Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 117 /24245/ 20 ИЮНЯ 2012 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА 11 Продолжение. Начало на 5–10-й стр. Окончание на 12-й стр. ния и принимают меры по привлечению отстраненного члена участковой избирательной комиссии, а также удаленных из помещения для голосования наблюдателя и иных лиц к ответственности, предусмотренной федеральным законом. 15. Зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям по финансовым вопросам, политическим партиям, выдвинувшим за- регистрированных кандидатов, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых явля- ются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действу- ющим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается пред- принимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании. Статья 61. Порядок голосования избирателей вне помещения для голосования 1. Участковая избирательная комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избира- тельном участке и не могут самостоятельно по уважительным причинам (по состоянию здоровья, инвалидности) прибыть в помещение для голосования. Участковая избира- тельная комиссия также обеспечивает возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в список избирателей на данном избирательном участке и находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. 2. Голосование вне помещения для голосования проводится только в день голосова- ния и только на основании письменного заявления или устного обращения (в том числе переданного при содействии других лиц) избирателя о предоставлении ему возможно- сти проголосовать вне помещения для голосования. Участковая избирательная комис- сия регистрирует все поданные заявления (устные обращения) в специальном реестре, который по окончании голосования хранится вместе со списком избирателей. 3. При регистрации устного обращения в реестре, предусмотренном в части 2 на- стоящей статьи, указываются время поступления данного обращения, фамилия, имя, отчество избирателя, заявившего о своем желании проголосовать вне помещения для голосования, адрес его места жительства, а также подпись члена участковой избира- тельной комиссии, принявшего обращение. Если обращение передано при содействии другого лица, в реестре также указываются фамилия, имя, отчество и адрес места жи- тельства этого лица. По прибытии членов избирательной комиссии к избирателю данное обращение подтверждается письменным заявлением. 4. В заявлении (устном обращении) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования должна быть указана причина, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования. В заявлении должны содержаться фа- милия, имя и отчество избирателя, адрес его места жительства. 5. Заявления (устные обращения), указанные в части 4 настоящей статьи, могут быть поданы в участковую избирательную комиссию в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. Заявление (устное обращение), поступившее позднее указанного срока, не подлежит удовлетворению, о чем избиратель либо лицо, оказавшее содей- ствие в передаче обращения, уведомляется устно непосредственно в момент принятия заявления (устного обращения). 6. Председатель участковой избирательной комиссии обязан объявить о том, что члены участковой избирательной комиссии будут проводить голосование вне помеще- ния для голосования, не позднее чем за 30 минут до предстоящего выезда (выхода) для проведения такого голосования, а также предложить членам участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателям присутствовать при его про- ведении. 7. Участковая избирательная комиссия вправе признать неуважительной причину, по которой избиратель не может самостоятельно прибыть в помещение для голосования, и на этом основании отказать избирателю в проведении голосования вне помещения для голосования. О принятом решении об отказе в проведении такого голосования участко- вая избирательная комиссия немедленно извещает избирателя. 8. Участковая избирательная комиссия должна располагать необходимым количе- ством переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования. Количе- ство таких ящиков определяется решением непосредственно вышестоящей избира- тельной комиссии. В случае совмещения дней голосования на выборах и (или) рефе- рендумах разных уровней решение принимается комиссией, участвующей в подготовке и проведении выборов (референдума) более высокого уровня. При этом максимальное количество используемых в день голосования переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования на одном избирательном участке в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участка, составляет: а) до 501 избирателя – 1 переносной ящик для голосования; б) от 501 до 1001 избирателя – 2 переносных ящика для голосования; в) более 1000 избирателей – 3 переносных ящика для голосования. 9. Решением соответствующей комиссии, указанной в части 8 настоящей статьи, количество используемых переносных ящиков для голосования вне помещения для го- лосования, указанное в пунктах «а» и «б» настоящей статьи, может быть увеличено, но не более чем на 1 переносной ящик при наличии хотя бы одного из условий: а) избирательный участок включает территории нескольких населенных пунктов, и населенный пункт, где расположено помещение для голосования, находится вне преде- лов пешеходной доступности до иных населенных пунктов в течение времени голосова- ния; б) на территории избирательного участка располагается место временного пребыва- ния избирателей, где не образован избирательный участок; в) на территории избирательного участка в соответствии с пунктом 10 статьи 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» зарегистрировано более 50 избирате- лей старше 80 лет и (или) инвалидов, сведения о которых представлены в соответствии с пунктом 16.1 статьи 20 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; г) при совмещении дней голосования на нескольких выборах избиратель имеет воз- можность проголосовать одновременно более чем по двум избирательным бюллетеням. 10. Члены участковой избирательной комиссии, выезжающие по заявлениям (устным обращениям), получают избирательные бюллетени и расписываются в их получении. Общее число получаемых избирательных бюллетеней не может превышать более чем на 5 процентов число полученных к моменту выезда заявлений (устных обращений) (но не менее двух избирательных бюллетеней). Голосование вне помещения для голосования проводят не менее двух членов участковой избирательной комиссии с правом решаю- щего голоса, которые должны иметь при себе предварительно опечатанный (опломби- рованный) в участковой избирательной комиссии переносной ящик для голосования, необходимое количество избирательных бюллетеней установленной формы, предусмо- тренный в части 2 настоящей статьи реестр либо заверенную выписку из него, содержа- щую необходимые данные об избирателе и о поступившем заявлении (устном обраще- нии) о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, поступившие заявления избирателей о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, а также необходимые письменные принадлежности (за ис- ключением карандашей) для заполнения избирателем избирательного бюллетеня. Если при проведении голосования вне помещения для голосования присутствует не менее двух лиц из лиц, указанных в части 16 настоящей статьи, голосование вне помещения для голосования может проводить один член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 11. Голосование вне помещения для голосования проводится с соблюдением требо- ваний, предусмотренных в статье 60 настоящего Закона. 12. На заявлении о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования избиратель проставляет серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и своей подписью удостоверяет получение избира- тельного бюллетеня. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер предъ- являемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть внесены в указанное заявление членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса своими подписями на заявлении удостоверяют факт выдачи избирательного бюллетеня. В заявлении также делаются отметки о получении нового избирательного бюллетеня взамен испорченного, а в случае получения избирателем двух и более из- бирательных бюллетеней (с учетом вида выборов и совмещения выборов) – об общем количестве полученных избирательных бюллетеней. 13. В случае, если избиратель вследствие инвалидности или по состоянию здоровья не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении избирательного бюл- летеня или заполнить избирательный бюллетень, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя в порядке, установленном частью 9 статьи 60 настоящего Закона. 14. Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям (устным обращениям) избирателей, вправе выдать избирательные бюллетени только тем изби- рателям, заявления (устные обращения) которых зарегистрированы в реестре в соответ- ствии с частью 2 настоящей статьи. 15. Серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, избирателя, про- голосовавшего вне помещения для голосования, вносятся в список избирателей чле- нами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выезжавшими по заявлениям (устным обращениям) избирателей. Одновременно в соответствующей графе (графах) списка избирателей делается особая отметка: «Голосовал вне помеще- ния для голосования», а также ставятся подписи указанных членов участковой избира- тельной комиссии. 16. При проведении голосования вне помещения для голосования вправе присут- ствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели. При этом участковая избирательная комиссия должна обеспечить равные с выезжающими для проведения голосования членами участковой избирательной ко- миссии с правом решающего голоса возможности прибытия к месту проведения голо- сования не менее чем двум членам избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателям, назначенным разными кандидатами, политическими партиями. При этом лицами, назначенными разными зарегистрированными кандидатами, полити- ческими партиями, не признаются члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные кандидатом, выдвинутым полити- ческой партией, и члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, назначенные этой политической партией. 17. Организация голосования вне помещения для голосования должна исключать возможность нарушения избирательных прав гражданина Российской Федерации, а так- же возможность искажения волеизъявления избирателя. 18. Если избиратель, от которого поступило заявление (устное обращение) о предо- ставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования, прибыл в помещение для голосования после направления к нему членов участковой избиратель- ной комиссии для проведения голосования вне помещения для голосования, соответ- ствующий член участковой избирательной комиссии не вправе выдать данному избира- телю в помещении для голосования избирательный бюллетень до возвращения членов участковой избирательной комиссии, выезжавших по заявлению (устному обращению) данного избирателя, и установления факта, что указанный избиратель не проголосовал вне помещения для голосования. 19. По окончании голосования с использованием каждого переносного ящика для голосования участковая избирательная комиссия составляет акт, в котором указываются количество избирательных бюллетеней, выданных членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводившим голосование вне помещения для голосования, количество письменных заявлений избирателей о предоставлении им возможности проголосовать вне помещения для голосования, количество выданных избирателям и возвращенных (неиспользованных, испорченных избирателями) избира- тельных бюллетеней, а также сведения о членах участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, проводивших голосование вне помещения для голосования, членах участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса и наблю- дателях, присутствовавших при проведении голосования вне помещения для голосова- ния. Глава 9. ПОДСЧЕТ ГОЛОСОВ ИЗБИРАТЕЛЕЙ. УСТАНОВЛЕНИЕ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ ГЛАВЫ АДМИНИСТРАЦИИ ОБЛАСТИ Статья 62. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования 1. Участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосо- вания протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. 2. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях протокол может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решаю- щего голоса и заверен печатью участковой избирательной комиссии. Протокол участко- вой избирательной комиссии должен содержать: 1) номер экземпляра; 2) название выборов, дату голосования; 3) слово «Протокол»; 4) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка; 5) следующие строки протокола: строка 1: число избирателей, включенных в список избирателей на момент оконча- ния голосования; строка 2: число избирательных бюллетеней, полученных участковой избирательной комиссией; строка 3: число избирательных бюллетеней, выданных участковой избирательной ко- миссией избирателям в помещении для голосования в день голосования; строка 4: число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовав- шим вне помещения для голосования в день голосования; строка 5: число погашенных избирательных бюллетеней; строка 6: число избирательных бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования; строка 7: число избирательных бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования; строка 8: число недействительных избирательных бюллетеней; строка 9: число действительных избирательных бюллетеней; строка 10: число открепительных удостоверений, полученных участковой избира- тельной комиссией; строка 11: число открепительных удостоверений, выданных участковой избиратель- ной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования (в случае проведения повторного голосования – число открепительных удостоверений без от- рывных талонов, выданных избирателям на избирательном участке до дня повторного голосования); строка 12: число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверени- ям на избирательном участке; строка 13: число неиспользованных открепительных удостоверений (в случае прове- дения повторного голосования – число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений); строка 14: число открепительных удостоверений, выданных избирателям территори- альной избирательной комиссией; строка 15: число утраченных открепительных удостоверений; строка 16: число утраченных избирательных бюллетеней; строка 17: число избирательных бюллетеней, не учтенных при получении; строка 18 и последующие строки: сведения в соответствии с частью 3 настоящей статьи; 6) сведения о количестве поступивших в участковую избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалоб (заявлений), прила- гаемых к протоколу; 7) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и дру- гих членов избирательной комиссии с правом решающего голоса и их подписи; 8) дату и время (часы и минуты) подписания протокола; 9) печать избирательной комиссии. 3. В строку 18 и последующие строки протокола об итогах голосования вносятся: в алфавитном порядке фамилии, имена, отчества внесенных в избирательный бюл- летень зарегистрированных кандидатов, а при совпадении указанных сведений – иные данные о внесенных в избирательный бюллетень зарегистрированных кандидатах и чис- ло голосов избирателей, поданных за каждого зарегистрированного кандидата; в случае, предусмотренном частью 7 статьи 58 настоящего Закона, число голосов из- бирателей, поданных по позиции «Против». 4. Числа, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи, вносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Статья 63. Порядок подсчета голосов избирателей и составления протокола об итогах голосования участковой избирательной комиссией 1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету избирательных бюллетеней и голосов избирателей членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 2. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голо- сования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, о которых должны быть извещены все члены участковой избирательной комиссии, а также наблю- датели. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляет- ся подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, затем – главы администрации области, затем – в органы местного самоуправления. 3. После окончания времени голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в части 3 статьи 24 настоящего Закона, подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные избирательные бюллетени, затем оглашают и вносят число погашен- ных неиспользованных избирательных бюллетеней, а также избирательных бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, в строку 5 протокола об ито- гах голосования и его увеличенной формы, находящихся в помещении для голосования. После этого члены участковой избирательной комиссии подсчитывают и оглашают число неиспользованных открепительных удостоверений (при проведении повторного голосо- вания оглашают число погашенных неиспользованных открепительных удостоверений, указанное в акте, составленном в соответствии с частью 16 статьи 59 настоящего Зако- на) и вносят его в строку 13 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. С погашенными избирательными бюллетенями, отрывными талонами и открепитель- ными удостоверениями вправе визуально ознакомиться присутствующие при подсчете голосов лица, указанные в части 3 статьи 24 настоящего Закона, под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. 4. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избиратель- ной комиссии уточняет, оглашает и вносит в строку 2 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число избирательных бюллетеней, полученных участковой из- бирательной комиссией. 5. Перед непосредственным подсчетом голосов избирателей члены участковой из- бирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице: а) число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосо- вания (без учета числа избирателей, которым выданы открепительные удостоверения в территориальной и участковой избирательных комиссиях, а также выбывших по другим причинам); б) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голо- сования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей); в) число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответству- ющих отметок в списке избирателей); г) число открепительных удостоверений, выданных участковой избирательной ко- миссией избирателям на избирательном участке; д) число избирателей, проголосовавших по открепительным удостоверениям на из- бирательном участке; е) число открепительных удостоверений, выданных территориальной избирательной комиссией. 6. После внесения указанных в части 5 настоящей статьи данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом участковой избира- тельной комиссии, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и ли- цам, присутствующим при подсчете голосов. Итоговые данные, определяемые как сум- ма данных, установленных в соответствии с частью 5 настоящей статьи, председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии оглаша- ет, вносит в последнюю страницу списка избирателей, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой избирательной комиссии. Оглашенные данные вносятся в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы; а в случае использования технических средств подсчета голосов – только в соответствую- щие строки увеличенной формы протокола: в строку 1 – число избирателей, внесенных в список избирателей, на момент оконча- ния голосования; в строку 3 – число избирательных бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования; в строку 4 – число избирательных бюллетеней, выданных избирателям, проголосо- вавшим вне помещения для голосования в день голосования; в строку 10 – число открепительных удостоверений, полученных участковой избира- тельной комиссией; в строку 11 – число открепительных удостоверений, выданных участковой избира- тельной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования; в строку 12 – число избирателей, проголосовавших по открепительным удостовере- ниям на избирательном участке; в строку 13 – число погашенных на избирательном участке неиспользованных откре- пительных удостоверений; в строку 14 – число открепительных удостоверений, выданных территориальной из- бирательной комиссией избирателям. После осуществления указанных действий проводится проверка следующего кон- трольного соотношения: число открепительных удостоверений, полученных участковой избирательной комиссией, должно быть равно сумме числа открепительных удостове- рений, выданных участковой избирательной комиссией избирателям на избирательном участке до дня голосования, и числа неиспользованных открепительных удостоверений (в случае проведения повторного голосования – числа погашенных на избирательном участке открепительных удостоверений). Если указанное контрольное соотношение не выполняется, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополни- тельном подсчете данных, внесенных в список избирателей, и неиспользованных (по- гашенных) открепительных удостоверений. Если в результате дополнительного подсчета указанное контрольное соотношение не выполняется снова, участковая избирательная комиссия принимает соответствующее решение, которое прилагается к протоколу об итогах голосования, и вносит данные о расхождении в строку 15 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если указанное контрольное соотношение вы- полняется, в строке 15 проставляется цифра «0». После этого со списком избирателей вправе ознакомиться наблюдатели и иные лица, указанные в части 3 статьи 24 настоящего Закона, а члены участковой избиратель- ной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произ- веденного подсчета. 7. Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования в соот- ветствии с частью 20 настоящей статьи. Список избирателей на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хране- ние списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой избира- тельной комиссии. 8. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в ящиках для голосования избирательным бюллетеням членами участковой избиратель- ной комиссии с правом решающего голоса. 9. При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать чле- ны участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иные лица, указанные в части 3 статьи 24 настоящего Закона. 10. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом со- вещательного голоса. Членам участковой избирательной комиссии с правом решающе- го голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлеж- ностями, за исключением случаев, предусмотренных частями 12 и 15 настоящей статьи. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспе- чен полный обзор действий членов участковой избирательной комиссии. 11. При сортировке избирательных бюллетеней участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть изготовленные не- официально либо не заверенные участковой избирательной комиссией. Избирательные бюллетени неустановленной формы при подсчете голосов не учитываются. 12. В первую очередь производится подсчет избирательных бюллетеней, находив- шихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голо- сования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования. Число извлеченных из- бирательных бюллетеней установленной формы оглашается и вносится в строку 6 про- токола об итогах голосования и его увеличенной формы. Если число избирательных бюл- летеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, содержащих отметку о числе полученных избирательных бюллетеней, все избирательные бюллетени, находившиеся в данном пе- реносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии при- знаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования. Число признанных в этом случае недействительными избирательных бюллетеней оглашает- ся, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных избирательных бюллетеней, выявленных при сортировке избирательных бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих избирательных бюллетеней, на квадратах, рас- положенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, вносится запись о причине признания избирательного бюллетеня недействительным, которая подтверждается под- писями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой избирательной комиссии, а сами избирательные бюлле- тени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются. 13. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповреж- денности печатей (пломб) на них. 14. Члены участковой избирательной комиссии сортируют избирательные бюллете- ни, извлеченные из переносных и стационарных ящиков для голосования, по голосам, поданным за каждого из кандидатов, а в случае, предусмотренном частью 7 статьи 58 настоящего Закона, также по голосам, поданным по позиции «Против», одновременно отделяют избирательные бюллетени неустановленной формы и недействительные изби- рательные бюллетени. При сортировке избирательных бюллетеней члены участковой из- бирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них отметки избирателя и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов. Одно- временное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допуска- ется. 15. Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно. Недействительными считаются избирательные бюллетени, которые не со- держат отметок в квадратах, расположенных справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, от позиции «За» или «Против» (в случае, предусмотренном частью 7 статьи 58 настоящего Закона), или в которых знак (знаки) проставлен (проставлены) более чем в одном квадрате. В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя этот избирательный бюллетень откладывается в отдельную пачку. По оконча- нии сортировки участковая избирательная комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных избирательных бюллетеней путем голосования, при этом на оборот- ной стороне избирательного бюллетеня указываются причины признания его действи- тельным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой избирательной комиссии. Избирательный бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке из- бирательных бюллетеней. Общее число недействительных избирательных бюллетеней (с учетом числа избирательных бюллетеней, признанных недействительными в соответ- ствии с частью 12 настоящей статьи) заносится в строку 8 протокола об итогах голосова- ния и его увеличенной формы. 16. После этого производится подсчет рассортированных избирательных бюлле- теней установленной формы (в каждой пачке отдельно) по голосам избирателей, по- данным за каждого из зарегистрированных кандидатов, и в случае, предусмотренном частью 7 статьи 58 настоящего Закона, по голосам избирателей, поданным по позиции «Против». При этом избирательные бюллетени подсчитываются путем перекладывания их по одному из одной части пачки в другую таким образом, чтобы лица, присутствую- щие при подсчете, могли увидеть отметку избирателя в каждом избирательном бюлле- тене. Одновременный подсчет избирательных бюллетеней из разных пачек не допуска- ется. Полученные данные заносятся в строку 18 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы. 17. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчи- тывают и вносят в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число действительных избирательных бюллетеней. 18. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса под- считывают, оглашают и вносят в строку 7 протокола об итогах голосования и его увели- ченной формы число избирательных бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования. 19. После этого с рассортированными избирательными бюллетенями под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вправе визу- ально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой избирательной комиссии с пра- вом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета. 20. После ознакомления членов участковой избирательной комиссии с правом со- вещательного голоса и наблюдателей с рассортированными избирательными бюлле- тенями проводится проверка контрольных соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования, согласно приложению к настоящему Закону. Если указанные контрольные соотношения не выполняются, участковая избирательная комиссия при- нимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюл- летеней. Если в результате дополнительного подсчета по строкам 2, 3, 4 и 5 протокола контрольные соотношения не выполняются вновь, участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, который прилагается к протоколу об итогах голосова- ния, и вносит данные о расхождении в строки 16 и 17 протокола. Если число, указанное в строке 2, больше суммы чисел, указанных в строках 3, 4 и 5, разность между числом, указанном в строке 2, и суммой чисел, указанных в строках 3, 4 и 5, вносится в строку 16, при этом в строке 17 проставляется цифра «0». Если сумма чисел, указанных в строках 3, 4 и 5, больше числа, указанного в строке 2, разность между суммой чисел, указанных в строках 3, 4 и 5, и числом, указанным в строке 2, вносится в строку 17, при этом в строке 16 проставляется цифра «0». Если в результате дополнительного подсчета необходимо внести изменения в протокол об итогах голосования, заполняется новый бланк протоко- ла, а в его увеличенную форму вносятся соответствующие исправления. Если контроль- ные соотношения выполняются, в строках 16 и 17 протокола проставляется цифра «0». 21. После завершения подсчета рассортированные избирательные бюллетени упа- ковываются в отдельные пачки по голосам избирателей, поданным за зарегистрирован- ных кандидатов. В отдельные пачки упаковываются недействительные и погашенные из- бирательные бюллетени, а также в случае, предусмотренном частью 7 статьи 58 настоя- щего Закона, избирательные бюллетени, в которых поданы голоса по позиции «Против». На каждой пачке указываются число содержащихся в ней избирательных бюллетеней, фамилия зарегистрированного кандидата, отмеченная в соответствующих избиратель- ных бюллетенях, либо ставится соответствующая отметка: «Недействительные бюлле- тени» или «Против» и другие. Упакованные таким образом избирательные бюллетени, а также избирательные бюллетени, упакованные в соответствии с частями 11 и 12 настоя- щей статьи, упакованные отрывные талоны либо открепительные удостоверения, список избирателей помещаются в мешки или коробки, на которых указываются номер изби- рательного участка, общее число всех упакованных избирательных бюллетеней, общее число всех упакованных отрывных талонов либо открепительных удостоверений. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей из- бирательной комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса, иные лица, указанные в части 3 статьи 24 настоящего Закона. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, которые указаны в части 3 статьи 24 настоящего Закона и которым предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи. 22. Участковая избирательная комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) лиц, при- сутствовавших при подсчете голосов, и принять соответствующие решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования. 23. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая изби- рательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на кото- ром рассматриваются жалобы (заявления) о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, указанным в ча- сти 3 статьи 24 настоящего Закона. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами участковой избира- тельной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Не допускается заполнение протокола об итогах голосо- вания карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недей- ствительным и проведения повторного подсчета голосов. 24. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в про- токоле делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой избирательной комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов. 25. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой избиратель- ной комиссии с правом решающего голоса, несогласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответству- ющая запись. 26. По требованию члена участковой избирательной комиссии, наблюдателя, иных лиц, указанных в части 3 статьи 24 настоящего Закона, участковая избирательная ко- миссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования (в том числе составленного повторно) обязана выдать указанным лицам заверенную копию протоко- ла об итогах голосования. Участковая избирательная комиссия отмечает факт выдачи заверенной копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее заверенную копию, расписывается в указанном реестре. Ответственность за соответствие в полном объеме данных, содержащихся в копии протокола об итогах голосования, данным, содержащим- ся в протоколе, несет лицо, заверившее указанную копию протокола. 27. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой изби- рательной комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, незамедлительно направляется в территори- альную избирательную комиссию и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мне- ния членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) на нарушения Федерального за- кона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящего Закона, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой избирательной комиссии и составленные участковой избирательной комиссией акты и реестры. Заверенные копии указанных документов и решений участковой избирательной комиссии прилагаются ко второму экземпляру про- токола об итогах голосования. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в территориальную избирательную ко- миссию председателем или секретарем участковой избирательной комиссии либо иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой избирательной комиссии. При указанной передаче протокола участковой избирательной комиссии вправе присутствовать другие члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую из- бирательную комиссию. 28. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для озна- комления наблюдателям, иным лицам, указанным в части 3 статьи 24 настоящего За- кона, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией, после чего второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной настоящим Законом избирательной документаци- ей, включая избирательные бюллетени, список избирателей, а также печать участковой
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz