Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 1№ 127 / 24255 / 4 и ю л я 2012 3 ЗЕМЛЯКИ I ^ у к ^ м н с к м м 2 б р б М Ж М б б ^ б , Д я Н К б б б Зачем «Оке» третье колесо Роман Ромашин Своим характером данков- ский пенсионер Заурий Шаматава здорово напоми нает типичных героев шукшинских рассказов. Он, как иногда говорят, очень «упертый» в своих делах, к которым среднестатистиче ское большинство подчас относится со снисходитель ной улыбкой. А для неиз менного оптимиста Заурия они важны как средство самовыражения, позволя ющее получать от повсед невной жизни особое удовольствие. Оазис в центре города В те годы, когда благо устроительная деятельность в Липецкой области еще не была всеобщей заботой, у Заурия родилась замеча тельная идея . Он решил превратить несколько соток земли, заброшенных после возведения пятиэтажки , в оазис. Первым делом он избавил это окруженное ас фальтом место Спортивного переулка от несметного ко личества камней, затем удо брил почву и посадил здесь десятки саженцев деревьев, кустарников и цветов. Тру дился один, помощи ни у кого не просил. Поступок его тем значимее, если при нять во внимание одно су щественное «но». В восьми десятые годы прошлого века Заурий попал в серьезную автомобильную аварию , в результате которой стал инвалидом второй группы. Но природного оптимизма и желания трудиться не по терял и, несмотря на сильно ограниченные физические возможности , смог-таки сделать маленький уголок райцентра поистине образ цовым. Однако понимания в лице абсолютного боль шинства соседей он не на шел. Случалось, что после ночных прогулок дурно воспитанных недорослей он находил свои клумбы разоренными, а цветы за- топтанными. Кому-то не давали покоя сделанные из автопокрышек белоснеж ные лебеди, устроившиеся на остове старого тополя. Несколько раз лиходеи сбра сывали грациозных птиц на грешную землю. Но Заурий с упорством снова восстанавливал ис коверканную красоту. Толь ко вот логика устроителей беспорядков для него так и осталась загадкой. Ведь в его роду испокон веку в чести было другое отноше ние к труду на пользу всем людям. — Когда мой отец-фрон товик возвращался из по верженного Берлина , он прихватил с собой необыч ный трофей — саженец гру- ши. Из него на моей родине выросло большое дерево. Многие годы оно радовало нас сочными плодами. И все в округе знали необыч ную историю его посадки, — привел пример Заурий Шаматава. Тут следует отметить, что цветы в его почти рай ском уголке являются един ственными в километровом радиусе. И когда прохожие восторгаются красотой, тру дяга, их вырастивший, бес платно преподносит букеты. Зарабатывает же Заурий на другом . В составе по пулярной среди частных застройщиков бригады он кроет крыши домов. Диву даешься, как этот человек, имеющий вместо ноги про- тез, ловко лазает по само му верху построек, давая четкие указания физически крепким молодцам. Автомобиль на... трех колесах Будучи узаконенным ин валидом, Заурий Шаматава получил от государства лег ковой автомобиль «Ока». Пожилой водитель, за пле чами которого целых четыре десятка лет стажа, ездил на нем недалеко и аккуратно, в основном по грибы и ягоды. Но в сентябре прошлого года на одной из оживленных го родских улиц внеторопливую «Оку» в буквальном смысле влетела мощная иномарка. Попавшему в переделку пенсионеру тогда повезло — он отделался лишь парой ссадин. А вот его автомо бильчик пострадал куда серьезнее, превратившись в груду искореженного ме талла. Но буквально за пару месяцев на все руки мастер Шаматава восстановил лю бимую «Оку», даровав ей вторую жизнь. При этом не обошлось без нескольких «ноу-хау». На «новом» авто установ лено не четыре, а только три колеса. Оно оснащено необычной хромированной выхлопной трубой, наподо бие тех, которые устанав ливаются на большой авто поезд. Вместо обычных фар появились нарисованные глаза. Решетка радиатора получила озорную окраску в виде... зубастой улыбки. А на багажнике гораздый на выдумку Шаматава прикре пил трехлопастной пропел лер, который при желании включается специальной кнопкой. Нужно больше позитива Пройти мимо такой ма шины и не остановиться невозможно. Веселой «Оке» удивляю тся даж е много чего повидавшие взрослые, а детишки приходят в не описуемый восторг. Многие фотографируют уникальный автомобиль... Жаль только, что детище данковского Ку- либина преодолевает мак симум несколько десятков метров. Иначе, по вполне понятным причинам, у его владельца могут случиться большие неприятности. Мы не удержались от вопроса: — Зачем вы потратили столько труда для такой абсолютно непрактичной машины? Ведь на ней можно доехать разве что до первого поста Госавтоинспекции? — Так ведь я восстанав ливал «Оку» не для поездок, а для того, чтобы людям было приятно. По-моему, мы слишком загружены житейскими делами, забо тами. На мой взгляд, наше му обществу нужно больше позитива. Вот и вы, глядя на мою единственную в своем роде «малышку», улыбну лись, да и другие люди улы бок не прятали. Значит, моя задумка удалась, — ответил самодеятельный конструк тор и добавил: —Жить надо так, чтобы трудом своим радовать окружающих. Ду маю, у меня это получается. Жить надо так, чтобы трудом своим радовать окружающих. Думаю, у меня это получается. ОБРАЗОВАНИЕ I Я р б с б м м с к гм б б у з ы я р м х б Э я ш М Я Я б б ^ ^ М б Я Я Ы б Ш 6 Х Я 6 Л 6 2 ММ Диплом по... Интернету Александр Хаустов Современная система высшего образования в России стала предметом жарких дискуссий во всех слоях обще ства. Каждому ли это образование нужно? Насколько оно сегодня качественное? Нужны ли сотни и тысячи вузов и их филиалов, диплом которых вовсе не означает, что выпускник получил необходимые знания? Насколько эффективно и каким должно быть высшее образование, в том числе и заочное? Должно ли в этом участвовать государство или надо все передать в частные руки? Вопросов много. Все они волнуют и тревожат нашу собеседницу —руководителя Центра инновационных образовательных технологий ЛГТУ, профессора Татьяну Пыльневу, курирующую заочное отделение университета. В начале беседы она привела любопытный при мер. Как-то российский чиновник от образования задал своему французскому коллеге вопрос: зачем в его стране тратится столько государственных денег на образование? (Надо заме тить, что воФранции высшее образование оплачивается государством). Ответ оказал ся простым и гениальным: государству выгодно иметь образованных граждан. Да и не только Франции. Во мно гих странах Европы число поступивших в вузы с 1955 по 1985 годы возросло в 9—15 раз. Во всем мире на блюдается растущий спрос на высшее образование. Тем не менее, по мнению Татьяны Григорьевны, нам, с учетом географического (Россия, напомним, — са- мая большая страна в мире) и ряда других факторов, не следует копировать об разовательные тренды ино странных государств. Надо ориентироваться на совре менные инновационные об разовательные технологии, но идти следует своим путем. — Нам нужна система, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам на базе новых технологий, — считает Татьяна Пыль- нева. — В Липецком тех ническом университете эта задача успешно решается: вуз отличается высоким уровнем профессиональной подготовки студентов и сво им прогрессивным взглядом на образование, которые способствуют раскрытию личности молодых людей. Однако не все, кто желает учиться у нас, могут реали- зовывать его в очной форме. В силу разных причин. Тогда выход один: надо активнее переходить к практике до ставки знаний к обучаемым гражданам на место их про живания. — То есть к заочному обучению, но в «активной» форме? — Представьте себе, что живет вотдаленном селе спо собный, может, даже талант ливый парнишка. Школу закончил успешно, умный и трудолюбивый, но учить его дальше у родителей нет средств. Надо работать, хотя к учебе тяга остается. И он поступает на заочное от деление. Это единственная возможность реализовать планы. В ЛГТУ успешно ра ботает программа по разви- тию и внедрению в учебный процесс электронных об разовательных технологий. Электронная библиотека, учебно-методические ком плексы интегрированы в си стему заочного образования, что позволяет реализовать современные требования к обучению — гибкость, индивидуализацию, обмен информацией, ориентиро вание на производство и бизнес. Заочное отделение располагается вместе с эко номическим факультетом в самом центре Липецка, имеет компьютерную базу с подключением к Интернету, технически оснащенные ау дитории, общежитие, спор тивную базу, то есть все для полноценного образования. —Вчем смыслиндивиду ализации обучения? — Принцип индивидуа лизации заключается в том, что обучение проходит в не больших группах по 15—25 человек. С каждым можно работать отдельно, в то же время не исключается обмен информацией, мнениями. Студенты имеют возмож ность совмещать обучение сразу на двух факультетах и, соответственно, получить два диплома. С каждым го дом вуниверситете укрепля ются международные связи, учебный процесс организует ся в соответствии с между народными стандартами качественного университет ского образования, действу- ют партнерские программы с зарубежными вузами, ведет ся дополнительное изучение иностранных языков. Сту денты проходят стажировки в разных университетах мира. Кстати, можно также получить диплом одного из иностранных вузов. — Все сказанное отно сится и к обучающимся на заочном отделении? — Разумеется! Большин ство образовательных про грамм заочного отделения рассчитано на подготовку вы сококлассных специалистов, на содействие их профессио нальномуросту, постоянному обновлению знаний. Замечу, наши выпуск ники конкурентоспособны. В университете совместно с управлением труда и занято сти области, ОАО «НЛМК», ОЭЗ ППТ «Липецк», дру гими предприятиями и ор ганизациями создан Центр карьеры, который предла гает студентам стажировки вхозяйствующих субъектах города и области, обучает правилам написания резю ме, готовит к прохождению собеседования. —Поясните, что означа ет технология электронного обучения, о чем вы упомя нули? — Технологии электрон ного обучения используются в ЛГТУ как при очной, так и очно-заочной (вечерней), а теперь и заочной формах обучения. Они помогают организовать самостоятель ную работу студентов, осу ществлять непрерывный мониторинг за их образова нием. При заочной системе информационные техноло гии, кроме того, являются основной формой подачи материала, способствуют выработке навыков практи ческой работы. Еще больший эффект достигается, когда сочетаются аудиторные и электронные методы пре подавания. Заочнику легко связаться с преподавателем, чтобы проконсультировать ся, посоветоваться. Понятно, что сессии не снимаются с повестки дня. Можно при ехать в заочное отделение, встретиться с нужным тебе преподавателем. Но все боль ше студентов отдает предпо чтение электронному обще нию. И то, и другое полезно. Аудиторное обучение обеспе чивает взаимодействие с пре подавателями и студентами напрямую. Компьютерные технологии также необходи мы, потому что современный темп жизни высок. Для получения обра зования с использованием компьютерных технологий необходимы три основных компонента — аппаратно программный базис, подго товленный преподаватель и электронные учебные мате риалы. Книга, замечу, не ис чезает из процесса обучения, онадополняется электронны ми изданиями и ресурсами. СПОРТИВНОЕ ОБОЗРЕНИЕ I ^ М б Ш Й Л Л у р 2 ^ . ' Э б С Ш б р Ш б Ж б Я Ь Ш б Э б у х Я б Э б Л Ь Мяч на середину поля! Игорь Капустин Липецкий «Металлург» проведет первый матч чемпионата России в зоне «Центр» второго дивизиона 16 июля в Туле с местным «Арсеналом». Впрочем, не исключено, что открывать сезон «сталеварам» при дется в Брянске. Дело в том, что брянское «Динамо» может быть пони жено в классе, начав сезон не вФНЛ (аналог первого диви зиона), а во втором дивизио не. При таком развитии со бытий брянский клуб займет место тульского «Арсенала», который отправится в зону «Запад». Зато совершенно точ но можно сказать, что до машнюю программу сезона флагман областного футбола откроет 21 июля, сыграв перед своими болельщиками против ФК «Калуга». А в третьем туре любителей фут болаждет особенное зрелище — в Воронеже в «чернозем ном дерби» сойдутся мест ный «Факел» и липецкий «Металлург». Всего же в турнире при мут участие 16 команд . Это — «Факел» (Воронеж), «Авангард» (Курск), «Ви тязь» (Подольск), «Метал- лург-Оскол» (СтарыйОскол), «Локомотив» (Лиски), «Губ кин» (Губкин), «Металлург» (Липецк), «Орёл» (Орёл), «Калуга» (Калуга), «Со кол» (Саратов), «Спартак» (Тамбов), «Звезда» (Рязань), «Подолье» (Подольский рай он), «Зенит» (Пенза), «Ар сенал» (Тула) или «Дина мо» (Брянск), «Металлург» (Выкса). «Кубковый поход» глав ный футбольный коллектив региона начнет 5 августа, когда врамках 1/128 финала липчане в Курске сыграют с местным «Авангардом». Готовясь к сезону, лип чане тренируются в родном городе. На минувшей неделе наши футболисты провели контрольный матч. На сво- ем поле они встретились с ФК «Орёл». Счет в поединке открыли гости — в конце первой половины встречи Николай Аверьянов пробил под перекладину. В дебюте второго тайма точным уда ром с линии штрафной от ветил Сергей Чернышов. До окончания встречи счет так и не изменился. Помимо встречи с «Ор лом», липчане проведут еще ряд спаррингов.Так,наэтой неделе «Металлург» намерен провести контрольный по единок против тамбовского «Спартака». Тем временем определя ются футболисты, которые составят костяк «Металлур га» в наступающем сезоне. Кроме полузащитника Ар кадия Акопяна, о продле нии контракта с которым «Липецкая газета» уже со общала, новые соглашения подписали нападающий Сер гей Чернышов и защитник Сергей Кабанов. Завершился второй этап Кубка области по пляжному волейболу. Победителями вновь стали Анатолий Ше стаков и Кирилл Истомин. В полуфинале они без ви димых усилий переиграли Сергея Ветрова и Алексея Гуськова (21:13 и 21:15), а в решающем поединке еще более убедительно взяли верх над Евгением Козло вым и Александром Устино- вым (21:12 и 21:11). На чемпионате России по плаванию на открытой воде в Анапе Анастасия Крапивина победила на дистанции 5 ки лометров. Анастасия Крапивина и Ангелина Бородина (заня ла пятое место) отобрались на первенство Европы сре ди юниоров, которое будет проходить 13—15 июля в Турции. Анастасия Азарова заво евала первое место на дис танции 5 километров среди девушек, отобравшись на первенство мира среди юно шей и девушек, которое бу дет проходить 16—19 августа в Канаде. Слово обозревателю Пластиковое окно для Диогена Елена Бредис До чего же стали модными словечки: «креатив» и «креа тивный». «Креативный класс», «креативный менеджер», «не хватает креатива»... У меня есть сильное подозрение, что многие из тех, кто их употребляет, толком не смогут объяснить, что именно имеют в виду. Нет, если перевести дословно с английского, то понятно: to create — означает «творить», от него же и производные «творчество», «творец». Но у нас-то все получается по анекдоту: «Ну, короче, ты у нас будешь креативным менеджером. —В смысле — творцом? —Каким еще творцом? Творцы нам на фиг не нужны, а ты менеджером будешь». Шутки шутками, но чем чаще эти слова звучат в нашем обиходе, тем боль ше творчество как потреб ность души вымывается из ж и зни . На смену ему приходят экономическая целесообразность, голый расчет, прагматизм, при крывающиеся этой самой «креативностью». Короче, все то, что для творческого процесса смерти подобно. Потому что как только в голову закрадывается мысль о выгоде или прибыли, так Муза сразу испуганно отле тает далеко и надолго. Речь, конечно, не о «креативном менедж ере» — его музы вряд ли посещают. Удивляться, собственно, нечему. Что представляет собой пресловутая амери канская мечта? Перечень всего, что сопутствует вы сокому материальному до статку, и убежденность, что благодаря предприимчиво сти ты можешь его достичь, начав даже с мытья машин. Избрав себе Америку в ка честве образца, достойного подражания, сделав ставку на либеральные ценности, мы прежде всего захоте ли «американскую мечту» сделать своей, русской. И тем самым похоронили то, что всегда отличало нашу культуру от западной: пре зрение к меркантильным интересам и потребность в жизни духовной. Ощущение неправедности огромных ка питалов и стремление уйти от культа материального. Чем отличается человек творческий от человека эко номического? «Экономиче ский человек в его более раз витой, чем сегодня в России, форме способен перемани вать таланты и организовы вать утечку умов, соблазняя их большими гонорарами. Но атмосфера, которую он насаждает в обществе, пре пятствует самостоятельному росту талантов на нацио нальной почве. Полезно предостеречь: откуда Аме рика будет импортировать новые таланты, если проект тотальной американизации мира в самом деле завершит ся успехом и экономический тоталитаризм со всей его нетерпимостью к другим ти пам мотивации отпразднует победу над оппонентами?» Это слова выдающегося рус ского философа, политолога, публициста,критика глоба лизма и общества потребле ния Александра Панарина. Все верно: «экономиче ский человек» не будет за ниматься фундаментальной наукой, которая работает на отдаленную перспективу и не дает моментальной при были — в отличие от при кладной. Фундаментальной науке огромное значение придавалось в СССР. Не случайно сегодня курсы математики и физики ваме риканских университетах читают в основном русские и китайские профессора. «Экономический человек», будучи музыкантом, не ста нет готовить концертную программу из произведений Баха, даже если мечтал об этом. Он заранее просчита ет, сколько народу купят билеты на такой концерт, и поймет: куда выгоднее играть «классическую поп су» или импровизации на популярные темы . Ком позитор, вынашивающий замысел симфонии, пред почтет сочинять эстрадные песенки, если на них будет «спрос». Педагог, нащу павший собственную, осо бую методику, не захочет вечерами ломать над ней голову, а предпочтет репе титорствовать, готовить к ЕГЭ. Потому что денег, как теперь нам стало известно, много не бывает. А вот я еще помню те времена, когда художники, поэты, рок-музыканты шли работать дворниками или в котельные кочегарами. Зарплата давала возмож ность худо-бедно существо вать, свободного времени для творчества оставалось много, а главное, никто не приставал и не заглядывал через плечо. А кто сегодня метет наши улицы? В сто лице это исключительно выходцы из Средней Азии. И один из либеральных по литологов Борис Межуев задается вопросом: «Каким образом можно обеспечить принуждение людей к не престижному труду, к тру ду , которым по своей до брой воле человек никогда не стал бы заниматься?». Мне странно , что Борис Вадимович так запамято вал советские реалии, хотя родом оттуда. Может, это двухлетняя стажировка в техасском университете так отразилась на его памяти? Кто сказал , что человек непременно хочет и должен рваться вверх по карьерной лестнице и мечтать о доме на Рублевке? Более того, кто сказал, что русскому, росси янину необходимо походить в этом на американца, что в этом и есть главная польза для него и России? Происходящ ее с е го д ня напоминает массовый психоз. Например, так на зываемый «креативный средний класс», по крайней мере, на липецком уровне, в каком-то общем ажиота же устанавливает у себя в квартирах пластиковые окна. Люди отказываются от поездок в отпуск, от но вых встреч и впечатлений только ради того, чтобы «быть как все». Я сама не раз слышала нотку высо комерного недоумения в вопросе: «Как, вы еще не сменили себе окна? И не собираетесь?». Непостижи мым образом моим земля кам умудрились внушить, что им это жизненно не обходимо. Захотеть в сорок лет не научиться рисовать акварелью или играть на гитаре, а поставить стекло пакеты. Но это только на чало. А потом потребуются подвесные потолки, паркет, джакузи. Бедный Диоген, и что он делал в своей бочке? Я выскажу крамольную мысль: а вдруг «железный занавес» нас в какой-то степени спасал, во всяком случае в духовном смысле? Ну да, скромно одевались, на Канары не ездили , на машину долго копили. Зато взахлеб читали, мечтали что-то сделать для людей, сострадали бедным и угне тенным. Но человеческая натура слаба, а соблазн име ет силу великую . Через рухнувший «занавес» этот соблазн устремился к нам так бурно, что устоять про тив него дано немногим. Наверное, мы должны, обя заны были это сделать. Но ведь сказано «и не введи во искушение». А нас ввели. Что такое «креативный средний класс» в России? Поскольку главным здесь критерием является уро вень доходов, то ни музы кантов с х у дож ник ам и , ни учителей с молодыми учеными к нему отнести нельзя — зарплаты не те. Остаются все те же менед жеры и предприниматели. Тогда в чем заключается их креативность? В том, чтобы генерировать новые идеи для получения еще боль шей прибыли? Этим весь творческий процесс и огра ничивается? Но, как пишет тот же Панарин, «ни один народ, ни одна культура не способны выжить, если в качестве господствующего мотива и императива вы ступает прибыль». Может, это прозвучит несовременно, но роман тические идеалы, которые воспитывалисьу нас,прино- сили куда большую отдачу, чем рыночный прагматизм. Потому что романтики сле довали зову сердца и веле нию души. Причем чаще всего главным смыслом этого зова, этого веления было благополучие своей страны и своего народа. А еще потому, что романтики способны творить, а праг матики — нет. Для них это просто экономически неце лесообразно. Вас заинтересовала тема, поднятая обозрева телем, и есть что сказать в ее продолжение? Предлагаем высказать свою точку зрения и в письме в редакцию, и на сайте нашей газеты www.lpgzt.ru.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz