Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
Надежда Белая Награждение финалистов Международного конкурса детской и юношеской литера- туры проходило на очередном заседании Комитета Госдумы России по вопросам семьи, женщин и детей под председа- тельством Елены Мизулиной. Дипломы из ее рук получили и наши землячки, две липецкие поэтессы — Алла Линёва и Эмма Меньшикова. Но не только ради вручения наград собрались членыкомите- та, лауреаты и дипломанты кон- курса в Госдуме. Главным было другое: обсуждение проблем книгоиздания в целом и детской литературыв частности, а также статуса и положения писателя, работающего по остаточному принципу — насколько сил и времени хватает на творчество после трудов на содержание семьи. Мало того: это творчество надо как-то представить чита- телям, а поскольку государство не участвует в книгоиздатель- стве и распространении книг по территории страны, то самыми тиражными авторами становят- ся те, кто создает книжную про- дукцию, а не литературу. Клиповое сознание В России оперяется уже вто- рое поколение, не имеющее по- требности читать вообще, не то что серьезную литературу. Не случайно речь идет о клиповом сознании, не способном сложить разрозненные впечатления и факты в единую картину, в си- стему, позволяющую развивать мышление, анализировать, де- лать выводыи такдалее. Кстати, в Германии уже существуют экспериментальные школы, где детейне учат писать: сразу сажа- ют за клавиатуру компьютеров. Тогда как не письменность ли, не медленное чтение формируют логическое, ассоциативноемыш- ление?Ичто будет с людьми, для которыхмир—этодетскийрису- нок с отсутствием перспективы, плоский и бессвязный? Есть случаи, когда молодые люди, устраиваясь на работу, не в состоянии написать заявление о приеме, ибо «буквы забыли». Какое тамчтение!Живет сомной по соседству великовозрастный детина, студент, кстати, техни- ческого университета (!). Так вот однажды его мама обратилась ко мне с просьбой: дать сыночку ЧТО-НИБУДЬпочитать.Ядолго думала, пыталась выяснить его литературные пристрастия, спрашивала, чем он интересу- ется… Пока она не попросила доверительно: — Главное, чтобы буквы были побольше, а то маленькие он не разберёт. И это парень в 20 с лишним лет! Какие ужтампристрастия… Тычет в книжку пальчик Мама явно припоздала с книжками для ребенка. И в первую очередь потому, что сама не читает. Иначе бы знала, что хорошим мальчик бывает, если сызмала «тычет в книжку пальчик». И никакой компью- тер тут не замена. Ибо, «тыкая» в клавиатуру, ребенок теряет потребность думать и творить. Вот и учителя свидетель- ствуют: дети быстро привыкают к смене картинок на экране и нуждаются в постоянном их об- новлении. И если поначалу они еще стремятся делать что-то на компьютере самостоятельно — рисовать, писать, создавать свои страницы, то потомимдостаточ- но что-то поискать в Интернете и поболтать с так называемыми друзьями в социальных сетях… Защитникам книг на элек- тронных носителях можно ска- зать только одно: не приучив детей к чтению как к таковому, смешно уповать на их после- дующий интерес к литературе вообще, в том числе и в более современном электронном ис- полнении. А приучать надо с пеленок, иначе будет поздно. Моей дочерияркуюбольшую книгу про «Юйю Гагайю» пода- рила преподаватель нашего уни- верситета, когда тойне было еще двух лет. Так она и росла с этой книгой под мышкой, сначала разглядывая картинки, потом узнавая буквы, потом медленно читая, за всё это время полюбив и героя — Юрия Гагарина, и страну нашу, выпустившую первого в мире космонавта во Вселенную. А это уже патрио- тизм, любовькРодине, клюдям: прикажете из Интернета нашим малышамдушевныхидуховных ценностей набираться? А какое было счастье, когда буквы складывались в слоги, в слова! Когда прочитано было первое стихотворение: «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать…» Книжная продукция О многом говорилось в тот день в Государственной Думе, в томчисле и о нехватке современ- ной детской литературы в стра- не. Поколение, выросшее с Аг- нией Барто, Сергеем Михалко- вым, Корнеем Чуковским, уже уходит с авансценыжизни. Для нынешних крох «мы с Тамарой санитары», «дядя Степа —ми- лиционер» явно неактуальны, ибо и санитары, и милиционе- ры, и тем более «умывальников начальник» — полный анахро- низм, не помогающийпознавать действительность. Между тем на недавних би- блиотечных чтениях в Липецке фигурировали такие имена «из- вестных» детских писателей, как Тамара Крюкова, Дина Бурачевская, Дмитрий Емец, с которыми, благодаря Интер- нету, была налажена прямая связь. Не скажу о других, а творчество Дины Бурачевской, пишущей стихи для детей, вы- звало недоумение. Мало того, что у нее проблемы со знаками препинания — зачастую она их просто игнорирует, — так и со смыслом не всё в порядке: Всюду окна окна окна Слева справа невпопад… * * * Я замерла как в натюрморте, А двери хлопают по морде… А вот стихотворение для детишек, которое заслуживает того, чтобы поместить его це- ликом: ЦАРЕВНА Из прошлой жизни виденье: Я знатной была царевной. И было в моем владеньи Полцарства и полдеревни... И гуси гуськом ходили, Качая-кичась боками. И рыбу в реке ловили Не сетью, а так — руками. Плыла я в ладье чинно, Сжимая цветов охапку. Кричали «ура!» мужчины И в небо кидали шапки. А я попивала кофе, Тайком на мужчин глядя, Роскошной была в профиль, Изящной была сзади... Из прошлой жизни виденье Застряло комком в глотке... Пол-кухни мое владенье — Налей-ка еще водки! Ну и далее в таком же роде. Пока члены комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей во главе с ЕленойМизули- ной сетуют на нехватку детских книг, формирующих нравствен- ность и мировоззрение, мы под «грифом» известных пред- ставляем нашим читателям авторов коммерческой детской книжной продукции, качество которой оставляетжелать много лучшего. Если в сердце нет святыни Чтобы вернуть детской лите- ратуреееглавную—воспитатель- ную, развивающую—функцию, надовернутьеесамоевшколы, се- мьи, библиотеки, издавая книги подгосударственнымпатронатом ис государственнойподдержкой. Чтодляэтогонадосделать?Пред- ложения были самые разные. Жаль, что не удалось услы- шать их от Николая Бурляева, народного артиста России и пре- зидента международного кино- фестиваля«Золотойвитязь», воз- главляющегожюритолстовского конкурса, который отсутствовал на заседаниидумскогокомитета, хотя и был заявлен. Зато эмоци- онально выступила заслуженная артистка страны, телеведущая и член жюри конкурса Татьяна Судец. Она высоко оценила уро- вень представленных работ и по- желалапобедителямконкурсане опускатьрукииписатьдлятех, у кого в голове мысли, а не чипы… ЧленМолодежнойобществен- нойпалатыРоссии,руководитель оргкомитета Михаил Синицин отметилзначение самогоконкур- са имени Толстого в собирании русской детской литературы под крылом Товарищества дет- ских и юношеских писателей России, возглавляемого Ириной Репьевой. Проблемы не в дет- ской литературе, отметил он, а в государственной политике. И напрасно кивать на заграницу, где государство якобы писателей не поддерживает. Как бы не так. К примеру, в Австрии, в Фин- ляндии — как прозвучало на заседании — писателям даются ежегодные стипендии, чтобы они могли спокойно писать. Во многихзападныхстранахдетские издательства имеют налоговые льготы, а в некоторых и вовсе государствофинансируетиздание детскихкниг.Поэтомунашидети знают больше о Швеции, Фин- ляндии, Японии, нежели о своем Отечестве. Вкратце же предложения свелиськследующему: законода- тельноподнятьстатуснациональ- нойдетскойлитературы,принять государственнуюпрограммупод- держки писателей и издателей — и прежде всего разработать закон о творческих союзах, ши- роко пропагандировать книгу на фестивалях, конкурсах, празд- никах, возродить хотя бы одно государственное издательство, создать квалифицированный со- вет по детско-юношеской книге и механизм ее распространения по всей стране. Если в сердце нет святыни, в нем поселяется мерзость запу- стения. Чтобы этого не произо- шло, главный редактор журнала «Вестник детской литературы» Татьяна Федяева призвала к восстановлению баланса между серьезной и развлекательной детскойкнигойвнашемкнигоиз- данииикнигораспространении,к преодолениюзасильяпоследнейв нашей литературе. Ничего веселого Так четвертый Междуна- родный конкурс детской и юно- шеской литературы имени А. Н. Толстого стал поводом для серьезного разговора в Госдуме. Отмечалось, что он способству- ет объединению региональной литературыв единуювсероссий- скую, открытию новых литера- турных имен и поиску достой- ных произведений для детей разного возраста, юношества и молодежи. В нынешнем конкурсе при- няли участие более 300 авто- ров из России, Белоруссии, Украины, Казахстана, Латвии, Израиля, США. Лучшие были отмечены по 12 номинациям. Наши липецкие авторы стали дипломантами в номинации «Поэзия для юношества». Про- изведения финалистов будут изданы в коллективных сбор- никах и распространены по би- блиотекам всей страны, а также включены в списки детской литературы, рекомендованной для чтения педагогам и фор- мирования фондов районных и школьных библиотек. Было высказано и напут- ствие — конкурс продолжать, а писателям работать в том же духе: талантливо, художествен- но образовывать, воспитывать, учить жизни наших детей. Ведь их будущее создаем мы, взрослые. Научим их читать, думать, чувствовать, значит, это будущее есть. У деградирован- ного поколения будущего нет. Вернее, оно будет мрачным, ибо ничего веселого нет в том, чтобы обслуживать более просвещен- ные и высокоразвитые нации… № 123/24251/28 ИЮНЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА КУЛЬТУРА | Победителей Международного конкурса детской и юношеской литературы им . А . Н . Толстого чествовали в Государственной Думе РФ Как хорошо уметь читать ФОТО ИРИНЫ РЕПЬЁВОЙ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz