и тяготы войны, стано вясь в конце душевно взрослее, зрелее. Но можно ведь повести школьников и на «Четыре дня в мае», где советские солдаты показаны обезумевшими на сильниками. Все зависит от ответственности педагога за подростков, от его мудрости, совестливости, гражданствен ности. «Зачем нужны ребенку примеры героизма советских воинов??? Вы готовите ребен ка к войне??? Какая польза детскому сознанию осознавать войну????? Война была имного чего еще было, давайте ребен ку все расскажем??? Может примером для ребенка должен быть мама и папа и более ни кого??? А потом он сам будет решать с кого и чего ему брать ...???? Была война, сейчас войны нет, угрозы нет, зачем знать о гибели людей в войне, которая была когда то и школь ники сейчас о ней забывают и скоро вообще забудут????» Не хочу менять орфогра фию и пунктуацию в этом яростном «вопле души» на од ном из интернет-форумов, где общаются родители. Поверьте: автор «монолога» не какой-то случайный псих, блуждающий в просторах Всемирной пау тины. Таких немало. Кто-то высказывается жестче, кто-то мягче. А объединяет всех одно: желание уберечь себя и своих детей от всяких эмоций со зна ком «минус», от сострадания, от осознания трагического величия нашего прошлого. А действительно, зачем? Война — дело давно минувших дней. Теперь вполне комфортная жизнь, и главная ее цель - не потерять этот самый комфорт. Чтобы можно было просидеть вечер перед телевизором или поиграть в компьютерную игру. Даже в «войнушку», чтобы почувствовать себя су пергероем, спасающим мир от монстров. А вот какой ценой деды на самом деле спасали мир, лучше не вспоминать — в целях экономии душевной энергии. Но послушаем Любовь Ларькову: —Д ети не боятся душев ных потрясений и сильных эмоций. Считаю, мы, взрослые, не имеем права искусственно ограждать их, особенно если речь идет об истории родной стр аны . Да, порою бы вает нестерпимо больно. Они пони мают; на войне гибнут реаль ные люди, а не компьютерные герои, у которых в запасе не сколько жизней. По еще никто не ставил под сомнение катар сис - очищение страданием, состраданием. Именно через сопереживание, со-страдание и происходит возмужание подростка. Да, я не буду по к а зы в а т ь «Обыкновенный фашизм» в пятом классе. А вот в девятом мои ребята уже должны понимать, что пережили их деды и бабушки. Понимать и помнить то , что происходило не с ними и не в их жизни. Поймут или нет? Что и как поймут? За это учитель в от вете? К примеру, разве не со ветские войска освобождали Польшу, спасали узников та мошних концлагерей? Но на кануне чемпионата Европы по футболу польский консул официально предупредил на ших болельщиков о запрете на советскую символику — у них она приравнена к фашистской. Это уже государственная по литика. И в соответствии с нею в польских школах будут рас сказывать про ввод советских войск на польскую территорию в 1939 году и умалчивать про Освенцим, про освобождение Варшавы. И вырастут поколе ния, которые искренне будут считать нас оккупантами. Любовь Ларькова; — От детей не надо ничего скрывать. Л рассказываю им о репрессиях, но я рассказываю и отом, что приСталине страна быстро поднялась изруин, ста ла мировой державой. Историк обязан быть честным. Это не легко. Тем более сейчас, когда столько новомодных веяний, интерпретаций. Педавно вижу умальчика аудио-книгу «Повая хронология», а там все исто рические события смещены на т р и с т а л ет . А про Луликов- скую битву сказано, что она произошла подМосквой... Такие «новации». Так что учитель истории должен быть не про сто честным, не только граж данином, но и уметь отделять зерна от плевел, наносное от сути. А плевел нынче и в учеб ных пособиях хватает. ПОСТСКРИПТУМ Либеральные господа из «Эхо Москвы» взахлеб рассуждают о «военных» фильмах Пивоварова на НТВ, о тех же «Четырех днях в мае». Они твердят словно мантру: «Только бы все это сохранилось!» Что — «все»? Невежество? Желание убить гордость за свою страну, унизить ее, объявляя отсталой, нецивилизованной? Отре чение от Великой Победы? Слава Богу, что в наших самых обычных школах есть обычные учителя, и не только истории, которые не по службе, а по зову сердца пытаются этого не допустить... Слово обозревателю Невидимая граница И.Неверов С библейскими мудрецами не спорят. Ну да, есть время разбрасывать камни, есть время собирать камни. И все-таки осме люсь добавить: вообще-то имеется в виду одно и то же время. Просто существует разделение труда: те разбрасывают, эти собира ют. И все при деле. Буквальную иллюстра цию на сей счет находим в некогда полузапрещенной, диссидентской, а затем куль товой пьесе Александра Вампилова «Прошлым ле том в Чулимске». Там моло денькая девушка по имени Валентина каждое утро чи нит оградку возле поселко вой чайной. И с такой же регулярностью оградку эту крушат посетители, ломясь в чайную по газону напрям- ки. Они ломают, она чинит, пытаясь кротостью и терпе нием переупрямить и усты дить мужиков. Должно же им когда-нибудь надоесть, должны же они понять, что три лишних шага вобход па лисадника не великий труд. Вампиловская история припомнилась мне на днях. Перед многоэтажным серым домом я обнаружил клум бочку в пять цветочков, смешной гриб, сделанный из обрезанной баклажки, на ко торую нахлобучили миску, раскрашенную под шляпку мухомора , и сшитого из лоскутков клоуна с балалай кой —он сидит на скамеечке из щепок. Все это обнесено застенчивым фанерным бор дюром. Он действительно кажется застенчивым, по скольку совсем низенький и непрочный. Его «строитель» словно бы боялся обидеть случайного прохожего, сосе да подозрением, что те могут нарочно сломать заборчик и растоптать цветы. Нет-нет, извинялся он перед ними за ранее, я в вас не сомневаюсь, но вдруг выпо рассеянности, задумавшись, не заметите мою клумбу. Вот я и обо значил ее условной оградой. А справа и слева в пыль ной траве торчали банки из- под колы и валялись окурки. То есть справа и слева окна квартир, где живут нормаль ные люди. Им не придет в голову, что из старой крас ной миски в горошек может получиться мухомор. Их не беспокоят пивные бутыл ки, оставленные в дворовой песочнице, и матерящиеся весь вечер напролет рядом с детской площадкой доми ношники. А этот чудак не забы вает ежедневно поливать клумбу. Он даже воткнул в землю игрушечный зонтик над клоуном, спасая куклу от дождя. Человек явно не собирается участвовать в каком-нибудь официаль ном городском конкурсе на образцовый дворик и полу чать премии, но всего лишь старается образить, сделать радостнее хотя бы полтора квадратных метра тоскли вого, безликого двора. М ежду прочим слово «образить» я давным-дав но услышал от липецкого скульптора Юрия Дмитри евича Гришко. Это было в Кореневщине, где жила бабушка Пушкина. Гришко тогда оглядел пустырь, на котором не осталось ни следа от барского дома и прочих построек, и сказал: «Тут все надо образить — газонами, дорожками, памятным зна ком, может быть, бюстами». Глагол прозвучал простона родно и неожиданно для из вестного, интеллигентного, обремененного высокими званиями художника. Но по сле я догадался, зачем Юрий Дмитриевич выбрал имен но его. Образить — то есть создать образ, вмешаться в безликость, хаос запустения и наделить бесформенную реальность формой, смыс лом, душой. Цепочка ассоциаций , рожденных клумбой, мухо мором, клоуном, тянется дальше. Я думаю о встречах с людьми, не умевших спо койно наблюдать эти самые привычные для большин ства из нас разор, грязь, беспорядок. Минувшим ле том побывал я в Плющани. Моими спутниками были сотрудник заповедника «Га- личья гора» и неутомимый любитель загадок природы, учитель биологии в сельской школе. Они, забыв о душной сорокаградусной жаре, чуть ли не вприпрыжку передви гались по крутому косогору и всякий раз торжествую ще демонстрировали мне очередное реликтовое рас тение. И вдруг помрачнели: на траве, на земле четко обозначились следы автомо бильных шин. Через полчаса среди зелени стала видна черная клякса костра. «От дыхает народ, — проворчал сквозь зубы биолог. — На шашлычки приезжали. И жарили их в такую сушь!.. Я теперь, если кто-то из знакомых или даже какой- нибудь микроскопический начальничек над чем-нибудь просит показать место для пикничка, не отказываю с ходу, а описываю, какие ужасы ждут отдыхающих. Гадючки с деревьев падают, сотни клещей со всех сторон в тебя впиваются. Просто так отказывать, отговари вать, втолковывать, что за поведник есть заповедник, без толку. Все равно поедут. Зато клещей испугаются». Год назад в репортаж из Плющани я не решился по местить это признание. Оно вроде как было очень уж обидным, даже оскорбитель ным для людей, обитающих окрест. Сегодня исправляю эту оплошность. Правда — она, конечно, глаза колет, но ее нельзя замалчивать. Ведь все очевиднее: собирающие камни не поспевают за теми, кто их разбрасывает. Не успевают чинить оградки. Не знают, как защитить де ревья впарке, клумбу во дво ре, реликтовые растения в заповеднике. Как помешать и выпившим, и трезвым, как стеклышко, хамам по среди бела дня упражняться в сквернословии при детях, женщинах в автобусе, на улице, а то и на телеэкране. Время от времени жур налисты получают «соцза казы» вредакционной почте или по телефону. Напри мер, напишите о молодых людях, которые пьют пиво у фонтана и бросают в него банки и бутылки. Пусть им будет стыдно. Наша вера во всемогущество печатного слова трогает и вместе с тем выдает нашу беспомощ ность перед отморозками любых мастей. Нам наивно кажется: они так себя ведут потому, что им не разложи ли по полочкам, что такое хорошо, что такое плохо. На самом деле они все знают, только им плевать на всякие правила и табу. Остановить их могут только змеи, кле щи, полицейский надзор, штрафы, ночь, проведенная в «обезьяннике». То, что упущено родителями, вос питателями, исправляется, восполняется с огромным трудом. Тем более, когда правильные слова и предо стережения опровергаются окружающими , которые показывают тем же подрост кам совсем иные «образцы». Вас заинтересо вала тема, под нятая обозрева телем, и есть что сказать в ее про должение? Пред лагаем высказать своюточкузрения и в письме в ре дакцию, инасай те нашей газеты www.lpgzt.ru. Кстати, я однажды по бывал в сельской школе, в которой преподает мой сопровождающий по запо ведным тропам Плющани. И слушал, как его ученики рассказывали про очистку родников, прооткрытых ими бабочек и жуков, раньше в округе не попадавшихся, про опыты с редкими цвета ми и кустарниками. Вот эти ребята наверняка не ударят палкой бездомного щенка, не вырвут из земли василек или ромашку, не загадят ни источник на лесной по ляне, ни городской фонтан. Им не только объяснили, как оставаться человеком среди людей. Они сумели полюбить то, что красиво, неповторимо, но уязвимо и хрупко. Им страшно повезло с учителем. Так везет далеко не всем. Поэтому, сколько бы ни заклинали нас плакаты и ораторы, мы чувствуем себя не хозяевами, а временщика ми в своем городе, селе, на бе регу реки, на лесной опушке. За что ответственен вре менщик с психологией веч ного квартиранта? Да ни за что. За порядок, чистоту, экологию, красоту пусть владелец квартиры душой болеет. Невидимая граница разделяет ныне живущих. Не только на богатых и бед ных, на правых и левых, на старых и молодых. Между ними она как раз видна с первого взгляда. Но неви дима граница между чело веком, который, не найдя урны, сунет окурок в пустую пачку, чтобы не бросать его на тротуар или газон, и человеком, швыряющим и окурок, и пачку рядом с урной, мимо урны. Эти двое ездят в одних троллейбусах и маршрутках, обитают в со седних квартирах, работают на одном предприятии, в одной конторе. Но как им ужиться? И как внушить тому, кто разбрасывает кам ни, что если их не собрать, то не из чего будет строить — ни дом, ни страну?
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz