Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2012 г. (г. Липецк)

ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ № 117 /24245/ 20 ИЮНЯ 2012 10 ЛИПЕЦКАЯ ГАЗЕТА Продолжение. Начало на 5–9-й стр. Продолжение на 11-й стр. перечислении добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов, и со- общить о результатах проверки этой избирательной комиссии. Избирательная комиссия области знакомит кандидатов незамедлительно по их запросам с имеющейся у нее на день поступления соответствующего запроса информацией. При поступлении в распо- ряжение избирательной комиссии области информации о перечислении добровольных пожертвований с нарушением части 3 статьи 52 настоящего Закона указанная информа- ция незамедлительно сообщается соответствующим кандидатам. Статья 54. Возврат денежных средств кандидатами 1. После дня голосования кандидаты до представления итогового финансового от- чета обязаны перечислить неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном избирательном счете, гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления в их избирательные фонды, пропорционально вло- женным средствам. 2. Кредитная организация обязана по истечении 60 дней со дня голосования по пись- менному указанию избирательной комиссии области перечислить оставшиеся на спе- циальном избирательном счете избирательного фонда кандидата неизрасходованные денежные средства в доход областного бюджета. Статья 55. Финансовое обеспечение избирательных комиссий 1. Расходование средств, выделенных на подготовку и проведение выборов главы администрации области, обеспечение деятельности избирательных комиссий, эксплуа- тацию и развитие средств автоматизации, а также на обучение организаторов выборов и избирателей, производится соответствующими избирательными комиссиями самостоя- тельно на цели, определенные настоящим Законом. 2. За счет средств областного бюджета финансируются следующие расходы избира- тельных комиссий: 1) на возмещение транспортных расходов; 2) на дополнительную оплату труда (вознаграждение) членов избирательных ко- миссий с правом решающего голоса, работников аппаратов избирательных комиссий, привлеченных для работы в контрольно-ревизионной службе специалистов государ- ственных органов, иных органов и учреждений, выплату компенсаций членам избира- тельных комиссий с правом решающего голоса, освобожденным от основной работы на период подготовки и проведения выборов главы администрации области, а также на выплаты гражданам, привлекаемым к работе в избирательных комиссиях по гражданско- правовым договорам; 3) на изготовление печатной продукции и осуществление издательской деятельно- сти; 4) на приобретение, доставку и установку оборудования (в том числе технологиче- ского), других материальных ценностей, необходимых для обеспечения выборов главы администрации области и полномочий избирательных комиссий; 5) на доставку, хранение избирательной документации, подготовку ее к передаче в архив и на ее уничтожение; 6) на использование и эксплуатацию средств автоматизации, повышение правовой культуры избирателей и обучение организаторов выборов; 7) на командировки и другие цели, связанные с проведением выборов главы адми- нистрации области, а также с обеспечением полномочий и деятельности избирательных комиссий. 3. Члену избирательной комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в избирательной комиссии в период подготовки и проведения выборов главы администрации области. За членом избирательной комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на указанный период, сохраняется основ- ное место работы (должность), ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. Размеры и порядок выплаты компен- сации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются избиратель- ной комиссией области за счет и в пределах средств областного бюджета, выделенных на проведение выборов главы администрации области. 4. Порядок открытия и ведения счетов, учета, отчетности и перечисления денежных средств, выделенных из областного бюджета избирательной комиссии области, другим избирательным комиссиям на подготовку и проведение выборов главы администрации области, эксплуатацию и развитие средств автоматизации, обучение организаторов выборов и избирателей и обеспечение деятельности избирательных комиссий, устанав- ливается избирательной комиссией области по согласованию с главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Липецкой области. Плата за услуги бан- ка по открытию счетов избирательных комиссий и проведению операций по счетам не взимается, за пользование денежными средствами, находящимися на счетах, банк не уплачивает проценты. Избирательные комиссии ведут бухгалтерский и кассовый учет по использованию средств, выделенных им из областного бюджета. 5. Формы отчетов избирательных комиссий о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, и формы, по которым представляются сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандидатов, устанавливаются избирательной комиссией области по согласованию с главным управ- лением Центрального банка Российской Федерации по Липецкой области. 6. Участковая избирательная комиссия представляет территориальной избиратель- ной комиссии отчет о поступлении и расходовании средств областного бюджета, выде- ленных данной участковой избирательной комиссии на подготовку и проведение выбо- ров, не позднее чем через десять дней со дня голосования. 7. Территориальная избирательная комиссия представляет избирательной комиссии области отчет о поступлении и расходовании средств областного бюджета, выделенных соответствующей избирательной комиссии на подготовку и проведение выборов, не позднее чем через двадцать дней со дня голосования. 8. Избирательная комиссия области представляет в областной Совет и передает в средства массовой информации отчет о расходовании средств областного бюджета, а также сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов кандида- тов не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования результатов выборов главы администрации области. Статья 56. Контрольно-ревизионная служба 1. Для осуществления контроля за целевым расходованием средств, выделенных из областного бюджета на подготовку и проведение выборов главы администрации об- ласти, за источниками поступления средств, правильным учетом и использованием денежных средств избирательных фондов, а также для проверки финансовых отчетов кандидатов, организации проверки достоверности представленных сведений о доходах и об имуществе кандидатов и источниках этих доходов при избирательной комиссии об- ласти создается контрольно-ревизионная служба. 2. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» контрольно- ревизионная служба создается с привлечением специалистов (в том числе руководите- лей) государственных органов, иных органов и учреждений, включая главное управление Центрального банка Российской Федерации в Липецкой области. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» указанные органы и учреждения по запросу избирательной комиссии области не позднее чем через один месяц со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов главы администрации области обязаны откомандировать специалистов в рас- поряжение избирательной комиссии области на срок не менее пяти месяцев. 3. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» на период работы в контрольно-ревизионной службе специалисты, указанные в части 2 настоя- щей статьи, освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы. Указанным специалистам также может выплачиваться вознаграждение за счет средств, выделенных из областного бюджета на подготовку и проведение выборов главы админи- страции области. 4. Положение о контрольно-ревизионной службе утверждается избирательной ко- миссией области. Глава 8. ГОЛОСОВАНИЕ Статья 57. Помещение для голосования 1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования. 2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются ящики для голосования, кабины или иные специально оборудованные места для тайного голо- сования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежно- стями, за исключением карандашей. 3. В помещении для голосования либо непосредственно перед этим помещением участковая избирательная комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, внесенных в избирательный бюллетень: 1) биографические данные кандидатов в объеме, установленном избирательной комиссией области, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в из- бирательный бюллетень; 2) информация о том, что кандидат выдвинут политической партией, с указанием наименования этой политической партии; 3) сведения о доходах и об имуществе кандидатов, их супругов и несовершеннолет- них детей в объеме, установленном избирательной комиссией области; 4) информацию о фактах недостоверности представленных кандидатами сведений, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 27 настоящего Закона (если такая информация имеется). 4. В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой и непогашенной судимости в информационных материалах должны указываться сведения о судимости кандидата. 5. На информационном стенде размещается образец заполненного избирательного бюллетеня, который не должен содержать фамилии зарегистрированных кандидатов, наименования политических партий, выдвинувших на данных выборах зарегистрирован- ных кандидатов. 6. Сведения о зарегистрированных кандидатах размещаются в информационных материалах в порядке, определенном при утверждении формы и текста избирательного бюллетеня. 7. Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать при- знаки предвыборной агитации. 8. На информационном стенде размещаются извлечения из уголовного и админи- стративного законодательства Российской Федерации, устанавливающего ответствен- ность за нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации. Указанные материалы размещаются участковой избирательной комиссией таким образом, чтобы избиратели свободно могли их прочитать. 9. Для информирования избирателей, являющихся инвалидами по зрению, на ин- формационном стенде размещаются материалы, указанные в частях 3 и 4 настоящей статьи, выполненные крупным шрифтом и (или) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля. Избирательные участки, на информационных стендах которых разме- щаются такие материалы, определяются решением избирательной комиссии области. 10. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма про- токола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосо- вания вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой избирательной комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации. Увеличенная форма протокола об итогах голосования не заменяет собой протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования, а занесенные в нее данные не имеют юридического значения. 11. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голо- сования. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки избирательных бюллетеней. Для голосования также могут использоваться комплексы для электронного голосования. Технические средства подсчета голосов, комплексы для электронного голосования используются в порядке, установленном Федеральным за- коном «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», и в соответствии с инструкцией, утверждаемой Цент- ральной избирательной комиссией Российской Федерации. 12. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи избирательных бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой избирательной комиссии и наблюдателей. Помещение для голосования может быть оснащено сред- ствами видеонаблюдения и видеотрансляции в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Статья 58. Избирательный бюллетень 1. Избирательные бюллетени изготовляются исключительно по распоряжению из- бирательной комиссии области. Нумерация избирательных бюллетеней не допускается. Число изготовленных избирательных бюллетеней не должно более чем на 1,5 процента превышать число зарегистрированных избирателей. 2. В помощь избирателям, являющимся инвалидами по зрению, по решению изби- рательной комиссии области изготавливаются специальные трафареты для самостоя- тельного заполнения избирательного бюллетеня, в том числе с применением рельефно- точечного шрифта Брайля. Избирательные участки, для которых изготавливаются такие трафареты, определяются решением избирательной комиссии области. 3. В целях защиты избирательных бюллетеней от подделки при их изготовлении ис- пользуется бумага с водяными знаками или с нанесенной типографским способом над- писью микрошрифтом и защитной сеткой либо в этих целях используется специальный знак (марка). Порядок изготовления и использования специальных знаков (марок), их количество, а также требования, предъявляемые к передаче специальных знаков (марок) вышестоящими избирательными комиссиями нижестоящим избирательным комиссиям, утверждаются избирательной комиссией области не позднее чем за 60 дней до дня го- лосования. 4. Форма и текст избирательного бюллетеня, число избирательных бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением избирательных бюллетеней утверждаются избирательной комиссией области не позднее чем за 20 дней до дня го- лосования. Текст избирательного бюллетеня должен быть размещен только на одной его стороне. В случае проведения повторного голосования текст избирательного бюллете- ня, число избирательных бюллетеней утверждаются избирательной комиссией области одновременно с принятием решения о проведении повторного голосования. 5. В избирательном бюллетене фамилии зарегистрированных кандидатов указыва- ются в алфавитном порядке, при этом избирательный бюллетень содержит следующие сведения о каждом из зарегистрированных кандидатов: 1) фамилия, имя и отчество; 2) год рождения; 3) наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населен- ного пункта, где расположено место жительства кандидата; 4) основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе – сведения об этом с указани- ем наименования соответствующего представительного органа; 5) информация о том, что кандидат выдвинут политической партией, с указанием наименования этой политической партии; 6) если кандидат в соответствии с частью 2 статьи 27 настоящего Закона указал на свою принадлежность к политической партии либо к иному общественному объедине- нию – наименование данной политической партии, данного общественного объедине- ния и статус кандидата в данной политической партии, данном общественном объеди- нении. 6. Справа от сведений о каждом зарегистрированном кандидате помещается пустой квадрат. 7. Если в соответствии с частью 5 статьи 66 настоящего Закона голосование прово- дится по одной кандидатуре, ниже сведений о зарегистрированном кандидате указыва- ются варианты волеизъявления избирателей словами «За» и «Против», справа от кото- рых помещаются пустые квадраты. 8. В случае наличия у зарегистрированного кандидата неснятой и непогашенной судимости в избирательном бюллетене должны указываться сведения о судимости кан- дидата, которые вносятся в избирательный бюллетень на основании соответствующих документов, представленных в избирательную комиссию до утверждения его текста. 9. Каждый избирательный бюллетень должен содержать разъяснение о порядке его заполнения. 10. Избирательные бюллетени печатаются на русском языке. 11. Изготовленные полиграфической организацией избирательные бюллетени пере- даются по акту членам избирательной комиссии области с правом решающего голоса. В этом акте указываются дата и время его составления, а также количество передаваемых избирательных бюллетеней. После передачи упакованных в пачки избирательных бюлле- теней в количестве, соответствующем заказу, работники полиграфической организации уничтожают лишние избирательные бюллетени (при их выявлении), о чем составляется акт. Избирательная комиссия области, разместившая заказ на изготовление избира- тельных бюллетеней, обязана не позднее чем за два дня до получения ею избирательных бюллетеней от соответствующей полиграфической организации принять решение о месте и времени передачи избирательных бюллетеней членам данной избирательной комиссии, уничтожения избирательных бюллетеней. Любой член данной избирательной комиссии, зарегистрированный кандидат (его доверенное лицо) вправе подписать акты, указанные в настоящей части. 12. Передача избирательных бюллетеней в территориальные избирательные комис- сии осуществляется в сроки, установленные избирательной комиссией области. Изби- рательная комиссия области передает территориальным избирательным комиссиям на основании своего решения о распределении избирательных бюллетеней по территори- альным избирательным комиссиям весь тираж избирательных бюллетеней, полученный ими от полиграфических организаций. На основании решения территориальной избира- тельной комиссии о распределении избирательных бюллетеней участковые избиратель- ные комиссии получают от территориальной избирательной комиссии избирательные бюллетени не позднее чем за один день до дня голосования. По каждому избиратель- ному участку количество избирательных бюллетеней, передаваемых в участковую изби- рательную комиссию, не может превышать более чем на 0,5 процента (но не менее чем на два бюллетеня) число избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и не может составлять менее 70 процентов от числа избирателей, включенных в список избирателей на избирательном участке на день передачи избирательных бюлле- теней. При передаче избирательных бюллетеней в участковые избирательные комиссии производятся их поштучный пересчет и выбраковка, при этом выбракованные избира- тельные бюллетени (при их выявлении) уничтожаются членами территориальной изби- рательной комиссии, о чем составляется акт. 13. На лицевой стороне всех избирательных бюллетеней, полученных участковой из- бирательной комиссией, в правом верхнем углу ставятся подписи двух членов участко- вой избирательной комиссии с правом решающего голоса, которые заверяются печатью участковой избирательной комиссии. Незаверенные избирательные бюллетени призна- ются избирательными бюллетенями неустановленной формы и при подсчете голосов не учитываются. 14. О передаче избирательных бюллетеней вышестоящей избирательной комиссией нижестоящей избирательной комиссии составляется акт в двух экземплярах. В данном акте указываются дата и время его составления, количество передаваемых избира- тельных бюллетеней. При передаче избирательных бюллетеней вышестоящей избира- тельной комиссией нижестоящей избирательной комиссии, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся) вправе присутствовать изъявившие на то желание члены указанных избирательных комиссий, зарегистрированные кандидаты, сведения о которых внесены в избирательный бюллетень. Соответствующая избира- тельная комиссия обязана оповестить всех членов данной избирательной комиссии и указанных зарегистрированных кандидатов о месте и времени передачи избирательных бюллетеней, а также предоставить возможность не менее чем одному доверенному лицу каждого зарегистрированного кандидата присутствовать при проведении указанной передачи. При этом каждое из перечисленных лиц вправе подписать акты, составляемые при передаче избирательных бюллетеней, а также при их выбраковке и уничтожении (если таковые производятся). 15. Ответственность за передачу и сохранность избирательных бюллетеней несут председатели избирательных комиссий, осуществляющих передачу, получение и хране- ние избирательных бюллетеней. 16. В случае отмены или аннулирования регистрации кандидатов после изготовления избирательных бюллетеней территориальные и участковые избирательные комиссии по указанию избирательной комиссии области вычеркивают в избирательных бюллетенях сведения о таких зарегистрированных кандидатах. При необходимости внесения из- менений и дополнений в сведения о зарегистрированном кандидате, помещенные в от- печатанном избирательном бюллетене, эти изменения и дополнения по решению изби- рательной комиссии области могут быть внесены в избирательные бюллетени членами территориальной избирательной комиссии, участковой избирательной комиссии от руки либо с использованием технических средств. 17. В случае регистрации кандидата менее чем за десять дней до дня голосования избирательная комиссия области вправе принять решение о внесении в отпечатанные избирательные бюллетени сведений об этом зарегистрированном кандидате от руки или с использованием технических средств. 18. В день голосования после окончания времени голосования неиспользованные избирательные бюллетени, находящиеся в избирательных комиссиях, подсчитываются и погашаются, о чем соответствующей избирательной комиссией составляется акт. При погашении бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в части 3 статьи 24 на- стоящего Закона. Эти бюллетени хранятся секретарем комиссии вместе с другой доку- ментацией комиссии. Статья 59. Открепительное удостоверение 1. Избиратель, который не будет иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список из- бирателей, вправе получить в соответствующей территориальной избирательной комис- сии (за 45–20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования, а также в период со дня назначения избирательной комиссией области повторного голосования до дня, предшествующего дню повторного голосования) открепительное удостоверение (в случае проведения повторного голо- сования – открепительное удостоверение без отрывного талона) и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день го- лосования. 2. Открепительные удостоверения являются документами строгой отчетности и име- ют единую нумерацию на всей территории проведения выборов. Открепительное удо- стоверение имеет отрывной талон и изготавливается по форме согласно приложению 3 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Текст открепительного удостовере- ния, число открепительных удостоверений, форма реестра выдачи открепительных удо- стоверений утверждаются не позднее чем за 60 дней до дня голосования избирательной комиссией области, которая определяет также способы защиты открепительных удосто- верений от подделки при их изготовлении. 3. В целях защиты открепительных удостоверений от подделки при их изготовлении используются бумага с водяными знаками и (или) с нанесенными типографским спосо- бом надписью микрошрифтом и (или) защитной сеткой и (или) иные специальные эле- менты защиты. 4. Размещение заказа на изготовление открепительных удостоверений осуществля- ет избирательная комиссия области на основании своего решения. 5. Передача открепительных удостоверений вышестоящей избирательной комис- сией нижестоящим избирательным комиссиям осуществляется на основании решения вышестоящей избирательной комиссии о распределении открепительных удостовере- ний между нижестоящими избирательными комиссиями. Ответственность за передачу и сохранность открепительных удостоверений несут председатели избирательных комис- сий, осуществляющих передачу, получение и хранение открепительных удостоверений. 6. Открепительное удостоверение выдается соответствующей избирательной комис- сией на основании письменного заявления избирателя с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение выдается лично избирателю либо его представителю на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией ста- ционарного лечебно-профилактического учреждения (если избиратель находится в этом учреждении на излечении), администрацией учреждения, где содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые (если избиратель содержится в этом учреждении в ка- честве подозреваемого или обвиняемого). 7. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член избиратель- ной комиссии с правом решающего голоса, осуществляющий выдачу открепительного удостоверения, вносит в открепительное удостоверение и отрывной талон фамилию, имя и отчество избирателя, серию и номер его паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, номер избирательного участка, где избиратель включен в список избирателей, адрес участковой избирательной комиссии, наименования муниципаль- ного образования и субъекта Российской Федерации, на территории которых образован избирательный участок, наименование избирательной комиссии, выдавшей открепи- тельное удостоверение, а также указывает свои фамилию и инициалы, дату выдачи от- крепительного удостоверения, расписывается и ставит печать соответствующей избира- тельной комиссии. 8. Территориальная избирательная комиссия выдает открепительное удостоверение избирателю либо его представителю на основании сведений об избирателях, представ- ленных в территориальную избирательную комиссию в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Закона. Территориальная избирательная комиссия составляет реестр выдачи открепительных удостоверений, в котором указываются фамилия, имя и отче- ство, год рождения (в возрасте 18 лет – дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства избирателя. Председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса, вы- давший избирателю открепительное удостоверение, в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений указывает номер выданного открепительного удостоверения и расписывается. 9. Территориальная избирательная комиссия за 20 дней до дня голосования на- правляет в участковые избирательные комиссии вместе с первым экземпляром списка избирателей заверенные выписки из реестра выдачи открепительных удостоверений, в которых указываются сведения о получивших открепительные удостоверения избирате- лях, зарегистрированных на территориях соответствующих избирательных участков. На основании соответствующей выписки член участковой избирательной комиссии в соот- ветствующей графе списка избирателей делает отметку: «Получил в территориальной избирательной комиссии открепительное удостоверение №» – с указанием номера вы- данного открепительного удостоверения и расписывается. 10. При выдаче избирателю открепительного удостоверения в участковой избира- тельной комиссии председатель, заместитель председателя, секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, выдавший открепи- тельное удостоверение, в соответствующей графе списка избирателей делает отметку: «Получил открепительное удостоверение №» – с указанием номера выданного открепи- тельного удостоверения и расписывается. 11. При получении открепительного удостоверения (в случае проведения повторно- го голосования – открепительного удостоверения без отрывного талона) избиратель в соответствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений (в территори- альной избирательной комиссии) или списка избирателей (в участковой избирательной комиссии) указывает серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается. В случае получения открепительного удостове- рения (при проведении повторного голосования – открепительного удостоверения без отрывного талона) на основании доверенности представителем избирателя в соответ- ствующих графах реестра выдачи открепительных удостоверений или списка избира- телей указываются серия и номер паспорта избирателя или документа, заменяющего паспорт гражданина, при этом представитель избирателя указывает свои фамилию, имя и отчество, серию и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, и расписывается. После этого у представителя избирателя доверенность изымается и приобщается соответственно к реестру выдачи открепительных удостоверений, к списку избирателей. 12. Избиратель, которому выдано открепительное удостоверение (в том числе через его представителя на основании доверенности), исключается участковой избиратель- ной комиссией из списка избирателей на соответствующем избирательном участке на данных выборах главы администрации области и не учитывается в числе зарегистриро- ванных избирателей при составлении протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования. 13. Повторная выдача открепительного удостоверения не допускается. В случае утраты открепительного удостоверения его дубликат не выдается. 14. По предъявлении открепительного удостоверения в день голосования избира- тель дополнительно включается в список избирателей на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования. Участковой избирательной комиссией в соответствующей графе списка избирателей делается отметка: «Проголосовал по открепительному удостоверению №» – с указанием номера открепительного удостове- рения, предъявленного избирателем. После этого у избирателя изымается отрывной талон, а при проведении повторного голосования – открепительное удостоверение. Открепительные удостоверения (отрывные талоны), на основании которых избиратели включены в список избирателей, хранятся вместе с указанным списком избирателей. 15. В случае утраты бланка открепительного удостоверения избирательная комис- сия, установившая факт такой утраты, незамедлительно составляет соответствующий акт и принимает решение, в котором указываются номер утраченного бланка открепи- тельного удостоверения, факт утраты бланка и причина утраты. Это решение в тот же день доводится до сведения непосредственно вышестоящей избирательной комиссии и избирательной комиссии области. На основании этого решения избирательная ко- миссия области признает соответствующее открепительное удостоверение недействи- тельным, о чем незамедлительно информируются все нижестоящие избирательные ко- миссии. Недействительное открепительное удостоверение не является основанием для включения избирателя в список избирателей. При предъявлении избирателем такого открепительного удостоверения оно подлежит изъятию. 16. В случае проведения повторного голосования неиспользованные отрывные тало- ны открепительных удостоверений, выданных избирателям в период со дня назначения избирательной комиссией области повторного голосования до дня, предшествующего дню повторного голосования, погашаются. В день повторного голосования до насту- пления времени голосования неиспользованные открепительные удостоверения по- гашаются вместе с отрывными талонами. Соответствующая избирательная комиссия составляет акты о погашении неиспользованных открепительных удостоверений и отрывных талонов с указанием числа таких удостоверений и талонов. Если глава адми- нистрации области был избран в результате общих выборов либо общие выборы главы администрации области были признаны несостоявшимися или недействительными, неиспользованные открепительные удостоверения вместе с отрывными талонами по- гашаются избирательной комиссией на третий день после официального опубликования результатов общих выборов главы администрации области. Сведения о погашении неис- пользованных открепительных удостоверений и отрывных талонов с указанием их числа и номеров открепительных удостоверений вносятся соответствующей избирательной комиссией в акт, составленный по форме, утвержденной Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. 17. Передача открепительных удостоверений избирательным комиссиям и учет от- крепительных удостоверений, в том числе с использованием ГАС «Выборы», осущест- вляются в порядке, утвержденном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в соответствии с пунктом 16 статьи 62 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Статья 60. Порядок голосования 1. Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. Если на территории избирательного участка находится место жительства избирателей, рабочее время кото- рых совпадает со временем голосования (при работе на предприятиях с непрерывным циклом работы или работе вахтовым методом), решением избирательной комиссии об- ласти время начала голосования на этом избирательном участке может быть перенесено на более раннее время, но не более чем на два часа. 2. О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые избиратель- ные комиссии обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за 20 дней до дня голосования. 3. В день голосования перед началом голосования председатель участковой изби- рательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет к осмотру членам участковой избирательной комиссии, присутствующим избирателям, лицам, указанным в части 3 статьи 24 настоящего Закона, пустые переносные и стацио- нарные ящики для голосования, которые затем опечатываются печатью участковой из- бирательной комиссии (пломбируются). 4. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса получают от председателя участковой избирательной комиссии избирательные бюллетени для вы- дачи избирателям и расписываются в их получении. После этого председатель участко- вой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию. 5. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избира- телей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению – по предъявлении также открепительного удостоверения. 6. При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке из- бирателей серию и номер своего паспорта или документа, заменяющего паспорт граж- данина. С согласия избирателя либо по его просьбе указанные сведения могут быть внесены в список избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и рас- писывается в получении каждого избирательного бюллетеня в соответствующей графе списка избирателей. Член участковой избирательной комиссии, выдавший избирателю избирательный бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка из- бирателей. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избира- телей делаются соответствующие дополнительные отметки. 7. Голосование проводится путем нанесения избирателем в избирательном бюллете- не любого знака в квадрате, относящемся к кандидату, в пользу которого сделан выбор. 8. Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не до- пускается. Избирательный бюллетень заполняется избирателем в специально оборудо- ванной кабине или ином специально оборудованном месте для тайного голосования, где присутствие других лиц недопустимо, за исключением случая, предусмотренного частью 9 настоящей статьи. 9. Избиратель, который не может самостоятельно расписаться в получении из- бирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень, принять участие в электронном голосовании, вправе воспользоваться для этого помощью другого лица, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью для заполнения избирательного бюлле- теня, участия в электронном голосовании. В этом случае в соответствующей (соответ- ствующих) графе (графах) списка избирателей указываются фамилия, имя и отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказы- вающего помощь избирателю. 10. Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня до- пустил ошибку, он вправе обратиться к члену участковой избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член участковой избирательной комиссии выдает из- бирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя. На испорченном избирательном бюллетене член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса де- лает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью. Данная запись заверяется также подписью секретаря участковой избирательной комиссии, после чего такой изби- рательный бюллетень незамедлительно погашается. 11. Заполненные избирательные бюллетени избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования. 12. Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в по- мещении для голосования. Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой избирательной комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой избира- тельной комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой избирательной комиссии – секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом ре- шающего голоса, уполномоченный ею. 13. При проведении голосования, подсчете голосов избирателей и составлении про- токола участковой избирательной комиссии об итогах голосования в помещении для го- лосования, в помещении участковой избирательной комиссии вправе находиться лица, указанные в части 3 статьи 24 настоящего Закона. Список лиц, осуществлявших наблю- дение за ходом голосования и подсчетом голосов избирателей, составляется участко- вой избирательной комиссией на основе представленных данными лицами документов. 14. Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах. В указанных случаях соответствующее мотивированное решение принимается участковой или вышестоящей избирательной комиссией в письменной форме. В соответствии с федеральным законо- дательством правоохранительные органы обеспечивают исполнение указанного реше-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz