Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯГАЗЕТА 1№ 132 / 24260/11 и ю л я 2012 3 кАникулыI В «Валом Вброзко^ б сож ож р о з^ ор б оч ер едн ом с е з о н Фантазии и реальность Эмма Меньшикова Только-только отгремела война, а государство уже занималось оздоровлением и отдыхом детей. Пионер ский лагерь «Белая берез ка», что в Елецком районе, был открыт в далеком 1946-м. Однако и сейчас здесь шумно и весело, а гипсовая пионерка с красным галстуком на шее и другие приметы «счаст ливого советского детства» ничуть не мешают совре менной жизни оздорови тельного лагеря, где каждое лето отдыхают более тысячи ребятишек. Время здесь насыщено до предела. С утра до вечера в лагере проходит великое мно жество интересных меропри ятий. Пока одни отряды со ревнуются между собой в пи онерболе, другие проявляют себя на «веселых стартах», осваивают «тропу туристов», угадывают мелодию в музы кальном конкурсе, плавают в бассейне... Девочки готовят ся к конкурсу «Мисс «Белая березка». Многие с интересом участвуют впервенстве по аэ рохоккею — администрация города Ельца презентовала эту настольную игру ребятам на открытии нового сезона. Любители романтическо го, созерцательного отдыха в преддверии вечернего обще лагерного сбора по случаю Иванова дня плетут венки из васильков и ромашек, разучивают фольклорные песни. Есть в лагере и собствен ные... предприятия. — Да-да, не удивляйтесь, —рассказывает его директор Петр Меркулов. — Во время отдыха ребята пробуют свои силыв предпринимательской деятельности: организуют свое маленькое дело. Кто- то открывает «салон красо ты», кто-то — «мастерскую» по изготовлению бисерных или плетеных украшений, а кто-то — «контору» по на ведению чистоты. Их труды оплачиваются местной «ва лютой» — так называемыми «берзиками», определенным количеством которых мы наделяем детей по прибытии в лагерь. В конце смены проводит ся ярмарка, где за заработан ные «берзики» можно при обрести сувениры, конфеты — и... раздарить их друзьям на прощанье. Кстати, каждая смена в лагере, принимающая до 270 детей, имеет тематическую направленность. Первая — «Фестиваль добрых дел» — настраивает детей на при родоохранную, творческую деятельность, добрые иници ативы и рационализаторские предложения. Вторая — «Ра дуга идей» — проходит ввиде игры под девизом «Помоги собрать лучики»: знаний, смелости, здоровья, спорта, в ходе которой отмечаются достижения самых упорных и ответственных. В третью смену — «Мир вокруг нас» —лагерь превра щается водну страну детства, где каждый отряд становится городом со своей террито рией, «населением» и мэ ром. Самые благополучные, творческие, организованные «города» и их «жители» по итогам своей деятельности награждаются медалями и грамотами. Четвертая смена называется «Спорт — это жизнь» и включает в себя состязания и походы, экскур сии и экспедиции, а заверша ется лагерной спартакиадой. Особенность лагеря и в том, что он принимает ребя тишек, чьи родители нуж даются в социальном сопро вождении: ведут не слиш ком здоровый образ жизни, воспитывают много детей, взяли в семью приемных малышей, растят дочек и сыновей в одиночку, без под держки второго супруга. В общей сложности, по словам начальника отдела по вопро сам материнства и детства областного управления соц- защиты населения Марины Пикулиной, в «Белой берез ке» за лето набираются сил и здоровья свыше 700 детей из таких семей. В целом же на оздоров ление липецких ребятишек, находящихся в трудной жиз ненной ситуации, только из федеральной казны на правлено в этом году почти 38 миллионов рублей. На эти средства приобретено около 2 тысяч 670 путевок в летние оздоровительные лагеря, в том числе и наЧерноморском побережье, еще 80 детей отдо хнут в палаточном лагере. По линии социальной защиты населения в период летних каникул укрепить здоровье смогут более 3 тысяч 400 ре бят, на что, кроме федераль ных, направлены и свыше 10 миллионов рублей областных средств. Около 2 тысяч 340 соци альноопекаемых ребятишек в течение года проведут по сме не в областном реабилитаци онно-оздоровительном центре «Лесная сказка» — и тоже за / *" -б,' государственный счет. Но мы вернемся в «Белую березку», где ребята охот но рассказывают о жизни в лагере. К примеру, в семье Вики из Паниковца четверо детей, и ей очень нравится, как в лагере кормят, особен но предпочитает она. кашу. Тогда как другие девчонки от каши не в восторге, зато лю бят сосиски, котлеты, а еще больше — фрукты, сладости и мороженое, которыми их в лагере нередко потчуют. Настя из Казаков, Ка милла из деревни Денисово тоже растут в многодетных семьях и тоже любят вкусно покушать. А еще плавать в бассейне, танцевать на дис котеках, смотреть цирковые программы и фейерверки на праздниках, а также прини мать подарки: и это в лагере постоянно случается. Все девчонки и мальчиш ки каждый день (!) с удоволь ствием занимаются в кружке изобразительного творчества «Фантазеры». Где из всевоз можного материала — семе чек, тополиного пуха, сухих листьев илепестков, обычной бумаги — мастерят панно и поделки. Не случайно Катя Пожидаева, например, к своим 16 годам побывала в лагере 11 раз. 15-летний Саша Сацик ездит в лагерь с шести лет. Нередко здесь от дыхают по трое-четверо детей из одной семьи. — Да мы все здесь одна большая семья, — говорят воспитатели Ирина Клокова и Елена Неклюдова, сами в детстве отдыхавшие в «Белой березке», а ныне учитель ствующие в одной из школ Ельца. — Даже самые за брошенные, замкнутые дети к концу смены перестают дичиться, начинают петь, танцевать, обретают много друзей и понимают, что здесь не надо носить из столовой еду «про запас» и прятать ее от сверстников. В родительский день ни кто не приезжает с тяжелыми сумками снеди, ибо знают: дети сыты и довольны. Прав да, иных мамаш сами ребята подкармливают, бережно неся из столовой котлетку или банан. Что уж говорить о том, что нередко дети приезжают без нужного «обмундирова ния», теплой одежды. На такие случаи у директора есть собственный «фонд ве щей», пополняемый благо творителями. Современный банно-прачечный комплекс позволяет содержать одежду вчистоте, соблюдать влагере все санитарные нормы и тре бования. Но самое главное — фонд души. Обстановка здесь та кая доброжелательная, те плая, семейная, что в каж дую смену директора Петра Меркулова многие дети на чинают звать папой. А он улыбается: кто-то из ребяти шек только в лагере впервые произносит это слово . мАски-шоу i В ярош бл яараЭ «С б бж а зш м б я б б б сш ы -2 0 7 2^ Марьяжная мода Любовь Мархасина Тысячи цветов, километры прозрачной фаты и ленто чек, сто невест и всего один жених — такое зрелище в минувшее воскресенье могли наблюдать жители и гости Липецка на цен тральных улицах города. Уже в четвертый раз здесь прошел парад под названи ем «Сбежавшие невесты». Все началось на площади Петра Великого. К приходу невест она была декориро вана белоснежной тканью, с вплетенными в нее живыми цветами. Играл духовой ор кестр. Тысячи лепестков роз красивой россыпью преобра зили Первомайскую улицу. Но главным украшением стали девушки в свадебных платьях. В этом году невесты были разделены на десять групп — именно это отличало участ- ниц нынешнего шоу от «сбе жавших невест» прошлых лет. В одну группу были включены классические не весты с фатой (самая длин ная достигала семи метров!) в белоснежных — до земли — платьях, в другую — кра савицы в коротких юбках. Одних девушек отличали косички и вплетенные в кор сеты желто-зеленые ленты, других — цветные крылья. Были и невесты-неформалки из так называемой «Треш- группы». Эти представи тельницы прекрасного пола использовали в своих наря дах самые яркие, кислотные ткани, подчеркивающие их образ — активных, смелых, дерзких и непокорных. Две из этих невест в конце празд ника сожгли свои платья, по обещав к следующему параду сшить себе новые. Традиционно невесты станцевали общий танец — на этот раз с зонтиками. Идею дать в руки девушкам это устройство для защиты от солнца предложила хо реограф Наталья Новикова. Именно она на протяжении двух месяцев дважды в не делю учила липчанок танце вать. А желание и возмож ность посещать репетиции стали одним из главных ус ловий участия в празднике. Вторым необходимым усло вием было наличие свадеб ного платья. Записаться же в ряды «сбежавших невест» могли не только замужние девушки, но и готовящиеся вступить в брак, а также кра савицы, еще не встретившие свою вторую половину. Итак, эта яркая, раз ноцветная толпа девушек двинулась на Театральную площадь. Впереди парада на детском самокате ехал единственный жених. Потом представительницы слабого пола в свадебных платьях сыграли вфутбол на стадионе и отправились кататься по городу. По замыслу авторов праздника, целью меропри- ятия было не только вы звать восторг и бурю эмоций у девушек, но и «задать» своеобразную моду: как на наряды, так и, собственно, на свадьбы, чтобы молодые люди, живущие в граждан ском браке, захотели узако нить свои отношения. КРАЙродной i Д а я к о з ч а я б ошжбшмлм сшолбшмб Л уш км я ск о зо ж у зая Все цвета Роман Ромашин Столетие назад на застроенной дворянски ми усадьбами Волхонке, в самом сердце Москвы, распахнул двери Музей изящных искусств имени императора Александра III. На показанных недавно по телевиде нию чёрно-белых кадрах старой кинохро ники запечатлена помпезная церемония открытия собрания. Среди сановных персон, встречающих августейшее семей ство во главе с самим Николаем II, мелька ет облаченный в форменный мундир худощавый обер-гофмейстер Высочайшего двора, промышленник и потомственный благотворитель Юрий Нечаев-Мальцов. Пример, достойный подражания Именно выходец из данковского села По- либино, наколоссальные финансовые средства которого в разных губерниях России постро ено несметное количество храмов, богаделен, училищ и школ, стал основным меценатом и идейным вдохновителем создания уникаль ного собрания. На музей изящных искусств входивший в первую десятку российских миллионеров Нечаев пожертвовал по тем временам астрономическую сумму—тримил лионарублей. Это, кстати говоря, внесколько раз больше того, что внесла венценосная чета Романовых вместе со всеми остальными жерт вователями, вместе взятыми. Авторитетное мнение нашего земляка стало решающим при обсуждении планировки залов здания на Вол хонке и его великолепного убранства. С легкой руки профессора Московского университета ИванаЦветаева и владельца за водоввоВладимире иГусь-ХрустальномЮрия Нечаева-Мальцова было положено начало развитию молодого музея по единой научной «Радуги» Иван Цветаев и Юрий Нечаев-Мальцов ^справа) перед открытием музея. программе. По замыслу отцов-основателей здесь представлены основные этапы истории искусства начиная с древнейших времен. Первое время в собрании находилось только несколько оригиналов. В основном же были копии античных скульптур, купленные на деньги столбового данковского помещика — владельца имения в селе Полибино. На заре прошлого века поныне существую щий вроссийской глубинке дворец Нечаевых стал своего рода «штабом» по масштабному строительству наВолхонке. В своё время вэто «культурное гнездо» не единожды наведыва лись профессор Иван Цветаев, автор проекта здания архитектор Роман Клейн, знамени тый инженер Владимир Шухов, создавший стеклянную кровлю, и другие причастные к большому делу специалисты. Отрадно отметить, что служащие замеча тельным примером для нынешнего поколения предпринимателей деяния полибинца ныне не преданы забвению. О них говорили в Дан- ковскоймежпоселенческой библиотеке члены литературно-музыкального клуба «Радуга», который регулярно собирает ревнителей пре красного со всей округи уже более четверти века. На заседания клуба в прошлом пригла шались яркие, талантливые люди. К при меру, здесь выступали виртуозно владеющий баяном Владимир Бутусов — воспитанник легендарной Гнесинки; заслуженный ра ботник культуры, она же «соловей» из села Воскресенское Анна Баклыкова; творческая семья Чирикиных, в которойвсе замечательно играют и рисуют. В свое время было что рас сказать и писателю-фронтовику Александру Фатьянову, выходцу из соседней деревеньки Барановки. Да-да, в «Радуге» бывал тот самый Фатьянов, полковник, маршировавший наПа раде Победы по брусчатке Красной площади, состоявший в личной охране И. Сталина на судьбоносной Ялтинской конференции. На этот же раз бессменный руководитель «радужан» заведующая отделом библиотеки Валентина Захарова пригласила к завсегда таям клуба большого знатока живописи — педагога городской школы искусств имени А. И. Плотнова Романа Кузичева, известного исследователя былогоИванаМалюкова, кото рые подробно рассказали о бесценном вкладе трех поколений семьи Нечаевых в националь ную культуру. По новому адресу Столичный музей, носящий с 1937 года имя гения русской поэзии, примечателен так называемыми «декабрьскими вечера ми», начало которым положил прославлен ный пианист Святослав Рихтер. Поэтому в программу вечера данковских интеллек туалов органично вписалось состоявшееся здесь же камерное выступление одаренных музыкантов и исполнителей под началом концертмейстера Инги Вальцевой. На пианино стояли подсвечник с тремя оплывшими восковыми свечами и букет ароматных июльских цветов. За инструмент присела юная Татьяна Вальцева и заиграла. Её пальчики стремительно бегали по клави шам. Аудитория наполнилась чарующими звуками шопеновского ноктюрна. —Мы рады успеху мероприятия, — рас сказала директор библиотеки Мария Фёдо рова. —За годы работы в нашем клубе прове дено более сотни подобных встреч. Пару лет назад мы справили новоселье в просторном здании филиала гимназии №1. Тогда у меня возникли опасения: будут ли приходить за всегдатаи клуба по новому адресу? Опасения оказались напрасными. Мы не растеряли старых «радужан» и приобрели новых — из числа жителей близлежащего микрорайона. Многие приходят с детьми и внуками. Это позволяет надеяться, что «Радуга» будет востребована и впредь. О преданности данковчан своему клубу свидетельствует характерная деталь: не успевшим занять места в зале к началу последнего заседания приходилось сидеть на специально выставленных в коридоре стульях. Но маленькое неудобство, кста ти говоря, отнюдь не мешало ценителям прекрасного проникнуться неповторимой атмосферой июльского вечера. Да ведь и событие-то отмечалось особое — вековой юбилей музея, известного всему просвещен ному миру. Слово обозревателю Как стать генеральшей Елена Бредис В минувшее воскресенье в России отмечали День святых Петра и Февронии. Это, так сказать, «наш ответ Чемберлену», наша национальная альтернати ва западному Дню святого Валентина. Действительно, с какой стати российская молодежь должна каждый год вспоминать католиче ского святого и дарить друг другу «валентинки»? Это как-то странно. Нет слов, история Петра и Февронии красива, по этична и поучительна. «Наш ответ» получился более чем достойным. Но при всех его достоинствах и школьники, и студенты продолжают четырнадцатого февраля преподносить друг другу «сердечки» с признаниями в любви. Причем это может быть выражением как пыл ких романтических чувств, так и сугубо дружеских. С одной стороны, причи на такой «прозападной ори ентации» понятна: праздник влюбленных для молодежи по возрасту ближе, чем день любви, семьи и верности. Это уже что-то из очень се рьезной и взрослой жизни. А взрослеть-то не хочется . У знакомой сын окончил университет, я спрашиваю, не надумал ли он жениться. Она только руками машет: «Нет, что ты! Сейчас девоч ки такие, что им нужно все и сразу, а он в аспирантуру собрался поступать. Так что для них он совсем не канди датура». А парень, между прочим, умный, красивый и серьезный. Нет, девушки вокруг него роем вьются, многие готовы с ним по флиртовать, сходить в клуб и остаться на ночь. А что? Как говорится, это не повод для знакомства. И уж тем более - для замужества. Формула «все и сразу» стала самым актуальным девизом для современной молодежи. Помните фразу из популярного советского фильма? Чтобы стать гене ральшей, надо выйти замуж за лейтенанта да помотаться с ним по гарнизонам, по всей стране. Тогда это для нас зву чало нормально и естествен но, а сегодня молодежь, бо юсь, лишь посмеется. Неиз вестно, сколько лет работать, ждать и терпеть, потратив на это лучшие годы? Увольте. «Нет-нет-нет-нет, мы хотим сегодня, нет-нет-нет-нет, мы хотим сейчас». А если «всё» не получается «сразу», то семья в такой ситуации тем более помеха и обуза. Социологические опросы показывают: у подавляю щего большинства молодых людей первое место среди жизненных ценностей за нимают карьерный рост и материальный достаток. Причем карьера не меньше, чем до уровня начальника, а достаток - в виде собствен ного дома и престижной машины. И девушки сегод ня в этом отношении мало чем отличаются от юношей. Идеи феминизма принесли свои плоды и в нашей стране: теперь для молодой ж ен щины материальная неза висимость куда важнее, чем создание семьи и рождение ребенка. Вот когда карьера сделана, капиталец нажит, а возраст поджимает, тогда можно и бэби завести. Чисто для себя, без «бесплатного приложения» в виде мужа. Вообще интересная кар тина складывается: с одной стороны, в период эконо мического кризиса жить гораздо труднее, а с другой, желание получать от жизни как можно больше удоволь ствия все сильнее и сильнее. Выражаясь по-научному, гедонистические настроения нарастают день ото дня. При этом само понятие «моло дое поколение» все больше «взрослеет». Фразу из по пулярной песенки «танцуй, пока молодой, мальчик» уже запросто можно отнести и к тридцати-, и к тридцатипя тилетним. Днем эти «маль чики» вкалывают, стараясь обеспечить себе безбедное существование, а вечерами «отрываются» в ночных клу бах, барах и боулингах. При чем даже в тридцать пять им кажется, что все важное еще впереди, а пока надо наслаждаться молодостью и беспечностью. Какая уж тут семья, воспитание детей, ответственность за близких людей? Это же неизбежный переход в серьезную и, веро ятно, не слишком веселую взрослую жизнь. Среди психологов, сек- сологов и других сп еци алистов можно найти массу сторонников так называ емых «гражданских бра ков». Дескать, пусть ребята сначала поживут вместе, присмотрятся друг к другу, а потом уже создают офици альную семью. Безусловно, такие счастливые пары есть. Безусловно, штамп в паспор те не является гарантией любви и верности на долгие годы. Моя бабушка зареги стрировала брак только по сле того, как родила сына. И то лишь потому, что воз ник вопрос, какую дать ему фамилию. Но что нынче чаще всего привлекает в гражданских браках, которые на юриди ческом языке называются «сожительством»? Все то же ощущение свободы и неза висимости, которое гораздо больше походит на безответ ственность. Без пресловуто го штампа партнерша вряд ли решиться забеременеть, да и разбежаться с времен ной общей жилплощади без него проще. Для чего в боль шинстве случаев создаются такие «союзы»? Для того, чтобы иметь регулярный секс в комфортных услови ях на съемной квартире. С точки зрения профилактики СПИДа постоянный партнер - это, конечно, хорошо. Вот только к семье не имеет никакого отношения. Все тот же принцип получения удовольствия без лишних душевных затрат. 9 9 Что нынче чаще всего привлекает в гражданских браках, которые на юридическом языке называются «сожительством»? Все то же ощущение свободы и независимости, которое гораздо больше походит на безответственность. О верности же говорят преимущественно врачи- венерологи и специалисты все тех же центров борьбы со СПИДом. Как-то тихо и не заметно из сферы чувств она перешла в сферу медицины. Во время научно-популяр ных лекций школьников учат, что они должны «со хранять верность партнеру», если хотят избежать всяких «дурных болезней». Чисто утилитарный подход: быть верным выгодно и полезно для здоровья. А как вам нра вится само словосочетание «верность партнеру»? Как будто речь идет о совместном бизнесе или проекте. Если партнер, то при чем тут вер ность? А если любовь, то про верность и говорить нет смысла - это само собой раз умеется. Уже очевидно: в этом плане борьбу за души моло дых людей церковь и обще ство проиграли. И не только в нашей стране, но и за ру бежом. Белоснежная фата - всего лишь модный атрибут, а не признак целомудрия. На обряд венчания нередко приходят уже беременные невесты, и неясно, какой об раз жизни они вели до того, как предстать пред аналоем. И как будут жить, выйдя за порог храма. Надо признать, что атеистическая идео логия в Советском Союзе гораздо успешнее сохраняла нравственные и семейные ценности. Парадоксально, но факт. Попробуйте нынешним молодым объяснить, что семейные отношения - это, прежде всего , нелегкий труд. После того как мы приучили их изучать клас сику по кратким изложени ям в несколько страничек и скачивать рефераты из Интернета. После того, как сделали возможной покупку дипломных работ и девочек по вызову. Когда сами же продемонстрировали, что самое главное в этой жизни - заработать побольше денег, и вжертву этому можно при нести общение и с любимым человеком, и с собственным ребенком. Так стоит ли удив ляться, что веселый и чуть легкомысленный праздник всех влюбленных им ближе, чем День любви, семьи и верности? Вас заинтересовала тема, поднятая обозрева телем, и есть что сказать в ее продолжение? Предлагаем высказать свою точку зрения и в письме в редакцию, и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz