Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

ПЯТНИЦА , 6 ИЮЛЯ 2012 № 129 (24257) Выпуск подготовили Сергей Кибальниченко и Анастасия Карташова Финансовый вестник ЛИПЕЦКАЯ г а з е т а 5 СТРАТЕГИЯ ВЛАСТИI О Э ю Э ж ^ Ш Я ^ М ЯРЛМШМКМ Ставка на реальный сектор Светлана Володина, начальник отдела областного управления финансов АКТУАЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮI О ш ЗРС ЗЙ К уЯ РК ; я л я р я ж у ю ЗЙЗМСМШ Э ю Э ж ^ ш я ы л у с л у з Приобретать с умом и с пользой В современном мире главным двигателем экономики являются частные капиталовложения, благодаря которым создаются высокотехнологичные производства и новые рабочие места. В то же время серьезный инвестор, подыскивая площадку для разме­ щения предприятия, тщательно оценивает все плюсы и минусы. В итоге он приходит туда, где созданы наиболее привлекательные условия для ведения бизнеса. Вот почему при­ влечение инвести­ ций является одним из важнейших на­ правлений прово­ димой в Липецкой области го су д ар ­ ственной политики. Причем главная ставка делается на со зд ан и е особы х экономических зон, развитие малого и среднего би зн еса . Расчет здесь пре­ дельно прост. По­ траченные на созда­ ние благоприятного инвестиционного климата финансовые ресурсы через несколько лет обернутся дополнительными налоговыми поступлениями в региональную казну. А возросшие возможно­ сти бюджета обеспечат динамич­ ное развитие социальной сферы и высокое качество жизни. Особые экономические зоны — это эффективная форма госу­ дарственно-частного партнер­ ства. Бюджет берет на себя рас­ ходы на создание инженерной инфраструктуры, в том числе дорог и сетей водоснабжения, а инвесторы размещают на под­ готовленной площадке промыш­ ленные предприятия. На первое время им предоставляются весо­ мые льготы. Достаточно ска­ зать, что в течение пяти лет ставка по налогу на прибыль, подлежащему зачислению в об­ ластной бюджет, снижена на 4,5 процентных пункта. Если же предприятие выпускает экспор­ тоориентированную или импор­ тозамещающую продукцию , льгота продлевается на два года. Резиденты и участники особых экономических зон освобожда­ ются также от уплаты налога на имущество организаций сроком на семь лет. От уплаты транс­ портного налога инвесторы ос­ вобождаются на десять лет. Практически те же самые пре­ ференции получают компании, вкладывающие средства в стро­ ительство объектов инфраструк­ туры ОЭЗ. О результатах проводимой политики говорят следующие цифры. К настоящему времени в особой экономической зоне «Липецк» зарегистрировано 22 резидента. Они уже вложили в региональную экономику 17,6 миллиарда рублей, создали око­ ло двух тысяч рабочих мест. С момента своего создания ОЭЗ «Липецк» принесла врегиональ­ ную казну 187 миллионов руб­ лей. Липецкая область первой в России стала создавать регио­ нальные ОЭЗ, которым отводит­ ся роль локомотивов в развитии муниципалитетов. Они обеспе­ чивают занятость, приносят до­ полнительные поступления в местные бюджеты. Благодаря особой экономической зоне «Астапово» Лев-Толстовский район из дотационного превра­ тился вфинансово самодостаточ­ ный. К настоящему времени организовано уже восемь регио­ нальных ОЭЗ, где зарегистриро­ вано в общей сложности 37 участников. Объем привлечен­ ных инвестиций превысил пять миллиардов рублей, создано 1,2 тысячи рабочих мест. Регио­ нальные зоны принесли в терри­ ториальный бюджет 185 милли­ онов рублей. Налоговые плате­ жи возрастут после 2013 года, когда начнет истекать срок действия налоговых льгот, пре­ доставленных инвесторам. А еще через несколько лет ОЭЗ должны стать важнейшим до­ ходным источником, питающим областную казну. Работая над привлечением инвестиций, липчане перенима­ ют лучший мировой опыт. У нас, в частности, началось ак­ тивное создание индустриаль­ ных парков. В этом случае госу­ дарство не вкладывает деньги в создание инженерных сетей. Под индустриальные парки ис­ пользуют пустующие площадки промышленных предприятий, где уже имеется вся необходи­ мая инфраструктура. Но рези­ денты, разместившие здесь свои производства, получают прак­ тически такие же льготы, как и участники ОЭЗ. К настоящему времени индустриальные парки созданы уже на базе Грязинско- го культиваторного завода и лебедянской компании «Строй­ маш». За последние три года прои­ зошел настоящий рывок в под­ держке малого и среднего бизне­ са. В развитие этого сектора экономики из бюджетов всех уровней вложено около 440 мил­ лионов рублей. Прибавьте еще 360 миллионов рублей, которые направлены на создание област­ ного Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства, предоставляющего бизнесменам микрозаймы и поручительства по их обязательствам. Фонд постоянно улучшает свои показатели. Если в 2011 году предпринимателям выдели­ ли в виде микрозаймов 183 мил­ лиона рублей, то в 2012 году финансовая поддержка возрас­ тет до 240 миллионов. Получен­ ные средства бизнесмены на­ правляют на реализацию инве­ стиционных проектов, пополне­ ние оборотных средств; кре­ стьянско-фермерские хозяйства используют их, чтобы приобре­ сти горюче-смазочные материа­ лы, минеральные удобрения и средства защиты растений. Не­ которые предприниматели, успев уже несколько раз полу­ чить микрозайм на развитие собственного дела, вновь просят выделить им финансовую по­ мощь. Учитывая постоянно ра­ стущее число обращений за займами, в текущем году будет произведена дополнительная капитализация Фонда на 40 миллионов рублей. В 2012 году на поддержку малого и среднего бизнеса пла­ нируется направить 230 милли­ онов рублей. В результате 45 малых предприятий приобретут современное оборудование, вос­ пользовавшись субсидией на компенсацию затрат по уплате первого взноса при заключении договора лизинга. Более 300 молодых начинающих предпри­ нимателей безвозмездно получат средства на развитие собственно­ го дела. Одновременно продол­ жится поддержка инновацион­ ных компаний, кредитных по­ требительских кооперативов и малых предприятий, учредите­ лями которых являются безра­ ботные граждане. Постоянно появляются все новые направления поддержки малого и среднего бизнеса. В 2012 году предприниматели, организовавшие группы дневно­ го времяпрепровождения для дошколят, впервые смогут полу­ чить субсидию на компенсацию части затрат на аренду или вы­ куп помещения, его ремонт или реконструкцию, покупку мебе­ ли, оплату коммунальных услуг и другие цели. Государственная поддержка предприниматель­ ства уже дает ощутимые резуль­ таты. Сегодня в этом секторе экономики трудятся около 167 тысяч человек. Год от года уве­ личивается число субъектов малого и среднего бизнеса, рас­ тет их вклад в валовый регио­ нальный продукт и объем нало­ говых поступлений втерритори­ альный бюджет от данного сек­ тора экономики. Важно отметить, что под­ держка реального сектора не ограничивается особыми эконо­ мическими зонами и малым бизнесом. Администрация об­ ласти регулярно проводит кон­ курсы инвестиционных проек­ тов, победители которых полу­ чают серьезные налоговые льго­ ты, а в обеспечение исполнения обязательств по привлекаемым кредитам — государственные гарантии и активы залогового фонда области. Нельзя не сказать и о целевой программе «Развитие инноваци­ онной деятельности на 2011 ­ 2015 годы», призванной обеспе­ чить опережающий рост иннова­ ционного сектора экономики. Инновационным предприятиям предоставляются субсидии на компенсацию затрат по реализа­ ции проектов, включенных в областной реестр, направленных на создание инновационных, нанотехнологических или энер­ госберегающих продукции и технологий, по уплате процен­ тов по банковским кредитам, на выполнение научно-исследова­ тельских и опытно-конструктор­ ских работ, изготовление и ис­ пытание опытных образцов ин­ новационной продукции и дру­ гие цели. Администрация области на­ мерена и дальше следовать на­ меченным курсом, создавая ре­ жим наибольшего благоприят­ ствования для инвесторов и развития предпринимательства. Конечным итогом всех этих уси­ лий станет модернизация регио­ нальной экономики и, как ре­ зультат, новое качество жизни липчан. Анна Михалина В больнице появился новый томограф. А у ребенка в детском саду — удобный матрац. И нам невдомек, что на самом деле приобретение медицинского оборудования, мебели и даже элемен­ тарных канцелярских принадлежностей — сложный процесс, включающий в себя заявки, проведение торгов, работу с постав­ щиками и так далее. Любой сбой в этом непростом механизме снижает качество бюджетных услуг, а потому системе государ­ ственных и муниципальных закупок в нашей области уделяется первостепенное внимание. Об этом мы беседуем с начальником областного управления контроля в сфере размещения госзаказа Эдуардом Зубковым. — Эдуард Игоревич, как се­ годня выглядит система закупок нашего региона? — На территории Липецкой области работают две тысячи бюджетных учреждений: боль­ ницы, школы, библиотеки, дет­ сады. Сколько им всего нужно? В год это закупки на общую сумму 21 миллиард рублей, что составляет 50 процентов бюдже­ та области. А с каждым годом расходы на покупку товаров, услуг для государственных и муниципальных нужд увеличи­ ваются в среднем на 10-15 про­ центов. Кроме того, организовы­ вают работу в сфере закупок бо­ лее четырех тысяч человек. За последние два года номенклату­ ра закупаемых товаров выросла в среднем на 40 процентов и на конец 2011 года составила 2706 единиц. Это свидетельствует не только о повышении ресурсоем­ кости бюджетной сферы, но и о качественных сдвигах, обуслов­ ленных использованием новых видов товаров, работ, услуг. За этими цифрами нетрудно уви­ деть вектор устойчивого разви­ тия бюджетной сферы Липецкой области, который формируется в том числе и за счет системы госзакупок. — И что, все закупается без особых проблем? —Сегодня только ленивый не начал «разбираться» в госзакуп­ ках, которые проводятся на ос­ новании 94-го федерального за­ кона. Видите ли, из-за плановой системы хозяйства в нашей стране долгое время искусствен­ но разделялись два взаимосвя­ занных элемента: бюджетная услуга с ее производством и си­ стема закупки товароматериаль­ ных ценностей. В итоге послед­ няя была возведена чуть ли не в отдельную сферу деятельности. Во что это выливается сегодня, очевидно для всех. Во-первых, приобретаемые для государ­ ственных нужд товары, к сожа­ лению, не всегда имеют устойчи­ вую связь с предоставляемыми услугами. Во-вторых, это порож­ дает недоверие к власти со сторо- ны общества. Многим непонят­ но, почему необходимые ресурсы приобретаются по высоким це­ нам, а качество государственных и муниципальных услуг остается на прежнем уровне. И наконец, сами бюджетники не всегда мо­ гут объективно оценить, так сколько же стоят произведенные ими услуги. Получилось так, что у нас разделилось неразделяемое во всех развитых экономиках — стоимость закупаемых ресурсов и подлинные характеристики их качества. Этим порой умело пользуются поставщики, кото­ рые предлагают для государ­ ственных нужд экономически несостоятельные товары по за­ вышенной цене. В столь непро­ стой ситуации для нас самыми значимыми остаются такие на­ правления, как подготовка ка­ дров, организационное админи­ стрирование, контрольная ра­ бота, подготовка заказчиков к работе в условиях нового феде­ рального законодательства, а также совершенствование про­ граммного обеспечения процес­ сов закупки. —А интересно, какие требо­ вания предъявляются к специ­ алистам, работающим в системе государственного имуниципаль­ ного заказа? — Современному специали­ сту для успешной работы в дан­ ной сфере требуется большой багаж межпредметных знаний. В первую очередь, необходимо понимать отраслевые техноло­ гии, хорошо знать предмет тор­ гов. Словом, следует внятно представлять, с какими характе­ ристиками нужно искать на рынке те или иные материаль­ ные ресурсы и почему другие, навязываемые (я не побоюсь этого слова) потенциальными поставщиками товары непри­ емлемы. Государственный про­ фессионал должен владеть всеми приемами современного марке­ тинга не хуже, чем поставщики товара. А еще свои действия специалист обязан соотносить с требованиями бю дж етн ого , гражданского и специального законодательства в сфере заку­ пок. Чтобы сориентировать систе­ му высшего образования на под­ готовку профессионалов такого профиля, администрация нашей области первой вышла в уполно­ моченные федеральные органы с предложением о разработке ква­ лификационных требований к специалистам по закупкам с включением их в общероссий­ ский квалификационный спра­ вочник должностей, утвержден­ ный Министерством труда Рос­ сии. Теперь о второй немаловаж­ ной части проблемы — роли и месте специалистов по закупкам в процессе производства бюджет­ ных услуг. К сожалению, сегод­ ня руководители бюджетных учреждений по-прежнему не могут уйти от упрощенных сте­ реотипов. Предназначение спе­ циалиста по закупкам по анало­ гии можно сравнить с ситуацией, когда родители дают деньги ре­ бенку и посылают его в магазин за хлебом. Но «бытовой» подход в производстве бюджетных услуг неприемлем. В современных ус­ ловиях такой работник должен быть интегрирован на самой ранней стадии в производствен­ ный процесс, а не пребывать на второстепенных, ничего не зна­ чащих ролях. — Эдуард Игоревич, как ча­ сто сотрудники вашего управле­ ния проводят проверки в бюд­ жетных учреждениях? — Ежегодно мы проводим более тридцати плановых и вне­ плановых проверок. По их ре­ зультатам только за неполных шесть месяцев 2012 года в реги­ оне возбуждено 113 дел об адми­ нистративных правонарушени- ях и наложено штрафов на 103 тысячи рублей за несоблюдение законодательства о госзакупках. Это почти вдвое больше, чем за аналогичный период прошлого года. Виной тому — недостаточ­ ная подготовка кадров и недо­ оценка руководителями бюджет­ ных учреждений значимости исполнения норм федерального законодательства в сфере заку­ пок. Наиболее проблемным до недавнего времени оставался муниципальный уровень, где в прошлом году мы сумели при­ вести в единый законодательный формат деятельность контроль­ ных органов в сфере закупок. Раньше специалисты, исполня­ ющие эти обязанности, входили в состав разных муниципальных структур, а теперь эти функции находятся в ведении районных отделов финансов. Кроме того, мы систематически проводим ряд предупредительных меро­ приятий, которые позволяют заблаговременно оценить недо­ пустимость планируемых дей­ ствий со стороны как заказчи­ ков, так и поставщиков. —Много надежд возлагается на подготовленный федераль­ ный законопроект «О федераль­ ной контрактной системе в сфе­ ре закупок товаров, работ и ус­ луг». Как, на ваш взгляд, помо­ жет он изменить к лучшему су­ ществующий порядок вещей? — При всех сложностях вос­ приятия и ожесточенных дис­ куссиях, развернувшихся во­ круг подготовленного законо­ проекта, его появление — это шаг вперед. Хотя сразу подчер­ кну, что и ныне действующий 94-й ФЗ, и грядущие нововведе­ ния абсолютно не являются пре­ пятствием для покупки бюджет­ ными учреждениями нужных товаров. Как показывает много­ летняя практика, заказчики, действуя в едином правовом поле, могут по-разному закупить одни и те же товары. О чем это говорит? Если заказчик не понял ситуацию на рынке, не сплани­ ровал своевременно закупку нужных ресурсов, не провел со­ ответствующую предконтракт­ ную работу с потенциальным кругом поставщиков, не проана­ лизировал их профессиональную и финансовую состоятельность, а думал только о скорейшем ос­ воении бюджетных средств, то и результат будет плачевным. Не­ удачи и непрофессионализм не­ редко списывались на преслову­ тый 94-й ФЗ. И наоборот, в слу­ чае положительного исхода о «плохом» законе просто никто не вспоминал. Он всех устраивал. По моим оценкам, в новом формате предлагаемого закона существенно расширяются воз­ можности выбора способов за- купки, а также формализуются недостающие этапы технологии закупок, такие как планирова­ ние, исполнение контрактных обязательств. А самое главное, значительно повышается ответ­ ственность заказчика за резуль­ таты своей деятельности. При­ чем основной акцент будет де­ латься именно на экономической эффективности заключенных контрактов и обоснованности р а с х о д о в а н и я бю дж е тны х средств. — Много ли еще реформ должна пережить российская система госзакупок, чтобы стать идеальной? — Сейчас для всех очевидно, что бюджетный сектор экономи­ ки нуждается всерьезной модер­ низации. Руководство страны уже сделало первые шаги в этом направлении. Федеральный за­ кон 83-ФЗ впервые дал бюджет­ ным учреждениям право стать полноценными участниками свободных, экономически кон­ курентных отношений. Но воз­ никает справедливый вопрос: насколько бюджетная сфера го­ това к нововведениям? На мой взгляд, сегодня нужно начать с доступного и малозатратного. В нашем случае с осознания того, что каждая бюджетная услуга должна проходить полноценный процесс проектирования, выра­ ботки оптимальных технологи­ ческих решений ее производ­ ства. А самое главное, нужно помнить о проведении надлежа­ щих экономических расчетов стоимости такой услуги . Ее нельзя отрывать от процесса вос­ производства реальных социаль­ ных эффектов в условиях уже имеющихся финансовых воз­ можностей. Такой подход обеспечит каж­ дому учреждению социальной сферы четкое представление, какой результат должен быть достигнут в ходе оказания услу­ ги и что для этого необходимо сделать. В этой ситуации станет невыгодно покупать материаль­ ные ресурсы не по рыночным ценам, да еще и с ненужными характеристиками. Организовать такую работу в рамках системы несложно. Для этого понадобится публичный, понятный мониторинг стоимо­ сти бюджетных услуг. Аналогич­ ная работа на федеральном уров­ не уже ведется в отношении группы социально значимых продовольственных товаров. В итоге главным результатом всего закупочного процесса ста­ нет экономическая основа при­ обретения производителями бюджетных услуг таких матери­ альных ресурсов, которые обе­ спечат максимальную пользу для конкретного человека. ТЕМ ВРЕМЕНЕМ i Я э ш м Э я м с а м м я л р Э л я с я ^ м й л м с ш ^ з , ^ с у ^ с ш з л я ю ^ м х з й к у я ^ ч я у ю И снова за партами Анастасия Карташова Масштабное обучение специ­ алистов по закупкам, работа­ ющих в бюджетных учрежде­ ниях, организовало управле­ ние контроля в сфере разме­ щения государственных заказов Липецкой области. Начавшиеся в июне занятия проходят в несколько этапов и должны окончиться только в августе. Первыми за парты сели работ­ ники системы образования, за­ тем наступит очередь сотрудни­ ков медицинских, культурных учреждений и многих других. К занятиям специалисты по закуп­ кам приступили не сразу, а толь­ ко после того, как прошли трех­ часовое тестирование через спе­ циально разработанную управле­ нием контроля в сфере размеще­ ния государственных заказов «online» систему. Как рассказала корреспонденту «Липецкой газе­ ты» инженер по закупкам Тер- бунского профессионального училища № 4 Елена Чернышова, тестовые задания были достаточ­ но сложными. Они затрагивали должностные обязанности не только специалистов, занимаю­ щихся закупками, но и бухгал­ теров. «Сколько я набрала баллов по итогам тестов, пока не знаю, но надеюсь, что показала непло­ хой результат», — сказала Еле­ на. После тестирования она вместе с коллегами два дня по­ сещала занятия, которые прово­ дили лучшие специалисты об­ ластных ведомств. —Мы постарались заострить внимание слушателей на про­ блемных моментах, типичных ошибках, которые допускают заказчики при проведении за­ купок и исполнении контрактов, — рассказала заместитель на­ чальника отдела управления контроля в сфере размещения государственных заказов области Анжелика Маланичева. — Все занятия имеют практическую направленность и призваны на­ учить специалистов по закупкам ориентироваться в непростых ситуациях и выбирать оптималь­ ное решение. По окончании обу­ чения мы повторяем трехчасовое тестирование, чтобы узнать, на­ сколько пополнился багаж зна­ ний наших «студентов», что но­ вого они почерпнули для себя из семинарских занятий. По ее словам, грамотный спе­ циалист по закупкам должен правильно ответить, по крайней мере, на 70 процентов тестовых вопросов. Это минимум, необхо­ димый для исполнения своих должностных обязанностей на хорошем уровне. Сотрудники управления контроля в сфере размещения государственных заказов уже сравнили ответы на тестовые вопросы, которые дава­ ли специалисты по закупкам до и после прохождения курса лек- ций. Результат говорит сам за себя — уровень знаний повысил­ ся на 12 пунктов. Подтверждают эту красноречивую цифру и от­ зывы недавних «студентов». К примеру, инженер по закупкам Елецкого промышленно-эконо­ мического техникума Элла Крас­ никова очень благодарна органи­ заторам семинара за хорошо продуманную программу заня­ тий. «За два дня мы узнали столько информации, сколько на обычных курсах повышения квалификации получили бы за две недели, — сказала она. — Хорошо, что лекторами были практики —люди, которые каж­ додневно работают в системе за­ купок и хорошо знают ее изну­ три». Особенно интересными ельчанке показались занятия, посвященные минимизации бюджетных рисков при исполне­ нии контрактов и влиянию за­ купок на качество бюджетных услуг. Соценкой коллеги согласна и Наталья Поливкина, инженер по закупкам профессионального училища № 3 Липецка. Она ра­ ботает с этой системой с 2005 года, бывала на различных обу­ чающих семинарах и, казалось бы, досконально знает все тонко­ сти. Тем не менее программа нынешнего семинара оказалась для нее познавательной. Ведь всегда интересно узнать о ново- введениях в законодательстве, о новых требованиях к специали­ стам по закупкам. «По итогам контрольных тестов первый раз я набрала около 74 процентов, а во второй — 84 процента», — до­ вольна своим результатом Ната­ лья Поливкина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz