Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 1№ 127 / 24255 / 4 и ю л я 2012 3 ЗЕМЛЯКИ I ^ у к ^ м н с к м м 2 б р б М Ж М б б ^ б , Д я Н К б б б Зачем «Оке» третье колесо Роман Ромашин Своим характером данков- ский пенсионер Заурий Шаматава здорово напоми­ нает типичных героев шукшинских рассказов. Он, как иногда говорят, очень «упертый» в своих делах, к которым среднестатистиче­ ское большинство подчас относится со снисходитель­ ной улыбкой. А для неиз­ менного оптимиста Заурия они важны как средство самовыражения, позволя­ ющее получать от повсед­ невной жизни особое удовольствие. Оазис в центре города В те годы, когда благо­ устроительная деятельность в Липецкой области еще не была всеобщей заботой, у Заурия родилась замеча­ тельная идея . Он решил превратить несколько соток земли, заброшенных после возведения пятиэтажки , в оазис. Первым делом он избавил это окруженное ас­ фальтом место Спортивного переулка от несметного ко­ личества камней, затем удо­ брил почву и посадил здесь десятки саженцев деревьев, кустарников и цветов. Тру­ дился один, помощи ни у кого не просил. Поступок его тем значимее, если при­ нять во внимание одно су­ щественное «но». В восьми­ десятые годы прошлого века Заурий попал в серьезную автомобильную аварию , в результате которой стал инвалидом второй группы. Но природного оптимизма и желания трудиться не по­ терял и, несмотря на сильно ограниченные физические возможности , смог-таки сделать маленький уголок райцентра поистине образ­ цовым. Однако понимания в лице абсолютного боль ­ шинства соседей он не на­ шел. Случалось, что после ночных прогулок дурно воспитанных недорослей он находил свои клумбы разоренными, а цветы за- топтанными. Кому-то не давали покоя сделанные из автопокрышек белоснеж ­ ные лебеди, устроившиеся на остове старого тополя. Несколько раз лиходеи сбра­ сывали грациозных птиц на грешную землю. Но Заурий с упорством снова восстанавливал ис­ коверканную красоту. Толь­ ко вот логика устроителей беспорядков для него так и осталась загадкой. Ведь в его роду испокон веку в чести было другое отноше­ ние к труду на пользу всем людям. — Когда мой отец-фрон­ товик возвращался из по­ верженного Берлина , он прихватил с собой необыч­ ный трофей — саженец гру- ши. Из него на моей родине выросло большое дерево. Многие годы оно радовало нас сочными плодами. И все в округе знали необыч­ ную историю его посадки, — привел пример Заурий Шаматава. Тут следует отметить, что цветы в его почти рай­ ском уголке являются един­ ственными в километровом радиусе. И когда прохожие восторгаются красотой, тру­ дяга, их вырастивший, бес­ платно преподносит букеты. Зарабатывает же Заурий на другом . В составе по­ пулярной среди частных застройщиков бригады он кроет крыши домов. Диву даешься, как этот человек, имеющий вместо ноги про- тез, ловко лазает по само­ му верху построек, давая четкие указания физически крепким молодцам. Автомобиль на... трех колесах Будучи узаконенным ин­ валидом, Заурий Шаматава получил от государства лег­ ковой автомобиль «Ока». Пожилой водитель, за пле­ чами которого целых четыре десятка лет стажа, ездил на нем недалеко и аккуратно, в основном по грибы и ягоды. Но в сентябре прошлого года на одной из оживленных го­ родских улиц внеторопливую «Оку» в буквальном смысле влетела мощная иномарка. Попавшему в переделку пенсионеру тогда повезло — он отделался лишь парой ссадин. А вот его автомо­ бильчик пострадал куда серьезнее, превратившись в груду искореженного ме­ талла. Но буквально за пару месяцев на все руки мастер Шаматава восстановил лю­ бимую «Оку», даровав ей вторую жизнь. При этом не обошлось без нескольких «ноу-хау». На «новом» авто установ­ лено не четыре, а только три колеса. Оно оснащено необычной хромированной выхлопной трубой, наподо­ бие тех, которые устанав­ ливаются на большой авто­ поезд. Вместо обычных фар появились нарисованные глаза. Решетка радиатора получила озорную окраску в виде... зубастой улыбки. А на багажнике гораздый на выдумку Шаматава прикре­ пил трехлопастной пропел­ лер, который при желании включается специальной кнопкой. Нужно больше позитива Пройти мимо такой ма­ шины и не остановиться невозможно. Веселой «Оке» удивляю тся даж е много чего повидавшие взрослые, а детишки приходят в не­ описуемый восторг. Многие фотографируют уникальный автомобиль... Жаль только, что детище данковского Ку- либина преодолевает мак­ симум несколько десятков метров. Иначе, по вполне понятным причинам, у его владельца могут случиться большие неприятности. Мы не удержались от вопроса: — Зачем вы потратили столько труда для такой абсолютно непрактичной машины? Ведь на ней можно доехать разве что до первого поста Госавтоинспекции? — Так ведь я восстанав­ ливал «Оку» не для поездок, а для того, чтобы людям было приятно. По-моему, мы слишком загружены житейскими делами, забо­ тами. На мой взгляд, наше­ му обществу нужно больше позитива. Вот и вы, глядя на мою единственную в своем роде «малышку», улыбну­ лись, да и другие люди улы­ бок не прятали. Значит, моя задумка удалась, — ответил самодеятельный конструк­ тор и добавил: —Жить надо так, чтобы трудом своим радовать окружающих. Ду­ маю, у меня это получается. Жить надо так, чтобы трудом своим радовать окружающих. Думаю, у меня это получается. ОБРАЗОВАНИЕ I Я р б с б м м с к гм б б у з ы я р м х б Э я ш М Я Я б б ^ ^ М б Я Я Ы б Ш 6 Х Я 6 Л 6 2 ММ Диплом по... Интернету Александр Хаустов Современная система высшего образования в России стала предметом жарких дискуссий во всех слоях обще­ ства. Каждому ли это образование нужно? Насколько оно сегодня качественное? Нужны ли сотни и тысячи вузов и их филиалов, диплом которых вовсе не означает, что выпускник получил необходимые знания? Насколько эффективно и каким должно быть высшее образование, в том числе и заочное? Должно ли в этом участвовать государство или надо все передать в частные руки? Вопросов много. Все они волнуют и тревожат нашу собеседницу —руководителя Центра инновационных образовательных технологий ЛГТУ, профессора Татьяну Пыльневу, курирующую заочное отделение университета. В начале беседы она привела любопытный при­ мер. Как-то российский чиновник от образования задал своему французскому коллеге вопрос: зачем в его стране тратится столько государственных денег на образование? (Надо заме­ тить, что воФранции высшее образование оплачивается государством). Ответ оказал­ ся простым и гениальным: государству выгодно иметь образованных граждан. Да и не только Франции. Во мно­ гих странах Европы число поступивших в вузы с 1955 по 1985 годы возросло в 9—15 раз. Во всем мире на­ блюдается растущий спрос на высшее образование. Тем не менее, по мнению Татьяны Григорьевны, нам, с учетом географического (Россия, напомним, — са- мая большая страна в мире) и ряда других факторов, не следует копировать об­ разовательные тренды ино­ странных государств. Надо ориентироваться на совре­ менные инновационные об­ разовательные технологии, но идти следует своим путем. — Нам нужна система, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам на базе новых технологий, — считает Татьяна Пыль- нева. — В Липецком тех ­ ническом университете эта задача успешно решается: вуз отличается высоким уровнем профессиональной подготовки студентов и сво­ им прогрессивным взглядом на образование, которые способствуют раскрытию личности молодых людей. Однако не все, кто желает учиться у нас, могут реали- зовывать его в очной форме. В силу разных причин. Тогда выход один: надо активнее переходить к практике до­ ставки знаний к обучаемым гражданам на место их про­ живания. — То есть к заочному обучению, но в «активной» форме? — Представьте себе, что живет вотдаленном селе спо­ собный, может, даже талант­ ливый парнишка. Школу закончил успешно, умный и трудолюбивый, но учить его дальше у родителей нет средств. Надо работать, хотя к учебе тяга остается. И он поступает на заочное от­ деление. Это единственная возможность реализовать планы. В ЛГТУ успешно ра­ ботает программа по разви- тию и внедрению в учебный процесс электронных об­ разовательных технологий. Электронная библиотека, учебно-методические ком­ плексы интегрированы в си­ стему заочного образования, что позволяет реализовать современные требования к обучению — гибкость, индивидуализацию, обмен информацией, ориентиро­ вание на производство и бизнес. Заочное отделение располагается вместе с эко­ номическим факультетом в самом центре Липецка, имеет компьютерную базу с подключением к Интернету, технически оснащенные ау­ дитории, общежитие, спор­ тивную базу, то есть все для полноценного образования. —Вчем смыслиндивиду­ ализации обучения? — Принцип индивидуа­ лизации заключается в том, что обучение проходит в не­ больших группах по 15—25 человек. С каждым можно работать отдельно, в то же время не исключается обмен информацией, мнениями. Студенты имеют возмож ­ ность совмещать обучение сразу на двух факультетах и, соответственно, получить два диплома. С каждым го­ дом вуниверситете укрепля­ ются международные связи, учебный процесс организует­ ся в соответствии с между­ народными стандартами качественного университет­ ского образования, действу- ют партнерские программы с зарубежными вузами, ведет­ ся дополнительное изучение иностранных языков. Сту­ денты проходят стажировки в разных университетах мира. Кстати, можно также получить диплом одного из иностранных вузов. — Все сказанное отно­ сится и к обучающимся на заочном отделении? — Разумеется! Большин­ ство образовательных про­ грамм заочного отделения рассчитано на подготовку вы­ сококлассных специалистов, на содействие их профессио­ нальномуросту, постоянному обновлению знаний. Замечу, наши выпуск­ ники конкурентоспособны. В университете совместно с управлением труда и занято­ сти области, ОАО «НЛМК», ОЭЗ ППТ «Липецк», дру­ гими предприятиями и ор­ ганизациями создан Центр карьеры, который предла­ гает студентам стажировки вхозяйствующих субъектах города и области, обучает правилам написания резю­ ме, готовит к прохождению собеседования. —Поясните, что означа­ ет технология электронного обучения, о чем вы упомя­ нули? — Технологии электрон­ ного обучения используются в ЛГТУ как при очной, так и очно-заочной (вечерней), а теперь и заочной формах обучения. Они помогают организовать самостоятель­ ную работу студентов, осу­ ществлять непрерывный мониторинг за их образова­ нием. При заочной системе информационные техноло­ гии, кроме того, являются основной формой подачи материала, способствуют выработке навыков практи­ ческой работы. Еще больший эффект достигается, когда сочетаются аудиторные и электронные методы пре­ подавания. Заочнику легко связаться с преподавателем, чтобы проконсультировать­ ся, посоветоваться. Понятно, что сессии не снимаются с повестки дня. Можно при­ ехать в заочное отделение, встретиться с нужным тебе преподавателем. Но все боль­ ше студентов отдает предпо­ чтение электронному обще­ нию. И то, и другое полезно. Аудиторное обучение обеспе­ чивает взаимодействие с пре­ подавателями и студентами напрямую. Компьютерные технологии также необходи­ мы, потому что современный темп жизни высок. Для получения обра ­ зования с использованием компьютерных технологий необходимы три основных компонента — аппаратно­ программный базис, подго­ товленный преподаватель и электронные учебные мате­ риалы. Книга, замечу, не ис­ чезает из процесса обучения, онадополняется электронны­ ми изданиями и ресурсами. СПОРТИВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ I ^ М б Ш Й Л Л у р 2 ^ . ' Э б С Ш б р Ш б Ж б Я Ь Ш б Э б у х Я б Э б Л Ь Мяч на середину поля! Игорь Капустин Липецкий «Металлург» проведет первый матч чемпионата России в зоне «Центр» второго дивизиона 16 июля в Туле с местным «Арсеналом». Впрочем, не исключено, что открывать сезон «сталеварам» при­ дется в Брянске. Дело в том, что брянское «Динамо» может быть пони­ жено в классе, начав сезон не вФНЛ (аналог первого диви­ зиона), а во втором дивизио­ не. При таком развитии со­ бытий брянский клуб займет место тульского «Арсенала», который отправится в зону «Запад». Зато совершенно точ ­ но можно сказать, что до­ машнюю программу сезона флагман областного футбола откроет 21 июля, сыграв перед своими болельщиками против ФК «Калуга». А в третьем туре любителей фут­ болаждет особенное зрелище — в Воронеже в «чернозем­ ном дерби» сойдутся мест­ ный «Факел» и липецкий «Металлург». Всего же в турнире при­ мут участие 16 команд . Это — «Факел» (Воронеж), «Авангард» (Курск), «Ви­ тязь» (Подольск), «Метал- лург-Оскол» (СтарыйОскол), «Локомотив» (Лиски), «Губ­ кин» (Губкин), «Металлург» (Липецк), «Орёл» (Орёл), «Калуга» (Калуга), «Со­ кол» (Саратов), «Спартак» (Тамбов), «Звезда» (Рязань), «Подолье» (Подольский рай­ он), «Зенит» (Пенза), «Ар­ сенал» (Тула) или «Дина­ мо» (Брянск), «Металлург» (Выкса). «Кубковый поход» глав­ ный футбольный коллектив региона начнет 5 августа, когда врамках 1/128 финала липчане в Курске сыграют с местным «Авангардом». Готовясь к сезону, лип­ чане тренируются в родном городе. На минувшей неделе наши футболисты провели контрольный матч. На сво- ем поле они встретились с ФК «Орёл». Счет в поединке открыли гости — в конце первой половины встречи Николай Аверьянов пробил под перекладину. В дебюте второго тайма точным уда­ ром с линии штрафной от­ ветил Сергей Чернышов. До окончания встречи счет так и не изменился. Помимо встречи с «Ор­ лом», липчане проведут еще ряд спаррингов.Так,наэтой неделе «Металлург» намерен провести контрольный по­ единок против тамбовского «Спартака». Тем временем определя­ ются футболисты, которые составят костяк «Металлур­ га» в наступающем сезоне. Кроме полузащитника Ар­ кадия Акопяна, о продле­ нии контракта с которым «Липецкая газета» уже со­ общала, новые соглашения подписали нападающий Сер­ гей Чернышов и защитник Сергей Кабанов. Завершился второй этап Кубка области по пляжному волейболу. Победителями вновь стали Анатолий Ше­ стаков и Кирилл Истомин. В полуфинале они без ви­ димых усилий переиграли Сергея Ветрова и Алексея Гуськова (21:13 и 21:15), а в решающем поединке еще более убедительно взяли верх над Евгением Козло­ вым и Александром Устино- вым (21:12 и 21:11). На чемпионате России по плаванию на открытой воде в Анапе Анастасия Крапивина победила на дистанции 5 ки­ лометров. Анастасия Крапивина и Ангелина Бородина (заня­ ла пятое место) отобрались на первенство Европы сре­ ди юниоров, которое будет проходить 13—15 июля в Турции. Анастасия Азарова заво­ евала первое место на дис­ танции 5 километров среди девушек, отобравшись на первенство мира среди юно­ шей и девушек, которое бу­ дет проходить 16—19 августа в Канаде. Слово обозревателю Пластиковое окно для Диогена Елена Бредис До чего же стали модными словечки: «креатив» и «креа­ тивный». «Креативный класс», «креативный менеджер», «не хватает креатива»... У меня есть сильное подозрение, что многие из тех, кто их употребляет, толком не смогут объяснить, что именно имеют в виду. Нет, если перевести дословно с английского, то понятно: to create — означает «творить», от него же и производные «творчество», «творец». Но у нас-то все получается по анекдоту: «Ну, короче, ты у нас будешь креативным менеджером. —В смысле — творцом? —Каким еще творцом? Творцы нам на фиг не нужны, а ты менеджером будешь». Шутки шутками, но чем чаще эти слова звучат в нашем обиходе, тем боль­ ше творчество как потреб­ ность души вымывается из ж и зни . На смену ему приходят экономическая целесообразность, голый расчет, прагматизм, при­ крывающиеся этой самой «креативностью». Короче, все то, что для творческого процесса смерти подобно. Потому что как только в голову закрадывается мысль о выгоде или прибыли, так Муза сразу испуганно отле­ тает далеко и надолго. Речь, конечно, не о «креативном менедж ере» — его музы вряд ли посещают. Удивляться, собственно, нечему. Что представляет собой пресловутая амери­ канская мечта? Перечень всего, что сопутствует вы­ сокому материальному до­ статку, и убежденность, что благодаря предприимчиво­ сти ты можешь его достичь, начав даже с мытья машин. Избрав себе Америку в ка­ честве образца, достойного подражания, сделав ставку на либеральные ценности, мы прежде всего захоте ­ ли «американскую мечту» сделать своей, русской. И тем самым похоронили то, что всегда отличало нашу культуру от западной: пре­ зрение к меркантильным интересам и потребность в жизни духовной. Ощущение неправедности огромных ка­ питалов и стремление уйти от культа материального. Чем отличается человек творческий от человека эко­ номического? «Экономиче­ ский человек в его более раз­ витой, чем сегодня в России, форме способен перемани­ вать таланты и организовы­ вать утечку умов, соблазняя их большими гонорарами. Но атмосфера, которую он насаждает в обществе, пре­ пятствует самостоятельному росту талантов на нацио­ нальной почве. Полезно предостеречь: откуда Аме­ рика будет импортировать новые таланты, если проект тотальной американизации мира в самом деле завершит­ ся успехом и экономический тоталитаризм со всей его нетерпимостью к другим ти­ пам мотивации отпразднует победу над оппонентами?» Это слова выдающегося рус­ ского философа, политолога, публициста,критика глоба­ лизма и общества потребле­ ния Александра Панарина. Все верно: «экономиче­ ский человек» не будет за­ ниматься фундаментальной наукой, которая работает на отдаленную перспективу и не дает моментальной при­ были — в отличие от при­ кладной. Фундаментальной науке огромное значение придавалось в СССР. Не случайно сегодня курсы математики и физики ваме­ риканских университетах читают в основном русские и китайские профессора. «Экономический человек», будучи музыкантом, не ста­ нет готовить концертную программу из произведений Баха, даже если мечтал об этом. Он заранее просчита­ ет, сколько народу купят билеты на такой концерт, и поймет: куда выгоднее играть «классическую поп­ су» или импровизации на популярные темы . Ком ­ позитор, вынашивающий замысел симфонии, пред­ почтет сочинять эстрадные песенки, если на них будет «спрос». Педагог, нащу­ павший собственную, осо­ бую методику, не захочет вечерами ломать над ней голову, а предпочтет репе­ титорствовать, готовить к ЕГЭ. Потому что денег, как теперь нам стало известно, много не бывает. А вот я еще помню те времена, когда художники, поэты, рок-музыканты шли работать дворниками или в котельные кочегарами. Зарплата давала возмож­ ность худо-бедно существо­ вать, свободного времени для творчества оставалось много, а главное, никто не приставал и не заглядывал через плечо. А кто сегодня метет наши улицы? В сто­ лице это исключительно выходцы из Средней Азии. И один из либеральных по­ литологов Борис Межуев задается вопросом: «Каким образом можно обеспечить принуждение людей к не­ престижному труду, к тру­ ду , которым по своей до ­ брой воле человек никогда не стал бы заниматься?». Мне странно , что Борис Вадимович так запамято­ вал советские реалии, хотя родом оттуда. Может, это двухлетняя стажировка в техасском университете так отразилась на его памяти? Кто сказал , что человек непременно хочет и должен рваться вверх по карьерной лестнице и мечтать о доме на Рублевке? Более того, кто сказал, что русскому, росси­ янину необходимо походить в этом на американца, что в этом и есть главная польза для него и России? Происходящ ее с е го д ­ ня напоминает массовый психоз. Например, так на­ зываемый «креативный средний класс», по крайней мере, на липецком уровне, в каком-то общем ажиота­ же устанавливает у себя в квартирах пластиковые окна. Люди отказываются от поездок в отпуск, от но­ вых встреч и впечатлений только ради того, чтобы «быть как все». Я сама не раз слышала нотку высо­ комерного недоумения в вопросе: «Как, вы еще не сменили себе окна? И не собираетесь?». Непостижи­ мым образом моим земля­ кам умудрились внушить, что им это жизненно не­ обходимо. Захотеть в сорок лет не научиться рисовать акварелью или играть на гитаре, а поставить стекло­ пакеты. Но это только на­ чало. А потом потребуются подвесные потолки, паркет, джакузи. Бедный Диоген, и что он делал в своей бочке? Я выскажу крамольную мысль: а вдруг «железный занавес» нас в какой-то степени спасал, во всяком случае в духовном смысле? Ну да, скромно одевались, на Канары не ездили , на машину долго копили. Зато взахлеб читали, мечтали что-то сделать для людей, сострадали бедным и угне­ тенным. Но человеческая натура слаба, а соблазн име­ ет силу великую . Через рухнувший «занавес» этот соблазн устремился к нам так бурно, что устоять про­ тив него дано немногим. Наверное, мы должны, обя­ заны были это сделать. Но ведь сказано «и не введи во искушение». А нас ввели. Что такое «креативный средний класс» в России? Поскольку главным здесь критерием является уро­ вень доходов, то ни музы­ кантов с х у дож ник ам и , ни учителей с молодыми учеными к нему отнести нельзя — зарплаты не те. Остаются все те же менед­ жеры и предприниматели. Тогда в чем заключается их креативность? В том, чтобы генерировать новые идеи для получения еще боль­ шей прибыли? Этим весь творческий процесс и огра­ ничивается? Но, как пишет тот же Панарин, «ни один народ, ни одна культура не способны выжить, если в качестве господствующего мотива и императива вы­ ступает прибыль». Может, это прозвучит несовременно, но роман­ тические идеалы, которые воспитывалисьу нас,прино- сили куда большую отдачу, чем рыночный прагматизм. Потому что романтики сле­ довали зову сердца и веле­ нию души. Причем чаще всего главным смыслом этого зова, этого веления было благополучие своей страны и своего народа. А еще потому, что романтики способны творить, а праг­ матики — нет. Для них это просто экономически неце­ лесообразно. Вас заинтересовала тема, поднятая обозрева­ телем, и есть что сказать в ее продолжение? Предлагаем высказать свою точку зрения и в письме в редакцию, и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz