Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
ПЯТНИЦА , 6 ИЮЛЯ 2012 № 129 (24257) Выпуск подготовили Сергей Кибальниченко и Анастасия Карташова Финансовый вестник ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а 5 СТРАТЕГИЯ ВЛАСТИI О Э ю Э ж ^ Ш Я ^ М ЯРЛМШМКМ Ставка на реальный сектор Светлана Володина, начальник отдела областного управления финансов АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮI О ш ЗРС ЗЙ К уЯ РК ; я л я р я ж у ю ЗЙЗМСМШ Э ю Э ж ^ ш я ы л у с л у з Приобретать с умом и с пользой В современном мире главным двигателем экономики являются частные капиталовложения, благодаря которым создаются высокотехнологичные производства и новые рабочие места. В то же время серьезный инвестор, подыскивая площадку для разме щения предприятия, тщательно оценивает все плюсы и минусы. В итоге он приходит туда, где созданы наиболее привлекательные условия для ведения бизнеса. Вот почему при влечение инвести ций является одним из важнейших на правлений прово димой в Липецкой области го су д ар ственной политики. Причем главная ставка делается на со зд ан и е особы х экономических зон, развитие малого и среднего би зн еса . Расчет здесь пре дельно прост. По траченные на созда ние благоприятного инвестиционного климата финансовые ресурсы через несколько лет обернутся дополнительными налоговыми поступлениями в региональную казну. А возросшие возможно сти бюджета обеспечат динамич ное развитие социальной сферы и высокое качество жизни. Особые экономические зоны — это эффективная форма госу дарственно-частного партнер ства. Бюджет берет на себя рас ходы на создание инженерной инфраструктуры, в том числе дорог и сетей водоснабжения, а инвесторы размещают на под готовленной площадке промыш ленные предприятия. На первое время им предоставляются весо мые льготы. Достаточно ска зать, что в течение пяти лет ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в об ластной бюджет, снижена на 4,5 процентных пункта. Если же предприятие выпускает экспор тоориентированную или импор тозамещающую продукцию , льгота продлевается на два года. Резиденты и участники особых экономических зон освобожда ются также от уплаты налога на имущество организаций сроком на семь лет. От уплаты транс портного налога инвесторы ос вобождаются на десять лет. Практически те же самые пре ференции получают компании, вкладывающие средства в стро ительство объектов инфраструк туры ОЭЗ. О результатах проводимой политики говорят следующие цифры. К настоящему времени в особой экономической зоне «Липецк» зарегистрировано 22 резидента. Они уже вложили в региональную экономику 17,6 миллиарда рублей, создали око ло двух тысяч рабочих мест. С момента своего создания ОЭЗ «Липецк» принесла врегиональ ную казну 187 миллионов руб лей. Липецкая область первой в России стала создавать регио нальные ОЭЗ, которым отводит ся роль локомотивов в развитии муниципалитетов. Они обеспе чивают занятость, приносят до полнительные поступления в местные бюджеты. Благодаря особой экономической зоне «Астапово» Лев-Толстовский район из дотационного превра тился вфинансово самодостаточ ный. К настоящему времени организовано уже восемь регио нальных ОЭЗ, где зарегистриро вано в общей сложности 37 участников. Объем привлечен ных инвестиций превысил пять миллиардов рублей, создано 1,2 тысячи рабочих мест. Регио нальные зоны принесли в терри ториальный бюджет 185 милли онов рублей. Налоговые плате жи возрастут после 2013 года, когда начнет истекать срок действия налоговых льгот, пре доставленных инвесторам. А еще через несколько лет ОЭЗ должны стать важнейшим до ходным источником, питающим областную казну. Работая над привлечением инвестиций, липчане перенима ют лучший мировой опыт. У нас, в частности, началось ак тивное создание индустриаль ных парков. В этом случае госу дарство не вкладывает деньги в создание инженерных сетей. Под индустриальные парки ис пользуют пустующие площадки промышленных предприятий, где уже имеется вся необходи мая инфраструктура. Но рези денты, разместившие здесь свои производства, получают прак тически такие же льготы, как и участники ОЭЗ. К настоящему времени индустриальные парки созданы уже на базе Грязинско- го культиваторного завода и лебедянской компании «Строй маш». За последние три года прои зошел настоящий рывок в под держке малого и среднего бизне са. В развитие этого сектора экономики из бюджетов всех уровней вложено около 440 мил лионов рублей. Прибавьте еще 360 миллионов рублей, которые направлены на создание област ного Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства, предоставляющего бизнесменам микрозаймы и поручительства по их обязательствам. Фонд постоянно улучшает свои показатели. Если в 2011 году предпринимателям выдели ли в виде микрозаймов 183 мил лиона рублей, то в 2012 году финансовая поддержка возрас тет до 240 миллионов. Получен ные средства бизнесмены на правляют на реализацию инве стиционных проектов, пополне ние оборотных средств; кре стьянско-фермерские хозяйства используют их, чтобы приобре сти горюче-смазочные материа лы, минеральные удобрения и средства защиты растений. Не которые предприниматели, успев уже несколько раз полу чить микрозайм на развитие собственного дела, вновь просят выделить им финансовую по мощь. Учитывая постоянно ра стущее число обращений за займами, в текущем году будет произведена дополнительная капитализация Фонда на 40 миллионов рублей. В 2012 году на поддержку малого и среднего бизнеса пла нируется направить 230 милли онов рублей. В результате 45 малых предприятий приобретут современное оборудование, вос пользовавшись субсидией на компенсацию затрат по уплате первого взноса при заключении договора лизинга. Более 300 молодых начинающих предпри нимателей безвозмездно получат средства на развитие собственно го дела. Одновременно продол жится поддержка инновацион ных компаний, кредитных по требительских кооперативов и малых предприятий, учредите лями которых являются безра ботные граждане. Постоянно появляются все новые направления поддержки малого и среднего бизнеса. В 2012 году предприниматели, организовавшие группы дневно го времяпрепровождения для дошколят, впервые смогут полу чить субсидию на компенсацию части затрат на аренду или вы куп помещения, его ремонт или реконструкцию, покупку мебе ли, оплату коммунальных услуг и другие цели. Государственная поддержка предприниматель ства уже дает ощутимые резуль таты. Сегодня в этом секторе экономики трудятся около 167 тысяч человек. Год от года уве личивается число субъектов малого и среднего бизнеса, рас тет их вклад в валовый регио нальный продукт и объем нало говых поступлений втерритори альный бюджет от данного сек тора экономики. Важно отметить, что под держка реального сектора не ограничивается особыми эконо мическими зонами и малым бизнесом. Администрация об ласти регулярно проводит кон курсы инвестиционных проек тов, победители которых полу чают серьезные налоговые льго ты, а в обеспечение исполнения обязательств по привлекаемым кредитам — государственные гарантии и активы залогового фонда области. Нельзя не сказать и о целевой программе «Развитие инноваци онной деятельности на 2011 2015 годы», призванной обеспе чить опережающий рост иннова ционного сектора экономики. Инновационным предприятиям предоставляются субсидии на компенсацию затрат по реализа ции проектов, включенных в областной реестр, направленных на создание инновационных, нанотехнологических или энер госберегающих продукции и технологий, по уплате процен тов по банковским кредитам, на выполнение научно-исследова тельских и опытно-конструктор ских работ, изготовление и ис пытание опытных образцов ин новационной продукции и дру гие цели. Администрация области на мерена и дальше следовать на меченным курсом, создавая ре жим наибольшего благоприят ствования для инвесторов и развития предпринимательства. Конечным итогом всех этих уси лий станет модернизация регио нальной экономики и, как ре зультат, новое качество жизни липчан. Анна Михалина В больнице появился новый томограф. А у ребенка в детском саду — удобный матрац. И нам невдомек, что на самом деле приобретение медицинского оборудования, мебели и даже элемен тарных канцелярских принадлежностей — сложный процесс, включающий в себя заявки, проведение торгов, работу с постав щиками и так далее. Любой сбой в этом непростом механизме снижает качество бюджетных услуг, а потому системе государ ственных и муниципальных закупок в нашей области уделяется первостепенное внимание. Об этом мы беседуем с начальником областного управления контроля в сфере размещения госзаказа Эдуардом Зубковым. — Эдуард Игоревич, как се годня выглядит система закупок нашего региона? — На территории Липецкой области работают две тысячи бюджетных учреждений: боль ницы, школы, библиотеки, дет сады. Сколько им всего нужно? В год это закупки на общую сумму 21 миллиард рублей, что составляет 50 процентов бюдже та области. А с каждым годом расходы на покупку товаров, услуг для государственных и муниципальных нужд увеличи ваются в среднем на 10-15 про центов. Кроме того, организовы вают работу в сфере закупок бо лее четырех тысяч человек. За последние два года номенклату ра закупаемых товаров выросла в среднем на 40 процентов и на конец 2011 года составила 2706 единиц. Это свидетельствует не только о повышении ресурсоем кости бюджетной сферы, но и о качественных сдвигах, обуслов ленных использованием новых видов товаров, работ, услуг. За этими цифрами нетрудно уви деть вектор устойчивого разви тия бюджетной сферы Липецкой области, который формируется в том числе и за счет системы госзакупок. — И что, все закупается без особых проблем? —Сегодня только ленивый не начал «разбираться» в госзакуп ках, которые проводятся на ос новании 94-го федерального за кона. Видите ли, из-за плановой системы хозяйства в нашей стране долгое время искусствен но разделялись два взаимосвя занных элемента: бюджетная услуга с ее производством и си стема закупки товароматериаль ных ценностей. В итоге послед няя была возведена чуть ли не в отдельную сферу деятельности. Во что это выливается сегодня, очевидно для всех. Во-первых, приобретаемые для государ ственных нужд товары, к сожа лению, не всегда имеют устойчи вую связь с предоставляемыми услугами. Во-вторых, это порож дает недоверие к власти со сторо- ны общества. Многим непонят но, почему необходимые ресурсы приобретаются по высоким це нам, а качество государственных и муниципальных услуг остается на прежнем уровне. И наконец, сами бюджетники не всегда мо гут объективно оценить, так сколько же стоят произведенные ими услуги. Получилось так, что у нас разделилось неразделяемое во всех развитых экономиках — стоимость закупаемых ресурсов и подлинные характеристики их качества. Этим порой умело пользуются поставщики, кото рые предлагают для государ ственных нужд экономически несостоятельные товары по за вышенной цене. В столь непро стой ситуации для нас самыми значимыми остаются такие на правления, как подготовка ка дров, организационное админи стрирование, контрольная ра бота, подготовка заказчиков к работе в условиях нового феде рального законодательства, а также совершенствование про граммного обеспечения процес сов закупки. —А интересно, какие требо вания предъявляются к специ алистам, работающим в системе государственного имуниципаль ного заказа? — Современному специали сту для успешной работы в дан ной сфере требуется большой багаж межпредметных знаний. В первую очередь, необходимо понимать отраслевые техноло гии, хорошо знать предмет тор гов. Словом, следует внятно представлять, с какими характе ристиками нужно искать на рынке те или иные материаль ные ресурсы и почему другие, навязываемые (я не побоюсь этого слова) потенциальными поставщиками товары непри емлемы. Государственный про фессионал должен владеть всеми приемами современного марке тинга не хуже, чем поставщики товара. А еще свои действия специалист обязан соотносить с требованиями бю дж етн ого , гражданского и специального законодательства в сфере заку пок. Чтобы сориентировать систе му высшего образования на под готовку профессионалов такого профиля, администрация нашей области первой вышла в уполно моченные федеральные органы с предложением о разработке ква лификационных требований к специалистам по закупкам с включением их в общероссий ский квалификационный спра вочник должностей, утвержден ный Министерством труда Рос сии. Теперь о второй немаловаж ной части проблемы — роли и месте специалистов по закупкам в процессе производства бюджет ных услуг. К сожалению, сегод ня руководители бюджетных учреждений по-прежнему не могут уйти от упрощенных сте реотипов. Предназначение спе циалиста по закупкам по анало гии можно сравнить с ситуацией, когда родители дают деньги ре бенку и посылают его в магазин за хлебом. Но «бытовой» подход в производстве бюджетных услуг неприемлем. В современных ус ловиях такой работник должен быть интегрирован на самой ранней стадии в производствен ный процесс, а не пребывать на второстепенных, ничего не зна чащих ролях. — Эдуард Игоревич, как ча сто сотрудники вашего управле ния проводят проверки в бюд жетных учреждениях? — Ежегодно мы проводим более тридцати плановых и вне плановых проверок. По их ре зультатам только за неполных шесть месяцев 2012 года в реги оне возбуждено 113 дел об адми нистративных правонарушени- ях и наложено штрафов на 103 тысячи рублей за несоблюдение законодательства о госзакупках. Это почти вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Виной тому — недостаточ ная подготовка кадров и недо оценка руководителями бюджет ных учреждений значимости исполнения норм федерального законодательства в сфере заку пок. Наиболее проблемным до недавнего времени оставался муниципальный уровень, где в прошлом году мы сумели при вести в единый законодательный формат деятельность контроль ных органов в сфере закупок. Раньше специалисты, исполня ющие эти обязанности, входили в состав разных муниципальных структур, а теперь эти функции находятся в ведении районных отделов финансов. Кроме того, мы систематически проводим ряд предупредительных меро приятий, которые позволяют заблаговременно оценить недо пустимость планируемых дей ствий со стороны как заказчи ков, так и поставщиков. —Много надежд возлагается на подготовленный федераль ный законопроект «О федераль ной контрактной системе в сфе ре закупок товаров, работ и ус луг». Как, на ваш взгляд, помо жет он изменить к лучшему су ществующий порядок вещей? — При всех сложностях вос приятия и ожесточенных дис куссиях, развернувшихся во круг подготовленного законо проекта, его появление — это шаг вперед. Хотя сразу подчер кну, что и ныне действующий 94-й ФЗ, и грядущие нововведе ния абсолютно не являются пре пятствием для покупки бюджет ными учреждениями нужных товаров. Как показывает много летняя практика, заказчики, действуя в едином правовом поле, могут по-разному закупить одни и те же товары. О чем это говорит? Если заказчик не понял ситуацию на рынке, не сплани ровал своевременно закупку нужных ресурсов, не провел со ответствующую предконтракт ную работу с потенциальным кругом поставщиков, не проана лизировал их профессиональную и финансовую состоятельность, а думал только о скорейшем ос воении бюджетных средств, то и результат будет плачевным. Не удачи и непрофессионализм не редко списывались на преслову тый 94-й ФЗ. И наоборот, в слу чае положительного исхода о «плохом» законе просто никто не вспоминал. Он всех устраивал. По моим оценкам, в новом формате предлагаемого закона существенно расширяются воз можности выбора способов за- купки, а также формализуются недостающие этапы технологии закупок, такие как планирова ние, исполнение контрактных обязательств. А самое главное, значительно повышается ответ ственность заказчика за резуль таты своей деятельности. При чем основной акцент будет де латься именно на экономической эффективности заключенных контрактов и обоснованности р а с х о д о в а н и я бю дж е тны х средств. — Много ли еще реформ должна пережить российская система госзакупок, чтобы стать идеальной? — Сейчас для всех очевидно, что бюджетный сектор экономи ки нуждается всерьезной модер низации. Руководство страны уже сделало первые шаги в этом направлении. Федеральный за кон 83-ФЗ впервые дал бюджет ным учреждениям право стать полноценными участниками свободных, экономически кон курентных отношений. Но воз никает справедливый вопрос: насколько бюджетная сфера го това к нововведениям? На мой взгляд, сегодня нужно начать с доступного и малозатратного. В нашем случае с осознания того, что каждая бюджетная услуга должна проходить полноценный процесс проектирования, выра ботки оптимальных технологи ческих решений ее производ ства. А самое главное, нужно помнить о проведении надлежа щих экономических расчетов стоимости такой услуги . Ее нельзя отрывать от процесса вос производства реальных социаль ных эффектов в условиях уже имеющихся финансовых воз можностей. Такой подход обеспечит каж дому учреждению социальной сферы четкое представление, какой результат должен быть достигнут в ходе оказания услу ги и что для этого необходимо сделать. В этой ситуации станет невыгодно покупать материаль ные ресурсы не по рыночным ценам, да еще и с ненужными характеристиками. Организовать такую работу в рамках системы несложно. Для этого понадобится публичный, понятный мониторинг стоимо сти бюджетных услуг. Аналогич ная работа на федеральном уров не уже ведется в отношении группы социально значимых продовольственных товаров. В итоге главным результатом всего закупочного процесса ста нет экономическая основа при обретения производителями бюджетных услуг таких матери альных ресурсов, которые обе спечат максимальную пользу для конкретного человека. ТЕМ ВРЕМЕНЕМ i Я э ш м Э я м с а м м я л р Э л я с я ^ м й л м с ш ^ з , ^ с у ^ с ш з л я ю ^ м х з й к у я ^ ч я у ю И снова за партами Анастасия Карташова Масштабное обучение специ алистов по закупкам, работа ющих в бюджетных учрежде ниях, организовало управле ние контроля в сфере разме щения государственных заказов Липецкой области. Начавшиеся в июне занятия проходят в несколько этапов и должны окончиться только в августе. Первыми за парты сели работ ники системы образования, за тем наступит очередь сотрудни ков медицинских, культурных учреждений и многих других. К занятиям специалисты по закуп кам приступили не сразу, а толь ко после того, как прошли трех часовое тестирование через спе циально разработанную управле нием контроля в сфере размеще ния государственных заказов «online» систему. Как рассказала корреспонденту «Липецкой газе ты» инженер по закупкам Тер- бунского профессионального училища № 4 Елена Чернышова, тестовые задания были достаточ но сложными. Они затрагивали должностные обязанности не только специалистов, занимаю щихся закупками, но и бухгал теров. «Сколько я набрала баллов по итогам тестов, пока не знаю, но надеюсь, что показала непло хой результат», — сказала Еле на. После тестирования она вместе с коллегами два дня по сещала занятия, которые прово дили лучшие специалисты об ластных ведомств. —Мы постарались заострить внимание слушателей на про блемных моментах, типичных ошибках, которые допускают заказчики при проведении за купок и исполнении контрактов, — рассказала заместитель на чальника отдела управления контроля в сфере размещения государственных заказов области Анжелика Маланичева. — Все занятия имеют практическую направленность и призваны на учить специалистов по закупкам ориентироваться в непростых ситуациях и выбирать оптималь ное решение. По окончании обу чения мы повторяем трехчасовое тестирование, чтобы узнать, на сколько пополнился багаж зна ний наших «студентов», что но вого они почерпнули для себя из семинарских занятий. По ее словам, грамотный спе циалист по закупкам должен правильно ответить, по крайней мере, на 70 процентов тестовых вопросов. Это минимум, необхо димый для исполнения своих должностных обязанностей на хорошем уровне. Сотрудники управления контроля в сфере размещения государственных заказов уже сравнили ответы на тестовые вопросы, которые дава ли специалисты по закупкам до и после прохождения курса лек- ций. Результат говорит сам за себя — уровень знаний повысил ся на 12 пунктов. Подтверждают эту красноречивую цифру и от зывы недавних «студентов». К примеру, инженер по закупкам Елецкого промышленно-эконо мического техникума Элла Крас никова очень благодарна органи заторам семинара за хорошо продуманную программу заня тий. «За два дня мы узнали столько информации, сколько на обычных курсах повышения квалификации получили бы за две недели, — сказала она. — Хорошо, что лекторами были практики —люди, которые каж додневно работают в системе за купок и хорошо знают ее изну три». Особенно интересными ельчанке показались занятия, посвященные минимизации бюджетных рисков при исполне нии контрактов и влиянию за купок на качество бюджетных услуг. Соценкой коллеги согласна и Наталья Поливкина, инженер по закупкам профессионального училища № 3 Липецка. Она ра ботает с этой системой с 2005 года, бывала на различных обу чающих семинарах и, казалось бы, досконально знает все тонко сти. Тем не менее программа нынешнего семинара оказалась для нее познавательной. Ведь всегда интересно узнать о ново- введениях в законодательстве, о новых требованиях к специали стам по закупкам. «По итогам контрольных тестов первый раз я набрала около 74 процентов, а во второй — 84 процента», — до вольна своим результатом Ната лья Поливкина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz